Ключи к реальности

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Выставки

Сообщений 1 страница 10 из 42

1

Грандиозная выставка современного художника.

В Москве сейчас проходит совершенно потрясающая выставка современного художника Алексея Беляева-Гинтовта.

Археофутуризм — ощущение глубины и высоты. Древность видится, как сияющее послезавтра, а в мирах грядущего становятся различимы контуры праистории. Как у Велимира Хлебникова, который называл себя «будетлянин» - по аналогии с европейскими футуристами, но при этом использовал старославянские обороты, полагая именно их — языком будущего. Как было у Ивана Ефремова, чьи фантастические века — с вечно-юными космонавтами, физиками и генетиками — наполнены культом язычества, а девушки соревнуются в танце на Празднике Пламенных Чаш. Будущее равно прошлому, а прошлое неотделимо от будущего. Художник Алексей Беляев-Гинтовт — консервативный революционер (или революционный консерватор?). Классицизм и — авангард. Выстраивание утопий, но тут же — обращение к археологическим пластам. Красный цвет — не то сакральный, не то — комиссарский. Или — дизайнерский? В одном из своих интервью Алексей сказал, что «...динамический консерватизм даёт художнику гораздо больше, нежели привычные формы актуального искусства, которые пришли к нам с Запада».

Человек - звучит гордо!

Гинтовта нельзя назвать постмодернистом хотя бы потому, что в его произведениях напрочь отсутствует игра. Его кредо: «новая серьёзность». Отказ от эпатирования. Поиски возвышенного образа. В наше время чересчур много стёба, фарса и перфоманса, чтобы идти в этом сомнительном направлении. «Призыв к серьёзности на территории актуального искусства — предельно благороден», - утверждает мастер. Русское — всегда серьёзно. Это — массивы, расстояния и вехи. Космос и роман-эпопея. Это — грандиозность. Московский музей современного искусства и галерея «Триумф» представляют выставку Алексея Беляева-Гинтовта «Х», которая объединит проекты, созданные художником за последние десять лет. Простое и ёмкое название — Х. Икс — неизвестная или переменная величина в математике. Будущее — скрыто. Оно — икс-параметр. Прошлое — мало изучено (мы знаем историю по отрывкам и легендам), а потому и оно — категория-икс. Владимир Маяковский выразил: «— Поэзия — вся!— езда в незнаемое». В пространство-икс.

Остальное - тут.

0

2

Будем лопать пустоту!

Это не про еду, как вы понимаете, но о предреволюционном искусстве. О пустоте кричали поэты, что и было отражено у Алексея Толстого...

В Третьяковской Галерее открылась масштабная экспозиция - «Некто 1917», объединившая более 100 произведений искусства. Принцип отбора — дата создания — 1917 год (реже — 1916 или 1918-1921). Название — из Велимира Хлебникова, который в списке падений и крушений (Рим-476, Византия-1453 и т. д.) пророчески написал «Некто 1917». Некто — это и есть Россия. Третий Рим. Концептуальность задумки позволяет оценить не только творческую атмосферу конца 1910-х годов, но и отследить мотивы, побуждения, вкусы, ...ночные кошмары. Выставка имеет несколько разделов: «Мифы о народе», «Эпоха в лицах», «Утопия нового мира» и так далее. Зритель может убедиться — накануне Революции русское искусство переживало подъём и кризис - одновременно. Категорический отказ от настоящего времени. Оно (настоящее время) — декаданс и деграданс. Прошлое и будущее одинаково годились для более чем естественного на тот момент эскапизма. Поражает количество стилей, направлений, всплесков, часто противоположных друг другу...

Выставки
Аристарх Лентулов. «Мир, торжество, освобождение». 1917.

...Малоизвестная вещь Николая Андреева «Портрет неизвестной» славна уже тем, что автор смешал всё, что мог, а вернее — Климта с Модильяни. От этого забавного микса получилась чарующая дама с выразительной шеей и длинными пальцами. С лукавым и насмешливым, но — жёстким выражением лица. Полуулыбка. Треугольный вырез очень скромного платья, но тут же — ювелирный изыск. Колдовские, рыжие волосы. Оранжево-жёлтый, радостный фон. Настроение картины, скорее, мажорное. Да только взгляд незнакомки — отрезвляет. Кем она была? Куда делась? Где сгинула? Кем — стала? Танцоркой в Париже или модисткой в Шанхае? В ушах какой толстомясой нэпманши потом болтались эти громоздкие серьги?

