СУФИИ И ТОЛКОВАНИЕ СНОВИДЕНИЙ: ЧАСТЬ 2
Верьте снам. В них - тайная дверь в вечность.
(Халил Джебран)
Суфии читают умы, которые не в силах прочесть себя сами.
(Бахауддин Накшбанд)
Начало в части 1.
Считается, что Учителя некоторых суфийских сообществ хранят особую способность работы со сновидениями, которая передается по линии преемственности данного сообщества. Известным примером подобной традиции служит турецкий орден Халвети. Один из его шейхов, ныне ушедший Музаффер Озак-эфенди (мои Друзья хорошо знают его низкий голос по записи литургии Халвети-Джеррахи, используемой для четверговых упражнений) рассказывал о собственной инициации посредством сновидений, вызванных в нем его первым суфийским учителем. Этот опыт описан в книге Музаффера Озака «Иршад – мудрость суфийского Мастера» (Irshad – Wisdom of a Sufi Master), пока не переведенной на русский язык.
Обложка книги «Иршад – мудрость суфийского Мастера» с портретом Музаффера Озака-эфенди
Описанное происшествие относится к тому времени, когда Музаффер-эфенди владел небольшим букинистическим магазином в старой части Стамбула. Кроме мирской деятельности, Музаффер Озак был уважаемым в городе имамом и читал проповеди прихожанам, полагая, что не нуждается в наставнике. Однажды Музафферу-эфенди приснился сон, что он находится посреди Босфорского пролива между Ускюдаром и дворцом Топкапи в маленькой лодке, чьи паруса порваны, а мачта сломана. Вокруг бушует страшный шторм, но кто-то протягивает ему лист бумаги и велит прочесть написанное на нем, чтобы спастись от гибели.
«Когда я пришел в свой магазин на следующее утро, - пишет Озак, - я увидел, как тот самый человек, который дал мне листок бумаги во вчерашнем сне, проходит перед витриной моего магазина. Я не смог набраться храбрости и окликнуть его. Пару дней спустя мне опять приснился тот же самый человек: он шел по противоположной стороне улицы и махал мне тростью. Наутро я в изумлении вновь заметил, как человек из сна проходит мимо моего магазина. Я чувствовал, что подобные сны содержат послание духа, но все же ничего не предпринимал в связи с ними. Вскоре после этого я снова увидел того же самого человека во сне, в котором он обнял меня так сильно, что мне казалось, он переломает мне все кости. Затем он отпустил меня, взял тюрбан ордена Халвети и водрузил его мне на голову. Я почувствовал себя словно раздавленным весом этого тюрбана. Это было так, будто семь небес опустились на мою голову.
.
Лишь только я пришел открыть свой магазин поутру, как увидел человека из сна, проходящего мимо с тростью в руке. Я сказал себе: «В этой ситуации есть какая-то загадка и духовное послание. Я не буду сам звать этого человека, пусть он подойдет ко мне». Тот подошел ближе, остановился перед моим магазином, просунул голову в дверь и сказал: «Идиот, ты видел меня уже три раза. Когда же наконец в тебе проявится вера?»
«Прямо сейчас», - сказал я, взяв и почтительно поцеловав его руку. Этого святого человека звали Сейид Шейх Ахмед Тахир уль-Мараши, и он был шейхом ордена Халвети-Шабани. Я стал его дервишем, и он начал приходить ко мне в магазин каждый день. Иногда он говорил что-то, иногда хранил молчание, но и в том, и в другом случае происходило обучение. Так продолжалось семь лет».
Ахмед Тахир уль-Мараши
В последующие годы, вплоть до того дня, когда Музаффер-эфенди сам стал шейхом Халвети, сновидения не раз играли ключевую роль в принятии им важных решений.
В толковании символических снов не существует правил или формул – это скорее искусство, требующее определенной одаренности, чем наука. Один и тот же образ, явившийся разным людям, может нести совершенно разные послания; Познавший-ариф читает не букву его, но суть. Музаффер-эфенди рассказывает о таком случае, произошедшем во времена Оттоманской империи:
Однажды к шейху Халвети Абдул-Рахману пришли два человека. Один из них рассказал, что ему приснилось, как он поднялся на минарет и начал созывать верующих на молитву. Шейх сразу ответил ему: «Тебе следует начать подготовку к путешествию в Мекку. В этом году ты совершишь паломничество».
