Ключи к реальности

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Ключи к реальности » Волшебная сила искусства » История Костюма


История Костюма

Сообщений 51 страница 60 из 91

51

Платье, которое не выходит из моды уже 500 лет: его носят принцессы, ведьмы и даже кошка

История Костюма

И даже мистер Бин! Это платье можно увидеть у художника эпохи Возрождения, у прерафаэлитов и в кино у Тима Бёртона. Смотрим на путешествие эффектного платья из начала 16-го века - в 21-й.

1531-й год: на картине ученика Рафаэля

История Костюма
Джулио Романо. Портрет Маргариты Монферратской. 1531. Масло, дерево. 115.5×90.5 см. Королевское художественное собрание в Виндзорском замке, Лондон

Многовековой тренд, видимо, был задан Маргаритой Монферратской, герцогиней Мантуанской. Эта итальянская принцесса вовсе не была ведьмой! Овдовев, с 1540 по 1556 год она управляла герцогством Мантуанским на правах регента при своих несовершеннолетних детях – историки считают её мудрой и дальновидной правительницей.

Не исключено, что это платье - семейная реликвия и носила его ещё свекровь Маргариты, знаменитая, в том числе благодаря портрету кисти Тициана, Изабелла д’Эсте.

Этот узловатый узор в качестве геральдического знака придумал гуманист и придворный поэт Никколо ди Корреджо – для маркизы Мантуанской Изабеллы д’Эсте, умницы, красавицы и модницы эпохи Возрождения, и для её сестры Беатриче. Сохранилась переписка, в которой сёстры обсуждают наряды и этот узор.

Узор этот можно увидеть на портрете Изабеллы д’Эсте кисти Тициана: портрет написан в 1530-х, когда Изабелле уже около 60-ти лет, но Тициан любезно проигнорировал этот факт - и изобразил её молодой. Внимание - на рукав:

История Костюма
Тициан. Портрет Изабеллы д'Эсте. Ок. 1534 - 1536. Музей истории искусств, Вена

Ну а портрет Маргариты Мантуанской написал Джулио Романо - лучший из многочисленных учеников Рафаэля.

1860-й год: на ведьме с картины художника-прерафаэлита

История Костюма
Эдвард Коли Бёрн-Джонс. Сидония фон Борк. 1860. Бумага, акварель, гуашь. 33.3×17.1 см. Галерея Тейт, Лондон

Художники-прерафаэлиты, к числу которых относится и автор этой картины, выступали против выхолощенного искусства Рафаэля и его последователей и за вдохновением обращались к тем, кто творил до Рафаэля. Забавно, что при создании одной из своих самых знаменитых работ Бёрн-Джонс обратился именно к картине ученика Рафаэля.

Ведьма Сидония фон Борк - героиня готического романа Вильгельма Мейнхольда «Сидония фон Борк. Монастырская колдунья». Сидония жила на рубеже 16-го и 17-го веков, замуж не вышла, характер, судя по всему, имела скверный. В итоге была обвинена в колдовстве и сурово наказана: лишилась головы.

1900-е годы: снова картины прерафаэлита

История Костюма
Фрэнк Кадоган Купер. Тщеславие. 1907. Собрание Королевской академии художеств (Великобритания)

Фрэнка Кадогана Купера называют последним прерафаэлитом. А платье с картины рафаэлевского ученика ему так нравилось, что он на одной картине с этим платьем не остановился.

История Костюма
Фрэнк Кадоган Купер. Венецианки, слушающие серенаду. 1909

1999-й год: в фильме Тима Бёртона

История Костюма

Снова ведьма и снова история, в которой некоторые персонажи остаются без головы!

В фильме Тима Бёртона "Сонная лощина" (художник по костюмам Коллин Этвуд) актриса Миранда Ричардсон, сыгравшая роль ведьмы Мэри Ван Тассел, носит платье, вдохновленное картинами Джулио Романо и Эдварда Бёрн-Джонса. У неё даже два подобных платья!

И во втором случае, похоже, цитируется не только идея с чёрным узором на светлом фоне, но и композиция картины Бёрн-Джонса.

История Костюма

21-й век: платье перекочевало в мемы

История Костюма
Автор карикатуры с мистером Бином - американский иллюстратор Родни Пайк

Это роскошное платье, как выяснилось, к лицу не только высокородным дамам и ведьмам. Мистеру Бину в нём тоже отлично. А щекастой кошечке - ещё лучше!