Выставки
Николай Андреев. «Портрет неизвестной». 1917.
Сергей Виноградов. «Алупка». 1917.

Потребность в манифестах и декларациях новизны и - возвращения. Первобытные силы выталкивают сонную Россию на очередную дорогу, ведущую в Рай. Хождение по мукам. По терниям. По углям. «Необыкновенно, ново и смело, Дарья Дмитриевна, разве вы сами не чувствуете, - новое, новое прёт! Наше, новое, жадное, смелое. Вот тоже и Акундин. Он слишком логичен, но как вбивает гвозди! Еще две, три таких зимы, - и все затрещит, полезет по швам, - очень хорошо!» Будем лопать пустоту? Большими ложками, потому как больше есть нечего. Грустные, бедняцкие натюрморты смутного времени — селёдки Штеренберга и хлеб Фалька. «Две морковинки несу за зелёный хвостик». Разруха не только в головах и клозетах. Она — включена в программу обновления. Голод не мешает вычерчивать планы грядущего...

ОСТАЛЬНОЕ - ТУТ.

0

3

Ковши, братины и безумная ваза...

Во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства открылась новая постоянная экспозиция, раскрывающая этапы становления русского стиля середины XIX – начала XX веков. От византизма-историзма — к романтической грёзе Модерна.

...В XIX столетии пресыщенная и всё повидавшая Европа вдруг заинтересовалась истоками, дохристианской мифологией, сказаниями, фольклорным ритмом. (Кстати, это породило шквал подделок и мистификаций, когда какой-нибудь ушлый персонаж вдруг «обнаруживал» рукопись-летопись XI столетия или же артефакт достославных времён. Публика, жадная до сенсаций, рукоплескала, журналисты – подхватывали). Греко-римская античность — точка сборки, но теперь захотелось различий. Век девятнадцатый — железный! Жестокий. Дым, пар и деньги. Настал черёд благородного эскапизма — уставшие от гвалта всепожирающей индустрии, люди обращались к светлой и живой легенде. Преодолев многовековое равнодушие к народному творчеству, господа потянулись к малоизысканной и сермяжной правде. Крестьянская одежда сделалась предметом изучения. Люди во фраках зарисовывали узоры деревенских рубах, а потом – спорили на кафедрах о зашифрованных «посланиях» к языческим богам.

Выставки
Полочка «Богатыри», (Талашкино, 1900-е гг.)

Картины с боярышнями и поселянками, новеллы и оперы о временах Иоанна Грозного, храмовые постройки – в подражательной манере, печной изразец – как было у предков, кубки а-ля Борис Годунов, братины – в духе домонгольской эры, столешницы с богатырём и чудо-птицей, – всё складывалось в единую копилку национальной гордости. Русский (как и любой другой национальный) стиль – это чаще всего эстетизация и буйное фантазирование. Но – сразу! – проникновение в душу народа. В стилизованном и где-то поверхностном «Князе Серебряном» обнаруживаются глубокие рассуждения, вряд ли доступные бесстрастным этнографам: «Грустно и весело в тихую летнюю ночь, среди безмолвного леса, слушать размашистую русскую песню. Тут и тоска бесконечная, безнадежная, тут и сила непобедимая, тут и роковая печать судьбы, железное предназначение, одно из основных начал нашей народности, которым можно объяснить многое, что в русской жизни кажется непонятным. И чего не слышно еще в протяжной песне среди летней ночи...!» Это попытка приручить вечность.

Выставки
Братина Петух. Автор эскиза Головин А.Я. Художественная гончарная мастерская Абрамцево. Конец 1890-х гг.

