Рекомендации на случай кошмарных сновидений
Ниже приводятся наиболее часто встречающиеся темы кошмарных сновидений, и методы трансформирования таких снов, позволяющие извлечь из них пользу. Поставьте перед собой цель достигнуть осознанности и преодолеть свой страх во время следующего кошмара. Если сюжет кошмара в общих чертах совпадает с одним из нижеприведенных, то попробуйте вести себя в соответствии с даваемыми рекомендациями.
ТЕМА 1: ВАС ПРЕСЛЕДУЮТ
Реакция: Прекратите убегать. Повернитесь лицом к преследователю. Уже одно это может заставить его исчезнуть или потерять свой угрожающий облик. Если этого не произошло, начните с ним мирный диалог.
ТЕМА 2: НА ВАС НАПАДАЮТ
Реакция: Не стойте обреченно, но и не бегите. Продемонстрируйте свою готовность защитить себя. Попытайтесь вовлечь нападающего в мирный диалог. При этом сами настройтесь как можно доброжелательнее, распространяя свое настроение на враждебное существо (см. главу 11).
ТЕМА 3: ВЫ ПАДАЕТЕ
Реакция: Расслабьтесь и дайте себе спокойно приземлиться. Что вы умрете, ударившись о землю — это все бабушкины сказки, ничего подобного не произойдет. Можно также превратить падение в полет.
ТЕМА 4: ПАРАЛИЧ
Реакция: Если вы чувствуете, будто что-то ограничивает ваши движения, или вас сковывает паралич, расслабьтесь. Не паникуйте, но спокойно наблюдайте за образами, проходящими перед вашим взором, и за тем, что творится с вашим телом. Попытайтесь делать это с интересом и любопытством. Вреда вам ничто не причинит.
ТЕМА 5: ВЫ НЕ ГОТОВЫ К ЭКЗАМЕНУ ИЛИ ВЫСТУПЛЕНИЮ
Реакция: Во-первых, совсем не обязательно продолжать делать то, что вы делаете. Вы просто можете покинуть аудиторию или лекционный зал. Однако, такие ситуации можно использовать для укрепления вашей уверенности в собственных силах. Для этого вы должны творчески подойти к ответам на задаваемые вам вопросы или спонтанно произнести речь на любую нравящуюся вам тему. Четко контролируйте свои действия. Проснетесь, спросите себя, были ли вы на самом деле готовы к подобным событиям.
ТЕМА 6: ВЫ В ГОЛОМ ВИДЕ ОЧУТИЛИСЬ НА ЛЮДЯХ
Реакция: Кого вы стесняетесь во сне? Подумайте об этом и посмейтесь. Некоторые, ощутив себя голым во сне, приходят в эротическое возбуждение. Пусть кто-нибудь еще в вашем сне снимет в себя одежду. Помните, что благопристойность уместна в обществе других людей, а сон — ваше сугубо личное переживание.
НАВЯЗЧИВЫЕ КОШМАРЫ
Проснувшись от кошмара, я решил снова погрузиться в тот же сон, начиная с того места, когда он начал портиться. Сделав это, я превратил его в приятное сновидение с хорошим концом. (Дж. Г., Киркленд, Вашингтон)
От друга я получил совет просто «оставаться во сне» — тогда его сюжет может измениться. В то время мне часто снились кошмары, которые оканчивались тем, что я просыпался, зовя на помощь, и отголоски этого безотчетного страха отравляли мне потом весь день. Теперь каждый раз перед сном я стал внушать себе, что останусь во сне и встречусь с опасностью, какой бы она ни была.
Однажды я увидел так называемый «лифтовый» сон. Я застрял в лифте, и не мог ни подняться вверх, ни спуститься вниз, ни выбраться наружу. В конце концов я выбрался на крышу кабины, но в этот момент лифт стал стремительно подниматься, так, что я неминуемо разбился бы о потолок лифтовой шахты. Я не стал звать на помощь, а стал просто наблюдать и, сознавая, что все это сон, решил остаться на крыше кабины. «Ну, как ты на это отреагируешь?» — лифт остановился у самого потолка. Ничего страшного не случилось. Более того, сон так и остался под моим контролем. С тех пор навязчивый «лифтовый» сюжет перестал меня беспокоить. (В.У., Линкольн, Небраска)
Начиная с трех лет, дважды в месяц мне снились кошмары, где меня захлестывали волны прилива; детали сюжета могли различаться, но общим было ощущение ужаса и безысходности. Но однажды… я обнаружила, что нахожусь в осознанном сновидении, и меня накрывает большая волна. И я сделала это! С бешено бьющимся сердцем я поплыла в бушующее море, напоминая себе, что это всего лишь сон. Потом я стала тонуть. В критический момент я почувствовала, как мои легкие заливает вода, однако, пересилив себя, стала с удовольствием бултыхаться в могучих потоках и волнах… Проведя так несколько очень приятных минут, я вылезла на берег.