История Костюма
Автор ремейка картины «Тщеславие» - Сьюзан Герберт (1945 - 2014), эта британская художница прославилась ремейками известных произведений, в которых все люди заменены кошками.

Кино и картины (с)

0

52

Унисекс 1970-х.

В 1970-х годах в моде был какой-то патологический унисекс, а потому фельетоны, карикатуры и сатирические сюжеты часто содержали насмешку над одинаково одетыми парнем и деушкой. Вот - отрывок из советского спектакля и ряд карикатур.

Она родилась в сорочке. (1976). Отрывок.

История Костюма
История Костюма
История Костюма
История Костюма

Она родилась в сорочке (1976). Здислав Сковроньски

0

53

Для вас, женщины!

Да, мода циклична. Все нынешнее "новое" - хорошо забытое старое... Сюжет "Для вас, женщины!" из программы "Время" от 7 марта 1979 года традиционном весеннем показе одежды в общесоюзном доме моделей в Москве.

Для вас, женщины! Время. Эфир 07.03.1979. Весенняя мода (1979)

0

54

Синтия - живой манекен 1930-х - страшно и шикарно

Вообще, 1930-е годы были странными и пугающими. Неслучайно в предвоенном десятилетии пышным цветом расцвёл сюрреализм. Были в моде и человекообразные, очень жуткие манекены, казавшиеся почти живыми и оттого - безумно страшными. Точнее - фантастически шикарными и демоническими. Но даже на этом фоне умопомрачительно выглядит произведение американского скульптора и дизайнера Лестера Габа, создавшего манекен Синтию - даму, которая вела светскую жизнь и позировала для прессы. Габа таскал Синтию с собой в театры и по ресторанам. Она даже попала на обложку Life. Автор считал себя Пигмалионом! Но Синтия так не ожила. Да ему и не больно-то и хотелось. Зато - хайп.

История Костюма
История Костюма
История Костюма
История Костюма
История Костюма
История Костюма
История Костюма
История Костюма
История Костюма

Зина Корзина (с)

0

55

«Афоня» и cтиль Леночки

В 1970-х годах появилось много стилей одежды – под все случаи жизни и под любой типаж. Например, сафари, который предпочитала Катя Тихомирова или, допустим, романтический – оборки и «жуткие розочки» Оли Рыжовой (на деле они актуальные, а не жуткие).

Журналы советовали смешивать – так достигалась комбинаторность, предложенная секретаршей Верочкой. Тогда как женщина-мечта сантехника Борщова – домохозяйка Лена воплощает этнический или, как это по-научному именовали – рустикальный стиль (от латинского rusticus – деревенский).

История Костюма
Кадр из фильма «Афоня» (1975). Скриншот.

Вообще, у неё – смесь рустикального с романтическим, ибо чистую этнику носили мало. Я отдельно рассматривала, что за персонаж эта дама – жена какого-нибудь адвоката или вузовского преподавателя, красавица и умница с высшим образованием – она дома - днём, пока все на работе, что как бы намекает – мадам не служит и не пашет.

Но это – выбор и не самый плохой. Даже беглый осмотр квартиры говорит о том, что здесь придерживаются тогдашней моды на «старину» - самовар, вышитые полотенца, полочки под Хохлому, разделочные доски – мезенская (?) роспись, в коридоре – классический деревенский коврик.

История Костюма
Кадры из фильма «Афоня» (1975). Скриншот.

В те годы была невероятно популярна русская-народная тема – жостовские подносы, дымковская игрушка, резные ложки, ручная вышивка – рушники, салфетки. Тогда же возникли писатели-деревенщики, воспевавшие Русь-крестьянскую, погибающую под гнётом урбанизации.

Многие неверующие люди держали дома иконы, а потому существовал целый «бизнес». Барыги ездили по одиноким бабушкам, скупали у них за бесценок образа (иной раз даже с дорогими окладами), чтобы продать за бешеные деньги заинтересованному лицу.

История Костюма
Кадры из фильма «Афоня» (1975). Скриншот.

Кухня отделана «под дерево». Сама Леночка одета в домашнее платье, которое проще всего было бы назвать «одеянием современной помещицы», если бы таковые имелись. Длина – макси, не приталенное, с фиксацией под грудью, с рукавами-буфами – оно, хотя и относилось к рустикальному стилю, больше напоминает поздний ампир.