...Имеются на выставке и довольно-таки претенциозные экспонаты. Например, декоративная ваза (Москва. Фирма Павла Овчинникова. Конец XIX-начало XX вв). Сопряжение всего, что ...нельзя поставить рядом. Роскошество. Купеческий размах и броская аляповатость — как раз во вкусах московских негоциантов и, как говаривал герой Александра Островского: «Райских птиц нарисуем, сиренов, купидонов разных – поглядеть только будут деньги давать». Материалы – сапфир, аметист, турмалин, гранат, сердолик, серебро; слияние различных техник –золочение, литье, эмаль по скани. И всё ради того, чтобы создать яркое, нелепое диво на барочных ножках, с витиеватыми ручками. В центре композиции — богатырь с палицей, побивающий трёхглавого змея, но рептилия выглядит неубедительно и скучно, поэтому в первый момент кажется, что витязь замахнулся на солнце, которое мигом бросается в глаза. Авторы вазы будто бы взяли на себя обязательство — не оставить свободного местечка. Тут и лебедь белая, и цветы диковинные, и загогулины ренессансные, и всяка-разная лепота беспримерная. Фирма «П.А. Овчинников» была славна и пышна, да и сам Павел Акимович — изумительный человечище...

Выставки
Декоративная ваза (Москва. Фирма Павла Овчинникова. Конец XIX-начало XX вв.

Остальное - тут.

0

4

Русский мир - в авангарде.

То было время динамики, новизны и агрессии. Люди, массы и материки пребывали «...в сплошной лихорадке буден». Планов — громадье. Шаги — сажень. Будущее — светло и радостно. Мы уже — там. «Отечество славлю, которое есть, но трижды, которое будет!» Цвет – красный. Кровь и солнце. Гибель и — рождение. Перекроить мир, а сказку — сделать былью. И пылью — тоже. Сказка — это увод от блистающих реалий дня. Телеграфный стиль — коротко, ясно, жёстко. Они предпочитали аббревиатуру — совпис-комбед-ликбез, и потому Илья Файнзильберг становился Ильфом, Николай Тихонов подписывался — Энтих, а революционная женщина-дизайнер Варвара Степанова брала неудобоваримый псевдоним — Варст. На этом фоне красивое и даже манерное имя – Эль Лисицкий — звучит вполне своевременно. Эль — просто Л. Он — Лазарь.

Выставки

Но все помнят его, как El. «Клином красным бей белых!» – этот супрематический плакат — визитная карточка. El Lissitzky – общепризнанный авторитет, а его агитки давным-давно вошли в учебники по искусству дизайна. Русский авангард — наше достояние. Более того, Россия часто ассоциируется с новаторскими течениями 1910-1920-х годов, ибо XX век в полной мере начался в 1917 году, а точка отсчёта — залп «Авроры». Русский мир вырвался вперёд. Наши темпы — завораживали. Впоследствии Лисицкий скажет: «Наше поколение родилось в последние десятилетия XIX века, и мы стали призывниками эпохи нового начала человеческой истории... Для творчества нашего поколения Октябрь был первой молодостью».

Сейчас в Москве проходит масштабная ретроспектива Эль Лисицкого. Это – совместный проект Государственной Третьяковской галереи и Музея толерантности. Уникальность замысла: экспонаты размещены сразу на двух площадках, что позволяет нам увидеть образ мастера наиболее отчётливо. Дизайнер, иллюстратор, архитектор и — теоретик нового искусства, он – вровень со своей горячей эпохой. Успеть всё. Гении Ренессанса транслировали: carpe diem — срывайте день. Торопитесь и – создавайте. В 1920-х годах, как и в XV веке, творческие умы охватывали вселенную, берясь за любую работу. Стихотворный лозунг вещал: «Твори, выдумывай, пробуй!» Клином красным — по дебелой мещанской старине! Авангардное искусство было модным во всём мире.

Выставки

Однако именно Россия поставила его на службу идеям. Государство поддерживало и кормило супрематистов, конструктивистов и футуристов, делая их своими союзниками и – соратниками. Эль Лисицкий вспоминал: «За время революции в нашем молодом поколении художников скопилась скрытая энергия, которая ждала только большого заказа от народа, чтобы выявить себя. Аудиторией была огромная масса, масса людей полуграмотных. Революция проделала у нас колоссальную просветительскую и пропагандистскую работу». У них там, на мансардах Монмартра, красный клин — это цвет и форма. У нас же: клином красным — во славу Советов!