.
Как только он ушел, второй человек пришел к шейху и пересказал ему тот же самый сон: ему снилось, как он поднялся на минарет и созывал верующих на молитву. Шейх сказал: «Тебе лучше вернуть то, что ты украл, потому что иначе тебя поймают, и тебе будет очень плохо!» Открыв рот от удивления, человек признался, что толкование было правильным, и пообещал никогда больше не воровать.
Еще один эпизод толкования сновидения, приведенный Музаффером-эфенди, относится к истории ордена Халвети и рассказывает о том, как принадлежащий к нему суфий Абдул-Рахман помог верховному религиозному лидеру (шейх-уль-ислам) того времени найти ключ от хранилища с важными документами и ценностями:
Шейх повсюду искал этот ключ. Наконец он попросил высшие силы, чтобы ему приснилось во сне, где лежит ключ. Он увидел сон, что пошел в апельсиновый сад, сорвал с дерева апельсин, разрезал его и нашел там ключ. Однако сам растолковать свое сновидение шейх не мог и стал искать, кто бы мог помочь ему, так же, как в свое время фараон прибег к помощи Иосифа, обладавшего даром толкования снов. Советники шейха привели к нему Абдул-Рахмана, и тот, узнав содержания сна, велел слуге пойти в библиотеку дворца шейха и принести самую большую и толстую книгу. Когда огромный фолиант был принесен, Абдул-Рахман взял нож для бумаги и просунул его между листами книги. Открыв книгу в этом месте, он обнаружил в ней ключ.
.
Изумленный шейх сказал Абдул-Рахману, что, хотя он изучал толкование снов и прочел много книг об этом, все же был не в силах понять свой сон. Абдул-Рахман ответил ему, что толкованию сновидений нельзя научиться из книг, так как это вид откровения или внутреннего озарения.
Как и суфийская барака, данная способность не приобретается ни стараниями, ни прошениями, но приходит изнутри, как дар, к наиболее достойному – тому, кто может применить его наилучшим образом.
Джахангир, предпочитающий королям суфия. Могольская миниатюра, автор Бичитр, 17 в. (источник)
*****
Призыв Учителем сужденного ему ученика через сновидение не был исключительной особенностью Халвети, что подтверждает следующий эпизод из жизнеописания Аль-Шаха - Бахауддина Накшбанда, основателя ордена Накшбанди («Макамат»), записанного от его лица кем-то из учеников:
«Однажды ночью мне приснился один из величайших тюркских шейхов Хаким Ата. Он поручил меня попечительству одного дервиша. По пробуждении в моей памяти запечатлелась его внешность. У меня была бабушка Салиха, и я рассказал ей свой сон. Она сказала: «Тебе выпала милость от тюркских шейхов», и я стал мечтать о встрече с этим дервишем.
.
В один из дней, выходя через Ахангаранские ворота, я столкнулся с ним. Волосы его свисали, как ветви плакучей ивы, на голове был латанный-перелатанный колпак, а в руках - суковатый посох из корня дерева «уд». Я последовал за дервишем. Он не оглядывался, я же шел, не отставая от него. Дойдя до улицы Мургкуши, он вошел в один из домов, и я повернул назад.
.
Ночью ко мне пришел один знакомый. Он сказал: «Тебя разыскивает тюркский шейх по имени Халил». Я с радостью поднялся с места. Была осенняя пора. Я взял немного бухарских фруктов в подарок и отправился туда. Там была всего одна комната, и дервиш сидел в углу ее, а вокруг него была группа людей. Поздоровавшись, я присел. У меня возникло желание рассказать свое сновидение, но он опередил меня, обратившись ко мне по-тюркски: «Тот, о ком ты думаешь, нам известен, так к чему же слова?»
.
Я изумился, расположенность моя к нему еще более возросла».
