Ключи к реальности

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Иные миры Ивана Ефремова

Сообщений 1 страница 10 из 15

1

Мир победившей секты? О мирах Ивана Ефремова.

Мне интересно любое мнение, если оно не отдаёт дешёвым фрейдизмом и не является быдлячьей жвачкой, вроде: «Совок и Третий Рейх - близнецы братья». Всё остальное, как минимум, любопытно. Вчера прочитала мнение anairos о мирах Ивана Ефремова. Я это вижу много иначе, но мне понравился текст и доводы. Как версия. Я тут процитирую фрагменты, касающиеся конкретно ефремовских сюжетов...

...И точно так же нашелся талантливый писатель, для которого именно мир победившей секты стал идеальным образом светлого звездного будущего человечества. Это был, как кое-кто уже догадался, Иван Ефремов – ученый и фантаст, одно из самых ярких явлений советской литературы.
Все, что я описал выше, вы легко найдете в его произведениях. И персонажей, изъясняющихся наставительным языком учителей начальных классов даже в любовных разговорах. И нумерологию с астрологией как обязательную часть технологического процесса. Особенно показателен в этом смысле «Час Быка» – роман о людях предельного расцвета, «полдня» человечества. Там есть даже момент, когда юная и неопытная участница экспедиции на другую планету мечтательно заявляет, что, возможно, земляне могли бы что-то почерпнуть для себя из местного языка и письменности – уж очень они красивы. И руководительница строго, но доброжелательно выговаривает ей за желание учиться у дикарей. Земная цивилизация прошла долгий путь развития, собрав в себе все лучшее, что только могло быть. Любое заимствование у чужаков неминуемо будет не таким разумным, логичным и полезным.

Человек - звучит гордо!

В коммунистическом мире Ефремова отменены семьи, национальности, религии. Есть лишь общая для всех Истина, в которой никто никогда не сомневается, и даже инопланетяне делятся на достаточно продвинутых – уже дошедших до истины собственным умом – и тех, кого надлежит изучать со снисходительным терпением. Для сравнения – братья Стругацкие живописали в чем-то похожее коммунистическое будущее. Но их мир при этом наполнен народами, явлениями, личностями, находящимися далеко за пределом понимания человечества. Потому их герои всегда готовы учиться. Они понимают, что расширение сферы познанного ведет только к тому, что граница с непознанным становится все обширнее. Ефремов ликвидировал в своем мире и творчество, за исключением, пожалуй, абстрактной живописи, скульптуры и танца. Все, что связано с созданием смыслов, воображением, либо вовсе отмерло за века, либо выглядит откровенно жалко. Процитированные у него «стихи» людей будущего – обыкновенный агитационный призыв без ритма, рифмы и образности.

Я всегда стараюсь обращать внимание на фон – не столько подсознательные проговорки, сколько само собой разумеющиеся умолчания авторов. Как я уже говорил, они позволяют понять автора и его мир намного больше, чем то, что написано явным образом. Так вот, для советской фантастики шестидесятых-семидесятых частью общего фона было представление, что люди будущего обязаны обладать психическими сверхспособностями. И Стругацкие, и Ефремов тоже не остались в стороне от этой веры. Но то, какие именно способности они дали своим персонажам, различается, как небо и земля. Герои «Полдня» владеют искусством быстрого заживления ран, в том числе собственных. Максим Каммерер с легкостью переживает расстрел на Саракше, а потом простодушно объясняет, что не так уж сложно восстановить и запустить пробитое пулей сердце. Другой герой Стругацких, словно мученик из античной легенды, за ночь исцеляется после целого дня изуверских пыток. Третий походя думает, что при помощи психодинамических резонансов кто угодно может срастить ткани другому человеку, вот только без оборудования это очень тяжело.

А что же герои Ефремова? Какими способностями наделил их автор? Они умеют подавлять чужую волю. Отводить глаза. Погружать в транс. Стирать память. Вызывать по своему желанию эмоции. Даже те искусства, которые автор им оставил – живопись и танец – служат именно этой задаче: с их помощью герои усиливают свои внушения. По сути, как раз с помощью внушений, всемогущего психического программирования создается у Ефремова даже нравственность людей будущего. Они не убивают, например, не потому, что таков их выбор, а потому, что программа им это запрещает. Их моральные настройки по умолчанию не дают им осознать, что такое убийство и как оно возможно. В результате в том же «Часе быка» герои, обороняясь от дикарей, не пускают в ход оружие, способное испепелить человека в мгновение ока, а обрушивают на головы врагов башню, в которой находятся, погибая вместе с ними.

