Ключи к реальности

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Ключи к реальности » Волшебная сила искусства » И снится нам


И снится нам

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

XX

                                                                     Мы все болеем гриппом в Феврале

Не важно, о чём они говорят. Видать,
о возвышенном; о таких предметах, как благодать
и стремление к истине. Об этом неодолимом
чувстве вполне естественно беседовать с пилигримом

                                                                                        Автор: Иосиф Бродский

Если можно погрузить в сон одного человека, то почему нельзя усыпить одновременно миллионы? Тем более что сделать это гораздо проще, чем каждый раз перед миллионами объясняться за некачественную медицину или очередной невыгодный простому человеку закон. Во сне нарушение реальности не кажется странным.

Просто и эффективно убаюкивать массы стало с появлением высокоразвитого и доступного телевидения. Бесконечные шоу с одними и теми же темами и героями, политические скандалы, сляпанные по законам драматургии тех же шоу, новости, 24 часа в сутки повторяющие одни и те же колыбельные  всё это самые очевидные и простые инструменты для усыпления нации.  Есть и посложнее – так сказать инструменты следующего уровня. Известно, что лучше всего спит усталый человек (ещё крепче спит счастливый, но это подвластно только влюбленным), а значит зрителя, электорат, население нужно буквально вымотать. Отлично подойдет, например, угроза войны. Если человек каждый день будет думать о том, что на него вот- вот могут обрушатся ядерные боеголовки, то он рано или поздно опустит руки, потеряет смыслы, иссякнет. Или, например, если из зрительского рациона исключить даже небольшую дозу «культурки», а с утра до вечера  кормить подтасованной информацией и криками, всё больше напоминающими возгласы одного немецкого безумца, то… Впрочем, здесь подытожит Бродский: «Не читая стихов, общество опускается до такого уровня речи, при котором оно становится лёгкой добычей демагога или тирана».

Усталость, моральная и психологическая, действует лучше всякого снотворного. Гораздо опаснее для спокойного сна усталость от несправедливости и нерешенных проблем, но эти темы не поднимаются во время массовых сеансов.

Бродский был один из тех, кто первым понял, что всё происходящее есть сон. В «Стрельнинской элегии» 1960-го года он прямо называет страну «сонливой», а души в поэме «Шествие» (1961) – «полусонными».  Иначе никак не объяснить, продолжает Бродский, почему огромная страна молча принимает всё происходящее (нищета, минимальный выбор благ, подмена ценностей, разрушение культуры и религии .... ) «Сон! Не молчанье – сон!» — отвечает Бродский в 1964-ом году.

Интересно, что примерно в те же годы Бродский впервые прочитывает Библию – и в ней больше всего его поражает тема Рождественской ночи. Когда в мире ещё спят, но уже Рождается Тот, Кто всех разбудит.

Дым шёл свечой. Огонь вился крючком.
И тени становились то короче,
то вдруг длинней. Никто не знал кругом,
что жизни счёт начнётся с этой ночи.

Все рождественские стихи Бродского на самом деле важны для него, в них выражается смысл его творчества. Чтобы это понять, достаточно вспомнить лишь пару высказываний поэта. Первое из речи на вручении Нобелевской премии: «Поэт есть средство существования языка… Или, как сказал великий Оден, он – тот, кем язык жив». Второе – из интервью: «Язык – начало начал. Если Бог для меня и существует, то это именно язык».  Формула творчества и жизни Бродского: Бог – Язык – Поэт. И наоборот.  Другими словами, Бог для того и создал Язык, чтобы говорить с поэтами. Поэты же создают язык (а Бродский, безусловно, создал, как  и Пушкин), чтобы передать людям то, о чем он поговорил с Богом. Невоцерковленное человечество ещё не придумало более короткого пути к Богу, чем через поэтов.