На выставочном стенде – знаменитые «фигурины» – механизмы, способные подменить актёров. Замышлялось электромеханическое действо «Победа над Солнцем». То будет ещё и победа над слабым и ничтожным сапиенс, который в 1920-х годах признавался чем-то, вроде тупика мироздания. Будущее — за мудрой и блестящей конструкцией. За электричеством и железными дровосеками. «Я вдруг увидел всю красоту этого грандиозного машинного балета, залитого легким голубым солнцем» – это уже замятинское «Мы», но кого тогда могли напугать слаженные фуэте разумных машин? Грандиозную постановку так и не удалось реализовать. Остался альбом эскизов, где металлические полубоги вот-вот готовы двинуться или взлететь...

ДАЛЕЕ - ТУТ.

0

5

Вопрос, испортивший москвичей.

Небезызвестный персонаж полагал, что москвичей испортил квартирный вопрос. Тема личного и общественного пространства — одна из самых болезненных, ибо ныненшний хомо-сапиенс — не стадное и не стайное животное. Предпочитаем комфорт и обособленную пещеру, а вот соседские велосипеды-кастрюльки-тазики — хороши исключительно в рассказах Михаила Зощенко: «Недавно в нашей коммунальной квартире драка произошла. И не то что драка, а целый бой. Дрались, конечно, от чистого сердца». Сейчас оно — история. Биография с географией. «Что пройдёт — то будет мило» - Пушкин сказал, а он — наше всё. Бабушкино трюмо — запах «Красной Москвы» и пудры «ТЭЖЭ». Шелест шёлка. Гремит «рок на костях», несутся вопли дерущихся пацанов - стенка на стенку, шумят не срубленные деревья, которые — о, да — когда-то были большими. Древний телевизор КВН-49. Солидный телефон - диск и тяжеловесная трубка. Михаил Козаков со своим шедевром «Покровские ворота» умудрился создать ретро-культ жуткой, перенаселённой коммуналки. Пробивает слеза! Жили душа в душу и не всегда плевали друг другу в суп.

Выставки
Фотография не моя. Взято здесь.

Итак, устроители выставки «Старая квартира», что проходит сейчас в Музее Москвы на Зубовском бульваре, хотели явить не только «романтический» коммунальный быт. Их задача много шире - образы гостиных, кухонь, обиталищ, каморок и апартаментов за последние сто лет. Гость совершает краеведческое путешествие, переходя из зала в зал. Тут нет жильцов и даже героев — сестёр Кати и Даши в креслицах стиля Модерн; Васисуалия Лоханкина, избиваемого на общей кухне; гайдаровских девочек, живущих в аэродромных — отдельных квартирах и — аксёновских ранимых циников, именующих свой дом громким буржуазным именем «Барселона». Столы и стулья, торшеры и фужеры, подстаканники и набалдашники. На столе может валяться газета или карандашик, а чашка - стоять не там, где ей положено — здесь кто-то был, но секунду назад вышел, позволив нам заглянуть в свой уголок. Хотя, почему — в свой? В наш! Посетители выставки с ходу узнают родные вещи — такая же лампа стояла у дедушки, а вот эти занавески долгое время висели у нас на даче. И — у вас тоже. Герой «Вишнёвого сада» общался со шкафом — он казался ему живее всех живых: «Дорогой, многоуважаемый шкаф! Приветствую твоё существование...» Персонажами Андерсена иной раз бывали чайники, статуэтки и чернильницы — они рассказывали удивительные сказки. Послушаем?

Читать дальше...

0

6

Как оформляли Москву к праздникам в те далёкие годы?

Выставка «Оформляя город», проходящая в Музее Москвы, посвящена праздничному оформлению Москвы на протяжении столетия — от коронационных торжеств конца XIX столетия до Олимпиады-80. Кроме того, значительная часть экспонатов обращена к современности и практике молодых, перспективных дизайнеров. А тут - фрагмент от 1920-х годах...

