Ключи к реальности

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Религия

Сообщений 1 страница 10 из 122

1

Как и откуда появилась христианская символика (часть 1)

Библия - это наше всё!

Историчность Иисуса Христа (И-Х) - предмет серьёзных научных дискуссий, хотя складывается впечатление, что ряды противников реальности И-Х не идут ни в какое сравнение с армией сторонников. В активах последних и "достоверные" описания жизнедеятельности богочеловека, мало чем отличающиеся от "биографии" Аполлона, и, конечно же, многочисленная символика, о происхождении которой пойдёт речь ниже.

Не менее любопытен и тот факт, что альтернативные историки практически не сомневаются в явлении И-Х народу - спор идёт лишь о дате и месте пришествия, причём к признакам хорошего тона относится аргументация в пользу исконно-посконности И-Х. На помощь взывается даже проклинаемый альтернативистами радиоуглеродный анализ (плащаницы)!

Как бы там ни было, но список иисусовых свидетельств можно закруглить. В него мы не будем помещать бесчисленные "святыни", которыми духовенство окормляет доверчивых прихожан. В хорошем смысле этого слова - ведь Бога ради же! Ибо беспристрастным учёным доподлинно известно, что все они - суть подделки или анахронистичны (созданы намного позже первых веков нашей эры). Со своей стороны могу предложить маститым учёным обсудить историчность этого джентльмена (Амона-Ра), послужной список которого ничем не хуже И-Х:

Религия

Ну, а мы, уважаемый читатель, перейдём к рассмотрению сути вопроса и проанализируем фрагмент сенсационной мозаики, обнаруженной недавно израильскими археологами:

Религия

Крест называется христограмма или хризма. Из названия уже как бы следует непреложный факт того, что церковь построили христиане (примерно в V-VIвв. н.э.). И вот уже по миру уже разносится благая весть:

В центре притвора, напротив входа в центральный неф, обнаружена надпись на греческом языке, содержащая имена Марии и Иисуса. В ней также упомянут благотворитель, благодаря которому была создана мозаика.

Надписи на мозаике действительно есть. В этом круге, например, легко прочитывается имя Артемида:

Религия

В круге слева упоминается благотворительность дьякона Зоргиса Гераклеса, а правее читается имя Деметра:

Религия

Согласитесь, что эти имена совсем не христианские, а, скажем так, языческие. Но на подобные случаи у историков и теологов имеется заготовленный контраргумент: христиане строили церкви на месте старых, языческих, и поэтому случаются накладки в виде языческого антуража вокруг христианской символики. Применительно к данному случаю выходит, что христиане переложили часть мозаики, изобразив хризму, а остальную, языческую, оставили в неизменном виде. Тогда следует признать, что дьякон Зоргис Гераклес строил языческий храм, а не христианский, либо он путался в символике и плохо отличал одну от другой. Но есть и другой вариант - путаются сами историки, не понимающие, как и откуда взялось христианство с присущим ему символизмом. Они уверены, что Альфа и Омега возникли в символике благодаря единственной цитате из Библии (Откр. 1:8):

"Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель".

Теперь, уважаемый читатель, предлагаю провести следующий эксперимент. У нас имеется обычный крест, который необходимо "нарядить" символикой, словно ёлку, имея на руках текст Нового Завета. В нём И-Х говорит о себе следующее:

Я есмь хлеб жизни

Я есмь дверь

Я есмь пастырь добрый

Я есмь воскресение и жизнь

Я есмь путь и истина и жизнь

Я есмь истинная виноградная лоза

Я есмь испытующий сердца и внутренности

Я есмь Альфа и Омега

Я есмь Первый и Последний

Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя

Я есмь Сущий

И надо учесть, что И-Х (якобы) говорил на арамейском языке, в котором нет ни Альфы, ни Омеги! Если в качестве Альфы ещё можно притянуть арамейскую Алеф, то претендентов нам Омегу мы в арамейском алфавите не найдём.

Почему бы, в таком случае, на ёлку-крест не водрузить звезду - она бы там прекрасно смотрелась! А под рукой - будьте любезны! - цитата из Библии. Звезду можно дополнить булкой хлеба, виноградной гроздью и двумя рыбами, встречающимися в раннехристианской символике.

Ничего этого на христианском кресте нет, а есть Омега, будучи незнакомая иудеям, поэтому вероятность того, что основанием для включения Омеги в каноническую христианскую символику послужил текст Библии, близка к нулю. Обветшалую поповскую догму "аз есмь альфа и омега..." можно смело придать анафеме.

Чтобы разобраться с происхождением креста, Альфы и Омеги, необходимо изучать сакральную символику эпохи, предшествующей христианству, а для этого как нельзя лучше подходят египетские погребальные стелы. Естественные вопросы: а почему египетские и почему погребальные?

Ответ на первый вопрос. Библейская текстология имеет прямое отношение к Египту своим происхождением: почти все найденные ранее и обнаруживаемые поныне письменные документы с библейскими текстами - родом из Египта. Не исключение и т.н. Кумранские рукописи, только надо помнить, что нынешние территории Израиля, Палестины, Сирии, Ливана и т.д. задолго до нашей эры находились под протекторатом Древнего Египта. Специалисты также давно заметили, что христианская иконография заимствует древнеегипетские мотивы, поэтому нет ничего неожиданного в заимствовании из Египта и символики.

Ответ на второй вопрос. Изначально погребальный культ был уделом фараонов, ибо только они могли на равных общаться с богами. В эпоху Среднего царства появляются первые ростки демократизации культа - он стал доступен элите египетского общества. А в Поздний период погребальный культ охватил все слои общества и стал таким же естественным, как и в наши дни. Отслеживая его массовые тенденции и характерные особенности, можно выйти на эпоху христианства, метафизика которого по аналогии с древнеегипетской религией базируется на эсхатологии - представлениях о загробной жизни.

Но предварительно разберёмся с красивой розовой гирляндой, которую несут две птички:

Религия

Продолжение дальше...

0

2

Как и откуда появилась христианская символика (часть 1)

Библия - это наше всё!

Продолжение, начало тутПохожую гирлянду можно увидеть в церкви "Умножения Хлебов и Рыб" (Табха, Израиль):

Религия

Гирлянда предназначена для венка оправдания или венка Осириса: начиная со времени Нового царства умершим и их правителю в подземном мире, Осирису, дается «венок оправдания»; этот обычай является символическим выражением для обозначения доказанной невиновности перед судом в потустороннем мире.

