Ключи к реальности

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Ключи к реальности » Волшебная сила искусства » История Костюма


История Костюма

Сообщений 61 страница 70 из 91

61

Модница Ульяна Андреевна

Кинокомедия «Иван Васильевич меняет профессию» (1973) – это не только шедевр на все времена; это ещё и путеводитель по модным трендам начала 1970-х годов. Леонид Гайдай не стал делать из жены управдома какую-нибудь скучную грымзу – Ульяна Андреевна Бунша настоящая бомба (во всех смыслах). Она, конечно же, карикатурная. Зато – фактурная. Как там она говорила: «Передайте Зинаиде Михайловне, что Розалия Францевна говорила Анне Ивановне - Капитолина Никифоровна дубленку предлагает!»

История Костюма
Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию» (1973). Скриншот.

Первое, что бросается в глаза – это количество париков. Они вошли в моду во второй половине 1960-х, ближе к концу и пик увлечения искусственными локонами – это 1970-1975 годы. Их целью было имитировать живые волосы, но женщины так заигрались, что стали подчёркивать при помощи парика свой материальный достаток – хорошие варианты стоили довольно дорого. Японский (например) стоил около 100 рублей и его ещё надо было, как тогда говорили – достать.

История Костюма
Кадры из фильма «Иван Васильевич меняет профессию» (1973). Скриншоты. / Фото Брижит Бардо. Источник - https://www.pinterest.ru/

Парики носили даже те женщины, у которых была приличная шевелюра. В фильме «Сладкая женщина» (1975) героиня Натальи Гундаревой перед зеркалом меряет парик, который куда как жиже, чем её собственные волосы. Но мода есть мода. Секретарша Верочка из «Служебного романа» (1977/1978) констатирует, что парики уже не носят, на что Калугина облегчённо вздыхает. Ульяне Андреевне - надо, ибо она не отличается красой кудрей, скажем так. Зато каждый её выход – очередной парик.

История Костюма
Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию» (1973). / Видал Сассун делает свою фирменную стрижку. Источник - https://www.pinterest.ru/

Так, белые растрёпанные волосы – культ Брижит Бардо, которая тогда носила именно такую причёску. Кстати, вы заметили, что и Ульяна, и та красота с киностудии - …в одном и том же парике? Но если Наталью Кустинскую и так сравнивали со знаменитой француженкой, то Наталья Крачковская в этом образе – невероятно комична. Ещё один паричок – блондинистый «боб», причёска созданная Vidal Sassoon и потому называемая у нас сессон (или сессун).

История Костюма
Парик-колокол. Источник - https://www.pinterest.ru/ Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию» (1973).

Впрочем, Видал лишь возродил эстетику 1920-х, когда «боб» носили все стильные девушки-flappers. А снимает она, мечтая, что всех вылечат – уже рыжий «колокол», с упруго подвитыми кончиками. Да. Ещё имелся «кудрявый шатен» - в той в сцене, где Шурик сказал, что если бы Ульяна Андревна была его женой, он бы повесился. В чёрно-белом финале, когда супруги Бунша хором выясняют отношения с Тимофеевым, на даме уже тёмный парик. Красота!

История Костюма
Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию» (1973). Скриншот. Летние брючные комплекты начала 1970-х годов. Источники - https://www.pinterest.ru/ и https://www.gettyimages.com/

Помимо дорогостоящих париков, там ещё и наряды – особо роскошны брючные летние костюмы, которые в то время считались весьма актуальными. Женщины не так давно освоили брюки – их массово стали носить со второй половины 1960-х (именно массово и по любому поводу, а не отдельные смелые красавицы). Молодёжные принты – Ульяна просто королева хиппи. Правда, всё это жгучая синтетика, но в те годы человечество ещё не наигралось с нейлоном и дакроном. Вот во времена «Служебного романа» уже ценился натуральный шёлк.

История Костюма
Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию» (1973). Скриншот. Летние брючные комплекты начала 1970-х годов. Источник - https://www.pinterest.ru/

Прибавим к этому несколько пар туфель, сумочки, бижутерию и – драгоценные перстни. Замечу также, что Ульяна Андреевна бегает по этажам в поисках сенсаций в те часы, когда большинство женщин были на работе – Тимофеев трудится на дому, его супруга имеет свободный график, Шпак – в своей поликлинике, да и воры (Милославские) тогда промышляли строго с 10 до 16 – когда никого точно нет дома – не только обладателей магнитофонов и курток замшевых, но и – соседей. Стало быть, Иван Васильевич Бунша подозрительно много зарабатывает, раз у его неработающей жены – париков… много.

Zina Korzina (c)

0

62

Шик послевоенной моды в фильме «Весна»

В кинокомедии «Весна» (1947) невозможно увидеть ни одного плохо или скромно одетого человека (рабочие на крышах и те в новом). Скажете, что в советском кино активно «лакировали» действительность? У того же Григория Александрова во всех довоенных фильмах и Любовь Орлова, и её партнёры по съёмочной площадке носят что-нибудь рваное или непрезентабельное – наша звезда то прислуга, то письмоносица на велосипеде, то замарашка. Вот в «Цирке» (1936) она – заокеанская дива, разве что. Тогда как «Весна» — это витрина и рекламный буклет.

