Ключи к реальности

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Ключи к реальности » Свободное общение » Мёртвая душа


Мёртвая душа

Сообщений 11 страница 17 из 17

11

Плывём и тонем в козьем молоке

Опять душа моя больна.
Опять ночами ей не спится.
Прекрасных глаз твоих стремится
Она достигнуть бездны дна.

Хочу припасть, хочу испить
Всю нежность страстно без остатка!
Ах, как мучительно, но сладко
Тебя до донышка любить!

Тонуть в глазах и растворяться,
Сливаясь с солнечным лучом
И, не жалея ни о чём,
С тобой впредь не расставаться!

Возможно там, на самом дне
Хранятся ключики от дверцы
И вход желанный прямо в сердце
Твоё доступным станет мне.

                                      Тонуть в глазах и растворяться
                                              Автор: Эдуард Венц

Мёртвая душа

Козье молоко

Моя сестрёнка опасно заболела. Она сгорала в жару и иногда плакала: «Ой, мамочка, больно… Больно…»

В такие дни я выпрашивал у детдомовской поварихи большой медный чайник и шёл к станции. Там, привязанная к колышку, паслась чья - то коза. Я ставил под неё чайник и тянул за тёплые, жестковатые соски. Я просил её:

– Козочка, хорошая, добрая козочка, ты дай мне немного молочка… Не для себя, честное слово, сестрёнка моя болеет…

Однажды сзади подкралась ко мне старуха и больно схватила за волосы:

– Ах ты вор! Детдомовец ты несчастный!

Я вырвался и, потеряв крышку от чайника, прибежал в детдом. Скоро пришла и старуха. Я видел, как она спрашивала заведующую и прошла в детскую комнату, где та находилась. Заведующая как раз смотрела, как мою сестрёнку поят молоком.

Потом старуха вышла, а заведующая, выглядывая из двери, спросила:

– Вы ко мне приходили?

«Не сказала», – подумал я и так обрадовался, что забыл спрятаться. Я стоял в коридоре у стенки, и мне хотелось врасти в неё, когда старуха проходила мимо. Но она остановилась точно напротив меня и, разглядывая что-то на полу, сказала, словно сама себе:

– Я хорошо запомнила того, кто крадёт молоко, и я его не вижу… Иначе бы руки ему повыдирала вместе с корешками. Так вот… – И, помолчав, добавила: – Но если какой хороший мальчик придёт и попросит молока, разве я не дам? Ведь каждый знает, что я работаю сторожихой в школе.

И старуха пошла дальше, сильно шаркая об пол валенками, которые она носила даже летом.

«Тринадцатый»

Однажды во дворе детдома появился нищий старик. Он сказал:

– Кто посмеет смеяться надо мной? Разве вы знаете, кто я? Вы ничего не знаете!
– А кто вы? – спросили тогда наши ребята.
– Ого! Так им все и расскажи. Может быть, вы не смотрели фильм «Тринадцать»?
– Смотрели, – сказали хором мы.
– Тогда я удивляюсь вашему недомыслию и слепоте! – рассердился он. – Неужели каждому нужно объяснять, что единственный герой, оставшийся в живых после сражения, сейчас перед вами…

Старик пошёл прочь. Мы онемели. Мы были сражены на месте.

Он, видимо, понял это и тотчас же вернулся.

– Ну, вот что, об этом молчок. Ясно? А сейчас тащите поесть! Разве может красный герой голодать в наше время!..

Целый месяц «Тринадцатый» жил у нас в дровах. Мы тащили весь свой хлеб. Героический старик, снисходя к нам, принимал всё это и ворчал:

– Неблагодарные потомки… Разве я плохо воевал с басмачами? Разве я не красный герой?
– Красный герой! – подтверждали скорее мы, пугаясь, что он обидится и уйдет.
– И вы, контра несчастная, жалеете для красного героя свои жалкие рубли?..

Мы достали из тайников всю мелочь и принесли ему.

В тот же вечер он исчез. Несколько дней мы искали нашего старика. На третий увидели на берегу реки толпу. Старик лежал на земле мокрый и не похожий на себя.

– Бездомный бродяга! – сказали люди. – Напился до беспамяти и утонул.
– Это «Тринадцатый», – сказали мы, потому что мы одни знали о нем правду.
– Может, и тринадцатый… Их много нынче тонет, – ответили в толпе.
– Но это же «Тринадцатый»! – закричали мы. – Это же красный герой!

Тогда люди засмеялись:

– Тридцать лет он тут побирается, наш красный… От вина всегда красный.
– Вы… Вы врёте всё! – сказали мы, отчаиваясь.

И нас прогнали домой.

Мы сидели на дровах, там, где совсем недавно разговаривали с последним красным героем, оставшимся в живых, и мужественно скрывали друг от друга слёзы. Мы твёрдо знали, что погиб «Тринадцатый» и никто не сможет понять наше горе.

                                                        из сборника рассказов Анатолия Приставкина - «Первый день – последний день творенья»

Мёртвая душа

0

12

На страже предрассветного часа

Мёртвые с косами вдоль дорог стоят - дело рук красных дьяволят!
Мёртвые с косами сбросили царя, занималась алая... Занималась алая, эх!

Заря, заря, заря, алая заря.
Заря, заря, заря, алая заря.

