Ключи к реальности

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Ключи к реальности » Ключи к взаимоотношениям » Школьные годы чудесные


Школьные годы чудесные

Сообщений 1 страница 10 из 56

1

Жертвам карательного музобразования

В Советском Союзе была дворянская культура. Что это значит? А многое! Танцы-музыка-иностранные языки - все эти знания оказались востребованы в стране рабоче-крестьянской, народной власти. Какая жизнь без пианины? В моём детстве каждая вторая девочка прошла через это мучительство. Мне - повезло. Меня загрузили математикой. Но подруги-то! А соседи?! Жила-была девочка Лена в соседнем доме. Родители - пролетарии, бабушка, как водится, от сохи. Нормальное советское семейство - шесть соток, «копеечка», сервелат по праздникам, сытые, хорошие и родные лица.

Люди, такие люди...
Карикатура из журнала «Крокодил».

Но нет, культура - это же святое. «Виконта де Бражелона» и всяко-разных Золя по подписке и за макулатуру тоже доставали, среди хрусталя ставили томики, любовались... Девочку Лену не приняли в музыкалку по причине полного отсутствия способностей, но не тут-то было. Потому что мир не без добрых людей, а как раз-таки - с ними. И к Леночке стала ходить тонкорукая, обременённая очками блондинка лет 30, которая носила дублёнку, красный брючный костюм и явно импортные сапоги на шикарных каблучищах... В общем, та ещё штучка, Агнетта Фёльтског (беленькая АББА) отдыхает.

Ну, в общем, Леночка принялась гаммы разучивать. Она их что-то очень долго разучивала, потом ещё дольше мучила Этюд Черни (бедный-бедный Карел Черни!) Леночка много раз пыталась слинять от учительницы, иной раз даже делала вид, что заболела, дабы просто полежать дома и не долбить по клавишам. А вот моя бабушка неизменно восхищалась девочкиным трудолюбием, приводила мне её в пример. Как вы уже, наверное, поняли, Леночка не стала ни пианистом, ни даже массовиком-затейником, а чисто по-человечески поступила в техникум и там уж пошла по дискачам и тусовкам...

На эту тему, кстати, было огромное множество карикатур и фельетонов - авторы призывали родителей не мучить своих отпрысков, если нет в этом никакого смысла. Тогда в большой моде было словечко «вундеркинд», каждый родитель (за исключением некоторых) считал своим долгом объявить миру о вундеровости своего кинда... Педагоги выступали в печати, утверждая, что никакая Высокая Культура не должна отнимать у человека детство. Но что делать, если мода? На джинсах - лейбл, в руках - фагот, на полочке (рядом с хрусталями - Эмиль Золя). Только бы не в ПТУ! Любимая присказка домомучительниц: «Не будешь учиться, не будешь пиликать - пойдёшь в ПТУ!»

Кстати, и писательница Дина Рубина тоже любит вспоминать свои музыкальные «вехи»... В общем, практически ни один советский ребёнок не был застрахован от знаков альтерации, силлабизации и пиццикато. Я с вами говорю о великих страдальцах, я бы сказала, - о жертвах той моды на интеллектуализм, оказавшейся бичом для многих детей эпохи Застоя. Помните, в фильме «Старый Новый год» обыгрывается эта тема? Мальчик из интеллигентной семьи уже яро ненавидит пианино, а к девочке-пролетарке, как раз, пианино только-только привозят... То есть от сольфеджио и прочего ля-бемоль мажора ребёнка не могло спасти ничего, даже ФЗУ-шно - ремесленное образование его родителей.

Зина Корзина (с)

0

2

Почему советский ребёнок был умнее нынешних?

Разумеется, многие ответят следующим образом: «Потому что в Совдепе на нас свалилось лучшее (ну, почти лучшее) в мире образование, да и вообще детьми занимались все, кому не лень и даже те, кому лень — от педагогов школы до пионервожатых и тренеров, руководителей кружков, не говоря уже о родителях, которые и сами были не дураками и менеджерами, а инженерами и «кандидатами в доктора». Но даже и дураки понимали, что в моде — начитанность и набивали свои гарнитуры фасона «стенка» томами Чехова и Золя. Тут хошь-не хошь — втянешься». Всё так, но такой ответ был бы неполным.

