О происхождении слова скоморох. Часть 1. Ант-Скоморох.
Начну с присказки, а точнее от Анта-Скомороха, и как всегда с лирическими отступлениями на интересных словах.
Фреска над выходом из Успенской церкви в с. Мелетово под Псковом (1465 г.) изображает Скомороха Анта. Он сидит на троне в иератической позе, напоминая сладкоголосого Давида-арфиста на выходных листах греческих Псалтирей. Гудошник (муз. инструмент гудок см. ниже) носит головной убор византийских руководителей церковного хора – демественников
Происходит от термина ( «доместик» [греч. δομέστικος; лат. domesticus], ср. древнерус. варианты:
Деместикъ Деместникъ Деместьникъ Демествьник Деместваникъ
(На мой взгляд шляпа похожа на “месяц во лбу” , галеро без с кистей, купол/дом doma (греч.) кровля, кров).
Слева от "христианизированного" скомороха пляшет женщина, похожая на пророчицу Мариам, справа - толпа зрителей. Как показал Д. С. Лихачев, сюжет стенописи заимствован из повести об Анте скоморохе, включенной в сборник "Луг Духовный", или "Лимонис",- сочинение палестинского монаха Иоанна Мосха (ум. 619 г.). Это произведение, известное в болгарских и русских переработках, содержит дидактическую повесть о скоморохе, который в своих песнях богохульствовал, понося пречистую Богоматерь. Кара не замедлила себя ждать: у "кощюнника" отсохли руки и ноги. После чистосердечного раскаяния Анта всепрощающая Богородица исцелила его. Возвративший здоровье скоморох стал воспевать свою избавительницу. Идейную направленность мелетовской росписи усматривают не в осуждении еретических настроений и неминуемом воздаянии вольнодумцам. Подобно Давиду, который музыкальной гармонией служил истинному богу, Ант предстает в облике божественного певца, его скоморошьи качества затушеваны. Как и в западных легендах, лицедей удостоен высшей благодати: в отличие от литературного прототипа, Богоматерь сама явилась к искалеченному "празднословцу", дабы коснуться десницей его уст и вдохнуть в него дар священных мелодий (верхний регистр композиции). "Путем сопряжения этой композиции со своеобразной редакцией "Покрова" (помещенной рядом. - В. Д.) художник как бы включил песнопения скомороха в систему богослужебных гимнов".
Источник
Фреска до реставрации
Обратите внимание голова Анта в расположена неком “потоке” из крестов/букв тау/”положительных ионов?”
В современном русском издании Лимонарии нет рассказа об исцелении и покаянии скомороха. Эта глава есть в «Синайском патерике», но там Ант Скоморох именуется Гаианом комедиантом.
Гаиан-а, м. Стар. форма имени Гаян Диалектальный вариант: Аян, Гая; Яна. Предположительно от греч. gaia — земля.
(Лимонарь греч. Λειμωνάριον буквально «лужок», от λειμών «луг, цветник», лат. Pratum spirituale, «Луг духовный», также именуется «Синайский патерик»)
47. Чудо Пресвятой Богородицы над Гаианом комедиантом
В одном из городов ливанской Финикии был комедиант Гаиан. Он, понося Пресв. Богородицу, представлял Ее на театре. И вот является ему во сне Богоматерь, и говорит: "какое зло Я причинила тебе? 3а что ты издеваешься и поносишь Меня?" Пробудившись, комедиант не только не образумился, но еще более поносил Ее. Снова явилась ему Пресвятая Богородица и, вразумляя его, произнесла те же слова. Но и это вразумление не подействовало на несчастного. В третий раз явилась ему Пресвятая Дева с тем же самым вразумлением, но комедиант оказался неисправим. Наконец, однажды во время полуденного отдыха Она явилась ему и, не сказавши ни слова, одним только перстом провела черту по его рукам и ногам. Проснувшись, он почувствовал, что у него отнялись руки и ноги и лежали без движения, как бревна... Всем показывал себя, несчастный, громко исповедуя свое нечестие, за которое восприял достойное возмездие—и то еще ради человеколюбия...