Беседа святых. Могольская миниатюра, ок.1670 г.
Дервиш Халил, которого Бахауддин нашел благодаря вещему сну, стал его наставником на последующие годы. Со временем, когда Накшбанд сам начал учить, он использовал сновидения для того, чтобы приблизить к себе того или иного человека в качестве ученика. Один из них, - впоследствии тоже суфийский шейх, - рассказывал о том, как попал в учение к Накшбанду:
«Я жил в Каср-и-Арифане неподалеку от Учителя. По достижении двадцати лет моими занятиями были лишь поесть да поспать. ... Каждый день Учитель по дороге в мечеть шел мимо дверей моего дома, смотрел на меня и посмеивался. В душе моей стала возникать печаль, отчего я не читаю намаз? В одну из ночей я уснул в тоске и во сне увидел Учителя. В его руках было большое светлое зеркало, которое он передал мне. Я увидел в зеркале себя. По пробуждении меня стало душить рыдание, мне хотелось кричать без остановки – я едва сдерживался. Когда я был в таком состоянии, в дверь вошел Учитель. «Что с тобой случилось?» - спросил он. Я молчал. «Кто дал тебе зеркало?» Я ответил: «Вы». Он сказал: «Я предоставлю все, что необходимо для твоего воспитания». Воистину, благодатью его священного внимания я удостоился счастья двух миров».
Говорили, что Бахауддин Накшбанд, бывало, не принимал ученика, пока не получал особого указания на его счет в сновидении. Конечно, речь не идет о случайном видении, но о таком, которое вызывается особым намерением получения ответа на важный вопрос – истихара. (Мы вернемся к таким снам чуть ниже).
Дар Мастера Накшбанда - Дизайнера позволяет не только видеть скрытый узор (Накш) любого человека и событий его жизни, прошлых и будущих, но также влиять на эти события из мира истинного воображения - алам аль-хайял – духовной сферы, где зарождаются семена событий, и куда имеют доступ только высокие души. Об этом говорят многочисленные истории, записанные в «Макамат».
Один из учеников Аль-Шаха рассказывал: «Когда Учитель обучал меня «укуфи адади» [особому упражнению с задержкой дыхания, во время которой произносилась молитвенная формула определенное число раз с сосредоточением на центре сердца], мне приснилось во сне, что я упал в большую чистую воду. После этого я пошел к Учителю и рассказал свой сон, на что он сказал: "Это - свидетельство принятия твоих молитв, очищения через зикр – поминание Божественных Имен - и воскрешения твоего сердца".
.
Как рыба - сердце, зикр же – как вода,
Жизнь сердца – поминанье Бога суть всегда».
В другой истории образ Аль-Шаха в сновидении спасает ученика от грозящей ему наяву опасности:
Однажды Бахауддин Накшбанд отправил одного дервиша куда-то по делу. На обратном пути дервиш заснул в тени дерева. Во сне он увидел Учителя, грозящего посохом. «Здесь - не место для сна!» - восклицал он. Дервиш тотчас проснулся и обнаружил, как десять волков приближаются к нему. Вскочив с места, он отправился в Каср-и-Арифан, на подходе к которому увидел Учителя, стоявшего на дороге и встретившего его словами: «Так бывает, когда человек спит в неподобающем месте!»
Суфий. Могольская миниатюра, 17 в. (источник)
*****
Существуют свидетельства того, что суфийские Мастера могли не только предупреждать или направлять учеников при помощи сновидений, но также изменять предначертанное им в сфере подлинного воображения (алам аль-хайял), сдвигая неблагоприятное будущее событие из физического мира в мир сновидений. Таким образом сужденный человеку негативный опыт мог быть пережит им с наименьшими последствиями. Одна из таких историй, относящаяся к 12-му веку, приводится в известном собрании агиографий суфиев «Дуновения Божественной дружбы» (Нафахат аль-унс) Джами:
Одному багдадскому купцу накануне отправки в торговый караван приснился плохой сон. Он пошел к человеку, который считался местным религиозным авторитетом, и попросил растолковать сновидение. Тот сказал купцу, что в пути караван его будет ограблен, а сам он убит разбойниками. Купец был весьма удручен и решил обратиться за советом к великому суфийскому Учителю Абдул-Кадиру Гилани. Абдул-Кадир же велел ему отправляться в дорогу без страха и обещал обеспечить его защиту.
