Ключи к реальности

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Ключи к реальности » Наука, магия, целительство » Под созвездием «Весы»


Под созвездием «Весы»

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Сторожевой катер простых вопросов

Простой вопрос:
вы можете дышать,
когда отравлен ветер
надежд и ожиданий,
и сгусток духоты
сжимает горло,
и слово
рассыпается на хрипы,
спешащие
за горизонт событий,
как хрупкий призрак в темноте
сознанья?
Зима ль, демисезон, день, ночь…
Оставлю без ответа.

                                                 Простой вопрос
                                       Автор: Владислав Левитин

Под созвездием «Весы»

Профессора слегка презирали и опасались одновременно.

На самом деле, это были "страхи", как перед бойкой безобидной маленькой собачкой, когда та нападает, а ей кричат, поддразнивая: “ Ой, боюсь, боюсь, боюсь!” и отходят, смеясь в сторону.

Он перемещался по факультету, как сторожевой пограничный катер, загонял прогульщиков на занятия и бичевал двоечников.

Похоже, ему даже немного льстили эти студенческие опасения, которые он совершенно не считал притворными.

Маленький толстый человек в смешных, длинных и обвисших штанах, синем пуловере, облегающем круглый большой живот, обличал во всех мыслимых и немыслимых преступлениях, курящих в туалетах и коридорах, кудрявых девушек и парней, сотрясая воздух резким голосом:

-  Филологи, вы что, совсем уже в дешёвых шлюх превратились, и как это возможно, чтобы вы могли постоянно курить? Вы что, с ближайшего вокзала прибыли?!..

Студентки прятались, скрывались в туалетах и быстро - быстро тушили хабарики, а мальчики молчали и ничего не говорили, окатывая профессора презрительным молчанием, не возражали, но всё же не знали, как найти точный ответ на этот несимпатичный, но простой вопрос - шлюхи они или нет?

Они искали разъяснений в лабиринтах молодого и не загаженного догмами разума - почему, собственно , они должны терпеть эти ужасные оскорбления, и тупо, долго, нудно продолжали вдыхать дым и думать о своей несчастной, поруганной грубостью профессора юности, о ценности человеческого достоинства и жестоком деспотизме, увенчанном нелицеприятными словами, извергаемыми туповатым, с их просвещённой точки зрения, профессором в клоунских штанах, немодных засаленных черепаховых очках  и невыразительном пиджаке и галстуке, болтающимся, как удавка, на толстой шее.

Профессор резко и быстро перехватывал мальчуганов, вышедших из близлежащего бара, куда те заходили, чтобы по быстрому шлёпнуть пару стопок алкогольных напитков для ощущения красоты мироздания и повышения эффективности образовательного процесса, и говорил, хватая за шиворот очередного разгульного бездельника:

- Не по таланту пьёшь! Быстро марш - на занятия!

Все были абсолютно уверенны, что этот профессор, ни черта не соображал в предметах, которые преподавал, и, вообще, был местным официальным сумасшедшим, придурком и фриком, прикрывающим объёмом знании свою безусловную несостоятельность, провал в жизни и, вообще, их, студентов, мягко говоря, презирал - ведь никто не поручал профессору быть вечным “дежурным” по факультету.

К нему привыкли как к пыльной, совсем никому не нужной пальме на вокзале со свисающими вниз листьями, похожими на усталые зелёные ладони.

  Но, как ни странно, именно сам профессор испытывал совершенно противоположные чувства к этим необязательным обязанностям, к этим двадцатилетним детям, которых оскорблял, выгонял из туалетов и коридоров, где они дымили, писали мимо унитазов и грязнили, как бездомные городские коты, и вообще ещё ничего в жизни и науке не соображали.

Это создавало вокруг него какое-то порочный круг всеобщего отчуждения, насмешек и отстранённости, и, одновременно, привычки видеть его исполняющего такую бесполезную роль.

Сам профессор полагал, что как раз было разумным и необходимым - это его стремление придать правильное направление и энергию этим молодым, ещё не совсем людям, а существам на двух ногах, и ни в коем случае не потворствовать прозябанию в тинообразном сне интеллекта, что необходимо и обязательно было отвратить молодые души от обыденности, пошлости, лености существования, что нужно было идти безоглядно к совершенству, к огромной любви, которая созидается не кем - либо свыше, а ими самими, простыми руками, сердцами и головой.

Профессор полагал, что в жизни невозможно будет воспользоваться “шпаргалками”, куда бы их не спрячь.

  Для него любовь была проста для объяснений.

Это понятие “любовь” в  его понимании  обязательно содержало неблагоразумную критику профессора и старого человека по отношению к юношеству, в котором он видел продолжение нации, вопреки всем историческим напастям, жизненным обстоятельствам, несуразным руководителям, по самой простой формуле  - "честность, труд и порядочность ".

Внутри себя он испытывал беспредельную и безупречную в своей прозрачности и чистоте нежность, ради которой нужно было найти и наказать провинившихся за недоумие, гадкие обезьяньи проделки и пакости, и, в то же самое время, развести руками тёмные тучи над тупыми головами, обогатить своей светлой душой в полном формате своего сто килограммового тела, подглядеть и внимательно проанализировать через страшные и грязные линзы своих коричневых старомодных очков их невежество, невоспитанность, глупость и серость и привести их, как журавлиную стаю, в тёплые края, в иные миры, в светлые облака знаний и умений.

Всем было известно, что профессор любит историю русских трамваев, хотя это не имело, собственно, никакого отношения к его специальности.