Как пример, погребальная камера Тиграна-паши ( ~1 век н.э.), Александрия (Ком эш-Шукафа):

Религия

Усопший изображен в виде мумии Осириса, его окружают богини Исида и Нефтида. Под сводом погребальной камеры нарисован крылатый солнечный диск - Хор Бехдетский, - под ним - цветочная гирлянда, приготовленная, чтобы стать венком. А по бокам стоят фигурки Хора олицетворяющие два солярных аспекта: восход и закат. Два Хора-сокола и стали прообразом двух птичек, несущих гирлянду и повязывающих венок Осириса. (см. также Приложение 1-3, 8).

Разумеется, гирлянда и венок относятся к осирическим мистериям и никакого отношения к христианству не имеют, тем не менее встречаются в христианской символике, а сам ритуал сохранился до наших дней:

"Согласно церковному обычаю, перед отпеванием в церкви берут текст разрешительной молитвы на отдельном листе и венчик, который полагают на лоб усопшего. Разрешительную молитву читает священник в конце заупокойной службы, стоя у гроба лицом к покойному. В ней содержится моление о прощении умершему всех согрешений. Затем священник сворачивает лист в свиток и вкладывает в правую руку усопшего. В народе разрешительная молитва получила название “проходной”, “подорожной”."

О природе этого обычая спрашивать церковных иерархов, конечно, бесполезно.
Далее рассмотрим погребальные стелы Позднего периода и начнём с наиболее простого примера, относящегося к 900 г. до н.э.:

Религия

Подобных стел довольно много и по сути они являются вотивными. Округлый верхний край обрамлён изогнутым иероглифом, означающим небо. Под ним изображен крылатый Хор Бехдетский. Ниже идёт комбинация символов, означающих восток и запад. Два Анубиса в виде лежачих собак "охраняют" врата запада. Жук скарабей персонифицирует "рождение" солнца на востоке. На переднем плане показана сцена ритуала адорации - усопшая подносит дары верховному богу Ра. В тексте также упоминаются боги Осирис и Атум. Общий вывод таков: главный объект почитания - бог солнца Ра, а всё действо происходит под эгидой его крылатого аспекта - Хора Бехдетского.

На других стелах этого же типа часто отдают почтение Атуму, Анубису и несомненно Осирису. Но важно подчеркнуть, что на них также всё вершится под эгидой Хора Бехдетского. Казалось бы, зачем, если на последнем примере усопшая и так лично приветствует и одаривает бога солнца? Символ Хора Бехдетского отражает несомненный факт древнеегипетского солярного монотеизма - всё происходящее на земле свершается под его неусыпным взором. В этом мы будет убеждаться в последующих примерах. Другие древнеегипетские боги не обладают всеобъемлющей космической функцией - каждый из них "отвечает" за свой узкий участок. В этом смысле христианство заимствует древнеегипетский квазиполитеизм в виде института святых.

Пример более сложной по сюжету погребальной стелы, относящейся, ориентировочно, к греко-римскому периоду:

Религия

Её "заглавие" почти не отличается от предыдущего примера, кроме одного - иероглиф неба находится не на самом верху, а как бы отделяет "верхний мир" от нижнего.

На втором сверху регистре изображено слева направо: Анубис уверенно направляет усопшего, изображенного в виде Осириса; по центру изображена душа усопшего в виде птицы с головой человека, перед ней стоит алтарь с дарами, которые освящает жрец. В центре следующего регистра изображен крайне редко встречающийся символ Птаха-Татенена (греч.Титан), олицетворяющего не традиционные для древнеегипетской космологии два мира - Верхний и Нижний, - но и третий. Очевидно, самый нижний - подземный. Его тело раздваивается на двух владычиц Уаджит и напоминает Абрасакса (от греч. προσορμιζω - якорь). Татенена окружают Исида с Нефтидой. Крайний справа - Тот, перед ним - Анубис. Крайний слева - неразборчиво, перед ним - Сокар (аспект Хора). В нижнем регистре Тот и Хор освящают гроб с телом усопшего, пересекающего врата запада, охраняемые двумя псами-Анубисами.

Несмотря на очевидное различие рассмотренных двух стел, их объединяет одно - неизменный заголовок. Отличия в мелких деталях не играют существенной роли. Заглавие, как было сказано выше, изображает только Хора Бехдетского в виде крылатого диска с неизменными уреями, смотрящими на западный горизонт и восточный. Аспект Хора как "Хора двух горизонтов" носит название Хорахути (Хорахти), хотя нам сейчас необходимо понять, как будет изменяться его символика в условиях массового производства стел. Выписывать роскошные стелы - слишком накладно для потребителя и слишком трудоёмко для художника, поэтому неизбежна тенденция на унификацию и симплификацию символизма. Направление подсказывают сами египтяне:

Религия
Стела Аменхотепа I, XVIII династия.

Здесь мы отмечаем указанную тенденцию уже за 1500 лет до Р.Х. Унификация символики Хора Бехдетского была закреплена на письме в виде иероглифов:  РелигияРелигия

Сложно предположить, что египтяне успокоились и 2000 лет в этом направлении ничего не предпринимали, в особенности учитывая радикальную эволюцию письменности от иероглифики до алфавитного письма, по недоразумению называемым греческим.

Наиглавнейший сакральный иероглифический символ египтян не мог просто так исчезнуть в общей массе тысяч новых иероглифов и букв. Так и есть - он редуцировался в букву Омега: ω, поэтому имя Хора стало записываться следующим образом: ωρος. Но нам он больше известен по эпитету (Α)Πολλός (могущественный, вседержитель), т.е. Аполлон. Центром его культа был город Бехдет (Эдфу) с греческим названием Ἀπόλλωνος πόλις μεγάλη (Великий город Аполлона). В его храме Хор Бехдетский предстаёт как в классическом виде, в котором угадывается будущая Омега,

Религия

так и в более естественном облике:

Религия

В мировой иконографии и мифологии он известен как Георгий Победоносец, а в геральдике - как двуглавый орёл (Хорахути).

Применительно к теме нашего исследования, вы, уважаемый читатель, уже, видимо, догадались, что все разновидности Хора на погребальных стелах выродились в конечном итоге в букву Омега. Но осталось ещё разобраться, что означают крест и буква Альфа. Для этого продолжим изучение погребальных стел, но имеющих более канонический вид.

Погребальная стела VII-IVвв. до Р.Х.:

Религия

В первую очередь, её отличие от предыдущих - более чёткая организация пространства. Заголовок уже отсечён и детально мы его рассматривать не будем, т.к. от стелы к стеле он меняется крайне незначительно. Сцена под заголовком условно делится на западную и восточную в соответствии с направлениями уреев Хорахути, а пространство под сценой используется для текста. Левую часть пространства будем называть западной, а правую - восточной. В западном разделе усопший в сопровождении Анубиса дарит букет цветов богу Ра в образе Хора, в восточном бог Тот организует церемонию дарения цветов Осирису. Иконография стелы явно наследует признаки Книги мёртвых, что не удивительно, имея в виду многовековую традицию хождения её в Египте.

