Неожиданное рядом
Фильм «Неожиданное рядом» вышел во всесоюзный прокат в октябре 1971 года - через несколько месяцев после телевизионной премьеры «Кражи» Александра Гордона. Сценарист картины, молодой литератор Артур Макаров, вхожий – благодаря своим приемным родителям Тамаре Макаровой и Сергею Герасимову - в кинематографические круги и хорошо знакомый с Андреем Тарковским, шурином Гордона, явно вдохновлялся жанровыми экспериментами на съемочной площадке «Кражи»: в мраке паранойи, сгущающемся вокруг главной героини, теряются обрывки нитей детективного сюжета.
Режиссер картины, опытный узбекфильмовец Загид Зарифович Сабитов, которого хорошо знавшие его называли Закиром, перенес действие сценария в Ташкент, разрушенный землетрясением 1966 года и стремительно отстроенный заново. Из складки, образованной тектоническим сдвигом на месте старого глинобитного города, вырываются тревожные призраки прошлого, готовые сеять хаос в геометрических пространствах нового порядка. Такой же разлом происходит и в привычной «реальности» молодой жительницы Ташкента Тины Барышевой (безукоризненно точная Галина Яцкина), вовлеченной в порученное начинающему детективу Санату Рустамову (непременный Баба Аннанов) расследование обстоятельств смерти женщины, найденной с зажатым в руке шприцем (Ардженто не раз процитирует в своих картинах найденный Сабитовым образ разлома/трещины как места проникновения хаоса в систему представлений героя джалло об окружающем его мире).
... Камера ветерана «Узбекфильма» Трайко Эфтимовского, движущаяся с элегантностью хищного зверя вдоль арыков Старого города, вызывает у зрителей паническую нервозность. Визуальные загадки, которые второй оператор Тимур Каюмов выстраивает при помощи игры с ракурсами и геометрией кадра (славу начинающему камераману принесет спустя пару лет первая самостоятельная работа в фильме Дамира Салимова «Эти бесстрашные ребята на гоночных автомобилях»), усиливают ощущение раздвоенности сознания героини (в такие минуты Тина меняет сатиновое платье в горошек на тяжелый бархатый кафтан и белую блузку с роскошным жабо и кружевными манжетами – в таком же барочном костюме встречал гостей своего салона Битник из «Кражи» Гордона). Сабитов использует весь арсенал жанровых приемов, чтобы показать: неожиданное – всегда рядом (ведь джалло – это «Зло за соседней дверью», и Тине придется в этом убедиться), но оно никогда не раскроется иначе, чем через прямое высказывание видимости, не спутанное рефлексией мысли. Только избавившись от презумпции знания о том, что «видится», Тина Барышева сможет освободиться от наваждения. Но в пределе такого освобождения от ложной очевидности «присутствия-для-себя» - окончательное развоплощение, конец человека как телесного события.
...Связанное тело сценариста Артура Макарова было найдено 3 октября 1995 года в луже крови на полу его московской квартиры. В грудь писателя, в начале 90-х основавшего бизнес по огранке алмазов, был воткнут коллекционный кинжал.
moskovitza (с)