«Радуйтесь, звезды, на митинг вылазя! / Рассейтесь буржуями, тучные тучи!» - кричал Маяковский и подзадоривал: «Крепче, выше маковый флаг!» Новое время — иные праздники. И — особое, ни на что не похожее оформление. Алые буквищи. Портреты вождей. Флаги и транспаранты — всё ярое. Лозунговый напор. Это не для красоты да благолепия, но для пропаганды. Анатолий Луначарский, рассуждая об Агитпропе, говорил: «В разных видных местах на подходящих стенах или на каких-нибудь специальных сооружениях для этого можно было бы разбросать краткие, но выразительные надписи, содержащие наиболее длительные коренные принципы и лозунги марксизма, также, может быть, крепко сколоченные формулы, дающие оценку тому или другому великому историческому событию». Авангардные течения — супрематизм и конструктивизм — на службе у большевиков. Художники, архитекторы и дизайнеры — все включились в процесс революционного обновления.

Братья Веснины и братья Стенберги, Любовь Попова, Густав Клуцис, Юрий Пименов — вот громкие имена тех, кто создавал макеты и плакаты, передвижные установки и декорации для площадных театров.

Выставки

Идут политкарнавалы и шоу «Синей блузы». Никогда — ни до, ни после — праздничные шествия не казались настолько безумными и — грандиозными. «Понесли чучело английского министра Чемберлена, которого рабочий с анатомической мускулатурой бил картонным молотом по цилиндру. Проехали на автомобиле три комсомольца во фраках и белых перчатках. Они сконфуженно поглядывали на толпу», - перечисляли Ильф и Петров, описывая первомайскую демонстрацию. На выставке — множество эскизов и фотографий 1920-х годов. Аскетический шик русского авангарда на фоне той самой разрухи, которая была тогда именно в клозетах, но не в головах. Головы тогда работали очень активно.

Остальное - тут.

0

7

Культ юности и чистоты.

Пока писала эту статью о выставке, публиковала в ЖЖ отрывки из неё. Теперь полностью.

В Государственном Историческом Музее сейчас проходит выставка «Энергия мечты. К 100-летию Великой Революции». Уже в самом названии заключена динамика жизни. Вечная молодость. Маяковский утверждал: «Моя страна — подросток», а из радиоточки неслось: «Потому что у нас каждый молод сейчас / В нашей юной прекрасной стране!» Авангардист Эль Лисицкий впоследствии скажет: «Мы стали призывниками эпохи нового начала человеческой истории... Для творчества нашего поколения Октябрь был первой молодостью». Авторы и кураторы выставки сообщают, что «Энергия мечты» - не что иное, как «социокультурная модель постреволюционной эпохи». Железно, яростно, солнечно, ветрено.

Выставки

Особый раздел посвящён гигиене, точнее, борьбе за неё. Мы склонны полагать, что на Руси, в отличие от «немытой Европы», всё благоухало банными вениками и мыльный пеной. В реале всё было куда печальнее: подавляющее большинство простолюдинов и понятия-то не имели о мытье рук перед едой. Вся гигиеническая программа укладывалась в три этапа: «Шею бензином вытер. Ручки под краном сполоснул. Усики кверху растопырил». Рассказы Михаила Зощенко дают хороший материал для размышлений, как, впрочем, и стихотворения Корнея Чуковского — про то, как от грязнуль убегают вещи. «Мой руки после уборной, после работы, перед едой!» - призывают авторы плаката и тут же добавляют: «Требуйте установки рукомойников в общественных столовых».

Выставки

Настольная игра - «Береги здоровье». Обычное игровое поле с фишками: игроки должны пройти от «пробуждения» до «вечернего моциона» - по пути им будут попадаться немытые фрукты, беспризорники с цигарками и соблазн испить сырой воды. Занятно, что поцелуи и рукопожатия также считались чем-то вроде переносчиков заразы. На выставке можно увидеть самые разные плакаты, брошюры, лозунги, детские книжки, посвящённые «культуре тела», иначе говоря, помывке ног и чистке зубов. Мужчинам рекомендовалось брить бороду: не потому, что лоск «эры джаза» требовал тонких усиков, а не всклокоченной бородищи — растительность так же объявлялась вредной для здоровья.

