Ключи к реальности

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Ключи к реальности » Наука, магия, целительство » Путь в дюнах за ключом к ответу


Путь в дюнах за ключом к ответу

Сообщений 31 страница 40 из 41

31

Дорогой прямоезжей

Пусть стёрты руки до мозолей красных,
Пусть жар в черничной гулкой полумгле.
Дорога незнакомая опасна,
Но не страшна на вороном коне!

Черешенские кони многих краше,
Здесь мёд в ладонях гуще, чем у пчёл –
Воинственных трудяг и божьих пташек,
Садящихся незвано на плечо.

Малиновка. И запах сладких яблок.
Хоть август только топчется в сенях.
Закатов тёмно - пурпурный огарок
Крошится на соломенных плетнях.

Как снег над полем – аистовы перья,
И, знаю, послезавтра будет дождь.
Забыть про подорожник и про клевер!
Лицом зарыться в пламенную рожь!

Курганов древних гулкое безмолвье.
Кусок холста… Безудержная кисть….
Назавтра – тишина и богомолье,
Чтоб душу радостную снова воскресить!..

                                                                      Черниговская дорога (отрывок)
                                                                             Автор: Екатерина Ольшина

Илья Муромец и Соловей - разбойник

Скачет Илья Муромец во всю конскую прыть. Бурушка - Косматушка с горы на гору перескакивает, реки - озёра перепрыгивает, холмы перелетает.

Доскакали они до Брянских лесов, дальше Бурушке скакать нельзя: разлеглись болота зыбучие, конь по брюхо в воде тонет.

Соскочил Илья с коня. Он левой рукой Бурушку поддерживает, а правой рукой дубы с корнем рвёт, настилает через болото настилы дубовые.

Тридцать вёрст Илья гати настелил, — до сих пор по ней люди добрые ездят.

Так дошёл Илья до речки Смородиной.

Течёт река широкая, бурливая, с камня на камень перекатывается.

Заржал Бурушка, взвился выше тёмного леса и одним скачком перепрыгнул реку.

Сидит за рекой Соловей - разбойник на трёх дубах, на девяти суках. Мимо тех дубов ни сокол не пролетит, ни зверь не пробежит, ни гад не проползёт.

Все боятся Соловья - разбойника, никому умирать не хочется. Услыхал Соловей конский скок, привстал на дубах, закричал страшным голосом:

— Что за невежа проезжает тут, мимо моих заповедных дубов? Спать не даёт Соловью - разбойнику!

Да как засвищет он по-соловьиному, зарычит по-звериному, зашипит по-змеиному, так вся земля дрогнула, столетние дубы покачнулись, цветы осыпались, трава полегла. Бурушка - Косматушка на колени упал.

А Илья в седле сидит, не шевельнётся, русые кудри на голове не дрогнут. Взял он плётку Шелковую, ударил коня по крутым бокам:

— Травяной ты мешок, не богатырский конь! Не слыхал ты разве писку птичьего, шипу гадючьего?! Вставай на ноги, подвези меня ближе к Соловьиному гнезду, не то волкам тебя брошу на съедение!

Тут вскочил Бурушка на ноги, подскакал к Соловьиному гнезду. Удивился Соловей - разбойник, из гнезда высунулся.

А Илья, минуточки не мешкая, натянул тугой лук, спустил калёную стрелу, небольшую стрелу, весом в целый пуд.

Взвыла тетива, полетела стрела, угодила Соловью в правый глаз, вылетела через левое ухо.

Покатился Соловей из гнезда, словно овсяный сноп. Подхватил его Илья на руки, связал крепко ремнями сыромятными, подвязал к левому стремени.

Глядит Соловей на Илью, слово вымолвить боится.

— Что глядишь на меня, разбойник, или русских богатырей не видывал?
— Ох, попал я в крепкие руки, видно, не бывать мне больше на волюшке.

Поскакал Илья дальше по прямой дороге и наскакал на подворье Соловья - разбойника.

У него двор на семи верстах, на семи столбах, у него вокруг железный тын, на каждой тычинке по маковке голова богатыря убитого. А на дворе стоят палаты белокаменные, как жар горят крылечки золочёные.

Увидала дочка Соловья богатырского коня, закричала на весь двор:

— Едет, едет наш батюшка Соловей Рахманович, везёт у стремени мужичишку - деревенщину!

Выглянула в окно жена Соловья - разбойника, руками всплеснула:

— Что ты говоришь, неразумная! Это едет мужик - деревенщина и у стремени везёт вашего батюшку — Соловья Рахмановича!

Выбежала старшая дочка Соловья — Пелька — во двор, ухватила доску железную весом в девяносто пудов и метнула её в Илью Муромца. Но Илья ловок да увёртлив был, отмахнул доску богатырской рукой, полетела доска обратно, попала в Пельку, убила её до смерти.

Бросилась жена Соловья Илье в ноги:

— Ты возьми у нас, богатырь, серебра, золота, бесценного жемчуга, сколько может увезти твой богатырский конь, отпусти только нашего батюшку, Соловья Рахмановича!

Говорит ей Илья в ответ:

— Мне подарков неправедных не надобно. Они добыты слезами детскими, они политы кровью русскою, нажиты нуждой крестьянскою! Как в руках разбойник — он всегда тебе друг, а отпустишь — снова с ним наплачешься. Я свезу Соловья в Киев - град, там на квас пропью, на калачи проем!

Повернул Илья коня и поскакал к Киеву. Приумолк Соловей, не шелохнется.

Едет Илья по Киеву, подъезжает к палатам княжеским. Привязал он коня к столбику точёному, оставил с конём Соловья - разбойника, а сам пошёл в светлую горницу.

Там у князя Владимира пир идёт, за столами сидят богатыри русские. Вошёл Илья, поклонился, стал у порога:

— Здравствуй, князь Владимир с княгиней Апраксией, принимаешь ли к себе заезжего молодца?

Спрашивает его Владимир Красное Солнышко:

— Ты откуда, добрый молодец, как тебя зовут? Какого роду - племени?
— Зовут меня Ильёй. Я из-под Мурома. Крестьянский сын из села Карачарова. Ехал я из Чернигова дорогой прямоезжей. Тут как вскочит из-за стола Алёша Попович:
— Князь Владимир, ласковое наше солнышко, в глаза мужик над тобой насмехается, завирается. Нельзя ехать дорогой прямой из Чернигова. Там уж тридцать лет сидит Соловей - разбойник, не пропускает ни конного, ни пешего. Гони, князь, нахала - деревенщину из дворца долой!

Не взглянул Илья на Алёшку Поповича, поклонился князю Владимиру:

— Я привёз тебе, князь. Соловья - разбойника, он на твоем дворе, у коня моего привязан. Ты не хочешь ли поглядеть на него?

Повскакали тут с мест князь с княгинею и все богатыри, поспешили за Ильёй на княжеский двор. Подбежали к Бурушке - Косматушке.

А разбойник висит у стремени, травяным мешком висит, по рукам - ногам ремнями связан. Левым глазом он глядит на Киев и на князя Владимира.

Говорит ему князь Владимир:

— Ну-ка, засвищи по-соловьиному, зарычи по-звериному. Не глядит на него Соловей - разбойник, не слушает:
— Не ты меня с бою брал, не тебе мне приказывать. Просит тогда Владимир - князь Илью Муромца:
— Прикажи ты ему, Илья Иванович.
— Хорошо, только ты на меня, князь не гневайся, а закрою я тебя с княгинею полами моего кафтана крестьянского, а то как бы беды не было! А ты. Соловей Рахманович, делай, что тебе приказано!
— Не могу я свистать, у меня во рту запеклось.
— Дайте Соловью чару сладкого вина в полтора ведра, да другую пива горького, да третью мёду хмельного, закусить дайте калачом крупитчатым, тогда он засвищет, потешит нас…

Напоили Соловья, накормили; приготовился Соловей свистать.

Ты смотри. Соловей, — говорит Илья, — ты не смей свистать во весь голос, а свистни ты полусвистом, зарычи полурыком, а то будет худо тебе.

Не послушал Соловей наказа Ильи Муромца, захотел он разорить Киев - град, захотел убить князя с княгиней, всех русских богатырей. Засвистел он во весь соловьиный свист, заревел во всю мочь, зашипел во весь змеиный шип.

Что тут сделалось!

Маковки на теремах покривились, крылечки от стен отвалились, стёкла в горницах полопались, разбежались кони из конюшен, все богатыри на землю упали, на четвереньках по двору расползлись. Сам князь Владимир еле живой стоит, шатается, у Ильи под кафтаном прячется.

Рассердился Илья на разбойника:

Я велел тебе князя с княгиней потешить, а ты сколько бед натворил! Ну, теперь я с тобой за всё рассчитаюсь! Полно тебе слезить отцов - матерей, полно вдовить молодушек, сиротить детей, полно разбойничать!

Взял Илья саблю острую, отрубил Соловью голову. Тут и конец Соловью настал.

— Спасибо тебе, Илья Муромец, - говорит Владимир - князь. - Оставайся в моей дружине, будешь старшим богатырём, над другими богатырями начальником. И живи ты у нас в Киеве, век живи, отныне и до смерти.

И пошли они пир пировать.