Заметим, что обращение к духовным темам в эпоху глубокого сна – дело безнадежное. Но поэт не сдавался. И, кажется, даже интонация, с которой Бродский читал свои стихи (убаюкивающая) была создана им специально, чтобы удобнее проникать в подсознание и оттуда вести работу по реабилитации больного, то есть – будить его.

Бродский разбудил тысячи. Но все же наиболее популярным он стал среди не заснувших, а только притворившихся спящими.

Если книги Бродского сегодня востребованы,  значит, по-прежнему много тех, кому некомфортно и странно живётся среди спящих. И кто догадывается, как не сойти в такой ситуации с ума. 

Но сон меня сегодня не берёт.
Уснуть бы… и вообще – самоубиться!
Рискуя – раз тут всё наоборот –
тем самым в свою душу углубиться!

Найти разум можно только в духовном.  В нем самая эффективная доза кофеина и страховка от шизофрении, подцепить которую там, где слова  расходятся с делами, проще, чем заболеть в феврале гриппом.

Но только ли теорией массового сна (которую не формулировал) Бродский близок современному поколению? Только ли из-за умения донести правду до нужных отделов мозга он стал кумиром? Бродский ещё и потому идеальный собеседник нынешнего поколения, что вполне вписывается в представления последнего об успешной стратегии жизни.  Стильный, смелый. Занимался тем, чем хотел, а не тем, чем заставляло государство, семья, система; наконец, блистательный интеллектуал (поэт всегда мыслитель, а Бродский – еще и глубокий эссеист) и – что совсем немаловажно – человек мира, сумевший стать своим на Западе, «на одном из пяти континентов, державшегося на ковбоях». Всё это – мечты многих нынешних молодых, всё это – нобелевский лауреат Иосиф Бродский.

Да, современному человеку есть, о чём поговорить с Бродским! И о том, как жить, и как бодрствовать, и как добиваться успеха, и как сохранять совесть, и как не теряться в пустословье и как вырваться в свободу; как жить среди «душевного убожества гонителей» (Лосев), «как выйти из комнаты», как «забаррикадироваться шкафом от хроноса, космоса, эроса, расы, вируса…»

                                                                                                                                                                     Газета Козельского района
                                                                                                                       Журналист и публицист: Максим Васюнов - Иосиф Бродский. Сны о нас. Избранное.

Катрены

0

2

В холодном молоке рассвета

как то мы сидели с другом на
остановке...
была утренняя ночь..было темно....
кроме нас на остановке никого
не было....мы сидели на лавочке
остановки промёрзшей насквозь
и курили...мой друг посматривал
на меня и молчал..и я молчал...
он поинтересовался есть ли у
меня деньги...да сказаля...
он взял деньги и ушёл...
я остался сидеть на остановке
перед темнеющим храмом...
мне стало страшно....
друг вернулся когда начало
светать...
я очень обрадовался..

                                      остановка у храма...
                                          Автор: Рассказ

Зима позаботится и всё скроет, отвлечет внимание новыми грудами снегов-забот, а мороз уберёт запахи. И какое-то время можно жить в зоне относительного удобства и комфорта. Благодаря сугробам, многие вопросы и проблемы решаются довольно таки быстро - надавил посильнее ногой, присыпал немного снежком - и нет того, что мешает жить.

   Но что пользы человеку приобрести весь мир, а душе своей повредить? К сожалению, такие мысли приходят порой слишком поздно. Как жестокие морозы сковывают ледяным панцирем землю и не дают росткам жизни тянуться к солнцу и свету, так и душа человеческая ожесточается и не позволяет взглянуть на себя глазами правды. Но всему рано или поздно приходит конец. Нет ничего вечного в мире, однажды сотворённом для определённых времён и сроков. Так и жизнь человеческая имеет свой предел. Она - как цвет на траве. Подул ветер, опалил зной - нет ничего из прежнего вида и величия. Плоть наследует лишь тление.