Школьные годы чудесные
Кружок моделирования в СССР. Фото 1970-х годов.

Посмотрите, что в Советском Союзе маркировалось, как «детская литература» и «детское кино». Если подросток-троечник к своим 10-13 годам уже проглотил всего Александра Дюма и Вальтера Скотта, залакировал всё это фантастикой Беляева, Стругацких и Казанцева, прибавив Грина да ещё папашиного Пикуля, у него в голове — быть может — образуется каша, но... Он оттуда уже вынес массу обширной информации — исторической, научной, смысловой. Потом — отфильтруется и останется главное и важное. Он уже по-другому строит фразы. Да и это не самое-самое — быстро запоминать массивы текстов и складно трепаться может и придурок.

Советский ребёнок заведомо получал высокую планку — если книжка, в которой фоном для драк является конфликт католиков и гугенотов, это — для средненького Васи, то что же тогда — для умного Вани?! Умный Ваня уже читает журнал «Иностранная литература» и самыздатовского Булгакова, которого принесла на пару дней мамина подруга. И это — только то, что было помимо школы. Безусловно, если бы и Васе, и даже Ване с детства втюхивали что-нибудь завлекательно-смешное, яркое и примитивное, они бы это смотрели с большим удовольствием. Больше того, когда в начале 1990-х на экраны хлынул поток западных мультов, мы — уже взрослые — это смотрели и радовались.

Но «Том и Джерри», равно как «Чип и Дейл» не способствуют развитию мозга. Это отличные работы, но ...не способствуют. Ещё в советской прессе писалось, что западный ребёнок растёт на комиксах, не развивающих его разум. И — целыми днями, если есть возможность, пялится в экран телевизора. Что говорить? Когда мама привезла мне комиксы из Финляндии, мы с восторгом это листали, перерисовывали и — жалели, что у нас такого нет. Но, если бы у нас всё это было, оно бы не подвигнуло нас ни к чему. Развитие — это всегда насилие над собой.

Хомо-советикусу создавали совревновательно-сложные условия, подняв планку на приличную, хотя и достижимую высоту. Вынужден врубаться. Естественно, когда стало не надо читать, люди массово перестали это делать. Ибо — зачем насиловать мозг? Лучше хавать сериалы про богатых. А в подростковом возрасте мы (ну да, за неимением иного) смотрели «Каникулы Петрова и Васечкина», персонажи которых обыгрывают «Ревизора» и «Дон Кихота». Повторюсь, Петров и Васечкин — это тот самый троечник Вася, типовой советский мальчик, а не вундеркинд.

Любая советская киносказка 1960-1980-х — это утончённый постмодернизм с массой аллюзий, которые равным образом должны быть понятны и папе, и сыну. Советский ребёнок должен был выстроить целую систему знаний, чтобы просто посмотреть детское же кино и назавтра обсудить его в школе. С бешеной скоростью создавались новые нейронные связи — вот, что тут главное. Плюс — развивалась мелкая моторика — уроки труда и музыкалка-художка после школы. Да и обычный придурок что-нибудь, да мастерил. Просто, чтобы не быть изгоем.

Зина Корзина (с)

0

3

Да, права Зина Корзина. Советский ребенок получал дворянской воспитание, а значит его воспитание было кшатрийским.
Хотя это не значит сразу большой плюс. Это значит большую и сложную проблему.
Ведь кшатрийский образование получали зачастую шудры, а то и вовсе чандалы.
На западе массовое образование было формата вайша - потребитель.
Отсюда и каламбур. Что брахманическое кино запада может разобрать по косточкам только человек полностью  вышедший из советского образования.

