Восточно - Римское переживание через призму западных экспансий
Примечание от ОЛЛИ: Конечно, нельзя с абсолютной уверенностью утверждать, что данное переживание возникло под влиянием возможного возвращения на рынок ряда западных брендов. Однако, и полностью исключить данную версию на нынешнем этапе исторического развития, также представляется не совсем нецелесообразным.
знала бы ты, как твоё персиковое платье манило к тебе всё ближе,
как я хотел сорвать его бережно до обнажённых ключиц.
я водил пальцем по твоим тёплым длинным пальцам, как по самой любимой книжке,
понимая с каждой секундой, что нужно выбирать таких как ты, исключительных единиц.
обнажи передо мною свою крахмально белое и такой хрупкое тело,
я готов рассматривать и целовать на нём каждый шрам и рубец,
каждую родинку, каждое родимое пятнышко, чтобы ты от моих прикосновений млела,
и чтобы с каждым твоим прикусыванием губ я понимал, что это лишь начало, а не конец.
дай мне перелистнуть тебя на следующую страницу.
это должна быть тридцатая или... тридцать третья вроде.
в этом безупречном персиковом платье ты подобно нежнейшней птице
будешь летать. но без него ты будешь на миг мне дороже и ближе Родины.
твоя каждая ссадина, попадающаяся мне на глаза
и каждая прядка волос, что прикрывает очередную царапину...
но мне важен момент, когда не просто вспыхнет искра, а разразится гроза
и я с могу снять твоё персиковое платье и почувствовать твои губы в уже кровавую крапину.
я люблю тебя.
и на самом деле мне абсолютно неважно, когда наступит тот час,
когда ты позволишь обнажить тебя самостоятельно.
и я не раздеваю тебя глазами. ни тогда, ни сейчас.
просто тело твоё, каждый твой шрам и рубец притягательны.
и месяца через три, а может лет через пять мне свалится
/ну ты сама понимаешь чего/.
но ты знай, я не мечтаю, как твоё тело моими руками сжимается.
твоё персиковое платье в миллиарды раз обворожительнее сАмого ТОГО...
персиковое платье
Автор: Бродская Анастасия
Владимир Высоцкий - Семейные дела в древнем Риме - (Как - то вечером патриции...). 1969
Когда - то философская мысль задалась вопросом «Каково это – быть летучей мышью?».
Голливуд ответил франшизой про Бэтмена. Идентичность летучей мыши была воссоздана там несколько антропоцентрично, но ответ принёс огромную прибыль. Значит, с точки зрения общественной практики он был верен, а другого критерия истины в философии нет. Не знаю, как там с мышами, а быть человеком означает вот именно это.
Корпорация «TRANSHUMANISM INC.» задала вопрос: «Каково это – быть древним римлянином?» И ответила себе же симуляцией «ROMA - 3». Проект приносит серьёзный доход, а значит, ответ был правильным.
Конечно, «ROMA - 3» – вовсе не главный продукт корпорации. Главный её продукт – бессмертие. Как клиенты корпорации вы хорошо знаете об этом и сами, друзья.
Бессмертие надо чем - то заполнять. У плавающего в спинномозговой жидкости мозга в этом отношении огромный выбор, но поверьте мне на слово: если вас всё мучит ностальгия по простым человеческим радостям (и горестям – куда радостям без них), найти что - то лучше нашей симуляции будет трудно.
Скажу честно: наша метавселенная – не вполне Древний Рим. Вернее, совсем не Древний Рим. Но самое лучшее из возможных к нему приближений. Это, с одной стороны, грубая и местами нелепая пародия на античный Вечный город. С другой – самое точное его воспроизведение, какое только может быть создано человеком в наше время.
Попробую объяснить, как соединяются эти крайности.
Жизнь любого человека, да и общества тоже, состоит из фактов и переживаний.
Факты – вещь упрямая, но неощутимая. Мы вообще не воспринимаем их непосредственно, мы про них в лучшем случае узнаём, когда их рассекречивают спецслужбы. Факты – невидимый скелет реальности. Чтобы докопаться до них, нужно быть историком и жить через пару веков после изучаемого периода, когда все, кому платили за сокрытие истины, уже умерли.
