История клетки
продолжение:
Рис. 24. Схемы деления клетки
G — Продольное расщепление хромосом по метафазной пластинке. Маленькая буква «n» обозначает выброшенное ядро.
Н — Хромосомы, расходящиеся к полюсам веретена, «if» обозначает межзональные волокна, «я» — постепенно исчезающее ядро.
I — Процесс образования дочерних ядер.
J — Деление завершено. Хромосомы дочерних ядер вернулись в состояние хроматина, ядро появилось вновь, центросомы удвоились, а дочерние ядра приняли все внешние признаки родительского ядра.
Первым этапом оккультного анализа человеческой клетки является установление семеричности, т.е. открытие в ней семи начал жизни — «семян», из которых произрастает семеричная природа человека. Ключ к пониманию этого содержится в «Тайной Доктрине»: «Если семя плотского мужчины брошено в почву плотской женщины, оно не сможет прорасти, если не было сделано плодородным пятью добродетелями (флюидом в первоосновах или эманацией из них) семеричного Небесного Человека».
Этот отрывок взят из очень редкого произведения под названием «Антропос» — «Человек». Комментируя его, мадам Блаватская завершает семеричность, объявляя, что седьмым началом человека «является всего лишь один из лучей Вселенского Солнца». В оккультизме семеричность всегда состоит из триады и четверки, причем триада почти всегда неясна, а четверка более или менее очевидна. Каковы же в таком случае главные части клетки? Первая и самая очевидная — это прото-плазматическое поле — цитоплазма. Вторая — ядро. В-третьих, есть центросома и, в-четвертых, архео-плазма, окружающая центросому. В дополнение к упомянутым составляющим имеется также и пятое, в высшей степени непонятное тело, находящееся в ядре, а именно ядрышко. Оно представляет собой таинственную сферу, которая выполняет какую-то неизвестную задачу, а потом выбрасывается и исчезает. Это вовсе не означает, что ядрышко прекращает свое существование, а скорее, что оно переходит в состояние, не поддающееся наблюдению. Ядрышко является пятой составной частью клетки и, подобно платоновской сфере небесного огня, оказывается слишком абстрактным или божественным, чтобы поддаваться исследованию человеком.
В настоящее время предложены нижеследующие аналогии, подлежащие пересмотру после более критического анализа. Оккультист считает планеты символами качеств, и в данном случае они будут использоваться для представления пяти особых свойств или модификаций Жизненной Силы, или Души, называемой жителями Востока дживой . Мы будем соотносить цитоплазму с Солнцем, ядро — с Сатурном, центросому — с Луной, архоплазму — с Марсом, ядрышко — с Венерой. Тогда Юпитер и Меркурий остаются без соответствий, и мы будем считать, что они пребывают недифференцированными в поле ядрышка. Цитоплазма, ядро, центросома и архоплазма составляют нашу четверку. Будем рассматривать их как «строителей», соответствующих четырем постоянным знакам зодиака. Ядрышко со своим пока не дифференцированным содержимым будет триадой, и таким образом мы придем к действующей гипотетической семерке, которую потом необходимо будет проанализировать с точки зрения согласованности с такой произвольной компоновкой.
Рассмотрим вначале ядро с его содержимым, конечно, постоянно помня о том, что в процессе оплодотворения две укомплектованные клетки смешивают свои семь составляющих — так называемую активную семерку, происходящую из мужской половой клетки, и пассивную семерку из яйцеклетки. Итак, семь составляющих, которые находятся вверху (или внутри), объединяются с семью составляющими, которые находятся внизу (или снаружи), позволяя таким образом богам (активным процессам) проявиться благодаря слиянию с их шакти (или пассивными аспектами).