Плюс – умопомрачительная длинная коса. Неслучайно деревенский парень Афоня представил себе Леночку этакой хозяйкой мини-поместья (а в его мечтах нет никакой пахоты – лишь изысканно-простая якобы-сельская жизнь). Что забавно - модные игры Леночки он принял, как данность.

История Костюма
Карикатуры из журнала «Крокодил». Источник - https://croco.uno/

Иметь квартиру а-ля старинная изба мог себе позволить не каждый – все эти штуки влетали в копеечку, поэтому в «Крокодиле» высмеивались претенциозные любители княжеских ендов и «древнеславянской» чеканки, равно как лаптей, ухватов и чугунков, в коих «еда получается вкуснее».

Добавлю, что этим увлекались только городские жители, тогда как селяне пытались дотянуться до городского стандарта. В очень крутых квартирах центра Москвы и Ленинграда можно было найти какой-нибудь пейзанский ковш, а колхозники этому изумлялись. Физики 1970-х любили дерево, трактористы - пластик.

История Костюма
Кадр из фильма «Афоня» (1975). Скриншот и фото Аллы Пугачёвой. 1970-е гг.

Вся эта около-деревенская лепота часто совмещалась с …убожеством в виде бутылок с импортным пойлом – Леночка (точнее – её муж) тоже держит это на виду – с краю там вообще банки. Это ещё что? В те годы считалось круто ставить на полки - прямо в сервант пустые сосуды.

Это символизировало принадлежность к дольче-вита. В общем, Леночка – в трендах. У неё там и обои не в цветочек, а синие однотонные - ГДРовские, и шкафчик под старину (или вообще антик). Типичные интеллектуалы-рвачи, умеющие жить. Таких было много.

Zina Korzina (c)

0

56

“Самая обаятельная и привлекательная” - почему Карден?

В замечательной комедии “Самая обаятельная и привлекательная” (1985) много примет эпохи - материальных, вроде журнала Burda у местной фифы Люси Виноградовой и - нематериальных, например, музыка Джанни Моранди, на концерт которого спешили герои. Кстати, по этому концерту и - узнаваемому номеру “Бурды” в руках Люси, можно точно определить год, когда происходили события - 1983-й. Правда, Моранди приезжал в марте, а журнальный номер - октябрьский.

История Костюма
Кадр из фильма “Самая обаятельная и привлекательная” (1985). Скриншот.

В этом фильме упоминается Пьер Карден, точнее - костюм его фирмы. Фарцовщик говорит о лейбле с эстетским пафосом и добавляет, что в Союзе таких штук - две-три единицы, “...да и то у жён дипломатов неприсоединившихся стран”. Однако же Надя в этих вещах, которые ей, к тому же, велики, смотрится ужасно и потому берёт джинсы-шубку-сапожки. Подружка Сусанночка против - мол, кого можно удивить штанами? Однако Надя понимает - ей пока рано. Карден - это не повседневность, а футуризм.

История Костюма
Модели Pierre Cardin начала 1980-х годов. Источник - https://www.pinterest.ru/

Мсье Пьер всегда говорил, что его интересует будущее и он делает моду на послезавтра. А Клюевой надо сейчас. И по возможности, как у всех. И это - нормально. Экстравагантность идёт не всем. И тут возникает тема: а почему именно Pierre Cardin? Да, авторы иронизируют над эффектным прет-а-порте из Парижа, но если имя попало в советский фильм - это маркер. Всё не случайно! И - потрясающе. Среди великих модельеров XX столетия многие любили Россию - Поль Пуаре, Коко Шанель, Ив Сен-Лоран и, конечно же, Пьер Карден.

История Костюма
Пьер Карден и Майя Плисецкая в конце 1960-х годов; балерина в нарядах от Pierre Cardin в 1980-х. Источник - https://www.pinterest.ru/

К слову, Сен-Лоран и Карден ещё и к Советскому Союзу относились с теплотой, приезжали в Москву с деловыми визитами, одевали “красную” элиту. Например, оба кутюрье водили дружбу с Майей Плисецкой, шили ей умопомрачительные платья и создавали костюмы для её балетных образов. Если Сен-Лоран симпатизировал “левым” силам, то Карден был вне политики. Россия нравилась ему, как родина впечатляющего авангарда (в частности - супрематизма) и космическая супердержава.