                                                                  из музыкальной композиции «Батька Махно»
                                                                                Источник: Группа «Любе»

Когда Пётр достал из стоящего в кабинете шкафа потёртый портфель - «дипломат», Светлана лишь с печалью в голосе спросила:

— А сейчас куда?
— Да недалеко, скатаюсь в Одессу и обратно.
— А кого?
— Светочка, там один излишне шустрый коллега по работе пытается перед руководством выслужиться. Лепелевский его фамилия, Израиль Моисеевич. Мне Мессинг сказал, что этот Израиль что-то сильно не туда копает. А Станислав Адамович — он человек ответственный, зря пургу не гонит.
— А Мессинг сам проблему решить не может?
— Солнышко моё, и как ты это себе представляешь? Вызывает Зампред ОГПУ к себе ликвидатора и говорит: а ну-ка быстренько пристрелите начальника секретно - оперативного управления на Украине? Ты учти, там вся шобла — ставленники Ягоды, как и половина центрального управления. Его же через полчаса самого пристрелят в тихом месте и никто никого не найдёт.
— И поэтому Станислав Яковлевич тебе всех мерзавцев сливает, так?
— Не всех, а до кого сам дотянуться не может. Ну мы тоже пока не до всех можем, да и патроны к винторезу у нас заканчиваются. Знал бы, так не сотню с собой взял, а пару цинков!
— Валя сказал, что к лету наладит выпуск наших патронов. А вот то, что кроме тебя у нас этим никто не занимается…
— Счастье моё, чтобы этим правильно заниматься, двадцать лет учиться надо. А Скорохватову уже за шестьдесят, шустрости не хватает для работы в поле. То есть в поле-то он работать может, а вот в городе… А тут не зажравшихся геев с жидобандерами работать надо, а матёрого опера. Я-то уйду даже если объекта придётся работать на Съезде в Колонном зале, а из нынешних…
— А Судоплатов?
— А Судоплатов сейчас студентишка, ему ещё лет пять минимум учиться надо. Правда мы с Валей этот вопрос уже обкашляли, так что парнишке кое-что я преподам… чуть попозже. А пока — ну некому такую работу работать, некому! Скорохватов, конечно, старается помочь — но он сейчас разве что инструктором для молодёжи работать может. И работает, но настоящий результат проявится ещё не скоро.
— Да я всё понимаю, просто волнуюсь очень. Вдруг что-то не так пойдёт…
— Если что-то и пойдёт не так, то у меня есть FN.
— Это да… а я давно спросить хотела, но все повода не было: а почему FN? И вообще как ты с пистолетом под мышкой по России-то свободно катался?
— Вообще-то это трофей, я его от не братьев привёз. А у нас на службе разрешалось выбирать с чем работать, вот я его и выбрал: машинка надёжная, удобная, а главное магазин ёмкий. Что же до «катался», так я вроде как на службе, даже когда в отпуске, то всё равно на службе. Служба была такая…
— И сейчас такая же. Ладно, ты когда вернёшься-то? А то мне в апреле рожать…
— Да я вообще дней на пять еду. Так что не переживай и слушай Гулю.

Станислав Адамович был, конечно, пламенным революционером, но ещё он был человеком весьма прагматичным. И когда он почувствовал (всего лишь почувствовал!), что «питомцы Свердлова» намерены выставить из армии специалистов, явно демонстрирующих их собственную ничтожность, он немедленно поделился своими соображениями с другими специалистами.

Откровенно говоря, Станислав Адамович не очень даже понимал, чем занимается Особое Девятое управление. То есть официально они «заставляли контрреволюционеров работать на пользу революции», по факту — занимались разными научными работами, даже, скорее, научно - практическими, и в этом имели неплохие успехи — но с его точки зрения всё это были лишь странным «прикрытием» какой-то иной деятельности. Которая — и лишь изредка — приоткрывалась по каким-то совершенно случайным поводам.

Так, например, их работа слегка приоткрылась Станиславу Адамовичу, когда он впервые встретился с сотрудниками Управления. Они именно «совершенно случайно» раскрыли масштабные хищения в Эрмитаже и полученные материалы принесли к нему. За что товарищ Мессинг был им весьма благодарен, ведь за раскрытие этого преступления на Ленинградское ОГПУ просто дождём посыпались весьма заметные блага, а само Девятое Управление даже специально попросило их вообще в этом деле не упоминать. Но главный питерский чекист не смог не заметить, что некоторое количество фигурантов дела, наказать которых не вышло из-за отсутствия улик, просто исчезли…

Тогда он всё списал на бегство подозреваемых за кордон, но в следующем деле, где ему пришлось столкнуться с этим Управлением… Два старших уполномоченных контрразведывательного управления, Виролайнен и Косицкий, после суда по делу балтийских офицеров составили по всем правилам жалобу на решение судебного заседания, оставившего, по их мнению, контрреволюционеров практически без наказания. Мессинг «при случае» поинтересовался у начальника Девятого Управления, в чём же собственно кроется причина столь явного вмешательства их в дела контрразведки.

И ответ товарища Сухова он запомнил:

— Стране неважно, какого цвета кошка, важно лишь то, чтобы она ловила мышей.

Но ответ запомнился не оригинальностью формулировки, а тем, что Виролайнен и Косицкий тоже исчезли через три дня и никакие поиски пропавших результата не принесли. Но Мессинг даже на это особого внимания не обратил, однако через неделю после прекращения расследования сотрудник Девятого Управления принёс ему подписанные Иваном Петровичем Виролайненом протоколы, свидетельствующие о том, что «дело офицеров» было полностью фальсифицировано. Кстати, куда сам Иван Петрович делся и что случилось с Косицким Мессинг даже спрашивать не стал…

Уже в Москве, после исчезновения замнаркома финансов тот же парень, Пётр Климов, принёс ему (и именно ему) очень интересные документы о контрабандном вывозе ценностей из Гохрана за рубеж — вроде как с целью «обсудить мероприятия по пресечению». Ему лично принёс, поскольку здесь должна была принять активное участие подчинённая Станиславу Адамовичу служба внешней разведки. А когда второй заместитель Менжинского высказался в том плане, что «доказательства собрать будет очень непросто», парень, хмыкнув, заметил:

— Ну мы же не собираемся их предавать самому справедливому в мире суду, где их же родственники и заседают. Нам надо лишь проследить за теми, кто остался и не дать им продолжить столь мерзкое занятие.

Станислав Адамович не был и дураком, хотя играть в «аппаратные игры» так толком и не научился: ему казалось, что главное — служить стране. Но если кто-то «из аппарата» служит явно не так, как следует…

— Вы, скорее всего, правы. Я думаю, что за этими — он махнул рукой в сторону разложенных на столе бумаг — мы в зарубежных поездках проследить сможем. Я лично этим займусь… но вы знаете, мне кажется, что их кто-то серьёзно прикрывает…

Переданная тогда Климову информация вроде бы осталась без заметной реакции, но когда — спустя два месяца — Генрих Ягода скончался от инфаркта, Станислав Адамович воспринял это как должное.