0

4

Проектирующий написал(а):

Да, права Зина Корзина. Советский ребенок получал дворянской воспитание, а значит его воспитание было кшатрийским.
Хотя это не значит сразу большой плюс. Это значит большую и сложную проблему.
Ведь кшатрийский образование получали зачастую шудры, а то и вовсе чандалы.
На западе массовое образование было формата вайша - потребитель.
Отсюда и каламбур. Что брахманическое кино запада может разобрать по косточкам только человек полностью  вышедший из советского образования.

А в итоге страдало все образование, потому как учителям приходилось ориентироваться и учитывать все категории учеников. И получалось на выходе в общем и целом что-то средненькое  :dontknow:

0

5

Типажи училок пения

Учитель пения - самое несчастное в школе существо, с которым почти никто не считается. Разумеется встречаются харизматичные особы, которые подминают под себя всю школу и создают на базе особо голосистого контингента настоящий хор мальчиков-зайчиков и девочек-припевочек. Этот самый хор потом ещё долго мотается по конкурсам и смотрам, а самые ретивые запевалы и вовсе принимаются поплёвывать на математику. Но такие учителя пения встречаются крайне редко. В основном, они бывают забито-затурканы, обиженно-истероидны или, на худой конец, халтурно-пофигистичны.

Школьные годы чудесные
Кадр из фильма «Приключения Электроника».

1. Обиженка окультуренная или О.О.

Она дерзновенная, слегка талантливая и плохо одетая. Она обожает музыку, как важнейшее из искусств и ни за что не верит дедушке Ленину, который что-то там сдуру брякнул про кино. Она совершенно искренне убеждена, что в классе перед ней сидит хамское быдло, не способное понимать Рахманинова и даже Пахмутову. Её любимое утверждение: Современные дети ужасны, а вот раньше... Нынешние О.О. с ностальгическим придыханием вспоминают советские времена, хотя лет 30 назад они с не меньшим энтузиазмом визжала в адрес девочек с начёсами и на мальчиков со значками Kiss или AC/DC на лацканах (были такие кооперативные значочки в моей юности). О.О. несёт свою несправедливо-обиженность, как иные носят короны или ордена. Этот вид имеет два подвида - агрессивная и тихая. Доводят, впрочем, и тех, и других.

2. Халтурщица обыкновенная или Халтурус-вульгарис (лат.)

Она давно просекла, что нафиг никому не сдалась, но и ей тоже, знаете ли, все эти детки и завучи глубоко безразличны. Главное, что идёт стаж, рабочий день короткий (можно по магазинам заскочить), да и вообще, пусть детки посидят в классе, займутся своим делом, а я пойду-как попью чайку в столовую. Или тихонечко почитаю газетку, а они пускай свою математику решают и плейры слушают. Тоже тихонечко. А уволят? Да ни разу. Директора адски боятся увольнять по статье - это же пятно на их быдло-заведение! Так, по собственному желанию максимум. К тому же, пиянистка нужна везде. Для проформы. Для галочки. Без работы не останемся! Халтурус-вульгарис также бывают двух подвидов - передвижная и стационарная. Как Вы понимаете, передвижная уматывает из класса - в столовку, а стационарная сидит в помещении.

3. Курсистка сосисочная или Курсос.

Название типа заимствовано из фильма «Республика ШКИД», где учитель пел с детьми песни про курсисток-как-сосисок. Курсос, в принципе, хочет, чтобы дети пели, но понимает, что дети петь не хотят. Вернее, не хотят петь бурлацкие песни (они же - песни николаевских смолянок). Тогда Курсос идёт на компромисс и принимается разучивать с детьми их любимые композиции - хотя бы даже из Димы Билана или из ВИАгры. Лишь бы дети что-то такое выпевали и не доводили почём зря. Так что, если услышите из школьных окон какую-нибудь там димабилановщину, знайте - в школе окопалась Курсос и скоро она достанет тексты Lady Gaga. Курсосы также бывают двух подвидов - прогибающаяся и компанейская. Первая это делает из страха перед гвалтом, вторая - из личного кайфа.