ИЕРАТИ́ЧЕСКИЙ и гиератический, гиератическая, гиератическое (от греч. hieratikos) (книжн. устар.). Священный, жреческий.
❖ Иератическая мантия
❖ Иератическое письмо (филол.) - упрощенное скорописное письмо у древних египтян, развившееся из иероглифического. Др.-греч. γράμματα ἱερατικά — «священное письмо».
ιερατικός
1) иератический; жреческий;
2) относящийся к духовенству, духовный;
~ά άμφια — церковное облачение;
~ο αξίωμα — духовный сан;
~ή σχολή — духовная семинария;
~ή γραφή или τά ~ά — иероглифика
Протоиере́й (греч. πρωτοιερεύς — первосвященник; от πρώτος — первый + ἱερεύς — священник) Иерей ιερέας - священник; жрец.
Ие+ратический
- Англ. rate- темп, степень, коэффициент… from Old French rate "price, value" and directly from Medieval Latin rata (pars)
- Гремучая змея rattlesnake cascabel; rattle-погремушка, трещётка
Ratio ōnis f. [reor]
счёт, подсчёт
отчёт список, перечень, ведомость
сумма, итог, число
мышление, размышление, обдумывание, рассмотрение
Далее еще около 20 значений
- Reor, ratus sum, rērī - считать, думать, полагать
- ρέω (αόρ. έρρευσα)
1) течь, протекать; вытекать;
2) прям., перен. литься;
Речь- изрекать –рычать?
Гудок или смык (болг. гудулка) — древнерусский смычковый инструмент, наиболее распространённый в XVII—XIX веках, среди скоморохов.
Судя по былинам и историческим песням, он сопровождал многолюдные народные торжества; непрерывное басовое гудение издавала при этом верхняя «солирующая» струна, как, например, при игре на лире. «Диавольский сосуд» "сотонинские гудцы", заклеймили гудок церковники, «звончатым переладцем» нарекли его песельники-скоморохи. На нём исполняли они плясовые наигрыши, потешая народ.
Сохранились названия разновидностей гудка: гудочек, гудок, гудило, гудище. Родственные инструменты существовали на Западе — фидула (лат.), фидель (нем.)
В былине "Вавило и скоморохи" со скоморохами отожествляют и христианских святых (Кузьму и Демьяна), наделяет их богатырской и чудодейственной силушкой в утверждении справедливости на земле.
"Не простые люди-ти, светые
Веселые люди скоморохи"
"Люди вежливыя, очестливыя" (обходительные, почтительные).
Здесьинтересная гипотеза-интепритация былины: “Вавило и скоморохи. Голубинный бог или Люцифер русских былин”
Косма́ и Дамиа́н (греч. Κοσμᾶς (Cosmas) καὶ Δαμιανός, серб. Козма и Дамјан, в русской традиции известные как Кузьма и Демьян)
Кузьми́нки осе́нние (Курьи именины) — день народного календаря у славян, отмечаемый 1 (14) ноября.
По представлению восточных славян в этот день осень провожают, зиму встречают Косма и Дамиан известны как хранители кур, отчего день памяти их известен под именем Куриного праздника или Куриных именин.
Подкузьмить (объегорить) "обмануть, поддеть". От имени собств. Кузьма́, как объего́рить – то же от Его́р (из Григория).
В художественные произведения пришло в 19 веке из местных говоров. Такое образование объегорить языковеды объясняют тем, что сельскохозяйственные сделки между хозяином и работником заключались в прошлом до праздника святого Георгия (“осеннего Егория”). Невыполнение условия сделки работником или хозяином называли объегориванием. Этот глаг. имел первонач. знач. "расстроить надежды, связанные с Кузьминым днем";
Продолжение следует....
источник