Следующие две стелы будем рассматривать вместе, т.к. они мало чем отличаются:

РелигияРелигия

В западном разделе усопший дарит цветы богу Хору-Ра, в восточном - Атуму. Бог Атум - аспект заходящего ("умирающего") солнца, поэтому он ассоциируется с западом. Возникает несоответствие и кажется, что наши "части света" надо поменять местами. Но необходимо учесть, что левое или правое расположение востока и запада зависит от направления взгляда. Если смотреть на север, то запад окажется слева, а восток справа. Если же обратить взор на юг, то восток и запад поменяются местами. Но не будем спешить и рассмотрим следущую стелу:

Религия
Стела Анкхфенхонса, XXVI династия.

Она как бы восстанавливает наш порядок: запад - слева, а восток - справа. Кажется, что можно праздновать победу: символ Хора - Омега, а буква Альфа символизирует Атума. Остановившись на этой точке зрения, мы допустим грубейшую ошибку, приписав египтянам религиозный дуализм! Получится, что египтяне поклонялись двум равноценным богам, символы которых отражены на погребальной атрибутике. Более того, не будем забывать, что Атум - аспект бога солнца и выходит, что два символа относятся к одному и тому же объекту почитания.

Таким образом, возможны разные точки зрения и в том числе на горизонт. Чтобы не становиться на зыбкую почву натяжек и толкований, лучше проследить, какие тенденции вышли на "финишную прямую".

Религия
Надгробная стела Гермены 1 - 2 века н.э.

Религия
Надгробный рельеф Около 175 - 225 годов н.э

Рельефы надгробных стел лишились монументального пафоса и скорее относятся к бытовому жанру, что и следовало ожидать: заупокойная атрибутика органично подстроилась под культурный уровень массового потребителя, желавшего, "чтобы было не хуже, чем у других". В результате, образы сибаритствующих граждан вытеснили всё, что последние считали лишним.

Для нас же они ценны тем, что дают окончательный ответ о семантике раннехристианских символов Альфа и Омега. Справа от усопших изображен Хор Бехдетский, символ которого - Омега (ωρος). Он же - единственный и любимый бог! Слева мы видим собаку, олицетворяющую Анубиса. Он не относится к персонам поклонения, которым требуются цветы и подношения. Анубис не вершит судьбы - он друг и проводник (см. Приложение 1), без которого страшно спускаться в подземный мир, ибо можно невзначай оказаться в Преисподней. Он всё расскажет, наставит на путь истинный и не даст сбиться с верного пути, помогая усопшему миновать подстерегающие его на каждом шагу опасности.

Тем не менее, пока рано утверждать, что Альфа - символ Анубиса, ввиду того, что, как сказано выше, маловероятно присутствие на стеле имени, составляющего конкуренцию ωρος (Хору Бехдетскому). Анубис - это символ Аменти, подземного мира, в который спускаются на западе, но Альфа - это вовсе не буква. Вас всегда обманывали - не специально, конечно, а по дремучему невежеству богословов. Символ Аменти, во избежание разночтений, представляет собой лигатуру из греческих букв Α (альфа) и Μ (мю) (от Ἀμένθης - Аменти):

Религия

Более внимательный взгляд на эти снимки, убеждает в отсутствии на них Альфы:

Религия
Религия

Однако, не лишним будет заметить, что буква Альфа встречается иногда в сакральной символике, как, например, в прекрасном баптистерии VI в. (Северная Африка. Келибия):

Религия

На мозаике вместо лигатуры Религия изображена Альфа. Но исключения, как известно, не отменяют правила. Кроме того, были возможны разночтения, толкования и просто ошибки в виде "испорченного телефона". Книг в те времена не издавали, а Интернет с Википедией ещё не подвели, поэтому редкие отклонения от мейнстрима были неизбежны. Но более занимателен факт попадания лигатуры Религия в обычные тексты, что также следует считать неизбежным. Кто-то посчитал лигатуру сакральной, используя её вместо "светской" Альфы, придавая надписям более "веское" значение. Пример использования лигатуры присутствует в тексте мозаики, которую мы читали в самом начале:

Религия

Продолжение следует...

0

3

9 кругов ада по Данте

Красочный путеводитель по кругам ада из «Божественной комедии» Данте Алигьери. Теперь вы убедитесь, что в этом мире еще не все так плохо.надеемся, что никому эти мучения не грозят. Потому что попасть хотя бы в один круг чрезвычайно просто.

1 круг — Лимб

Религия

Первый круг ада — Лимб, где пребывают души тех, кто в неправедных делах уличен не был, но умер некрещеным. В Лимбе обитают античные философы и поэты (кроме того, Вергилий): здесь же находились Ной, Моисей и Авраам, — все праведники, упомянутые в Ветхом Завете, но затем им позволили вознестись в Рай.

Страж: Харон.
Наказание: безбольная скорбь.

2 круг — Сладострастие

Религия

У входа путешественников встречает царь Минос (справедливый судья и отец Минотавра), который распределяет души по кругам. Здесь все покрыто мглой и постоянно бушует буря — порывы ветра швыряют души тех, кого на путь греха толкнула любовь. Возжелал чужую жену или мужа, жил в разврате — твоя душа будет носиться неприкаянной над бездной во веки вечные.

Страж: Минос.
Наказание: кручение и истязание бурей.

3 круг — Чревоугодие

Религия

В этом круге заключены обжоры: здесь вечно льет ледяной дождь, души вязнут в грязной жиже, а демон Цербер обгладывает попавшихся под когтистую лапу заключенных.

Страж: Цербер.
Наказание: гниение под солнцем и дождем.

4 круг — Жадность

Религия

Обитель тех, кто «недостойно тратил и копил», гигантская равнина, на которой стоят две толпы. Толкая грудью грузы, они идут навствечу друг другу, сталкиваются и затем расходятся, чтобы начать все сначала.

Страж: Плутос.
Наказание: Вечный спор.

5 круг — Гнев и Лень

Религия

Гигантская река, а вернее Стигийское болото, куда ссылают за лень и гневливость. Все круги до пятого — пристанище несдержанных, а несдержанность считается меньшим грехом, чем «злоба или буйное скотство», и поэтому страдания душ там облегчены по сравнению с теми, кто обитает на дальних кругах.

Страж: Флегий.
Наказание: Вечная драка по горло в болоте.

6 круг — Для еретиков и лжеучителей

Религия

Пламенеющий город Дит (Дитом римляне звали Аида, бога подземного царства), который сторожат сестры-Фурии с клубками змей вместо волос. Здесь царит неизбывная скорбь, а в раскрытых гробницах, словно в вечных печах, покоятся еретики и лжеучителя. Переход к седьмому кругу огражден зловонной пропастью.