Зина Корзина (с)

ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЭЛЕКТРОНИКА КРЫЛАТЫЕ КАЧЕЛИ 1979

0

6

Типажи физруков

Люблю физруков и - школьную физру. Не шучу. Но люблю и пошутить на тему. К примеру, насчёт типажей школьных физруков. Пишу о своей юности. Сейчас, быть может, иные виды и формы.

Школьные годы чудесные
Кадр из сериала «Физрук».

1. ГТО-шный сектант.

Как правило, сухощавый, в синем тренировочном костюме с белой отделкой. Лет 45-60. Ему всё пофигу, кроме цифирей на его секундомере. Немногословен, эмоционально туп. Любит лыжи. Любит выпить, но лыжи - больше. Принципиально не понимает, что человек имеет право не мочь влезть на канат. Аскет (в смысле старшеклассниц и ихней «Анжелики». ЭвфемизмЪ тут - модный в моей юности бюстгальтер фасона balconette именовался а-ля Анжелика). После его уроков хочется сдохнуть или получить пожизненное освобождение от этого самого: «Кувырок вперёд! Кувырок назад! Кувырок вперёд! Кувырок назад! Кувы...!..»

2. Алканавт-халтурщик.

Чисто внешне похож на вышеназванного, но румянчик не от O2, от самого что ни на есть С2Н5OH. Хотя, возможен и полноватый вариант с пивным-сосисочным животиком. Давно ничего не может (в смысле лыж и даже, кажется, в смысле «Анжелики»). Но иногда крикливо требует упасть и отжаться, а также залезть на шведскую стенку или на всё тот же пресловутый канат. Но по большому счёту ему всё равно, допрыгнул ты или рухнул. Иной раз он запирается у себя в конурке при спортзале - для принятия вовнутрь живительной влаги. Завуч, как правило, протестует, после чего трудовой договор бывает расторгнут по собственному желанию, ибо очень уж школьные начальники во все века боятся огласки и прочих казусов («такое пятно на школу!»).

3. Конь-огонь.

Крепышок-здоровячок лет 30. Этакий красавчик (иной раз при усах) в чём-нибудь пленительно-адидасовском. Любит лыжи. Любит выпить. Но лыжи - больше, причём лыжи должны быть фирменно-шикарные. Но больше всяких лыж и выпивки любит старшеклассниц со всеми ихними «Анжеликами», а также училок из «началки» и даже, возможно, завуча, если завуч - женщина и не вполне урод. Очень любит помогать старшеклассницам делать всякие пируэты, причём норовит цапнуть именно за «Анжелику». С мальчиками же Конь-огонь - непримиримо-строг и постоянно гоняет их по кругу, чтобы не составляли обидной для него конкуренции. Может разрешить поиграть в футбол, если есть настроение (лыжи импортные купил!).

4. Корбут-неудачница - названа так в честь известной в своё время гимнастки.

Худая-злая-коротко стриженая. Даже в повседневной жизни носит что-нибудь спортивное и рюкзак. Представляет собой дамский вариант п.1. Обожает почему-то именно гимнастику и при этом дополнительно любит лыжи, (выпить - под вопросом), но совсем уж не любит «Анжелику», и последнее делает её непримиримой к пижонству старшеклассниц и их возможному заигрыванию с п.3 (который в это время гоняет мальчиков по кругу). Орёт. Портит аттестаты всяким снулым отличницам в очках (даже если они и без «Анжелики», ибо у них уже есть очки). Скорее всего, не замужем или мать-одиночка. Если с ней вместе угораздило пересечься п.3, донимает его изрядно и от его взаимности зависит ...да много теперь зависит.