История Костюма
Шляпы из советских журналов мод. Источник - https://www.pinterest.ru/ Дивная Маргарита Львовна. Кадр из фильма «Весна» (1947).

Помните в одной из сцен, где Маргарита Львовна примеряет шляпку, хозяйка сообщает, что вещичку прислали из дома моделей? Это подчёркивается не просто так - своеобразный product placement, но с иронией - шляпку оценила комическая Маргоша, а не учёная Никитина. По сути, весь фильм демонстрирует продукцию Общесоюзного Дома Моделей (ОДМО) на Кузнецком Мосту, открывшемся в 1944 году. О, да, во время войны. У него был свой «Журнал мод» (так и назывался, ибо в СССР не любили называть вещи именами, не связанными с содержанием, но сейчас не об этом).

История Костюма
Открытка из личной коллекции автора текста. Скан. А справа - издание Московского Дома Моделей - фасоны, чем-то напоминающие по силуэту наряд Любови Орловой.

Были и другие «островки моды» - Московский Дом Моделей, также имевший своё печатное издание. Потом ещё ателье и частные мастерицы, но шили они в 99 из 100 по лекалам ОДМО и Минлегпрома. Итак, все персонажи «Весны» - манекены и модели. Даже Лев Маргаритович и та при всей ей нарочитой старомодности решилась надеть хозяйскую шляпку. Поэтому начнём с этой крохотной штучки (я про шляпку, а не про экономку). В те годы головной убор – обязателен для дамы – и в СССР, и на Западе. Без шляпы или без платка – не одета. Это правило ушло только в 1960-х годах, когда случилась настоящая революция в мире моды.

История Костюма
Кадр из фильма «Весна» (1947) и скан из книги «Женщина и её платье. Век XX» Кононовой И., Самсонадзе Н., М. – 2000. Любовь Орлова в своей повседневной жизни.

В 1940-х были популярны крошечные завитушки из фетра, увенчанные лентами, искусственными цветами и – вуалями. Фантазия и лёгкое безумие. Хотя, были популярны и лаконичные шляпы с широкими полями, какую носит актриса Шатрова. К слову, это всё – вещи самой Любови Орловой, включая невероятно стильное летнее пальто с капюшоном (да, это не плащ, а именно пальто). Добавлю, что реальная девушка из кордебалета, если она не являлась пассией какого-нибудь начальника, не имела такого шикарного гардероба. Так что реальная Верочка Шатрова, бегающая по кастингам, была бы одета попроще.

История Костюма
Кадр из фильма «Весна» (1947) и скан из п «Рисование моделей одежды». Ред. И.А. Тер-Овакимян. М. - 1947. Карандашные пометки - тех времён. Не стала стирать - тоже раритет.

Теперь о линиях. В те годы сохранялся «военный» дух – широченные плечи и недлинная юбка (до колена). Прообразом этого силуэта была военная форма. Уже в 1947 году Кристиан Диор предложил распрощаться с «мундирами», удлинить юбки и началась эра New Look, правда, в СССР «плечики» держались дольше. Кстати, в США и Англии – тоже. Причина - люди донашивали то, что было. Это нормально. Когда Диор привёз творения в Голливуд, его не поняли... Да, в послевоенную эпоху было модно сочетать строгий жакет с женственной блузкой – журналы мод предлагали разнообразные жабо а-ля Галантный Век.

История Костюма
Сравнение советской и французской моды уже через год. А дальше в Галерее - лица голливудских небожителей во время диоровского дефиле в Америке. Советский партком - отдыхает. Источник - https://www.pinterest.ru/

Разнообразны были и рукава. Так, Орлова (и её героиня!) носит тёмное платье с широким рукавом. Также популярны были рукава, расширяющиеся книзу. Именно такой фасон имелся в каждом из номеров «Журнала мод» - что называется casual и must have. Туфли – на высоких, но устойчивых каблуках. Кстати, всё тот же Диор и его коллега – «сапожник» Роже Вивье изобрели каблучок-шпильку в качестве антитезы «грубым» туфлям 1945-1947 годов. Все женщины в кадре носят сложные причёски или завивку. Распущенные и неубранные волосы, как и отсутствие головного убора – неряшество.

История Костюма
Платье из советского журнала мод (скан) и кадр из фильма «Весна» (1947).

Мужчины в то время одевались солидно. Широченные брюки сочетались с такими же мощными пиджаками – Николай Черкасов и Ростислав Плятт (весьма немаленькие ростом) выглядят, как исполины – один величественный, второй – забавный. Полноватый в жизни Михаил Сидоркин (журналист) смотрится элегантно. В те годы ценился не столько модный крой, сколько материя – бытовали фразы «у него – шевиот», «заказать бостоновый костюм», «пошить коверкот», и так далее. В эпоху Оттепели сделалась актуальной узкая линия, но многие мужики продолжали носить «респектабельное» широкое, а узкие брючки считались молодёжным вывертом. Но это будет потом. А сейчас – весна!