Стражи: Фурии.
Наказание: быть призраком в раскаленной могиле.

7 круг — Для насильников и убийц всех мастей

Религия

Степи, где вечно идет огненный дождь, и взгляду предстает одно и то же: страшные муки душ, запятнавших себя насилием. Сюда попадают и тираны, и убийцы, и самоубийцы, и богохульники, и даже игроки (которые бесмыссленно истребляли собственное имущество). Грешников раздирают собаки, на них охотятся гарпии, их варят в алом кипятке, превращают в деревья и заставляют бегать под струями пламени.

Страж: Минотавр.
Наказание: кипеть в кровавой реке, изнывать в знойной пустыне у горящего потока, быть терзаемыми гарпиями и гончими псами.

8 круг — Для обманувших доверившихся

Религия

Пристанище сводников и обольстителей, состоит из 10 рвов (Злопазухи, Злые Щели), в центре которых лежит самый страшный девятый круг Ада. Поблизости мучаются прорицатели, гадатели, колдуньи, взяточники, лицемеры, льстецы, воры, алхимики, лжесвидетели и фальшивомонетчики. В этот же круг попадают священники, торговавшие церковными должностями.

Страж: Герион.
Наказание: грешники идут двумя встречными потоками, бичуемые бесами, влипшие в кал зловонный, туловища некоторых закованы в скалы, по ступням струится огонь. Кто-то кипит в смоле, и если высунется — черти вонзают багры. Закованных в свинцовые мантии ставят на раскаленную жаровню, грешников потрошат и мучают гады, проказа и лишай.

9 круг — Для отступников и предателей всех сортов

Религия

В самом центре преисподней — ледяное озеро Коцит. Как в аду викингов, тут невероятно холодно. Здесь покоятся вмороженные в лед отступники, и главный из них — Люцифер, падший ангел. Иуда Искариот (предавший Христа), Брут (обманувший доверие Юлия Цезаря) и Кассий (также участник заговора против Цезаря) терзаются в трех пастях Люцифера.

Стражи: гиганты Бриарей, Эфиальт, Антей.
Наказание: вечные терзания в ледяном озере.

0

4

Древнейшие Библии не знают Христа

В самых древних кодексах из известных - Ватиканском 1209 и Синайском - подразумевается отнюдь не Христос. Ранее нами было установлено, что в Синайском кодексе последователей нового мессии называют хрестианами (от χρηστός - добрый). Ватиканский кодекс предлагает иное прочтение:

Деяния, 11:26
Религия

Деяния, 26:28
Религия

1-Петра, 4:16
Религия

Согласно правилам греческого языка, дифтонг ει произносится как "эй":
Религия

То есть переписчик Ватиканского кодекса предложил диалектный вариант имени - Хрэйстос, - в котором снова нет и намёка на Христос.

источник

0

5

Леон Баттиста Альберти об устройстве храма

Леон Баттиста Альберти (итал. Leone Battista Alberti; 1404 —1472) — итальянский ученый, гуманист, писатель, один из зачинателей новой европейской архитектуры и ведущий теоретик искусства эпохи Возрождения. Так написано про этого выдающегося человека в энциклопедиях.

Альберти был типичным ученым-гуманистом эпохи Возрождения и, соответственно, обладал разнообразными обширными знаниями и был сведущ во всех науках и дисциплинах своего времени. Однако, если современный человек слышал хоть что-нибудь об Альберти, то в первую очередь он вспомнит о его знаменитом трактате «Десять книг о зодчестве».

На русском языке этот трактат был опубликован в 1935 году. В предисловии редакции указывается, что это «первый известный архитектурный трактат со времени Витрувия. За четырнадцать столетий, отделяющих Альберти от Витрувия, мы пока не знаем ни одного литературного документа по вопросам европейского зодчества.»

Альберти происходил из знатной флорентийской семьи, оказавшейся в изгнании в Генуе (где он и родился). Будучи уже взрослым, Альберти несколько лет жил во Флоренции, где близко сошелся с Филиппо Брунеллески, знаменитым флорентийским архитектором, спроектировавшим, в частности, грандиозный купол кафедрального собора. «Но главный толчок к занятиям архитектурой Альберти без сомнения получил в Риме. Решающую роль здесь сыграло страстное увлечение его, как гуманиста, античным Римом и упорная археологическая и топографическая работа над памятниками. … С другой стороны, весьма существенным импульсом к его практической и теоретической работе в области архитектуры явились в 50-х годах грандиозные строительные проекты папы Николая V, который по заслугам сумел оценить дарование и ум Леон-Баттисты Альберти и сделал его своим ближайшим советником по вопросам архитектуры. Предполагалась полная перестройка Ватикана и построение нового храма на месте обветшалой старой базилики св. Петра. Проекты Николая V остались проектами, и от них, к сожалению, никаких следов не сохранилось, однако это был первый почин к осуществлению той строительной программы, над которой работали вое лучшие силы Италии в течение следующих двух столетий. Участие Альберти в планировке мирового города, вероятно, с особой остротой дало ему почувствовать мировое значение новой архитектуры. Именно к 50-м годам и относится написание «Десяти книг о зодчестве». По свидетельству современников, Альберти в 1452 году читал трактат Николаю V, который, вероятно, и вдохновил его на эту работу.» (Из предисловия редакции к русскому изданию трактата.)

Что же думал советник по архитектуре папы Николая V о таком важном для полной перестройки Ватикана предмете, как устройство храма? Этой теме посвящена седьмая книга трактата Альберти. Почитаем.

Конечно, для наиболее точного понимания написанного, видимо, следовало бы читать исходный текст трактата на латыни. Однако, похоже, что редакция русского издания подошла к задаче перевода очень серьезно: «В распоряжении переводчика и редакции имелись все (кроме рукописей, хранящихся в Италии) основные источники: три латинских издания (инкунабул 1485 года, хранящийся в Ленинградской публичной библиотеке, парижское — 1512 и страсбургское — 1541 года) и переводы Лауро, Бартоли, Мартэна, Леони и Тейера…» Звучит солидно.

Ну-с, откроем книгу Седьмую трактата Альберти. Ее полное название – «Книга Седьмая, в которой трактуется об украшении святилищ».

