Ключи к реальности

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Ключи к реальности » Волшебная сила искусства » Зеркальные орнаменты


Зеркальные орнаменты

Сообщений 1 страница 10 из 60

1

Курочка на проводе перед зеркалом

Подыму свои руки к месяцу,
Раскушу его, как орех.
Не хочу я небес без лестницы,
Не хочу, чтобы падал снег.

Не хочу, чтоб умело хмуриться
На озерах зари лицо.
Я сегодня снесся, как курица,
Золотым словесным яйцом.

Я сегодня рукой упругою
Готов повернуть весь мир…
Грозовой расплескались вьюгою
От плечей моих восемь крыл.

    Поэт: Сергей Есенин — Инония (пророку Иеремии) Отрывок

Образ ангелический, или изобретательный, есть воплощение движения или явления, так же как и предмета, в плоть слова. На чувстве этого образа построена вся техническая предметная изобретательность, а также и эмоциональная. Образ предметного ангелизма: ковёр-самолёт и аэроплан, перо жар-птицы и электричество, сани-самокаты и автомобиль. На образе эмоционального ангелизма держатся имена незримого и имматериального (*), когда они, только еще предчувствуемые, облекаются уже в одежду имени, например, чувство незримой страны «Инония» (**), чувство незримого и неизвестного прихода, как-то: «Гость чудесный».

Итак, подыскав определения текучести образов, уложив их в формы, для них присущие, мы увидим, что текучесть и вращение их имеет согласованность и законы, нарушения которых весьма заметны.

Вся жизнь наша есть не что иное, как заполнение большого, чистого полотна рисунками...

У Анатоля Франса есть чудный рассказ об одном акробате, который выделывал вместо обыкновенной молитвы разные фокусы на трапеции перед Богоматерью. Этого чувства у моих собратьев нет. Они ничему не молятся, и нравится им только одно пустое акробатничество, в котором они делают очень много головокружительных прыжков, но которые есть не больше, не меньше как ни на что не направленные выверты.

Но жизнь требует только то, что ей нужно, и так как искусство только её оружие, то всякая ненужность отрицается так же, как и несогласованность.

Собратьям моим кажется, что искусство существует только как искусство. Вне всяких влияний жизни и её уклада.  Мне ставится в вину, что во мне еще не выветрился дух разумниковской школы, которая подходит к искусству, как к служению неким идеям.

Собратья мои увлеклись зрительной фигуральностью словесной формы, им кажется, что слова и образ – это уже всё.

Но да простят мои собратья, если я им скажу, что такой подход к искусству слишком несерьёзный, так можно говорить об искусстве поверхностных напечатлений, об искусстве декоративном, но отнюдь не о том настоящем строгом искусстве, которое есть значимоеное служение выявления внутренних потребностей разума.

Каждый вид мастерства в искусстве, будь то слово, живопись, музыка или скульптура, есть лишь единичная часть огромного органического мышления человека, который носит в себе все эти виды искусства только лишь как и необходимое ему оружие.

Искусство – это виды человеческого управления. Словом, звуками и движениями человек передает другому человеку то, что им поймано в явлении внутреннем или явлении внешнем. Все, что выходит из человека, рождает его потребности, из потребностей рождается быт, из быта же рождается его искусство, которое имеет место в нашем представлении.

                           Есенин С. А. Полное собрание сочинений. В 7-ми томах. Т. 5. Проза. Составление, подготовка текстов и коммент. А. Н. Захарова, С. П. Кошечкина, Е. А. Самоделовой, С. И. Субботина и Н. Г. Юсова. Том 5. Глава - Словесные орнаменты. Отрывок.
     
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(*)  имматериального -   ИММАТЕРИАЛЬНЫЙ (лат.) лишенный вещества, невещественный, нетелесный, духовный. Имматериализм отрицает реальность материи и учит, что реальными являются лишь духовные сущности                                                                                                                                   
(**) страны «Инония»  - отсылка к стихотворению Сергей Есенин — Инония (пророку Иеремии)

Подарок

0

2

Пассажир

Идти к тебе по битому стеклу
и по обломкам... Мне души не хватит.
Остановлюсь. Полшага до кровати.
Остановлюсь... Минуты поплывут
рекой тягучей. Можно и не лгать
о том, что будет, это ли не благо!
Чужой тоской пропитана бумага,
не написать love story . Жизнь строга,
с предавших спрос вдвойне. Так обмани,
что всё пустое. Я тебе поверю.
Остановлюсь. Полшага до потери.
Остановлюсь... А под ногами дни.
Дни до тебя, дни без тебя. С тобой
ни дня, ни ночи. Как высоковольтно
гудит внутри. Мне больно, больно, больно!
Но шаг назад. Прости, моя любовь...

                                       Идти к тебе
                            Автор: Дарья Чернявская

Медицинская экспертиза, произведенная немедленно, установила, что смерть наступила сегодня, двадцать девятого ноября, около шести часов утра. Причиной её явилось резкое кровоизлияние в мозг — геморрагический инсульт. Видимо, он был чрезвычайно острым, внезапным и сопровождался разрушением нервной ткани.
Экспертиза отметила, что в организме пострадавшего совершенно отсутствуют признаки гипертонии и сопутствующих ей явлений, на фоне которых мог бы развиться инсульт такой интенсивности.
Он был удивительно здоров для своего возраста.
Скорее всего, гипертонический криз и связанное с ним поражение мозга имели в своей основе необычайно сильное эмоциональное переживание: внезапный испуг, ужас, горе.
Экспертиза полностью исключала возможность насильственной смерти.
Соседи показали, что жил он на редкость замкнуто, большую часть времени проводил дома и, видимо, не имел в последние годы близких друзей или знакомых.
Его никто не навещал.
Это было понятно: невозможно дружить с человеком, который знает о тебе всё.
Родственников у него не было.
Вот так.
Остались многочисленные записи, остались дневники, остались протоколы наблюдений. Всё это было изъято. Дело о Нострадамусе мы закрыли.
Краем уха я слышал, что было проведено несколько ответственных совещаний, где анализировались все аспекты внутреннего зрения. Было выяснено, что «прокол» не представляет собой принципиально нового биологического свойства. В неявной форме он присущ некоторым высшим животным и даже насекомым. В чистом виде «проколом сути» (ридинг-эффект) является, например, так называемое «озарение» у учёных, в момент которого они сразу, минуя все промежуточные этапы, видят конечный результат исследования, или близкое к нему «вдохновение», свойственное художникам и писателям, когда автор очень ясно, до тончайших нюансов ощущает всё своё новое ещё даже ненаписанное произведение.
Так что это факт известный.
Вероятно, ограниченным внутренним зрением в какой-то мере обладают все опытные врачи.
Или инженеры.
Или геологи.
Это называется интуицией.
Наверное, в дальнейшем оно станет одним из основных инструментов познания.
Я надеюсь.
Надо сказать, что участники совещаний пребывали в некоторой растерянности: с одной стороны метод Нострадамуса имел громадную стратегическую ценность, фактически преобразуя наше видение Вселенной, но с другой — освоение его требовало полутора или двух десятков лет напряжённой и самоотверженной работы, а по достижении первых же значимых результатов приводило к быстрой и неизбежной гибели реципиента.
Не знаю, кто бы согласился пойти на это. Я бы не согласился.
Я хорошо помню свои ощущения во время «прокола». Это было настоящее столпотворение ужасов и катастроф.