История Костюма
Мужская одежда послевоенного периода. Источник - https://www.pinterest.ru/

Zina Korzina (c)

0

63

Деталь, показывающая, что Новосельев равнодушен к вещам

Лирическая комедия «Служебный роман» (1977/1978) – не только об отношениях - личных и производственных. Это фильм «про вещи», которые в киноверсии пьесы Эмиля Брагинского c Эльдаром Рязановым «Сослуживцы» играют самостоятельную роль. При том, вещи - это и сапоги, которые купила Верочка, и автомашина Самохвалова, и мобиль Колдера в его доме, ...и Джоконда, созданная на компьютере местным технарём Боровских.

История Костюма
Кадр из фильма «Служебный роман» (1977/1978). Скриншот.

А сегодня мы обратим внимание на одну детальку, показывающую, что Анатолию Ефремовичу полностью наплевать на производимое им впечатление. Мы видим, как преображается Калугина, тогда как Новосельцев ничего менять не стал бы. Он не замечает. Даже не «выше этого» - не презирает, ибо ему всё равно. Да, живёт он в районе исторически-ценной разрухи и также не замечает, что дом разваливается. Его дети, оставшись одни, решили покрасить хотя бы дверь на кухню. Правда, неудачно.

История Костюма
Сравните модный фасон у Самохвалова и устаревший у Новосельцева. Скриншоты.

Напомню также, что коллектив учреждения буквально повёрнут на моде и красоте. Дамы (за исключением Калугиной) с утра пораньше заняты мейк-апом, а кавалеры (кроме Новосельцева) одеты с учётом действующего стиля. Кстати, и Бубликов, хотя он - мужчина в солидном возрасте. Что же то за деталь? Если посмотреть на Анатолия нашего Ефремовича, то покажется, что костюм ему тесен, однако, он ему не мал – просто это фасон 1967-1968 годов, а то и раньше.

История Костюма
Линия 1960-х годов. Слева - свадьба Аллы Пугачёвой с Миколасом Эдмундусом Орбакасом. Справа - фото из журнала мод 1968 года. Скан.

Новосельцев относится к тому типу людей, которые воспринимают все предметы материального мира исключительно утилитарно – костюм хорош, пока не протёрся. Ему актуальность линий так же неинтересна, как интересны стихи (Новосельцев цитирует Пастернака и, полагаю, знает ещё множество хороших строк). Людмила Прокофьевна – точно такая же. Бедноватый Новосельцев и обеспеченная Калугина равным образом не зациклены на приобретательстве. Начальница до разговора с Верой вообще не в курсе, что она как-то не так ходит (в прямом смысле этого слова).

История Костюма
Самохвалов одет по моде 1970-х годов. Рядом - западная мода. https://www.pinterest.ru/

Да, насчёт костюмов. Мужская мода 1960-х и 1970-х – антиподы. В 1960-х – узкий, короткий пиджак, столь же короткие прямые брюки (мы время от времени наблюдаем носки Новосельцева), очень узкие лацканы и – высокая застёжка. В 1970-х – широкие пиджаки (молодые носили приталенные и тоже длинные варианты), широкие брюки (опять же молодые любили клеша), широченные лацканы и низкая застёжка. Популярны клетка и полоска, но даже эти классические варианты в 1970-х должны были смотреться чуть вызывающими.

История Костюма
Кадр из фильма «Служебный роман» (1977/1978). Скриншот.

Прибавим к этому вызывающие цвета галстуков и рубашек в 1970-е – не только Самохвалов, но и Бубликов щеголяют в ярких вещах. Обратите внимание на расцветку его рубахи в сцене с Шурочкой. Новосельцев же носит вещи сдержанных тонов. На фоне офисных модников он – «белая ворона». В 1970-х люди очень и очень смотрели на «фасад» - вот это модно/немодно сделалось важным и тот факт, что Новосельцева представили, как человека, равнодушного к «тряпкам» - это хороший маркер. Он – настоящий.

Zina Korzina (c)

0

64

«Старая-старая сказка» и модная принцесса

Есть три фильма, которые хорошо смотреть вместе, как нечто единое – это «Каин XVIII» (1963), «Тень» (1971) и - «Старая-старая сказка» (1968). Здесь не только один и тот же режиссёр – Надежда Кошеверова (киностудия «Ленфильм»), но и общая эстетическая линия – смесь буффонады с минимализмом 1960-х.

Сегодня я остановлюсь на одном презанятном моменте в «Старой-старой сказке». Нет, весёлых деталей там очень много – допустим, фраза Короля насчёт «...разменять на два королевства в разных районах». Эти кинокартины создавались и для детей, и для родителей. Нет – особенно для родителей.

История Костюма
Кадр из фильма «Старая-старая сказка» (1968). Скриншот.

Но хотелось бы поговорить о …моде наших мам-шестидесятниц. Несмотря на то, что королевская дочь в исполнении Марины Неёловой носит какие-то стилизованные сказочные платья и причёску а-ля 1830-е годы с локонами, есть один фрагмент, великолепно отражающий реальные веяния конца 1960-х.