Князь Владимир посадил Илью около себя, около себя против княгинюшки. Алёше Поповичу обидно стало; схватил Алёша со стола булатный нож и метнул его в Илью Муромца. На лету поймал Илья острый нож и воткнул его в дубовый стол. На Алёшу он и глазом не взглянул.

Подошёл к Илье вежливый Добрынюшка:

— Славный богатырь, Илья Иванович, будешь ты у нас в дружине старшим. Ты возьми меня и Алёшу Поповича в товарищи. Будешь ты у нас за старшего, а я и Алёша за младшеньких.

Тут Алёша распалился, на ноги вскочил:

— Ты в уме ли, Добрынюшка? Сам ты роду боярского, я из старого роду поповского, а его никто не знает, не ведает, принесло его невесть откудова, а чудит у нас в Киеве, хвастает.

Был тут славный богатырь Самсон Самойлович. Подошёл он к Илье и говорит ему:

— Ты, Илья Иванович, на Алёшу не гневайся, роду он поповского хвастливого, лучше всех бранится, лучше хвастает. Тут Алёша криком закричал:
— Да что же это делается? Кого русские богатыри старшим выбрали? Деревенщину лесную неумытую!

Тут Самсон Самойлович слово вымолвил:

— Много ты шумишь, Алёшенька, и неумные речи говоришь, - деревенским людом Русь кормится. Да и не по роду - племени слава идёт, а по богатырским делам да подвигам. За дела и слава Илюшеньке!

А Алёша, как щенок, на тура гавкает:

— Много ли он славы добудет, на весёлых пирах мёды попиваючи!

Не стерпел Илья, вскочил на ноги:

— Верное слово молвил поповский сын — не годится богатырю на пиру сидеть, живот растить. Отпусти меня, князь, в широкие степи поглядеть, не рыщет ли враг по родной Руси, не залегли ли где разбойники.

И вышел Илья из гридни вон.

                                               из книги «Русские богатыри. Былины и героические сказки в пересказе И. В. Карнауховой»

( кадр из мультфильма «Илья Муромец и Соловей - разбойник» 1978 )

Странные Сказки

0

32

Почти в неприличном слове

Во саду ли, в огороде,
На Уральской на природе
Встретились и подружились,
О делах разговорились
Дед из дальней деревушки,
По строительству избушки
Плотник, дока и кудесник,
По политике советник,
И гражданка городская,
Модная и заводная.
Благодатное соседство -
От печали грустной средство.
Деда дети в сад позвали,
Строить баню наказали.
Вкалывать ему привычно,
«За спасибо», безналично.
Для мадам фазенда - сфера
Творчества и атмосфера
На природе вдохновляет
И здоровье укрепляет.
Всю неделю одинёшек
Дед горбатится за грошик.
Он соседку ждёт в субботу
На тяжёлую работу.
Вновь настали выходные -
Беспросветно трудовые.
В сад соседка приезжает
И трудиться начинает.
Каждый на своём участке.
И мадам копает грядки,
Позабыв, что городская,
«Не деревня», заводская.

                                             Смычка города с деревней (отрывок)
                                                   Автор: Елена Георгиевна Конева

Возвращение III, или «Бегство в народ»

Третий, и последний, выпуск приключений блудного попугая (1988) повествует о хождении «в народ».

Кеша решает «обрусеть».

По сути, все прежние бегства Кеши – своеобразный поиск правды, мифического Беловодья, обетованной Таити.

Свой поиск Кеша ведёт прежде всего в культурном поле, а именно, последовательно примыкает к тем или иным социальным трендам.

В первых двух выпусках Кеша побывал и диссидентом, и космополитом.

Внутренняя эмиграция не удалась, эмиграция на «Запад» разочаровала в капитализме.

Рождённый в Союзе, Кеша не сумел стать ни исполином духа, ни гражданином мира.

Но есть ещё один выход.

Где-то рядом, буквально под боком, существует ещё одна влиятельная культурная тенденция – русская, народническая, говорящая, что не нужно далеко ходить за правдой, – она рядом, за городом, в простоте, в чистоте аграрной жизни, в единении с природой.

События развиваются следующим образом.

Толстый рыжий кот сообщает помоечным завсегдатаям, что на лето он уезжает в деревню.

Примечательно, что кот - мажор во второй раз выступает законодателем модного течения.

В предыдущей серии он совратил Кешу джинсами и плеером.

Ужаленный завистью, Кеша спешит домой, чтобы потребовать от Вовки своей доли «русскости», совсем как персонаж из анекдота того времени – дотошный телефонный еврей, который звонит в общество Память:

«Правда ли, что евреи продали Россию, и если да, то где я могу получить мою долю?..»

Поехать в деревню не получается – Вовка заболел.

Мы видим Кешу уже в новом «русском» амплуа.

Вместо футболки на нём подобие бабьего крестьянского исподнего.

Он по-старушечьи брюзжит на Вовку: «Зимы ему мало болеть».

Как ни грустно, но в 1988 году Вовка, то есть Советский Союз был уже основательно болен.

Знал бы Кеша, что «Вовке» не суждено поправиться, что он протянет ещё три года, до августа 1991-го…

Печальные события ещё впереди, а Кеша тем временем собирает чемодан и отбывает на жительство в деревню, «к корням».

На трассе Кешу долго никто не подбирает.

Но вдруг на тракторе появляется Василий – воплощённое клише из художественных фильмов о деревне.

Во всяком случае, именно таким представляет городской обыватель Кеша сельского жителя.

Василий простоват, добродушен, гостеприимен.

Василий увозит Кешу в совхоз «Светлый путь».

Он вежлив и неизменно обращается к собеседнику на «Вы», в то время как высокомерный Кеша бестактно тыкает:

«Хочется запросто, с народом – как ты! Простыми парнями, какие у нас на каждом шагу!»

Василий возвращается из музея – он таким образом приобщался к «высокому».

Кеша поёт «Русское поле» – это его форма слияния с русской идентичностью.

Вообще, все культурные коды, которыми оперирует Кеша, чтобы найти подход к Василию, по сути стереотипы и создают лишь комический эффект.

Сложно представить себе что-то более нелепое, чем попугай (то бишь, еврей) в деревне.

Как выяснится позднее, он ещё и социально опасен. От Кеши одни проблемы и убытки.

Утром Кеша просыпается в деревенском доме, ищет завтрак, роняя горшки, пачкаясь в печке, с воплями призывая на помощь Василия.

Попугай не способен найти пропитание в доме, даже если оно просто стоит на столе.

После завтрака Кеша выходит на прогулку и знакомится с «хозяйством»: свинья с поросятами, лошадь, петух и куры.

Для попугая обитатели двора – публика.

И в деревне он занимается привычным делом, а именно хаотично воспроизводит городскую «культуру» – в данном случае микс из Антонова, Пугачёвой и бессмысленный набор фраз из «Сельского часа»:

«Скажите, сколько тонн клевера от каждой курицы - несушки будет засыпано в инкубаторы после обмолота зяби?»

У живности «искусство» не встречает поддержки, скорее недоумение и раздражение, разве что лошадь «ржёт» над самим исполнителем.

Доведя себя до творческой экзальтации – Кеша изображает исполнителя рок - н - ролла – попугай падает в колодец.

Его спасает вернувшийся Василий, а потом одалживает вымокшему попугаю картуз и ватник.

Кеша внутренне понимает свою никчёмность.

Во многих советских фильмах разыгрывается история неуклюжего неофита, который, попав в новую для него среду, упорным трудом ломает ситуацию и вырывается в ударники.

Кеша тоже одержим идеей доказать свою значимость и полезность: «Я смогу, я докажу, я покажу! Обо мне узнают. Обо мне заговорят!»

Но преображения не происходит. Кеша оказывается неспособным к крестьянскому труду. (По-хорошему, к труду вообще.)

Он разрушителен как Чубайс или Гайдар, которые несколько лет спустя продемонстрируют стране свои ужасные таланты…

Сев в трактор Василия, Кеша вначале разносит во дворе постройки, а потом сваливает трактор в реку.

Василий при этом проявляет чудеса толерантности – только вздыхает да обречённо машет рукой.

В попугае просыпается совесть, точнее, даже не совесть, а её актерский суррогат, Кеша клеймит себя, называет ничтожеством, жалкой личностью и решает «умереть как мужчина».

(Кстати, это первый и последний раз, когда попугай декларирует свою мальчуковость, ведь всё его поведение это – перепев анекдотичной еврейской жены, у которой, как известно, «всё болит».)

Повешение на проводе от лампочки превращается в спектакль.

Свиньи, лошадь, да и сам Василий с любопытством следят за процессом.

При этом никто не пытается остановить попугая – уж слишком много от него вреда.

Образ Кеши начисто лишён драматизма: Есенина из попугая не получается. Василий отправляет его домой в посылке.

Обитатели помойки встречают вернувшегося кота. Тот наверняка не ходил в народ, а был просто дачником.

Но тут появляется Кеша. На нём ватник и картуз – он, как всегда, «в образе».

Щёлкнув кнутом, Кеша разражается тирадой обезумевшей деревенской прозы:

«Эх вы! Жизни не нюхали?! А я цельное лето, цельное лето: утром покос, вечером надои, то корова опоросится, то куры понеслись.

