Война за моду
Очень часто в статьях и в книгах по истории костюма встречается тезис: в СССР с модой и её носителями боролись, как с элементами чужого и чуждого образа жизни. Именно образа жизни, что, в принципе, верно, ибо само слово «мода» происходит от 'modus' - образ. Борьба с модами, упоминаемая многими около-либеральными авторами не была чисто советским явлением. Но, как правильно, они отмечают, борьба велась в чужеродным modus vivendi, с образом жизни. Сейчас это звучит очень странно, однако, во времена Кольбера и молодого Луи XIV шла нешуточная борьба за то, чтобы приучить французов любить французское, а не итальянское.
Английская мать ужасается французским вкусам дочери.
В Англии XVIII века беспрестанно рисовались карикатуры на носителей французских мод - женщин с гигантскими причёсками и мужчин с пышными жабо и в напудренных париках (настоящие английские сквайры не пудрились принципиально). Стилистика изображений ничуть не уступает изобретательности агитпроповских рисовальщиков из журнала «Крокодил». Заметим, что врагом выступает именно чужая, французская манера одеваться. Идёт война не против куафюры, а против чужого мировоззрения. Потому что вместе с пудрой и бантом просачиваются: литература, культура, взгляды.
Неизв. художник Портрет Н.Оболенской-Нелединской-Мелецкой в русском придворном платье.
Прусский король Фридрих-Вильгельм кинул в камин красный кафтан своего сына не как модную шмотку, а как анти-немецкую вещь. Во времена Павла I общество боролось не просто с фраками и круглыми шляпами, но с якобинской заразой. Чацкий в своём монологе обрушивается не просто на нелепые шмотки, а конкретно на чужеродный стиль жизни. Попытки Екатерины II и Николая I (правда, в пределах Двора) придумать исконно-русскую моду взамен французской, породили экзотический вариант а-ля рюсс.
Со второй половине 1930-х во Франции сложился настоящий культ американской одежды и американского образа жизни.
Ещё пример? Со второй половине 1930-х во Франции сложился настоящий культ американской одежды и американского образа жизни. Причины просты. Во-первых, пример подавали именно голливудские звёзды, а не французские. Во-вторых, с момента оккупации Парижа пальма первенства перешла к свободной Америке, чьи ателье продолжали активно работать (несмотря на Закон L-85, ограничивающий использование тканей) и чьи журналы выходили всё так же аккуратно.
И снова здравствуйте. Советская мать (в данном случае - латышская) поражается чужеродным нарядам дочери.
Молодёжный стиль zazou был во многом похож на наших стиляг, особенно по части преклонения перед джазом и сытой, свингующей Америкой. И немецкие swing kids - стиляги Третьего Рейха - были поклонниками американского образа жизни. То есть чужого. Кстати, повышенный интерес наших стиляг к поп-культуре США был логическим продолжением американофилии конца 1930-х - начала 1940-х. Более того - триумф Кристиана Диора с его старинной роскошью - это реванш парижского стиля... И так до бесконечности. Да! В конце 1970-х Францию опять потеснит Италия - с Версаче и Армани. И в парижских журналах остро критиковали красные пиджаки и неуместное злато...
Зина Корзина (с)