Сразу же вызывает некоторую оторопь название первой главы «О том, что стены города, храмы и базилики посвящены богам. О местности города, об участке и об его главных украшениях». Странновато, что советник по архитектуре папы римского и активный соучастник планирования перестройки Ватикана употребляет слово «бог» во множественном числе. Однако, при чтении трактата возникает ощущение, что, похоже, для автора не существует ни современной архитектуры, ни современного ему мира вообще. Ни в одной строчке трактата мы, к примеру, не сможем найти даже намека на то, что Альберти дружил с Брунеллески, автором купола Флорентийского собора Санта Мария дель Фьоре. Ни этот купол – удивительное и новаторское для своего времени сооружение, - ни сам собор, ни даже город Флоренцию Альберти не упоминает НИГДЕ. В большей своей части трактат представляет собой описание того, как строили, как проектировали и какими эстетическими подходами руководствовались «древние». Иными словами, для автора трактата никакая архитектура, кроме античной, упоминания не достойна, и его собственные рекомендации базируются исключительно на античных примерах и канонах. «Древние воздвигали стены городов с величайшим благоговением и посвящали их тому божеству, под покровительством которого хотели быть.» «А когда намеревались взять какой-нибудь осажденный город, то, чтобы не совершить чего-нибудь против религии, священной песнью умоляли богов-хранителей того города покинуть его по доброй воле. Кто будет сомневаться, что храм священен как по другим причинам, так в особенности и потому, что здесь воздается должное благоговение и почитание небожителям, столь радеющим о человеческом роде?» Последний вопрос вроде бы обращен к современникам автора, но опять-таки смущают «небожители» во множественном числе. Ладно, читаем дальше.

Третья глава Седьмой книги начинается следующими словами: «Во всем зодчестве нет ничего, что более нуждалось бы в уме, заботе, усердии и прилежании, нежели сооружение и украшение храма. Не буду говорить о том, что храм, хорошо отделанный и хорошо украшенный, бесспорно является величайшим и первым украшением города. Ведь вне сомнения храм является обителью богов.» Делаем выдох, перечитываем еще раз, медленно: «ВНЕ СОМНЕНИЯ ХРАМ ЯВЛЯЕТСЯ ОБИТЕЛЬЮ БОГОВ.» Это пишет советник главы католической церкви???

В последующих главах книги Седьмой подробно описывается, какими должны быть колонны, капители, архитравы, перекрытия, своды, полы, двери, окна и прочие архитектурные детали. Как мы уже говорили, в качестве примеров используются только храмы, которые строили «древние», все отсылки идут только к античным текстам.

Так мы добираемся до главы тринадцатой «О жертвеннике, причащении, а также о светильниках и канделябрах». «Жертвенник, на котором приносятся жертвы, - пишет автор, - важно ставить в храмах на месте достойнейшем; и без сомнения правильно его водрузить вместо трибунала.» Какое, милые, у нас тысячелетье на дворе? (с) Может быть, перевод с латыни вводит нас в заблуждение? Может, речь идет просто об алтаре? На латыни «алтарь» будет altarium, и в то же время altius – высокий, ara – жертвенник. По католическому обряду на алтаре совершается Евхаристическая жертва. Вроде бы, все сходится? Однако, вот что пишет Альберти далее: «И вот, настали такие времена, — о если бы нашелся какой-нибудь могущественный человек, который решился бы их обличить, оставаясь в мире с жрецами!—когда для сохранения достоинства жрецы едва ли не раз в год являют себя народу и до того всё запрудили алтарями и подчас... Ничего больше не скажу!» То есть, в современные автору времена алтарей в храмах много, а священники («жрецы») появляются на глазах у прихожан только изредка. И стало быть, жертвоприношение становится индивидуальным актом пришедшего в храм, который он может совершить на одном из многочисленных алтарей-жертвенников. Какой же это католицизм? Ведь по католическому обряду (и по ряду других) таинство Евхаристии может совершить только епископ или священник по его поручению!

Отметим также, что согласно 7-му правилу VII Вселенского Собора в престолы, на которых совершается Евхаристия, должны полагаться частицы мощей святых мучеников. VII Вселенский Собор был созван в Никее в 787 году, говорят нам энциклопедии. Однако далее, в 17 главе, Альберти высказывает следующее соображение об убранстве жертвенника: «На жертвенник очень удобно ставить два изваяния и не более трех.» Так он пишет о статуях богов (именно так – во множественном числе, и никак иначе). Полное впечатление, что ни о каких седьмых правилах и седьмых Вселенских Соборах он и слыхом не слыхивал. Невольно возникает мысль: а слыхивал ли о них начальник Альберти, папа Римский Николай V, которому Альберти читал свой трактат?

Необходимо упомянуть, что именно в 13 главе, посвященной жертвенникам и жертвоприношениям, есть единственный фрагмент, про который можно предположить, что там речь идет о христианстве: «У наших предков, при зарождении нашей религии, лучшие мужи сходились на общую вечерю не для того, чтобы напитать тело яствами, а чтобы пребывать во взаимном общении и возвращаться домой с душою, полной благих наставлений, всеми силами стремящейся к добродетели. Там они занимались чтением и беседами о божественном, скорее совершая возлияние, нежели поглощая то, что на вечере было приготовлено для скромной трапезы. Рвение всех устремлялось на общее благо и почитание добродетели. Притом каждый по силе возможностей отдавал на общую пользу должную дань благочестия и любви к ближнему, и через настоятеля средства распределялись среди тех, кто в них нуждался. Таким образом у них, как у любящих братьев, все было общее. Позднее, когда властители дозволили им собираться открыто, они немного отклонились от древнего отеческого обычая и при увеличившемся стечении народа стали довольствоваться меньшим приношением. Проповеди, которые в то время произносили искусные жрецы, можно найти всюду в писаниях отцов. Итак, тогда только один был жертвенник, у которого они собирались, только одна ежедневная жертва, которую они совершали.» Но, с другой стороны, ничего явно и специфически христианского в этом отрывке нет. И потом, даже если предположить, что речь идет все-таки о христианстве, я бы с удовольствием ознакомился с разъяснениями знатоков – собирались ли перво-христиане именно у жертвенника, как пишет Альберти? И о какой ежедневной жертве идет речь?