История Костюма
Pierre Cardin в Советском Союзе 1980-х годов. Источник - https://www.pinterest.ru/

Пьер когда-то прославился темой космоса в своих смелых разработках 1960-х и продолжал гнуть футуристическую линию. В СССР он гостил с 1963 года, сначала в составах различных делегаций, затем уже как знаменитый модельер и “большой друг Страны Советов”. С середины 1960-х плодотворно общался с Вячеславом Зайцевым, в творчестве которого прослеживалась общая тема с парижским коллегой - тот же бескомпромиссный красный и - острые, но изящные формы.

История Костюма
Пьер Карден и Вячеслав Зайцев. Источник - https://ria.ru/

И вот главное - ещё с 1970-х предприимчивый Карден вынашивал планы по продаже лицензий Pierre Cardin в СССР. Как раз в эру Юрия Андропова (тот самый 1983 год!) Карден пытался наладить производство некоторых линий своей одежды в СССР, о чем вёл переговоры с представителями Министерства легкой промышленности. Он понимал: огромная страна - великолепный рынок сбыта. Ему представлялась головокружительная возможность стать монополистом. Однако это ему частично удалось только в 1986 году (подробнее об этом здесь).

История Костюма
Пьер Карден в Москве летом 1991 года. Источник - https://www.pinterest.ru/

Итак, в 1983-м о Кардене восторженно писалось в советской прессе, он был родной, и при этом - всемирно-известный, богатый, шикарный. В СССР трепетно относились к боссам из буржуазного мира, которые, тем не менее, любят Москву и с интересом говорят о социализме. Так, в моду официально вошла дамская аэробика - ибо её изобретательница Джейн Фонда боролась за мир и уважала советский путь развития. По такому же случаю Карден и попал в тот эпизод. Был на слуху. Веяние времени.

Zina Korzina (c)

0

57

“Покровские ворота” и образ Светланы

Наряд Светланы - в той сцене, где она пришла к Велюрову - поразил меня меня ещё в детстве, когда я впервые смотрела фильм “Покровские ворота” (1982) вместе с мамой, для которой эти фасоны и линии были частью ностальгических воспоминаний. Однако если быть точными, образ тут не 1956/1957 годов, а чуть-чуть более поздний.

История Костюма
Кадр из фильма “Покровские ворота” (1982). Скриншот. Журнал Rīgas Modes. Весна-Лето 1962 год. Сканы автора текста.

Но в ретро-фильмах допускалось такое смещение, если требовался некий эффект. Здесь показана линия 1959-1962 годов - так называемая юбка-колокол. Не клёш, как было модно в середине 1950-х, а вот именно - колокол. Сравните платья Людочки и Маргариты (как раз мягкий-летящий клёш) и жёсткий колокол Светланы.

Этот шикарный фасон часто упоминается в литературе тех лет. «Эта девочка вдруг в юбке колоколом и туфельки-гвоздики», - так описывает Василий Аксёнов типичную красавицу Галку Бодрову, героиню “Звёздного билета”. А вот Евгений Евтушенко. Он в одной из своих поэм уверял девушку-строительницу: “Платье-колокол наденешь, в туфлях узеньких пройдешь”.

История Костюма
Модель дома Диор. 1958-1959 гг. Модели 1960 года. Источник - https://www.pinterest.ru/

Выразительность силуэта. Контраст узкого лифа и - широких юбок. Стройность ног. Туфельки на шпильке, придуманные дизайнером Роже Вивье, работавшим с домом Диор. Для создания эффекта требовались крахмальные нижние юбки или даже некое подобие кринолина - есть приглядеться к Светлане, можно заметить, что у неё под юбками проглядывает какая-то конструкция.

В западных журналах мод часто публиковались фото вечерних платьев со всё расширявшимся мега-колоколом. Кстати, когда эта ширина достигла курьёзных величин, фасон вообще вышел из употребления. К 1964 году шикарный колокольчик пропал со страниц дамской прессы, а уже в 1965-м появилась длина мини.

История Костюма
Карикатура из журнала “Крокодил” и кадр из фильма “Покровские ворота” (1982). Скриншот.