Это настолько яркая иллюстрация мира победившей секты, что ее даже скорректировали в некоторых изданиях книги, так что эпизод стал выглядеть пристойнее – башня рушится там случайно, под воздействием отпугивающего врагов инфразвука. И еще ефремовские совершенные люди умеют останавливать себе сердце, чтобы, когда отпадет надобность жить, можно было умереть быстро, безболезненно и не доставляя хлопот окружающим. Думаю, любой гуру любой секты с радостью обучил бы своих хомячков этому умению. Пожалуй, по-настоящему фантастично в этом мире только одно: его обитатели не утрачивают тяги к изучению и исследованию окружающего мира. Это совершенно нелогично. Предельный эгоцентрист, как великолепно сформулировали те же Стругацкие, стремится всегда только к одному: свернуть пространство, закуклиться и остановить время. К счастью, пока еще ни одна секта не стала властью в мировых масштабах, у них нет возможности достичь этого идеала.

anairos (с)

Остальное - тут.

0

2

Откровение Ивана Ефремова


Откровение Ивана Ефремова

0

3

Почему фильм «Туманность Андромеды» - неудачный?

Это как раз тот случай, когда первоисточник однозначно и безоговорочно лучше. Знаменитую книгу Ивана Ефремова можно читать и сегодня, тогда как лента 1967 года — унылое и при том — пафосное действо, в котором есть только одна положительная сторона — это яркая эстетика. Фильм «Туманность Андромеды» красиво снят, как, впрочем, привлекательны в нём актёры. Люди Будущего всё-таки! Тем не менее, киноверсия — неудачна. Попробуем разобраться в причинах.

Иные миры
Фильм «Туманность Андромеды» красиво снят, как, впрочем, привлекательны в нём актёры. Люди Будущего всё-таки!

Время ушло! Точнее — прошло. Роман писался в середине 1950-х годов, начал выходить в конце 1950-х. Это — стилистика Оттепели и до_космической эры. Фильм вышел в 1967 году, когда поменялась не только риторика, но и сам человек. Не говоря уже о реальном выходе в Космос. Тогда как создатели картины не учли этой стремительной эволюции — они снимали так, будто всё ещё 1959-1960-й гг, в лучшем случае. Вот тогда подобное зрелище могло бы стать культовым — до Гагарина, до Леонова. До реальности полётов.

Иные миры
Лента 1967 года — унылое и при том — пафосное действо, в котором есть только одна положительная сторона — это яркая эстетика.

Опоздали, в общем. Чрезмерность патетики, свойственной книге Ефремова, но не портящей её, делает фильм картонно-неестественным. Напомню, что в 1960-х возникла непринуждённая, лишённая «пируэтов» болтовня образованной молодёжи. Ребята шутили и вышучивали всё и вся. «Физики шутят» - это не только сборник околонаучного юмора, вышедший в Москве в издательстве «Мир» в 1966 году, это — настроение эпохи.

Иные миры
Чрезмерность патетики, свойственной книге Ефремова, но не портящей её, делает фильм картонно-неестественным.

В одной чудесной книжке, исследующей этику и психологию 1960-х, авторы Пётр Вайль и Александр Генис констатируют: «Физики не просто шутили, они обязаны были шутить, чтобы оставаться физиками. Восторг вызывало не качество юмора, а сам факт его существования», тогда как Иван Ефремов отмечал, что в будущем пропадёт… именно остроумие. Он так и пишет: «…исчезло искусное жонглирование словами, так называемое остроумие…».

Иные миры
И персонажи «Туманности...» не острят, а в кинокартине их сверх-серьёзность выглядит просто дико на фоне KВНовской эры.

И персонажи «Туманности...» не острят, а в кинокартине их сверх-серьёзность выглядит просто дико на фоне KВНовской эры. Kроме того, есть книги, которые вообще невозможно хорошо или хотя бы адекватно экранизировать — как ни снимай, всё равно выйдет халтура. Роман Ефремова наполнен интересными рассуждениями о морально-этических свойствах будущей цивилизации — по сути фабула не так увлекательна, как эти «проекты» грядущего.

Иные миры
Роман Ефремова наполнен интересными рассуждениями о морально-этических свойствах будущей цивилизации. В фильме этого - минимум.