Начиная с этого момента и далее следует еще и еще раз отметить, что качества приписываются частям клетки исключительно для проведения определенных аналогий или установления соответствий между духовными и физическими явлениями. Процессы, протекающие в клетке, происходят в материальном мире с участием физических веществ, и все же эти вещества в каком-то смысле являются актерами, т.е. разыгрывают мировую драму на своей крошечной сцене. Как уже говорилось, ядро соответствует Сатурну, то есть кама-манасу, или животному разуму, и несет в себе ядрышко — Венеру, или истинный Манас , в котором опять же пребывают Юпитер (Атман) и Меркурий (Буддхи) . Следовательно, ядрышко составляет причинную триаду, из которой только Манас, третий и низший аспект, является видимым. Тогда все ядро представляет собой кама-манасическое поле, называемое хроматином и являющееся источником хромосом.
Почти во всех древних мифологических системах первого бога свергают с трона те, кто приходит после него, т.е. его потоки. Это и происходит с ядрышком, которое выбрасывается и скрывается из виду, но продолжает с какого-то невидимого престола влиять на развитие клетки. Ядро содержит в себе вселенную в состоянии временного прекращения жизненных процессов. Под вселенной в данном случае мы подразумеваем человека в идеальном состоянии — модель или архетип, части тела которого будут проявляться по мере того, как в результате быстрого размножения будут появляться необходимые для этого клетки.
Джива (санскр.) — букв. живущий, живой, живое существо, душа. Понятие индийской философии, прежде всего джайнизма, где джива — одна из основных сущностей или субстанций. В школах веданты джива — это индивидуальная душа, «я», Атман, подверженный перерождению.
Шакти (др-инд. «сила») — в философии индийского тантризма — творческая энергия любого божества, воплощенная в образе его супруги.
В традиционной индийской мифологии — супруга Шивы, воплощение женственности во всех ее аспектах.
Манас (санскр.) — букв. ум, ментальная способность, превращающая человека в разумное и нравственное существо и отличающая его от простого животного. Эзотерически, однако, это означает, в широком смысле, Высшее Эго, или чувствующий перевоплощающийся Принцип в человеке. В узком смысле его называют буддхи-манасом, или Духовной Душой, в противоположность его человеческому отражению — кама-манасу.
Юпитер (Атман) (санскр.) — самость, душа. Одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма; вечная, неизменная духовная сущность индивидуума.
Меркурий (Буддхи) (санскр.) — Вселенская Душа, или Разум, духовная душа в человеке, проводник Атмана.
Из «Normal Histology» Пирсола
Рис. 25. Полностью созревшая неоплодотворенная яйцеклетка:
1 — лучистый венец;
2— блестящая зона;
3— зародышевый пузырек (nucleus — ядро), содержащий ядрышко яйцеклетки (nukleous — ядрышко);
4 — зона, богатая дейтоплазмой;
5 — зона, бедная дейтоплазмой.
Из «Collectio Operum»
Рис. 26. Изображение мировой клетки (по Фладду)
Центросома выступает в роли инициатора действия и к тому же считается скоплением активной двигательной плазмы. Она контролируется Луной, которая является эквивалентом эфирного двойника, и окружена астральными лучами, то есть тем, что составляет характерную особенность архоплазмы. Это лучистое тело находится под влиянием Марса, или камы (желания, действия) , который приводит мир в бодрствующее состояние. Цитоплазмой или протоплазмой правит Солнце: потому что она олицетворяет прану , солнечное питание, которое обеспечит рост.
Порядок таков:
I) Атман, луч Вселенского Солнца, соответствующий аурическому яйцу человека; 2) Буддхи, внутриядрышковые тела, буддхическая оболочка в ауре человека; 3) Манас, собственно ядрышко, строитель, высшее ментальное тело в человеке; 4) кама-манас, ядро, первый из временных проводников, низшее ментальное тело в человеке; 5) кама, архоплазма или радиальные лучи, астральное тело в клетке, средоточие эмоций и желаний, эмоциональное тело в человеке; 6) прана, живая материя, протоплазма, источник формы, витальный флюид в человеческом теле; 7) лингашарира, центросома, лунный предок, эфирный двойник человека. Таковы действующие силы, все вместе они сформировали восьмого — физического,— человека, который поддерживается ими и «висит» на них.