Текст последней, семнадцатой главы книги, посвященной статуям в храмах, вряд ли нас сильно удивит после всего прочитанного. Приведем примеры. «Я, однако, сомневаюсь, из какого материала делать статуи богов. Ты скажешь, что материал, из которого делаешь бога, разумеется, должен быть самый ценный, а за ценностью на втором месте следует редкость. Однако, я не из тех, которые хотели бы делать богов из соли, как обычно их делали сицилийцы, по словам Солина, или из стекла, как говорит Плиний. Также и не из чистого золота или серебра.» «По моему убеждению религия требует от статуй, которые мы вместо богов ставим для поклонения, возможно большего сходства с самими богами. Именно потому статуи должны быть, насколько это доступно для смертных, вечными и бессмертными. И как мне объяснять, почему на основании унаследованного от предков мнения считают столь важным то, что написанный лик бога здесь внемлет человеку, а там статуя того же бога, находящаяся в ближайшем соседстве, молениям и обетам праведных внемлет не столь охотно. Ведь если те статуи, которые народ почитает в наибольшей степени, ты перенесешь в другое место, то, как у неоплатного должника, ты не найдешь больше никого, кто продолжал бы им верить и приносить им свои обеты. Вот почему у них должно быть постоянное, для них одних отведенное и достойнейшее место.» «Наконец, чем меньше будет богов, тем больше, думается, их будут почитать. На жертвенник очень удобно ставить два изваяния и не более трех. Прочие будут распределены по наиболее подходящим местам в нишах. Необходимо, чтобы каждый из этих богов и героев осанкой и положением тела, насколько это в силах художника, выражал свою жизнь и свой нрав. Я не хочу, — это некоторые считают прекрасным, — чтобы он имел вид кулачного бойца и лицедея. Но лицом и всем телесным обликом он должен являть приходящим милость и величие, достойные бога, чтобы казалось, что наклоном головы и мановением руки он встречает благосклонно и сулит молящимся защиту. Такого рода статуи должны ставиться в храмах. Остальное же я оставляю для театра и прочих светских сооружений.» Христианство, говорите? Ну-ну.

И – да! – сколько же раз в книге, рассказывающей о том, как следует устраивать храмы, Леон Баттиста Альберти упоминает Христа или хоть что-то, имеющее к нему отношение (распятие, воскресение, вознесение)? Правильно, НОЛЬ РАЗ.

* * *

Текст «Десяти книг о зодчестве» Леона Баттиста Альберти выложен тут: http://prasugrel.ru/alberti-10-knig/index.php. Седьмая книга этого трактата начинается тут: http://prasugrel.ru/alberti-10-knig/index0236.php.

0

6

Иисус не имя, а понятие...

О сколько нам открытий чудных готовит интернета дух.
Религия

Курганов, Николай Гаврилович (1726-1796).
Письмовник, : Содержащий в себе науку российскаго языка со многим присовокуплением разнаго учебнаго и полезнозабавнаго вещесловия. : С присовокуплением книги: Неустрашимость духа, геройские подвиги и примерные анекдоты руских. - Девятое издание вновь выправленное, приумноженное и разделенное в две части профессором и кавалером Николаем Кургановым. - В Санктпетербурге : Печатано в типографии Ив. Глазунова : Иждивением Ивана Глазунова, 1818.
А в ней Словарь иноземных слов.

Религия

Значение слова -Иисус.

Религия

А что нам говорит Википедия:

Иисус — современная церковнославянская транслитерация греческой формы Ιησούς еврейского имени ישוע (произносится Йешу́а), которое является усечением имени יהושע Йеhошу́а, состоящего из корней слов «Йеhо́ва» — имя Бога в Ветхом Завете и «шу́а» — спасение. До церковной реформы патриарха Никона имя Иисуса писалось и произносилось с одной буквой «и»: «Iсус». Патриарх Никон изменил написание и произношение на «Iисус» с целью приблизить их к греческому варианту.

Книга :Путеводитель к древностям и достопамятностям Московским, руководствующий любопытствующего по четырем частям сея столицы к две - место - описательному познанию всех заслуживающих примечание мест и зданий, как-то : соборов, монастырей, церквей, государственных и частных заведений как старых, так и новых, с надписей и из других достоверных источников собранный, и для удобнейшего оных приис киания азбучною росписью умноженный : [В 2-х ч.]. - М. : Университет.тип., 1792.

Это описание  образов т.е. икон, которые находились в тех или иных церквях Москвы.

РелигияРелигияРелигия

Это означает, что еще в середине 18 века, когда жил автор книги, Иисус было не именем собственным а понятием? И как бы даже это, чуть ли не официально, подтверждается церковью, раз она дает определенное  значение имени.Имя собственное на то  и есть имя собственное, что ему в принципе не нужно никакое значение. Не назвала же Мария своего сына изначально Спасителем ? Вот потом его могли так называть. Но изначально у него, получается, должно было быть другое имя.
И в наших книгах 18 века так прямо и писали -Спас, Спаситель.

Ндааааа. Это надо обмозговать.
источник

0

7

...учат в школе, учат в школе, учат в школе.

На днях этот ролик уже был замечен в ленте ЖЖ, но позволю себе повторить его публикацию - уж больно много в нём вещей, резонирующих со всем написанным в этом журнале. Несколько недословных цитат :

"... Бог - это сознательно внедрённое понятие, нужное для того, чтобы мы не поняли сути мироздания..."

" ...уровни Вселенной - дискретны, более высокий уровень в принципе непознаваем для более низких, это свойство мироздания..."

" ... нулевой уровень, минералы, не могут воспринять никакой информации извне..."

"... то, что человек - высшая ступень интеллектуальной пирамиды, - это глубочайшее заблуждение..."

" ... такую ахинею, что Христос - это Бог, во время его жизни было трудно протащить..."

Но лучше послушать оригинал :

Цитата дня :
"... апофеоз безбожия - это церковь. ..."

Всё из того же видео. Посмотрите обязательно.
источник

0

8

Иерусалим (этимология)

Религия

Иерусалим (этимология), Сирия, Сирос, СириусМадабская карта Иерусалима
Карта из Мадабы или Мадабская карта — мозаичная карта-панно на полу православной Георгиевской церкви в городе Мадаба (Иордания). Представляет собой самую древнюю карту Святой земли, от Леванта на севере до дельты Нила на юге.

Созданная византийскими мастерами в VI в н. э., была заново открыта в 1894 году при строительстве современной церкви на месте более древней, относящейся к правлению династии Юстиниана I Великого. В центре карты — схематичное изображение Иерусалима, на котором выделяются Храм Гроба Господня и многочисленные городские ворота. Несколько в стороне можно разглядеть дельту Нила.

ΗΑΓΙΑΠΟΛΗΣΙΕΡΟΥΣΑ
Неизвестно, чем заканчивается это словосочетание, но рассмотрим в коротком варианте:
На карте два раза буква Σ не греческая, а кириллическая С.
Первая Η — ἦτα, ήτα, эта (ита), можно сказать — ЭТО.