Третий Вавилон.
Я едва выжил.
Ничего не поделаешь.
Таков наш мир.

Конечно, он не состоит из одной лишь боли. Скорее наоборот. Основой его являются именно позитивные гуманистические идеалы. В мире много радости и счастья. Но человеческое счастье есть чувство естественное. Я бы сказал, что это есть норма, и оно воспринимается как норма — будто воздух, которым дышишь, не замечая. Это необходимый жизненный фон. А социальная патология, которая, пузырясь, захлёстывает нашу планету, уродливыми формами своими настолько вываливается из фона, что при настоящем «проколе» ощущаешь прежде всего её — очень ярко и в полном объёме.
Одно связано с другим и действительное «проникновение в суть» обязательно сопровождается спонтанным восприятием чёрного хаоса современности.
Они неразделимы.
Нельзя видеть только часть правды.
Нострадамуса убила Фирна. Или что-то последовавшее за ней.
Я не знаю — что?
Судя по записям в дневнике, он уже начинал догадываться об этом. Картины финальных страниц невыносимы. Но останавливаться было поздно, он добился успеха — началось непрерывное озарение и вся боль мира хлынула в него.

Третий Вавилон.

Единственное, что он успел — это попытаться хоть как-то помочь людям.
И то немного.
Я думаю, что метод действительно появился слишком рано. Я читаю газеты и смотрю телевизор: мир полон таких самоубийственных событий, что невольно возникают сомнения в разумности земной цивилизации. Человеку, который непосредственно воспринимает жестокость и кровь, текущие по континентам, просто невозможно существовать в наше время.
Я думаю, что это дело будущего.
Когда-нибудь исчезнут войны и насилие, о геноциде, терроре и расовой дискриминации будут читать только в книгах по истории. А любое преступление против отдельной личности или против общества в целом будет рассматриваться как явный симптом сумасшествия, требующий экстренного и радикального лечения.
Тогда можно будет вновь обратиться к дару, который заложен в нас неистощимой природой.
Я уверен, что такое время наступит…

                                                                                                                                                                ТРЕТИЙ ВАВИЛОН. ИЗБРАННОЕ,
                                                                                                                                                                        Автор: А. Столяров

Катрены

0

3

Танцевать... Мне надо танцевать

Безликий город. Множество домов.
Здесь жители его всегда не видят снов.
И наш герой. Такой же, как другие:
Он не способен на дела благие.
(Как, впрочём, и на все иные).
Лишённый чувств, лица и мира пониманья.
Живёт он, как и тысячи людей,
Кто убеждён, что тайна мирозданья
Лишь в том, что этот грязный Бог – злодей.
Таков герой. В поэме он молчит.
Бездействует. Безвольно жизнь влачит.

Однажды, ранним утром, он бродил
По набережной, голову склоня.
Восход, как и всегда, его не удивил,
Ведь не бывало в его жизни дня
Когда его вообще хоть что-то в жизни удивляло.
Всегда был равнодушен ко всему.
Его никчёмное существованье показало
Давно ему, что пить ту чашу лучше одному.
Остановился вдруг. И начал рассуждать.
Зачем так жить? Чего от жизни ждать?
За годом год не выбираться из забвенья,
Мечтам тихонько предаваться о спасенье.
В чем смысл этой жизни?
Какова возможность, что где-нибудь ещё, в каком-то другом мире
Эмоции людские будут шире? Сколько уже можно?
И есть ли мир, где чувств корабль бороздит моря.
Зная, что есть пристань. Только лишь моя.

                          из поэмы в двух измерениях Олега Призрачного - Мир кубизма.

.... война выковывает атлетические тела и железные характеры. Впрочем… — Марков крепко потер виски, силясь что-то припомнить. Впрочем, это все не важно… О чем я хотел тебя спросить? Ах да! Почему-то мне кажется, что ты не будешь говорить неправды. Ты здешний?

— Нет, — покачал головой старик.
— Но всё - таки ты родился здесь?
— Нет.
— Но всё - таки ты — европеец? Француз? Англичанин? Русский? Немец?
— Нет, нет…

Марков в раздражении ударил кулаком о борт кровати.

— Да кто же ты наконец? И почему, чёрт возьми, мне так страшно знакомо твоё лицо? Видались мы когда-нибудь с тобой?