Да. Вы угадали – это там, где капризная причудница укорачивает себе платье, создавая актуальную длину «мини». После 1964 года наступила какая-то мини-мания, причём историки моды до сих пор не сошлись во мнении, кто же предложил эту длину первым – то ли француз Андре Курреж, то ли британка Мэри Куант.

Старая старая сказка и эстетика мини 1968

Отрывок взят из видеоблога автора текста. Копирайт киностудии «Ленфильм».

Это носилось в воздухе! Длина мини появилась не просто так. С одной стороны, короткое платье всегда символизировало …детство, а в 1960-х во всём мире цвела тема вечной молодости – на Западе это выражалось в агрессивном нежелании взрослеть, а в Советском Союзе транслировали мысль, что «Коммунизм – это молодость мира и его возводить молодым».

Как бы то ни было, в 1960-х главным действующим лицом сделалось юношество, полагавшее, что весна будет вечной, а коротенькая юбочка и туфельки на низком каблучке создавали эффект долгоиграющей младости. Да, там ещё гольфики! Тогда их носили не только дети с подростками, но и девушки 18-20 лет.

История Костюма
Моды конца 1960-х годов. Мини, гольфы, низкий каблук.

С другой стороны, 1960-е – это эра минимализма в дизайне, архитектуре, моде. Мини-юбка – это ответ модельеров на строительство мини-квартирок с крохотными столиками и узкими диванами. Принцесса не просто конструирует мини-юбку – она точно прогнозирует, что через год будут носить ещё короче.

Действительно 1969-1971 годы оказались триумфальными даже не для мини, а для микро-юбочек. Вспомните ещё одну Принцессу в мини – из «Бременских музыкантов» (1969)! Параллельно с этим возникла макси-мода, как антитеза. Я подчеркну – не после мини, а вместе с мини. В начале 1970-х выросла и высота каблука.

История Костюма
Моды конца 1960-х и - начала 1970-х. Макси не вместо мини, а - вместе.

В начале 1970-х мини и макси будут основными длинами, а потом вернётся нормальное миди, чтобы уравновесить буйство дамских мод. Да, на рубеже 1960-х / 1970-х короткие или укороченные платья и пальто носили почти все, кроме бабушек. А в фильме «Внимание, черепаха!» (1970) в мини ходит учительница, а её ученицы - подражают. Мини-моде все возрасты покорны!

Zina Korzina (c)

0

65

«Весёлые ребята» - эпатажная мода Леночки

Девушка Лена из джаз-комедии «Весёлые ребята» (1934) – интереснейший персонаж. Она, как все отрицательные герои, гораздо ярче положительной домработницы Анюты. Карикатурная щеголиха, или как её величают в титрах «дитя Торгсина» ни в коем случае не нэпманша, ибо НЭП уже давно свёрнут. Она - родственница крупного хозяйственника (не партийца и не командира!). То есть существо несознательное и уж точно не комсомолка.

История Костюма
Кадр из фильма «Весёлые ребята» (1934). Скриншот. И - картинка пляжной моды начала 1930-х годов. Источник - https://www.pinterest.ru/

Но не меньше, чем она сама, любопытно выглядит её презанятный гардероб, который тоже являет собой грубоватую и точную карикатуру на тогдашние западные моды. Сейчас нам это не видно, а в 1934 году крутые изыски воспринимались, как «чересчур», но «очень в теме». Девочка одета, как заграничная куколка, но переборщила с шик-блеском, и потому - нелепа.

Начнём с её пляжного ансамбля. В те годы царил культ загара или, как его называли – гелиотерапии. Фицджеральдовский тип сибаритствующей красавицы – загорелая («апельсиновый» загар, воспетый в романе «Ночь нежна»!), статная, расслабленная дива. По сути, Лена больше похожа на какую-нибудь начинающую Вандербильдиху...

История Костюма
Звезда кино Клара Боу, игравшая красивых девочек-оторв (обратите внимание на сочетание пляжного костюма с туфельками). Костюмы от Жана Пату. Источник - https://www.pinterest.ru/

То есть, будь она в Америке, все бы поняли, что первым богачом в их семье был папа, «новые деньги» и она - некомильфо. Но «Весёлые ребята» - штука странная, в ней маловато Мосфильма, но много сияющего Голливуда, куда ездил режиссёр Gregory Alexandroff. К слову, советское кино могло пойти по американскому пути...

...Но мы отвлеклись. В 1920-1930-х годах роскошные дамы перестали быть обморочно-бледными, хотя апельсиновый загар не предполагал красной физиономии – отсюда широкие шляпы и обязательный парасоль. Был освоен трикотаж, и парижский модельер Жан Пату создавал купальные костюмы для богатых да румяных. Коко Шанель не отставала (см. костюмы для спорт-балета 'Le Train bleu').

История Костюма
Кадры из фильма «Весёлые ребята» (1934). Скриншоты. Костюмы для летнего отдыха. Источник - https://www.pinterest.ru/

Что за фирма у Лены, я не знаю – какой-то логотип в виде буквы F (Fendi уже существовал, но у них был и того иной опознавательный знак). Хочется сказать: Фицджеральд и это будет сарказм. Типаж – правильный: длинные, стройные ноги и широкие плечи, хотя, фицджеральдовские девушки сильно худее.