Фантастическое кино - это, прежде всего, действие - приключения, диалоги, динамичные сцены. Ну, попробовали оставить только сюжет за минусом размышлений и... вышла малосодержательная скучная вещь. Да, не стоит забывать, что экранизировали только первую половину романа, и, по счастью, не стали позориться с продолжением. То есть, оно ещё и недоделка. Ну, и, конечно, скромные спецэффекты - это было бы можно простить, если бы удалось всё остальное. А оно в 1967 году и не могло удаться на этом материале.

Зина Kорзина (с)

0

4

Ефремов Иван. «Лезвие Бритвы»

Литература

«Лезвие бритвы» — научно-фантастический приключенческий роман Ивана Антоновича Ефремова, написанный в 1963 году. В сюжете переплетены шпионский детектив, приключенческий роман, научная фантастика, любовные линии, философские размышления.

Роман ставит проблемы изучения возможностей человека, резервов психики, использования знаний, добытых тысячелетней практикой разных наук, в частности хатха-йогой. В этом романе — приключения и фантастика, древняя Индия и современная Италия, могущество паранормальных способностей и поиски легендарной короны Александра Македонского... Динамичный сюжет, а главное, невероятная насыщенность научным материалом, фактами и теоретическими положениями, гипотезами и точными данными характерны для этого романа.

Это роман о духовном могуществе человека, о торжестве разума, о поисках красоты, любви и справедливости. «Ощущения красоты заложены в глубинах нашего существа», — утверждает автор и ведет читателя «по лезвию бритвы» к пониманию красоты в окружающих, в себе, во Вселенной.


Ефремов Иван. «Лезвие Бритвы» (Часть 1). Аудиокнига


Ефремов Иван. «Лезвие Бритвы» (Часть 2). Аудиокнига


Ефремов Иван. «Лезвие Бритвы» (Часть 3). Аудиокнига


Ефремов Иван. «Лезвие Бритвы» (Часть 4). Аудиокнига


Ефремов Иван. «Лезвие Бритвы» (Часть 5). Аудиокнига


Ефремов Иван. «Лезвие Бритвы» (Часть 6). Аудиокнига


Ефремов Иван. «Лезвие Бритвы» (Часть 7). Аудиокнига


Ефремов Иван. «Лезвие Бритвы» (Часть 8). Аудиокнига


Ефремов Иван. «Лезвие Бритвы» (Часть 9). Аудиокнига


Ефремов Иван. «Лезвие Бритвы» (Часть 10). Аудиокнига


Ефремов Иван. «Лезвие Бритвы» (Часть 11). Аудиокнига


Ефремов Иван. «Лезвие Бритвы» (Часть 12). Аудиокнига


Ефремов Иван. «Лезвие Бритвы» (Часть 13). Аудиокнига

0

5

Иван Ефремов. Час Быка

Литература

Задолго до Эры мирового воссоединения и Эры Великого Кольца с Земли, раздираемой на части мировыми войнами, стартовал звездолет. На нем улетали те, кто не хотел мира и построения нового, лучшего общества.

И вот, в Эру Встретившихся Рук, когда человечество избавилось от войн, болезней и разобщенности, с планеты Торманс были получены сигналы, которые говорили о наличии там цивилизации, которую построили улетевшие с Земли. Звездолет Темное Пламя с тринадцатью членами экипажа на борту отправляется в путь. Что ждет человека ЭВР при столкновении с пусть и земной, но совершенной чуждой ему по духу цивилизацией?


Час быка (Иван Ефремов) часть 1 из 2


Час быка (Иван Ефремов) часть 2 из 2

Когда-то, еще в своем детстве, я гостила у моей тети на зимних каникулах, и чтобы хоть чем-то занять себя, я читала. Мне попалась книга Ефремова "Туманность Андромеды". Это жизнеописание неведомых миром, философские размышления, описание приборов и устройств настолько увлекли меня, что я не стала останавливаться на одном романе и прочла "Сердца змеи" и "Час Быка". Еще тогда у меня возникло полное ощущение, что это не выдумка, что автор жизнеописует историю. Вот только я не понимала, чья это история...
Сейчас же у меня уверенность в том, что Иван Ефремов не фантаст, а описывает историю миров, в том числе и Земного, только утвердилась. Да... все можно списать на фантазии... Тогда почему его романы не снимаются, по его романам не создаются фильмы? А единственный фильм, снятый по произведению "Туманность Андромеды" лишен жизни? Может потому, что правда тем кто сидит у рычагов управления миром сильно не по душе? Есть ли там душа?

