Ключи к реальности

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Литература

Сообщений 201 страница 210 из 238

201

Шопинг

Я приехал на Кузнецкий мост и остановился подле магазина картин Дациаро. Оглядываясь на все стороны, я вошел в него. Я не хотел покупать лошадей В. Адама, для того чтобы меня не могли упрекнуть в обезьянстве Володе, но, торопясь от стыда в беспокойстве, которое я доставлял услужливому магазинщику, выбрать поскорее, я взял гуашью сделанную женскую голову, стоявшую на окне, и заплатил за нее двадцать рублей. Однако, заплатив в магазине двадцать рублей, мне все-таки казалось совестно, что я обеспокоил двух красиво одетых магазинщиков такими пустяками, и притом казалось, что они все еще слишком небрежно на меня смотрят. Желая им дать почувствовать, кто я такой, я обратил внимание на серебряную штучку, которая лежала под стеклом, и, узнав, что это был porte-crayon , который стоил восемнадцать рублей, попросил завернуть его в бумажку и, заплатив деньги и узнав еще, что хорошие чубуки и табак можно найти рядом в табачном магазине, учтиво поклонясь обоим магазинщикам, вышел на улицу с картиной под мышкой. В соседнем магазине, на вывеске которого был написан негр, курящий сигару, я купил, тоже из желания не подражать никому, не Жукова, а султанского табаку, стамбулку трубку и два липовых и розовых чубука.

Литература

0

202

На другой день Райский утром рано предупредил Крицкую запиской, что он просит позволения прийти к ней в половине первого часа, и получил ответ: «Charmee, j’attends» и т. д.
Шторы у ней были опущены, комнаты накурены. Она в белой кисейной блузе, перехваченной поясом, с широкими кружевными рукавами, с желтой далией на груди, слегка подрумяненная, встретила его в своем будуаре. Там, у дивана, накрыт был стол, и рядом стояли два прибора.
– Мой прощальный визит! – сказал он, кланяясь ей и останавливая на ней сладкий взгляд.
– Как прощальный! – с испугом перебила она, – я слушать не хочу! Вы едете теперь, когда мы… Не может быть! Вы пошутили: жестокая шутка! Нет, нет, скорей засмейтесь, возьмите назад ужасные слова!..
– Что это у вас? – радостно произнес он, вдруг уставив глаза на стол, – свежая икра!
Она сунула свою руку ему под руку и подвела к столу, на котором стоял полный, обильный завтрак. Он оглядывал одно блюдо за другим. В двух хрустальных тарелках была икра.
– Я знаю, что вы любите… да, любите…
– Икру? Даже затрясся весь, как увидал! А это что? – с новым удовольствием заговорил он, приподнимая крышки серебряных блюд, одну за другой. – Какая вы кокетка, Полина Карповна: даже котлетки без папильоток не можете кушать! Ах, и трюфли – роскошь юных лет! – petit-fours, bouchees de dames! Ax, что вы хотите со мной делать? – обратился он к ней, потирая от удовольствия руки – Какие замыслы у вас?
– Вот, вот чего я жду: этой улыбки, шутки, смеха – да! Не поминайте об отъезде. Прочь печаль! Vive l'amour et la joie.
«Эге! какой „abandon“!– даже страшновато…» – подумал он опасливо.
– Садитесь, сядем рядом, сюда! – пригласила она и, взяв его за руку, усадила рядом с собой, шаловливо завесив его салфеткой, как делают с детьми и стариками.
Он машинально повиновался, с вожделением поглядывая на икру. Она подвинула ему тарелку, и он принялся удовлетворять утренний, свежий аппетит. Она сама положила ему котлетку и налила шампанского в граненый стакан, а себе в бокал, и кокетливо брала в рот маленькие кусочки пирожного, любуясь им.
После жареной дичи и двух стаканов шампанского, причем они чокались, глядя близко друг другу в глаза, – она лукаво и нежно,
он – вопросительно и отчасти боязливо, – они наконец прервали молчание.
– Что вы скажете? – спросила она выразительно, будто ожидая чего-то особенного.
– Ах, какая икра! Я еще опомниться не могу!
Литература

