«Здравствуйте, господин Курбе», — «Здравствуйте, господин Гоген»
В искусстве так сложилось, что европейские художники еще со времен Ренессанса ориентировались не на творчество внутри освященной веками традиции, а на формирование оригинального индивидуального послания каждой личности в отдельности. Курбе как-то сказал, что живопись подобна физическому языку, который в полной мере говорит нам о реальных и конкретных вещах.
Что может быть общего между реалистом и постимпрессионистом? Для этого сравним двух признанных мастеров: Поля Гогена и Гюстава Курбе.
Курбе был великолепным портретистом, в профессию пришел довольно рано, совмещая учебу в колледже и уроки у Шарля-Антуана Флажуло. Гоген же напротив — обратился к живописи относительно поздно; однако, успел построить весьма успешную карьеру. Его популярности не помешало даже скептическое отношение к общепринятой системе жизненных ценностей.
«Здравствуйте, господин Курбе» ,1854
Эксцентричность Поля Гогена не предполагала даже попытки заняться реалистичным изображением. Вместо этого он устремил свой взор на импрессионизм, но и рамки мгновенного впечатления оказались для него слишком тесны. Он считал обе упомянутых концепции искусства ограниченными в средствах выражения и тупиковыми в своем развитии. Именно опора на технические решения этих течений, при сугубо индивидуальном смысловом наполнении и сделали художника главной звездой постимпрессионизма XIX века.
Итак, перед нами два мастера, два художника ощущающих и отображающих мир совершенно по разному. Тем не менее, в их творческой биографии можно найти два схожих произведения: «Здравствуйте, господин Курбе» и «Здравствуйте, господин Гоген».
Первая картина архитипична для творчества Гюстава Курбе.Мастер вдохновлялся народной традицией и очарованием простой жизни. На картине мы видим встречу буржуа и художника (который изображен в роли странника). Критики охарактеризовали произведение: «Богатство склоняется перед гением».
«Здравствуйте, господин Гоген», 1889
Образ художника лаконичен и прост. Костюм путешественника, дорожная трость и ранец за спиной, ощутимо контрастируют с богатством одежды господина Брюйа, сопровождаемого слугой и собакой. Картина относится к реализму. Её оглушительная правдивость и отсутствие какой-либо иронии произвели сенсацию на Всемирной выставке в Париже. После написания этого произведения Курбе был объявлен поборником нового типа искусства, где нет места условностям и литературным сюжетам. Это был настоящий прорыв в изобразительном искусстве, впоследствии оказавший серьезное влияние на импрессионистов, и, как следствие, на постимпрессионистов.
Её неоднократно «цитировали» в своих работах другие художники. Самым ярким из них стал Поль Гоген и его полотно «Здравствуйте, господин Гоген», написанное в 1889 году, спустя 35 лет после картины Курбе.
Отредактировано Алина (2021-04-21 10:01:35)