В другой раз меня накрыла волна, и я с удовольствием побыла под водой. С тех пор кошмаров, связанных с приливными волнами, у меня больше не было. (Л.Г., Сан-Франциско, Калифорния)
Неудивительно, что испытывая ужас перед навязчивым кошмаром и стараясь избежать его, мы тем самым делаем все, чтобы он вернулся. Тем не менее, самые страшные чудища перестают нас пугать, если к ним присмотреться. Механизм навязчивых кошмаров проясняют комментарии Сен-Дени к его цитированному выше видению оживших скульптур.
Я не знаю, откуда взялся этот сон. Первое время его вызывала, вероятно, какая-то патологическая причина. Но потом, повторившись несколько раз в течение шести недель, он стал преследовать меня исключительно благодаря произведенному на меня впечатлению и моему инстинктивному страху встретиться с ним вновь. Если во сне мне случалось оказаться в закрытой комнате, у меня немедленно пробуждалась память об этом кошмаре. Я бросал взгляд на дверь, и единственной мысли, которой я так упорно избегал, оказывалось достаточно, чтобы мои мучители тут же появились в своем прежнем виде.
Я думаю, что кошмары возвращаются в соответствии со следующим сценарием: во-первых, человек просыпается от кошмара в состоянии интенсивного беспокойства; естественно, он надеется, что это больше не повторится. Но стремление любой ценой избежать событий, связанных с кошмаром, способствует их запоминанию. Далее, какое-то событие из мира бодрствования, ассоциирующееся с ночным видением, возрождает во сне ситуацию, близкую к той, что сопутствовала кошмару. Спящий чаще всего бессознательно понимает эту аналогию и ожидает повторения того, что было раньше. Таким образом, ожидание заставляет сон следовать уже известному сценарию, который с каждым разом становится все более однотипным. Такая точка зрения позволяет предложить простое средство от навязчивых кошмаров: надо придумать себе новую концовку для сна, чтобы ослабить ожидание неизбежности происходящих в нем событий.
Ветеран сновидения С.Каплан-Уильямс описывает технику «перепросмотра» концовки кошмара. Ее можно практиковать на любом сне, конец которого вам не понравился, но особенно полезной она будет в случае навязчивых кошмаров, в которых перед вами каждый раз проходит череда одних и тех же неприятных событий. Перепросмотр сна начинается в бодрствующем состоянии. Вы отбираете сны, которые хотели бы воскресить, и затем продумываете альтернативные способы поведения, способные направить события в них в предпочтительное вам русло. Вы воскрешаете сон в новом виде в своем воображении и продолжаете этот процесс во сне, пока не увидите результатов альтернативного поведения. Каплан-Уильямс приводит пример перепросмотра сна из собственного опыта: «Находясь в этом доме, я чувствую присутствие чего-то жуткого, готового к нападению. Я очень боюсь этого и просыпаюсь». Он решает пересмотреть сон и встретиться с тем, что его напугало. В данном случае он погрузился в сновидение в соответствии со всеми правилами техники перепросмотра, что придало остроту его ощущениям.
На этот раз я заставил себя войти в ванную, где должен был находиться источник моего страха. Я так боялся, что поток образов остановился, но усилием воли я заставил себя войти в ванную, готовый ко всему. При этом я подумал, что неплохо бы взять мачете и размахивать им вокруг себя, если кто-то нападет, но решил не делать этого, ведь я хотел побороть свой страх, оставаясь в любой ситуации, какой бы она ни была…Я готов был защищать себя, не желая никого уничтожать.
… Оказавшись в ванной, я увидел там громадное светящееся существо. Оно не напало на меня, но превратилось в карлика, с длинными руками и округлой головой, как у обезьяны. Мы встали друг против друга. Я терпеливо ждал. Никаких атак не последовало. Мой страх исчез, потому что я увидел то, что много лет, с самого моего детства, было за дверью. Это было то же самое, что и за любой дверью, в любом жутком месте — мой страх и моя неспособность с ним справиться.
Несколько лет назад я использовал аналогичный подход для лечения одного человека, страдавшего навязчивыми кошмарами. Этот человек позвонил мне и попросил помощи. Он боялся ложиться спать, потому что мог снова увидеть «тот ужасный сон». В этом сне он, по его словам, оказывался в комнате со сдвигающимися стенами, которые угрожали раздавить его. Он в отчаянии пытался открыть дверь, которая всегда оказывалась на замке.