Переживания, с другой стороны, происходят непосредственно с нами и зависят только от калейдоскопа нашей личной судьбы.
Допустим, вы живёте в Риме при цезаре Максенции, строящем прекрасную футуристическую базилику, а к городу шагает армия императора Константина, уже намалевавшая на щитах христианские знаки. Бедного Максенция, спрятавшего свои регалии в клоаке под римской мостовой, скоро утопят в речке. Таковы факты.
В это самое время вы участвуете в оргиях, пьёте вино, танцуете мимические танцы, читаете поэтические книжки, приглядываетесь к молодым рабыням и мучаетесь мыслью, где взять денег. Таковы переживания.
Возможно, до вас доносятся конское ржание, крики или даже звон стали. И всё. Пусть для истории это был день смерти Максенция – исторические факты совершенно не обязательно станут вашим личным опытом.
В реальной жизни так и случается. Только вы, как правило, не мимический танцор с чашей, а та самая рабыня, которую сейчас будут ми - ми - ми. Должно ну очень повезти, чтобы вы оказались самим цезарем перед последним заплывом.
Создавать вселенную, верно отражающую все исторические факты, трудно и затратно. Придётся просчитывать армию Константина, армию Максенция, сооружаемую на форуме базилику, кресты на многих тысячах щитов, регалии принцепса, камни мостовой, сражение под городскими стенами в такой - то день и час и так далее. Дорогостоящая битва отгремит, но нет никакой гарантии, что клиенты симуляции придут на неё посмотреть.
Если же мы сосредоточимся на симуляции, отражающей личный опыт римлянина, отходов производства не будет. Когда вы создаёте переживание, кто - то обязательно его испытает, и ни один инвестированный в проект гринкоин не пропадёт.
Реконструировать римскую армию (а тем более битву двух армий) весьма сложно. Смоделировать ощущения римлянина, слышащего за окном звуки битвы, куда проще. Он не испытывает ничего специфически римского: это те же самые надежда и страх, злоба, сострадание и прочее. Просто они окрашены в римский пурпур – по самому, так сказать, краю ткани. Но здесь и скрывается главная проблема.
Римлянин слышит стук копыт, гром тележных колёс, гул огромной толпы. Он видит электоральные надписи на стенах и лица проходящих мимо людей. В церебральной симуляции (*) подобное воспроизвести несложно. Но если смотреть на это нашими сегодняшними глазами, в переживании не будет ничего древнеримского. Это будет опыт современного человека, изучающего римскую реконструкцию.
Аутентичность переживанию сообщает не точное воспроизведение вкуса фалернского вина (**) или звука подкованных бронзой копыт – что толку, если всё это слышит и чувствует скучающий в банке вечный мозг, сравнивающий опыт с недавней виртуальной экскурсией на Марс или спуском в Марианскую впадину.
По - настоящему античным переживание сделает лишь римская идентичность субъекта восприятия. То самое «быть летучей мышью», о котором я упомянул в начале. Когда цвет, звук и вкус значат то, что они значили для римлянина.
Это и должна воссоздать симуляция.
Идентичность субъекта настолько важнее физиологического стимула, что нет большой разницы, будет ли звон копыт «бронзовым» или, скажем, «латунным». Главное, чтобы услыхало его римское ухо, помнящее грозный смысл такого звука.
Но подделывать идентичность во всех деталях и подробностях нет ни смысла, ни возможности. Она нужна исключительно для того, чтобы сделать переживание древнеримским. Опыт, таким образом, возникает на стыке идентичности и внешнего мира.
Создаваемый нами римлянин помнит своё прошлое смутно. Он вообще мало что помнит – но в голову ему приходят вполне римские мысли, даже если вызывают их не совсем римские поводы. Это как съёмки фильма, где декорации выставлены только там, куда смотрит камера, а камера поворачивается лишь туда, где выставлены декорации.
Возникает своего рода баланс двух симуляций – внешней и внутренней. С одной стороны – поддельный мир, с другой – поддельная идентичность. На их стыке бенгальским огнём зажигается Древний Рим. И он полностью аутентичен, ибо в свою реальную бытность Древний Рим был именно таким человеческим переживанием – и ничем иным.
