«Небоскрёбы-небоскрёбы, а я маленький такой...» Несколько слов о Незнайке, Луне и капитализме.
Советский агитпроп работал бесперебойно, иной раз даже талантливо, но не всегда - деликатно. Как правило, самые лучшие атитационно-пропагандистские материалы бывали созданы случайно, походя, без конкретной цели. Один из таких примеров - книга Николая Носова «Незнайка на Луне». Если честно, лучшей пропаганды выбранного нами коммунистического пути я не встречала. Для тех, кто никогда не читал книгу, расскажу в двух словах - земляне, живущие в коммунистическом обществе, посещают Луну и видят там разгул капитализма. Помыкавшись в жутком и нелепом лунном мире, друзья Незнайки устраивают там бескровную революцию.
Казалось бы, после успеха первых частей носовской эпопеи, сложно было бы ждать триумфа третьей части - как правило, сиквелы и прочие «продолжения» выглядят глупо, бледно и ненужно. С «Незнайкой на Луне» всё было с точностью до наоборот - именно он стал настоящим бестеселлером, причём, что интересно, эта сугубо заказная, во многом идеологизированная вещь, до сих пор входит в топ детских библиотек. Я не буду говорить о причинах этой популярности. Скорее всего, дело в особой энергетике книжки, в настрое самого автора, находившегося в тот момент на вершине своей писательской славы.
Итак, давайте поговорим об этой книжке - что в ней интересного?
1. Противостояние систем.
В книжке Носова лунному капитализму противопоставляется не развито́й социализм, а коммунистическое общество со своеми его атрибутами, понятными ребёнку - в Цветочном Городе всё круто, высокотехнологично и - бесплатно. На Земле нет денег! На Луне они есть и вот эта разница в экономической системе ещё аукнется Незнайке и Пончику. При этом мальчики во главе с технократом Знайкой, живут коммуной и довольно скромно питаются. У них (если посмотреть внимательно) есть много-много всяких машин (включая космическую ракету), но быт совершенно примитивен.
На Луне жизнь совершенно иная - там столько завлекалочек, начиная от рекламы, заканчивая широкомасштабной индустрией развлечений, что просто глаза разбегаются. И главное - похоже. Причём не на тот мифически-карикатурный западный капитализм, который рисовали в каждом номере «Крокодила», а на...российские 1990-е и частично на современность. Носов оказался провидцем. Он увидел то, что почувствовали на себе его читатели через много лет после прочтения. Например, в качестве основного жанра лунного кино был представлен жанр боевика или детектива. Точнее, смесь вышеуказанных жанров. Что мы видим сегодня? В какое бы время дня или ночи мы ни включили ТВ, на экранах - стрельба, побеги из тюрем, следственный эксперимент и осмотры мест преступления. В самых разных ипостасях - от документальных «расследований», до многолетних сериалов с уже состарившимися (в процессе съёмок) артистами.
Вот, к примеру, шикарный отрывок о лунной прессе. Я даже рискну привести его целиком: «Здесь были и «Деловая смекалка», «Газета для толстеньких», и «Газета для тоненьких», и «Газета для умных», и «Газета для дураков». Да, да! Не удивляйтесь: именно «для дураков». Некоторые читатели могут подумать, что неразумно было бы называть газету подобным образом, так как кто станет покупать газету с таким названием. Ведь никому не хочется, чтобы его считали глупцом. Однако жители на такие пустяки не обращали внимания. Каждый, кто покупал «Газету для дураков», говорил, что он покупает ее не потому, что считает себя дураком, а потому, что ему интересно узнать, о чем там для дураков пишут. Кстати сказать, газета эта велась очень разумно. Всё в ней даже для дураков было понятно. В результате «Газета для дураков» расходилась в больших количествах...»
Вы не находите, что вся современная пресса построена на том, чтобы быть ближе к «типо простому народу», у которого «деловая смекалка»? Ну, к дуракам, извините за грубость. Кстати, люди, работающие в глянцевой прессе - очень даже умные, с хорошим образованием и приличными библиотеками дома. Но они совершенно искренне полагают, что, создавая пресловутые «Газеты для дураков», легче обогатиться.
