«Мой младший брат» - книга лучше!
Если спросить на улице (или в интернете), какой фильм лучше всего отражает настроение молодёжи 1960-х, то большинство ответит: «Я шагаю по Москве», конечно!». Группа интеллектуалов скажет: [i]«Нет! «Застава Ильича!» [/i]Да, но был ещё один замечательный сюжет, который в своё время был жутко популярен, в основном, благодаря первоисточнику – роману Василия Аксёнова «Звёздный билет», напечатанный в журнале «Юность».
Страничка романа Василия Аксёнова «Звёздный билет», напечатанный в журнале «Юность» и афиша фильма «Мой младший брат» (1962). Википедия.
Итак, «Мой младший брат» (1962) - первый манифест юных шестидесятников, ибо «Я шагаю…» и «Застава…» были сняты позже. Именно герои Аксёнова, сыгранные будущими суперзвёздами – Александром Збруевым, Олегом Далем и Андреем Мироновым, оказались похожи на реальных мальчиков того времени. Цинизм сочетался в них с романтикой, а западничество – с патриотизмом.
Мама рассказывала, что те номера «Юности» зачитывали до дыр – впервые советская молодёжь прочитала на страницах печатного издания …свой тогдашний сленг и узнала «ребят с соседнего двора». Вместе с тем, роман вызвал шквал критики. Фильм же получился более приглаженным и каким-то плоским. Если смотреть его, не зная текста, это покажется шедевром.
Олег Даль, Андрей Миронов и Александр Збруев в фильме «Мой младший брат» (1962). Скриншот.
Если читать Аксёнова, то …увы. Несмотря на хорошую игру, киноверсия недотягивает до аксёновского психологизма. В «Звёздном билете» - всё построено на нюансах. Аксёнов – это не сюжет, а настроение. Он любил джаз, так вот его книги – это своеобразная джаз-импровизация. Поэтому экранизировать все эти «блюзовые полутона» и прочие синкопы – процесс неблагодарный.
Однако маститому режиссёру Александру Зархи (он же снял феерическую «Высоту»!) кое-что удалось. Правда, исчез весь «джаз», но и лёгкая, прозрачная линия-мелодия – это тоже красиво. О чём фильм? Так, road-movie с элементами дидактики (а как же ещё?!) Трое московских мальчиков только что окончили школу, и, прихватив свою подругу детства, едут в Прибалтику,...
Кадр из фильма «Мой младший брат» (1962). Скриншот.
...чтобы сначала повесничать, а затем, когда прижало – вкалывать. Конечно, у главгероя – Димки Денисова (Алесандр Збруев) любовь с Галей Бодровой – хорошенькой и легкомысленной блондинкой, чьё сходство с Брижит Бардо бесконечно постулируется автором романа. Вообще, Брижит была каким-то наваждением для тогдашних младых интеллектуалов Страны Советов…
Меж тем, актриса Людмила Марченко, если чем и смахивает на Бардо, то лишь белокурыми волосами и точёной фигуркой «песочные часы». Кроме того, Галя, как и все, вышла не такой интересной, как в романе. Там есть одна деталь: Галя в их дворовых играх всегда была Миледи и Констанцией в одном лице, но всегда хотела быть Д`Артаньяном. Она - красива, но из тех, кто ещё пару лет назад именовались своим парнем и Галкой.
Кадр из фильма «Мой младший брат» (1962). Скриншот.
А Марченко играет милую и капризную кокетку, этакую фифочку, знающую, что невыразимо хороша. Галя-книжная вот сомневалась в своих чарах. Очень важный, по факту ключевой момент – Галка изменяет Димке и уезжает с неким лощёным артистом Долговым. Он описан, как порочный, но – противоречивый и сложный тип, а в фильме он – явный и карикатурный.
Его сыграл Валентин Кулик, вечно изображавший на экране стиляг и моральных уродов (например, в «Деле Пёстрых» он выступил в роли гада-Арнольда). Потом девушка возвращается – морально-опустошённая. И …Димка прощает Галю. По логике соцреализма этого не должно быть, в принципе! Он обязан был найти «хорошую и правильную», хотя и не такую яркую, девушку, а предательницу-Галю снисходительно пожалеть.
Валентин Кулик в роли порочного артиста Долгова.
Но ни в коем случае не прощать – в романе показано, что они не просто помирились, но и провели ночь. Этот фрагмент вызвал отдельные нарекания со стороны критиков. В фильме этого нет – есть примирение, и вот они уже – снова четверо друзей. Параллельно с этим идёт линия старшего Димкина брата – Виктора (Олег Ефремов), от лица которого мы и слышим рассказ «об этой забавной и родной молодёжи».
Виктор – учёный и он погибает в финале, передавая эстафету «своему младшему брату». И он (брат) вполне достоин подобной чести. Но опять же, в книге это пронзительнее и глубже. В кино – повествовательная констатация. Но всё равно это очень хорошая иллюстрация к потрясающему роману.
Кадр из фильма «Мой младший брат» (1962). Скриншот.
Так, постскриптум. Ранний Аксёнов был чудесен – он чувствовал грань, и его пижонство не вываливалось, как из рога изобилия, но с возрастом он сделался беспримесным пижоном – его «Остров Крым» - классика пижонства и какой-то приторной пошлятины, смешанной с фантазиями постаревшего ловеласа. Но это совсем уже другая история. Потому что для наших родителей-шестидесятников он был гуру.
Zina Korzina (c)