Я попросил его представить себе, что он снова во сне, осознавая на этот раз, что это сон. Что еще он мог сделать? Поначалу он не мог думать ни о чем, кроме того, что могло случиться. Поэтому я сам смоделировал то, что просил его сделать. Я вообразил, будто я в том же самом сне, и на меня надвигаются стены. Однако, обнаружив, что дверь заперта, я догадался залезть в карман, где нашел ключ и с его помощью выбрался наружу. Я рассказал этому человеку о найденном мною воображаемом выходе и попросил попробовать еще раз. Он снова представил себя в этом сне. На этот раз он обнаружил, что в комнате нет потолка, и вылетел наружу.
Я объяснил ему, что если этот сон еще когда-нибудь возвратится, он должен осознать, что видит сон, и вспомнить найденный им выход. Я просил его позвонить мне, если это случится, но он так и не позвонил. К сожалению, нельзя с уверенностью сказать, чем все закончилось, но я думаю, что этот сон у него больше не повторялся, поскольку, найдя выход из ситуации, он рассеял свой страх перед ней. Я всегда говорил, что во сне мы видим то, чего ждем, связано ли это ожидание со страхом или с надеждой. Я верю, что предложенный мною подход может стать основой для успешного лечения навязчивых кошмаров и клинического исследования их в будущем.
В пользу того, что навязчивые кошмары можно преодолеть с помощью перепросмотра, свидетельствуют данные из литературы по психотерапии. Гир и Сильверман успешно вылечили в целом здорового пациента, страдавшего навязчивыми кошмарами на протяжении 15 лет, проведя пять сеансов релаксации с последующими семью сеансами воображаемого перепросмотра. После третьего такого сеанса, когда пациенту велели говорить себе: «Это только сон», — кошмары стали сниться реже. После шестого сеанса, несколькими неделями позже, они исчезли совсем. Марксом описан случай, когда навязчивый кошмар с четырнадцатилетним стажем исчез, после того как пациент трижды оживил его в своем бодрствующем воображении, и написал три сценария с триумфальной развязкой. Бише вылечил несколько человек простым перепросмотром кошмара и/или перепросмотром его с измененной концовкой. Годичное наблюдение пяти пациентов в последнем случае показало полное излечение от кошмара у четырех из них, сумевших вообразить удачную концовку, и улучшение состояния у пятого, которому удалось вообразить лишь нейтральный исход.
Обычно перепросмотр производится в бодрствующем состоянии; однако, аналогичную технику можно использовать и во время самого кошмара, если находиться в этот момент в осознанном состоянии. Не нужно воображать, что может случиться, если вы поступите так или эдак, в осознанном сновидении вы можете непосредственно испытать альтернативный способ поведения. Благодаря реальности ощущений во сне, результаты будут более впечатляющими. Еще более эффективна практика перепросмотра и во время бодрствования, и во сне. Иногда бывает достаточно поупражняться только днем, и неприятный сон больше не повторяется. Но если это случается, надо быть готовым к использованию осознанного сновидения. Следующее упражнение включает в себя обе техники.
УПРАЖНЕНИЕ: ПЕРЕПРОСМОТР НАВЯЗЧИВОГО КОШМАРА
1. Вспомните и запишите содержание своего навязчивого кошмара
При неоднократном повторении какого-то кошмарного сновидения постарайтесь описать его на бумаге во всех подробностях. Проанализируйте, в каких местах вы могли бы своими действиями изменить ход событий.
2. Выберите место начала перепросмотра и способ действий
Выберите конкретный момент в сновидении, с которого вы хотели бы изменить события, и способ, которым вы хотели бы это сделать. Выберите также наиболее подходящий момент перед неприятными событиями для вхождения в сновидение. (Если сон длинный, можете начать с момента, непосредственно предшествующего неприятным событиям).
3. Полностью расслабьтесь
Найдите время и место, где вас никто бы не тревожил в течение десяти-двадцати минут. Приняв удобное положение, закройте глаза и выполняйте прогрессивную релаксацию.
4. Просмотрите еще раз свой кошмар, стремясь увидеть положительную развязку
Начиная с момента вхождения, выбранного вами на этапе 2, представьте, что вы снова находитесь во сне. Визуализируйте события, происходившие в нем, пока не дойдете до того момента, после которого вы решили попробовать новый образ действий. Представьте свои действия, а затем продолжайте визуализировать события сна, пока не увидите, как ваше новое поведение повлияло на их исход.
5. Оцените итоги своей деятельности
Когда ваш воображаемый сон закончится, откройте глаза. Запишите, происшедшее в нем, как будто это был нормальный сон. Отметьте, насколько вас устраивает его новая развязка. Если она вас не удовлетворяет, и вы по-прежнему чувствуете дискомфорт, попробуйте выполнить упражнение еще раз, поменяв образ действий. Упражнений в состоянии бодрствования в удовлетворяющем вас исходе может оказаться достаточно, чтобы кошмар больше не повторялся.