А ещё он, наконец, вроде бы понял, чем занимается это таинственное Управление: случайно выяснил, что Вячеслав Рудольфович столь заметно пошёл на поправку после того, как Гюльчатай Халматовна прописала ему какие-то таинственные таблетки с загадочным названием «клопидогрел». Крошечные таблетки, которые следовало принимать по одной каждый день — и которые делались как раз где-то в Девятом Управлении. И которые, несмотря на поставленные на уши все зарубежные службы, нигде в мире найти не удалось…

А если учесть, что из Наркомздрава просочились слухи, что в следующем году появится «абсолютное лекарство от малярии», то становится понятно, чем занимаются в этом таинственном Управлении и почему они столь жестко отстаивают какие-то свои интересы при полном попустительстве «верхов». Но если им показать, кто ещё может им помешать…

Так что, отправляя Климову совершенно секретные материалы об очередном расследовании контрреволюционной деятельности бывших царских офицеров, ни малейших сомнений теперь уже первый заместитель Менжинского не испытывал.

                                                                                                                       из фантастической повести Номен Квинтус -  «Титановый бардак»

0

13

Золотая с молочным сиропом

Ты мне кажешься знойной и жуткой,
И пропитанной солнцем насквозь.
Ах, скажи мне, что то была шутка
И мы вместе с тобою, не врозь!

Но смеёшься, стакан подавая
Мне хмельного и страшного зла
Моя нимфа, скажи, убегая,
Что ты мной безвозвратно больна!

Я один в этой гневной стихии
И огонь, что сжигает мне грудь,
Заглушающий стоны глухие
Мне тебя позволяет вернуть.

Всё! Теперь ты моя. Без остатка
Жаркой птицей ты смолкнешь, скорбя.
И поймёшь в диком вихре припадка,
То, что ты отравила себя.

                                                           Отравительница
                                                    Автор: Федора Басманов

На другой день по прибытии княгини Шестовой в Т. рано утром в конторе гостиницы «Гранд Отель» была получена на её имя телеграмма из Москвы.

Лакей, призванный в контору для вручения её по принадлежности, вспомнил, что её сиятельство приказала ему накануне разбудить её в девять часов, и несмотря на то, что был девятый час в начале, полагая, что приезжая ждала именно эту телеграмму, отправился стучаться в дверь первого номера.

На сперва осторожный стук его он не получил ответа. Он стал стучаться сильнее, но также без результата.

Он забарабанил что есть мочи — ни гласу, ни послушания. Лакей в недоумении побежал в контору и сообщил об этом казусе.

Вскоре у двери номера, занимаемого княгиней Шестовой, появился хозяин гостиницы и собралась почти вся прислуга. Хозяин был одним из местных купцов, сменивший прежнего обрусевшего немца, который прогорел и был одним из тех весьма немногих немцев, которые, не нажившись в гостеприимной России, отправились в свой фатерланд.

Постучав ещё несколько времени в запертую дверь номера, в замке которой ключа с внутренней стороны не было, хозяин решил послать за полицией. Явившийся вскоре полицейский офицер, попробовав постучаться ещё несколько раз, приказал сломать замок. Дверь была отворена и вошедшие нашли княгиню Зинаиду Павловну лежащею мёртвой в постеле.

Удалив из комнат набежавших лишних людей, полицейский офицер, в присутствии ахавшего хозяина и двух понятых, приступил к составлению акта, дав знать о случившемся местному судебному следователю и прокурору.

Через полчаса, в гостиницу прибыли наши знакомые, которым было назначено судьбой принять участие как в первом, так и во втором акте жизненной драмы, разыгравшейся в семье князей Шестовых, судебный следователь Сергей Павлович Карамышев и исправляющий должность т - ского прокурора Леонид Иванович Новский.

Первый, после дела об отравлении князя Александра Павловича, был, по настоянию прокурорского надзора, переведён в городской участок. Главным мотивом для этого перевода было иметь его всегда перед глазами. Сергей Павлович сперва был очень этим недоволен, не имея более возможности устраивать себе летом воздушные канцелярии, но потом успокоился на мысли, что за то каждый вечер он может перекинуться в картишки в Коннозаводском собрании, что и исполнял неукоснительно.

Второй исправлял должность переведённого в другой город бывшего своего начальника и со дня на день ожидал утверждения.

Сергей Павлович был поражён случившимся и со вниманием слушал полицейского офицера, сообщавшего ему подробности осмотра. Последний рассказывал ему о найденных: ключ от номера под подушкой вместе с другими ключами, стакане, оказавшемся в складках одеяла, и пузырьке синего стекла на столе.

Карамышев взял пузырёк, откупорил его и понюхал.

— Это синильная кислота — она отравились, или отравлена. Из вещей всё цело?
— Кажется всё. Я отпер найденную на стуле сумочку и в ней оказалось четыре тысячи шестьсот тридцать восемь рублей кредитными билетами, носовой платок и золотой портсигар с папиросами, — указал полицейский офицер на стол в приёмной, где лежали раскрытая сумочка и поименованные им вещи и деньги.

На столе же лежала вскрытая телеграмма, полученная утром — она оказалась от Гиршфельда, который извещал княгиню, что приедет с вечерним поездом.

— За доктором послано?
— Уже давно.
— Он всегда опаздывает! — вставил Леонид Иванович. Все уселись в ожидании городового врача.

Сергей Павлович глубоко задумался. Ему живо припомнилась загадочная смерть мужа покойницы, князя Александра Павловича, случившаяся семь лет тому назад, и самоубийство несомненно невинного Якова Быстрова. Приезд доктора призвал его к настоящей действительности. Начался осмотр.

Доктор влил в рот принесённой по его приказанию в номер кошке столовую ложку аршада из графина (*).

Кошка быстро завертелась и через несколько минут околела.

