Девушка без адреса.
Сейчас трудно представить, что в далеком 1957 году, когда жители бывшей Восточной Польши еще играли в глухих лесах в Зигмунда Колосовского, юный режиссер Эльдар Рязанов снял провидческий фильм о новой, нарождающейся форме партизанской войны – городской герилье. Причем местом действия была выбрана Россия - цивилизация, не знающая городов цехового типа (городов-статутов) и способная порождать лишь военные поселения, способом прикрепления к которым является постановка на воинский и регистрационный учет. В самое известное из таких аракчеевских поселений – город-герой Москву – и приезжает героиня картины Катя Иванова (прелестная Светлана Карпинская). Приезжает, чтобы окунуться с головой в городскую герилью, в которой - как сформулирует Карлуш Маригелла спустя десять лет – основным оружием является постоянная мобильность. «Найти человека в Москве нелегко, Когда неизвестна прописка», - напевает молодой строитель Пашка Гусаров (вездесущий имперсонатор скинхедов Николай Рыбников). Катя Иванова уже с первых дней в столице понимает это правило и действует в соответствии с ним. Ей, как и миллионам городских партизанок, известно, что милиционер направляется в их сторону не для того, чтобы бережно поправить оборки на платье или отдать честь. Менять дислокацию, непрерывно перемещаться, использовать динамический IP – вот чему учит зрителя "Девушка без адреса", как в известном диалоге героев Рыбникова и Юрия Белова:
- Мне кажется, что она на Таганке живет, потому что штамп стоит Таганского отделения.
- Она может жить в Малаховке, а открытку бросить на Таганке.
- Нормальные люди где живут, там и бросают.
- Так то нормальные...
О чем я печалюсь - Девушка без адреса
Катя Иванова не нуждается в оправдании своего статуса партизана, ведь она ведет борьбу с абсолютным Врагом. Увидев московскую толпу, Катя в ужасе восклицает: «Они же нас затолкают!», на что дедушка – опытный инструктор городской герильи (замечательный Эраст Гарин) отвечает: «Мы сами всех затолкаем!». (Уже в следующем своем шедевре «Берегись автомобиля!» Рязанов отойдет от абсолютизации врага – действия городского партизана Юрия Деточкина будут легитимированы слезинкой ребенка)…
За 50 лет, прошедших после выхода картины, ничего не изменилось в жизни московского городского партизана. Долгожданные изменения может принести только надвигающийся кризис, который заставит московских партизан уйти в леса. Не зря станция метро «Измайловский парк», названная в честь одного из самых больших в Европе лесных массивов, находящихся в городской черте, была в спешном порядке переименована в «Партизанскую», а рядом с ней был стремительно построен уникальный памятник архитектуры XVI века - Измайловский кремль, который – как и положено Кремлю – очевидно, призван стать альтернативным центром власти.
moskovitza (с)
Девушка без адреса (комедия, реж. Эльдар Рязанов, 1957 г.)