   И вот, в конце зимы начинает поддувать легкий талый ветерок, внушая величественным, самодовольным сугробам смутное чувство тревоги о надвигающейся неизвестной опасности. В глубине души человек также едва уловимо начинает замечать признаки грядущих и не совсем приятных перемен, неотвратимо надвигающихся на крыльях прожитых лет. Подозрительно повторяющаяся череда неприятностей, болезней и неудач в какой-то момент колеблет жизненные “сугробы”, побуждает задуматься о прошлом и будущем.

Это происходит в минуты затишья между метелями-заботами, особенно во второй половине зимы, когда испытываешь не только радость от вида сверкающего белоснежного величия, но и начинаешь ощущать тяжесть бремени всей этой однообразной массы снегов. Но зима души ещё крепка и сильна.

- Я не сдамся, не смалодушничаю, я ещё силён и многое могу! Я справлюсь, разгребу все снежные заносы!

   И ледяной панцирь ожесточения сковывает поддавшиеся было сугробы и метель насыпает всё новые и новые груды снега. Но проходит какое-то время, и очередной порыв тёплого, влажного воздуха вновь заставляет сугробы пригнуть горделивые головы и выдавить из себя плаксивые сосульки.

Только лёгкий ночной морозец немного бодрит и убаюкивает сладкими мечтаниями. Точно так же, как небольшой перерыв в житейских трудностях и неурядицах. То, что некоторые иногда называют “белой полосой” и что всё реже попадается на жизненном пути.

В такие минуты кажется, что не всё ещё потеряно, что вчерашние проблемы и заботы больше не вернуться и можно вздохнуть полной грудью и снова жить, не думая ни о чём тревожном.

                                                                                                                                                            Зима кончилась (Отрывок)
                                                                                                                                                                 Автор: Виктор Калач

Катрены

0

3

0

4


И снится нам

0

5

Маленький роман о неизвестном М.

Ну как метро? Молчи, в себе таи,
Не спрашивай, как набухают почки,
И вы, часов кремлевские бои,—
Язык пространства, сжатого до точки…

                                Наушнички, наушники мои (Отрывок)
                                        Поэт: Осип Мандельштам

Каждое утро я спускаюсь в подземку и еду на работу. Я путешествую в метро. В толкучке, в утренние часы пик, когда ни почитать, ни музыку послушать, ни даже подремать толком не получается, остаётся только мечтать, думать, философствовать и разглядывать окружающих. А иногда тут и в ещё не проснувшемся мозгу возникает иллюзия, видение.

Я путешествую по собственной жизни. Я не просто передвигаюсь в пространстве, я ещё и во времени путешествую. Иногда каждая станция метро – это веха моей непутевой и сумбурной жизни. Я смотрю на туннели и перегоны и вижу серые будни без всяких происшествий и событий, утопающие в ничего неделании, а переходы напоминают мне встречи с когда - либо близкими людьми. Все эти люди рядом, в каком -то смысле и есть наши самые близкие.

У некоторых близко стоящих особей через пару станций уже и не вспомнить лица, да и имени. А некоторые вроде бы и находятся в отдалении, но даже годы спустя можешь повторить движения руки, поворот головы в момент общения и коронная фраза навеки впечатывается в сердце, ложится маленьким листочком на полку воспоминаний рядом с самыми важными словами твоей жизни.

Ни один транспорт более не вызывает у меня подобного отношения к себе. Ни автобус, на трамвай, ни даже редкий в моей жизни троллейбус, не вызывают у меня приступов самокопания. Только в метро я люблю путешествия по волнам своей памяти.

Вот и сейчас я перемещаюсь, приглашая всех разделить со мной дорогу. Ведь до работы ехать ещё очень долго. Решено. В Путь. Следующая станция – она же одна из самых первых.