Зина Корзина (с)

0

7

«Чучело» - мир равнодушных взрослых

Это основная мысль фильма - пионЭры, идите ...туда, куда вас послала ещё Фаина Раневская. Взрослым (и тем, что в кадре, и тем, которые за кадром), и впрямь, детки - фиолетовы. Им главное, чтобы чада были накормлены, одеты и во всех отношениях - «не хуже других». Что же до их детских душ - перемелется, мука будет. Увы, многие родители в те времена очень мало обращали внимания на детей. Не со зла. Так вышло. Образ ребёнка, гуляющего с ключом на шее - типичен для моего поколения (на шее - в виде кулона, чтобы не потерялся).

Школьные годы чудесные
Кадр из фильма «Чучело».

Во-первых, была святая вера в заботу государства, в благотворное влияние школы, которая плохому не научит. Во-вторых, было реально некогда - 99% матерей вкалывали на заводах и в НИИ, а по вечерам стояли в очередях за продуктами. Провинциалы, те вообще очень часто проводили выходные дни в поездках за дефицитом - Москва была буквально наводнена приезжими из городков, подобных тому, который изображён в «Чучеле».

Это хорошо, если школа - оазис. Или хотя бы не гадючник. Помните директрису (или завучиху), которая встречает деток на крыльце? Она ничего не говорит - только улыбается. Но как! Это маска слащавого участия, уже не скрывающая подлинного лица. Эта пожилая педагогиня ненавидит всех и вся, особенной детей. И коллег, я уверена, она тоже ненавидит. Налицо - несложившаяся женская судьба плюс маниакальное желание доминировать. Крепкая взвесь, не каждому под силу это вытерпеть...

Школьные годы чудесные
Кадр из фильма «Чучело».

Вторая фигурантка действа - симпатичная, стройная Маргарита Ивановна. Учительница не скрывает своей радости по поводу удачного замужества, постоянно подчёркивает сей факт своей биографии. Она играет «подружку» своих учеников - особенно девочек, но при этом равнодушна ко всем и каждому - педагог видит некую биомассу под названием «6 класс» и не собирается внедряться в переживания деток. Ей бы своё счастье не проворонить! Идеализирует московского папашу, который (якобы!) уж точно лучше. Как бы не так, дорогая Маришка! Хуже, стократ хуже мамы-парикмахера.

Дети не просто разобщены - им явно нечем заняться. Судя по всему, в их городке нет ни спортшколы, ни налаженной кружковой работы. Есть, правда, танцплощадка, куда со временем переместятся сильно крашенные Шмакова с Маришей, изображать «маленьких Вер». Тоска, зелёная, жестокая тоска повисла над провинциальной бытовухой - полуразрушенные дома, ветхие лестницы и квинтэссенция этого Сайлент-Хилла (sic!) - разбитое, поруганное здание церкви, где правнуки тех, сбрасывал колокола, устраивают настоящий суд инквизиции.

Школьные годы чудесные
Кадр из фильма «Чучело».

Однако! Дети - обычны и типичны. Они видят и чувствуют фальшь представителей взрослого поколения и не желают быть такими, как они. Железная Кнопка презирает свою модную и претенциозную мать, помешанную на шмотках и, по словам дочери, всю жизнь врущую: «Лишь бы всё - шито-крыто». Дочь парикмахерши - Марина тоже позволяет себе судить рыхлую и недалёкую мать, да ещё как жестоко!

Все дружно высмеивают «Заплаточника» - деда Бессольцевой, который, хотя, и хороший человек, но существует в башне из слоновой кости. Его волнуют картины, смыслы, идеи. А что там Леночка? Она становится понятна и близка деду только в момент, когда рассказывает свою историю. Да! Ребятки снисходительно относятся к своей училке - она в недостаточно фирменных джинсах, да и вообще... Они преспокойно колотят одноклассницу на глазах туристов, ибо учли и просекли - взрослым всё пофиг...

Зина Корзина (с)

0

8

Типажи двоечников

В общем-то, двоечник, отстающий ученик, не может рассматриваться как некий устойчивый тип личности (впрочем, как и отличник)! Но сегодня мы поговорим именно о вас, дорогие двоечники.

Школьные годы чудесные

1. Лентяй.

