Течение
По синим волнам океана,
Лишь звёзды блеснут в небесах,
Корабль одинокий несётся,
Несётся на всех парусах.
Не гнутся высокие мачты,
На них флюгера не шумят,
И молча в открытые люки
Чугунные пушки глядят.
Не слышно на нём капитана,
Не видно матросов на нём;
Но скалы, и тайные мели,
И бури ему нипочём.
ВОЗДУШНЫЙ КОРАБЛЬ (ИЗБРАННОЕ)
Поэт: М. Ю. Лермонтов
Одно из основных открытий, сделанных Юнгом, состоит в открытии психологического значения числа четыре в той мере, в какой это число соотносится с символизмом психической целостности и с четырьмя функциями. Четвёрица, или кватерность, составляет основу всей его теории психического, как в части её структуры, так и в части цели психического развития, процесса индивидуации. Поэтому мы должны обращать пристальное внимание на проявления символизма четвёрицы, или кватерности, в сновидениях и в образах мифов и фольклора. Однако существуют и другие числовые мотивы, которые имеют широкое распространение. Быть может, чаще всего встречается мотив Троицы. Придавая первостепенное значение четверице, Юнг в большинстве случаев был склонен истолковывать триединые образы как неполные или усеченные четвёрицы. Этот подход вызывает ряд возражений. В.Уайт пишет следующее:
"...Всегда ли, столкнувшись с числом три, мы должны задавать вопрос: "Где четвёртый элемент?" Должны ли мы предполагать, что число три необходимо всегда и везде рассматривать только как четыре минус один? Не есть ли каждый треугольник всего лишь несостоявшийся квадрат?... Нельзя ли предположить, что троичные символы сами составляют архетипические образы, которые передают содержание, отличное от содержания четвёрицы?"
С одной стороны, Юнг рассматривает Троицу как неполное отображение божества, которое, быть может, необходимо на определенной стадии психического развития, но не соответствует требованиям индивидуации, поскольку не учитывает четвёртый принцип материи и порочную сторону Бога. Примером такой интерпретации служит следующая цитата. После рассмотрения реальности злой силы Юнг пишет:
"В монотеистической религии всё, что исходит от Бога, восходит только к Богу. По меньшей мере, эта мысль вызывает возражения, и поэтому мы оставим её без внимания. Существует более основательная причина, по которой столь влиятельный персонаж, как дьявол, не может занять подобающее место в триедином космосе ...ибо такой подход привёл бы к некоторым гностическим концепциям, согласно которым дьявол (как Сатана) является первым сыном Бога, а Христос—вторым. Далее было бы логичным отменить триединую формулу и заменить её четвёрицей".
Однако в других местах своего эссе Юнг говорит о том, что символ троицы соотносится с тремя стадиями психического развития, который полон и самодостаточен и не нуждается в добавлении четвёртого элемента. Например, он описывает три стадии Отца, Сына и Святого Духа следующим образом.
О мире Отца:
"Мир Отца символизирует эпоху, которая характеризуется первозданным единством со всей природой".
"...Этой эпохе чужды критическое суждение и моральный конфликт".
"Она отражает ...состояние человека в детстве".
О мире Сына:
"Этот мир полон стремления к спасению и к тому состоянию совершенства, в котором человек сохранял единство с Отцом. Он в тоске оглядывается на мир Отца, но этот мир навсегда потерян, потому что за прошедшее время состоялся необратимый рост сознания человека и сделал его независимым".
"Стадия Сына отражает конфликтную ситуацию по преимуществу... Свобода от закона обостряет противоположности".
О мире Святого Духа:
"Приближение к третьей стадии (Святой Дух) предполагает если и не реальное подчинение бессознательному, то, во всяком случае, нечто вроде его распознавания...
Точно так же, как переход от первой стадии ко второй требует отказа от детской зависимости, так и переход к третьей стадии требует отказа от исключительной независимости"."Третья стадия предполагает соединение эго-сознания индивида с высшей всеобщностью, о которой индивид не может сказать "это есть я", но которую можно представить как более полное бытие".
В этих цитатах, описывающий три стадии психического развития—Отец, Сын и Святой Дух—отсутствует указание на то, что Троица является неполным символом, который нуждается в добавлении четвёртого элемента. Напротив, Троица, по-видимому, вполне адекватно символизирует процесс психического развития во времени. При рассмотрении процесса развития Юнг отмечает: "Ритм строится в три такта, но в результате получается символ четвёрицы".
Из этого высказывания явствует, что трехактный ритм и четырёхчастная цель составляют отдельные символические сущности, ни одна из которых не поддается правильной интерпретации в терминах другой сущности.
из эссе Эдингер Эдвард - Эго и Архетип. Глава "Три и четыре"