Почему «Алые паруса» были так популярны?
Бывает так, что некий сюжет заново «открывают» спустя годы – уже с иным настроением и всё повторяется на очередном витке – с другими читателями, слушателями, зрителями. «Алые паруса», написанные в 1923 году, не произвели фурор, но очень понравились образованной публике. Эту феерию (жанр, указанный самим Грином) хвалил Максим Горький. Но ассоциируется ли история Ассоль и Грея с началом 1920-х? Наверное, не очень. Книга до войны была любимой, но не имела фантастической популярности.
Первое издание книги. Источник - https://meshok.net/
Зато в эру Оттепели - в 1950-х – 1960-х - шикарно «выстрелила» вся эта дивная прозрачность и призрачность – с романтикой дальних морей, изумительными названиями городов (в них чувствовалось нечто хэмингуээвское!) и правильным - алым будущим, которое оптимистично рисовалось фантастами. Алые паруса, как знамёна грядущего Коммунизма, обещанного поколению 1960-х. Тогда вошла в моду искренность и даже наивность. Очарование простоты, смешанной с глубоким чувствованием.
Издания послевоенного времени. Источники - https://meshok.net/ и https://www.ozon.ru/context/detail/id/34657180/
Ассоль казалась не только понятной – она была девочкой из соседнего двора. Не пустая мечтательница и не скучающая графиня у окна. Девушка все годы, пока ждала Принца, точнее – алых парусов - бесконечно трудилась. И чуда-то никакого там нет, кроме изумительно сложившихся обстоятельств – Грей не угадал и не услышал пророчество от какой-нибудь феи; он случайно увидел, полюбил, узнал, как действовать. В 1960-х часто возникала тема «чудес без волшебства».
Типичная девочка эры Оттепели в юбке-колокол. Фото обложки из личной коллекции книг. Картина Александра Самохвалова «Алые паруса». 1960-е годы. Источник - https://artpriced.ru/biografiya/samohva … ikolaevich
Экранизация 1961 года с потрясающе красивыми актёрами – Василием Лановым и Анастасией Вертинской возникла в тот момент, когда всему советскому обществу пообещали такое же «чудо без чудес» - я не просто так упомянула в самом начале Коммунизм. С том же 1961 году в Москве проходил исторический XXII съезд КПСС, на котором Никита Хрущев заявил: «Партия торжественно провозглашает: нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!»
Кадр из фильма «Алые паруса» (1961). Источник - https://www.pinterest.ru/
Это прозвучало, как: «-Не знаю, сколько пройдет лет, – только в Каперне расцветет одна сказка, памятная надолго. Ты будешь большой, Ассоль. Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнёт алый парус»* Вы непременно дождётесь, Ассоли, своего алого счастья. Надо только ждать, трудиться и верить. Ваше поколение дорастёт и увидит. Кроме того, в 1961 году состоялся полёт в космос, что опосредованно подтверждало правоту советских идей.
Кадр из фильма «Алые паруса» (1961). Источник - https://www.pinterest.ru/
Космонавтика относилась к тому же романтическому переживанию, что и феерия Александра Грина. По радио зазвучали песни о «яблонях на Марсе» и «тропинках далёких планет». Советское общество жило в том же радостном предвкушении, что и Ассоль. Это имя сделалось так популярно, что им стали называть туристические лагеря и кафе-стекляшки. «Алые паруса» - кинотеатры и рестораны. Изначально совсем не массовая вещь, «Алые паруса» в 1960-х «пошли в народ». Все - ждали.
Кинотеатр из многих, предложенных поисковиком Яндекса. Источник - https://pastvu.com/p/725897 Листать - есть ещё.
А потом все убедились, что никто и никуда не плывёт – алый парус полинял, а романтики перебрались на кухни – диссидентствовать под водочку или петь репертуар супругов Никитиных (под неё же). Или перековались в нормальных мещан. Или в годных карьеристов. Можно сказать, что Ассоль не стала ждать Грея, а вышла замуж за Хина Меннерса и стала «как все». Но это было бы злобно, ибо наши родители-шестидесятники попросту повзрослели… И стали не то грустны, не то серьёзны. В свои 35-40 лет.
Кадр из фильма «Афоня» (1975). Скриншот. Источник - YouTube.
К середине 1970-х годов социум действительно напоминал Ассоль, которая поняла, что Алые Паруса – это выдумка, а реальность – вот. Хин Меннерс и гарнитур фасона «стенка» (дача, машина, заграница). К слову, Георгий Данелия обыграл эту ситуацию в грустной комедии «Афоня» (1975), где фоном для пьяной маргиналии служит именно заведение «Ассоль». Обессмысливание идеи породило скуку и – Афоню, как типичного представителя. Это название до сих пор используется и весьма активно. Оно уже утратило энергию – просто красивое колыхание воздуха и муляж парусника.
Zina KorZina (c)
Отрывок из книги цитируется - по https://ilibrary.ru/.