Пляжно-купальное облачение представляло собой обтягивающий комбинезончик с пояском на талии (хотя смотрится это, как майка с шортиками). Дамы по песку ходили в специальной обуви, но Лена щеголяет в туфельках на каблуке, что смешно. Опять же, никто не носил такие перчатки. Видите – всё в трендах, но ещё и сверх того.

История Костюма
Ещё модные пляжные ансамбли... Источник - https://www.pinterest.ru/

«До такой степени дошла тонкость вкуса», - как когда-то сказал Николай Гоголь, правда, по иному поводу. Опять же пляжное фланирование подразумевало широченные брюки, в которых не жарко. Так-то женщины штаны ещё не освоили (в массовом порядке), однако, на отдыхе – дозволялось правилами хорошего тона. Хотя, и тут не все осмеливались.

Далее идут платья. В первой половине 1930-хбыл актуален очень длинный подол – как некая антитеза коротким юбкам прошлого десятилетия, и, если в 1920-х талия вовсе не подчёркивалась, то в 1930-х она сделалась центром композиции, правда, фиксировалась она чуть выше естественной линии – так ноги казались ещё длиннее.

История Костюма
Кадр из фильма «Весёлые ребята» (1934). Скриншот. / Курортная открытка из личной коллекции автора. Скан. / Нарядные летние платья 1932-1933 гг. Источник - https://www.pinterest.ru/

В 1920-х был геометрический силуэт - прямоугольник, в 1930-х – сказочный, «русалка», то есть обрисовывались бёдра. Вся эта спортивно-зазывная (!) прелесть обильно подчёркивалась рюшами – у летних нарядных платьев чаще всего были рукава-крылышки, как у Лены и её матери. Это создавало «летящий» силуэт, волну и – волнение (мужских сердец!).

Следующее платье мы видим в сцене великосветского раута, где ковбой-джазмен Костя Потехин развлекает публику, принявшую его за итальянца Фраскини (Fraschini – автомобиль-мечта, в 1930-х эта шутка сценариста была понятна). Читаем у современников: «Какую вы хотите, Адам Казимирович? «Студебеккер»? «Линкольн»? «Ройс»? «Испано-Сюизу»? – «Изотта-Фраскини», – сказал Козлевич, зарумянившись».

История Костюма
Кадр из фильма «Весёлые ребята» (1934). Скриншот. Платья для раутов. Источник - https://www.pinterest.ru/ Далее в галерее - платья с фасоном рукава-крылышка, как у мамочки.

Тут у Лены уже рукава-буфы, также вернувшиеся в моду после долгого забвения – столь мощные «шары» до этого были в моде только аж в 1890-х годах. У мамы – снова «крылышки», причём рукавчики оформлены интересно – плечи обнажены, а «крыло» расположено чуть ниже, тогда как всё держится на бретелях. Этот фасон делал плечи шире, как того требовала мода.

Силуэт – то самый русалочий, а у мамы линия талии (которой нет!) ещё выше, чем предписано стилем. Потом мы встречаем Леночку в театральной ложе – на ней вечерняя шляпка, отдалённо напоминающая треуголку XVIII столетия. Тогда в моду вошёл историзм – отсюда, кстати, и вышеуказанные рукава-буфы, и эти забавные шляпочки. Мадемуазель, увидев Костю на сцене, сказала: «Мама! Мы выгнали настоящего!» В смысле, Лена опять приняла Потехина за Фраскини.

История Костюма
Кадр из фильма «Весёлые ребята» (1934). Скриншот.

На ней восхитительное бархатное облачение – с буфами, конечно же, а лацканы напоминают нечто из эпохи Ренессанса. Да, макияж! У девушки тонко-тонко выщипаны брови, которые ещё и драматически-изогнуты; крошечный ротик (верхняя губа – классический «лук купидона», ах!) и сильно подведённые, громадные глаза. Гротеск высшей пробы. Вообще, то, что в этом образе делает Мария Стрелкова, близко к эпатажу.

Её ближайший аналог – Мэй Уэст. Подобно Мэй, наша Стрелкова могла бы стать музой Эльзы Скиапарелли, которая предпочитала одевать острохарактерных женщин, выходящих за рамки хорошего тона. Вот эта Лена – прямо-таки готовая модель, чтобы носить «платье с лобстером», шляпку-туфельку и прочий сюрреалистический вздор, столь популярный в эпоху, именуемую красивым словом «интербеллум».

История Костюма
Актриса Мария Стрелкова и треуголка от Эльзы Скиапарелли в журнале Vogue. Источник - https://www.pinterest.ru/

Zina-Kor-Zina (c)

0

66

Интересная деталь сразу в двух фильмах Эйзенштейна

Сразу в двух фильмах Сергея Эйзенштейна – «Александр Невский» (1938) и первая серия «Ивана Грозного» (1944) есть одна общая деталь, кажущаяся несущественной. Вместе с тем, это занимательно. Я в своё время обратила внимание на фасон причёсок у Василисы и Ольги из «Александра Невского», а потом на убор царицы Анастасии в «Иване Грозном». В обеих кинокартинах косы весьма странно расположены.