В трудах розенкрейцеров и каббалистов порядок несколько иной, но принцип — тот же самый. Семь богов, или сил, по тайному замыслу которых был создан человек, они скрыли под символами металлов и планет, соотносимых с металлами. Как философский камень был создан путем смешивания духовных эквивалентов металлов в специально подготовленных для этого сосудах, так и эмбрион — золотой ребенок — пробуждается к жизни посредством божественной химии (алхимии).
Занявшись изучением ранних религиозных и философских трудов, достаточно просто понять, что древние обладали весьма точными знаниями, по крайней мере, в отношении некоторых процессов, связанных с воспроизводством видов. И хотя розенкрейцеры и герметисты скрывали свои знания за разными символами, тем самым защищая себя от гонений непросвещенной эпохи, они подробно разъясняли свои концепции, когда дело касалось наставления избранных.
Сравним рисунок яйцеклетки, приведенный в книге «Нормальная гистология» Пирсола (1929), с картиной мира из труда Роберта Фладда, изданного и 1617 г. и намного опередившего современные взгляды на онтологию. Фладд в основном запомнился той массой людей, которые пытались его опровергнуть. Его обвинили во всех логических ошибках, на какие только способен человеческий разум. При всем этом, однако, ныне его считают изобретателем барометра, который пусть хотя бы в малой степени, но все же его прославил. Прежде всего отметим поразительное сходство этих двух рисунков. «Corona radiata», или лучистый венец вытянутых клеток, обрамляющий рисунок Пирсола, в точности соответствует пламенной лучистой короне, окружающей
«Макрокосм» Фладда. Zona pellucida, или блестящая зона яйцеклетки, аналогична кругу неподвижных звезд Фладда, украшенному драгоценными камнями, или сияющему поясу, или зоне, в которой помешаются небесные иерархии. В направлении от периферии к центру яйцеклетки сначала располагается зона, бедная дейтоплазмой , а затем другая зона, богатая дейтоплазмой. Эти зоны соответствуют орбитам планет, которые разделены орбитой Солнца на две половины: внешнюю (или верхнюю) и внутреннюю (или нижнюю). Вблизи центра яйцеклетки находится зародышевый пузырек, или ядро (nucleus), аналог которого отчетливо виден на схеме Фладда, и, наконец, в самом центре ядра помещаются ядрышки яйцеклетки (nucleoli), которые Фладд совершенно очевидно персонифицировал в образах Адама и Евы. На гравюре Фладда изображено, как сперматозоид в виде птицы внедряется в яйцеклетку. Обратите внимание на птиц, рыб и других тварей внутри ядра. Они напоминают нечто, состоящее из хроматина и хромосом .
Роберт Фладд был мистиком и, подобно лорду Бэкону, черпал свои знания не из книг, а из глубин своего естества. Тщательный анализ схемы Фладда обнаруживает гораздо большую просвещенность, чем туманные рассуждения специалистов более позднего периода, выводы которых сводятся к избитым фразам вроде того, что есть во всем этом еще много неясного.
Кама — дурное желание, вожделение, хотение, привязанность.
Прана — жизненный принцип, дыхание жизни.
Дейтоплазма — желток яйца.
Хроматин — вещество клеточного ядра.
Хромосомы — структурные элементы клеточного ядра, содержащие дезоксирибонуклеиновую кислоту, в которой заключена наследственная информация организма.
Из первого аспекта обсуждаемой нами темы, т.е. деления клетки, перейдем к морфогенетическим процессам , посредством которых эмбрион со всеми своими зачатками органов и систем формируется из морул, или бластомеров. Здесь мы сталкиваемся с проблемой, которая все еще находится за пределами «самого удаленного аванпоста в области исследования клетки». В нынешнее время наметилась явная тенденция снять с себя всякую ответственность. А поскольку наследственность так или иначе себя проявляет, то всю ответственность тут же с удовольствием свалили на нее. И теперь фактором, ответственным за механизм эмбрионального развития, считается наследственность, т.е. все оставшееся от ушедших поколений.