А тут вишня взошла! Свекла заколосилась! Пашешь, как трактор!

А ежели дождь во время усушки, а?», закуривает «козью ножку», давится «дымом отечества», заходится кашлем…

                                                    из сборника рассказов Михаила Елизарова - «Бураттини. Фашизм прошёл. Мультфильмы.»

Путь в дюнах за ключом к ответу

0

33

Очевидный пассажир ( © )

Качнувшись влево невзначай,
Вернёмся вправо…
Паромщик грустный, не скучай
У переправы…

В небесной гжели завиток
Нам предначертан:
Ах, неужели же исток
иссяк - исчерпан?

Я буду горьким мёдом всласть
Лечить обиды
И тела успокою власть,
И боль не выдам:

Не напоказ, не напохваст
Спою три строчки,
О том, что дёгтю — Бог подаст —
Нет места в бочке,

Где чувства прежнего алтарь
Нас не отпустит
Из плена памяти — янтарь
Медовой грусти…

                                                         Паромщик
                                                   Автор: Юлия Кхан

«Козлёнок, который умел считать до десяти»

Козлёнок научился считать до десяти. Так начинается мультфильм.

Козлёнок ходит по лесу и считает подвернувшихся ему на пути животных.

Это, на первый взгляд, невинное действо почему-то вызывает среди сосчитанных панику.

«Ну вот, – горько заключает Телёнок всякий раз, когда счёт пополняется, – теперь он и тебя сосчитал!»

Так одного за другим Козлёнок «сосчитывает» Корову, Быка, Коня, Свинью.

Взбешенные животные в погоне за Козлёнком попадают на паром.

Там уже находятся: Гусь - капитан, Пёс, Кот и Баран. Возникает паника: грузоподъёмность парома только десять пассажиров.

Срочно требуется тот, кто умеет считать.

Козлёнок устраивает перекличку по присвоенным номерам, и паром благополучно плывёт на другой берег – вот когда пригодилось знание счёта.

Рассказчик заканчивает историю тем, что Козлёнок теперь работает на пароме – считает зверей при посадке.

На первый взгляд сказка акцентирует комическую составляющую сюжета.

Это сатира на мракобесие и страх перед образованием.

Но в этой детской истории имеется и второй, завуалированный, план, подразумевающий совсем иную интерпретацию сюжета.

Примечательно, что все существа, встреченные Козлёнком на берегу, – парнокопытные.

Очевидно, говорящий Козлёнок – это уже совсем не Козлёнок, а мальчик, вдруг открывший в себе дар счёта.

Ведь не говорится, что его научили: он научился сам, родил знание из себя. Этим Козлёнок и необычен.

Прочие животные также предельно очеловечены:

Телёнок – простоватый мальчуган, Корова – деревенская озлобленная женщина, Бык – работяга - психопат, Конь – гневливый интеллигент в пенсне, Свинья – агрессивная городская женщина пролетарского склада.

Узнаваемые социальные типы. Все они объединяются одним словом – скот.

А скот сказочный, говорящий и очеловеченный уже может называться «человеческое стадо».

Что происходит: Козлёнок метит «стадо», присваивает каждому животному инвентарный номер.

Телёнок, коровий младенец, устами которого глаголет истина, сразу проникает в сомнительную суть этой безболезненной операции.

Именно он говорит взрослым, что произошло непоправимое – они сосчитаны.

Надо сказать, что Животные по неведению, добровольно, из любопытства соглашаются на это.

И Козлёнок как бы между прочим, используя простейший казуистический приём, прибавляет к счёту новую жертву.

Возникает вопрос: а кто же этот Козлёнок?

С одной стороны, он тоже существо с копытцами, часть «человеческого стада». С другой – он дитя Козла.

Козёл – древнейшая личина Дьявола. Козлёнок, его сын – это Антихрист, увлекший впоследствии всё «стадо» на паром.

Символы реки и плавательного средства во всех мифологиях имеют сакральный смысл и указывают на границу мира живых с миром мёртвых.

Паром и река – место соприкосновения со смертью.

Паром перевозит на «другой берег» или на «тот свет».

Обитатели или слуги парома, кстати, отнюдь не парнокопытные: это Пёс, Кот и Гусь. Есть, правда, ещё Баран – очевидный пассажир.

Едва Животные погрузились, паром начинает тонуть.

Причина, по словам Гуся, в том, что паром рассчитан на десять пассажиров.

Всего персонажей в мультфильме – ровно десять, поэтому число «10» – это не что иное, как синоним максимума.

Одним словом, паром рассчитан на всех без исключения. Он может вместить всё «человеческое стадо».

Чего же боится капитан Гусь?

Очевидно, что на пароме, в мистической точке перехода в Ад, оказались недосчитанные звери, среди которых может затесаться неучтённый праведник.

Вот от этого и может затонуть дьявольский паром.

Гусь инициирует ещё одну перекличку. Единственный, кто не был сосчитан из «стада», – это барашек – чёрный агнец.

Когда Козлёнок по второму разу пересчитывает Животных, паром благополучно уплывает на «другой берег».

В итоге все погублены.

А Козлёнок - Антихрист и поныне сидит на берегу – среди живых.

Он заклеймит своим числом каждого садящегося на паром смерти.

                                                      из сборника рассказов Михаила Елизарова - «Бураттини. Фашизм прошёл. Мультфильмы.»

Путь в дюнах за ключом к ответу

0

34

На ойкумене жирных котов

Выставляется на торги
В самом деле сегодня луна.
Хоть там не было чьей-то ноги.
Но не наша в том  деле вина.

А поэтому надо купить,
Пусть не целое. Может быть часть?
Чтоб сады на луне посадить.
Не ударить лицом чтобы в грязь.

Выставляется на торги. И желающих нынче полно.

Я шепчу: Боже мой! Помоги.
А ему в общем то всё равно.

Я куплю. Или кто-то другой.
Пусть луна только наша цветёт.
Я машу ей с улыбкой рукой.
И она меня, глупого, ждёт. 

                                                           Выставляется на торги
                                                             Автор: Геннадий Ельцов

«Возвращение блудного попугая»

Трилогия.

Возвращение II, или «Это я, Кешечка»

Второй выпуск «Возвращения блудного попугая» ( 1987 ) повествует о последующем витке диссидентского побега.

Внутренняя эмиграция эволюционирует в эмиграцию внешнюю.

Этот сценарный ход вполне соответствовал реалиям советской жизни первой половины семидесятых, когда Советский Союз нехотя, точно сквозь зубы, выпускал на волю пятую колонну и пятую графу (1).

Брюзга, нытик, доморощенный Абрам Терц - Синявский (2) ибн Кеша бежит на «Запад».

И пусть в мультфильме «Запад» оказывается условным и символичным, но от этого он не перестаёт быть местом загнивания и средоточием порока.

Там, «за океаном», на родине бубль -г ума и джинсов, жизнь преподаст Кеше жестокий эмигрантский урок в духе «Это я – Эдичка» (3).

Ещё в первом выпуске попугай показан морально разложившимся типом – ленив, капризен, чудовищно амбициозен.

Этап внутренней эмиграции на «арбатской» помоечке дополнительно развратил Кешу.

Он под давлением обстоятельств, конечно, вернулся к Вовке, то бишь в лоно советской системы, но это временное перемирие.

Кешу не исправить. Выражаясь словами управдома Мордюковой, попугай - диссидент по-прежнему «тайно посещает синагогу» (4).

Толчком к переменам оказываются пресловутые «элементы сладкой жизни», к которым внутренне тянется Кеша.

Утром, выгуливая собаку, он приходит на родимую помойку, свою интеллигентскую «кухоньку», чтобы, как в старые добрые времена дать концерт постоянным зрителям: воробьям и вороне.

Всё портит жирный кот, проклятый мажор – появляется в новых джинсах, с плеером и жвачкой: «Серость, это же бубль - гум!»

Общество потрясено этой демонстрацией роскоши.

О Кеше сразу забывают.

Помоечная интеллигенция показывает своё поверхностное нутро и бездуховность.

Западные штучки оказываются привлекательней творений Кешиного духа.

Донельзя самовлюблённого Кешу начинает съедать зависть.

Он возвращается домой к Вовке и, хоть и будучи существом мужского пола, закатывает сцену по женскому типу:

«В чём я хожу, в рванье, как Золушка!»

Вовка, то есть Родина, со словами «Выбирай!» щедро распахивает шкаф - закрома, но блага отечественной лёгкой промышленности Кешу не интересуют.

Отрыдав, Кеша цинично «подаёт на развод»: «Прощай, наша встреча была ошибкой» – и удаляется в те места, где «роскошь» доступна.

Если первый Кешин побег был истеричной реакцией на запрет и попугая, хоть и с натяжкой, можно было назвать бунтарём, то вторая «эмиграция» – расчётливый поступок потребителя. Кеша готов продаваться за джинсы, плеер и бубль - гум.

Первым делом, попав на «Запад», Кеша выставляет себя на торги.

Избалованный попугай неадекватен в самооценке и назначает себе цену в тысячу рублей – заоблачная советская сумма.

Кеша забывает, что он уже не в квартире Вовки, что он попал на территорию рыночных отношений.