Причёска у Светланы - “бабетта”, названная так после выхода фильма “Бабетта идёт на войну” (1959) с Брижит Бардо. Несмотря на то, что действие комедии происходило в годы Второй Мировой войны, причёски и макияж там современный. В Европе и США такой “стог сена”, придуманный, кстати, Жаком Дессанжем, носили уже в 1958 году, а в СССР - сразу после премьеры фильма.

Тогда же Брижит Бардо сделалась иконой стиля для советских девушек и каноном красоты - с точки зрения юношей. О ней тоже писалось в поэмах и повестях - с нею сравнивали хорошеньких студенток и манекенщиц. Брижит - девочка-мечта. Эти начёсы и укладки пытались создавать даже из скудных волос, что и явлено на примере Светланы - у неё далеко не богатая шевелюра.

История Костюма
Советские актрисы Анастасия Вертинская и Татьяна Конюхова с вариантами причёски “бабетта”. Начало 1960-х гг.

Причёску постоянно критиковали - её считали буржуазной и безобразной. Писалось, что она утяжеляет силуэт, делая его непропорциональным. Высмеивались ухищрения - мол, чтобы достичь пышности, глупые девицы подкладывают в основание ...старые чулки. Эти навороты создавалась в парикмахерской, хотя в перечне рекомендуемых услуг бабетты не было - но все мастера знали, как это навертеть.

Далее - бусы и клипсы, как правило из одного “набора”. Утончённый образ “диоровской” женщины, Прекрасной Дамы послевоенного времени, часто сопровождался этим “дуэтом”, причём бусы, как правило, бывали из жемчуга. В парижских журналах его именовали “королём элегантности” и “свидетельством роскошной простоты”. Но выпускалось много бижутерии и качественных имитаций. У Светы явно не жемчуга.

История Костюма
Сочетание бус и клипс в моде конца 1950-х - начала 1960-х гг. Источник - https://www.pinterest.ru/

Обратите внимание на важный аксессуар! В те годы полагалось даже летом носить тонкие перчатки - и не только в сочетании с вечерним или праздничным платьем. Тонкие перчатки - часть дресс-кода. В “Покровских воротах” автор любуется этой ушедшей модой - в фильме часто идёт акцент на руки. И Светлана, которая до этой сцены игнорировала подобную элегантность, тут выступает в белых перчатках. Она - грёза эры Оттепели!

Zina Korzina (c)

0

58

Анна Каренина, как женщина 1960-х

Фильм «Анна Каренина» (1967) хорош не только в качестве экранизации, но и как эстетический феномен 1960-х, ибо Татьяна Самойлова изобразила не барыню эпохи Александра II, но мятущуюся женщину своего времени, причём необязательно советскую, а, скажем, французскую или польскую. «Анна Каренина» Александра Зархи иногда смотрится, как иностранный вариант - в 1960-х поощрялся космополитизм.

Особенно тут интересны женские наряды и вообще образы, лица, жестикуляция – тут угадывается мода конца 1960-х, то есть воздушный геометризм и бешеная динамика. Вместе с тем, сохранены линии XIX века – все эти шикарные турнюры, делавшие даму похожей на кентавра, декольте, вуали. Изящный баланс.

История Костюма
Кадр из фильма «Анна Каренина» (1967). Скриншот. Мода середины 1960-х годов. Эстетика чёрно-белого ритма. Источник - https://www.pinterest.ru/

Так, Анна Каренина постоянно появляется в чёрном, белом – или чёрно-белом. Конечно, сам Лев Толстой «нарядил» её в чёрное уже на балу – в этакий траур по самой себе, но в 1960-х этот цвет приобрёл дополнительные качества. В моду вошла графика, а лучшим оформлением считали чёрно-белый ритм – концентрические круги, шахматная клетка, полосы.

Тогда, несмотря на активное внедрение цветной плёнки, было снято очень много шедевров в ч/б формате. Особые тени. Потрясающая глубина. Драматизм - даже и без слов. Больше того, «Анна Каренина» (цветная сама по себе) гораздо лучше смотрится именно «без цвета» - психологизм достигает своего пика.