Или акционерные общества, которые на Луне создавались жуликами. Помните Акционерное Общество Гигантских Растений, на которое клюнули бедняки? А помните гостиницу «Экономическая», где с виду дешёвый номер оборачивался в результате дорогущим? Там не только постельное бельё оплачивалось отдельно, но и гардероб нельзя было открыть бесплатно.
2. Дурацкий Остров.
Туда отправляли неблагонадёжных жителей Луны - бедняков, бомжей и прочих хиппи. Что характерно, на Острове никто не вкалывает на рудниках - никакого «скорбного труда», порождающего «дум высокое стремленье». Напротив - масса развлечений. Тут тебе и киношка, и аттракционы, и жратва от пуза, и сон до обеда. Но все знают, что в конечном итоге, люди на Острове превращаются в баранов. В прямом смысле этого слова. Носов рассказывает нечто, вроде притчи о том, что праздность и развлечения ведут к полной деградации. Кстати, несколько лет назад, котогда по ТВ была масштабная реклама пива с участием отупелой младежи, один из журналистов вспомнил именно об этом фрагменте из «Незнайки...» Впрочем, незабвенный Дом-2 - это нечто, вроде того самого Острова, только в миниатюре. Как сказала одна моя подруга: «Если эти люди когда-то и умели читать, то давным-давно разучились...»
3. Это книга для детей и взрослых.
Я понимаю, что есть дети, которые понимают, что название Лос-Поганос созвучно с Лос-Пальмос, а название города Паноптикум напоминает по структуре Коннектикут. Есть дети, которые видят в названии Большой Бредлам (сборище лунных олигархов) слова «бред» и «бедлам». Но их мало, таких детей. В основном, это видят их родители. Например, в сказке действует Общество Свободных Крутильщиков (то есть людей, которые вертят карусели). Любой взрослый поймёт аналогию Вольными Каменщиками. Фертинги = стерлинги, сантики = сантимы. Ракета ФиС - Фуксия и Селёдочка (в честь прекрасных дам). Ракета НиП - Незнайка и Пончик - в честь пропавших товарищей. Магазин разнокалиберных товаров. Шикарно ведь звучит? Или «говорящие» фамилии - Скуперфильд, Спрутс, Дрянинг (отец-основатель сети ночлежек). Имена, типа Жулио - типичный средиземноморский вариант, смесь жулика и Хулио.
4. Еда.
Если судить по описанию бытовых подробностей, то тут вырисовывается странная картина - герои Носова удивительно просто питаются. Даже в лунных ресторанах. Вспомните, что заказал себе в ресторане Незнайка, попав в лунный город. Суп, макароны с сыром, голубцы, чашку кофе и мороженое. Примерно так обедал среднестатистический рабочий в заводской столовой, а кофе и мороженое мог употребить в соседней чайной. При этом, в сказке чрезвычайно много едят, причём, это делает не только пресловутый обжора-Пончик. Аппетитные описания киселей, супов, макарон и котлет есть буквально в каждой главе. Шикарна и сцена с кастюлей манной каши, которую единолично схомячил Пончик. Или вот шикарное название - «Пищезаправочная станция», где всё тот же Пончик торговал солью. Вкусно написаны и сцены поедания «космической пищи» из тюбиков. А ещё радуют гигантские растения - эта воплощённая мичуринская мечта.
Я не знаю биографических подробностей самого Николая Носова, но мне почему-то кажется, что автор в своё время вдоволь наголодался. Причём, ему постоянно грезились не какие-то деликатесы (их в сказке вообще нет, даже у богачей), а именно простые и сытные кушанья.
5. Взаимоотношения полов.