Попугай и за тысячу, и за сто, и даже за десять рублей никому не нужен. Реальность быстро сбивает спесь.

Лишь когда Кеша уценил себя до нуля, на него находится покупатель.

Кто новый Кешин хозяин?

Внешне это типичный отпрыск фарцы конца восьмидесятых.

Он модно одет, его квартира забита знаковыми для советского обывателя предметами роскоши – видеомагнитофон, столик на колёсиках и прочее.

В отличие от белобрысого славянского Вовки, новый Хозяин выглядит как типичный свиноподобный англосакс, сродни рядовому Райану (5) – крупный жестокий юнец.

Он – Хозяин «Запада» и своенравному пернатому еврею Кеше придётся у него ох как не сладко.

Первые кадры нового Кешиного житья на «Западе» должны ввести зрителя в заблуждение.

Кеша в новой футболке с Микки - Маусом валяется с плеером на диване, слушает «Модерн токинг», пьёт загадочный напиток «coka», смотрит видеомагнитофон.

Кажется, новая капиталистическая жизнь удалась…

Всё становится на свои места во время Кешиного телефонного звонка Вовке.

Попугай традиционно врёт, как и многие его собратья - эмигранты, тратившие последние доллары на разговор с Родиной, лениво и благодушно сообщали о своих финансовых достижениях, собственной машине, цветном телевизоре, кока - коле в холодильнике, чтобы потом с новыми после вранья силами вернуться к грязной посуде в ресторане или сесть за руль заблёванного такси…

Кеша не исключение: «Купаюсь в бассейне, пью джус, оранжад, у меня много друзей, машина».

Немаловажно, что в беседе он примешивает к голосу характерный акцент эмигранта второго поколения – изощрённое кокетство со стороны хитрого Кеши.

Эта ложь во спасение самолюбия примиряет его с действительностью.

Кстати, Кеша смотрит по видеомагнитофону фильм «Укол зонтиком».

Этот фильм был в советском прокате, так что Кеша в смысле «духовной пищи» не особо выиграл.

Но вот возвращается англосакс, попугай спешно комкает разговор, бросает трубку.

Видно, что Кеша жутко боится Хозяина.

Вскоре становится понятно, почему.

Тот помыкает никчёмным попугаем, издевается, унижает.

Из любимца и фаворита Кеша превратился в прислугу, в раба.

Кеша хнычет: «Вовка так любил меня, буквально носил на руках».

Увы, капитализм вблизи оказался не таким уж и привлекательным. Наступает прозрение.

После очередного унижения Кеша позволяет себе повысить голос на Хозяина.

«Запад» показывает своё звериное лицо, бунтарь немедленно оказывается в клетке.

Кеше только и остаётся, что скандировать: «Свободу попугаям!» да горланить протестные песни брошенного отечества: «Пусть всегда будет Вовка, пусть всегда буду я!»

Вернуться домой из тюрьмы уже не просто. Новообретённый киношный опыт приходит на помощь.

Кеша ломает клетку, сооружает из «западных» отходов взрывчатое устройство.

При подрыве двери Кешу контузит.

Его окружают видения - кошмары, демонические личины капитализма, а приходит в себя он уже в квартире Вовки.

Эмиграция не прошла бесследно – Кеша в бинтах, повреждён и физически, и морально. Кеша признается, как лимоновский герой: мне было плохо, я был один.

Никаких предпосылок для возвращения попугая домой не было.

И тем не менее – Кеша на Родине.

Этот момент можно воспринимать как вторжение чуда.

Создатели мультфильма, разумеется, могли бы посвятить десяток секунд дополнительному эпизоду, в котором англосакс выбрасывает полумёртвого Кешу на помойку, а там его подбирает Вовка, вышедший на прогулку со щенком.

Авторы понимали, что эти объяснения лишние.

Всё - таки Кеша – собирательный образ беспокойной еврейской интеллигенции.

Да, какая-то сбежавшая на Запад часть «Кеши» показательно поплатилась за предательство, но оставшаяся получила хороший урок и угомонилась… до нового побега.

Теперь уже – в народ.

                                                       из сборника рассказов Михаила Елизарова - «Бураттини. Фашизм прошёл. Мультфильмы.»
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(1)когда Советский Союз нехотя, точно сквозь зубы, выпускал на волю пятую колонну и пятую графу - Пятая графа. Отсылка к пятой графе паспорта СССР, в которой обозначалась национальность ( этничность) гражданина. 

(2) Абрам Терц - Синявский - Абрам Терц — литературный псевдоним Андрея Донатовича Синявского (8 октября 1925, Москва — 25 февраля 1997, Париж) — русского и французского писателя, литературоведа и критика, диссидента, политзаключённого в СССР.

(3) жёсткий эмигрантский урок в духе Это я – Эдичка» - «Это я — Эдичка» — первый и наиболее известный роман Эдуарда Лимонова, который принёс ему широкую популярность. Во многом автобиографичен. Написан в 1976 году в Нью - Йорке, с некоторыми сокращениями напечатан в № 3 парижского журнала «Ковчег» (1979). Сюжет: герой романа Эдичка — русский эмигрант в Нью - Йорке, брошенный женой, живёт на социальное пособие, подрабатывает подсобным рабочим в ресторане, грузчиком, участвует в троцкистских собраниях. Оставшись один в огромном городе, Эдичка странствует по Нью - Йорку в поисках любви, работы, забвения, приключений и самого себя.

(4) Выражаясь словами управдома Мордюковой, попугай - диссидент по-прежнему «тайно посещает синагогу» - Отсылка к х /ф «Бриллиантовая рука» 1968.  Цензоры запретили режиссеру поднимать еврейский вопрос даже в шутку, из-за чего одна из фраз персонажа Нонны Мордюковой была слегка подкорректирована. «И я не удивлюсь, если завтра выяснится, что ваш муж тайно посещает любовницу», — говорит управдом жене Горбункова. Однако по её губам можно увидеть, что на самом деле она говорит: «Ваш муж тайно посещает синагогу».

(5) типичный свиноподобный англосакс, сродни рядовому Райану - Отсылка к х / ф «Спасти рядового Райана» (англ. Saving Private Ryan) — американская эпическая военная драма 1998 года режиссёра Стивена Спилберга. Действие фильма происходит в 1944 году в Нормандии, Франция, во время Второй мировой войны.

Путь в дюнах за ключом к ответу

0

35

И вынуждены вставлять себе золотые зубы .. А что поделаешь? Надо ! ( © )

Алмазов, подобных тебе, я не видел,
Персидская роскошь в тебе ожила.
Такое добро царь бы спешно похитил,
В пучину чудес свою дверь отворя.
Царицы подобного мне не предложат,
Принцессы их алчны, и мир их убог.
Убранства и золото дам тех тревожат,
И в жизни таким уготовлен урок.
Ты хаос посеяла в храме моём,
Глазами пустив в свой дикий ручей,
Что бурно разлился, идя напролом,
И чувства мои обострив лишь сильней.

                                                           Роскошь Востока (отрывок)
                                                            Автор: Святослав Пшениснов

«Хоттабыч» как предупреждение

Пионер Волька Костыльков вылавливает из реки глиняный сосуд с джинном.

Гассан Абдуррахман ибн Хоттаб, или Хоттабыч, – не просто старик, умеющий колдовать.

Он – архетип Востока, его культуры и идеологии, вторгающийся в атеистическую реальность советской Москвы.

Примечательно, что выпускает джинна мальчик по имени Волька – очередная игра смыслами:

Волька как освободитель, Выпускающий на Волю, и Воля на Костылях, он же ещё и Костыльков. Одним словом, Хромающая Воля.

Хоттабыч декларирует себя как верного слугу Вольки – в благодарность за спасение, но в течение всей книги мальчик вынужден ходить нянькой за капризным стариком.

Хоттабыч также представитель ислама.

В тексте примечательна неточность: Хоттабычу больше трёх тысяч лет, а стало быть, и знание об Аллахе как минимум такого же возраста.

Сомнительно, чтобы Лагин не знал времени появления ислама, поэтому такое расхождение следует понимать как метафору глубокой архаичности восточной культуры, её отдалённости от советского и русского менталитета.

Хоттабыч – трудный старик.

Он вздорен, агрессивен, легко впадает в ярость, но, впрочем, так же быстро успокаивается.

При всём его могуществе он трусоват, когда сталкивается с необъяснимыми для него явлениями прогресса – боится метро, трамваев.

Предрассудки и клише способны сделать его добровольным рабом случайного человека.

Хоттабыч льстив и не лишён коварства (точная характеристика восточного менталитета).

Помощь Хоттабыча (читай – содействие Востока) обычно чревата какой - нибудь каверзой.

Вторгаясь в мир Вольки, он первым делом влезает в «экзамен по географии».

Хоттабыч навязывает своё подсказывание, и Волька несёт абсолютную чушь, но, увы, правильную с точки зрения джинна.

Противостояние мнению Хоттабыча, а также негативная оценка его позиции вызывают в старике ярость. Учительнице Варваре Степановне объявляется джихад.

Вообще, Хоттабыч (Восток) любит держать в страхе, запугивать обещаниями обратить «в колоду для разделки свиных туш», в жабу, в «шелудивого пса» – обычные угрозы «неверным».