Выставки

Вот изумительный, пугающий плакат, выпущенный Отделом санитарного просвещения при Наркомздраве: лектор во френче призывает посетителей узнать, как устроены кости, мышцы, микробы и паразиты. Где должен питаться наш обновлённый и чисто вымытый пролетарий? В такой же стерильной столовой — с громадными окнами и светлым кафелем. Рядом — слоган: «Долой кухонное рабство!». Юрий Олеша в романе «Зависть» воспевал роскошный комбинат питания – «дом-гигант, величайшую столовую, величайшую кухню...» Главгерой — функционер Бабичев– изъясняется, как положено, мысле-лозунгами: «Слушайте, хозяйки, ждите! Мы обещаем вам: кафельный пол будет залит солнцем, будут гореть медные чаны, лилейной чистоты будут тарелки...». Объявлена война старорежимному примусу и жирной домашней котлете. Питайся на фабрике-кухне. Закаляйся, как сталь.

ОСТАЛЬНОЕ - ТУТ.

0

8

Летающие города и прочие радости советской жизни.

В Музее Архитектуры имени Алексея Щусева проходит масштабная выставка «Авангардстрой. Архитектурный ритм Революции» и кураторы не скрывают, что «...одной из целей проекта является привлечение внимания к проблеме сохранения памятников советского авангарда - ценных объектов архитектурного наследия не только нашей страны, но и всего мира». Иначе говоря: показать властям и обывателям, что это — не «коробки» (потому что без каменных львов на входе и пилястр на выходе), но — изумительные творения русских гениев. «Здравствуй, страна героев! Страна мечтателей, страна учёных». Нам ли стоять на месте? Двигаем!

...Солнце новой жизни! Светлое будущее человечества! «От центра, где высились небоскребы статистических отделов, улицы расходились симметричными кольцами, пересекаемые радиальными бульварами. Гигантские голубые и белые здания научных учреждений сверкали отражением солнечного света. Над центром города творческим порывом взлетел в высь аэровокзал. Смелый взлет его башен с причальными мачтами для дирижаблей, стремительный бег пилястр от подножья к колоссальному аэродрому, гигантские своды, как бы пытающиеся раздвинуть стены и слить дыхание с дыханьем пространства, - все это напоминало застывшую симфонию прекрасной эпохи». Это — фрагмент из малоизученного и полузабытого, но — весьма примечательного романа «Страна счастливых» (1931) Яна Ларри (писатель куда как больше известен своей детской сказкой - «Приключения Карика и Вали»). В те годы замышлялись Города-Сады и Города-Солнца. Рушились древние стены, а с «корабля современности» вышвыривался исторический хлам.

Выставки
Парящие города Георгия Крутикова.

...Постреволюционное десятилетие. Вихри и сполохи. Буря и натиск. Но — грядёт большая работа. Перед архитекторами поставлены архисложные задачи — переделать среду обитания. От создания общественных построек нового типа — домов-коммун, рабочих клубов, фабрик-кухонь — до вычерчивания фантастических городов, никак не связанных с привычным градостроением. На экспозиции предъявлены самые разные варианты, однако же, наиболее парадоксальным — даже по меркам своего времени — кажется произведение Георгия Крутикова. Молодой гений замыслил проект «летающих городов» и «домов-коммун в стратосфере». Автор предлагал оставить землю для труда и культурного досуга, а жильё перенести в надземные поселения, зафиксированные высоко-высоко в пространстве. Летать же придётся самим жителям таких поселений — в специальной кабине-капсуле. Идея не просто смелая, но - дерзостная.

Выставки
Ещё пара вариантов Георгия Крутикова и - капсула.

Разразилась учёная полемика, переходящая в газетную шумиху – «летуна» Крутикова горячо обсуждали не только специалисты, но и репортёры, тут же окрестившие его «Советским Жюль Верном». Типичный случай 1920-х — футуристическая рациональность, упование на технику, обожание стратосферы и — технологическое бессилие. Нам бы ликбезы освоить! Нам бы пролетариев расселить из гнилых полуподвалов! Добавлю, что «повзрослев», Георгий Крутиков обратился к иной тематике — сохранению храмовой старины, которую он полагал одним из важнейших символов русской идентичности. Кажется, что путь Крутикова — единичен, странен и вызван какими-то фантасмагорическими подвижками в мировоззрении? Напротив! Русский человек стремится в небо. Точнее — к небу. Так Георгий Крутиков искал город-мечту, но обрёл Град Небесный...