— Княгиня отравилась, или отравлена синильной кислотой, в большом количестве примешенной к аршаду. Я полагаю даже, что вскрытие совершенно излишне. Наружный вид трупа красноречиво подтверждает несомненное отравление.

Новский и Карамышев согласились вполне с этим заключением. Начался допрос свидетелей. Когда прислуживавшие вечером княгине лакей и горничная показали, что оставили её в номере с её сиятельством княжной Маргаритой Дмитриевной, в уме Карамышева снова мелькнула мысль, что княжну также видели шедшей накануне по направлению к кабинету, в котором нашли на другой день мёртвой её дядю.

«Неужели я был тогда на настоящей дороге?» — задал он себе мысленно вопрос.

«Нет, не может быть!» — отогнал он от себя эту мысль.

Допрос продолжался.

Тем временем Маргарита Дмитриевна, не достояв обедни в монастырской церкви, вышла через заднюю калитку ограды и отправилась к месту назначенного ей Гиршфельдом свидания. По её расчёту, он должен был уже прибыть.

Был одиннадцатый час утра. Солнце ярко светило с безоблачного неба, отражавшегося в гладкой поверхности чудного озера, на берегу которого стоял монастырь. Свежая травка и листва деревьев блестели как -то особенно ярко. В маленькой ближайшей роще, по направлению к которой шла княжна, пели пташки.

Она вошла в рощу. Какой -то таинственный шелест приветствовал её. Ей вдруг стало жутко. Перед ней мелькнули виденные ею вчера и грезившиеся ей всю ночь два глаза. Она прислонилась к одному из деревьев, чтобы не упасть. Тут она заметила фигуру спешившего к ней Николая Леопольдовича. Она оправилась. Она была не одна. Он был с ней.

— Наконец, ну, что? — подошёл он.

Она молча подала ему бумагу и ключ. Он быстро развернул и посмотрел бумагу и сунул её в карман.

— Золотая моя, неоцененная! — заключил он её в свои объятия.

Она не сопротивлялась, но ей показалось, что от прикосновения этого человека веет таким же холодом, какой она ощутила вчера под рукой, державшей голову мёртвой тётки. Она вздрогнула.

— Рассказывай как и что? — вызвал он её к действительности.

Она передала ему всё в подробности.

— Прекрасно, превосходно, лучше и не надо! — говорил он, потирая руки.

Она кончила рассказ.

                                                                                         из романа  Гейнце Н. Э. - «В тине адвокатуры» Глава 21. «Роковой ключ»  (Отрывок)
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(*) по его приказанию в номер кошке столовую ложку аршада из графина - Оршад — старинный молочный сироп, смесь миндального молока с сахаром и померанцевой водой (настоянной на флёрдоранже (1) ). Иногда вместо померанцевой шла в ход розовая вода.
(1) Флёрдоранж — это белые цветки померанцевого дерева (семейства Цитрусовые). Выражение заимствовано в русский язык из французского. Померанцевый цветок — традиционная часть свадебного убора невесты, например, в виде венка или же свадебного букета. Символ девичьей невинности. Для украшения невесты могут употребляться и искусственные цветы.
В старину этим словом обозначался и настой, напиток из этих цветков — померанцевая вода. Цветки цитрусовых из-за своего запаха с давних пор употребляются в различных парфюмерных продуктах.

Мёртвая душа

0

14

Забраться на Эльдорадо

Ганувер Эверест, Эмилия Варрен-
Влюблённые по берегу гуляли,
Для них прибой гремел, прохладный ветер пел,
Не ведая унынья и печали.

И золотую цепь они нашли в песке,
Где буканьер качался на причале,
Когда в лучах зари играл аквамарин,
И чайки серебристые кричали.

О солнечный металл! Как радостно сиял
В колье, браслетах, обручальных кольцах.
Кто куш не предвкушал? Огромный капитал
Приобретал на узких тропах скользких.

Та якорная цепь манила прямо в склеп,
Из золота и серебра отлита,
Натянута, как нерв. А сколько было жертв?
А сколько было узников убито?

Чью золотую цепь они нашли в песке
Ганувер и его подруга Молли?
О чём прибой хрипел? О чём песок скрипел?
И на губах остался привкус соли.

                                                 Баллада про золотую цепь (Отрывок)
                                                              Автор: Алла Авдеева
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(*) Где буканьер качался на причале - Буканьеры — это пираты, которые нападали на испанские флотилии в Карибском море во второй половине XVII века. Термин «буканьер» часто используется как синоним понятию «пират». Первоначально буканьеры объединялись в более многочисленные группы, которые нападали на прибрежные города. Буканьеры были моряками - дезертирами, среди которых преобладали французы, а также беглые слуги из испанских колоний в Америке. Видимо речь идёт  о шлюпке с пиратского корабля.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мёртвая душа

- Я хочу свободы.

Утомлённые волны её голоса, казалось, разбились о неприступные стены, отхлынули к окну, лизнули шторы и, вспенившись, подкатили к пыльному изголовью свои кипящие воды. Макс поддался им.

- Свободы? Разве я не дал тебе её?
- Показать и дать не одно и то же. Ты показал мне свободу, но не дал её, нет.
- Кто же дал? – в Аврору вцепились его глаза, - муж?!
- Нет. Он избавил меня от свободы.
- Так - так… он избавил… я показал… а кто же тебе её даст?

Издевательская улыбка Макса уже точила оскал, но мгновенно сползла с лица, когда с вкрадчивым шелестом голоса Авроры повисло:

- Ребёнок. Я беременна.

Тяжело и как -то неуклюже пало безмолвие на пол серым могильным камнем. Возникшая нервозность принялась раскачивать Макса. С протяжным воем взнузданные круговерти бессмыслицы увлекали все его мысли в свои хороводы. И он отчаянно не понимал, что с ним происходит.