История Костюма
Кадры из фильмов «Иван Грозный» (1944) и «Нибелунги» (1924). Скриншоты.

Уже в 1990-х годах я посмотрела шедевр Фрица Ланга «Нибелунги» (1924), хотя его «Метрополис» (1927) нравится мне гораздо больше. Однако средневековая сага тоже впечатлила. И вот, что интересно – такие косы были у тамошней Кримхильды. Фильм Ланга – эффектная стилизация, там нет ничего аутентичного. Это – фэнтези, говоря современным языком.

История Костюма
Кадр из фильма «Нибелунги» (1924). Скриншот. Источник - https://www.pinterest.ru/

Но вот эти длинные косы, закреплённые по бокам – это прямо-таки визитная карточка героини. Эйзенштейн не просто смотрел все фильмы Ланга – он в 1929 году совершил настоящий тур по городам Европы и Америки (побывав также и в Голливуде). Кроме этого, советскому режиссёру показали процесс съёмок «Метрополиса» на студии UFA в Потсдаме. Эйзенштейн был очарован декорациями и поражён масштабами!

История Костюма
Кадр из фильма «Нибелунги» (1924). Скриншот.

Эйзенштейну очень нравилось всё, что делает Фриц Ланг (который, кстати, уехал из Германии, когда к власти пришёл Адольф Гитлер, хотя, никаких оснований вроде бы не было – Гитлеру тоже нравились фильмы Ланга. Но зато Лангу не нравился Гитлер, что для искусства гораздо важнее!) Помимо всего прочего, Эйзенштейн в 1940-м поставил оперу Рихарда Вагнера «Валькирия» в Большом Театре, но в 1941 году она была снята с репертуара. Причина - понятна, да?

История Костюма
Кадр из фильма «Александр Невский» (1938).

В общем, эти чудо-косы, с которых я начала свой поток сознания, имели отсылку исключительно к «Нибелунгам» Фрица Ланга, и ни малейшего отношения к русской или же немецкой средневековой эстетике. Это всё невероятно красиво, но девушки в «Александре Невском» носят колты – подвески к головным уборам вовсе не так, как их носили древнерусские женщины! И кокошник у царицы Анастасии больше напоминает уборы сказочных красавиц.

История Костюма
Кримхильда, собирающаяся мстить за Зигфрида и девушка-защитница Новгорода. Косы - непременно.

Надо ли говорить, что тевтонские рыцари не могли быть …гладко выбриты. Они носили бороды! В польском фильме «Крестоносцы» (1960), поставленном по роману Генрика Сенкевича, тевтонские захватчики - бородаты. Тогда как типажи, явленные в «Александре Невском» - это больше напоминает эпоху Ренессанса (типажи для Рафаэля), ну, или бургундские моды конца XV века. Но фильмы эти мы любим за другое!

Zina Korzina (c)

0

67

«Секрет красоты» и реальный стиляга

Многие, особенно молодые, судят о модниках и неформалах 1950-х по фильму Валерия Тодоровского «Стиляги» (2008), который не является ни историческим, ни даже близким к реальности. Это фильм-клип и, как называл своё действо сам режиссёр: фильм – праздник. Настоящего стилягу можно увидеть в короткометражке «Секрет красоты» (1955), где блеснули молоденькие звёздочки – Олег Анофриев и Тамара Носова. Точнее, они ещё не были звёздами, но после этого фильма проснулись знаменитыми.

История Костюма
Кадр из фильма «Секрет красоты» (1955). Увы, скриншоты у этого фильма не очень.

По сюжету отстающая ученица парикмахера – Нинель Кукушкина просит своего ухажёра Эдика стать её подопытно- экзаменационной моделью. Иначе говоря, постричься у неё. Рискнуть. Нервная Кукушкина уверяет, что не станет касаться его шикарных волос и помашет ножницами для вида. Парень соглашается, но в результате уходит из парикмахерской почти лысым. На этом их большая любовь закончена – криворукая девица превратила красавчика-пижона в посмешище.

История Костюма
Кадры из фильма «Секрет красоты» (1955). Скриншоты.

Первое, что запоминается – имена. Тогда во всех фельетонах отрицательных героев звали Арнольдами и Вавочками. Дочь богатых родителей, не желающая ехать по распределению, часто звалась Нелли, Нора, Альбина. Модников кликали Гога или Жоржик (а не Георгий). Эдик да Нинель – это классика жанра. У парня – отличное светлое пальто, коротковатые брючки и ботинки «на манной каше». Когда он снимает верхнюю одежду, мы видим галстук «с обезьяной» - ещё один атрибут любителя буги-вуги и завсегдатая Коктейль-Холла.