Таким образом, древняя и подлинная загадка, что же появилось первым, курица или яйцо, решается более или менее удовлетворительно. «Vox scientiae est vox Dei!» [«Глас науки — глас Божий!» — (лат.)] Днем скорби для биологов станет тот день, когда они исчерпают возможность ссылаться на предшествующие поколения, чтобы объяснить происхождение жизни, и столкнутся с необходимостью признать существование метафизической или духовной реальности, стоящей за теми «тенями», классификацией которых они занимались столь усердно. «Я это вижу, значит, это существует», — громовым голосом заявляет наука. «Это существует, но я могу увидеть только некоторые его следствия», — возражает философия.
Это «существование» никогда не оспаривалось, но это почти все, что можно сказать, не боясь быть опровергнутым. Итак, мы переходим к механике эмбрионального развития, памятуя слова профессора Уилсона, что «в настоящее время мы не в состоянии объяснить развитие». Случай с Омаром Хайямом, испытавшим разочарование от недостатка фактов, был явно не уникальным.
Мы уже проследили стадии дробления клетки, на которых происходит деление материнской клетки на две дочерние. Продолжим рассмотрение этого деления до момента образования массы клеток. Надо заметить, что некоторые частности процесса дробления клетки различны у разных видов. Яйцеклетка ланцетника (на латыни «Amphioxus lanceolatus»), примитивного хордового, чье название абсолютно не соответствует его размерам и значимости, является, можно сказать, общей любимицей в области исследования ранних стадий развития эмбриона. В результате дробления яйцеклетки возникает так называемая морула, сферическая масса, образованная мелкими сферическими клетками двух видов. Клетки анимального полюса, называемые анимальными (или животными) клетками, имеют меньшие размеры и множатся гораздо быстрее, чем клетки на вегетативном полюсе, известные как клетки-«няни» .
Морула представляет собой плотный комок из клеток, но постепенно клетки перемещаются к периферии, покидая центральную полость, получившую название полости дробления. «На этом этапе про эмбрион говорят, что он пребывает в стадии бластулы , т.е. имеет вид полой сферы, образованной одним слоем клеток» (проф. Артур У.Хаупт). Следующий этап — гаструляция , процесс, в ходе которого нижняя, или вегетативная, часть бластулы — т.е. часть, образованная вегетативными клетками, — сначала уплощивается, а затем инвагинирует , постепенно заполняя вогнутость верхней, или животной, части. Как только клетки верхней и нижней частей соприкоснутся, сфера из бластодермы преобразовывается в чашеобразную или похожую на мешочек структуру, состоящую из наружного слоя животных клеток и внутреннего слоя вегетативных клеток.
Между этими двумя основными слоями клеток, из которых наружный носит название эктодермы, а внутренний — эндодермы, появляется средний слой, называемый мезодермой. Из этих трех клеточных слоев — наружного, или эктодермы; центрального, или мезодермы, и внутреннего, или эндодермы, — образуются группы специфических тканей. Теперь or Amphioxus'a с его относительно простым процессом развития можно перейти к рассмотрению более сложных явлений, происходящих в высших млекопитающих, а возможно, и в человеке.
Морфогенетика — формообразование.
Клетка- «няня» — клетка, осуществляющая вспомогательную роль при дифференцировке.
Бластула — стадия развития зародыша многоклеточных животных; на этой стадии, обычно следующей за морулой, организм представляет собой однослойный пузырек.
Гаструляция — процесс на ранней стадии развития зародыша многоклеточных животных, приводящий к образованию двухслойного зародыша.
Инвагинация — один из способов гаструляции, при котором часть стенки зародыша вворачивается в его полость и образует внутренний листок.
продолжение следует ...