Старик ещё больше понурился и долго сидел, не говоря ни слова. Наконец он заговорил, точно в раздумье:

— Да, мы с тобой встречались, Марков, но ты никогда не видал меня. Вероятно, ты не помнишь или забыл, как во время чумы твой дядя повесил в одно утро пятьдесят девять человек? В этот день я был в двух шагах от него, но он не видел меня.
— Да… правда… пятьдесят девять… — прошептал Марков, чувствуя, как им овладевает нестерпимый жар. — Но это… были… мятежники…
— Я был очевидцем жестоких подвигов твоего отца под Севастополем  и твоего деда после взятия Измаила, — продолжал своим беззвучным голосом старик. — На моих глазах пролилось столько крови, что ею можно было бы затопить весь земной шар. Я был с Наполеоном на полях Аустерлица, Фридланда, Иены и Бородина. Я видел чернь, которая рукоплескала Сансону, когда он показывал с подмостков гильотины окровавленную голову Людовика. При мне в ночь святого Варфоломея правоверные католики с молитвой на устах избивали жён и детей гугенотов. В толпе беснующихся фанатиков я созерцал, как святые отцы инквизиторы жгли на кострах еретиков, как во славу божию сдирали они с них кожу и как заливали им рот расплавленным свинцом. Я шёл вслед за полчищем Аттилы, Чингис-хана и Солимана Великолепного, которые означали свой путь горами, сложенными из человеческих черепов. Вместе с буйной римской толпой я присутствовал в цирке при том, как травили псами зашитых в звериные шкуры христиан и как в мраморных бассейнах кормили мурен телами пленных рабов… Я видел безумные кровавые оргии Неронаи слышал плач иудеев у разрушенных стен Иерусалима.
— Ты — кошмар… уйди… ты — бред моего больного воображения. Отойди от меня, — с трудом прошептал Марков запекшимися губами.

Старик поднялся со скамейки. Его сгорбленная фигура точно выросла в одно мгновение, так что волосы его головы касались потолка. И он опять заговорил медленно, однотонно и грозно:

— Я видел, как впервые пролилась кровь человека. Были на земле два брата. Один ласковый, нежный, трудолюбивый и сострадательный. Другой старший — был горд, жесток и завистлив. Однажды они оба приносили, по обычаю отцов, жертву своему богу: младший — плоды земные, а старший — мясо наловленных им зверей. Но старший питал в сердце злобу к своему брату, и дым от его жертвенника стлался по земле, между тем как дым от жертвенника младшего прямым столбом поднимался к небу. Тогда переполнилась душа старшего давнишней завистью и злобой. И произошло на земле первое убийство…
—Ах, отойди, оставь меня… ради бога, — шептал Марков, мечась по сбившейся простыне. Но старик продолжал свою речь:
— Да, я видел, как его глаза расширились от ужаса смерти и как его скорченные пальцы судорожно царапали мокрый от крови песок. И когда он, вздрогнув в последний раз, вытянулся на земле, холодный, неподвижный и бледный, то нестерпимый страх овладел убийцей. Он бежал, пряча лицо своё, в лесную чащу и лежал там, дрожа всем телом, до самого вечера, до тех пор, пока не услышал голос разгневанного бога: «Каин, где брат твой Авель?» Уйди, не мучь меня! — с трудом шевелил губами Марков.

— Объятый трепетом, я отвечал господу: «Разве я сторож моему брату?» Тогда проклял меня господь вечным проклятием: «Оставайся в живых до тех пор, пока стоит созданный мною мир. Броди бездомным скитальцем во всех веках, народах и странах, и пусть твои глаза ничего не видят, кроме пролитой тобою крови, и пусть твои уши ничего не слышат, кроме предсмертных стонов, в которых ты всегда будешь узнавать последний стон твоего брата».

Старик замолчал на минуту, и когда он заговорил, то каждое его слово падало на Маркова с тяжёлой болью:

— О господи, справедлив и неумолим твой суд! Уже многие столетия и десятки столетий странствую я по земле, напрасно ожидая смерти. Высшая, беспощадная сила влечёт меня туда, где умирают на полях сражений окровавленные, изуродованные люди, где плачут матери, произнося проклятия мне, первому братоубийце. И нет предела моим страданиям, потому что каждый раз, когда я вижу истекающего кровью человека, я снова вижу моего брата, распростёртого на земле и хватающего помертвелыми пальцами песок… И тщетно хочу я крикнуть людям: «Проснитесь! Проснитесь! Проснитесь!..» Проснитесь, ваше высокоблагородие, проснитесь! — твердил под ухом Маркова настойчивый голос фельдфебеля. — Телеграмма…

Капитан быстро поднялся на ноги, мгновенно овладев, по привычке, своей волей. Уголья в камине давно потухли, а в окно столовой уже глядел бледный свет занимающегося дня.

— А как же… те?.. — спросил Марков с дрожью в голосе.
— Так точно, ваше высокоблагородие. Только что…
— А старик? Старик?
— Тоже.

Капитан, точно сразу обессилев, опустился на кровать. Фельдфебель стоял около него навытяжку, ожидая приказаний.

— Вот что, братец. Ты примешь вместо меня команду, — заговорил Марков слабым голосом. — Я сегодня подаю рапорт, потому что я… что меня… совершенно измучила эта проклятая лихорадка… И может быть, — он попробовал усмехнуться, но улыбка у него вышла кривая, — может быть, мне придётся скоро и совсем уйти на покой.

Ничему не удивлявшийся фельдфебель, приложив руку к козырьку, ответил спокойно:

— Слушаю, ваше высокоблагородие.

                                                                                                                                              Бред : Александр Куприн (Отрывок)

Зеркальные орнаменты

0

4

свет и темнота Смысла

Подброшу монетку, желанье скажу,
В стороны обе значенья вложу:
Выпадет решка, мечта воплотится.
И будет всё так, как мечталось. И сбыться
Сумеют все планы мои и надежды.
А если орёл? Значит, явится прежде
О чём и мечтать, не смела, боясь!
Глаза опускала, вперёд торопясь.
Вывод простой: Всё как лучше всегда
Сбываются мысли. Живут чудеса.

                                          Гадание на монете
                                   Автор: Надежда Мунцева

Герман  Иванович  Буш,   пожилой,   застенчивый,   крепкого   сложения,
симпатичный рижанин,  похожий лицом на Бетховена, сел за столик ампир, гулко
откашлялся, развернул  рукопись; у  него  заметно  дрожали руки и продолжали
дрожать во всё время чтения.
     Уже  в  самом начале наметился  путь беды. Курьёзное произношение чтеца
было несовместимо с  темнотою смысла. Когда, ещё в прологе,  появился идущий
по  дороге Одинокий Спутник, Фёдор  Константинович напрасно  понадеялся, что
это метафизический парадокс, а не  предательский ляпсус. Начальник Городской
Стражи, ходока  не пропуская, несколько раз повторил,  что он  "наверное не
пройдёт". Городок  был приморский (Спутник  шёл из Hinterland'a),  и  в  нём
пьянствовал экипаж  греческого  судна.  Происходил  такого рода разговор  на
Улице Греха:

Первая Проститутка
     Всё есть вода. Так говорит гость мой Фалес.
        Вторая Проститутка
     Всё есть воздух, сказал мне юный Анаксимен.
        Третья Проститутка
     Всё есть число. Мой лысый Пифагор не может ошибиться.
        Четвёртая Проститутка
     Гераклит ласкает меня, шепчет всё есть огонь.
        Спутник (входит)
     Всё  есть судьба.