История Костюма
Слева - карикатура на стиляг. Справа - будущий джазмен Алексей Козлов. https://www.pinterest.ru/

Эти галстуки, равно как и подошвы-манная каша – полуподпольный продукт частников, тогда как бриолин для взбитого кока продавался в Прибалтике, но стиляги из Москвы делали себе «куафюру» при помощи сахарного сиропа. (К слову, этим же методом пользовались и дамы Галантного века для своих причёсок «с кораблями». Понятно, что не сами, а их обслуга-парикмахеры). Ещё важный момент – в этом кино-фельетоне вообще не звучит слово «стиляга», но все в курсе, что Эдик – такой и есть. Впрочем, это не самоназвание.

История Костюма
Алексей Козлов и его товарищ в 1950-х гг. Скан из книги Алексея Козлова «Козёл на саксе». -М. Изд. «Вагриус». 1998 г.

Джазмен Алексей Козлов в своей книги пишет об этом весьма подробно. Было название «штатники» - поклонники Соединённых Штатов. Словечко «стиляги» выдумал фельетонист Дмитрий Беляев аж 1949 году, поэтому меня удивляет, когда кто-нибудь пишет о стилягах-штатниках, как о явлении …аж 1960-х годов. Пик темы – как раз 1954-1956 годы. В этой комедии показано, сколь незначительной была разница в длине волос у «правильных» мужчин и у стиляг – у последних они слегка закрывали шею, но считалось ужас-ужас. Да и кок был не так, чтобы уж очень велик.

История Костюма
Отрицательная героиня короткометражки - настоящая пин-ап-гёрл.

Кукушкина тоже хороша. Она типичная пин-ап-гёрл из американской прессы. Тогда упитанная, фигуристая блондинка была чем-то, вроде символа эпохи процветания. Носова - идеальна. Легкомысленная и неумелая девушка, будто бы сошедшая с USA-обложки, рекламирующей консервированную кукурузу, противопоставлена скромной и работящей однокурснице, делающей стрижку придирчивому клиенту со «сложным» волосом. В общем, комедия перенасыщена дидактикой, но это не мешает наслаждаться деталями. Ну, и актёрской игрой, конечно.

Zina Korzina (c)

0

68

Белое платье Блондинки за углом

Замечательная Татьяна Догилева в кинокомедии «Блондинка за углом» (1984) изображает не только «человека будущего», каковым она себя считает (и она оказалась права, учитывая 1990-е), …так вот, она ещё демонстрирует определённый стиль одежды, характерный для первой половины 1980-х – странноватую смесь агрессивной динамики с женственными, прихотливыми рюшами.

История Костюма
Кадр из фильма «Блондинка за углом» (1984). Скриншот.

Вообще, стиль «золотых-восьмидесятых» при ближайшем рассмотрении оказывается не таким уж прямолинейным, как об этом часто пишут даже историки моды. Все помнят, что в начале десятилетия сделались актуальны мощные плечи – один из трендов эпохи, но при этом жёсткость силуэта постоянно чем-нибудь скрашивалась.

Итак, возник парадоксальный микс делового, спортивного и – футуристического силуэта с некоторыми ретро-включениями. Я в своё время была удивлена, узнав, что примером послужили белоснежные блузы Серебряного века, и конкретно – 1890-х годов, когда в моде был широкоплечий силуэт – на контрасте с тонкой талией, а разнообразие оборок визуально расширяло «верх».

История Костюма
Мода 1890-х годов. https://www.pinterest.ru/

В фильме «Блондинка за углом» большую часть экранного времени Догилева проводит в белом платье с подчёркнутой талией (золотистый кушачок), а плечистая фигура становится чуть мягче, благодаря каскаду рюшей. К слову, её свадебное платье тоже с рюшами – разве что с полупрозрачными.

В те годы свадебно-вечерние наряды сделались особо эффектными – как раз с отсылкой к 1890-м годам – все эти рукава-фонарик, масса кружева, вставки из гипюра. В СССР, конечно, было всё скромнее, чем в Америке, откуда шла эта мода, но общий принцип и у нас соблюдался. К слову, для США 1890-е - знаковые и - любимые годы, колоссальный рывок.

История Костюма
Американская и советская свадебная мода 1982-1984 гг. / Выкройки журнала «Работница». Блуза справа - типичная, с рюшами. Я такую шила. Скан.

Вся эта красота и нарочитая яркость 1980-х – стиль заокеанских яппи, молодых и хватких карьеристов, которые стремились много зарабатывать и - шикарно тратить. В принципе, Надя по манерам, конечно, не яппи такой-то авеню, но по устремлениям – самое то. Основа яппи-поведения – это no problem! И - демонстративное потребление.

Всё это Надя нам и являет – она даже астрофизика Николеньку «подцепила» из-за того, что он – нестандартный, интересный. У всех дамочек её круга мужики – рвачи, а она взяла ценный приз в виде потомственного интеллигента. Так что белое платье с рюшами – типовое для девушки-яппи. Неудивительно, что всего через несколько лет Нади выберут Америку и её ценности...

История Костюма
Американские выкройки 1983 года. McCall's Sewing Patterns (c). / Кадр из фильма «Блондинка за углом» (1984). Скриншот.

Zina Korzina (c)

P.S. Платье не виновато! Просто любой образ - это набор деталей. Яппи-стиль - дополнение к тому USA-рыдвану, на котором ездил брат-Гена.

