Ключи к реальности

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Ключи к реальности » Волшебная сила искусства » Что может быть лучше хорошего детектива...


Что может быть лучше хорошего детектива...

Сообщений 11 страница 20 из 132

11

Посылка для Светланы.

Что может быть лучше хорошего детектива...

Настоящий еврокрайм всегда работает с городской спецификой, выстраивается вокруг нее. В совместной работе режиссеров Валентина Козачкова и Вадима Лысенко, вышедшей в прокат в июле 1974 года, Одесса - это, в первую очередь, морские ворота контрабанды, и вся жизнь неуютного промозглого зимнего города подчинена обслуживанию полулегального оборота товаров народного потребления, проникающих на территорию СССР в обход перманентных контрсанкций, наложенных советской властью на – по меткому выражению Николая Федорова – противные русскому человеку предметы наслаждения, созданные враждебной западной мануфактурой в угоду женской прихоти.

Что может быть лучше хорошего детектива...

Клеенчатые плащи из мятого кожзама цвета спелой вишни, белые лаковые сапоги-чулки на платформе, батники со стильным принтом, вязаные пончо и кофты-«лапша» на шнуровке, синтетические мелированные парики, гигантские лисьи шапки – все это изобилие достается простой швее, жене моряка торгового флота Нине (эффектная Нина Магер) ценой невероятных усилий. Нина и ее подруга, продавщица универмага Светлана (дебютантка Людмила Дребнёва, одновременно снимавшаяся у Говорухина в «Контрабанде») – «бегунки», рядовые мафиозной низовки, приторговывающие контрабандным ширпотребом на воскресном «толчке» в Слободке и лишь изредка вырывающиеся на пляж санатория «Родина», чтобы выжрать дешевого вина и поколбаситься под песню Джо Долана «А ты неплохо выглядишь, женщина». Немногим выше рангом приставленный к торговкам смотрящим «посредник» Юра (красавец Александр Король), которого матерый «купец»-мафиози Кулагин (Владимир Татосов, ненадолго оторвавшийся от своего основного амплуа – исполнения роли короля большевистского гламура Якова Михайловича Свердлова) именует курьером («от одного взял, другому передал»).

Svetlanas' Memorandum

Кулагин, глубоко законспирированный работник спецслужб, курирующий контрабандный бизнес, которого преследует непременный персонаж еврокрайма - независимый журналист ультра-левых взглядов, издатель скандальной стенгазеты «Боевой листок» Лешка (трагически рано ушедший Дима Сосновский), в какой то момент начинает вести свою игру, отбросив должностные инструкции. Его цель – прекратить унылое существование «инвалида быта ССР» и, используя наработанные за годы службы схемы, бежать за кордон, прихватив золото и бриллианты. Автор сценария «Посылки для Светланы» Олег Шмелев (он же генерал-лейтенант КГБ Олег Грибанов) вложил в эту историю всю свою боль: за десять лет до премьеры фильма на Запад перешел его непосредственный подчинённый Юрий Носенко, в результате чего Шмелев-Грибанов был снят с должности, исключён из КПСС и лишён звания «Почётный сотрудник госбезопасности».  А через пять лет после выхода картины, взяв из вещей лишь самое необходимое – мужа Алекса Борисова и сына Тенгиза Макацария, бежала в Калифорнию Нина Магер.

moskovitza (с)

Посылка для Светланы (1974)

0

12

Три дня в Москве.

Что может быть лучше хорошего детектива...

«Музыкальная» «комедия» Алексея Коренева вышла в телевизионнный эфир 2 января 1975 года – всего через месяц после итальянской премьеры «Полицейской» режиссера Стено. Пока любители еврокрайма сравнивали красавицу Марианджелу Мелато с Натальей Варлей, а комика Альваро Витали - с Семеном Морозовым, предприимчивый продюсер Лючиано Мартино запустил в производство целую серию фильмов о приключениях женщины-полицейской (со своей подругой Эдвиж Фенек в главной роли) и ее слабоумного коллеги (все тот же Витали).

Что может быть лучше хорошего детектива...