«Ди пхи юй чхоу — Земля рождена в час Быка (иначе — Демона, два часа ночи)».

/Старый китайско-русский словарь епископа Иннокентия. Пекин, 1909/

0

6

Алина написал(а):

Это как раз тот случай, когда первоисточник однозначно и безоговорочно лучше. Знаменитую книгу Ивана Ефремова можно читать и сегодня, тогда как лента 1967 года — унылое и при том — пафосное действо, в котором есть только одна положительная сторона — это яркая эстетика. Фильм «Туманность Андромеды» красиво снят, как, впрочем, привлекательны в нём актёры. Люди Будущего всё-таки! Тем не менее, киноверсия — неудачна. Попробуем разобраться в причинах.

Ефремов пишет настолько изобразительно, что вспоминая его книги, представляешь себе не словесные конструкции, а именно картины. Возможно, это и позволяло думать, что перевести его творчество на язык кино будет легко.

Фильм Чужой 1979 года очень похож на Туманность Андромеды. Много аналогий.

0

7

Иван Ефремов. Сердце Змеи

Литература

В книгу вошли ранние повести и рассказы знаменитого российского писателя Ивана Ефремова, посвященные загадкам прошлого нашей планеты, ее будущему, таинственным явлениям природы, и Человеку — самому удивительному ее созданию.


Иван Ефремов. Сердце змеи.

Люди Эры Великого Кольца, описанной И.А. Ефремовым в романе «Туманность Андромеды», совершают исследовательский полёт на «Теллуре», звездолёте нового типа, позволяющем проникать в недоступные ранее глубины космоса. В путешествии происходит невероятное событие – случайная встреча со звездолётом иной звездной цивилизации. Никогда прежде земляне не вступали в прямой контакт с представителями других миров. Экипаж «Теллура» с волнением и радостью ожидает момента встречи с братьями по разуму, задаваясь вопросом «Какие они?».

Задумалась... а что меня, тогда еще 11-13 летнего ребенка заставляло читать такие глубокомысленные романы Ивана Ефремова? Что я находила для себя притягательного в этих философских размышлениях? Ведь не только же описания неведанных миров и возможностей людей я там искала... Или я уже тогда своим, по сути еще детским умом, понимала, что живем мы на Тормасе, хоть и зовем наше место обитания Землей???

0

8

Иван Ефремов. Туманность Андромеды

Иные миры Ивана Ефремова

«Туманность Андромеды» - самый известный роман основоположника современной российской фантастики, философа и ученого-палеонтолога Ивана Ефремова. В книге описан мир будущего, где живут красивые умные люди, не ведающие страха, всегда готовые к любви, дружбе, подвигу. На Земле давно стерты границы, народы живут единой семьей, пустыни превращены в оазисы, повсюду царит идеальный климат, а человек устремился к звездам, навстречу удивительным открытиям и неведомым цивилизациям.


Иван Ефремов. Туманность Андромеды. Часть 1/2


Иван Ефремов. Туманность Андромеды. Часть 2/2

Впечатляющая панорама будущего на объединённой Земле, общество, населённое принципиально новыми людьми. Они решили большинство социальных и технических проблем, перестроили планету, превратив её в цветущий сад, вышли к звёздам, влились в «Великое Кольцо» коммуникаций с иными цивилизациями, готовясь преодолеть последние ограничения, накладываемые законами природы на скорость «межзвёздной связи». Квинтэссенцией социальных и философских размышлений Ефремова о далёком будущем, стал масштабный и беспрецедентный в советской литературе роман «Туманность Андромеды». Видный учёный-палеонтолог и яркий мыслитель гуманист, Ефремов остался в истории литературы не только как автор множества приключенческих и исторических произведений, но и как подлинный основоположник отечественной научной фантастики. Именно его великая утопия «Туманность Андромеды» открыла путь в литературу для нескольких поколений отечественных фантастов и навсегда изменила представления миллионов читателей о том, какой должна быть НАША ФАНТАСТИКА… Произведения Ефремова, эпические, масштабные и по-настоящему красивые, вот уже много десятков лет читаются так, словно были написаны вчера.

Наверное с этого романа мне надо было начинать... Ведь именно он послужил толчком, нет не толчком, он влюбил меня в миры Ивана Ефремова. Именно благодаря этому роману я стала коммунисткой ефремовских миров грядущего... или прошлого... или мира, который был мне до боли знаком, но в этом мире неосуществим... Пока не осуществим.