  Кроме того было два хора, из которых один каким-то образом  представлял
собой волну  физика де Бройля и логику истории, а другой, хороший хор, с ним
спорил. "Первый матрос, второй матрос, третий матрос", -- нервным, с мокрыми
краями, баском пересчитывал Буш беседующих лиц. Появились какие-то: Торговка
Лилий, Торговка Фиалок и Торговка Разных Цветов. Вдруг что-то колыхнулось: в
публике начались осыпи.
     Вскоре  установились  силовые  линии  по разным направлениям через  всё
просторное  помещение,   --  связь   между   взглядами  трёх-четырёх,  потом
пяти-шести,  а там и десяти людей,  что составляло  почти четверть собрания.
Кончеев медленно и осторожно взял с этажерки, у которой сидел, большую книгу
(Фёдор Константинович заметил, что это альбом  персидских  миниатюр),  и все
так же медленно поворачивая  её  то так, то  сяк на коленях, начал её тихо и
близоруко рассматривать. У Чернышевской был  удивленный и оскорблённый  вид,
но  вследствие своей тайной  этики,  как-то  связанной  с памятью  сына, она
заставляла себя слушать.  Буш читал  быстро, его лоснящиеся скулы вращались,
горела  подковка  в  чёрном галстуке, а ноги  под  столиком  стояли  носками
внутрь,  --  и  чем  глубже,  сложнее  и  непонятнее  становилась  идиотская
символика  трагедии, тем  ужаснее  требовал выхода  мучительно сдерживаемый,
подземно-бьющийся клекот, и  многие уже нагибались, боясь смотреть, и  когда
на  площади начался Танец Масков, то  вдруг  кто-то --  Гец,  -- кашлянул, и
вместе  с кашлем  вырвался какой-то  добавочный вопль, и тогда Гец  закрылся
ладонями, а  погодя из-за  них опять появился, с бессмысленно  ясным лицом и
мокрой лысиной,  между тем  как на диване, за спиной Любови Марковны, Тамара
просто  легла  и  каталась  в  родовых  муках,  а лишённый  прикрытия  Фёдор
Константинович обливался  слезами,  изнемогая  от  вынужденной  беззвучности
происходившего в  нём. Внезапно  Васильев так тяжко повернулся на стуле, что
он неожиданно треснул, поддалась ножка, и Васильев рванулся, переменившись в
лице, но  не упал, -- и это  мало смешное происшествие явилось предлогом для
какого-то звериного, ликующего взрыва, прервавшего чтение, и покуда Васильев
переселялся на другой  стул, Герман  Иванович Буш, наморщив великолепный, но
совершенно  недоходный лоб, что-то в рукописи отмечал карандашиком,  и среди
облегчённого затишья неизвестная дама ещё отдельно простонала что-то, но уже
Буш приступал к дальнейшему чтению:

Торговка Лилий
     Ты сегодня чем-то огорчаешься, сестрица.
        Торговка Разных Цветов
     Да, мне  гадалка  сказала, что  моя  дочь  выйдет  замуж  за вчерашнего
прохожего.
        Дочь
     Ах, я даже его не заметила.
        Торговка Лилий
     И он не заметил её.
        "Слушайте, слушайте!", -- вмешался хор, вроде
как в английском парламенте.

Опять   произошло  небольшое  движение:  началось   через  всю  комнату
путешествие пустой папиросной коробочки,  на которой толстый адвокат написал
что-то, и  все наблюдали  за этапами её  пути, написано было,  верно, что-то
чрезвычайно смешное,  но  никто не  читал, она  честно  шла  из рук в  руки,
направляясь к Фёдору  Константиновичу, и когда, наконец, добралась  до него,
то он прочел на  ней: "Мне  надо будет потом переговорить с вами о маленьком
деле".
     Последнее действие подходило  к концу. Фёдора Константиновича незаметно
покинул бог смеха, и  он  раздумчиво смотрел  на  блеск башмака. С парома на
холодный брег. Правый жал больше левого. Кончеев полуоткрыв рот, досматривал
альбом. "Занавес", -- воскликнул Буш с легким ударением на последнем слоге.

                                                                                          из романа В.В. Набокова - Дар

Подарок

0

5

Автор колыбельных

Элегантное, в долине
Отдыхает Котере —
Белых домиков балконы.
А на них смеются дамы

И, смеясь, глядят на площадь,
Переполненную людом,
Где танцуют два медведя
Под ревущую волынку.

Атта Троль с его супругой,
Именуемою Муммой, —
Те танцоры, и довольны,
И дивятся танцам баски......

(Пан Шнаппанский стал поэтом),
Витязь наш благочестивый
Медвежатником пустился
С Муммою и Атта Тролем.

Он плясать их заставляет
Пред народом на базарах;
Ах, на рынке Котере
Атта Троль в цепях танцует.

                          Атта Троль (Избранное)
                              Поэт: Генрих Гейне

Действие 2

(На сцене маленький оловянный солдатик и маленькая танцовщица)

Маленький оловянный солдатик: Самым приметным здесь оказался прекрасный дворец. Перед ним раскинулось маленькое озеро, вокруг которого стоят деревца, а по озеру плавают лебеди и смотрятся в него. Но лучше всего – вот эта девушка, стоящая в дверях замка. Юбочка на ней из тончайшего батиста, через плечо идёт узкая голубая лента, будто шарф, а на груди сверкает большая блёстка. Она долго-долго стоит на одной ноге, вытянув перед собой руки, а другую вскинула так высоко, что мне её отсюда совсем не видно. Наверное, она чем-то похожа на меня. Только, кажется, из знатных, и живёт во дворце. А у меня всего-то и есть, что коробка, да и то нас в ней целых двадцать пять солдат, не место ей там! Но познакомиться можно! Только сперва хорошенько рассмотрю эту прелестную танцовщицу!