Разумеется, фетишизация женской полицейской униформы работает и в «Трех днях...» - сцена, в которой младший лейтенант Ольга Потапова в эффектном приталенном кителе, блестящих сапогах и фетровом кепи-«таблетке» с золотистым шнуром и кокардой-розеткой гарцует на роскошном жеребце перед потерявшим дар речи  рядовым Иваном Федотовым, однозначно задает тему доминирования и подчинения. Но если Джованна Аббастанци - героиня фильма Стено – использовала униформу как орудие самообъективации, причем лишь в начале своей карьеры, в качестве первого шага на пути самореализации, то Жанна Амикуччи (в исполнении Эдвиж Фенек), Потапова и Федотов, напротив, являют собой классические примеры объективации: сексуальной и - что убедительно раскрывает сценарий Альберта Иванова - социальной.

Тhree Days of Fedotov

«Я первый день в Москве», - докладывает старшему по званию Федотов, садистски докапывающийся до уронившего на землю горелую спичку земляка-сибиряка Германа Коробкова (привычно смешной Станислав Садальский), а изображающая бабушку Федотова безумная старуха (Валентина Сперантова) говорит:  «Он милиционер начинающий, где ж ему денег взять. Вот как чин получит, тогда...». В народном сознании ментовское ремесло долгие годы отождествлялось с отхожим промыслом. Менты-отходники (лимита, приехавшая в столицу работать в милиции) в 70-е годы составляли 80 % личного состава ГУВД Мосгорисполкома (Ольгу Потапову отличает от Федотова, уже мыслящего себя частью этой лимиты, только московская прописка: она живет в том самом Тропаревском гетто, в доме 125 по Проспекту Вернадского, в соседнем подъезде с Ниной Лагутиной - героиней фильма «Возле этих окон»).

Что может быть лучше хорошего детектива...

Федотов – низовой мент, еще не допущенный к «делам», пока что не ставший «добытчиком» для вышестоящего начальства, но, едва ступив в форме на московскую землю, он сразу начинает беспредельничать в отведенном ему низко-ценовом сегменте милицейского рынка - шмонать карманы прохожих под предлогом проверки документов. Но даже обиженному Коробкову в глубине души ясно: мент человеку не враг, а всего лишь дубинка в руках врага – потому он и утрачивает субъектность в глазах окружающих. «Скажу тебе по-честному, век бы тебя не видеть», - обращается к милиционеру Федотову, привычным жестом выдувающему бревна из штакета «беломорины», несчастный Коробков от лица всех благодарных зрителей, которых через пять лет вернет к разговору, начатому Стено в «Полицейской», Ив Буассе.

moskovitza (с)

Три дня в Москве (1974)

0

13

Сержант милиции.

Что может быть лучше хорошего детектива...

Минисериал маститого ленфильмовца Герберта Раппапорта снимался одновременно с «Тремя днями в Москве» (телевизионная премьера - 13 августа 1975 года). Практически дословное совпадение двух сцен демонстративного милицейского произвола, никак не связанного с т.н. «охраной общественного порядка» (в картине Коренева милиционер Федотов прессует Коробкова за брошенную мимо урны спичку; главный герой фильма Раппапорта – сержант линейного отдела ленинградской транспортной милиции Захаров (аккуратный Алексей Минин) угрожает студенту ЛГУ Ленчику (Сергей Межов) 15-ю сутками административного ареста за брошенный мимо урны окурок) могло бы показаться случайным, если бы не было отражением нового витка противостояния властей и податного люда, начавшегося после печально известного постановления Совета министров СССР «О мерах по усилению борьбы с преступностью», в котором главными преступниками были назначены пьяницы и мелкие хулиганы. Первые зрители «Сержанта милиции», конечно же, хорошо помнили недавние события в Днепродзержинске, где 25 июня 1972 года два сержанта милиции заживо сожгли в «воронке» трех случайно заметенных уличным патрулем алкашей. Начавшийся в городе ментовской погром быстро захлебнулся, но оживил в памяти миллионов давнишние призывы Ленина и его соратников «делать ненужной ту полицию, которая под видом охранительницы общественной тишины и спокойствия насильничает над беднотой».

Что может быть лучше хорошего детектива...

