Anna Lee
Arabesque (1966). Costumes: Christian Dior
Ultra mod, ultra mad, ultra mystery!
В 1960-е жанр шпионского фильма переживает настоящий расцвет. В 1965 году продюсер и режиссер Стенли Донен, чья"Шарада" с Кэри Грантом и Одри Хепберн недавно получила оглушительный коммерческий успех, вознамерился повторить его. И снял "Арабеску"/Arabesque (1966) - до невозможности стильный иронический детектив с Софи Лорен и Грегори Пеком в главных ролях.
В отличие от "Шарады", в которой очень заметно влияние Хичкока, "Арабеска" черпает вдохновение из других источников - от фильмов о Джеймсе Бонде до "Ипкресс Файл" с Майклом Кейном. Хотя фирменные хичкоковские приемы всё же присутствуют, в "Арабеске" Стенли Донен гораздо более свободно обращается с условностями жанра. Кроме того, в визуальном плане картина совершенно сногсшибательна! Камера Кристофера Чэллиса (постоянного оператора Донена) творит чудеса, используя невероятные ракурсы и любую отражающую поверхность, нагнетая атмосферу таинственности и опасности. Британская академия кино и телевизионных искусств (BAFTA) высоко оценила изобретательность и инновации Чэллиса - в 1967 он выиграл в номинации "Лучшая работа кинооператора для британского фильма" (цветной фильма) за "Арабеску". В это трудно поверить, но кажется, Софи Лорен ещё никогда не выглядела столь прекрасной - её яркая красота здесь сияет и переливается всеми гранями. А наряды, которые для неё создал Марк Боан - дизайнер Дома Christian Dior - эффектно подчеркивают кошачью грациозность и королевскую стать актрисы.
В "Арабеске" частично повторяется сюжетный прием, когда зрители до конца не знают, кому может доверять главный герой. Американский профессор лингвистики, специализирующийся на дешифровке иероглифов Дэвид Поллок (Грегори Пек), приезжает в Оксфорд и оказывается втянутым в паутину международных интриг. Он должен разгадать тайный смысл криптограммы, содержание которой интересует и шпионов, и нефтяных магнатов, и лидера Ближнего Востока. Неожиданно появляется помощь в лице соблазнительной Ясмин Азир (София Лорен), любовницы пижонистого магната Бешраави (Алан Бадель). Но друг она или враг? Игра в "кошки-мышки" начинается...
Благодаря успеху "Шарады" и Одри Хепберн новостью моды стали наряды Givenchy. Стенли Донен убедил студию Universal раскошелиться на туалеты от Christian Dior для Софи Лорен в "Арабеске". По словам репортеров, шикарный гардероб из 12 ансамблей и 25 пар обуви обошелся студии в 150 тысяч долларов. Однако, какой бы ни была стоимость нарядов, шкафы Софи могли вместить гораздо больше, когда она привезла их домой после завершения съемок.
Если действие "Шарады" происходило в Париже, то "Арабеска" переносит зрителей в свингующий Лондон и окрестности. Как и в "Шараде", музыку к фильму написал Генри Манчини. Название "Арабеска" передает, с одной стороны, колеблющуюся неустойчивость, неопределенность, тревожное ожидание, а с другой стороны - обыгрывает слово "араб" как доминанту сюжета. Психоделические титры создал знаменитый Морис Байндер - автор всех заставок к фильмам про Джеймса Бонда. Первоначально роль профессора Поллока была написана для Кэри Гранта, но 62-летний актер решил, что уже слишком стар для романтических ролей и рекомендовал своего друга Грегори Пека, который моложе его на 12 лет. И это не первый раз, когда Пеку сыграл роль, предназначенную Гранту. Ранее он заменил его на «Римских каникулах» (1953), а во время съемок «Арабески» каждый раз, когда у него не получилось играть «смешно», он говорил режиссеру: «Помните, я не Кэри Грант». Софи Лорен вспоминала, что "с ним очень легко и приятно работать, несмотря на отсутствие комедийных искорок Кэри Гранта".
"Для одной из первых наших совместных сцен, скрывающийся Пек прячется в душе, где в это время нахожусь я. Так как мы едва знали друг друга, он постарался меня успокоить . "Не волнуйся слишком. Это просто игра. Будем профессионалами". Я посмотрела прямо ему в глаза и хихикнула. "Что заставляет вас думать, что я волнуюсь?" - произнесла я, раздеваясь и вставая под душ. "Ничего, абсолютно ничего", - пробормотал Грегори, как только у него восстановилось дыхание" , - рассказывает Лорен.
Из-за плотного графика съемок двух популярных актеров, Лорен и Пека, расписанного на год вперед, Стенли Донен был поставлен в очень жесткие временные рамки. Картину необходимо было закончить в заранее определенное время - иначе пострадали бы контракты звезд на другие фильмы. Сценарий "Арабески", написанный по мотивам романа "Шифр" Гордона Котлера, отчаянно не устраивал режиссера. Оператор Кристофер Чэллис пишет об этом в своей книге Are They Really So Awful?: A Cameraman's Chronicle:
"Стенли бился с этим сценарием нещадно. Его переписывали десять раз и "с каждым разом он становился всё хуже и хуже", по его словам. "Наша единственная надежда спасти фильм - это сделать его настолько визуально интересным, насколько это возможно. Чтобы у зрителей перехватывало дыхание от красоты, необычности съемки и не было времени распознать, что за чушь там творится. Я хочу, чтобы каждый кадр был разным", - вот такие инструкции я получил от Стенли. Хорошо, что технологии в то время - линзы Panavision, рефлекс-камеры и световое оборудование - уже открыли целый ряд новых возможностей. Иногда кажется, что весь фильм как будто снят в отражениях чайных ложек, бокалов, подвесок люстр, зеркалах заднего вида машин, просто зеркалах, стекло аквариумов.
Камера отворачивается от актеров и фокусируется на их крупных планах на любой отражающей поверхности". Грегори Пек добавляет: "Если вы заметили, мы с Софи постоянно в движении - это потому что Стенли хотел "держать мяч в воздухе все время" и использовал каждый операторский трюк, который вы можете себе представить".
Такая креативная тактика режиссера, мастерство оператора и всей съемочной группы, харизма исполнителей главных ролей, выдающаяся визуальность и бешеная динамика превратили "Арабеску" в поп-арт феерию, наполненную незабываемыми кадрами!