Маленькая танцовщица: Вечером всех оловянных солдатиков, кроме одного, водворили в коробку, и люди в доме легли спать, а игрушки сами стали играть – и в гости, и в войну, и в бал. Щелкунчик кувыркался, грифель плясал по доске. Поднялся такой шум и гам, что канарейка проснулась и запела. Только я по-прежнему стояла на одном носке и, не отрываясь, смотрела на оловянного солдатика, браво стоявшего в своём красно-синем мундире с ружьём на плече возле старой табакерки.
Маленький оловянный солдатик: Вечером люди в доме легли спать, а игрушки сами стали играть – и в гости, и в войну, и в бал. Щелкунчик кувыркался, грифель плясал по доске. Поднялся такой шум и гам, что канарейка проснулась и запела. Не трогалась с места лишь прелестная танцовщица, стоявшая на одном носке, протянув руки вперёд. А я всё смотрел и смотрел на неё, не отрывая взгляд.

Действие первое

                Выбегаю дети, садятся на край сцены.

Мальчик 1: (обращаясь к девочке) Ты чего сегодня такая загруженная?
Девочка: Да, предки разводятся. Сегодня суд.
Мальчик 2: Не парься, у нас полкласса живут с одной мамой.
Девочка: Я вот о чём думаю: ведь зачем-то они поженились. Я появилась. Неужели они не понимают, что вместе легче, веселее. Правда, когда они не разговаривают, как-то стрёмно. Ходят, как чужие. Будто никогда, никогда не обнимались, ни целовались.
Мальчик 1: Может, они обиделись? Может, сказали друг другу неправильные слова?
Девочка: Может, я же не всё время могу их контролировать.
Мальчик 2: Они, наверное, забыли, что когда-то они хотели понять друг друга. А теперь: мы обиделись! Надулись и ходят обиженные.
Девочка: Я когда-то прочитала в одной книги, что взрослым всегда всё надо объяснять. Может, им надо объяснить?
Мальчик 1: Или напомнить: как они любили друг друга.
Девочка: Но они такие упрямые. У папы в детстве была любимая игрушка: стойкий оловянный солдатик. Наверное, он берёт с него пример. «Мальчик и служанка сейчас же выбежали искать его, но никак не могли увидеть, хотя чуть не наступали на него ногами. Крикни он им: «Я тут!» — они, наверное, и нашли бы его, да только не пристало солдату кричать во всё горло — ведь на нём был мундир.» Это когда тролль подстроил, чтобы он выпал из окна.
Мальчик 2: Да, «не пристало солдату кричать во всё горло — ведь на нём был мундир.» Но в сказке всё плохо закончилось. Я так и не понял: они от любви сгорели или от огня?
Девочка: Конечно, от огня.
Мальчик 1: А почему он, сгорая, превратился в маленькое оловянное сердечко?
Мальчик 2: Да, и когда служанка чистила камин, не только нашла в золе оловянное сердечко, а ещё блёстку танцовщицы. Правда, она не блестела, а была чёрная.
(сидят какое-то время молча)
Девочка: Так, причём здесь их развод?
Мальчик 1: Ну, всё понятно, у папы любимая игрушка оловянный солдатик? Так?
Девочка: Так.
Мальчик 1: Значит, он запрограммировался: что всё должно закончится плохо.
Девочка: Ну, ты тоже скажешь. А зачем они меня народили?
Мальчик 2: Он, наверное, думал, что может сказку изменить.
Мальчик 1: Здесь без тролля не обошлось  .
Девочка: Это  не тролль -  трОллиха, мамина подруга, я теперь понимаю. Всегда маме говорит: «Какой твой муж неповоротливый, какой нечувствительный. У него, наверное, оловянное сердце»

          (Зал суда. В зале сидят Солдат, Танцовщица. Заходят судья, прокурор и адвокат)

Судья: Слушается дело о разводе солдата и танцовщицы. Как, не указано ни имени, ни фамилии
Адвокат: Ваша честь, этих героев создал великий сказочник Ганс Кристиан Андерсен. По одной из версии маленький мальчик увидел из окна своей квартиры высокого мужчину в чёрном фраке, который шёл по улице, размахивая руками и что-то говоря себе под нос. Мальчик спросил маму: «Кто это?». Мать сказала, что это господин Андерсен. Он является автором колыбельных, под которые мальчик хорошо засыпает. У малыша было не так много игрушек— старая лошадка из папье-маше без хвоста, несколько кубиков и сломанный оловянный солдатик. Ребёнок взял безногого солдатика, выбежал на улицу и вручил игрушку опешившему прохожему.

Действие 4

Мальчик 1:  Когда мы ещё маленькие дети, то мы верим в чудо. Мы пытаемся вам сказать, даже если плачем, кричим и просим.
Девочка: Это мы делаем не из-за вредности, это мы хотим, чтобы вы нас услышали. Потому что мы верим в радость и в счастье, не боимся, что наше чувство может быть высмеяно.
Мальчик 1: Мы знаем, с кем нам надо сражаться и кого опасаться
Мальчик 2: Всё настоящее только в сказках? Поэтому в сказке Христина Андерсена они оба сгорели в огне камина. Или огне любви.
Девочка: Андерсен знал, что они не смогут договорится.
Судья: А жизни?
Прокурор: В жизни мы боимся не огня, а то, что нас неправильно поймут, стараемся подстроится под мнение людей.
Адвокат: И теряем любимых, потому что забыли, что слушать нужно только своё сердце.
Судья: Да, и не торопиться с выводами.

                                                                                                                                      Стойкий оловянный солдатик. Избранное.
                                                                                                                                                      Автор: Ольга Лепёхина

Катрены

0

6

Кухни

Дождёшься ль вечерней порой
Опять и желанья, и лодки,
Весла и огня за рекой?

                     Поэт: Афанасий Фет

Сумерки, сумерки вешние,
Хладные волны у ног,
В сердце — надежды нездешние,
Волны бегут на песок.