.
Купец отбыл в Сирию и выгодно продал там свой товар. На обратном пути, присев по нужде, он положил рядом свой кошель с деньгами, да так и забыл его в том месте. Когда он улегся спать в ту ночь, ему приснилось, что на его караван напали разбойники и убили всех его людей. Во сне кто-то ударил его, и он почувствовал, что умирает. Купец в ужасе проснулся от боли и обнаружил капли крови у себя на шее. В этот момент он внезапно вспомнил и про кошель с деньгами, сообразил, где оставил его и, вернувшись туда, нашел деньги на прежнем месте.
.
Так купец пережил страх потери и жизни, и имущества, однако в действительности сохранил и то, и другое. Вернувшись в Багдад, торговец поспешил с рассказом о происшедшем к Абдул-Кадиру, который сказал ему: «Я возносил молитвы семьдесят раз за то, чтобы предначертанные тебе потеря жизни и богатства случились не наяву, а лишь в мире сновидений».
Абдул-Кадир Гилани. Миниатюра эпохи Великих Моголов, 18 в. (источник)
*****
Выше (а также в части 1) мы говорили о том, что суфии использовали метод сосредоточения намерения, называемый истихара, для испрашивания («вызывания») ответа на важный вопрос в процессе созерцания, а также в осознанном видении или сновидении. В последнем случае для этого использовались специальные формулы для вызывания провидческого сна.
Наиболее известной из них является фраза на арамейском, впервые упомянутая в трактате по магии «Цель мудреца» (Гайят-аль-Хаким), который предположительно был написан в мавританской Андалузии 11-го в. В арабской транскрипции фраза звучала Tamāġis baġdisawād waġdās nūfānāġādīs. В пояснении к фразе говорилось, что это - заклинание, при помощи которого сновидящий устанавливает связь со своей высшей и совершенной природой. Далее в трактате, однако, следовало предупреждение: «Но практическое использование и знание этой науки – да укрепит тебя Господь! – доступно лишь тому, в ком ее исконное качество уже установилось». Иначе говоря, слова заклинания не имеют силы сами по себе, но только в том случае, если произносящий их уже достаточно внутренне очищен, чтобы встретиться со своей совершенной природой. Видимо, поэтому создатели трактата и посчитали возможным поместить фразу в книге.
Далее в Гайят-аль-Хаким говорится, что истинный дух или высшее Я человека вызывается при помощи данного заклинания, которое следует за сложным ритуалом, совершаемым во время вхождения Луны в созвездие Овна (по «счастливому совпадению» я пишу эти строки как раз в такой день месяца).
Магическую фразу из Гайят-аль-Хаким позднее цитирует мавританский суфий Ибн-Хальдун, называя ее «словом для вызывания сновидения о совершенной натуре человека». Ибн-Хальдун поясняет, что следует произнести эти слова перед засыпанием, упомянув о вопрошаемом, и оно непременно будет показано ищущему во сне. Он также пишет о том, что знал человека, который после частичного поста и нескольких ночей, посвященных зикру (поминанию Божественных имен) провел ритуал с использованием данной фразы, после чего сне ему явилось существо в человеческом образе, которое назвалось его «совершенной натурой». Ибн-Хальдун приводит фразу заклинания в форме, близкой к арамейскому оригиналу: Tamāghis ba‘dān yaswādda nawfanā ghādis.
Ни Гайят-аль-Хаким, ни Ибн-Хальдун, однако, не говорят ничего о буквальном смысле слов заклинания, которое называют просто «именем». Переводчик книги Ибн-Хальдуна на английский предположил, что оригинал фразы на арамейском звучал как Tmaggeš b‘eddān swādh(?) waghdhaš nawmthā ghādeš и означал нечто вроде: «Как словом молвлено, так во сне и случись». Видимо, как и со многими иноязычными формулами в истории магии, перейдя в другой язык, она утратила свое исконное значение и стала набором звуков, абракадаброй. Это, впрочем, вовсе не означает, что использование именно данного фонетического рисунка изначально не имело смысла: как мы однажды рассматривали на примере лечебных заговоров, в подобного рода практиках звукопись имела огромное значение.