теперь нужно поставить пробелы,.. гугл переводчик предложил:
Η ΑΓΙΑ ΠΟΛΗ (I AGIA POLIS) — Святый город; м.б. так: это Святой город.
без буквы Σ
Πόλη — (Поли) город
πολύς — многий; многочисленный

Получается город, а не города,... отнесем тогда эту букву Σ к началу названию города:
ΣΙΕΡΟΥΣΑ (гугл предлагает САНКТ-СИТИ Sierra) — SIEROUSA — Сиероуса — Сироса,.. с Сириусом (Σείριος) связан?
Настоящая земля Сироса — Сирос находится в самом центре Киклад (в круге-цикле островов).
I AGIA POLI SIEROUSA — Это Святой город Сиероуса (Сироса / Сириуса), рядом сирийская земля, Сирия (Συρία).
(сир, сэр — господин)

Но вернемся к общепринятому названию «Иерусалим»:

Синонимы: Ерушалаим, Аль-Кудс, Рушалимум, Урусалим, Урсалимму, Урушалим, Шалем, Иевус, Сион (Цион), Элия Капитолина, Иеросолима
Происходит от ивр. ירושלים «Иерусалим», далее из неустановленной формы. Русск. Иерусалим заимств. через ст.-слав. Ѥрѹсалимъ из др.-греч. Ἱερουσαλήμ.

Можно предположить — окончание лим может и было в слове Ἱερουσαλήμ, а м.б. и что-то другое?..
мозаику сбили, да не всю...

ΗΑΓΙΑΠΟΛΗΣΙΕΡΟΥΣΑ ΚΛΗΡ. Клир (министерство) Святого города «Иерусалима»
Религия

Клир (министерство) Святого города Сиероуса («Иерусалима»)
источник

0

9

Иерусалим (этимология), ч.2

Религия

Иерусалим. Крест. Jerusalem >>>>>

В центре Крест (обычный вид, который мы видим) делит надпись Иерусалим на две части — Иеру+Салим, по бокам два зеркала, изображения в которых искажены:
в левом — крест с зеркальной змеёй, надпись INRI,
в правом — крест со змеёй (обычный вид, но змеиные кольца уже под другим углом, хвост и голова на переднем плане), буквы в обратном порядке — IRNI (зеркальное INRI)

Если уж следовать подсказке «кривых» зеркал:
левая надпись (Сакра) не искажена Jeru (или Иеро) — святой, светлый, считай свет — добро;
а c правой (Профана) что-то не так — salem читаем обратно — melas, μέλας — чёрный, прилагательное μέλας — темный цвет; иногда так темно, как в отсутствие цвета, черный; (в переносном смысле) зло, черный, темно; (в переносном смысле) темный, темный.

Начало: Иерусалим (этимология). Святой город Сиероус (сИерусалим)

0

10

Как и откуда появилась христианская символика (Часть2)

Кресты всякие нужны, кресты всякие важны.

Вспомните, уважаемый читатель, то место, где мы рассматривали канонические погребальные стелы явно или неявно поделённые на три раздела: заголовок, западный и восточный. Схема деления похожа на букву Т. Добавим в соответствующие разделы сакральные символы: Хора Бехдетского в восточный и Аменти в западный:

Религия

Мы получили хорошо известный христианский тау-крест. Зачем приобретать дорогую стелу, содержание которой всем известно, если её можно представить в виде простой и понятной схемы?! Я уже слышу от моих нетерпеливых читателей вопрос: а что в нём христианского? Мой скромный ответ: ничего.

Начиная делить пространство на части света, мы неизбежно вступаем в поле действия архаичной и удивительно ригидной древнеегипетской космологии, прослеживаемой с додинастических времён. Согласно ей, у Хора есть 4 сына, у которых вместе с собственными именами было общее название: Четыре Столпа Неба.

Религия

Они имели непосредственное отношение к погребальному культу. Сыновей изготавливали в виде сосудов (каноп), в которые складывали внутренности усопшего и при захоронении канопы расставляли на все четыре стороны света. Значение этого действия в том, что усопший становится частью Мира, находящегося под эгидой Хора, Повелителя Неба (так он именуется в погребальных стелах, рассмотренных нами), удерживаемого сыновьями самого Повелителя. Тем самым усопший входил в Мир, становясь таким образом членом семьи Хора Бехдетского. Как легко догадаться, отрезки, соединяющие сыновей, держащих Небо, образуют крест. Этот ритуал имеет полное право называться крещением. Нам доподлинно не известно, практиковалось ли в Древнем Египте таинство крещения, напоминающее нынешний церковный ритуал, но ряд свидетельств подсказывают утвердительный ответ.

Так, при каждом храме оборудовался пруд, символизировавший Первозданный океан Нун. Согласно мемфиской теогонии, демиург Птах воссущетсвовал из Нуна. Воплотившись, он стал творить всё сущее силой мысли и слова. Произнёс "Атум" и тут же из Первозданного хаоса воплотился сын Атум (Адам) по образу и подобию отца... Идея мифа в том, что воссуществовать можно из воды, которую следует назвать Нуном. Кому хочется ждать смерти, чтобы затем воссуществовать в Мире, если можно пройти ритуал по образу и подобию Птаха - вошёл в Нун простым человеком, а выйдя из него, приобщился к семье и Миру Хора. Не стоит также забывать, что Иоанн Креститель приобщал людей к богу в реке Иордан до пришествия И-Х, что можно трактовать, как указание на древний ритуал крещения водой.

Рассмотрим ещё раз замечательную купель в баптистерии Келибии:
Религия

На её мозаике обозначена древнеегипетская символика.

Выделено красным - иероглиф, обозначающий воду (Нун): Религия

Выделено синим - иероглиф, доживший до наших дней, почти без изменения (прописная А): Религия

Выделено зелёным - Птах-Сокар: Религия

Выделено розовым - знакомый нам символ Хора Бехдетского ω

Выделено жёлтым - иероглиф, который читается imy

Для лучшей иллюстрации, приведу фрагмент реального текста с иероглифом imy: Религия

Согласитесь, уважаемый читатель, - он сильно что-то нам напоминает! В христианскую эпоху такой идеальный равносторонний крест получил название греческого.

Причём текст написан за 1300 лет до Р.Х., т.е. ничего христианского в нём быть не может. Тогда с какой стати мы должны считать баптистерий в Келибии христианским - лишь потому что он усеян древнеегипетской символикой? Ответ угадывается следующий: там изображены христограммы. Хорошо, мы обязательно дойдём и до них, ибо это наша конечная цель.

Иероглиф imy на мозаике купели помещён как бы внутрь баптистерия, представляющего купольную беседку, опирающуюся на четыре столпа:
Религия

Купол "типового" христианского баптистерия мы ранее уже рассматривали (Сан Джованни ин Фонте):
Религия

На нём изображено звёздное небо, повелитель которого - Хор, а четыре столба, удерживающие небо, - его сыновья. Таким образом, баптистерий представляет собой модель Мира, в котором может воссуществовать любой желающий, пройдя ритуал "рождения из Нуна".

Ну, а семантика древнеегипетского слова imy идентична нашему слову сущий. Как говорится в одной известной песне, "кто был никем, тот станет всем", т.е. станет не членом заведения, устроенного прохиндеями, объявившими себя посредниками между Богом и паствой, а "проявится" в Мире солярного бога Хора. По сути, ритуал крещения - это отголосок архаичного обряда инициации, после которого испытуемый становился членом рода (семьи) вождя.