История Костюма
Кадр из фильма «Анна Каренина» (1967). Платье Анны напоминает творения кутюрье 1960-х, а причёска - модные начёсы для коротких волос. Источник - https://www.pinterest.ru/

В сцене разговора с Бетси мы видим Анну со стрижкой - типичной для 1960-х годов (почему-то вспоминается Татьяна Доронина – известная модница) и в платье, которое, если бы не длина, могло бы стать жемчужиной коллекции какого-нибудь актуального кутюрье. Подводка-стрелки, бледная помада, нервное лицо – мы невольно забываем о том, что время действия – 1870-е годы.

И собеседница Анны – коварная, лживая, ...дивная и обворожительная Бетси Тверская напоминает фантастическую пришелицу, а не вальяжную «львицу» из петербургского бомонда. В роли Бетси – великая Майя Плисецкая. Как изысканно авторы костюмов обыграли не то едкое, не то издевательски-восторженное (!) описание этой дамы (Лев Толстой ненавидел моду, как явление).

История Костюма
Кадры из фильма «Анна Каренина» (1967). Скриншоты.

«Бетси, одетая по крайней последней моде, в шляпе, где-то парившей над ее головой, как колпачок над лампой, и в сизом платье с косыми резкими полосами на лифе с одной стороны и на юбке с другой стороны, сидела рядом с Анной…», - то есть косые и резкие полосы были восприняты буквально, равно как и парящая шляпа. В действительности это выглядело много мягче и при этом - вычурнее.

В ряде источников есть информация, что костюмы для Бетси/Плисецкой сделал Пьер Карден, однако, биографы модельера упоминают о создании нарядов для балета «Анна Каренина», где Плисецкая танцевала партию самой Анны, тогда как о фильме – ни слова. Полагаю, что произошла путаница - кто-то решил, что эффектные корсажи, юбки и шляпы с перьями - тоже Карден. По факту же это - Людмила Кусакова.

История Костюма
Кадр из фильма «Анна Каренина» (1967). Вот этот наряд Бетси напоминает творения Юбера де Живанши. Источник - https://www.pinterest.ru/

Кити Щербацкая на балу – совершенно очаровательна. Этакая девушка-стрекоза 1960-х, а её платье – настоящее чудо кутюра. Я бы сказала, что это похоже на вещи, пошитые в доме Кристобаля Баленсиаги. Вот этот бантик на корсаже – распространённый декор свадебно-вечерних платьев 1960-х. Видела я такое и в советских журналах, разве что материалы были поскромнее.

А уж тканевый узор у платья мадемуазель Щербацкой – это абстрактные штуки модернизма, и никак не розы 1870-х: «Она теперь, в своем сложном тюлевом платье на розовом чехле, вступала на бал так свободно и просто, как будто все эти розетки, кружева, все подробности туалета не стоили ей и её домашним ни минуты внимания, как будто она родилась в этом тюле, кружевах, с этою высокою прической, с розой и двумя листками наверху».

История Костюма
Кити Щербацкая на балу. Платья 1960-х годов. Источник - https://www.pinterest.ru/

И эта ветреная чёлочка, не завитая и чарующе-простецкая – хоть сейчас в поход на Хибины! Реальность была вычурнее – чёлку подвивали, и в таком виде никто не отправил бы Кити на бал. 1870-е - это гремучая смесь целомудрия и пышности - девушек и молодых женщин украшали, как торты (чтобы съесть!). Анастасия Вертинская сама немного хищница - в целом выглядит, будто она пришла на вечеринку в духе тех, что устраивала Холли Голайтли из фильма «Завтрак у Тиффани» (1961).

Рисунок роли – современный. Девушка 1960-х столкнулась с предательством красивого фанфарона Вронского, закружившего Анну в волнующем танце, потом – обрела себя в крепком браке с Левиным. А мы видим не барышню-1870, а студенточку, уехавшую в деревню – вслед за не особо любимым, но – отчётливо-правильным человеком, и терзания Кити – это рефлексия шестидесятницы, сделавшей годный, однако, не блестящий выбор.

История Костюма
Кадр из фильма «Анна Каренина» (1967) и Мишель Мерсье.

Кстати, у Анны тоже не завитая чёлка. Мелькают причёски «а-ля Бабетта», клипсы и меха – как их носили уже в XX веке. Помимо этого, в 1960-х часто писали о проблеме любви и долга – надо ли сохранять семью, когда супруги давным-давно не выносят друг друга, уныло-холодны, равнодушны и лишь приличия сковывают их брачными узами?

