"Человек эры Кольца. Иван Ефремов" Док. фильм ("Культура", 2007)
"Роман Ивана Антоновича Ефремова "Туманность Андромеды" вышел в свет в 1957 году. В этом же году был запущен первый в истории человечества искусственный спутник Земли, началась новая эра. Эра надежд, романтических устремлений, героических подвигов. Тема человека будущего, обладающего высокими нравственными качествами, сильного физически и духовно, и тема целесообразного общественного устройства стали основными в произведениях Ефремова.
Этот фильм рассказывает о судьбе Ивана Антоновича Ефремова - автора романов "Час Быка", "Лезвие бритвы", "Таис Афинская", крупнейшего ученого, профессора, доктора биологических наук, создателя науки тафономии, человека энциклопедических знаний и выдающегося ума.
"Главная" женщина ИАЕ Эуг Белл: Это, оказывается, никакая не Таисия Иосифовна, а первая жена Ефремова. Ее звали Елена Дометьевна Конжукова. Ее родина - Павлодар. Затем судьба забрасывает ее в Крым. Она учится в Симферополе, в университете, которым руководил В.И.Вернадский (!). На пять лет старше ИАЕ. Так же как и он получила звание кандидата наук (по палеонтологии) без защиты: у нее уже к тому времени были серьезные научные труды. Настоящий ученый, о котором сохранилась память. Она умерла в 1961 году (!), когда практически большинство "задумок" Ефремова были уже задуманы или воплощены. Ему осталось жить 10 лет. У них был уже сын - Аллан. Который, кстати, потом говорил, что Елена Дометьевна оказала огромное влияние на ИАЕ. И что она была гораздо более "религиозна". Что он под этим подразумевал? Возможно, не христианство, а оккультизм, потому что я в интернете нашел некоего Вадима Конжукова, последователя Кришнамурти, известного в оккультных тусовках тех времен человека. Возможно, это брат Елены.
А вот - портрет Елены Дометьевны: Е.Д. умерла в 1961 г., завещав развеять свой прах в Коктебельской бухте (то есть рядом с Домом Поэта). Через год Ефремов женился вторично на женщине, которая была гораздо моложе его и к которой Аллан относился как к старшей сестре, по его словам. Очевидно, Т.И. многое сделала для больного Ефремова в последние его годы. Но могла ли она оказать влияние на формирование его идей? Все это приводит к значительному изменению "нюансов"... Само существование Елены Дометьевны замалчивалось. В лучшем случае о ней говорили два-три слова. Это можно по-человечески понять, но, как говорится, истина дороже, и это тоже нужно понять и принять. Хотелось бы, чтобы после этой моей реплики наследники Ефремова не обрушились бы на меня с упреками. Мы получаем совершенно новую картину: объясняются связи Ефремова с Вернадским и семьей Рерихов. А также Вернадского и М.Волошина. Для меня это - новый шаг в понимании личности выдающегося философа.
Сюжетную основу каждого из вошедших в сборник рассказов составило старинное предание. Начальнику геологической партии в штурме неприступного пика Белый Рог (а заодно и сердца непреклонной коллеги) помогает легенда о храбром батыре, три века назад покорившем эту скалу. Исследование старых медных рудников близ Оренбурга освещает драматические события, случившиеся здесь в пору крепостного права, незадолго до его отмены. Найденный старый корабль приоткрывает завесу тайны над морскими путешествиями в XVIII веке. Герои рассказов - геологи, шахтеры, мореплаватели - своими помыслами и поступками учат нас оставаться верными себе, не изменять мечте, не пасовать перед любыми трудностями. Послушайте эти увлекательные и познавательные истории!
Иван Ефремов. Белый рог. Аудиокнига.
Три небольших рассказа.
Небольшая история о попытке восхождения геолога на труднодоступный, хоть и не высокий скалистый выступ. Цель практическая, однако это больше для себя, восхождение к самому себе. И как в этом помогла древняя легенда. Путями старых горняков.
Еще одна геологическая история. На этот раз действие происходит в оренбургских степях. Геолог, Рудаш, исследует старые выработки с целью определения оставшихся залежей меди и попадает в сложную ситуацию и опять на помощь приходит история из прошлого.
Встреча над Тускаророй. На этот раз события происходят на море. Советское судно наталкивается на полузатопленный парусник 18 века и достает с него удивительные материалы. И опять прошлое встречается с настоящим. Да, все три рассказа объединяет одно. Встреча прошлого и настоящего. И не просто встреча, а когда становится очевидной связь времен. Будь то это богатырский меч, забытая шахта, рукопись об открытии. Ведь так часто мы забываем, на чьих плечах мы стоим.
Рассказы написаны профессионально, но несмотря на обилие технических подробностей, интересно. Ведь сам Ефремов был высококлассным геологом. И не менее профессиональным писателем.
Первая публикация «Туманности Андромеды» выглядела так
Нашла в Интернете страницы из журнала «Техника молодёжи», где в конце 1950-х печаталась с сокращениями ефремовская «Туманность Андромеды». Текст знают все, но интересны именно иллюстрации... Кстати, почему одноимённый фильм вышел неудачным?