Типовой двоечник-лентяй постоянно зевает, не хочет даже открывать учебник, бесконечно смотрит на часы. Ему неинтересно. Причём, сразу всё - от вакуоли до экспоненты. В его портфеле - чума и мрак: всё перемешано, перетасовано, завалено и посыпано сверху (как правило, чем-нибудь посторонним). В его торбе может оказаться всё, что угодно - вряд ли заметит. Вместе с тем, он постоянно забывает учебники, дневники, сменную обувь и физкультурную форму. Часто бывает толстым, как громадный, но неухоженный кот. Над двоечником-лентяем поначалу издеваются всем классом и всем педсоставом, но потом - отстают, ибо скучно.

2. Дебиловатый хулиган.

Условное обозначение, ибо этот ребёнок может вовсе не страдать именно дебильностью. Ему именно не дано, часто в силу генетических причин (к примеру, сын алкоголиков). Этот типаж доставляет массу хлопот всей школе - не столько даже учёбой, сколько поведением. Мальчики этого вида расторможены, драчливы, неуживчивы, неряшливы, порой - жестоки. Девочки - рано созревают для любви и взрослых танцев, а также для курева и пития. В младших классах такие дети часто бывают изгоями - их третирует учительница (которую первоклашки воспринимают, как Богиню Мудрости), а дети дружно поддакивают. Потом, класса с 5-6-го, дебило-хулиганы могут выбиться в вожаки мелкой стаи хулиганов, а девочки - в местные красавицы-модницы, знающие много-много взрослых/неприличных слов.

3. Креативщик.

Распространённый типаж в оптимистичной советской литературе для детей. Приключения мальчика-не отличника, выдумывающего различные штуки, приборы, каверзы и приколы всегда гораздо интереснее, чем лощёное бытие отличника-Знайки. Креативные двоечники читают запоем постороннюю, то есть приключенческую, литературу, собирают всяческие инкубаторы, едут в дальние дали в поисках интересненького,...взрывают кабинет химии, собирают велодрын из остатков бабушкиной швейной машинки, а потом эпично врезаются на нём во что-нибудь общественно-значимое. Любимая фраза педсостава: «Петров, ну ты же умный и спортивный мальчик, почему ты не хочешь доказывать теоремы и бежать стометровку?!» Потому что ему - некогда.

4. Профи.

По виду похож на классического отличника и до определённой степени им является. Но. У него патологическое пять по литературе, но такое же патологическое два по математике. Он - поэт, умница, говорит чуть ли не в рифму, а в области точных и естественных наук выглядит, если не дебилом, то хотя бы лентяем. Возможен и такой вариант - ребёнок увлечён биологией с химией и плевать хотел на «Образ Евгения Обломова в комедии Горького 'Мёртвые бесприданницы'». Учителя бесятся: «Петров, почему у тебя 3+5 равняется 11, хотя ты пишешь сочинения по Толстому интереснее, чем писал сам Толстой?!» Мол, ты же дико умный и даже - не сильно буйный, и даже дома у тебя не алкаши, а кандидаты в доктора. Где же логика?!

Зина Корзина (с)

0

9

Алина написал(а):

4. Профи.

Это я! В моём школьном аттестате почти нет оценки "4". Весь мой аттестат поделён ровно на пополам. Одна часть состоит из оценок "3". Другая из оценок "5".

0

10

Супер Кот Чародей написал(а):

Это я!  В моём школьном аттестате почти нет оценки "4". Весь мой аттестат поделён ровно на пополам. Одна часть состоит из оценок "3". Другая из оценок "5".

Интересно...
А у меня оценки зависели от того насколько мне интересен предмет. Так по алгебре у меня была пятерка, в то время как геометрию и физику тянула на троечку. Неорганическая химия была интересна, а вот органическая для меня была абракадаброй...  8-)

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»


phpBB [video]


Вы здесь » Ключи к реальности » Ключи к взаимоотношениям » Школьные годы чудесные