В течение всей истории Древнего Египта неуклонно отмечается его приверженность концепции четырёх сторон света, невзирая на изменчивость персонификации и наполнения их разными смыслами. В период XVIII династии по четырём углам саркофагов изображались богини-хранительницы, похожие на ангелов:
Религия

А в заупокойной литературе красной линией проходят темы 4 ветров, 4 сторон света, 4 царств и 4 народов. Крест в виде направлений на четыре стороны света образует простейшую карту мира, какую можно только себе представить. Для жителей пустынь знание направлений имеет жизненно важную роль, поэтому ценность этой "карты" для египтян трудно переоценить. Она необходима и для путешествий в крайне запутанном Дуате (Подземном мире) - усопший должен достичь востока, где он поднимется в солнечной ладье в Царство Небесное.

В конечном итоге четыре сына Хора эволюционировали в тетраморф - 4 крылатых существ, олицетворяющих 4 евангелистов, Если учесть, что длинные уши Анубиса были интерпретированы как бычьи рога, а павиан истолкован как лев, то символика четырёх столпов неба изменилась незначительно:

Религия

Религия

Не была утрачена и семантика: тетраморф сохранил общий смысл сыновей Хора, которые стали выполнять функцию не столпов, а стражников четырёх углов трона Господнего.

Крест же сохранил не только форму, но и основное значение: как означал принадлежность к Миру Повелителя Неба (сущий), так и остался. Не изменилась и картографическая функция креста:
Религия

Он указывает на 4 стороны света, обозначенные в данном случае точками на окружности. Две части света - восток и запад - выделены сакральной символикой: восток "принадлежит" Хору Бехдетскому, а запад - Аменти.

Рассмотрим ещё примеры раннехристианских крестов:
Религия

Здесь может ввести в заблуждение лишь красное кольцо, внутрь которого помещён крест. Оно символизирует венок Осириса, в чём мы сможем убедиться на следующем примере, но в целом можно констатировать, что ничего, связанного с Христом, в данной мозаике нет.

Религия

Под крестом отдыхают две птички, которые принесли гирлянду (см. выше) и связали из неё венок. Только автор мозаики так волновался, что ошибочно развернул букву Р (ро) в обратную сторону.

Ну, а чем же его не устроила замечательная и лаконичная древнеегипетская символика - с какой целью он принялся уродовать сакральный греческий крест? Объясняется это строжайшими законами жреческой касты, исключавшими возможность использования священной символики язычниками (иноязычными народами). Как известно, ни одному из соседних с Египтом народов не удалось перенять священную иероглифику. Единственное исключение - страна Куш (Мероэ), в которой, видимо, правили дальние отпрыски одного из фараонов. Могло быть и так, что за помощь в освоении письма правители Куша расплачивались златом и рабами.

Поэтому о передаче язычникам в "безвозмездное пользование" сакрального имени солярного бога Хора в виде ωρος не могло быть и речи - о нём знали только посвящённые. Это типичная практика египетских жрецов Позднего и греко-римского периодов, защищавших сакральные знания посредством тайнописи - т.н. энигматического письма в виде ребусов. В то же время в широком употреблении было имя Χορος, и когда публика, включая язычников, смотрела на сакральный греческий крест, выработанный опытом и знаниями многих поколений жрецов, она решительно ничего в нём не понимала!

Религия

Как прочитать имя Χορος - не понятно. Пришлось крест вертеть-крутить и дорисовывать петельки, чтобы прочитать хотя бы Χρ. Так появился знаменитый Лабарум, приписанный Константину Великому:
Религия

Данный экземпляр примечателен тем, что мы снова видим двух птичек, повязывающих на крест венок Осириса. Фигуры, сидящие внизу, рассматривать не будем, т.к. они ничего не говорят о Христе и могут быть истолкованы только на основании каких-то иных предпосылок, не отображенных здесь. Если кто-то уверен, что буквы Χρ однозначно идентифицируют Христа, то могу его огорчить - они означают исключительно эти две буквы. В качестве доказательства приведу две иконы Иоанна Златоуста, греческое имя которого - ΧΡΥΣΟΣΤΟΜΟΣ:

Религия

Религия

В надписях выделены монограммы в виде хризмы, означающие Χρ в имени святого. Никто ведь не считает его Христом лишь на том основании, что на иконах присутствуют хризмы! Причём мы уже точно знаем, что хризма своему появлению обязана другому имени - Χορος.

Другим мощным фактором, повлиявшем не только на символику, но и на складывавшуюся в Поздний период египетской истории будущую религиозную доктрину христианства, послужила огромная популярность Анкха, означавшего самое востребованное - жизнь. Не удивительно, что богословы поспешили занести его в раннехристианскую символику, иначе как ещё выкручиваться, если на артефактах, приписываемых христианству, то и дело обнаруживается древнеегипетская символика?

Постепенное вхождение в употребление нового сакрального греческого креста ни в коей мере не повлияло на отношение к Анкху, т.к. они символизируют совершенно разные категории. Если греческий отражает космологические метаконтексты, то анкх - это символическое представление инстинкта выживания.

Религия

Религия

Но это не повод, чтобы их не смешивать! - так решили египтяне и принялись воплощать самую невообразимую гибридизацию:

Религия

Религия

Египетские раннехристианские погребальные стелы.

Мои комментарии излишни - надеюсь, читатели уже сами могут растолковать, что за символика здесь присутствует. Единственно, попросил бы обратить внимание на левую стелу - на ней вокруг греческого креста (иероглифа imy) изображен венок Осириса.

Примечательна следующая стела:
Религия

В самом центре изображен иероглиф imy, который находится внутри баптистерия, имеющего классический вид: небесный купол, поддерживаемый четырьмя столпами. Забавно, что некоторые деятели называют его михрабом.

Очень важный симптом: у изображенных анкхов наметилось раздвоение "тела" на две ноги. На дворе - IIIв. н.э.

Рядом с египетскими раннехристианскими крестами удивительно органично смотрится крест VI в. из Херсонеса:
Религия

Петух (gallus), сидящий на кресте, - это метаморфоза иконографии древнеегипетского бога солнца Хора-Ра (от него - GALLUS). А в остальном - ничего нового: греческий крест - иероглиф imy, - обрамлённый венком Осириса, совмещён с древнеегипетским символом жизни Анкхом. Обнаружение египетского креста в Крыму свидетельствует о тесных контактах Херсонеса с Египтом. Очевидно, они имели длительный и разносторонний характер, что нашло отражение в кириллической азбуке, лишь незначительно отличающейся от коптского алфавита.

Продолжение дальше...

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»


phpBB [video]