Золотые нити солнца вплетались в волосы Авроры, по обнажённому изгибу её спины искрящееся мерцание тоненьких лучей отзывалось щекоткой. Наконец она заговорила:

- Свобода, - усмехнулась, - даже не верится… - из-за плеча посмотрела на Макса, - ты же должен понять…  - взялась за запястье и с испугом посмотрела на руку, - О, этот браслет! – подушечками пальцев стала перебирать звенья, - первое, на что я купилась! Думала, бесценный подарок, - усмехнулась, - а ценой оказалась свобода, - со вздохом расстегнула замок, - не слишком дорогой, как считаешь? За свободу - то, а? – рассмеялась, поигрывая браслетом, - он мог бы заплатить и побольше! Теперь говорит, что я никогда не буду свободна. – смеялась теперь уже с поволокой в глазах. – Возьми.

С безнадёжной кротостью Макс принял в дар сзмеившийся узор золотых цепочек. Звенья впились в ладонь сжатого кулака. И что -то изменилось.

Аврора скользнула презрительным взглядом по его руке и запрокинула голову, давясь истеричным смехом. И объяснить такое поведение никто не смог бы.

- Как же мне не хватает наивности! – желчно выплёвывала она, - Было бы глупо верить, что ты оставишь его на память. Да и не подаришь никому. Лучше всего продай. Мне всё равно!

С диким хохотом она оделась, и, не бросив ни слова, ни даже взгляда в сторону Макса, вышла из этой квартиры уже в последний раз.

2. Presto (*)

Щелчок. Лязгнул язычок замка. В ядре змеиного клуба шипели солнечные звенья заклятье наваждений. Язык змеиный подобен звону, да нет же. Звон подобен языку. Теперь и он способен, тряся звеньями браслета, слышать их металлический клёкот тайн. Шёпот, путаясь в разливах света, расползся по комнате, спутался в золоте светила, опрокинутого на шторы, и замер. Вдруг с новой силой он ударил в глаза безумца, но уже с книжной полки.

Александр Грин. Золотая цепь.

Браслет торжественно запел. Тарахтя, звенья сцепились в ликующем трепете.

Ильф и Петров. Золотой телёнок.

Звенящий смех как будто замычал. Макс теперь не замечал, как пьянящий голос звучал отовсюду, смешивая в груду безостановочных вариаций каждый шорох, шелест, скрип, удар, свист, визг, бормотанье, скрежет и всё, что только держит у себя на поводу человеческий слух. Даже жужжанье мух на балконе влетало в общий угар какофоний.

Райдер Хаггард. Копи царя Соломона.

Горя довольно странной идеей, Макс ринулся прочь, на воздух. Остро кольнул солнечный свет в глаза, ведь день только пошёл в разгул, разнося хромающей полькой мелодии споров, раздоров, шуток, бесед, прибауток, новостей и прочих разговоров. И ко всему этому ухо Макса не глухо. Вот через квартал старуха сыплет:

- … золотые руки! А мой-то…

И тут же за поворотом другие звуки:

- … так и запомни: бей бабу молотом – будет баба золотом…

Макс миновал поворот, затем квартал и снова стал внимать шуму города. Смеясь так же искренне, как и противно, один толкал другого в бок:

-  … до золотой -то свадьбы долго? не терпится выпить за дорогого друга и его жену!
- Ну, скажешь тоже. Мне б с поводка удрать, глядишь, и ты бы на новой свадьбе погулял.

Смеются уже оба. А противный так даже подкупает сияющими коронками зубов.

- Хе - хе! Давно твой поводок оцепенел, а ты и не заметил!
- Не говори! Цепная псина.
- Разве что цепь скоро золотой станет.

От смеха трясутся оба, а слух ловит новое, и Макс спешит следом.

- … мне «Золотого ключика» двести грамм.

В другом ларьке:

- … не червонец он, чтоб всем нравиться!..

И далее – центральный банк:

- … курс золота… в расчёте на тройские унции… (**)

Проспектом ниже госиздат сдаёт в печать:

- … Золото дураков… Золото нации… Золото инков…

Над издательским этажом, утопая в собственной жиже, голос редактора, влюбчивого не то в поэзию, не то в моду, скандирует Маяковского, вызывая погоду и разрывая рот:

- … пенится, звенит золотоворот долларов, рублей, крон, иен, марок…

Макс внемлет. Гул зовёт на Соборную площадь. Переплывая город, улицу за улицей, вот он у рекламного монитора, который неистово орёт:

- …  открыт путь к Эльдорадо!..

                                                                                                                                                                                        В цепях (Отрывок)
                                                                                                                                                                                   Автор: Сергей Блинов 2
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(*) Presto - Presto (итал. — быстро) — обозначение быстрого темпа в музыке. Применяется с начала 17 века. Первоначально различие между presto и allegro было незначительным или не проводилось вообще; лишь в 18 веке presto стало обозначением более быстрого сравнительно с allegro темпа. Обозначение «presto» часто применялось в финалах классических сонатно - симфонических циклов, а также в оперных увертюрах.

(**) … курс золота… в расчёте на тройские унции… - Тройская унция — единица измерения массы, равная 31,1034768 грамма. В современном мире тройская унция широко применяется в банковском и ювелирном деле для выражения массы драгоценных металлов, а также в некоторых других областях, например, в косметике для выражения массы особо ценных ингредиентов. Международные обозначения тройской унции золота, серебра, платины и палладия, соответственно, — XAU, XAG, XPT, XPD. Масса инвестиционных монет довольно часто указывается в долях тройской унции.