Выставки
Чудо-гостиница Николая Соколова.

...Не менее фантастичны проекты гостиниц и курортных зон. В 3-м номере журнала «Современная архитектура» за 1929 год разгорелась дискуссия на тему «Курортный отель: каким ему быть?» Зодчий Николай Соколов остроумно высмеивает «буржуазный» тип отдыха, а заодно некоторые мещанские представления советских филистеров. Также он призывает своих товарищей: «Думайте головой, а не линейкой!» Цель курортной зоны - «дать природу» и Соколов — даёт! Он предлагает поднять круглые в плане (!) жилые ячейки на центральной железобетонной ножке. «Если мы поднимем только их, то стремление дать всестороннюю связь с внешней природой и максимально обеспечить возможность отдыха <...> увенчается успехом». На рисунках, сделанных Соколовым — светящиеся цилиндры посреди пальм и зарослей. Шуточные подписи прямо на чертежах: «Здесь жил Ваня» и «Домик для любимой: о, дорогая, тут нашей любви позавидуют даже голуби». Неслучайно Маяковский утверждал: «Моя страна — подросток!» Они были талантливы и — смешливы.

ОСТАЛЬНОЕ - ТУТ.

0

9

А самого художника-то видели?

В Государственной Третьяковской Галерее — небольшая, но примечательная выставка — экспонируются портреты Карла Брюллова из частного петербургского собрания. Это — ещё одна возможность дополнить наши знания и представления о творчестве художника.

Карл Брюллов, пожалуй, один из самых известных и - копируемых в России художников. Его «Итальянский полдень» лихо цитируют все, кому дано хоть сколько-то умения рисовать. Земной и — тонкий образ. Грань миров и ощущений. Пышные плечи, обласканные солнцем и - пронизанный светом виноград — хрестоматийный вариант; его любят заказывать господа из провинциального «миддл-класса» в свои забавные особняки. Я знавала одного умельца - он клепал «итальянку» все девяностые и, как ему казалось, даже превзошёл самого Брюллова. Иногда его просили сделать декольте поглубже, а девушку — постройнее. Грубые нравы! Ужасное поветрие! Впрочем, интерес к брюлловским чаровницам — это родом из детства — из советского детства! Развороты иллюстрированных журналов, постеры, календари — везде была неизменная «Всадница», которую безуспешно пытались срисовывать девочки-пятиклассницы.

Картина с выставки:
Выставки
Портрет молодой женщины у фортепиано (1838).

...Локоны выходили чудесными, рукава — умопомрачительно-широкими, только лошадь стояла криво, косо и почему-то с дурацкою улыбкой. Фрейлины, княгини, барыни — с нежными чертами и холёными пальцами — трактовались, как «музы» и «лики прошлого», а в журнале «Работница» помещался портрет какой-нибудь придворной капризницы в бархатном наряде. Брюллов знал толк в кружевах и отборном жемчуге, равно как в буклях, атласе и бриллиантовых застёжках. Его героини — сплошь из благоуханно-блистающего мира: «Сверкающие дамские плечи и черные фраки, люстры, лампы, воздушные летящие газы, эфирные ленты...» и все итальянские простолюдинки смотрятся, как расслабленные гурии. Первый поход в Третьяковку — и снова Брюллов. Он — знаком, привычен, понятен. В любом возрасте. Всегда. Это и есть — классика.

Кстати, вы когда-нибудь видели фотографию, точнее - дагерротип, изображающий Карла Брюллова? Этот любитель выписывать тонкие ткани и нежные локоны был брутальный, где-то даже мордоворотистый мужчина, о котором не скажешь: художника, мол, всякий обидеть может... Он - прекрасен, одним словом. См. фото!

Выставки

Полностью текст - здесь.

0

10

А Репина кормили сеном...

