О тонкостях соцреализма и детских художниках эпохи Совдепа.
В Государственном Музее Изобразительных Искусств имени Пушкина, а точнее – в Отделе личных коллекций, проходила удивительная выставка, которая называется – «Сказочники». В едином экспозиционном пространстве кураторы объединили работы знаменитого книжного графика Владимира Конашевича и его младших коллег - Эрика Булатова, Олега Васильева, Ильи Кабакова и Виктора Пивоварова, что позволяет не только проследить преемственность поколений в области книжной графики, но и чётко увидеть два основных «детских» направления – сказочное и научно-познавательное.
Первое, о чём всегда вспоминают исследователи «детских художников», это их…стилистические и даже социально-политические расхождения с Советской Властью. Мол, догматический соцреализм прессовал свободного творца, навязывая ему линии, темы, ракурсы и даже мысли. И далее по курсу: хотелось рисовать изломанность томной дивы, а заставляли малевать краснощёкую доярку да могутную рабфаковку. Или так: мечталось о фовизме, а цензоры (иной раз во главе с полуграмотным царём Никиткой I) требовали прямолинейную реалистичность. Оттого-то и уходили, …сбегали художники в царство книжной иллюстрации – тут было можно вильнуть в сторону, изобразив миры Снежной Королевы, Дюймовочки и Оле-Лукойе в духе заманчивых сюрреалистов. Это же небыль - здесь допустимы жутковатые перевёртыши и переплетения снов с явью...
...Замечу - все эти авторы …не выходили за рамки агитпроповских правил, даже, когда рисовали диковинные миры с причудливыми персонажами. Соцреализм при всей своей каменной незыблемости, был не стилем, но методом, позволявшим художнику творить в самых разных направлениях. Однако же имелось превеликое «но», которое именуется «уместностью». Так, изображать окружающую действительность – поля, заводы и новостройки… в духе сюра было строжайше запрещено, а вот всё тем же манером, но – миры Гофмана, это – пожалуйста. Ибо тут сказка - тут возможно всё. Реальности нужен реализм (sic!), а сказке – сюрреализм. Увлекшись стенаниями по поводу вынужденного эскапизма художников, искусствоведы часто забывают о главном – советский цензор никогда не пропустил бы книгу, фильм или малозначительную книжную виньетку, которая могла бы изуродовать психику и восприятие ребёнка. Дети в СССР охранялись и пестовались, как самое дорогое сокровище, а плакатный лозунг Всё лучшее – детям! не был пустым трёпом. Теперь ответьте на простой вопрос: как в обществе, где царили многочисленные запреты, чадушкам дозволялось смотреть «неправильные» картинки?
Да просто они были правильные. Уместные. Сказочные. Даже если предположить, что те художники не выносили Советскую Власть, они, тем не менее, сделали всё, чтобы мы – пионеры-октябрята – её любили и считали своей заботливой мамой. О чём всегда вспоминают люди старшего поколения, если их захлёстывает ностальгия? Правильно – о детских книжках родом из СССР. С теми самыми иллюстрациями. Советское детство! Солнечное и бескрайнее лето. Сказки с принцессами и феями, стихи о добрых докторах и храбрых пожарниках, приключения непослушных мальчишек, рассказы о кораблях и самолётах. Это наша вселенная и наш дом. Поэтому персональный бунт Эрика Булатова существовал для нас в некоей параллельной реальности и никаким образом не сказывался на эстетической привлекательности его виньеток и Золушек.