Ветхозаветная Скиния. Часть 1.
Ски́ния (др.-греч. σκηνή, скэнэ́, «шатёр, палатка»; др.-евр. מִשְׁכָּן, мишкан, «обиталище, местопребывание», др.-евр. אהל מועד, оэль моэд, «шатёр встречи, собрания»)
В русской традиции также употребляется синоним слова скиния — куща (Суккот).
Источник НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ МОНОТЕИЗМА МОИСЕЯ.
Материалы выступления на Конференции еврейских знаний ЛИМУД, Минск, 13 мая 2016, Левин Б.Х.
(существенно сокращённый и упрощённый вариант готовой к изданию книги)
ПРЕДИСЛОВИЕ
Здесь будет показано, что Моисей основал монотеизм на научном понимания мироздания.
Я рос в атеистической семье, в которой единственной книгой, связанной с Библией, были "Библейские сказания" З. Косидовского. Оттуда я с детства узнал, что бога таки нет, а есть священная история евреев, тщательно записанная в Библии, и весь мир живет, волей неволей изучая эту историю.
Только после 45 лет я начал читать Библию.
1. НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ
Пусковым моментом данного исследования стал этот отрывок:
"Надав и Авиуд, сыны Аароновы, взяли каждый свою кадильницу, и положили в них огня, и вложили в него курений, и принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им; и вышел огонь от Господа и сжег их, и умерли они пред лицем Господним. И сказал Моисей Аарону: вот о чем говорил Господь, когда сказал: в приближающихся ко Мне освящусь и пред всем народом прославлюсь. Аарон молчал" (Лев. 10, 1 - 3).
Какая же мощная тайная сила удерживала Аарона, старшего брата Моисея от проявления горя по своим сыновьям?
Смерть священников в святилище, говоря современным языком, представляет собой несчастный случай на производстве. Именно из-за его непредусмотренности, вышли наружу некоторые правила поведения в скинии, благодаря чему стало возможным раскрыть ее тайное предназначение.
2. ОГОНЬ ОТ ГОСПОДА
Из всего, что говорится в описании происшествия, важнее всего выяснить, что это за оружие, которым были убиты священники, и которое названо "огонь от Господа". Этот огонь не простой, так как священники были им убиты, а одежда на них не сгорела: "и вынесли их в хитонах их за стан" (Лев. 10, 5). Поэтому рассматривать такие источники огня в скинии, как угли и масляный светильник нет смысла. Тем более, они рукотворные, а не "от Господа".
Что же тогда может быть огнем от Господа, то есть огнем явно не рукотворным, да ещё в скинии? Чтобы не гадать, просто почитаем Библию. И мы найдём не один десяток мест, где без обиняков говорится об огне, исходящем непосредственно от Бога, как о... молнии. Вот наиболее интересные высказывания о молнии как "огне от Господа":
"И Господь произвел гром и град, и огонь разливался по земле... и был град и огонь между градом" (Исх. 9, 23 - 24);
"Огонь Божий упал с неба и опалил овец и отроков и пожрал их" (Иов. 1, 16);
"Потряслась и всколебалась земля, дрогнули и подвиглись основания гор; ибо разгневался Бог; поднялся дым от гнева Его и из уст Его огонь поядающий; горячие угли сыпались от Него. Наклонил Он небеса и сошел, - и мрак под ногами Его. И воссел на херувимов и полетел, и понесся на крыльях ветра. И мрак сделал покровом Своим, сению вокруг Себя мрак вод, облаков воздушных. От блистания пред Ним бежали облака Его, град и угли огненные. Возгремел на небесах Господь, и Всевышний дал глас Свой, град и угли огненные. Пустил стрелы Свои и рассеял их, множество молний, и рассыпал их" (Пс. 17, 8 - 15);
"Глас Господа высекает пламень огня" (Пс. 28, 7).
"Облако и мрак окрест Его; правда и суд - основание престола Его. Пред Ним идет огонь и вокруг попаляет врагов Его. Молнии Его освещают вселенную; земля видит и трепещет" (Пс. 96, 3 - 4).
А молния (линейная, а не шаровая) - это гигантская искра, электрический разряд.