Попытка проникнуть в кинотеатр с вывеской «До шестнадцати» оборачивается для Вольки появлением бороды – своего рода насильственная инициация, «обращение в ислам».

Подарки Хоттабыча лишены смысла.

Его дворцы эфемерны, как, впрочем, и нынешние постройки многорукого таджикского джинна: все эти возведённые за месяц с нарушением ГОСТов новостройки готовы обвалиться ещё до того как в них въедут жильцы.

Телефоны, которые дарит Хоттабыч, из чистого мрамора, часы из золота. Но всё это не работает.

Они муляжи, неодушевлённые знанием и функцией предметы.

Восток, по мнению Лагина, умело копирует европейскую форму, традицию, но не суть. Хоттабыч, как и Восток, тянется к бессмысленной роскоши – джинн из чванства вставляет себе золотые зубы.

От Хоттабыча больше неудобств, чем пользы.

Он поселяется у Вольки под кроватью. Довольно меткий образ.

«Понаехавшая» Азия, в сущности, поступила так же – поселилась «под московской кроватью».

Не то чтобы совсем мешает, но уединения уже нет, как в коммунальной квартире.

Сила Хоттабыча – в его бороде, причём исключительно сухой.

Мокрая борода бессильна.

Волька, чтобы противостоять подсуживающему джинну на футбольном матче, выливает на бороду старика стакан воды.

Это «мочить бороду» сходно, как ни странно, с путинским «мочить в сортире».

Если соединить два тезиса, получим: «мочить бороду в сортире» – действенный способ противостояния ваххабизму, освоенный в чеченских кампаниях.

Лагин находит самое лучшее применение Хоттабычу – советскому (или пророссийскому) исламу.

Старик превосходно борется с западным капиталом.

Вначале, правда, исключительно от невежества становится послушным рабом американского дельца Вандендаллеса, но потом изгоняет его, а под конец обращает в собаку – снова образ «неверного».

При помощи Хоттабыча (то бишь, ислама) можно укрощать враждебный Запад – таков посыл автора.

Кстати, в романе есть мальчик - клеветник Гога Пилюкин.

Джинн остроумно обращает его голос в лай – когда тот «лжёт».

Цивилизуясь, Хоттабыч становится всё менее опасным – он чудаковат, но уже социален.

Лагин настойчиво говорит о необходимости образования для Хоттабыча, в том числе и политического. Не случайно Волька буквально долбит джинна упрощённым Марксом.

В конце романа появляется брат Хоттабыча – Омар Юсуф.

Он своего рода «фундаменталист», но это проявляется не в религиозности (в романе она отсутствует), а в агрессивном тоталитарном менталитете.

Диалог с Омаром Юсуфом возможен либо через посредника – брата, либо с позиции силы.

Волька обманом подчиняет себе невежественного джинна – «остановил солнце», которое просто не заходит в северных широтах.

Кстати, не случайно Омар Юсуф найден не на территории Советского Союза, а где-то во льдах – замороженный до времени, чужеродный радикализм.

Хоттабыч, при всех недостатках, олицетворяет всё - таки свой, советский Восток.

Героев избавляет от Омара Юсуфа его же спесивое невежество. Он улетает в космос и становится спутником Земли.

В этом видится ещё один пророческий совет. Радикальный ислам следует выпускать и в микро, и в макрокосмос.

В этом контексте политика США и Израиля в отношении иранской ядерной программы в корне неверна.

Хотя у них есть оправдание, они не читали «Хоттабыча».

                                                     из сборника рассказов Михаила Елизарова - «Бураттини. Фашизм прошёл. Мультфильмы.»

Путь в дюнах за ключом к ответу

0

36

Первая брешь в докапиталистической духовности во славу великих дел

Очень старый стих.      

.. Средства производства... лужи за окном...
Мне про экономику надоело слушать.
Слишком много фактов говорит о том,
Что наше положение уже нельзя улучшить...

Есть хочу ужасно, спать - ещё сильнее,
Прямо здесь, на парте, лягу и засну...
Снег почти растаял, лишь туман белеет,
И напоминает раннюю весну...

Мне весьма тоскливо, мне весьма печально,
Сидя засыпаю, а звонка всё нет...
Сколько получает отставной начальник?
Надоело слушать мне про госбюджет...

                                                                                 Урок обществоведения в 1990 г
                                                                                       Автор: Юлия Федотова 2

Гарри выбирает волшебную палочку ► Гарри Поттер и философский камень (2001)

«Незнайка» и проблема «лишнего человека» при коммунизме

В Цветочном городе живут маленькие человечки – малыши и малышки.

Они ведут свой карликовый быт в «большом» человеческом мире.

Но именно эти изменённые пропорции – сами коротышки ростом не больше огурца – формируют благополучный жизненный уклад.

Этот город – содружество небольших однополых общин, малыши живут отдельно от малышек.

Общины ведут натуральное хозяйство, благо пропорции полностью решают проблему питания: еды в избытке хватает всем.

Каждый занят своим делом или не занят вообще.

Труд присутствует, но он не носит обязательного характера.

Коротышек окружают предметы, но не товары.

Главный стимул труда – польза, а не прибыль.

Разумеется, нет никаких денег, нет частной собственности – всё общее.

По сути, Цветочный город – это идеальная модель экокоммунизма (даже автомобили здесь на газированной воде).

Соседний город Зелёный (город малышек) – идентичная по организации феминокоммуна.

(Некоторое исключение составляет лишь Солнечный город – мир технокоммунизма, который обеспечивают высокие технологии.)

Коротышки по своему психическому развитию – дети.

Они играют, ссорятся по пустякам, дерутся, мирятся.

Малыши задирают малышек, дразнят тех, кто «водится» с малышками, – одним словом, это мир мальчиков и девочек до момента полового созревания, коммунистический рай, в котором нет смерти.

Самое страшное, что может произойти, – это царапина, ушиб, синяк или вывих.

Взрослых и родителей нет, дети предоставлены сами себе и прекрасно существуют.

Знайка – лидер общины из шестнадцати коротышек, интеллектуальный центр, источник Знания.

Винтик и Шпунтик – механики, Пулька – охотник, Гусля – музыкант. Пилюлькин – доктор, Тюбик – художник.

Все остальные, в том числе и главный герой повести, Незнайка (антипод Знайки, антилидер, которым он становится благодаря случаю), не обладают каким-то особым умением.

Они даже названы по привычкам и пристрастиям:

Сиропчик любит воду с сиропом, Ворчун ворчит, Растеряйка теряет вещи, писатель Смекайло из города Змеевка считается писателем, хоть и не написал ни одной книги.

Все эти коротышки, как и сам Незнайка, ничего не производят, они просто пользуются благами общины на равных правах.

Текст лучится всеобщей беззаботностью, но автор, описывая этот игрушечный мир, задаётся сложной проблемой, неоднократно поднятой в русской литературе, – проблемой «лишнего человека».

В некотором роде Незнайка продолжает известный ряд героев: Онегин, Печорин, Базаров, Рудин.

Незнайка, как говорит автор, «не такой уж скверный, он хотел чему-то научиться, но не хотел трудиться».

Незнайка попеременно пытался стать музыкантом, художником, поэтом (кстати, Незнайка и был отличным поэтом, гораздо лучше официального Цветика), но его авангардистское творчество оказывается не востребованным – оно излишне парадоксально и конспирологично:

«Наш Сиропчик был голодный, проглотил утюг холодный», – а в коммуне коротышек приветствуется только формальная логика.

В итоге, Незнайка – «лишний человек» в коммунистическом обществе.

В повести «Незнайка в Солнечном городе» для гигантской технокоммуны такими «лишними» являются «ветрогоны» – коротышки, которые бессмысленно носятся по улицам.

Но не они представляют опасность.

Отлаженный социум Солнечного города способна поколебать лишь волшебная палочка Незнайки.

В контекст повести автор намеренно вводит волшебство – заменитель религии или мифологического сознания.

Как невозможен атеистический капитализм, так невозможен и религиозный коммунизм.

Частная собственность на средства производства – вот причина всех иллюзий, в том числе и религиозных, любых форм мифологии и ложного сознания.

Лишь когда волшебная палочка теряет свою силу, всё возвращается на круги своя.

Тревога Носова футорологична.

Он пытается разобраться с проблемой, как коммунистический социум должен относиться к таким от природы несознательным «лишним» личностям.

То, что такие люди неизбежны, понимают все.

Носов утверждает, что коммунистический мир примет всех, никто не станет изгоем, даже иждивенец.

Для Носова Незнайка ценен главным своим качеством – в нём рядом с безалаберностью, ленью органично живёт докапиталистическая духовная неиспорченность.

При всех своих недостатках он и строитель, и полноправный обитатель пространства коммунизма.

Незнайка ни на секунду не сомневается в верности подобного общественного устройства – равенства, общественной собственности.

Он верен предметам и пользе. Для него нет товара и прибыли.

Поэтому при любых раскладах Незнайка – равноценная частичка идеального детского коммунистического мира коротышек.

По сути, ответ Носова следующий: будьте как дети – и будет вам и Цветочное, и Солнечное царство небесное.

                                                                   из сборника рассказов Михаила Елизарова - «Бураттини. Фашизм прошёл. Мультфильмы.»