Одна из лучших московских выставок последнего времени! В Музее Русского Импрессионизма открыта уникальная экспозиция с лаконичной и — будничной вывеской «Жёны»

Портрет жены художника — едва ли не самый распространённый мотив общемирового искусства. Это, в конце-то концов, удобно: муза, она же — хозяйка. С утра позирует, потом — идёт варить рассольник. Впрочем, это слишком грубо и упрощённо. В советской мелодраме, которая так и называлась - «Портрет жены художника» (1981) сыгран устойчивый типаж — героиня Валентины Теличкиной буквально растворяется в муже, а у него, как назло, творческий кризис. Депрессия и отрицание. Зависть к молодым и хватким. Что же она? Становится его надёжным «тылом». При том, что сама — яркая личность, но — исполнена ангельского приятия. Он — её вселенная. Она — его отражение. Доводилось читать мнение одного старенького французского культуролога — он сравнивал изображения любовниц и жён.

Был многословен, будто бы хвастаясь сомнительным знанием альковных тайн, однако, вывод он сделал феноменальный — пассий рисуют приукрашенными, а вот законная половина — чаще всего такая, как есть. Исключения — редки. Любовница всегда «зашифрована» - не всем интересны похождения Рафаэля и Форнарины или, допустим, Брюллова с графиней Самойловой. Увековечены раскрасавицы, но копаться в чужом белье — увольте. Жёны — явлены. Мастер гордо подписывает: «Прошу знакомиться, моя половина». Эти картины, как правило, — тёплые. Домашние. Родные. Хотя, можно ли говорить о тихой семейной идиллии, когда речь заходит о Наталье Нордман-Северовой или Вере Боссе?

Выставки
Илья Репин. Портрет Натальи Нордман-Северовой. 1909.

Жена Ильи Репина слыла экстравагантной особой — скорее дурнушка, чем Афродита, болтлива, криклива. Наталья Нордман-Северова никогда не стремилась понравиться окружающим и наверное поэтому в неё влюбился гениальный мастер. Кто же она? Посредственная и - бойкая писательница, да к тому же - неутомимый борец за права женщин, детей, животных. Она отказалась от мяса и, как злословили недоброжелатели: «Кормит Репина сеном». Деспотична и жестка, что в сочетании с буйной оригинальностью — та ещё взвесь. Удовольствие ниже среднего. Только любят не за «что-то», а — вопреки. Одевалась Нордман без маломальского вкуса — на выставочном портрете (1909) мы наблюдем грузную и при этом — чрезвычайно живую даму в алом берете и накидке интенсивно-зелёного цвета. Вызывающий облик дополнен платьем из «весёленькой» ткани. Главное тут — сияние глаз - умных и проницательных. Ради таких-то очей Репин был готов на всё — даже кушать пресловутое сено...

Выставки
Николай Судейкин. «Моя жизнь» (1916).

Не всем нравились добрые ангелы — кому-то подавай фурию и гурию. Вера Боссе — настоящая фамм-фаталь Серебряного века — выразительная фигура, манящие губы. Нимфа шведско-французского происхождения — из весьма обеспеченного семейства, она, кстати - чем только не занималась в своей жизни. Балет и синематограф, искусствознание и философия. Коснуться до всего слегка. Ни в чём не имея особенного таланта, она хотела взять количеством — всем-то сходу загоралась, везде-то жаждала приобщиться. Пару раз бывала замужем. Но! В 1915 году судьба свела её с эксцентричным художником Сергеем Судейкиным. Дива тут же смекнула: быть прекрасной музой этакого мастера — гораздо круче, нежели сниматься в кино. Их союз оказался типичен для эпохи. Богема и самореклама. На выставке предъявлена скандальная вещица «Моя жизнь» (1916), где помимо Веры Боссе изображена и первая супруга — танцовщица Ольга Глебова. Любовный многоугольник средь комедиантов — таков сюжет полотна. Между прочим, Вера Боссе не остановится на Судейкине — потом, уже в эмиграции, она станет госпожой Стравинской, переживёт многих и скончается в 1982 году в городе Нью-Йорке.

Остальное - тут.

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»


phpBB [video]