Две музы .. и он стоящий где - то сбоку
Думали - человек!
И умереть заставили.
Умер теперь, навек.
- Плачьте о мёртвом ангеле!
Он на закате дня
Пел красоту вечернюю.
Три восковых огня
Треплются, лицемерные.
Думали - человек! ..
Поэт: Марина Цветаева
Весь вечер они провели вдвоём, вместе. Пели старинные романсы, танцевали танго, пили бордо, читали Ахматову и Есенина, шептали друг другу нежности, а потом...
Он снова начал говорить ей о том, как он страдает один в огромной доме, как печально, что у них нет детей, как он мечтает об этом, и что свобода это вредно, особенно в избытке.
Она молча слушала его, бесстрастно и глухо. Слушала, но не слышала.
- Соф.. Ну что ты молчишь,- театральная пауза,- я хочу знать, когда кончится это.
- Никогда.
София встала с дивана и подошла к окну. Её душу рвали смешанные чувства. С одной стороны ей и самой хотелось прекратить такую жизнь. Наконец, стать заботливой матерью, хранительницей семейного очага. А с другой... Она не смогла бы перебороть тот огонь страстей, который терзает её душу.
- Тебе пора. Уже поздно.
- Как? Я думал, что останусь у тебя, - Александр был крайне удивлён, но с её решением спорить было весьма сложно, - Ладно, проводи меня.
Машина мужа тронулась с визгом, и женщина облегчённо вздохнула. Она снова одна и свободна, не нужно быть в маске любящей и счастливой жены. Она выкурила пару тонких сигарет в серебряном мундштуке и подошла к телефону. Ещё пару минут раздумывая - звонить или не звонить, София всё таки решилась. Долгие гудки, секунды, как вечность, она закрывает глаза в ожидании и..
- Алле, - голос заспанный, усталый.
- Привет. А у меня сегодня День Рождения, ты разве не помнишь?
- Ээ... Это кто? А, праздник значит, ну заезжай, отпразднуем.
- Дима, это София, ты пьян снова?
- А, Софка, ты что ль. Да не.. Спал. Ну с Днём тебя, что ли. Чего хотела?
- Ну вот чтоб поздравил и хотела.
Долгая пауза.
- Ну поздравил вроде.
- Ну да.
- Приехать хочешь что ль?
- А ты хочешь?
- Ну я же спрашиваю тебя.
- Хочу.
- Ну приезжай, вина привези только.
Гудки. Теперь уже короткие, как капли слёз на щеках.
Она приодела дорогое итальянское пальто, капнула пару капель Шанель №19 на шею и вышла из дома.
На тротуаре одиноко стоял её подарок и, казалось, на абсолютно новой блестящей машинке не хватает только красного банта. София печально посмотрела на свою очередную дорогую игрушку и пошла в сторону автобусной остановки. На улице было зябко и сыро, как-никак осень. В лужах плавали мёртвые листья, а в серо - буром небе собирались живые тучи. Всё равносильно - что-то живо, что-то мертво.
Через полчаса она остановилась у старинного дома, высокого, в псевдо - готическом стиле. Она посмотрела на его шпили и башенки, подняла воротник пальто и зашла в подъезд. Внутри здание оказалось не таким величественным и манящим - сырые стены, вонь, грязь и вообще сплошная антисанитария. Держась ближе к центру лестничного проёма и стараясь ничего не задевать, женщина поднялась на третий этаж.
"ДЗыыыыыыыыыыыыынь!"
- Входите! - раздался знакомый, но уже не заспанный, а весёлый мужской голос.
София осторожно открыла дверь, не снимая кожаных перчаток. Через мгновение она снова была в этом счастливом для неё бедном уголке бедного художника.
Воспоминания прошедшей молодости, нежных и опьяняющих любовью вечеров, смеха и радости, нескончаемого счастья напали на неё из-за тёмного угла совсем и совсем не во время, она еле сдерживала слёзы. А что теперь? Талантливый, целеустремленный и живой молодой художник превратился в вечно пьянствующий объект для не подражания. И это её уничтожало морально, разрушало физически, страшно раздражало при встрече. Ведь больно видеть как падут идеалы.
Он вышел ей навстречу уже подвыпивший, с трёхдневной щетиной на лице и с распахнутой рубахой. Запах вчерашнего празднества до сих пор витал в воздухе дома. Она закрыла дверь и уставилась на него, в очередной раз думая, что она здесь вообще забыла.
- Ну привет, вина принесла? - он встал в дверном проёме, и где то совсем рядом она снова увидела того парня, которого полюбила всем сердцем на долгие - долгие годы.