( кадр из кукольного мультсериала «Незнайка в Солнечном городе» 1976 -1979 )

Путь в дюнах за ключом к ответу

0

37

Берложий сон ( © )

Зверю — берлога,
Страннику — дорога,
Мёртвому — дроги.
Каждому — своё.
Женщине — лукавить,
Царю — править,
Мне — славить
Имя твоё.

                                  Зверю — берлога…
                            Автор: Марина Цветаева

«Колобок»

Мои родители – старик и старуха.

Наш род вымирает. Я последний – поскрёбыш.

Лоно моей древней матери уже не примет семя дряхлого отца.

Её чрево уже не способно выносить плод.

Морщинистые руки родительницы месят тесто.

Оно не хуже глины и может стать вместилищем души.

Печь заменит материнское чрево, душу – слова с оживляющей молитвой, помещённые внутрь моего мучного тела.

Я – пища моего рода.

Старики хотят меня съесть.

Мою силу, мою жизнь.

Они поступали так всегда – поедали детей.

Они не просто родители. Они – общество и государство.

Я знаю, что в родовом амбаре уже пусто. Когда меня съедят, старики умрут от голода.

Меня скатали круглым – бока повторяют брюхатые формы.

Так сделано, чтоб я помнил о животе матери. Животе, которого не было.

Чтобы любил его и был готов туда вернуться разжёванной кашей.

Я должен с восторгом приносить себя в жертву.

Родители дали мне жизнь. Они вправе дать мне смерть.

Я кругл, как перекати - поле. И я могу сбежать.

Я не хочу быть съеденным. Я не хочу быть пищей, не хочу быть человеком!

Для меня уже нет человеческих дорог.

Ухожу тропой нелюдей. За мной гонится родительское проклятие.

Это Звери. Животные Страсти. Демоны рода.

Их цель – пожрать меня.

Они – преображённые одичавшие рты моих родителей.

Навстречу Заяц.

Он – воплощённая Трусость.

Заяц говорит мне: «Колобок, я тебя съем!»

Мертвящий Страх заползает в мою душу, хочет выглодать её жёлтыми сточёнными резцами.

Чтобы вспомнить себя, произношу слова запечённой во мне охранной молитвы:

«Я Колобок, Колобок, по амбару метён, по сусекам скребён, на окошке стужён. Я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл, а от тебя, Заяц, и подавно уйду!»

Заяц каменеет, становясь бессильным истуканом.

Я победил Страх!

На тропу выскакивает второй Зверь.

«Я тебя съем!» – говорит Волк.

Изнанка Трусости – Злоба.

Бесноватая волчья пасть хочет пожрать меня. Дикий Гнев уже мутит разум.

«Я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл, я от Трусости ушёл, а от тебя, Волк, и подавно уйду!»

Я победил Злобу. В моей душе нет места Гневу. Я навсегда успокоен.

«Я тебя съем!» – заволакивает разум Медведь.

Это Лень. Вечный берложий сон.

«Я от Трусости ушёл, я от Злости ушёл, а от тебя, Медведь, и подавно уйду!» «Колобок, я тебя съем!» – говорит Лиса.

Это Похоть. Она изнанка Лени.

Лиса наводит бесстыжие мороки.

Нагая отроковица повернулась ко мне открытым истекающим лоном.

Дикое вожделение заливает ум.

«Я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл, от Зайца ушёл, и от Волка ушёл, от Медведя ушёл, а от тебя, Лиса, и подавно уйду!»

Срамные губы липко шепчут: «Подойди ближе, Колобок, повтори свою молитву».

Лоно прорастает зубами и становится лисьей пастью. Хлопают зубастые челюсти.

Расколотым надвое сознанием я вижу старуху - мать.

Она кладёт мою откушенную половину в рот старика - отца.

                                                  из сборника рассказов Михаила Елизарова - «Бураттини. Фашизм прошёл. Мультфильмы.»

Путь в дюнах за ключом к ответу

0

38

Воля - Волюшка красна девица

Воля к жизни, воля к счастью, где же ты?
Иль навеки претворилась ты в мечты,
И в мечтах неясных, в тихом полусне,
Лишь о невозможном возвещаешь мне?
Путь один лишь знаю, — долог он и крут, —
Здесь цветы печали бледные цветут,
Умирает без ответа чей-то крик.
За туманом солнце скрыто, — тусклый лик.
Утомленьем и могилой дышит путь, —
Воля к смерти убеждает отдохнуть,
И от жизни обещает уберечь.
Холодна и однозвучна злая речь,
Но с отрадой и с надеждой внемлю ей
В тишине, в томленьи неподвижных дней.

                                                                            Воля к жизни, воля к счастью, где же ты?…
                                                                                               Автор: Фёдор Сологуб

Глава 22. Монастырь (Фрагмент)

Чудны задушевные русские песни!

Слова бывают ничтожны; они лишь предлог; не словами, а только звуками выражаются глубокие, необъятные чувства.

Так, глядя на зелень, на небо, на весь божий мир, Максим пел о горемычной своей доле, о золотой волюшке, о матери сырой - дуброве.

Он приказывал коню нести себя в чужедальнюю сторону, что без ветру сушит, без морозу знобит.

Он поручал ветру отдать поклон матери.

Он начинал с первого предмета, попадавшегося на глаза, и высказывал все, что приходило ему на ум; но голос говорил более слов, а если бы кто услышал эту песню, запала б она тому в душу, и часто, в минуту грусти, приходила бы на память...

Наконец, когда тоска стала глубже забирать Максима, он подобрал поводья, поправил шапку, свистнул, крикнул и полетел во всю конскую прыть.

Вскоре забелели перед ним стены монастыря.

Обитель была расположена по скату горы, поросшей дубами. Золотые главы и узорные кресты вырезывались на зелени дубов и на синеве неба.

Навстречу Максиму попался отряд монастырских служек в шишаках и кольчугах.  Они ехали шагом и пели псалом: «Возлюблю тя, господи, крепосте моя».

Услыша священные слова, Максим остановил коня, снял шапку и перекрестился.

Небольшая речка протекала под горою. Несколько мельниц вертели на ней свои колёса. На берегу паслись коровы пёстрыми кучами.

Всё вокруг монастыря дышало такою тишиною, что вооружённый объезд казался излишним.

Даже птицы на дубах щебетали как будто вполголоса; ветер не шелестел в листьях, и только кузнечики, притаясь в траве, трещали без умолку.

Трудно было подумать, чтобы недобрые люди могли возмутить это спокойствие.

«Вот где отдохну я! — подумал Максим. — За этими стенами проведу несколько дней, пока отец перестанет искать меня. Я на исповеди открою настоятелю свою душу, авось он даст мне на время убежище».

Максим не ошибся.

Престарелый игумен, с длинною седою бородой, с кротким взглядом, в котором было совершенное неведение дел мирских, принял его ласково.

Двое служек взяли под уздцы усталого коня.

Третий вынес хлеба и молока для Буяна; все радушно хлопотали около Максима.

Игумен предложил ему отобедать, но Максим захотел прежде всего исповедаться.

Старик взглянул на него испытующим взором, насколько позволяли его добродушные глаза, и, не говоря ни слова, повел его через обширный двор к низкой, одноглавой церкви.

Они шли мимо могильных крестов и длинного ряда келий, обсаженных цветами.

Попадавшиеся им навстречу братия кланялись молча.

Надгробные плиты звенели от шагов Максима; высокая трава пробивалась между плитами и закрывала вполовину надписи, полные смирения; всё напоминало о бренности жизни, всё вызывало на молитву и созерцание.

Церковь, к которой игумен вел Максима, стояла среди древних дубов, и столетние ветви их почти совсем закрывали узкие, продольные окна, пропускавшие свет сквозь пыльную слюду, вставленную в мелкие свинцовые оконницы.

Когда они вошли, их обдало прохладой и темнотою.

Лишь сквозь одно окно, менее других заслоненное зеленью, косые столбы света падали на стенное изображение Страшного суда.

Остальные части церкви казались от этого ещё мрачнее; но кое - где отсвечивали ярким блеском серебряные яблоки паникадил, венцы на образах да шитые серебром кресты, тропари и кондаки (*) на чёрном бархате, покрывающем гробницы князей Воротынских, основателей монастыря.

Позолота на прорезных травах иконостаса походила местами на уголья, тлеющие под золою и готовые вспыхнуть. Пахло сыростью и ладаном.

Мало - помалу глаз Максима стал привыкать к полумраку и различать другие подробности храма: над царскими дверьми виден был спаситель в силах, с херувимами и серафимами, а над ним шестнадцать владычных праздников.

Большой местный образ Иоанна Предтечи представлял его крылатым и держащим на блюде отсеченную главу свою.

На боковых дверях были написаны грубо и неискусно притча о блудном сыне, прение смерти и живота да исход души праведного и грешного.

Мрачные эти картины глубоко подействовали на Максима; все понятия о смирении духа, о безусловной покорности родительской власти, все мысли, в которых он был воспитан, оживились в нём снова.

Он усомнился, прав ли был, что уехал от отца против его воли?

Но совесть отвечала ему, что он прав; а между тем она не была спокойна. Картина Страшного суда потрясала его воображение.