Отзвуки, песня далёкая,
Но различить — не могу.
Плачет душа одинокая
Там, на другом берегу.

Тайна ль моя совершается,
Ты ли зовёшь вдалеке?
Лодка ныряет, качается,
Что-то бежит по реке.

В сердце — надежды нездешние,
Кто-то навстречу — бегу…
Отблески, сумерки вешние,
Клики на том берегу.

                                          Сумерки, сумерки вешние...
                                                Поэт: Александр Блок

Стремоухов Антон был человек недиалогический. Свободно и просто он вступал в общенье лишь с землёй, камнем, снегом, деревом, железом – косной материей вообще. Здесь он чувствовал себя уверенно. Правда, последний член из ряда уже выбивался: на уровне кровельного железа, болта-гайки, гвоздя-шурупа, напильника-ножовки диалог шёл как по маслу, превращаясь со стороны второго участника почти в сочувствие-монолог; но с теми, кто имел собственную индивидуальность, например, с вращательными механизмами вроде коловорота или ручной дрели, коммуникация была уже менее родственной, ещё хуже обстояло дело с электричеством, совсем плохо – с радиотехникой; с ужасом ждал он обещанного в статьях, прозе и стихах свиданья со счётно-вычислительными машинами; в статьях каждому человеку через десять-пятнадцать лет обещалась такая личная машина.

Живой мир тоже располагался по степени возрастания сложности диалога: травы, деревья, насекомые, рыбы, коровы, кошки, лошади. Последние, с кем общалось ещё легко, были псы. Потом начинались трудности: дальше шли люди.

Из человечества проще всего было со стариками, родившимися до восьмидесятых годов, нетрудно и с более молодыми из того же века, за ними шли крестьяне, дети, работяги, женщины; дальше – всё труднее и труднее: кондукторы, продавцы, чиновники, начальство, коллеги. О спонтанно спокойном диалоге, как при коммуникативном акте с бревном или ямою, не могло быть и речи, приходилось душевно готовиться, внутренне собираться.

Чем человек приятней и ближе, тем общенье получалось тяжелее; получасовой телефонный разговор с другом выматывал его так, что столько же он отлёживался, а после особо интересных бесед принимал душ или тридцать раз отжимался, или пятьдесят раз приседал, или надолго застывал в позе змеи.

Самым естественным и желаемым образом жизни для Антона представлялось забиться в нору, сидеть на даче неделями без телефона. Он разрешал это себе нечасто: в перспективе мрачно маячил призрак знакомого литературоведа, замуровавшего себя в четырёх стенах, сообщавшегося с научным миром через жену (последние десять лет его не видел никто, что породило множество острот, варьирующих тему поручика Киже) и в конце концов окончательно сбрендившего.

И Антон стал появляться на московских кухнях. На самом деле это были не совсем кухни или даже совсем не кухни. То есть сначала, у кого-то, где-то, когда-то, может, и кухни. Но на памяти Антона сидели в комнате, а то и в двух, и в трёх, как у Тарновских, но говорилось всё равно: "Вчера на кухне у Тарновских…" Кухни различались оттенками и уклонами – в литературу, в живопись, в философию, в музыку. И у всех – в политику. Антон старался выбирать те, где её было поменьше.

                                                                                                                       из книги Александр Чудаков - Ложится мгла на старые ступени
Символ, как одежда 7

0

7

Женщина из хвостового полушария

Идёт безумное кино
И не кончается оно.
Творится бред многосерийный.
Откройте выход аварийный.
Хочу на воздух, чтоб вовне
С тишайшим снегом наравне
И с небесами, и с ветрами
Быть непричастной к этой драме,
Где всё смешалось, хоть кричи,
Бок о бок жертвы, палачи
Лежат в одной и той же яме
И кое-как и штабелями.
И слышу окрик:
«Ваш черёд.
Эй, поколение, вперёд.
Явите мощь свою, потомки.
Снимаем сцену новой ломки».

                            Идёт безумное кино...
                          Поэт: Лариса Миллер

Чеди медленно встала и вышла, с удовольствием после духоты вдыхая прохладный воздух. Она остановилась у тонкой, квадратного сечения колонны из дешевого искусственного камня, всё ещё продумывая сцену всеобщего покаяния под гипнозом. Внезапно она почувствовала на себе упорный взгляд, обернулась и оказалась лицом к лицу с атлетически сложенным «кжи» в зелёной одежде с нашитым на рукаве знаком сжатого кулака. Небольшая группа людей среди «кжи» достигала возраста в 30 земных лет. Это были так называемые «спортивные образцы» — профессиональные игроки и борцы, ничем не занятые, кроме мускульных тренировок, развлекавшие огромные толпы на стадионах зрелищами, похожими скорее на массовые драки.

Спортивный «образец» смотрел на неё упорно и бесцеремонно, как и многие другие мужчины, встречавшиеся здесь Чеди. Ещё в садах Цоам привыкла она к манере жителей Ян-Ях раздевать взглядом. На Земле в наготе, в естественном виде человека, никто не находил ничего особенного, ничего возбуждающего во всяком случае, тем более постыдного. Конечно, каждый должен быть чистым и не принимать неэстетичных поз, чему учили с первого года жизни. У жительницы Земли взгляды мужчин Ян-Ях могли вызывать только неприятное чувство, как взгляды сумасшедших.

«Образец» спросил:

— Приехала издалека? Недавно здесь? Наверное, из хвостового полушария?
— Как вы… — Чеди спохватилась, — ты угадал?

Тормансианин довольно усмехнулся.

— Там, говорят, есть красивые девки, а ты… — он щёлкнул пальцами, — ходишь одна, хоть красивее всех, — незнакомец кивнул в сторону спускавшихся по ступеням. — Меня зовут Шот Ка-Шек, сокращённо — Шотшек.
— Меня Че Ди-Зем, или Чезем, — в тон ответила ему Чеди.
— Странное имя. Впрочем, вы там, в хвостовом, какие-то другие.
— А ты был у нас?
— Нет, — к облегчению Чеди, признался тормансианин. — А ты чья-нибудь?
— Не поняла.
— Ну, принадлежишь ты мужчине или нет? — Видя недоумение Чеди, Шотшек рассмеялся. — Тебя берет кто-нибудь?
— Нет, никто! — сообразила Чеди, мысленно ругая себя за тупость.
— Пойдём со мной в Окно Жизни.

