Моё рыже - полосатое .. Масло
Раньше шло всё как по маслу,
Словно бы предрешено,
А теперь слова погаснут,
И в глазах темным - темно.
Раньше больше было смысла
И рискованность была,
И качалось коромысло
На плечах добра и зла.
Освещённый день был ясен,
Ночь беззвёздная ясна,
И ломился в окна ясень,
Накалённый докрасна.
Набиралось равновесье
Из осколков дней и лет,
И хранило поднебесье
Каждый новый мой секрет.
Ничего теперь такого
Мне на старость не дано,
И любое ныне слово
От меня ограждено,
Словно под замком тюремным,
И не знаю, как спасти,
Чтобы не сгубить подземным
Начертанием пути, —
Вынести, не ранить в смуте,
Божий смысл не утерять,
Лёгкости его и сути
Дать дыханье, волю дать.
Раньше шло всё как по маслу...
Автор: Григорий Корин
Бледно - жёлтые дома недавно построенного жилого района тянулись вдоль пологого холма, насколько хватало взгляда. Улицы здесь были до того однообразными, что Рике казалось, будто она ходит кругами по одному и тому же маршруту.
Заусеница на пальце правой руки заныла от холода. Матида Рика никогда не была тут раньше. Судя по широким дорогам, этот загородный район, который обычно представляют как прекрасное место для семей с детьми, был рассчитан исключительно на автовладельцев. Посматривая на навигатор в смартфоне, она лавировала среди супружеских парочек, выбравшихся за покупками к ужину.
У неё в голове не укладывалось, что Рэйко выбрала именно этот район для своего семейного гнёздышка. Вокруг безликие сетевые универмаги, рестораны да пункты проката DVD. Ни частных магазинчиков, ни книжных лавок из тех, что передаются из поколения в поколение. Стерильное пространство, начисто лишенное истории и культурного фона.
На прошлой неделе Рика съездила на день в небольшой городок на Кюсю, чтобы поспрашивать о жизни одной жертвы преступления с участием несовершеннолетних.
Там тоже не было ничего примечательного — стандартные жилые районы, застроенные частными домами. Разве что незнакомые названия супермаркетов локальных сетей да местная реклама бросались в глаза.
Разок Рика разминулась со старшеклассницами в непривычной форме — в Токио она никогда не видела на школьницах юбок такого фасона. Пока она бродила в одиночестве по незнакомому городу (если б не работа, она бы и не попала туда), ей стало казаться, что её привычная жизнь растворяется в тумане, а сама она вот - вот исчезнет без следа. Небо над головой, помнится, было нежного кремового цвета, как во сне. И сейчас это ощущение бесконечного блеклого сна снова возродилось в памяти.
«По крайней мере, здесь меня ждут», — напомнила себе Рика и направилась к очередному магазину, решив, что он станет последним.
На входе её окутал характерный для супермаркетов запах холодного влажного картона. Продавщица средних лет жарила тонкие ломтики мяса на переносной плитке и визгливо зазывала покупателей попробовать кусочек. Рика взяла в руки упаковку сырого мяса — насыщенно - розового, с белыми прожилками. Упаковка была прохладной и слегка влажной. Когда она в последний раз покупала продукты, чтобы приготовить что - нибудь самостоятельно?
Они с Рэйко списались в LINE [1], когда Рика проезжала реку Футакотама. Рэйко предложила встретить её на станции. Однако Рика отказалась. Сказала, что сама дойдёт и заодно купит что - нибудь по дороге к столу.
Сегодня она вернулась домой рано утром, до обеда проспала как убитая, а затем приняла душ и занялась обработкой собранного в командировке материала. Потом была встреча с колумнистом на Сибуе, и когда с делами было покончено, время уже поджимало, так что заранее зайти в магазин Рика так и не успела. Они с Рэйко были близки, но всё равно ехать к друзьям с пустыми руками не хотелось.
Ответ от Рэйко сопровождал смайлик в виде розового кролика. Только недавно к подруге вернулся весёлый и озорной настрой после того, как она в прошлом году ушла с работы.
«Ловлю на слове! Если вдруг попадётся — купи сливочное масло, пожалуйста. Этой зимой оно в дефиците. Но специально искать не нужно, так, если увидишь! Лучше приезжай поскорее».
Витрина с молочными продуктами светилась тёплым желтоватым светом. На нижнем ярусе отчетливо выделялась длинная пустая полка, над которой висело объявление:
«Уважаемые покупатели! В связи с дефицитом сливочного масла в магазине вводится ограничение — одна пачка в одни руки».
Третий супермаркет, и везде одно и то же.
Рика вздохнула, выбрала брусок маргарина с добавлением сливочного масла и направилась к кассе.
Новый дом Рэйко располагался на пологом склоне в пяти минутах от станции. Ничем не отличимое от других трёхэтажное здание площадью где - то тридцать цубо [ 2 ]. На парковке одиноко стояла «Тойота», а вдоль короткой дорожки, тянущейся от ворот до входа, выстроились в ряд кашпо с простыми цветами вроде маргариток или анютиных глазок.
Нажав на кнопку домофона, Рика наконец выдохнула.
— Привет! Как же я рада тебя видеть!
Стоило входной двери открыться, как Рэйко тут же бросилась обниматься.
Рика потянулась навстречу. Обнимать маленькую, хрупкую Рэйко ей — длинноногой, длиннорукой, сто шестьдесят шесть сантиметров ростом — было очень удобно. На подруге был передник, волосы, как всегда, источали приятный фиалковый аромат, щёки раскраснелись. Рика только сейчас поняла, как истосковалась по близости и искреннему проявлению любви.
