Работники летнего дня
Мама стала на колени
Перед ним в траве.
Солнце пляшет на прическе,
На голубенькой матроске,
На кудрявой голове.
Только там, за домом, тени…
Маме хочется гвоздику
Крошке приколоть, —
Оттого она присела.
Руки белы, платье бело…
Льнут к ней травы вплоть.
— Пальцы только мнут гвоздику. —
Мальчик светлую головку
Опустил на грудь.
— «Не вертись, дружок, стой прямо!»
Что-то очень медлит мама!
Как бы улизнуть
Ищет маленький уловку.
Мама плачет. На колени
Ей упал цветок.
Солнце нежит взгляд и листья,
Золотит незримой кистью
Каждый лепесток.
— Только там, за домом, тени…
Мама в саду
Поэт: Марина Цветаева
С Покрова, то есть с 14 октября, при храме Покровском вновь начались занятия в воскресной школе. Детишек не так много – деревни-то почти сплошь из неверующих. Но всё же в первой группе новеньких семь человек набралось.
Валентина решилась возить Митю на занятия. Это обязывало её каждое воскресенье, не пропуская, быть в церкви. Помогло то, что Олежек – сын дяди Толи, которого недавно крестили, тоже захотел вместе с Митей ходить в воскресную школу. Поэтому почти каждый раз их на машине возил его папа – к началу службы, потому что отец Спиридон поставил условие, чтобы дети не только на занятия, но и на службы ходили с родителями. А если дядя Толя не мог ехать в Покровку, то Митя с мамой уезжали в субботу к тёте Шуре, ночевали у неё, и только под вечер в воскресенье возвращались домой.
Козу продали, решили на лето заново купить, а зимой так обойтись. За хозяйством – курами, кошкой и Шариком – в эти полтора дня присматривала соседка, которой Валя оставляла ключ. Хорошо, что отношения с соседями у Вали были хорошими, в память о бабушке Надежде – её все уважали и любили.
Занятия в воскресной школе в группе Мити вела молоденькая учительница Ольга Витальевна, которая пела в хоре. Она даже училась в регентском классе где-то в семинарии, но почему-то вернулась домой. Девочка церковная, скромная, исполнительная. Батюшка на два занятия сходил, послушал, сам кое-что добавил по ходу дела, и решил, что справится Оля – постепенно привыкнет и научится преподавать. И стали они заниматься.
Было оборудовано специальное помещение в церковном доме, со столиками и стуликами, пожертвованными из детского сада. В углу – иконы с лампадкой, на окнах – цветы и весёлые занавесочки. Постепенно стали появляться детские рисунки и всё, что обычно бывает в классах воскресных школ.
Митя и Фотиния (Света) сидели за одним столиком и очень серьёзно и внимательно относились ко всему, что происходило на занятиях. Остальные дети тоже старались, но были очень неусидчивые, так что часто им делали замечания. Двое из них – близнецы – были чуть постарше, и родители их были практически неверующими: сами в церковь сходили один - два раза. Эти братья, Игорь и Костя, были сущим испытанием и для Ольги Витальевны, и для остальных детишек. То они дрались, то хихикали, то дёргали девочек за волосы, и самое главное, даже не пытались относиться ко всему серьёзно. Впрочем, может быть, это объяснялось атмосферой в семье, где они могли встретить насмешку, и поэтому Игорь и Костя скрывали свой интерес к вере, и даже в воскресной школе не могли ещё раскрыться.
Как-то раз, после очередного их безобразия, Ольга Витальевна им и говорит:
– Вот вы тут безобразничаете, другим мешаете, кто о Боге и вере слушать хочет, и не понимаете, что Он всё это видит, и вы Его терпение испытываете. А так как вы ещё и смеетесь над верой, то прогневляете Бога. Запомните: "Бог поругаем не бывает".
– Это как понять? Нас, плохих, накажет Бог?
– Наказываете вы себя сами уже одним тем, что Бога не чтите, но может быть, и действительно навлечёте на себя наказание.
Тут Игорь и Костя, как нарочно, ещё больше стали безобразничать: с места вскочили и стали по классу бегать, друг за другом гоняться с шумом и топотом.
Ольга Витальевна села и закрыла лицо руками. Видимо, от отчаяния, что не смогла с ними справиться. И остальные ребята с сочувствием смотрели на неё, но понимали, что ничем помочь не смогут: только хуже будет.
А распоясавшиеся братья – словно бес в них вселился – уняться не могут! И самим уже, видимо, надоело, да не знают, как это прекратить – в тупик зашли!
В дальнем углу класса, у окна, стоял на высокой подставке на четырёх растопыренных ножках в большом глиняном горшке огромный куст с цветами, почти что дерево – "китайская роза" (*). Ребята за ним ухаживали, а цветы рисовали: уж очень они красивые были.
И вот в пылу своего непослушания Костя, увёртываясь от Игоря, поскользнулся на линолеуме и ногой со всей силы толкнул одну из ножек подставки. Цветок сильно закачался, и не успели все оглянуться, как раздался грохот, и чудное цветущее деревце рухнуло на пол: горшок разбился вдребезги, а ствол сломался почти в самом низу.
В ужасе Игорь и Костя стояли над погибшим цветком и не смели поднять глаз. А ребята окружили поверженный цветок и стали собирать землю в ведро, и кто-то пытался скрепить сломанный ствол. Но Ольга Витальевна подошла, грустно посмотрела на розу и сказала:
– Теперь разве что черенки отдельные приживутся, но уж цветы погибнут, а новые появятся только года через два.
Собрав всю разбросанную землю и отдельно черепки и подложив под деревце большой лист бумаги, оставили его лежать – поняли, что сделать больше ничего не смогут. Молча, грустные, сели на свои места. Сели и присмиревшие Костя с Игорем, не смея поднять глаз. Вдруг Игорь встал и, перекрестившись на икону Спасителя, сказал тихо:
– Господи, прости нас с братом, что мы так нагрешили, и всех огорчили; и наказание Твое по делом нам! Больше мы не будем мешать всем. Ольга Витальевна и ребята, простите нас и помолитесь, чтобы нам исправиться!
– Бог простит! – с облегчением ответили ребята.
Вечером пришла мама одной девочки – садовод - специалист. Она много повозилась с поломанным стволом: сделала лубок, повязку, чем-то пропитанную, наложила и крепко перевязала раненое место. Деревце пересадила в кадку с новой землей и сделала четыре подпорки, скрепленные между собой верёвочкой. Облетевшие цветы срезала, а хорошие остались. Святой водичкой помазала ствол, побрызгала ветви и в землю её полила.
В следующее воскресение притихшие Игорь и Костя вошли в класс первыми и подошли к цветку. Постояли молча и тихо сели на своё место.
ПОВЕСТЬ О МИТЕ ГЛАВА 3. «ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА» (ОТРЫВОК)
Автор: Ирина Борисовна Кистерова
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(*) дерево – "китайская роза" - Китайская роза (гибискус) - это вечнозеленый кустарник с блестящими, тёмно - зелёными листьями и крупными, яркими цветками разнообразных оттенков: от насыщенно - красного до нежно - розового. Один из видов, Гибискус розовый (Hibiscus rosa - sinensis), особенно популярен среди цветоводов. Разновидности. Существует более 200 разновидностей гибискуса, включая множество гибридов, каждый с уникальной окраской и формой цветков.