0

69

В годы великой войны  боевые действия охватили огромные пространства Европы. Жизнь многих была в опасности, экономические трудности постигли почти все страны. В связи с военными действиями производство гражданской одежды сильно сократилось. Многие женщины надели мужскую военную форму и стали в ряды защитников своего Отечества. Но женщина всегда остаётся женщиной. И дизайнеры одежды не оставили милых дам, продолжая дарить им возможности даже во время войны оставаться такими же обворожительными и прелестными,  как и прежде.
Хотя конечно женская одежда претерпела некие  изменения, хотя крупных переворотов в моде 40-х годов не произошло, но явно обозначился военный стиль. Даже гражданская одежда дополнялась военными деталями - поясами, пряжками, эполетами, накладными карманами.
Также видоизменялся  силуэт – его форма могла быть прямоугольная, чаще эта форма относилась к пальто; в виде двух треугольников, вершины которых соединялись вместе на линии талии (пальто и платье); в виде квадрата (жакет костюма-квадрат с узкой короткой юбкой-карандаш). В этих силуэтах подчёркивались длинные тонкие ноги с обувью на толстой подошве (платформе) из пробки или дерева, туфли на высоких каблуках, а также спортивные туфли на плоской подошве или ботинки с голенищами. Такая форма силуэта продержалась до 1946 года.
Женщинам настолько понравились эти геометрические линии, что переход к более плавным и естественным линиям после 1946 года был для многих непрост. Нарядные платья, женская парадная форма, которая надевалась для награждения отличившихся защитниц своей Родины  шили из парашютного шёлка. Упавшие парашюты были идеальной тканью для создания красивых платьев. И первыми, кто придумал их использовать, были французские и немецкие женщины.

История Костюма

Была ли бижутерия во время войны? Непременно. Те, кто мог позволить себе многое, даже во время войны, носили золотые, серебряные цепочки – это было самым модным украшением, а кто имел стеснённые обстоятельства – простые металлические цепочки.
Всеобщей любовью у женщин 40-х пользовались броши и клипсы. Свои наряды женщины украшали сами – кто бахромой из ниток, вытянутых трудно даже сказать из какого изделия, кто вышивал ангорской шерстью, а кто искусственными цветами. Цветы, цветы, сеточки для волос, связанные своими руками, именно они выручали женщин в те трудные военные годы. Сеточками украшали и волосы, и шляпки.

История Костюма

Особенно высокого мастерства достигли эти вещи в Польше. Пуговицы в 40-е годы тоже были особенные – обтянутые той же тканью, что и ткань платья (где найти одинаковые пуговицы в то время). Платья для визитов имели множество таких мелких круглых пуговиц. Сумки женщины стали носить на ремне через плечо. Мех был редкостью. Но те, кто мог его позволить, непременно носили. Особенно любили меховые муфточки.
Милые любимые наши Женщины.
И ещё надо сказать, что мода вопреки утверждениям, что она независима от политики, имеет непосредственное отношение к ней. Здесь можно привести слова известного французского писателя Анатоля Франса – покажите мне одежду определённой страны, и я напишу её историю.
Вот такая история. Но  любая история , кроме истории любви, заканчивается, закончилась и эта  пронёсшаяся по земле война, и  Европа наконец обрела такой долгожданный и выстраданный Мир.

История Костюма

0

70

БОГОРОДИЧНЫЙ КОЛПАК

— эффект закрытых и закупоренных небес, иногда появляющийся в Москве. Этот эффект (клаустрофобический по своему происхождению) напоминает также перекрывание небес над большими городами, осуществляемое инопланетянами с помощью огромных железных крышек — воздушных кораблей в фильме «Independence Day». (С. Ануфриев, П. П. Мифогенная любовь каст. Общие материалы, 1991.)

Стильный жакет отчаянно-лилового цвета в сочетании полосатым свитером, желтой рубашкой и красным шейным платком – так не одевался даже Элвис Пресли и нужно быть майором Томиным, чтобы не напоминать ходячий светофор.

                                                                                                                                              Fitzroy
Одежда как символ

Маститый кинообозреватель Виктор Демин откликнулся на выход первого цветного эпизода «ЗнаТоКов» сочувственной рецензией в респектабельном журнале «Советский экран», в которой, в частности, написал: «От условностей почти шахматных поединков Лавровы дрейфуют к жизни, к реальности, к ее сложности и многоцветности». Помимо констатации очевидного перехода от работы в черном (nigredo) к спектральному (cauda pavonis) этапу делания, проницательный критик отметил его промежуточный характер. На стадии Павлина алхимик должен использовать полученный им внутренний опыт астрального мира, символизируемый калейдоскопическим чередованием цветных узоров, для обретения (через «внутреннее постижение») знания о важнейшем компоненте делания – первоматерии (materia prima), одном из двух, наряду с тайным огнем (ignis sapientum), главных арканов нашего искусства.

                                                                                        Die Chymische Hochzeit von Paul Paulitsch, Schurik und Sinotschka anno 1982

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»


phpBB [video]


Вы здесь » Ключи к реальности » Волшебная сила искусства » История Костюма