                                                                                                                                                                               Трамвай (отрывок)
                                                                                                                                                                        Автор: Андрей Ланкинен

Под созвездием «Весы»

0

2

А время по трёхпрудным переулкам ..

Всё неизменно и всё изменилось
В утреннем холоде странной свободы.
Долгие годы мне многое снилось,
Вот я проснулся — и где эти годы! Вот я иду по осеннему полю,
Всё как всегда, и другое, чем прежде:
Точно меня отпустили на волю
И отказали в последней надежде.

                                                                                                       Всё неизменно и всё изменилось
                                                                                                                 Поэт: Георгий Иванов

Под созвездием «Весы»

6. «Люрсы»

По средам Виктор Юльевич таскал любителей русской словесности, «люрсов», как они себя называли, по Москве и выводил их, дуя в свою флейточку, из бедного и больного времени в пространство, где работала мысль, где жила свобода, и музыка, и всякие искусства.

Вот, здесь всё это обитало! За этими окнами!

Блуждания по литературной Москве носили изумительно хаотичный характер.

В бывшем Гендриковом переулке заходили во двор дома, где, как ошибочно полагали, застрелился Маяковский, спускались по улице Дзержинского, бывшей Лубянке, к Сретенским воротам.

Переименование московских улиц оскорбляло слух Виктора Юльевича, и он постоянно называл ребятам их старые имена.

По бульварам они доходили до площади Пушкина, где учитель показывал дом Фамусова, бродили по пушкинским адресам – дом Вяземского, дом Нащокина, дом, где помещались танцклассы Иогеля. Здесь Александр Сергеевич впервые увидел юную Натали.

– Тверской самый старый из всех бульваров. Были времена, когда его называли просто Бульвар. Он был единственный. Говорят, Бульварное кольцо, но никакого кольца на самом деле нет и не было – полукольцо. Упирается в реку. Все бульвары построены на месте каменной стены Белого города.

От площади Пушкина выбирали какой - нибудь нехоженый прежде маршрут.

То шли через Богословский переулок к Трёхпрудному, к дому, где жила когда-то Марина Цветаева, то через Тверской и Никитский бульвары выбирались к Арбату, пересекали Малую Молчановку возле домика Лермонтова, через Собачью площадку выходили к последней квартире Скрябина.

Он здесь играл, и ещё живы люди, сидевшие на его домашних концертах.

Задавали вопросы. Имена застревали в памяти. Крутились по городу без всякого заранее продуманного плана, и ничего лучше этих блужданий нельзя было и вообразить.

Виктор Юльевич в связи с этими экскурсиями проводил много времени в библиотеках, ковыряясь в старых книгах и отыскивая редкости.

В Историчке ему открылись залежи рукописных мемуаров, альбомов, писем.

Некоторые материалы, судя по формулярам, не запрашивались вообще никогда. Он узнавал много ценного и неожиданного.

Поражало, что многие, да все почти существующие разрозненно люди девятнадцатого века состояли между собой в родстве, несколько семейных кланов густо переплетались, их мир представлялся невероятно разветвлённой семьёй.

В опубликованных до революции письмах постоянно присутствовали свидетельства этой удивительной взаимопроницаемости, и все эти связи, вместе с семейными ссорами, скандалами и мезальянсами, преображались в романах Толстого в нечто более важное, чем семейная хроника.

«Русская Библия», – приходило в голову Виктору Юльевичу.

Он, как Гулливер в стране лилипутов, каждым своим волосом был привязан к почве русской культуры, и связи эти от него протягивались к его мальчикам, которые входили во вкус, привыкали к этой пыльной, бумажной, эфемерной пище.

С компанией мальчишек он проходил по улице Горького, мимо лучшего в столице продовольственного магазина, «Елисеевского», рассказывал своим «люрсам» о Зинаиде Александровне Волконской, которая была владелицей этого дома - дворца до его перестройки.

– Здесь был известный на всю Москву литературный салон, и весь московский свет сюда съезжался. Приглашали писателей, художников, музыкантов, профессоров. И Пушкин здесь бывал. Я недавно нашёл в библиотеке один интересный документ – донесение полковника Бибикова от 1826 года, в котором чёрным по белому было написано:

«Я слежу за сочинителем П. насколько возможно. Дома, которые наиболее часто посещает, суть дома княгини Зинаиды Волконской, князя Вяземского, бывшего министра Дмитриева и прокурора Жихарева. Разговоры там вращаются по большей части на литературе».

Понимаете, что это значит?

– Да чего ж тут не понять? Слежка за ним была, – первым отреагировал Илья.
– Именно. Потому что во все времена бывают люди, которым интереснее всего «вращаться на литературе». Вроде нас с вами! – засмеялся учитель. – И есть полковники Бибиковы, кому поручено за ними присматривать. Да, такие времена…

Как будто ничего особенного не говорил, но всё время – по краю.

Он давно уже знал, что прошлое не лучше настоящего. Да и о чём говорить? Из всякого времени надо вырываться, выскакивать, не давать ему поглотить себя.

– Литература – единственное, что помогает человеку выживать, примиряться со временем, – назидал Виктор Юльевич своих воспитанников.

Все охотно соглашались

                                                                                                                                                из романа Людмилы Улицкой - «Зелёный шатёр»

Под созвездием «Весы»

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»


phpBB [video]


Вы здесь » Ключи к реальности » Наука, магия, целительство » Под созвездием «Весы»