Тогда стали осторожно говорить, что нет, не нужно, и несчастье Анны Карениной подавалось через этику молодёжной прессы, беспрестанно говорящей о любви и дружбе, как о единственно значимых основах. Камергер Алексей Каренин (он тоже Алексей, как и Вронский) воплощал косность и несгибаемость, Анна казалась свежим ветром. Хотя, лично мне всегда было очень жаль именно камергера...

Текст Льва Толстого взят отсюда.

Zina Korzina (c)

0

59

Стиль Маленькой Веры

Прочитала тут в комментариях, что образ Маленькой Веры (кстати, по сценарию её фамилия – Маринина), так вот пишут, что Вера – типаж «совковой ПТУшницы», гнусный и убогий, как всё совеЦкое. Всё не так, ребята (и девчата). Типаж, как раз, общемировой, а Верочка – в трендах. В те годы и в Европе, и в Америке, и в СССР сделалась популярной «девочка-агрессия» …или Авария, как в другом тогдашнем фильме.

История Костюма
Розанна Аркетт и Мадонна в фильме «Отчаянно ищу Сьюзен» (1985). https://www.pinterest.ru/ Наталья Негода и Александра Табакова в фильме «Маленькая Вера» (1988). Скриншот.

Не так, чтобы миловидная, зато яркая и – яростная. Тому пример – молоденькая Луиза Чикконе, Мадонна, пропагандировавшая эту эстетику в своих клипах и киноролях. Макияж должен быть выразительным и грубым. Никаких полутонов – стрелки до ушей, тени – ядрёных цветов, помада – неестественных оттенков. Под скулами – два зверских мазка румянами. Растушёвывать? Нет, не слышали. Модная девушка и вела себя под стать своему мэйк-апу – резкая и дерзкая.

История Костюма
Актриса Алисса Милано и Александра Табакова. https://www.pinterest.ru/

Многие дымили, притом напоказ, эдак шикарно стряхивая пепел и посмеиваясь над шуточками парней. Пили – ну, очень редко. Это не считалось признаком крутизны. Дрались на дискотеках. Часто – из-за симпатичного пацана. И – до слёз и одури мечтали о красивой любви. За этой бравадой скрывалась печаль. Это были дочери занятых матерей, а матери могли быть, как уборщицами, так и главными инженерами. Семья - рабочий класс или техническая интеллигенция. Но – никогда не бомонд.

История Костюма
Обложка журнала «Советский экран», актриса Алисса Милано и певица CC Catch. https://www.pinterest.ru/

На Западе такая «злая бэби» противопоставлялась девочкам-яппи; у нас – мажоркам, у которых вещи из «Берёзки», а школа – с французским или ещё каким-нибудь элитарным уклоном (сравните Веру с Катей из драмы «Курьер» (1986) – обе модные, и – по-разному). Поскольку маленькие_веры являлись основными потребительницами поп-культуры, то большинство певиц так или иначе следовали этому образу – Мадонна не исключение.

История Костюма
Мадонна и ...советские клипсы 1980-х годов. Источник - https://www.livemaster.by/

Всеразличные СC Catch, Сабрины и Саманты Фокс посильно изображали девчат с городских окраин, неприветливых злюк в боевом раскрасе. Отсюда – актуальность недорогой, сочной и - вульгарной бижутерии – зелёно-малиновых и бело-красных клипсиков с подвесками, пластмассовых цепей, разноцветных браслетов и блестящих заколок. Так называемый «хороший вкус» посылался примерно туда же, куда и остальные добрые советы.

История Костюма
Кадр из фильма «Маленькая Вера» (1988). Скриншот. / Фото ленинградской панк-группы «Ситуация» (на ЮТубе можно найти). https://www.pinterest.ru/

Что у нас дальше? Ах, длина сверх-мини. Напомню, что примерно с 1976 по 1986 годы радикально-короткие юбки были не в трендах, то где-то в 1986/1987 всё как-то разом вернулось, но если в конце 1960-х – начале 1970-х мини носили почти все, от фарцовщиц до учительниц младшей школы (см. фильм «Внимание, черепаха!» (1970), то в середине 1980-х – отдельные смелые личности. Актуальной же оставалась длина миди или чуть-чуть выше колена.