Радость и нетерпение Рэйко были вполне понятны. Раньше, в студенчестве, они виделись каждый день, а тут встретились впервые за полгода. Сама Рэйко ушла с работы, но постоянная занятость Рики не давала пересечься. Вообще-то официально у Рики были выходные по вторникам и средам… Но на деле позволить себе беззаботно отдохнуть в свободные дни мог разве что Китамура, её младший коллега. Даже сегодня, в среду, после встречи с подругой Рика собиралась вернуться на работу, чтобы поразбираться с материалами к статье.
Из комнаты в глубине коридора доносился сладкий сливочный аромат вперемешку с запахом свежего дерева. Рика переобулась в тёплые тапочки, предложенные Рэйко, и прошла в окрашенную в светло - оранжевые тона комнату. Гостиная площадью примерно в десять татами [ 3 ] была соединена с кухней и обеденной зоной. Вроде бы все просто, но красивый цветочный узор на обивке дивана и занавесках, добротные деревянные шкафы и коллаж неизвестного автора на стене делали комнату уютной и умиротворяющей — совсем как в старой квартирке Рэйко в Оямадай.
Аромат фиалок здесь чувствовался ещё ярче. Несмотря на обжитость комнаты, в ней не нашлось ни одного фото со свадьбы или медового месяца — очень похоже на Рэйко. Если подумать, она никогда не любила фотографироваться. В ванной Рика прополоскала рот, умылась и вытерла лицо душистым мягким полотенцем из стопки в корзине — прямо как в гостинице. Полотенце ей так понравилось, что Рика даже заинтересовалась брендом, хотя обычно не обращала внимания на такие вещи.
— Прости, что опоздала. Ещё и масло и не нашла.
Только вот что принесла.
Вытащив из пакета упаковку с надписью «Маргарин с добавлением масла (50 %)», Рэйко радостно воскликнула: «Ой, спасибо! Это очень кстати!» — и тут же убрала брикет в холодильник. По правде говоря, Рика плохо понимала, чем отличаются по вкусу маргарин и сливочное масло.
— Я прошлась по окрестным супермаркетам, но везде был только маргарин…
— Путешествие в поисках масла… Прямо как в «Маленьком чёрном Самбо»! [ 4 ] — засмеялась Рэйко, выпорхнув из кухни.
Она сняла с полки книжку с картинками в яркой красной обложке. Та выглядела знакомой — кажется, Рика читала её в детстве, но содержание совершенно стёрлось из памяти. Разве что иллюстрации припоминала: простые, яркие цвета, размашистые линии.
— Знаешь, я решила сразу покупать понравившиеся книги, чтобы было что читать будущему ребёнку. Тиражи таких книжек ужасно быстро заканчиваются, а «Маленький чёрный Самбо» к тому же в последнее время не слишком популярен из-за «чёрного» в названии. Но, по-моему, в сюжете нет совершенно ничего расистского.
Рэйко говорила так, словно ребёнок должен был вот - вот появиться на свет — нужно только немного подождать. Когда летом прошлого года врачи сказали ей, что она не может забеременеть из-за постоянного стресса на работе, она тут же бросила её.
Рика окинула подругу внимательным взглядом. Рэйко выглядела замечательно: кожа без следа косметики, блестящие волосы, влажные карие глаза, припухшие мягкие губы…
Одета по-домашнему: юбка с узором в цветочек, стройные ноги обтягивают легинсы, поверх них натянуты шерстяные синие гетры. Когда Рэйко работала в пиар - отделе крупной кинокомпании, она всегда выглядела безупречной бизнес - леди, однако нынешний облик очень ей шёл — в нём был какой-то особый шарм. К тому же сейчас её подруга казалась очень юной — и не скажешь, что они с Рикой ровесницы, обеим уже по тридцать три.
Узнав о решении Рэйко бросить работу и посвятить себя семье, Рика долго увещевала подругу по телефону. Она считала ужасно неразумным — отказаться от карьеры. И если честно, Рика почувствовала себя брошенной. Так переживала, что даже спать стала хуже.
Рассматривая вместе с Рэйко книжку, Рика вспомнила студенческие времена, когда они вот так же вместе сидели за учебниками или конспектами.
История маленького чёрного Самбо тоже постепенно восстановилась в памяти. Во время прогулки по джунглям негритёнок Самбо встречает четырёх голодных тигров и, чтобы они его не съели, отдает им свою одежду, обувь и зонтик.
После этого тигры стали спорить, кто из них самый красивый. Рычали, хвостами били, а потом начали кругами бегать друг за другом вокруг дерева. И добегались до того, что превратились в лужицу топлёного масла.
Самбо забрал свою одежду и пошёл домой, а отец мальчика собрал это масло, отдал жене, и та испекла на нём вкусные блины, которыми наелась вся семья. Странная и немного жестокая история.
— Не слишком ли сурово всё вышло с тиграми? Как - то их жаль… — вздохнула Рика.
— Да что ты! Тигры сами виноваты. Они первые пытались съесть Самбо. А потом поддались тщеславию и устроили глупую перебранку на тему того, кто лучше. Вот и получили по заслугам.
Разговор прервал стук входной двери.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
[ 1 ] Они с Рэйко списались в LINE - LINE. Японский мессенджер. — Здесь и далее примечание переводчика.
[ 2 ] здание площадью где - то тридцать цубо - Тридцать цубо = 100 кв. метров.
[ 3 ] Гостиная площадью примерно в десять татами - Десять татами = 15 кв. метров.
[ 4 ] Прямо как в «Маленьком чёрном Самбо»! - The story of Little Black Sambo — рассказ шотландской писательницы Хелен Баннерман. В Японии выпускался в виде книжки с картинками.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
из детективного романа Юзуки Асако - «Масло»