Мёртвая душа

0

15

Приглашающая на казнь
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приглашающая на казнь - Культурная отсылка к роману Владимира Набокова - «Приглашение на казнь».
Сюжет:
Цинциннат Ц. оказывается приговорённым к смертной казни за свою непохожесть на других, «непрозрачность» для них, то есть за «гносеологическую гнусность», как называет это суд. До тридцати лет ему удавалось скрывать свою подлинную натуру от окружающих. Но постоянные измены жены Марфиньки, а затем появление в детском саду, где он работал учителем, мальчика и девочки, родившихся в результате этих измен, заставляют Цинцинната потерять бдительность и перестать маскироваться. Это приводит его в тюрьму.
В романе показываются последние двадцать дней жизни Цинцинната. За этот период он пытается осмыслить свою жизнь. Он общается со своим тюремщиком Родионом и с директором тюрьмы. Также его периодически посещают адвокат и двенадцатилетняя дочка директора тюрьмы. А ещё на свидания к нему приходят его мать и жена вместе с роднёй. Кроме того, в друзья к Цинциннату под видом соседа-арестанта набивается его будущий палач. В результате этих встреч Цинциннат ещё более остро осознаёт противоречия собственной личности с современным ему обществом «прозрачных друг для дружки душ».
Перед казнью, ещё не зная её точной даты, Цинциннат пишет: «Вот тупик тутошней жизни, — и не в её тесных пределах надо было искать спасения». После казни Цинциннат, видимо, оказавшийся уже по ту сторону мира живых, уходит прочь от уничтожаемых вихрем эшафота и площади со ставшими «совсем прозрачными» зрителями.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ты меня на казнь ведёшь,
Я за всё тебя прощаю.
Небо, солнце обещаю,
Если ты любовь убьёшь.
Мне не вытерпеть упрёки,
Слёзы серых облаков.
Словно плач чужих богов,
Я стираю в чувствах строки.
Память ты казнить решишь.
Я тебе мешать не стану.
Из себя нутро достану
Что же не берёшь молчишь?

                                Ты меня на казнь ведёшь
                                 Автор: Недомузыкант

После смерти красавицы жены Максим вёл себя так, как будто из него вынули душу. Единственное, что его ещё интересовало в жизни, – это ребёнок, живое воспоминание об Ольге. Часто он брал завёрнутую в пелёнки дочурку на руки, прижимал её к груди и долго смотрел на неё, словно отыскивая в ней черты любимой жены.

Но капля долбит камень, а время – человеческие чувства. Оправившись от травмы и последующей прострации, Максим постепенно приходил в себя. Первое, что он сделал, – это принёс какие-то книги и теперь уже не смотрел в окно, а сидел и, наморщив лоб, читал и читал. Но книги эти он почему-то тщательно прятал ото всех, а уходя, запирал их в столе. Он даже обернул бумагой переплёты, чтобы никто не видел их названия. Борис только мельком заметил, что это какие-то медицинские книги.

Так он сидел вечер за вечером, день за днём. Так прошло несколько месяцев, пока однажды Максим поднял палец и пробормотал:

– Хм, это интересно…
– Что такое? – спросил Борис из соседней комнаты.
– Да так, одна фраза… Всего две строчки…
– Что?
– Ничего… Просто так.
– А что это ты за медицину взялся?
– Ты не поймёшь… Это специфическая тема… Но теперь придётся поискать в другом месте.

Когда Максим ещё не работал в НКВД, а готовился к карьере профессора истории, он уделял много внимания иностранным языкам и прилично читал по-английски, немецки и французски. Хотя Борис собирался учиться на инженера, но и он тоже серьёзно занимался английским и немецким.

Свои поиски Максим начал с того, что притащил в дом целую кучу книг на английском языке. Эти книги он уже не прятал, а бережно поставил их на книжную полку. Всё свободное от службы время он штудировал их более тщательно, чем те учебники истории, по которым он занимался в университете, что-то подчёркивая карандашом, делал какие-то выписки. И опять сидел вечер за вечером, день за днём.

Как-то Борис, устав от физики и математики, заглянул брату через плечо – и протяжно свистнул. Книга, которую тот с серьёзнейшим видом штудировал, называлась так: «Золотая ветвь», а внизу подзаголовок: «История древних религиозных культов и магии. В двенадцати томах».

– Какой же ты это том читаешь? – с усмешкой спросил Борис.
– Десятый, – спокойно ответил Максим.
– Что, хочешь научиться магии?
– Нет, просто так…
– Но ведь это же глупости.
– Нет, – мотнул головой уполномоченный НКВД, – это не глупости, а сухая история. Фразер – знаменитый антрополог, а его «Золотая ветвь» – лучший в мире научный труд на эту тему.
– Какую тему?

– Не твоего ума дело, – коротко отрезал старший брат. Куча книг на полке действительно оказалась многотомной научной монографией. Но о ком и о чём?! Здесь было всё, что угодно: огнепоклонники на заре человеческой цивилизации, жрецы солнца, древнеегипетский культ Озириса, кровожадные идолы Древней Индии и Мексики, весёлые языческие боги Древней Греции и Рима, кельтские друиды, негритянские колдуны, эскимосские шаманы и тому подобное. А сверху, как гарантия качества, стоял штемпель «Библиотека им. Ленина».

Следом в комнате Максима стали появляться ещё более странные книги. Например, «Исследование о чёрной магии и пактах с дьяволом, включая обряды и мистерии готской теургии, колдовства и инфернальной некромантии», учёный труд, принадлежащий перу Артура Байта. Или «Анналы колдовства, демонологии и астрологии в Западной Европе», изданные в Нюрнберге в 1623 году. А рядом пожелтевший трактат на тему: «Магнетизм, спиритуализм и оккультные науки».

– Зачем ты тратишь время на всякую чепуху? – спросил Борис.
– Это не чепуха, – ответил брат.
– А что же это такое?
– Это совершенно серьёзные книги, написанные серьёзными учёными. Они пытались разрешить некоторые загадки.
– Как делать золото из свинца?
– Нет, совсем другое…
– А что же?
– Ты этого не поймёшь, – согнулся над своей работой Максим. – И не мешай мне.

Затем на столе уполномоченного НКВД очутилась целая стопа протоколов. Но это не были дела о контрреволюционерах, правых и левых уклонистах и прочих врагах советской власти.

Это были средневековые манускрипты на английском языке с такими пространными названиями: «Подробный и правдивый протокол о чрезвычайно поучительном процессе трёх отменных ведьм из селения Депфорд, в графстве Эссекс, перед судьей короны многоуважаемым сэром Фрэнсисом Пэмбертоном в замке Экзетер в пятницу 2 июня 1682 года, с собственноручными обследованиями и заключениями очень известного медика доктора Генри Хирса, как эти негодницы сознались в колдовстве и были приговорены к казни согласно определению закона и как это записано согласно показаниям достопочтенных свидетелей. Отпечатано в Лондоне в 1682 году».