Станции моего детства. Это станции «глубокого залегания» в моей памяти. К ним всё тяжелее и тяжелее добираться мне из своих каждодневных проблем. Всё больше и чаще кажется мне, что в том маленьком ярком вагончике, по маленькой солнечной станции путешествует другая, намного лучшая девочка. Честная, добрая и красивая, как ангел, девочка. Весь её мир огромен и восхитителен. Как из неё получилась я одна из самых больших загадок моей жизни. И тот мальчик, первый мальчик, который в уголке садика первый раз чмокнул меня в щёчку и получил за это в лоб забытым, но явно тяжёлым предметом. Он теперь совсем уж другой и вряд ли потирает лоб при воспоминании обо мне.

Эта светлая станция так далеко от меня. Время и новые впечатления смыли чёткие очертания окружающей обстановки. Осталось только ощущения тепла, покоя и счастья.

Вот уж за поворотом и другая станция.

Я называю её «первый опыт первой обиды».

Что там было такого уже и не вспомнить, но слёзы так и текут по моим щекам, тёплые и солёные. Ощущение бесцельной, жестокой и несправедливой обиды восстанавливается быстро и отчётливо.

Я не очень люблю эту станцию, но периодически возвращаюсь сюда. Чаще всего не по своей воли, а просто испытывая очередную обиду, я снова чувствую себя маленькой ученицей обиженной кем -то большим, сильным.

С этой станцией я стремлюсь расстаться сейчас как можно быстрее, ведь пока что у меня вполне замечательное настроение.

Станция – первая любовь. Настоящая первая любовь. Естественно не разделённая. Из тех к кому ни в коем случае не подходят, а только смотрят. И ещё страдальчески вздыхают в спину удаляющейся мечты… Теперь -то я знаю, что в том и состоит замысел природы, но тогда мне казалось, что сердце разорвётся от жалости к самой себе и от юношеской максималисткой боли первой любви. Эта любовь, воспоминание о ней, а не об объекте любви, очищает мою душу от скверны каждодневного общения с людьми, периодических обид на родных, мелочных склок с близкими… Я не одна такая. Нас всех спасает это светлое и чистое чувство первой любви. Больше всех повезло тем, кто смог пронести её через всё и не запачкать, не запятнать сомнениями, заботами, обидами и просто плохим настроением.

Но больше всего очищающих слёз мне приносит другое воспоминание. И это уже другая станция – первое расставание. Расставание с той самой первой любовью, с окружением того времени, с людьми, которые, казалось, заменяют собой мир. Нет, никто не должен даже пытаться заменять мир. И эти ушедшие друзья и любови юности не пытались такого сделать.

Следующая станция тоже мила мне своим особенным ощущением новизны. Я, как и большинство в этом периоде, начинала новую жизнь с завидной регулярностью. По понедельникам и ещё почему -то по субботам мне нравилось этим заниматься. Если меня кто -то обидел или наоборот похвалил я тут же начинала новую жизнь. С места – в карьер, как говорится. Я бросала всё что было мне дорого ещё вчера и сегодня начинала с белого листа «новую жизнь». Всем и каждому я пыталась сказать и показать что я новая, не такая как ещё вчера. Сюда же я обычно отношу первые расставания с людьми, новыми и старыми. Иногда я не успевала запоминать их имена. Но расставания были. И были новые люди, новые коллективы, новые слёзы, новые (и конечно, старые) комплексы, сопли и непременные эксперименты, по большей части не оставляющие шрамов ни в душе, ни на теле.