Так это было чудо, или просто электрический заряд в скинии?
И в Библии находим ещё пять описаний огня от Господа, но уже непосредственно связанного с жертвоприношением, скинией и храмом:
"И вышел огонь от Господа и сжег на жертвеннике всесожжение и тук" (Лев. 9, 24). Причем, непосредственно перед этим в скинию заходили Моисей с Аароном. А вот, что об этом же эпизоде жертвоприношения во дворе скинии написал Иосиф Флавий: "На восьмой день... когда же все посвященные Господу Богу приношения были возложены на алтарь, внезапно из-под них само собой вырвалось пламя, подобное сверкающей молнии, и пожрало всё лежащее на жертвеннике" (Иудейские древности, III, 8, 6). Отсюда, во всяком случае, видно, что огонь от Господа подобен молнии.
"И вышел огонь от Господа и пожрал тех двести пятьдесят мужей" (Числ. 16, 35). Это кульминация восстания Корея против Моисея. Двести пятьдесят восставших, а также Моисей и Аарон, каждый с совками (в синодальном переводе - кадильницы), в которых были угли и благовония, собрались у входа в скинию, чтобы высыпать эту смесь на курительный жертвенник в скинии, Моисей и Аарон отделились от них, и тут же восставшие были поражены. Примечательна реакция народа на огонь от Господа: "на другой день все общество сынов Израилевых возроптало на Моисея и Аарона, и говорило: вы умертвили народ Господень" (Числ. 16, 41). То есть народ понимал, что огонь от Господа производят Моисей и Аарон. Тогда "вышел гнев от Господа и началось поражение... И умерло от поражения четырнадцать тысяч семьсот человек... И возвратился Аарон к Моисею, ко входу скинии собрания, после того, как поражение прекратилось" (Числ. 16: 46, 49, 50). И ещё: "И сказали сыны Израилевы Моисею: вот, мы умираем, погибаем, все погибаем. Всякий, приближающийся к скинии Господней, умирает: не придется ли всем нам умереть?" (Числ. 17, 12 - 13). А вот, как об этом же написал Иосиф Флавий: "Тогда вдруг появилось такое пламя, какого никогда не зажигала рука человека... Пламя это было так ярко и могуче, что его могло вызвать только веление Господа Бога. Огонь этот бросился на всех двести пятьдесят человек..." (ИД, IV, 3, 4).
"И ниспал огонь Господень и пожрал всесожжение, и дрова, и камни, и прах, и поглотил воду, которая во рве" (3 Цар. 18, 38). Это было на горе Кармил с пророком Илией.
"И призвал Господа, и Он услышал его, послав огонь с неба на жертвенник всесожжения" (1 Пар. 21, 26). На этом месте Давид запланировал построить храм, который потом построил Соломон.
"Когда окончил Соломон молитву, сошел огонь с неба и поглотил всесожжение и жертвы, и слава Господня наполнила дом" (2 Пар. 1, 7).
Итак, есть веские основания считать огонь от Господа, связанный со скинией, электрическим разрядом. Тогда возникает вопрос: откуда в скинии электрический заряд?
3. ОГОНЬ ЧУЖДЫЙ
Может быть, этот огонь от Господа связан с огнем чуждым? Ведь сказано: "принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им; и вышел огонь от Господа".
Однако, первое сомнение в этом порождает то, что, как правильно вносить угли и благовония в скинию, написано только после смерти священников: "И возьмет горящих угольев полную кадильницу с жертвенника, который пред лицем Господним, и благовонного мелкоистолченного курения полные горсти, и внесет за завесу; и положит курение на огонь пред лицем Господним, и облако курения покроет крышку, которая над ковчегом откровения, дабы ему не умереть" (Лев. 16, 12 - 13). Причем специально оговорено, что это "говорил Господь Моисею по смерти двух сынов Аароновых, когда они, приступив с чуждым огнем пред лице Господне, умерли..." (Лев. 16, 1). Напомню, священники "взяли каждый свою кадильницу, и положили в них огня, и вложили в него курений, и принесли пред Господа огонь чуждый", то есть огонь чуждый - это смесь тлеющих углей и благовоний.