0

203

«Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, — думал князь Андрей. — Пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем: наша жизнь кончена!» Целый ряд мыслей, безнадежных, но грустно-приятных, в связи с этим дубом возник в душе князя Андрея. Во время этого путешествия он как будто вновь обдумал всю свою жизнь и пришел к тому же успокоительному и безнадежному заключению, что ему начинать ничего было не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая...
Уже было начало июня, когда князь Андрей, возвращаясь домой, въехал опять в ту березовую рощу, в которой этот старый, корявый дуб так странно и памятно поразил его. «Здесь, в этом лесу, был этот дуб, с которым мы были согласны. Да где он?» — подумал князь Андрей, глядя на левую сторону дороги. Сам того не зная, он любовался тем дубом, которого искал, но теперь не узнавал его.
Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия — ничего не было видно. Сквозь столетнюю жесткую кору пробивались без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что это старик произвел их. «Да это тот самый дуб», — подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное весеннее чувство радости и обновления. Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему. И Аустерлиц с высоким небом, и Пьер на пароме, и девочка, взволнованная красотою ночи, и эта ночь, и луна — все это вдруг вспомнилось ему.
«Нет, жизнь не кончена в тридцать один год, — вдруг окончательно и бесповоротно решил князь Андрей. — Мало того, что я знаю все то, что есть во мне, надо, чтобы и все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо. Надо, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мной вместе»

0

204

«Незнайка на луне»: дети в мире взрослых

Рассуждая о книге Николая Носова «Незнайка на луне», мы всегда упираемся в тему «дикого капитализма», который с точностью до мелочей возник на постсоветском пространстве. Любимая игра: найти все точки сборки. Меня же заинтересовала иная сторона этого повествования... Смотрите, как получается: земные жители в книжке — это условно говоря — подростки или молодые люди. Одни умные, как Знайка, Тюбик, Винтик и Шпунтик. Другие — разболтанные и весёлые, как Незнайка. Третьи — себе на уме, как Пончик.

Литература
Земные жители в книжке — это условно говоря — подростки или молодые люди. Рисунок Генриха Валька (с).

Но всё это — весьма юные создания, никак не старше 15-16 лет. Исключение — доктор Пилюлькин, которого можно принять за молоденького выпускника медицинского института. Звёздочкин - старичок лет 30-35. Всё. Остальные — даже с учётом научно-технических открытий и творческих изысканий — детки. Тогда как обитатели луны — как на подбор взрослые и даже старые люди. Даже приятель Незнайки — бедолага Козлик явно старше землянина. Ему по всем ухваткам - лет 18-19.

Литература
Тогда как обитатели луны — как на подбор взрослые и даже старые люди. Рисунок Генриха Валька (с).

Мига и Жулио — ребята 25-30 лет. Спрутс и Скуперфилд — явно за 60 (кстати, по ощущениям, Спрутс — нувориш, а Скуперфильд - «старые деньги»). Встречаются и эпизодические герои, вроде господина Клопса или Крабса, полицейских, безработных, директоров ресторанов — и все они явно не молоды. И это не рисунки, это — описания. Постоянно мелькают лысые, морщинистые, жирные, словом — далёкие от обаяния младости. Получается, что подростки угодили в жестокий мир, играющий по иным правилам.

Литература
Получается, что подростки угодили в жестокий мир, играющий по иным правилам. Рисунок Генриха Валька (с).

Поскольку эта вещь во многом — пророческая, я позволю себе сказать, что это ещё и аллегория. Советский человек рано взрослел — интеллектуально и социально. В 10 лет хомо-советикус читал взрослую литературу — не только Дюма, Верна и Скотта (который Вальтер), но и Свифта, Сервантеса, Дефо. В адаптированном варианте, но сам факт, что Гулливер, Дон Кихот и Робинзон Крузо подавались, как типичные герои «для мальчишек». Далее советский человек в юные лета осознавал, кем быть и — зачем быть.

Литература
Даже с учётом научно-технических открытий и творческих изысканий — дети. Рисунок Генриха Валька (с).

Ранняя социализация. Раннее включение в трудовой процесс. Раннее обзаведение семьёй и потомством. Но. Этот же умный, талантливый, начитанный, семейный инженер был совершенным дитятей в вопросах, связанных с финансами и бизнесом. Его обмануть — проще простого. Больше того, инженер (или учёный, рабочий, художница) привыкали к мысли: мне не дадут умереть и скатиться. Это — исключительно детский паттерн поведения. Брать отвественность за новую домну, но не знать, как обращаться с деньгами (в книге они и не умеют!).