Или такой протокол: «Отчёт о Маргарите Хакет, известной ведьме, которая довела одного молодого человека до смерти, разбросала его внутренности и кости во все стороны и которая была казнена в Тирборне 19 февраля 1585 года».

Или вот такой документ: «Материалы суда над ведьмой Мэри Грин и её дочерью Эллен, которая тоже упражнялась в колдовстве, как они сознались в предумышленном отравлении нескольких почтенных людей и других нечестивых поступках в результате пакта с дьяволом и как они по приговору суда были казнены в Хартфорде 4 августа 1606 года».

Перелистав эти мрачные документы, Борис с некоторым беспокойством посмотрел на брата, который сосредоточенно штудировал очередной протокол 16 века.

– Скажи, Максим, чем ты, собственно, занимаешься?
– Просто меня интересуют некоторые вещи…
– Какие вещи?
– Это тебя не касается.
– А почему это тебя касается?
– Это моё дело.
– А ты, может быть, немного того? – Младший многозначительно постучал себе пальцем по лбу.

Старший устало потёр воспалённые глаза и зевнул:

– Нет, – об этом не беспокойся и не приставай ко мне. Так проходил месяц за месяцем, а Максим, как одержимый, всё копался в своих средневековых трактатах. После ведьм, словно проверяя что-то, он опять взялся за какие-то медицинские книги, которые он опять прятал ото всех. При этом он время от времени бормотал себе под нос:
– Ну да… Так и есть… Только другими словами…
– Что? – спрашивал младший сквозь полуоткрытую дверь.
– Ничего, – отвечал старший.

Затем он снова прыгнул в глубину веков, но уже не так далеко. Теперь он штудировал серию книг из области криминологии: «История необычайных преступлений 18 века» или «Порок и преступление в 19 веке» и тому подобное. Он охотился за чем-то, как артиллерист, пристреливающийся к цели, – перелёт, недолёт, потом всё ближе и ближе. Но цель Максима лежала где-то во тьме средневековья.

Однажды вечером, придя домой со службы и снимая шинель, он не выдержал и похвастался:

– Вот сегодня я допрашивал интересного человека… Чувствовалось, что он напрашивается на вопрос. Борис поднял голову от учебника по геометрии:
– Какого человека?
– Одну старую - престарую проститутку. Самую старую, какую только нашли. По всем тюрьмам искали.
– Зачем она тебе понадобилась? Да ещё такая старая?
– Нужно кое - что узнать. Есть такие непечатные вещи, которые не найдёшь ни в каких книгах. Зато это хорошо знают опытные проститутки и не стесняются об этом говорить.
– Зачем тебе это знать?
– Потому что порок всегда связан с преступлениями.
– Что же она тебе сказала?
– Много интересного. Сейчас я собрал по тюрьмам ряд уголовных дел, которые по форме совпадают с теми преступлениями, в которых обычно обвиняли ведьм. Теперь я на практике проверяю то, что писалось во всех этих книгах. Понимаешь? Получаются очень забавные результаты… Очень забавные…
– Как же ты это проверяешь?
– Расспрашиваю их про родителей, про личную жизнь… Они думают, что я сокращу им сроки заключения…
– А зачем тебе это нужно?
– Просто так… – уклончиво ответил уполномоченный.

Через полгода после самоубийства Ольги Максим вдруг получил на службе специальный отпуск для работы над научной диссертацией. Каким-то образом работа эта была связана с НКВД – он числился в штате, получал своё жалование и никому не показывал тему своей диссертации. Весь день он сидел дома за закрытой дверью и рылся по библиографическим справочникам.

                                                                                                                             из книги Григория Климова  - «Князь мира сего»

Мёртвая душа

0

16

Санька

Гонит ветер
туч лохматых клочья,
снова наступили холода.
И опять мы
расстаёмся молча,
так, как расстаются
навсегда.
Ты стоишь и не глядишь вдогонку.
Я перехожу через мосток…
Ты жесток
жестокостью ребёнка —
от непонимания жесток,
Может, ни день,
может, ни год целый
эта боль мне жизнь укоротит.
Если б знал ты подлинную цену
всех твоих молчаний и обид!
Ты бы позабыл про всё другое,
ты схватил бы на руки меня,
поднял бы
и вынес бы из горя,
как людей выносят из огня.

                                                Гонит ветер...
                                   Поэт: Вероника Тушнова

Проезжая через город Энский я остановился в историческом центре, поглазеть вокруг, без всякой надежды увидеть его…

Я никогда бы не узнал его, увидев случайно, но по рассказу нашего общего знакомого и по наитию я понял – это был он, Саня.

   Старик с жиденькой бородкой, в поношенной одежде, с взглядом одичавшего кота: бездомного, голодного и ободранного. Как ты ненавидел эти котов, Саня, с каким садистским остервенением ты душил их.

   Я посмотрел в небо – там облака. Я представляю, что облака это мысли земли.

А земля думает сегодня о чем - то хорошем. Потому что облака сегодня легкие и в них столько мудрости – что хочется думать вместе с облаками.

И о чём думаешь ты Санька, глядя на эти облака. Ты ведь голубятник, и  любил этих птиц, они пили из твоего рта воду. И ты загонял стаю в небо высоко, высоко – одни точки виднелись.

   Ты любил голубей и ненавидел котов. Коты доставали твоих птиц.

Я не был голубятником, но я любил птиц, и мне было жалко котов.

… Я подошёл к Сане и протянул ему несколько тысяч.

Он с удивление поднял глаза и посмотрел на меня.

    - Привет старичок! – бросил я фамильярно с неуместной улыбкой. И видя, что Саня в суппорте, с такой же глупой улыбкой продолжил:
    - Эх, старичок, Санька! Мой ровесник и однокашник, давай я тебе напомню песню нашей молодости. Мы были наглые от избытка гормонов – хотелось насиловать, бунтовать и безумствовать.