Сомнение перерастает в уверенность, что огонь чуждый не имеет прямого отношения к смерти священников, когда читаем про восстание Корея, которое произошло уже после несчастного случая (Числ. 16).
Моисей предложил восставшим: "Возьмите себе кадильницы, и завтра положите в них огня, и всыпьте в них курения пред Господом" (Числ. 16, 6 - 7). Это же он повторил ещё раз (Числ. 16, 17). Так и сделали, но не только восставшие, а и сам Моисей, и Аарон: "И взял каждый свою кадильницу, и положили в них огня, и всыпали в них курения, и стали при входе в скинию собрания; также и Моисей и Аарон" (Числ. 16, 18). И - что же? "И вышел огонь от Господа, и пожрал тех двести пятьдесят мужей, которые принесли курение" (Числ. 16, 35). Но Моисей и Аарон остались невредимы, хотя в их руках был точно такой же "огонь чуждый", какой был у их противников. Значит, не в "огне чуждом" причина смерти от "огня от Господа". Восстание Корея было после смерти Надава и Авиуда, но несмотря на знание о якобы смертельной опасности "огня чуждого", Моисей с Аароном почему-то не побоялись идти к скинии с этим огнем.
4. НЕ ПЕЙ ВИНА
Зато далее в тексте Торы можно обнаружить вполне прозрачный намёк на одну очень нам понятную и наиболее распространенную причину любых несчастных случаев на производстве: священники были пьяны!
Сразу после стихов, в которых написано о происшествии в скинии и реакции на него Моисея, "сказал Господь Аарону, говоря: вина и крепких напитков не пей ты и сыны твои с тобою, когда входите в скинию собрания, чтобы не умереть. Это вечное постановление в роды ваши; чтобы вы могли отличать священное от несвященного и нечистое от чистого..." (Лев. 10, 8 - 10).
Обратим внимание, ведь смерть от огня от Господа напрямую и не обусловлена огнем чуждым - просто дана последовательность: они принесли огонь чуждый, и огонь от Господа сжег их. А вот употребление алкоголя прямо приводит к смерти в скинии: "вина и крепких напитков не пей ты и сыны твои с тобою, когда входите в скинию собрания, чтобы не умереть".
Но разве священники могли быть пьяны? Вполне - среди жертвоприношений числится и вино. Например, мясные жертвы священники обязаны были проверять на отсутствие порока. А как проверить качество вина? Только отведав его... Ведь нет запрета пить вино вообще, а только - перед посещением скинии. Мало того, священники обязаны были употреблять в пищу часть от жертв: 'Священникам левитам, всему колену Левиину, не будет части и удела с Израилем: они должны питаться жертвами Господа и Его частью... должно отдавать священнику плечо, челюсти и желудок; также начатки от хлеба твоего, вина твоего и елея твоего, и начатки от шерсти овец твоих отдавай ему' (Втор. 18, 1 - 4). А вина жертвовалось минимум 1 литр каждый день и до 40 литров в праздники.
Но не пьянство само по себе виновато в смерти священников. А только, когда пьяный входит именно в скинию. Вот, как сам Моисей шёл за скрижалями:
"Потом взошел Моисей и Аарон, Надав и Авиуд и семьдесят из старейшин Израилевых, и видели Бога Израилева; и под ногами Его нечто подобное работе из чистого сапфира и, как самое небо, ясное. И Он не простер руки Своей на избранных из сынов Израилевых. Они видели Бога, и ели и пили. И сказал Господь Моисею: взойди ко Мне на гору, и будь там; и дам тебе скрижали каменные, и закон и заповеди, которые Я написал для научения их. И встал Моисей с Иисусом, служителем своим, и пошел Моисей на гору Божию... И был Моисей на горе сорок дней и сорок ночей" (Исх. 24).
Как видим, Моисей пил перед тем, как пойти к Богу на гору, и от Господа не вышел огонь и не сжег Моисея. Правда, Моисей не нес чуждый огонь, и не шел в скинию. А ведь прямо написано, что пить вино запрещено только, когда идёшь в скинию: "не пей ты и сыны твои с тобою, когда входите в скинию собрания".
Продолжение следует...