Литература
Наивные Знайки и Пилюлькины оказались бессильны перед системой ценностей, сформированной Спрутсами. Рисунок Генриха Валька (с).

Наивные Знайки и Пилюлькины оказались бессильны перед системой ценностей, сформированной Спрутсами и Жулио. При социализме и капитализме — разные понятия о мужании. Поэтому, когда я говорю, что советские взрослели в 16-17 лет, со мной часто спорят: мол, как раз хомо-советикус был инфантильным. Да, безусловно. И я, и мои оппоненты — правы. Но с разных позиций. Вот и Николай Носов — интуитивно, как и многое в этой великой книге, нащупал основную грань различий. А ответ на знаменитый вопрос может звучать так: я такой бедный, потому что я такой умный.

Зина Корзина (с)

0

205

Почему «Алые паруса» были так популярны?

Бывает так, что некий сюжет заново «открывают» спустя годы – уже с иным настроением и всё повторяется на очередном витке – с другими читателями, слушателями, зрителями. «Алые паруса», написанные в 1923 году, не произвели фурор, но очень понравились образованной публике. Эту феерию (жанр, указанный самим Грином) хвалил Максим Горький. Но ассоциируется ли история Ассоль и Грея с началом 1920-х? Наверное, не очень. Книга до войны была любимой, но не имела фантастической популярности.

Литература
Первое издание книги. Источник - https://meshok.net/

Зато в эру Оттепели - в 1950-х – 1960-х - шикарно «выстрелила» вся эта дивная прозрачность и призрачность – с романтикой дальних морей, изумительными названиями городов (в них чувствовалось нечто хэмингуээвское!) и правильным - алым будущим, которое оптимистично рисовалось фантастами. Алые паруса, как знамёна грядущего Коммунизма, обещанного поколению 1960-х. Тогда вошла в моду искренность и даже наивность. Очарование простоты, смешанной с глубоким чувствованием.

Литература
Издания послевоенного времени. Источники - https://meshok.net/ и https://www.ozon.ru/context/detail/id/34657180/

Ассоль казалась не только понятной – она была девочкой из соседнего двора. Не пустая мечтательница и не скучающая графиня у окна. Девушка все годы, пока ждала Принца, точнее – алых парусов - бесконечно трудилась. И чуда-то никакого там нет, кроме изумительно сложившихся обстоятельств – Грей не угадал и не услышал пророчество от какой-нибудь феи; он случайно увидел, полюбил, узнал, как действовать. В 1960-х часто возникала тема «чудес без волшебства».

Литература
Типичная девочка эры Оттепели в юбке-колокол. Фото обложки из личной коллекции книг. Картина Александра Самохвалова «Алые паруса». 1960-е годы. Источник - https://artpriced.ru/biografiya/samohva … ikolaevich

Экранизация 1961 года с потрясающе красивыми актёрами – Василием Лановым и Анастасией Вертинской возникла в тот момент, когда всему советскому обществу пообещали такое же «чудо без чудес» - я не просто так упомянула в самом начале Коммунизм. С том же 1961 году в Москве проходил исторический XXII съезд КПСС, на котором Никита Хрущев заявил: «Партия торжественно провозглашает: нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!»

Литература
Кадр из фильма «Алые паруса» (1961). Источник - https://www.pinterest.ru/

Это прозвучало, как: «-Не знаю, сколько пройдет лет, – только в Каперне расцветет одна сказка, памятная надолго. Ты будешь большой, Ассоль. Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнёт алый парус»* Вы непременно дождётесь, Ассоли, своего алого счастья. Надо только ждать, трудиться и верить. Ваше поколение дорастёт и увидит. Кроме того, в 1961 году состоялся полёт в космос, что опосредованно подтверждало правоту советских идей.

Литература
Кадр из фильма «Алые паруса» (1961). Источник - https://www.pinterest.ru/

Космонавтика относилась к тому же романтическому переживанию, что и феерия Александра Грина. По радио зазвучали песни о «яблонях на Марсе» и «тропинках далёких планет». Советское общество жило в том же радостном предвкушении, что и Ассоль. Это имя сделалось так популярно, что им стали называть туристические лагеря и кафе-стекляшки. «Алые паруса» - кинотеатры и рестораны. Изначально совсем не массовая вещь, «Алые паруса» в 1960-х «пошли в народ». Все - ждали.