- Да, вот, - София отдала непочатую бутылку бордо и ждала приглашение войти.
- Ну че встала-то, раздевайся, проходи коль пришла.
И она послушно сняла пальто, сапоги, выполняя это с ещё большей грацией чем обычно.
Художник всё это время пристально смотрел на неё и ухмылялся, потом забрал у неё вещи и махнул рукой в сторону мастерской - место их встреч в юности.
А тут ничего и не изменилось, всё те же картины, холсты, кисти, полотна, краски и угли, какие-то непонятные приборы и... атмосфера. Эта чарующая, сладкая, лёгкая и воздушная атмосфера. В этой комнате за всю историю её существования были только две женщины - она и его муза. Музу он рисовал, любил, она воодушевляла его, дарила ему жизнь, мгновения, силы, стремление. Она была его "шеей", куда смотрела - туда и направляла. А направляла всегда вверх, всегда к высокому и чарующему искусству. Но потом она исчезла. Просто взяла и умерла - оставила его совсем одного.
Когда-то, София, уже будучи помолвленной, для саморазвития, пришла в художественную школу. Её преподавателем был совсем ещё молодой парень, с которым они очень быстро сошлись характерами. Сначала были друзьями, потом она стала его натурщицей, потом любовницей. Его страсть к ней была всепроникающей и всепрожегающей. Она же с лёгкостью и иронией относилась к этому любовному приключению - у неё скоро свадьба, у него его Муза. Что может быть? Да и старше она, да и привыкла к роскоши и лёгкости. Будущего у них не было. Хотя, даже "их" не было. Были он и она.
А сейчас художник оценивающе смотрел на неё и открывал бутылку, налил в гранёные стаканы вязкую жидкость и протянул один женщине. Казалось, с годами его взгляд приобрёл циничные краски. Знаете, у человека так бывает, то ли от душевных мук, то ли от счастья. Как-будто меняется сам оттенок радужной оболочки, и тогда говорят "Какие выразительные глаза!", потому что в них заложен некий смысл. И не важно какой, ведь понятия добра и зла относительны. Хотя, может быть это всего лишь миф. Но... Мне нравится в это верить.
- Слушай, сколько лет прошло уже, а ты всё не меняешься. Я рад за тебя. Ну что, с Днём Рождения. - он залпом опрокинул стакан в горло.
- Спасибо, а ты вот стал грубее,- она отпила совсем чуточку.
- Да брось, - он засмеялся и налил себе ещё.
Минуты две они простояли в полной тишине смотря друг на друга. Он - словно в пустоту, она - с сожалением. На стене тикали часы с кукушкой, отсчитывая время для осмысления происходящего. В воздухе царила грусть воспоминаний. Он прогонял в голове всякие бредовые мысли, слова, и не знал , что ей сейчас сказать, спустя эти годы. Говорить об искусстве уже не интересно, о прошлом - грустно, о их страсти? Нет, тем более нет. А она тоже думала, как разрушить нависшую тишину и что вообще с ним сейчас делать. На помощь обоим пришли старинные часы с кукушкой. Створки домика распахнулись, выползла, явно потрёпанная жизнью и возрастом, кукушка и прохрипела девять раз свое "ку-ку".
Бывшие любовники засмеялись - обстановка более - менее разрядилась. Дмитрий поставил стакан на стол и сел на кушетку, поманив Софию рукой к себе. Она подошла к нему ближе. Он смотрел на амплитуду колебаний её бёдер, а она на амплитуду колебаний его жилки на шее - всегда пульсировала от волнения.
- Присаживайся, рассказывай, что да как, - он снова потянулся за стаканом и бутылкой.
- Да что рассказывать, ставлю пьески, живу как всегда одна, взялась писать роман.
- Ух ты, молодец. Я тут недавно проходил мимо твоего театра, хотел зайти, но времени было мало совсем, - художник небржно обнял её за плечи одной рукой, а свободной продолжал вкушать напиток Диониса.
- Да ты за пять лет наверно не один раз мимо проходил, - характерно произнесла София и художник оглянулся на неё, ухмыльнулся, с видом "А не дура ведь, всё понимает". - Как у тебя дела? Рисуешь? Как дела с выставками, ты же так хотел....
- Да мало ли что я хотел. После смерти Ленки мне никакие выставки не нужны, - он смотрел в пол,- рисую. Так, для себя, когда делать нечего.
Дима отрешённо уставился на часы с кукушкой и нагнулся вперед, поставив локти на колени. София бросила на него возмущённый взгляд, за то что он убрал горячие руки с её плеч.