Разумеется, многие из вас скажут, что это - сказка и так зарываться в психоанализ - тактически неверно. Однако это интересно. Смотрите - в книгах Носова о приключениях Незнайки мальчики живут отдельно от девочек. Фуксия и Селёдочка из лунной эпопеи присутствуют эпизодически, как ассистентки Знайки. Представить себе, что Знайка или там доктор Пилюлькин могут испытывать к девочкам какой-то интерес - невозможно. На Луне - та же картина. У лунных жителей нет жён, даже у богачей - а можно было бы смачно описать, как жена Спрутса сорит деньгами. Есть одинокая госпожа Минога, за собаками которой ухаживал Незнайка. Есть её одинокая служанка. Присутствует эпизодическая журналистка, которая фотографирует Незнайку в скафандре. И по большому счёту - всё. Книги о Незнайке - это мужской мир, мир креативных мальчиков, которым в их жизни особо-то и не нужны бабы.
6. Солнышко.
Образ Солнца (или как говорят персонажи сказки - Солнышка) - один из ключевых в повествовании. Если вы помните, лунные жители обитают не на Луне, а в Луне, то есть у них есть твёрдое небо и нет никаких светил. У Незнайки в последних главах развивается нечто, вроде депрессии - от отсутствия Солнца. Интересный посыл, если вдуматься - в лунном капиталистическом мире отсутствует главный источник света. Я не буду вдаваться в мифологическую суть вечного противопоставления Луны и Солнца и не назову Незнайкиных друзей язычниками-солнцепоклонниками, но всё же, все жё...
7. Клопы, крысы и прочие атрибуты сурового быта.
На Луне многие бедняки живут в трущобных гостиницах, наподобие ночлежки из многоизвестной горьковской пьесы. Клопы и крысы, обитающие в подобных местах, выписаны весьма весомо-грубо-зримо. И, судя по всему, автобиографично. Ибо весьма прочувствованно. И вообще, автор очень умело рисует быт мужских общежитий - особенно это видно в главе, посвящённой каталажке. Что характерно, Незнайка, прибывший из мира, где для клопов и антисанитарии нет никакой социальной базы, всё же знает, что это такое. Ну, в общем, про деньги он спрашивает, а про клопов - нет.
8. Физики и лирики.
В сказке показано типовое технократическое общество во главе со Знайкой и его подручными - Винтиком и Шпунтиком. Гуманитарии представлены довольно слабо. Причём, Незнайка и Пончик по ходу ничего не делают и считаются этакими штатными лентяями, предусмотренными программой.
На Луне, кстати, в искусстве торжествует (вернее - бесчинствует) модернизм. Помните, Козлик объясняет Незнайке, что на картине, висящей в их офисе, ничего не изображено.
«Ты, братец, лучше на эту картину не смотри, - говорил ему Козлик . - Не ломай голову зря. Тут все равно ничего понять нельзя. У нас все художники так рисуют, потому что богачи только такие картины и покупают. Один намалюет такие вот загогулинки, другой изобразит какие-то непонятные закорючечки, третий вовсе нальёт жидкой краски в лохань и хватит ею посреди холста, так что получится какое-то несуразное, бессмысленное пятно. Ты на это пятно смотришь и ничего не можешь понять - просто мерзость какая-то! А богачи смотрят да ещё и похваливают. «Нам, говорят, и не нужно, чтоб картина была понятная. Мы вовсе не хотим, чтоб какой-то художник чему-то там нас учил».
Как любая талантливая книга, «Незнайка на Луне» даёт пищу для размышлений. И для фантазий. К примеру, мне доводилось читать, что носовские коротышки - типа советские хоббиты, а Цветочный Город - некий Хоббитшир... Печатали и дурнину на тему «Герои Носова - гомосексуалисты» - ну, девки у них там с краю, и вообще. Попадалась мне и статья, что в постперестроечную эпоху капитализм строили не по экономическим учебникам, а по «Незнайке...» В общем, каждый найдёт своё. При всём богатстве смыслов, я представляю себе эту книгу, как хороший антикапиталистический трактат с детской наглядностью.
Рисунки - Генриха Оскаровича Валька.
https://zina-korzina.livejournal.com/