Так назывались у тормансиан большие помещения для просмотра фильмов и артистических выступлений.

— Что ж, пойдём! — ответила Чеди. — А если бы у меня был мужчина?
— Я отозвал бы его в сторону, и мы бы поговорили с ним. — Шотшек пренебрежительно пожал плечами. Стало ясно, что для него подобные «переговоры» всегда кончались успешно.

Шотшек завладел рукой Чеди. Они направились к серой коробке ближайшего Окна Жизни.

Духота здесь напоминала Дом Собраний. Сиденья стояли ещё теснее. В жаркой комнате сиял искрящийся громадный экран. Техника Ян-Ях позволяла создавать правдоподобные иллюзии, захватывающие зрителей красочной ложью. Чеди ещё со звёздолета видела много фильмов, и этот мало отличался от них. Хотя давным-давно планета Ян-Ях превратилась в единое государство, действие происходило в одну из прошлых войн. Герои действовали со всей хитростью и жестокостью древних лет. Убийства и обман шли непрерывной чередой. Красивые женщины вознаграждали героев в постелях или подвергали их беспримерным унижениям. Одним из главных действующих лиц была женщина. Она по ходу действия убивала и пытала людей.

Бешеные скачки на верховых животных, гонки на грохочущих механизмах, плен, бегство, снова плен и бегство. Действие разворачивалось по испытанной психологической канве. Когда героиня оказалась в постели, чуть-чуть прикрытая одеялом (тормансианский запрет на определенные части тела), с нагим, но снятым со спины героем, Чеди почувствовала, как горячие и влажные руки Шотшека схватили её за грудь и колено. Жалея, что она не обладает закалкой и психической силой Фай Родис, Чеди сделала попытку отстраниться. Тормансианин держал крепко. Не желая отвечать насилием, Чеди резко выставила клином локоть, высвободилась, встала и пошла к выходу под раздражённые крики тех, кому она загораживала зрелище. Шотшек догнал её на дорожке, ведущей к большой улице.

— Зачем ты меня обидела? Что я сделал плохого?

Чеди посмотрела спокойно, даже печально, соображая, как выйти из создавшегося положения, не открывая своего инкогнито.

— У нас так не поступают, — тихо сказала она, — если в первый же час знакомства так обниматься, что же делать во второй?

Шотшек недобро захохотал.

                                                                                                                            Час Быка. Глава X. "Стрела Аримана" (Отрывок)
                                                                                                                                                        Автор Иван Евремов

Время, такое время

0

8

Две земли и одно небо

Как предвидеть наперёд
Трудный путь стрелковых рот,
Кто до ближней дойдет переправы,
Кто до самой победы дойдёт?
Как предвидеть наперёд,
Что тебя на свете ждёт?..

           Николай Караченцов - Минуты тишины (Отрывок)

«… Ни Синцов, ни Мишка, уже успевший проскочить днепровский мост и в свою очередь думавший сейчас об оставленном им Синцове, оба не представляли себе, что будет с ними через сутки.

Мишка, расстроенный мыслью, что он оставил товарища на передовой, а сам возвращается в Москву, не знал, что через сутки Синцов не будет ни убит, ни ранен, ни поцарапан, а живой и здоровый, только смертельно усталый, будет без памяти спать на дне этого самого окопа.

А Синцов, завидовавший тому, что Мишка через сутки будет в Москве говорить с Машей, не знал, что через сутки Мишка не будет в Москве и не будет говорить с Машей, потому что его смертельно ранят ещё утром, под Чаусами, пулемётной очередью с немецкого мотоцикла. Эта очередь в нескольких местах пробьёт его большое, сильное тело, и он, собрав последние силы, заползёт в кустарник у дороги и, истекая кровью, будет засвечивать плёнку со снимками немецких танков, с усталым Плотниковым, которого он заставил надеть каску и автомат, с браво выпятившимся Хорышевым, с Серпилиным, Синцовым и грустным начальником штаба. А потом, повинуясь последнему безотчетному желанию, он будет ослабевшими толстыми пальцами рвать в клочки письма, которые эти люди посылали с ним своим жёнам. И клочки этих писем сначала усыплют землю рядом с истекающим кровью, умирающим Мишкиным телом, а потом сорвутся с места и, гонимые ветром, переворачиваясь на лету, понесутся по пыльному шоссе под колёса немецких грузовиков, под гусеницы ползущих к востоку немецких танков.

                                                                                                                    из книги Константина Симонова - Живые и мёртвые

Тема

0

9

Зеркало для малышки

Покажу я фокус вам:
Я-вот здесь и я- вон там!
Я и я - мы так похожи!
Я и я - мы корчим рожи.
Повторяем все движенья -
Это я и отраженье!

***
Потянулась Наденька
К зеркалу рукой,
Удивилась Наденька:
"Кто же там такой?"

                Автор: Неизвестен

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

«В том мире – в зазеркалье – за этой плоской гранью нет эмоций. Там нет желаний! Одно сплошное механическое отражение. Я трогаю и чувствую эту родинку здесь, а там в отражении, я её трогаю, но не чувствую. Там она у меня справа. Здесь – слева.

Почему «или там» «или здесь»?
Почему нельзя быть всюду? Всюду присутствовать сильно и властно!

Как гадко терзают потребности! Как нудно мучают желания! Как разделить их, чтобы властвовать?
Найти такую точку, с которой можно было бы реально управлять желанием – хотеть и не хотеть! Тогда я стал бы Богом! Тогда не стало бы ужасных мук!

Как я бессилен!
Как худо...
А, может быть, реальный – это я, который там?
И я, который там, не чувствую боли, которая здесь?
А, может быть, здешняя боль наслаждение там?

Но что реально и что нереально? Построенное здание – реальность, но сделано оно искусственно – сперва воображением и уж потом руками! Роман написан, инсценирован и снят в кино, актёры в нём играют, но ведь действуют реально! И зрители реально плачут! И «тот» и «этот» мир реален! Всё воплощается?

Жизнь – выдумка?

