Радости и печали маленького лорда
Даже те, кто по каким-то причинам еще не читали повесть Фрэнсис Бернетт «Маленький лорд Фаунтлерой», наверняка неоднократно слышали ее название. Ведь оно давным-давно стало нарицательным: даже в наше время можно услышать, как в адрес очень воспитанного и послушного ребенка или ребенка чрезвычайно миловидного кто-нибудь говорит, что это вылитый «маленький Фаунтлерой». И сразу же понятно, о чем идет речь: фантазия тут же рисует образ героя книги – милого благовоспитанного ребенка с ангельским характером.
Повесть появилась в 1886 году и сразу же приобрела невиданную популярность: в течение короткого времени издатели распродали порядка 43 тысячи экземпляров. А уже через год после начала продаж книгу стали переводить на другие языки, в том числе и на русский.
О чем же рассказывается в произведении? Маленький Седрик живет вместе с матерью, учительницей музыки.
Невероятно милый, невероятно чудесный мальчик
Живут достаточно скромно, их круг общения старый бакалейщик, да ещё соседские мальчишки главным образом из неблагополучных семей. Но вот в один прекрасный день выясняется, что мальчик – наследник огромного состояния. Так он становится маленьким лордом Фаунтлероем: его жизнь меняется, и он должен уехать в Англию в дом своего богатого деда.
По мотивам повести Фрэнсис Бернетт создано немало экранизаций. Первый фильм «Маленький лорд Фаунтлерой» появился еще в 1914 году, и в дальнейшем с завидным постоянством режиссеры обращались к этому сюжету. Российская версия «Фаунтлероя» вышла в 2003 году под названием «Радости и печали маленького лорда».
Ценность этой картины прежде всего в том, что она появилась тогда, когда российское детское (семейное) кино перестало существовать как таковое. Те немногие фильмы для детей, которые создавались, не доходили до зрителя. Их в лучшем случае показывали на каких-то фестивалях для узкого круга приглашенных. В худшем же – судьба фильмов была неизвестна. Прокатчикам не выгодно было показывать детское кино в кинотеатрах, ведь для детей билеты должны быть дешевле. Телеканалы тоже не стремились покупать такие фильмы, так как они (фильмы) не выгодны для рекламодателей. Собственно, сейчас ситуация не многим лучше, чем тогда: бизнес есть бизнес. Тем радостнее, когда какой-то фильм становился (и становится) исключением из правил. Так произошло, например, с фильмом Ивана Попова «Котенок»( там тоже главным героем выступает очень милый, но правда котёнок, которого добрая девочка купила на птичьем рынке и так он попал в семью музыкантов), который получил массу престижных призов и обрел популярность.
После успеха картины режиссер Иван Попов продолжил создавать фильмы для семейного просмотра, и одним из следующих его проектов стал как раз фильм «Радости и печали маленького лорда».
Зрители приняли картину очень тепло. «Приступая к съемкам, я был просто в ужасе. Понял: в таком фильме не может быть «экшн» — никто не кричит, не бегает, не летает, особенных «кошмаров» тоже не происходит. Речь идет всего лишь о человеческих отношениях — «тихих», хотя и внутренне непростых. Идут размеренные разговоры. Один пейзаж сменяет другой. И я по-настоящему боялся, не скучно ли ребенку смотреть такой фильм. А главное — будет ли он сопереживать. На премьерном показе я страшно волновался. И больше наблюдал за залом, чем смотрел на экран. Но вроде бы все было в порядке. Та самая необходимая «реакция от души» в зале была», - вспоминал режиссёр фильма Иван Попов.
Станислав Говорухин называл фильм «Радости и печали маленького лорда» лучшим фильмом 1990-х – 2000х годов. Также он всегда отмечал, что съемки в этой картине – это подарок судьбы. Да и другие участники съемочной группы называют съемочный период «Радостей и печалей..» счастливым временем, а зрители считают, что картина стала возможно последним достойным фильмом для детей в истории российского кино, дающий нам тихие уроки доброты, нежности и красоты.