История Костюма
Девушки, пришедшие на конкурс красоты, заполняют анкеты. Источник - https://back-in-ussr.com/

Обе героини фильма – Вера и Чистякова именно из тех, кто в мини. И – колготки-сеточки. При том, что сеточка была самым простым узором – я помню какие-то немыслимые рисунки, да ещё с люрексом. Кстати, качество ног вообще не бралось во внимание – главное те сеточки, которые вообще мало, кого реально красили. В общем, эти две мадемуазели – настолько вписаны в эпоху, что их можно перенести в любую точку мира. Никакого «налёта провинциального Совка» или ещё какого-нибудь «колхоза» там не было.

История Костюма
Кадр из фильма «Маленькая Вера» (1988).

Zina Korzina (c)

0

60

Деталь, показывающая, что Тоня - городская

Красивая девушка Тоня Глечикова из драмы «Дело было в Пенькове» (1957), как вы помните, вернулась из Ленинграда, чтобы трудиться в родном колхозе. Её нездешняя сущность подчёркивается всеми доступными способами – интересами, лексиконом, и, конечно же, манерой одеваться. И главная деталь, которая указывает на то, что она – городская по сути и смыслу - …шапочка, именуемая официально half-hat – полу-шляпка, тогда как у нас их называли презрительно «менингитками».

История Костюма
Кадр из фильма «Дело было в Пенькове» (1957). Скриншот. На Тоне щапочка-менингитка.

В деревне или крошечном городке эти полушляпы никто не носил – они казались бесполезными, так как закрывали часть головы, практически не согревая – отсюда «менингитка». Мол, застудишь голову с такой модой! Хотя, менингит - это часто вообще не о головной простуде. Это была непрактичная и довольно забавная штучка. В Англии и США бытовало название ‘cracked egg hat’ - шапочка смотрелась, будто на голову надели скорлупку от яйца.

История Костюма
Полушляпки 1950-х годов. Источник - https://www.pinterest.ru/

Считается, что первую полу-шляпку создала в 1941 году американка французского происхождения Лили Даше. Правда, те шляпочки были совсем иной формы – с менингитками их роднила только малая величина. Немного фетра и чуть-чуть фантазии. Штучка, лишь обозначавшая, что фемина – в шляпе. В те времена – даже с учётом войны – было немыслимо, чтобы явиться на публику без головного убора. А где его взять, когда во всём тотальный дефицит?

История Костюма
Фото из сборника «Вязание на спицах». Картинки из дамского журнала с фасонами новинок моды и - маленьких шляпок, хотя half-hat здесь только одна - внизу. Источник - https://www.pinterest.ru/

В конце 1940-х годов тему шляпки-малышки продолжили в Доме Dior и уже не в связи с дефицитом. Крошечка годилась для создания гармоничного силуэта, предложенного Кристианом Диором – с покатыми плечами, аккуратными, но выраженными бёдрами и тонкой талией. Изобретение «менингитки» принадлежало ассистентке Диора –Митце Брикар – элегантной румынской даме, большую часть жизни проведшей в Париже. Она была ответственной за аксессуары к диоровским коллекциям.

История Костюма
Разнообразные варианты half-hats. Источник - https://www.pinterest.ru/

Полушляпки были и повседневные, и праздничные – со стразами и пёрышками. В Советском Союзе этот фасон появился в 1955-1956 годах, как уже упоминалось – в крупных городах. Было два вида – из войлока (и его разновидности – фетра) или – вязаные. Свадебно-праздничных вариантов я не припоминаю в журналах, но, может, они и были. Зато мне часто попадались советы, как связать такую шапочку – как убавлять количество петель, чтобы она ровно легла и т.д.

История Костюма
Советские девушки в шапочках-half-hats. Фото из альбома моего френда. Публикуется с его разрешения. / Дама в half-hat. Конец 1950-х гг. Источник - https://www.pinterest.ru/

Кстати, Тоня в ней и бегает, и работает на субботнике, и трепещет в объятиях Матвея Морозова, а шапочка не слетает. Правильно сделана. Полу_шляпки-менингитки, как и всё экстравагантное, были в трендах не так уж долго – в начале 1960-х эта мода сошла на нет, однако, они сделались неким символом эпохи. Одно непонятно, почему в современных сериалах «про СССР», точнее «про Оттепель» их никогда не показывают – это же был хит.

Zina Korzina (c)

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»


phpBB [video]


Вы здесь » Ключи к реальности » Волшебная сила искусства » История Костюма