Когда тень дубовых листьев, колеблемых ветром снаружи окна, трепетала на стене подвижною сеткой, ему казалось, что грешники и диаволы, писанные в человеческий рост, дышат и движутся.

Благоговейный ужас проник его сердце. Он пал ниц перед игуменом.

— Отец мой, — сказал он, — должно быть, я великий грешник!
— Молись, — отвечал кротко старик, — велико милосердие божие; много поможет тебе раскаяние, сын мой!

Максим собрался с силами.

— Тяжело моё преступление, — начал он дрожащим голосом. — Отец мой, слушай! Страшно мне вымолвить: оскудела моя любовь к царю, сердце моё от него отвратилось!

Игумен с удивлением взглянул на Максима.

— Не отвергай меня, отец мой! — продолжал Максим, — выслушай меня! Долго боролся я сам с собою, долго молился пред святыми иконами. Искал я в своём сердце любви к царю — и не обрёл её!
— Сын мой, — сказал игумен, глядя с участием на Максима, — должно быть, сатанинское наваждение помрачило твой рассудок; ты клевещешь на себя. Того быть не может, чтобы ты возненавидел царя. Много тяжких преступников исповедовал я в этом храме: были и церковные тати, и смертные убойцы, а не бывало такого, кто повинился бы в нелюбви к государю!

Максим побледнел.

— Стало, я преступнее церковного татя и смертного убойцы! — воскликнул он. — Отец мой, что мне делать? Научи, вразуми меня, душа моя делится надвое.

Старик смотрел на исповедника и всё более дивился.

Правильное лицо Максима не являло ни одной порочной или преступной черты.

То было скромное лицо, полное добродушия и отваги, одно из тех русских лиц, которые ещё ныне встречаются между Москвой и Волгой, в странах, отдалённых от больших дорог, куда не проникло городское влияние.

— Сын мой, — продолжал игумен, — я тебе не верю; ты клевещешь на себя. Не верю, чтобы сердце твоё отвратилось от царя. Этого быть не может. Подумай сам: царь нам более чем отец, а пятая заповедь велит чтить отца. Скажи мне, сын мой, ведь ты следуешь заповеди?

Максим молчал.

— Сын мой, ты чтишь отца своего?
— Нет! — произнёс Максим едва внятно.
— Нет? — Повторил игумен и, отступив назад, осенился крестным знамением. — Ты не любишь царя? Ты не чтишь отца? Кто же ты таков?
— Я... — сказал молодой опричник, — я Максим Скуратов, сын Скуратова - Бельского!
— Сын Малюты?
— Да! — сказал Максим и зарыдал.

Игумен не отвечал.

Он горестно стоял перед Максимом.

Неподвижно смотрели на них мрачные лики угодников.

Грешники на картине Страшного суда жалобно подымали руки к небу, но всё молчало.

Спокойствие церкви прерывали одни рыдания Максима, щебетанье ласточек под сводами да изредка полугромкое слово среди тихой молитвы, которую читал про себя игумен.

— Сын мой, — сказал наконец старик, — поведай мне всё по ряду, ничего не утаи от меня: как вошла в тебя нелюбовь к государю?

Максим рассказал о жизни своей в Слободе, о последнем разговоре с отцом и о ночном своём отъезде.

Он говорил медленно, с расстановкой и часто собирался с мыслями, дабы ничего не забыть и ничего не утаить от духовного отца своего.

Окончив рассказ, он опустил глаза и долго не смел взглянуть на игумена, ожидая своего приговора.

— Всё ли ты поведал мне? — сказал игумен. — Не тяготит ли ещё что - нибудь душу твою? Не помыслил ли ты чего на царя? Не задумал ли ты чего над святою Русью?

Глаза Максима заблистали.

— Отец мой, скорей дам отсечь себе голову, чем допущу её замыслить что - нибудь против родины! Грешен я в нелюбви к государю, но не грешен в измене!

Игумен накрыл его эпитрахилью.

— Очищается раб божий Максим! — сказал он, — отпускаются ему грехи его вольные и невольные!

Тихая радость проникла в душу Максима.

— Сын мой, — сказал игумен, — твоя исповедь тебя очистила. Святая церковь не поставляет тебе в вину, что ты бросил Слободу. Бежать от соблазна волен и должен всякий. Но бойся прельститься на лесть врага рода человеческого. Бойся примера Курбского, который из высокого русского боярина учинился ныне сосуд дьяволу! Премилостивый бог, — продолжал со вздохом старик, — за великие грехи наши попустил ныне быть времени трудному. Не нам суемудрием человеческим судить о его неисповедимом промысле. Когда господь наводит на нас глады и телесные скорби, что нам остаётся, как не молиться и покоряться его святой воле? Так и теперь: настал над нами царь немилостивый, грозный. Не ведаем, за что он нас казнит и губит; ведаем только, что он послан от бога, и держим поклонную голову не пред Иваном Васильевичем, а перед волею пославшего его. Вспомним пророческое слово:

«Аще кая земля оправдится перед богом, поставляет им царя и судью праведна и всякое подаёт благодеяние; аще же которая земля прегрешит пред богом, и поставляет царя и судей неправедна, и наводит на тое землю вся злая!»

Останься у нас, сын мой; поживи с нами. Когда придёт тебе пора ехать, я вместе с братиею буду молиться, дабы, где ты ни пойдёшь, бог везде исправил путь твой!

А теперь... — продолжал добродушно игумен, снимая с себя эпитрахиль, — теперь пойдём к трапезе. После духовной пищи не отвергнем телесной. Есть у нас изрядные щуки, есть и караси; отведай нашего творогу, выпей с нами мёду черемхового во здравие государя и высокопреосвященного владыки!

И в дружеском разговоре старик повёл Максима к трапезе.

            из исторического романа Алексея Константиновича Толстого - «Князь Серебряный. Повесть времён Ивана Грозного»
_____________________________________________________________________________

(*) Тропари и кондаки — церковные книги.
_____________________________________________________________________________

( Художник Исаак Левитан. Картина «Над вечным покоем» )

Путь в дюнах за ключом к ответу

0

39

Над бесконечной гладью

Бушует море, море бьётся
И море топит города.
Она с поездки не вернётся.
Нет. Не вернётся никогда.

Она сражалась с этой бурей,
Она летала над волной.
Вдруг монстр сильный, монстр бурый
Нарушил города покой.

Она сражалась и кидала
Всю силу внешнюю любви.
Она над монстром умирала.
Ты должен был её спасти.

                                                     Эзотерическое. Про бурю (отрывок)
                                                                 Автор: Шаталина Дарья

Глава I ( Фрагмент )

Сознание возвращалось медленно.

Следом за ним пришла и боль во всём теле. Амина не смогла сдержать стон.

Во рту пересохло, её мутило.

Вдобавок плохое самочувствие усугублялось плавным покачиванием вверх - вниз.

Она что, плывёт?

Попытка осмотреться увенчалась успехом лишь наполовину — один глаз залип намертво и не хотел открываться.

Кругом, куда только мог дотянуться взгляд, была вода.

Б**, она не плывёт, а летит лицом вниз, метрах в десяти над водой!

Резко нахлынули последние воспоминания битвы с летунами, вызывая панику.

Сразу ощутила когтистые лапы, сжимающие тело.

Значит, Сборщик схватил её и куда-то несёт!

Непроизвольно дёрнулась, пытаясь вырваться, но хватка монстра стала только сильней, вызвав новый приступ боли.

Пытаясь прийти в себя, попробовала рассуждать здраво. Она жива, это уже хорошо. Куда её несут?

Ответ, пришедший в голову, очень не понравился.

Раз монстры — это только куклы, значит, скорее всего, её несут к их хозяину. А вот это очень плохо. Лучше уж умереть…

Получится ли дотянуться до одного из ножей?

Пошевелила немного руками. Чёрт! Монстр так крепко сжимал её, что вариант с оружием отпал.

Перейдя в аурное зрение, просканировала округу.

Сборщик один, других рядом нет. Нацепив на её ауру свои щупальца, он медленно поглощал энергию.

Вот гад! Ну да, Бенки ведь говорила об этом.

По сути, Окар для Сборщика — бесконечный источник пищи. И судя по потребляемому объёму, брал он совсем немного. А если попробовать…

Нацепив кучу нитей прямиком к органу, выполняющему функцию накопителя, подала туда немного энергии.

Крылья монстра сразу сбились с ритма, а сам он закачался как пьяный.

Прервала поток. Через несколько секунд Сборщик, придя в себя, выровнял полёт.

Значит, перегрузка накопителя плохо сказывалась на монстре. Хм, похоже, это может сработать. Ударить всей аурой сейчас?

Но тогда она может оказаться посреди моря.

Подождать? Тоже опасно, вдруг объявятся и другие летуны?

Усиленно перебирая все за и против, всё же решила не спешить.

Борясь с тошнотой, Амина стала прокачивать энергию по своему изрядно потрёпанному телу, ускоряя его восстановление.

Интересно, как там другие Окары? Как Миал и Грифа, их тоже схватили? Справилась ли Ирлит? И вообще, как далеко её унесли?

Что-то она не припоминает никакой информации о крупном водоёме вблизи от города…

Из размышлений её вывел резко увеличивший скорость монстр.