6. При повторении кошмара следуйте разработанному вами плану
Если этот сон посетит вас снова, делайте то, что вы воображали во время бодрствующего перепросмотра. Помните, что сон не может причинить вам вреда, и без колебаний действуйте в соответствии со своим планом.
ДЕТСКИЕ КОШМАРЫ
Пяти- или шестилетним ребенком я научился управлять своими кошмарами. Однажды, спасаясь от динозавра, я достал банку шпината и съел ее. От этого я стал сильным, как Попай, и «одолел» своего врага. (В.Б., Роунок, Вирджиния)
Это осознанное сновидение было у меня в десять лет. Мы вместе с младшей сестрой Дианой находились в высокой каменной башне, чувствуя себя испуганными жертвами. Нас связала ведьма. Она собиралась засунуть нас в мешок и швырнуть в окно, чтобы мы утонули в плескавшейся далеко внизу воде. Сестра была почти в истерике. Но неожиданно вместо страха я почувствовал облегчение и удивление. «Диана!» — обрадовался я — «Это всего лишь сон! Мой сон! Пускай она бросает нас в окно, ведь я смогу сделать все, что мы захотим!» Ведьма тут же превратилась в деталь интерьера и больше не пугала меня. Пока мы со смехом летели вниз, мешок растаял в воздухе. Теплая вода, лаская, вынесла нас на берег, и мы, хихикая, побежали по травке. В течение нескольких дней после этого сна я ощущал какую-то внутреннюю силу, оттого, что теперь я мог контролировать свой страх. (Б.Х., Себастапол, Калифорния)
В детстве мне много раз удавалось контролировать свои сны. Начались мои осознанные сновидения, когда мне было девять или десять лет. Однажды ночью во сне за мной гнался злой великан, и в это время я вдруг вспомнил, что родители говорили мне, будто никаких монстров на свете нет. В тот же миг я осознал, что сплю. Я остановился, повернулся к великану лицом и позволил ему взять меня в руки. Кончилось все хорошо, и я проснулся, чувствуя себя комфортно и уверенно. В последующие два года я усовершенствовал свои навыки в осознанном сновидении настолько, что приключения во время сна стали для меня одним из развлечений. Мне это нравилось, потому что в открытом мною мире можно было все, и я был в нем главный. (Р.М., Торонто, Канада)
Многие люди открыли для себя осознанное сновидение, при попытке избавиться от своих детских кошмаров, как в приведенных выше случаях. Детям кошмары снятся чаще, чем взрослым, но, к счастью, для них не представляет особой трудности встретиться со своим страхом в осознанном сновидении.
В своей книге «Исследования сновидений», опубликованной в 1921 году, Мэри Арнольд-Форстер упоминала, что ей удавалось помочь детям избавиться от своих кошмаров с помощью осознанного сна. Подобный опыт есть и у меня. Однажды, разговаривая по телефону со свей племянницей, я поинтересовался ее снами. Семилетняя Маделина с жаром описала ужасный сон, в котором она плавала, как обычно, в своем бассейне, где ее страшно напугала акула. Я посочувствовал ей и добавил поучительно: «Но ведь ты знаешь, что на самом деле никаких акул в Колорадо нет». «Конечно», — ответила она. «Ну, раз ты знаешь, что никаких акул там, где ты купаешься, нет», — продолжил я — «то значит, если ты увидишь акулу еще раз, это будет сон. А акула из сна не сможет сделать тебе ничего плохого. Она страшна, только если ты не знаешь, что спишь. Но если ты поймешь, что спишь, то сможешь делать все, что захочешь — можешь даже подружиться со своей акулой! Почему бы тебе не попробовать?» Маделина, похоже, заинтересовалась. Через неделю она позвонила, чтобы с гордостью заявить: «Ты знаешь, что я делала? Я каталась у акулы на спине!»
Пока мы не знаем, всегда ли этот подход дает столь впечатляющие результаты, но безусловно, это тема, стоящая исследования. Если вашему ребенку снятся кошмары, сперва убедитесь, что он знает, что такое сон, а потом расскажите ему об осознанном сновидении. За дополнительной информацией о детских кошмарах и их лечении обратитесь к отличной книге Патриции Гарфилд «Сны ваших детей».
Уже одно то, что осознанное сновидение может сделать наших детей счастливее, достаточно, чтобы все образованные родители обучили ему своих детей. Помимо этого, несомненным его достоинством является чувство самостоятельности и уверенности в себе, которое оно дает детям, — как это видно из вышеприведенных примеров. Подумайте только, какое значение может иметь сознание того, что страх больше не властен над вами, и что вы сам себе хозяин.
(с) Стивен Лаберж