Опять молчание. Женщина затронула тему прошлого, а оно слишком нещадно обжигает нутро прежним огнём. Да и к тому же, её слова натолкнули художника на мысли о его любимой Музе.
Она не смела и слова вымолвить, пока он размышлял и потягивал вино с земель Бордо:
- Хочешь картины покажу, новые.
- Хочу конечно, - женщина резко встала и заулыбалась.
Художник взял её за руку и повёл за фиолетовый плотный занавес, разделявший огромную комнату надвое. В этой части находились кровать, светильники и мольберты с новыми, ещё пахнущими красками, работами. На всех полотнах была изображена одна и та же девушка, в разных цветах и интерпретациях. То она сидела в кресле качалке на старинном живописном балконе, потягивая из кружки что-то горячее в лучах рассветного солнца; то, абсолютно голая, парировала в шёлковых красных простынях. В общем, он показал её такой какой видел всегда: великолепной, манящей к себе, притягательной, идеальной. Вот она! Его Муза!
Но более всех полотен внимание Софии привлекла ещё незаконченная работа. Это был портрет Елены. В сиренево - фиолетовых тонах - цвет её глаз. Дима нарисовал почти все, форму лица, ушки, губы, провёл все тени и линии, но глаза были не завершены. Он увидел реакцию своей посетительницы и совсем другим, нежным, кротким голосом, чуть - чуть осипшим, сказал:
- Не знаю, как показать её глаза. Всё время получаются какие-то несчастные, а я хочу счастливые.
- Ты разве видел у неё когда-нибудь такие глаза? - Она вопросительно посмотрела на него, ожидая вспышки гнева или ещё чего-нибудь грубого, но он, вопреки её ожиданиям, рассмеялся.
- Ну как сказать, она иногда делала вид, - мастер прошёл далее вглубь комнаты, - тут, кстати, и ты есть.
- Честно говоря, не ожидала, - София действительно была удивлена.
- Да вот же, смотри, недавно нарисовал.
И мужчина показал огромное полотно, ещё пока без рамки, на котором была изображена София. Она была на сцене, с розой в руках и печальным взглядом, в старинном свадебном платье. Именинница была несколько ошарашена выбором такого сюжета. В этом платье она пела Лючию ди Лямермур (*).
- Ого! Ты почему меня в роли Лючии изобразил? - художник верно ожидал такого вопроса, отвёл взгляд в сторону, где было круглое грязное окно, и помолчав с минутку ответил, - а она тоже замуж не по любви вышла. Только не смирилась с этим.
Дима подошёл ближе к картине и, достав из кармана потёртых брюк пачку сигарет, закурил.
Он думал, что дальше сказать Софии, но не знал. И действительно, почему именно так? Он помнил её во всех ролях, он знал её в жизни, чувствовал и видел. Лючия не совсем была ролью Софии - к ней больше подходила Виолетта из Травиаты. Но это уже не имело никакого значения. Ему на самом деле было совершенно плевать, и только прошлое терзало совесть. Мучил один вопрос - как теперь, столько лет спустя, сказать ей, что ему всё равно. Что ему вовсе неинтересно сейчас пить с ней вино за её здоровье, что проходя мимо театра он даже и близко не вспоминал про неё, не то чтобы зайти поздороваться, что все эти годы она была для него хорошо забытым прошлым.
Но как-будто было невыносимо больно оттого, что он видел её живой, а Музу нет. Для него София и Муза были чем-то вроде одного единого и неразделимого. Поэтому когда ушла одна должна была исчезнуть и другая. Это единственное толковое объяснение, которое выдвигал его разум. А портрет он написал на заказ, который во время не успел завершить. Какой-то начинающий меценат решил облагородить своё жилище полотнами современных талантливых художников и попросил "красивую женщину на старинный манер" - именно так и сказал.
Долго ждал он работу и в итоге отказался.. Тем более на шедевр это полотно совершенно не тянуло.
Больше они не говорили ни о чём. Молча допили вино. Молча легли в постель. Типично.
Две Музы (Отрывок)
Автор: Анни Лос
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(*) В этом платье она пела Лючию ди Лямермур - Лючия ди Ламмермур (итал. Lucia di Lammermoor) — трагическая опера (итал. dramma tragico) в трёх актах итальянского композитора Гаэтано Доницетти. Итальянское либретто Сальваторе Каммарано по мотивам романа Вальтера Скотта «Ламмермурская невеста» (1819). Премьера оперы состоялась 26 сентября 1835 года в театре Сан - Карло в Неаполе.