*****
Чтобы поставить тему толкования сновидений в суфийских практиках в правильную перспективу, следует заметить, что сны и видения, несмотря на их использование в качестве диагностического или корректирующего средства в ряде случаев, в целом не были определяющим элементом на Пути учения. Более того, суфии считают, что чрезмерное внимание к данной сфере психической жизни нежелательно и может тормозить реальное развитие. Поэтому я завершаю тему сновидений нижеследующим отрывком из книги «Суфизм как терапия» (Sufism as Therapy) Омара Али-Шаха:
«Позвольте мне сделать краткий комментарий относительно того, что называют видениями или визионерскими опытами. Когда человек действительно испытывает особенно живой визуальный опыт или сновидение, их следует подвергнуть тщательному «досмотру» во всех подробностях.
.
Конечно, существует огромное количество книг, написанных о том, как интерпретировать сновидения - начиная с Фрейда, Юнга и т.д., и в этих источниках содержатся попытки толковать сновидения всевозможными способами. Хотя первый «досмотр» визуального опыта или сновидения не обязательно должен быть холодным и отстраненным, все же следует рассматривать их критическим взглядом с определенной долей сомнения.
.
Если после такого критического взгляда сновидение можно проигнорировать и не думать больше о нем, то пусть так и будет. «А, это, наверное, из-за сыра, который я съел за ужином». Или «может быть, это из-за похорон, на которых я сегодня присутствовал», или из-за чего-то еще. Если ваш опыт прошел первый шаг проверки типа «это из-за того, что я съел что-то? - да», тогда можно продолжить изучать его иным образом.
.
Содержал ли данный опыт какие-то положительные и распознаваемые элементы Традиции? Если он содержал один или несколько таких элементов, то каким образом этот элемент относился к одному из 99-ти Божественных Имен? Было ли это пожеланием, указанием, приказом? Относилось ли это каким-то образом к вашей целительской практике или вашей жизни?
.
Ну, и поскольку мы затронули эту тему, у меня есть, как всегда, история о Насреддине и снах.
.
Случилось так, что Насреддин путешествовал через пустыню Гоби со своим компаньоном, и было очень жарко, а у них кончалась вода. И вот настал момент, когда у путешественников осталась всего одна бутылка воды. Оба ужасно хотели пить, во рту у друзей пересохло, и у них начались галлюцинации. Поэтому ночью путешественники решили лечь спать пораньше, а утром пораньше встать и разделить ту последнюю бутылку воды перед тем, как отправиться на поиски оазиса.
.
Когда они проснулись очень рано следующим утром, компаньон Насреддина обнаружил, что бутылка пуста. С трудом он прохрипел Насреддину:
.
- Как ты мог выпить всю воду? Как ты сподобился на такое?
.
Насреддин ответил:
.
- Ты знаешь, мы же с тобой оба дервиши, мы поклялись следовать приказам наших учителей. Прошлой ночью мне приснился сон. В нем мне предстал Мевляна Руми и сказал: «Насреддин, выпей воду! Выпей свою часть, прямо сейчас».
.
Тогда другой дервиш ответил Насреддину:
.
- Да, но ведь он сказал выпить только свою часть. Почему же ты выпил всю бутылку?
.
- Ну, это же очевидно, - сказал Насреддин. – Моя часть была на дне бутылки.
.
Поэтому, как вы видите, сны тоже могут быть относительными...»
(стр.101-102, перевод мой)
*****
На этом мы заканчиваем тему сновидений, но не совсем прощаемся с темой снов. В следующей заметке я помещу перевод одной интересной статьи, опубликованной в 60-х годах прошлого века о «храме сна» в афганской суфийской общине, где производилось лечение физических и душевных расстройств при помощи древнего метода, схожего с гипнотерапией.
АсСалам (с)