В чём суть божественного смысла?
Что, если космос, его звёзды, планеты и все дыры – реально ощутимая материя, но выдумка?
Что есть реальность?
Для чего она?

Не наркотик ли пища и воздух? Без них, ведь, совсем никуда!
Тогда, что жизнь? Что в ней желание и страсть?
И что в ней ценного?

Жить для того, чтобы дышать, дышать для того, чтобы жить и опять жить, чтобы дышать? Какой смысл во всей этой замкнутой колбасе?
Сплошной процесс…
И что я значу в нём?

Как я устал!

От чего мне так худо?
Избавиться бы от всего...»

Держась за зеркало, как за икону, Хан всё смотрел в него, пока так, сидя на полу и навалившись грудью на лежанку, не уснул, склонив на руку голову.

***

Время исчезло.

***

Небесные, нежные склянки и светлые хоры пронзили пространство, и всё озарилось сиянием.

Поверхность зеркала набухла, задрожала ртутью, вспучилась, и из неё появилась рука... Она на мгновение замерла, словно прислушавшись, затем, двинулась далее, и следом за нею возникла вторая... Две руки, как резину, раздвинули раму, и из светящейся поверхности возникла голова…

Такая же торчащая щетина, такие же чумазые разводы на лице…
Она замерла, осмотрела подвал и двинулась являться далее.
За нею стали появляться шея, плечи, грудь...

Вылупившись по пояс, словно сантехник из люка, этот фантом внимательно оглядел спящего, осторожно окончательно выбрался из рамок, аккуратно опустил зеркало за топчан, чтобы оно не упало и не сбрякало.

На корточках, как воробей, он (неизвестный) посидел немного на топчане, наблюдая Хана.

Глядя на его родинку, потрогал свою…

Улыбнулся нежно и осторожно слез с лежанки.

Сунул руку сквозь стену, как в воду. Вынул. Осмотрел лестницу, потрогал её пальчиком, подтянулся на ней пару раз, обошел вокруг лежанки, спящего и, глядя на Хана, сел рядом, как Хан.

Положил свою голову так же, как Хан, идеально скопировав Хана.

                                                                                                                                                                       Химера (Избранное)
                                                                                                                                                                              Автор: Одуй

Время, такое время

0

10

*******

Когда меня спрашивают,
как же это случилось со мною,
как мог я не понимать
и не видеть,
когда всё это так понятно,
так просто
и очевидно,
я отвечаю —
перечитайте, пожалуйста, этот роман,
там всё обо мне рассказано
точно и достоверно.
Я Маугли,
выросший в джунглях,
прилежный воспитанник
волка Акелы,
пантеры Багиры,
усатого тигра Шер-Хана,
впитавший в себя с молоком
их законы и нравы,
их воздух,
их веру, —
как я мог догадаться,
что бывает иначе,
что существуют иные законы,
иные понятья о зле,
о добре
и о прочем!
Я Маугли,
слишком поздно, увы,
выходящий из джунглей,
унося в себе,
как заразу,
их дыханье,
их застоявшийся воздух,
пропитавший собою меня,
мою кожу
и душу.

                                          Маугли
                    Автор: Юрий Левитанский

В полицию они решили не ходить, так как виноватыми себя не чувствовали. Но вскоре к ним пожаловала инспектор детской комнаты , белокурая полноватая женщина, при погонах. – Ирина Георгиевна Щербакова, представилась она. Наслышана о вас  много хорошего. Хочу поблагодарить за успешное раскрытие кражи!

-Мы то тут при чём? – сказала Вика. Всё это  сарафанное  радио, мама подсуетилась!
- Я собственно пришла к вам девочки за тем, что бы пригласить  вас в кружок « Юный друг полиции». Сама  организовала, сама буду вести!
- И что там в этом кружке делают? - спросила старшая сестра.
- Будем учиться раскрывать преступления, помогать полиции!   
- Прямо, как  Шерлок Холмс, воскликнула обрадованная Лерка.
- Может потом своё агентство откроем. А что,  мы согласны!
- Говори за себя! - сказала Вика.   Я не собираюсь,  быть стукачкой, у нас это в школе не приветствуется!
- Зря ты так говоришь, одёрнула её Лера, это не стукачество,  это добрыми делами называется.
- Скажи, почему Козлова должна носить шикарные вещи, если их не заработала?   Словом, я за справедливость!
- Это дело взрослых, сказала серьёзно Вика, а тебя то куда понесло!  И не строй из себя Робин Гута!

Мнение сестёр в этом вопросе разделилось. И теперь Лерка частенько пропадала в кабинете своей начальницы. Та ей  доверительно рассказывала о себе, что с самого детства мечтала бороться с преступностью.  Часто они  распивали чай с вкусняшками. И даже Ирина Георгиевна подарила Валерии лакированные туфельки на  каблучке. В них Лерка казалась на много старше. Она была на седьмом небе от счастья. Мать не одобрила такой подарок, а сестра прямо назвала её стукачкой!

- А теперь Лера, мы будем общаться только по телефону, вместе нас не должны видеть И ещё, если хочешь понять преступника, нужно с ним сблизиться, узнать все его тайны, надеюсь поняла!

Задания были несложными, последить за кем-либо,  Потом началось сложнее, познакомиться, войти в доверие, проникнуть в их компанию. Но ничего нового Лерка для себя не открыла, все её новые подружки были из неблагополучной семьи, с пьющими родителями, отчего сами страдали. А так они были неплохими ребятами!

И вот оно настоящее задание, которого так долго ждала Валерия.  Должна войти в доверие , узнать как можно больше о подозреваемых, в деле об убийстве юной девушки, нынче в летнем парке. Мотив убийства, предположительно ограбление. С девушки  сняты все золотые украшения, похищена сумочка . – Особое внимание обрати на то, нет ли там вещей убитой! - наставляла её Ирина Георгиевна. Фото похищенного скину тебе на телефон, будь повнимательнее! А ещё  будь осторожней, там где - то притаился убийца!

                                                                                                                                                                         Стукачка (Отрывок)
                                                                                                                                                                               Автор: Татьяна Кассирова

Это очевидно

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»


phpBB [video]


Вы здесь » Ключи к реальности » Волшебная сила искусства » Зеркальные орнаменты