Далее станции идут чередой одна за другой. Станции поверхностного залегания. Станции юности. Вот интересы юности, а вот заботы. Путешествие во все стороны сразу. Три - четыре - пять пересадок на метр движения. Больше и лучше всего в этих годах умение радоваться каждому дню. Первое понимание, что такого же дня никогда не будет. Неповторимые минуты и часы, сложатся в единственные в своём роде дни и года и все это единственный и неповторимый раз. Этих юных лет очень мало, но насыщенность событиями и сейчас удивляет. Как я в то время успевала всё это делать? Я не знаю. И арифметические подсчёты не помогают, а наоборот только ставят в тупик. Как при стандартных 24 часах я вмещала в них событий и переживаний на целую неделю? Надо будет обдумать это в свободное время зрелости…

Эх, блажен кто верует. Оказалось, что у зрелости точно так же совершенно нет свободного времени. Но теперь хотя бы появляется знание, что это мой собственный выбор и мое кредо, а не чья -то злая воля, лишающая меня спокойной минутки. Но, скажу честно, у меня ещё в раннем детстве появилось ощущение, что времени в обрез и ни в коем случае его нельзя разбазаривать. Потом, когда - нибудь за каждую минуту придётся нести ответственность. Как говаривал классик: «нужно жить так чтоб не было стыдно за бесцельно прожитые годы». Да позволят мне слегка подправить классика – не должно быть бесцельных не то что лет, но и месяцев и даже дней. И даже обычные размышления и воспоминания могут и должны приводить к каким-то выводам, именно это и станет главным итогом воспоминаний о следующей станции.

У каждого из нас просто куча, огромная куча талантов. Так почему мы ничего не делаем для того, чтобы они раскрылись. Так почему ж? Что мешает мне или тебе занять у вечности часок и посвятить его себе? Мы каждый день занимаем годы для бесцельного хождения на работу, для просиживания штанов на офисном стуле и никогда не думаем о возвращении или расплате. А несколько минут посвятить своей душе разве плохо?

Наша душа и наши таланты не требуют многого. Они тихо просят в уголке сознания обратить на них внимания. Они обещают, и между прочим, правду, что мы будем счастливы за любимой работой, при любимом доме, рядом с любимым человеком. Но нет! Нам некогда обращать внимания на подобные глупости. Нет, фантазии и мечты мы оставили в юности. А теперь мы взрослые и серьёзные люди. Мы не может делать то, что нам нравится. Все и каждый обязаны, должны и уверены. У нас не остаётся места для увлечений и сомнений. Мы, как сомнамбулы, или роботы идём в заданном кем -то другим направлении и не думает о том, что нам туда может и не надо вовсе. Что у каждого есть, пусть и совсем маленькое желание, которое повлечёт за собой большие свершения. Почему мы столь пренебрежительны к себе и своей единственной, неповторимой жизни?

И из всех путей и самых длинных перегонов зрелости появляются станции - вехи моей жизни.

У меня как и у большинства людей чёрное с белым чередуется в жизни с постоянством, достойным лучшего применения. Впервые соприкоснувшись с окончанием жизни, пусть и чужой, но родной жизни сначала испытываешь любопытство юности, уверенность из разряда «со мной такого случиться не может», и ещё конечно пиетет, трепет и удивление. Нужно время, чтоб привыкнуть – иногда люди уходят навсегда.

Эту станцию я стараюсь пролететь на полном ходу, но, к сожалению, была тут уже несколько раз. Это станция – Смерть. Тогда, когда я впервые здесь побывала меня поразило убранство. Многим кажется, что смерть это старуха с косой в чёрных одеждах. Но эта была не такая. У неё было белое красивое платье из пушистых кружевных снежинок, украшенное ярко - зелёными лапами, хищными и мокрыми от слёз. Они забрали дорогого человечка и унесли с собой навсегда. Хочется верить, что туда, где ему и сейчас хорошо. В следующее посещение я уже не обращала внимания на украшение станции. Слёзы радугой изменяли цвет стен и окружения, в зависимости от времени года. Надеюсь, что сюда я буду пребывать крайне редко, ведь эта станция тупиковая и находится в ответвлении от основной линии моего метро.