    Помнишь Саня, как мы зимой напились с тобою и заблудились в метель.

Как казак Чуб с кумом в рассказе Гоголя «Ночь перед рождеством».

Не видно: ни звёзд, ни месяца – ничего. Ходим кругами, обнявшись и поём:

- Сам пью. Сам гуляю. Сам себе я наливаю. И вдруг упираемся во что – то…

А это и не столб и не дерево – старушка, какая – то…

  - Эй, тётка! – кричишь ты. -  Выведи нас к дому.

    Тётка эта, матерью твоей оказалась. Шла за нами следом – что бы ни замёрзли. А мы перед ней приплясывали: - Сам пью. Сам гуляю.

  Помнишь Саня, как ты женился на студентке, умной, но флегматичной особе. Какой бесёнок вас связал -  случайный, эротический роман иль скука без любви. Но кончилось всё свадьбой, и не простой: мы запрягли лошадь в сани и мчались по снежному полю, визжа от избытка эмоций. А твоя мама нам вдогонку причитала: «Что машину надо было заказать, цветочками украсить, куклу на бампер посадить – что бы всё было как у людей.

   Тебе же Саня, что ветер, что материнские слова - всё нипочём. Погоняешь лошадку с детским восторгом через снежный простор, куда угодно – просто так. А ты Саня и жил так – мчался и мчался с хулиганской удалью, оставив где – то свою жену и сына. Притормозить бы надо, остановится и осмотреться, а ты кнутом по спине лошади, и вперёд.

    Помнишь Саня, как ты лихо очистил колхозный магазин. Набил сумки водкой, шоколадом, колбасою, консервами. И потом, с этими сумками, сел в электричку и поехал, довольный как пионер, что его отправили в летний лагерь.

И тут по вагону – участковый. А сумки большие и колбасой копчёной по всему вагону воняет, -  и это была твоя первая ходка. Мы ведь тогда все вместе делали – просто меня в армию раньше тебя забрали.

  - А помнишь, Саня? - И тут я осёкся, увидев в его глазах пустоту, и меня там не было.

  Да Саня, мы были с тобою друзьями, но это было так давно. Прости, но я к тебе не приеду. Я просто думаю, глядя на облака и мне грустно. Облака плывут и плывут, и мне жаль и себя и прожитых лет и тебя Саня.

                                                                                                                                                                          Мой друг, Саня (Отрывок)
                                                                                                                                                                            Автор: Фролов Сергей

Мёртвая душа

0

17

Ловец обратной стороны .. серебряных медуз

Любовь подобна дереву: она растёт сама собой, глубоко пуская в нас корни, и нередко продолжает зеленеть даже в опустошённом сердце. И вот что необъяснимо: слепая страсть — самая упорная. Она особенно сильна, когда она безрассудна.

                                                                                                                            Виктор Гюго - «Собор Парижской Богоматери» (Цитата)

Стою на берегу; даль без конца и края.
Начало осени: курлычет птичья стая.
А волны пятятся и оставляют клад —
Серебряных медуз. Вдали друг другу в лад
Плывут суда, а я, устав от рифм несносных,
Гляжу, как дует бриз и умирает в соснах.

Здесь, где бродил Гюго “среди глубоких рощ”,
Я думаю о том, какая скрыта мощь
В церквях, и в кладбищах, и в жителях суровых,
И в горьком табаке в гостиницах портовых.

Но горше табака тоска моей души.

Задумчивый закат тускнеет, и в тиши
Напор угасших волн медлителен и редок —
Так в сердце кровь моя вскипает напоследок
И обнажает, как былое ни лови,
Обломки памяти на отмелях любви.

                                                                 Стою на берегу (Избранное)
                                                                    Поэт: Гийом Аполлинер

Мозаика восприятия

Вода розовела в предрассветном солнце, сонно прикрытом вуалью облаков.

  Тим, этот крепкий, седой старик, был весь в предвкушении рыбалки. Вот он забросит удочку и с замиранием сердца будет ждать клёва. Он укутался в походную куртку от осеннего холода и зашагал на отмель. Даже птицы ещё спали. В тишине слышен был лишь неравномерный шорох волн.

У самой отмели, в хлопьях согнанной ночным штормом пены, белело что то большое. И зря Тим надеялся, что это дохлая нерпа, разрубленная винтом парохода. Это было то, что он совсем никак не желал найти.

На серой шкуре волн колыхалось тело человека. И когда рыбак подошёл ближе, и всмотрелся в него, то испытал отвращение, смешанное с ужасом,  у трупа не было лица.

Голова вовсе не была разбита, прострелена или разрублена, лицо просто стёрли.

Тим убежал и  вызвал констебля - тот пришёл вместе с ним, хмурый и злой, потому что,  в единственный выходной не успел выспаться и выпить кофе.

К полудню на отмель стянулся деревенский люд, все охали и не понимали, кто мог такое сделать с живым творением божиим.

В среду, около Вишты в реке выловили ещё одно тело, на сей раз женщины. У него тоже не было лица. Никаких следов насильственной смерти при вскрытии обнаружено не было - как и в первый раз - сердце несчастной просто перестало биться.

И ещё одно тело нашли уже на другом конце страны, так же без лица.

Такое уже было когда то, лет триста - четыреста назад. Тогда говорили о демоне, похищавшем души, о звере предвестнике скорого Апокалипсиса.

И так ещё будет через триста лет.

Иногда некоторые из Мира в Тени должны приходить в мир людей. И должны( вопреки собственным желаниям) кочевать из тела в тело. Выжигая его изнутри, вместе с душой. Уходя из тела им приходится стирать лица, что бы мёртвой оболочкой не завладели Дети Света.

Поверьте, это было бы куда хуже для человечества, чем просто иногда находить тела со стёртым лицом.

                                                                                                                                                                        Отмель (Избранное)
                                                                                                                                                                        Автор: Герцог Тень

Мозаика восприятия

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»


phpBB [video]


Вы здесь » Ключи к реальности » Свободное общение » Мёртвая душа