Литература
Кинотеатр из многих, предложенных поисковиком Яндекса. Источник - https://pastvu.com/p/725897 Листать - есть ещё.

А потом все убедились, что никто и никуда не плывёт – алый парус полинял, а романтики перебрались на кухни – диссидентствовать под водочку или петь репертуар супругов Никитиных (под неё же). Или перековались в нормальных мещан. Или в годных карьеристов. Можно сказать, что Ассоль не стала ждать Грея, а вышла замуж за Хина Меннерса и стала «как все». Но это было бы злобно, ибо наши родители-шестидесятники попросту повзрослели… И стали не то грустны, не то серьёзны. В свои 35-40 лет.

Литература
Кадр из фильма «Афоня» (1975). Скриншот. Источник - YouTube.

К середине 1970-х годов социум действительно напоминал Ассоль, которая поняла, что Алые Паруса – это выдумка, а реальность – вот. Хин Меннерс и гарнитур фасона «стенка» (дача, машина, заграница). К слову, Георгий Данелия обыграл эту ситуацию в грустной комедии «Афоня» (1975), где фоном для пьяной маргиналии служит именно заведение «Ассоль». Обессмысливание идеи породило скуку и – Афоню, как типичного представителя. Это название до сих пор используется и весьма активно. Оно уже утратило энергию – просто красивое колыхание воздуха и муляж парусника.

Zina KorZina (c)

Отрывок из книги цитируется - по https://ilibrary.ru/.

0

206

Ребята, надо верить в чудеса,
Когда-нибудь весенним утром ранним
Над океаном алые взметнутся паруса,
И скрипка пропоёт над океаном.
Над океаном алые взметнутся паруса,
И скрипка пропоёт над океаном.

Не три глаза, ведь это же не сон,
И алый парус правда гордо реет,
В той бухте, где отважный Грей
Нашел свою Ассоль,
В той бухте, где Ассоль
Дождалась Грея.

С друзьями легче море переплыть
И есть морскую соль, что нам досталась,
А без друзей на свете
Было б очень трудно жить,
И серым стал бы даже алый парус.

Узнаешь зло, без этого нельзя,
Ведь люди не всегда бывают правы,
Но зла вы никому не причиняйте никогда,
И пусть не станет серым алый парус.
Но зла вы никому не причиняйте никогда,
И пусть не станет серым алый парус.

Когда-то, где-то счастье ты найдёшь,
Узнаешь Грея и Ассолью станешь,
В свою мечту ты веришь,
И её ты не предашь,
Гори, гори под солнцем алый парус.

Ребята, надо верить в чудеса,
Когда-нибудь весенним утром ранним
Над океаном алые взметнутся паруса,
И скрипка пропоёт над океаном.

Литература

0

207

Видели фотографии Дантеса?

Персонаж по имени Жорж Шарль Дантес вряд ли у кого в России может вызвать особо тёплые чувства. В своё время меня поразило, что этот персонаж прожил до 1895 года (умер в возрасте 83 лет) и сделал неплохую карьеру у себя на родине. К слову, вы видели его фотографии 1860-1870-х годов? Он даже в немолодом возрасте оставался красавцем.

Литература
Литература
Литература

Зина Корзина (с)

0

208

Совпадение? Не думаю

Один видеоблогер нашёл первоисточник главной интриги «Служебного романа» - рассказ Антона Чехова «В пансионе» - там ровно та же ситуация - бедноватому персонажу советуют приударить за начальницей с целью получения места. К слову, играет его тот же Андрей Мягков.

Отрывок с фрагментами спектакля - с 02.58.

Оммаж "Служебному роману": как Мягков опять приударил за начальницей

Чехов и К° - российский десятисерийный телефильм, поставленный к 100-летию МХАТ с актёрами МХАТа имени А. П. Чехова.
Включает в себя тридцать новелл по рассказам Антона Павловича Чехова.

Чехов и К°. Серия 1: «Забыл»; «Святая простота»; «Гость».

Чехов и К°. Серия 2: «Писатель»; «Супруга»; «В пансионе».

Чехов и К°. Серия 3: «Жених и папенька»; «Неосторожность»; «Хороший конец».

Чехов и К°. Серия 4: «От нечего делать»; «Дорогая собака»; «Хористка».

Чехов и К°. Серия 5: «Дипломат»; «Папаша»; «Перпетуум-мобиле».