«Серость», - шипит в спину мента студент филфака Ленчик. У него и его сокурсников, уже успевших наиграться в революционную молодежь, но еще сохраняющих ACABовские установки, нет под рукой настойчиво рекомендованных Лениным «кислот для обливания полицейских»; их единственное оружие – презрение и игнор. «С милицией я знакомлюсь только тогда, когда меня задерживают», - отшивает Ленчик сержанта Захарова – своего соперника в борьбе за руку и сердце юной прелестницы Наташи (отчаянно пытающаяся быть прелестной телеведущая Татьяна Веденеева). «А Наташа у нас под конвоем, Наташа задержана на 15 суток», - смеются в спину идущей под руку с сержантом Наташе ее однокурсницы. Не отстает от молодежи и Наташина мама: «Представь себе, меня спросят: «Ну, как Наташа?», а я отвечу: «Ушла гулять с милиционером»,  – ёрничает под  одобрительное ржание гостей старая ленинградская акабовка, еще помнящая первый бой, который дали ментам болельщики «Зенита» в далеком 1957 году. Раппапорт, не случайно перенесший (в соавторстве с блестящим сценаристом Феликсом Миронером) действие популярной повести Ивана Лазутина из Москвы 50-х в Ленинград 70-х, прямо цитирует здесь антиментовские шутки из ситуационистского манифеста «Улица полна неожиданностей», снятого на «Ленфильме» по горячим следам тех событий.

Il piccolo sergente

В этой истории о столкновении интересов населения и милиции - сомнительного института, призванного оберегать исключительно покой самоназначенной власти, - как-то затерялась, стала ненужной «бандитская» сюжетная линия. Петухов, в книге Лазутина бывший «чуть ли не патриархом банды “Черная кошка”», превратился в мелкого трусоватого жулика, а его безжалостные головорезы – в бездельников, коротающих  время в знаменитом пивном баре «Прибой» под меланхоличный лаунж, льющийся из польского джукбокса «Меломан» (создатели картины, заметая следы, перенесли вход в свое любимое питейное заведение с улицы Салтыкова-Щедрина на Кировский проспект). Олег Янковский (бандит по кличке Князь, от книжного образа которого остался только заботливо воспроизведенный гримерами шрам на правой щеке (еврокрайм Фернандо ди Лео «Мистер Скарфейс» выйдет на экраны через полтора года после «Сержанта...»)) откровенно скучает в привычном амплуа симпатичного «лишнего человека» в обществе обаятельной мошенницы Лёли (шикарная Светлана Меньшикова), чтобы в самом конце фильма, после традиционной автомобильной и мотоциклетной погони, проникновенно сказать менту Захарову и его сослуживцам: «Ненавижу вас, гады».

moskovitza (с)

Сержант милиции (1974) серия 1/3

Сержант милиции (1974) серия 2/3

Сержант милиции (1974) серия 3/3

0

14

Город принял.

Что может быть лучше хорошего детектива...

Полицейских из еврокрайма – ходульных и одномерных – часто сравнивают с героями комиксов; при этом графические романы-полициотеско в 70-е годы можно было пересчитать по пальцам, и даже самые известные из них – такие как «Комиссар Спада» Джанлуиджи Гонано и Джанни де Люка, печатавшийся в католическом еженедельнике «Иль Джорналино» с 1970 по 1982 год, - не удостоились экранизации. Тем примечательнее успех крутого милицейского комикса братьев Вайнеров и Геннадия Новожилова, по которому - сразу же после его публикации в первых номерах журнала «Смена» за 1978 год – на «Мосфильме» был запущен полнометражный фильм.

Что может быть лучше хорошего детектива...

В своей первой самостоятельной работе (премьера – в августе 1980 года) режиссер Вячеслав Максаков, очевидно, ориентировался на вышедший двумя годами раньше италокрайм Руджеро Деодато «Живи как коп, умри как мужчина», в котором неразлучная сладкая парочка полицейских из отдела специального назначения расправлялась с преступниками, деля на двоих один мотоцикл и одну спальню. В кинокомиксе Вайнеров-Максакова брутальный инспектор Тихонов (Михаил “Дeadмэн” Чигарёв), фрустрированный размолвкой со своим партнером, следователем Скуратовым (Александр Пороховщиков), в течение одного дня дежурства по городу вымещает зло на десятках преступников, в одиночку – при минимальной технической поддержке следственно-оперативной группы - задерживаемых им в автомобильных погонях (под стильный крайм-фанк от музыкального редактора «Мосфильма» Владимира Комарова), на крышах московских трущоб, в эффектных индустриальных локациях и живописной заброшке при помощи болевых приемов и беспорядочной стрельбы.