0

9

Откровение Ивана Ефремова


Откровение Ивана Ефремова

Самое прекрасное в жизни — помогать людям, и особенно когда имеешь для этого власть, силу, возможности.
Может ли быть радость выше этой?
Неужели вы даже не помышляли об этом, несчастный человек?

/© Фай Родис "Час быка"/

К сожалению, как сказал А.И.Фурсов, современный мир, превратился в мир Дарта Вейдера, а не Дара Ветра. Человечество упорно приближается к обществу Торманса. Этот сценарий успешно реализуется "мировой олигархией",  все человечество же пассивно и равнодушно наблюдает.

0

10

Ефремов Иван. Таис Афинская

Иные миры Ивана Ефремова

«Таис Афинская» – самое яркое произведение отечественной литературы о мире античности, в котором искусно переплетаются историческая правда и художественный вымысел. Это удивительная история о любви известной афинской гетеры Таис и великого завоевателя Александра Македонского. Главная героиня романа – знаменитая гетера, прозванная за свой ум и красоту «четвертой Харитой». Ей приписывали сильное влияние на судьбы людей и ход истории. Гетера, возлюбленная Александра, жена его ближайшего сподвижника Птолемея, египетская царица – таков путь этой удивительной женщины. Эта книга – не только жизнеописание прекраснейшей женщины и прославленного мужчины, не просто увлекательное повествование, но также своеобразный свод философских и эстетических взглядов автора, результат его размышлений о том, каким должен быть цельный и гармоничный человек.


Ефремов Иван. «Таис Афинская» (Часть 1). Аудиокнига


Ефремов Иван. «Таис Афинская» (Часть 2). Аудиокнига


Ефремов Иван. «Таис Афинская» (Часть 3). Аудиокнига


Ефремов Иван. «Таис Афинская» (Часть 4). Аудиокнига


Ефремов Иван. «Таис Афинская» (Часть 5). Аудиокнига


Ефремов Иван. «Таис Афинская» (Часть 6). Аудиокнига


Ефремов Иван. «Таис Афинская» (Часть 7). Аудиокнига


Ефремов Иван. «Таис Афинская» (Часть 8). Аудиокнига


Ефремов Иван. «Таис Афинская» (Часть 9). Аудиокнига

«Роман «Таис Афинская» основан на известном по античным источникам историческом эпизоде: сожжении Персеполиса знаменитой афинской гетерой, участвовавшей в походе Александра Македонского. Эпизод одно время отрицался буржуазными историками, в том числе и столь крупным знатоком эпохи Александра, как В. Тарн. Современные исследователи — среди них и такой авторитет, как М. Уилер, — восстанавливают достоверность эпизода. Мортимер Уилер в своей недавно опубликованной книге «Пламя над Персеполем» даёт не лишенное юмора объяснение замалчиванию роли Таис Тарном и ему подобными. Викторианские взгляды Тарна с ханжеской, буржуазной «моралью» не позволили ему придать столь большое значение «жрице любви», как в те времена рассматривали гетер. Следует отметить, что ранее, в конце XVIII века, в той же Англии взгляды были свободнее и исторически правильнее. О том свидетельствует, например, картина Дж. Рейнольдса 1781 года, изображающая артистку с факелом в роли Таис, поджигающей Персеполис. В превосходной художественно-исторической биографии Александра Македонского, написанной Г. Лэмбом, в монографии А. Боннара Таис отводится надлежащее ей место. Нет оснований сомневаться в правдивости Плутарха, Арриана, Диодора и других древних авторов. Почти нет сведений о судьбе Таис после смерти Александра и её возвращении в Египет с Птолемеем. А. Боннар, Г. Лэмб и другие утверждают, что Таис «играла роль императрицы в Мемфисе», немало авторов полностью игнорируют её существование. Выбор эпохи для настоящего романа сделан не случайно, однако и не совсем под влиянием удивительной личности Александра Македонского. Меня интересовало его время как переломный момент истории, переход от свирепого национализма V–IV веков до нашей эры к более широким взглядам на мир и людей, первым проявлениям общечеловеческой морали, появившимся в III веке со стоиками и Зеноном. В то время человек по месту своего рождения или постоянного жительства получал как бы второе имя: афинянин, аргивянин, беотиец, спартанец. Поэтому в романе читатель будет часто сталкиваться с подобными полуименами».

/Иван Ефремов/

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»


phpBB [video]