Чехов и К°. Серия 6: «Тапёр»; «Актёрская гибель»; «На чужбине».

Чехов и К°. Серия 7: «Невидимые миру слёзы»; «Живая хронология»; «Свистуны».

Чехов и К°. Серия 8: «Безнадёжный»; «Длинный язык»; «Тина».

Чехов и К°. Серия 9: «Рассказ госпожи NN»; «Житейские невзгоды»; «Мыслитель».

Чехов и К°. Серия 10: «Пассажир 1-го класса»; «Месть женщины»; «Сирена».

0

209

Неожиданный Басилашвили

Нашла тут интересный отрывок из спектакля с неожиданной работой Олега Басилашвили. Точнее, я знала, что он играл этого героя, но ни разу не видела его в этом качестве. Он тут худой и неузнаваемый.

Наталья Тенякова, Людмила Макарова и Олег Басилашвили в спектакле БДТ "Ревизор". Новое в театрах

Сцены из спектакля "Ревизор" по пьесе Н.Гоголя Ленинградского академического Большого драматического театра имени М.Горького в постановке главного режиссера Георгия Товстоногова с участием артистов Кирилла Лаврова (Городничий), Олега Басилашвили (Хлестаков), Людмилы Макаровой (Анна Андреевна), Натальи Теняковой (Марья Антоновна), Вадима Медведева (Ляпкин-Тяпкин), Николая Трофимова (Хлопов), Всеволода Кузнецова (Земляника), Михаила Кузнецова (Шпекин), Георгия Штиля (Добчинский), Ивана Пальму (Лекарь), Леонида Неведомского (Держиморда).

Гл. ред литературно-драматических программ 1972
Режиссер - Георгий Товстоногов
Режиссер - Леонид Пчелкин
Оператор - И. Ляховицкий

Новое в театрах. Н.В.Гоголь "Ревизор" (1972)

0

210

Новая книга Елены Чудиновой

Я редко пишу книжные обзоры для нашей газеты «Завтра», ибо газета руководится известнейшим писателем и филологии там хватает. Исключение, когда автор книги и дизайнер серии - мои добрые знакомые (Елена Чудинова и Катя Амитон). Итак, Елену Чудинову я впервые увидела …по телевизору. Шёл 2006 год, и вся Москва обсуждала её книгу - страшное пророчество «Мечеть Парижской Богоматери». Шла полемика с явным антиподом - Эдуардом Багировым – автором нашумевшего тогда «Гастарбайтера». Потом я прочитала многие книги Чудиновой и, наконец, познакомилась лично. Интересно, что поводом послужила тема императора Николая I.

Литература

В 2017 году у меня в блоге обсуждали изысканную альтернативку «Побѣдители», где не было СССР, но этот мир получился приятнее, чем наш-привычный. При всём уважении к своему советскому детству, я констатировала: да, так было бы правильнее. «Побѣдители» по сию пору вызывают маниакально-депрессивный психоз у интернетных псевдо-коммунистов и диванных любителей продразвёрстки. Один из важнейших выводов Елены Чудиновой: революции никого не делают счастливым. Ни одна из революций! Ни английская, ни французская, ни тем паче - русская. Бунт – путь в никуда. Точнее – в ад, причём сразу для всех – и для врагов, и для адептов.

Новая история Елены Чудиновой – «Колдовской ребёнок», только что вышедшая из печати, продолжает начатую тему. Выбрана необычная глав-героиня. Елена Николаевна Гумилёва - забытая биографами девочка. Будто бы ничейная. Жила тихо, умерла так же. Дочь легендарного отца и аристократки-матери. Да, но всё как-то за кадром. Все знают её сводного брата - Льва Гумилёва – сына Большого Поэта и Гранд-Поэтессы. Его - родоначальника головокружительной теории пассионарности, фаната Степи, Орды, евразийства помнят даже те, кто никогда не открывал «Этногенез» и запутался в хитросплетении «Хунну». Тогда как Леночка Гумилёва – дочь, рождённая от Анны Энгельгардт – осталась в тени.

Чудинова иронически описывает люмпенов, подселённых в бывшую детскую и столовую. Сейчас модно трепаться, что большевики правильно делали, уплотняя буржуинов. По чести говоря, теснили не столько фабрикантов, успевших, роняя тапочки, удрать в Париж, сколько...

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»


phpBB [video]