Поскольку целью симуляции является переживание, а не порождающие его декорации, наши средства и методы могут показаться профану нелепыми и варварскими. Трудно будет даже объяснить их, но я попробую.
У человеческого мозга есть два одновременных модуса восприятия. Первый – невнимательное, но широкое сканирование всей реальности сразу. Второй – пристальный анализ того, на что направлено сознательное внимание.
Нашу симуляцию можно считать своего рода волшебной линзой, всё время перемещающейся вместе с сознательным вниманием. Человеку кажется, будто линза увеличивает то, на что направлено внимание. А она в это время подделывает изображение.
Античность возникает именно там, в линзе. Поэтому объём нейросетевых вычислений, необходимых для того, чтобы держать сознание в «Древнем Риме», не так уж и велик. Периферию сознания мы не контролируем – она шита белыми нитками. Но каждый скачок внимания к любому её объекту будет перехвачен симуляцией и оформлен как надо.
Всё ещё непонятно?
В пространстве «ROMA - 3» могут говорить по - английски, по - китайски или как - то ещё. Это совершенно не важно, поскольку участники симуляции считают, что изъясняются на латыни и греческом. Вернее, они просто об этом не думают. Если же их внимание вдруг окажется притянуто к какой - нибудь лексеме (***), наша система немедленно это заметит, и вычислительная мощность будет брошена на симуляцию оказавшегося в центре внимания лингвистического блока.
Он будет мгновенно переведён на латынь, а память участников диалога будет модифицирована таким образом, что в ней останутся только латинские слова и обороты, как бы фигурировавшие в беседе до этого. Мало того, собеседники будут уверены, что всё время говорили на латыни и прекрасно её понимают. То же касается визуальных образов, музыки, вкуса, мыслей и так далее.
Качественная симуляция создаётся исключительно для того пятачка реальности, куда направлено внимание в настоящий момент. Фон мы заполняем балластом, грубым нагромождением цитат из современной, карбоновой или прекарбоновой культуры (****) (особенно это касается музыки, ибо античная до нас практически не дошла). Клиент воспринимает этот балласт как часть римской жизни.
Вернее, он не задумывается об этом, как не размышляют о рисунке обоев. А если ум вдруг заметит что - то и начнёт разбираться, заплата будет просчитана быстрее, чем наша неторопливая мысль доползёт до объекта, вызвавшего подозрения. Если надо, вся зона памяти вокруг неудобного события будет зачищена.
Кажется, сложно и замысловато? Только когда рассказываешь. На самом деле всё просто.
из романа Виктора Пелевина - «Путешествие в Элевсин»
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(*) В церебральной симуляции подобное воспроизвести несложно - «Церебральный» — прилагательное, которое имеет два значения:
В анатомии и медицине — относящийся к головному мозгу; мозговой. Например: «церебральный кровоток», «церебральный отдел черепа».
В лингвистике — о согласном звуке, образуемом при загибе кончика языка к твёрдому нёбу. Например: «церебральные звуки языка урду».
(**) воспроизведение вкуса фалернского вина - Фалернское вино — сорт античного вина в Древнем Риме. Название получило от региона выращивания винограда — Фалернской земли, холмистой местности примерно на границе нынешних Лацио и Кампании. Фалернское вино было золотистого цвета и славилось в древности как один из лучших сортов вина, особенно если оно было выдержано в погребе около 15 лет. По достоинству оно уступало лишь цекубскому или сетинскому вину. Чтобы смягчить его крепость, его разбавляли хиосским вином или мёдом. В романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» фалернское вино упоминается как любимое вино прокуратора Иудеи Понтия Пилата.
(***) Если же их внимание вдруг окажется притянуто к какой - нибудь лексеме - Лексема — это совокупность всех значений и грамматических форм слова. Пример. Красивый. Имеет разные формы для мужского, женского и среднего рода: «красивый», «красивая», «красивое», «красивые».
(****) карбоновой или прекарбоновой культуры - Карбон это метафора обозначающая эпоху в которой люди зависимы от технологий и материальных вещей. Прекарбон соответственно эпоха до технологий, поздний карбон это эпоха когда технологии стали ещё более продвинутыми и абстрактными. (©)
