Четыре гнома и цветок
Четыре гнома клад нашли - ого!
В снегу у ручейка
И целый день несли его
Кряхтя, издалека
Едва приволокли домой...
Но вышел кавардак:
Им разделить находку – ой!
Не удалось никак
Они друг друга били лбом:
Бом - бом - бом!
Да так, что пыль была столбом:
Бом - бом - бом!
И вот поссорились – ага!
Навеки с этих пор...
(© Отрывок))
Наша психика является частью окружающего нас мира, и её тайна так же безгранична. Поэтому мы не можем дать определения ни тому, ни другому. Мы только можем утверждать, что верим в их существование, и описывать по мере возможности их функционирование.
Кроме накопленных результатов медицинских исследований есть и серьёзные логические доводы против утверждений о несуществовании подсознания. Сторонники этой точки зрения выражают стародавний «мизонеизм» — страх перед новым и неизвестным.
Это противление идее существования непознанной части человеческой психики имеет свои цепкие корни, ведь сознание — совсем недавнее приобретение бытия и находится ещё в процессе становления.
Оно хрупко, подвержено специфическим опасностям и легкоранимо. Антропологи подметили, что одним из наиболее частых умственных расстройств у первобытных людей была, говоря их языком, «потеря души», или разлад (по - научному — диссоциация) сознания.
Среди людей прошлого, уровень сознания которых отличался от нашего, душа (психика) не воспринималась как нечто целое. Многие полагали, что каждый человек помимо обычной души имеет ещё и так называемую «лесную душу», воплощённую в том звере и растении, с которым он имеет определённое психическое родство.
Известный французский этнолог Л. Леви - Брюль назвал эти представления «мистическим участием». Позже он отказался от этого термина под давлением недружественной критики, но я уверен в его правоте. В психологии хорошо известно явление подобного подсознательного единения одного индивидуума с другим человеком или объектом.
Среди первобытных людей это родство имело множество форм. Если «лесная душа» обитала в каком - либо звере, то он считался человеку как бы братом. Предполагалось, что человек, имеющий братом крокодила, мог, например, спокойно плескаться в кишащей аллигаторами реке.
Иметь «лесную душу» в дереве означало родительскую власть этого дерева над индивидуумом. В обоих случаях понималось, что оскорбление «лесной души» равно оскорблению человека.
В некоторых племенах считалось, что у человека несколько душ.
Подобное мироощущение отражало веру отдельных первобытных людей в то, что они состоят из нескольких связанных между собой, но различных частей. Это означает, что индивидуальная психика была далека от гармоничной целостности. Наоборот, она грозила вот - вот распасться под напором неконтролируемых эмоций.
Хотя эта ситуация и известна нам лишь по работам антропологов, она вовсе не так далека от современной действительности, как могло бы показаться.
Мы тоже можем стать диссоциированными и утратить свою индивидуальность. Мы можем оказаться во власти настроения, весьма изменившись при этом; можем утратить благоразумие и память о само собой разумеющихся вещах, касающихся нас самих и наших близких до такой степени, что спровоцируем вопрос:
«Какой бес в тебя вселился?» Мы говорим о возможности самоконтроля, однако редко кому удаётся овладеть этим замечательным качеством. Мы можем полагать, что контролируем себя, но при этом наши друзья легко видят в нас такое, чего мы и не представляем.
Без сомнения, даже при высоком, с нашей точки зрения, уровне цивилизации человеческое сознание ещё не достигло уровня неразрывности. Оно ещё уязвимо и подвержено фрагментации.
В то же время, способность изолировать часть разума является весьма ценной. Она позволяет сосредотачиваться на чём - то одном, отключая всё, что может отвлечь наше внимание, и подавляя для этого часть психики.
Главный вопрос заключается, однако, в том, делаем ли мы это сознательно или же это происходит спонтанно, без нашего ведома и согласия, или даже против нашего желания. В первом случае такая способность является достижением цивилизации, во втором — первобытной «потерей души» или даже невротической патологией.
Таким образом, даже в наши дни единство сознания всё ещё штука ненадёжная — слишком легко оно прерывается. А способность контролировать эмоции, весьма полезная с одной стороны, с другой выглядит довольно сомнительно, ибо лишает человеческие отношения разнообразия, яркости и теплоты.
Карл Густав Юнг. Человек и его символы (Отрывок)
Автор: Алекс Боу