Повертела головой. На горизонте вырисовывалась земля! Похоже, всё - таки шанс выжить есть. Теперь бы подгадать правильный момент…

Когда они уже были в нескольких десятках метрах от суши, послала Сборщику огромный поток энергии.

Тот, дёрнувшись, разжал свои лапы, и Амина после недолгого падения ушла под воду с головой.

Загребая руками, всплыла, судорожно хватая ртом воздух.

Кое - как отдышавшись, перевела взгляд на берег.

Вероятно, монстр, потеряв контроль над полётом, влетел прямо в огромный валун на берегу. Его тело не шевелилось, аура угасла. Сдох.

Не спеша поплыла к берегу.

Плащ и навешанное снаряжение очень мешали и тянули ко дну, но сбросить это с себя она не решалась.

Мало ли что теперь пригодится? Изрядно наглотавшись солёной воды, она, наконец, добралась до берега.

Передвигаясь на четвереньках, выползла на сушу и тут же содрогнулась от рвотных спазмов.

Освободив желудок, отползла от мерзкой лужи и обессиленно распласталась на песке.

Полежав несколько минут, вновь со стоном поднялась на четвереньки.

Силы кончались, сознание вновь стало отдаляться. Было так заманчиво просто закрыть глаза и отдохнуть…

Но Амина остатками разума понимала, что если отрубится на берегу, то, скорее всего, уже не проснётся. Собрав волю в кулак, поползла в сторону леса.

Песчаный пляж был не очень широк, всего пару десятков метров, но ей это расстояние показалось просто безмерным.

Уже расплывшимся зрением разглядела перед собой огромный куст.

Заползла под него и, кое - как отцепив снаряжение, облегчённо улеглась на спину.

Перейдя в аурное зрение, влила в куст свою энергию. Увеличивая ветки и переплетая их между собой, оградилась как могла.

— Ну, хоть какая-то защита… — прошептала, закрывая глаза.

****

Следующее пробуждение было менее болезненным. Тело ныло, но это скорее от длительного бездействия, чем от ран.

Голова слегка побаливала, но тошнота прошла.

Схватив флягу с водой, прополоскала рот и сделала несколько больших глотков.

Судя по яркому свету, проникающему через ветви, сейчас день.

Сколько она провалялась? Включила браслет. Хм. После битвы с летунами в городе прошло шесть дней.

Но сколько её нёс монстр, а сколько лежала в отрубе на берегу, определить было трудно.

Попробовала связаться с Ирлит. Кристалл, сверкнув красным, прервал связь.

Посмотрела на весь список имён. Возле каждого была красная точка. Она настолько далеко, что мощности браслета не хватает?

Просканировав округу и не найдя опасности, заставила ветви расступиться.

Выбравшись и вытащив снаряжение, осмотрелась.

На песке вокруг её убежища было множество следов разных форм и размеров.

Труп Сборщика пропал.

Как же хорошо, что у неё всё-таки хватило сил спрятаться! На пляже наверняка сожрали бы.

Куда же её занесло? Повертела головой.

С одной стороны простиралась бесконечная водная гладь. Море или океан?

Скорость у Сборщика приличная, а подпитываясь её энергией, он наверняка мог пролететь огромное расстояние.

Нахмурившись, посмотрела в другую сторону.

Здесь возвышались, насколько хватало взгляда, холмы, поросшие лесом.

Некоторые деревья были на первый взгляд похожи на те, что росли вблизи города, но незнакомых было гораздо больше.

Включила на браслете компас. Значит, море на севере, лес на юге. Что это дает? Ничего.

Тяжело вздохнула.

Оставалось признать, что она совершенно не представляет, где сейчас находится и в какой стороне город.

                                                                                                                                                                            Амина (отрывок)
                                                                                                                                                                            Автор: Lesandr S

( кадр из фильма «Девушка и море» 2024 )

Путь в дюнах за ключом к ответу

0

40

Пока повис вопрос по шпингалетам

И мысль ушла! И я ушёл!
Куда ушёл? – не знаю…
Я тот таинственный посол,
Что обожает кралю…
… Я шёл по краю колеса…
… А колесо катилось,
Я выпал – вроде бы – в окно,
Но это не случилось…
Сижу, читаю и пою,
Грачей опять считаю…
Кто выпил стопочку мою,
Тому - я всё прощаю.

                                               Туманное утро
                                         Автор: Андрей Смолин

MILLIONAIRE SONG (Full Video)_ @YoYoHoneySingh  _ GLORY _ BHUSHAN KUMAR

Глава тридцать третья. Индийский гость ( Фрагмент)

В четырёхугольном замкнутом дворе «Гранд - Отеля» слышались кухонные стуки, шипение пара и крики: «Два чайных комплекта в шестнадцатый», а в белых коридорах было ясно и тихо, как в распределительном зале электростанции.

В ста пятидесяти номерах спал конгресс почвоведов, вернувшихся из поездки, тридцать номеров было отведено под делегацию заграничных коммерсантов, которые выясняли наболевший вопрос, можно ли в конце концов прибыльно торговать с Советским Союзом, лучший апартамент из четырёх комнат занимал знаменитый индусский поэт и философ, а в маленьком номере, отведённом дирижёру симфонического оркестра, спал Остап Бендер.

Он лежал на плюшевом одеяле, одетый, прижимая к груди чемодан с миллионом.

За ночь великий комбинатор вдохнул в себя весь кислород, содержащийся в комнате, и оставшиеся в ней химические элементы можно было назвать азотом только из вежливости.

Пахло скисшим вином, адскими котлетами и ещё чем-то непередаваемо гадким.

Остап застонал и повернулся. Чемодан свалился на пол. Остап быстро открыл глаза.

Что ж это было? – пробормотал он, гримасничая. – Гусарство в ресторанном зале! И даже, кажется, какое-то кавалергардство! Фу! Держал себя как купец второй гильдии! Боже мой, не обидел ли я присутствующих?

Там какой-то дурак кричал:

«Почвоведы, встаньте!» – а потом плакал и клялся, что в душе он сам почвовед.

Конечно, это был я! Да, но по какому это поводу?..

И он вспомнил, что вчера, решив начать подобающую миллионеру жизнь, он постановил выстроить себе особняк в мавританском стиле.

Утро он провёл в грандиозных мечтах.

Он представлял себе дом с минаретами, швейцара с лицом памятника, малую гостиную, биллиардную и какой-то конференц - зал.

В земельном отделе Совета великому комбинатору разъяснили, что участок получить можно.

Но уже в строительной конторе всё рухнуло.

Упал швейцар, гремя каменной мордой, зашатался золотой конференц - зал, и развалились минареты.

– Вы частное лицо? – спросили миллионера в конторе.
– Да, – ответил Остап, – резко выраженная индивидуальность.
– К сожалению, строим только для коллективов и организаций.
– Кооперативных, общественных и хозяйственных? – спросил Бендер с горечью.
– Да, для них.
– А я?
– А вы стройте сами.
– Да, но где же я возьму камни, шпингалеты? Наконец, плинтусы?
– Добудьте как - нибудь. Хотя это трудно. Контингенты уже распределены по заявкам промышленности и кооперации.

По всей видимости, это и было причиной безобразного ночного гусарства.

Остап лёжа вынул записную книжку и стал подсчитывать расходы со времени получения миллиона.

На первой страничке была памятная запись:

Верблюд – 180 р.
Баран – 30 р.
Кумыс – 1 р. 75 к.
__________________
Итого 211 р. 75 к.

Дальнейшее было не лучше.

Шуба, соус, железнодорожный билет, опять соус, опять билет, три чалмы, купленные на чёрный день, извозчики, ваза и всяческая чепуха.

Если не считать пятидесяти тысяч Балаганова, которые не принесли ему счастья, миллион был на месте.

– Не дают делать капитальных вложений! – возмущался Остап. – Не дают! Может, зажить интеллектуальной жизнью, как мой друг Лоханкин? В конце концов материальные ценности я уже накопил, надо прикапливать помаленьку ценности духовные. Надо немедленно выяснить, в чём смысл жизни.

Он вспомнил, что в гостиничном вестибюле весь день толкутся девушки, стремящиеся поговорить с приезжим индусским философом о душе.

– Пойду к индусу, – решил он, – узнаю наконец, в чём дело. Это, правда, пижонство, но другого выхода нет.

Не разлучаясь с чемоданом, Бендер, как был, в смятом костюме, спустился в бельэтаж и постучал в дверь великого человека.

Ему открыл переводчик.

– Философ принимает? – спросил Остап.
– Это смотря кого, – ответил переводчик вежливо. – Вы частное лицо?
– Нет, нет, – испуганно сказал великий комбинатор. – Я от одной кооперативной организации.
– Вы с группой? Вас сколько человек? А то, знаете, учителю трудно принимать всех отдельных лиц. Он предпочитает беседовать...
– С коллективом? – подхватил Остап. – Меня как раз коллектив уполномочил разрешить один важный принципиальный вопрос насчёт смысла жизни.

                                                                                из сатирического романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова - «Золотой телёнок»

Путь в дюнах за ключом к ответу

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»


phpBB [video]


Вы здесь » Ключи к реальности » Наука, магия, целительство » Путь в дюнах за ключом к ответу