Далее, после такого печального посещения, следует самая романтическая станция моей судьбы. Свадьба. Эх, кто бы при первом знакомстве сказал мне, что я стану его женой. Никогда бы не поверила. Первая встреча – станция неприметная, ведь тогда я и не думала, что через годы буду вспоминать первые месяцы. Он… почти самая большая любовь (почти, потому что каждый в любой миг своего существования уверен, что где -то там вдалеке есть лучше и красивее и больше и наряднее и легче). Станция - пересадочная. Ведь здесь пересекаются его линия и моя. Мы вместе. Многое стерлось из памяти. Плохое и неприглядное заботливая память прячет, выпячивая, выставляя напоказ только самое замечательное. Но ведь если бы всё было так прекрасно, то пожалуй…

А вот я уже и на другой станции. Она называется

Рождение новой жизни. То самое главное чудо доступное большинству. Каждый в какой -то момент своей жизни может становиться волшебником и в другой паре, но даже с одним из предыдущей пары волшебников, никогда не удастся в точности повторить самое большое чудо на земле. Рождение новой жизни. Страшно и радостно. И страшно радостно. И всё смешалось в клубок непонятных и не разобранных чувств. Так бывает только в первый раз. Во второй – сложнее и проще. С одной стороны ты тут уже бывал, но теперь тебе придётся учитывать интересы первого «чуда» и второго.

А ещё мы боимся сказать «люблю». Простое слово из пяти букв. Но я, как и большинство, внутренне содрогаюсь каждый раз когда произношу его, глядя в глаза собеседника. Только когда ты или я произносим это слово, умиляясь маленькими ручками и ножками, только тогда мы свободны от внутреннего страха обид.

И мы боимся быть никому не нужными. А эти маленькие создания… хоть какое-то время мы нужны им, жизненно важны для них. Хорошо это или плохо? Решает каждый для себя сам. Рождение ребёнка стало последней станцией моей жизни. Моей единичной линии. Конечная. Больше нет просто меня, теперь есть мы. И это навсегда.

Новая линия, новые станции. И это как вдруг из какого - нибудь Зимбабве и тамошнего метро (пусть меня простят жители этой замечательной страны) нежданно - негаданно попасть в московское метро. Единственное, что жаль – моё самое «красивое в мире метро» начинается с печальной станции Большое Расставание.

Как и любовь была большой, так и расставание теперь тоже большое. Сумрачная станция и тёмная страница моей жизни. Оформление у неё как бы слегка расплывающееся перед глазами. Как будто смотришь на мир сквозь призму слёз, радужное преломление.

Преломление со временем исчезает и дорога идёт к своей чередой станций. А будущее, неизвестное будущее, всегда пугает именно своей неизвестностью, а прошлое, особенно далёкое, кажется радужным и прекрасным.

А теперь начинаются новейшие станции моего метро.

Станция «новое счастье». Самая новая станция моего метро. Потому что она всегда там за поворотом, да и оформление её никогда не стоит на месте, а переливается всеми цветами, в зависимости от жизненной ситуации.

Я знаю у меня впереди ещё много, очень много разных, красивых и не очень, станций и поворотов… и когда - нибудь, без сомнения, я приеду на станцию «старость». Единственная просьба в связи с этим есть у меня для судьбы. Мне хотелось бы чтобы моя одна из последних станций находилась не в глухом забытье, а, пусть и не в центре, но в людном месте. Яркая, светлая и нужная станция. И может меня будут посещать только дети и внуки, но пусть им будет интересно это делать. Пусть это станет самым лучшим памятником, оставшимся от моего бренного существования. И склепом моим пусть будет память горстки знавших меня людей…

- Девушка, вы на следующей выходите?

Да, коротко киваю я, на сегодня моё путешествие в память закончилось. Через десять минут я уже буду на работе, в нашем скучном реальном мире.

                                                                                                                                                                                                                          Метро
                                                                                                                                                                                                            Автор: Надежда Путро

И снится нам

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»


phpBB [video]


Вы здесь » Ключи к реальности » Волшебная сила искусства » И снится нам