La città sconvolta

«Я боюсь», - признается героиня Валентины Воилковой, преследуемая сексуальным маньяком. Москва 1977-78 годов – город, который «принял» инспектор Тихонов, - это Город страха, город, который сострясают смертоносные взрывы в метро и продуктовых магазинах, город, в котором террорист захватывает заложников в офисе авиакомпании, город, по которому бродят маньяки, насилующие и убивающие грудных младенцев, несовершеннолетних девочек, девушек, пьющих женщин и даже секретарей-машинисток ЦК КПСС, город, в котором пахнет сумасшедшими деньгами, тратить которые приехали сюда участники «ограбления века», вынесшие миллион рублей из Госбанка Еревана. Инспектор Тихонов мечется по этому городу как подорванный, дуется на своего изменившего «общему делу» дружка, все меньше понимает, кто он и что делает, но не видит для себя никакого выхода (на вопрос Скуратова «Скажи, а если бы тебе зарплату не платили?» он отвечает загадочным: «Я бы за харчи работал»). Странная, психоделическая концовка фильма, в которой Тихонов предстает перед смертельно раненым Скуратовым в образе Козла, снова отсылает к картине Деодато (два копа на одном мотоцикле – это, несомненно, тамплиеры любви, поклоняющиеся Бафомету), в самом названии которой (Uomini si nasce poliziotti si muore), разделяющем понятия «мент» и «человек», зашифрована русская версия ACABа – ВМК.

moskovitza (с)

Город принял (1979)

0

15

Незаконченный ужин.

Что может быть лучше хорошего детектива...

К концу 70-х годов прошлого века еврокрайм стал утрачивать популярность; зрителям в равной степени надоели как простенькие истории про недалеких деревенских участковых и городскую ментовскую лимиту, так и банальные псевдооткровения о сращивании мафии и власти. Наиболее предприимчивые кинематографисты, не дожидаясь вырождения полициотеско в самопародию, принялись лепить «иронические» краймы по модели, впервые предложенной пионером жанра Стено еще в 1973 году в картине «По прозвищу Громила» со знаменитым Бадом Спенсером в роли колоритного инспектора Риццо. Самые популярные двойники Спенсера появились практически одновременно в Венгрии и Латвии: рижская премьера фильма плодовитого мастера Яниса Стрейча «Незаконченный ужин» со спенсероподобным Улдисом Ваздиксом в роли инспектора Пера Монссона прошла в январе 1980 года, а фильм режиссера Дьюлы Месароша «Языческая мадонна» с Иштваном Буйтором  в роли инспектора Тибора Этвоша по прозвищу Капелька вышел на экраны кинотеатров  ВНР 28 мая 1981 года (к этому времени телеверсия «Ужина» уже добралась до всесоюзного эфира).

Что может быть лучше хорошего детектива...

Венгерскому клону Громилы было проще: Буйтор был лично знаком со Спенсером и дублировал его во всех четырех фильмах об инспекторе Риццо, с успехом шедших в венгерском прокате (будапештская премьера последнего из них – «Громила в Египте» - совпала по времени с выходом «Языческой мадонны», подарив избалованным зрителям возможность для сравнения). Тем удивительнее результат, продемонстрированный Ваздиксом: действуя наощупь и не рассчитывая на подготовленную аудиторию, он создал убедительный образ тяжеловесного, невозмутимого, ироничного, разочарованного жизнью и службой полицейского в расстегнутой на груди и лопающейся на пивном животе пропотевшей рубашке, одной рукой мнущего с трудом раздобытую бутафорским цехом Рижской киностудии банку из-под «Левенбрау», а другой - ломающего «нечестному» бизнесмену, проходящему по делу в качестве свидетеля, челюсть с одного увесистого удара. Но режиссер Стрейч не дает Ваздиксу особо развернуться: «шоу крадет» блистательная Аквелина Ливмане, чья героиня - инспектор полициии нравов Оса Турелль – не признает полицейской рутины и добывает улики в борьбе без правил. Сцена жестокого кэтфайта, в котором Туррель заламывает элитную девушку по вызову Хелену Ханссон (яркая Анита Грубе), может соперничать с лучшими женскими драками Болливуда и не имеет аналогов в еврокрайме (пожалуй, единственный жанровый образчик – потасовка героинь Мализы Лонго и Мэргит Ньютон в фильме Роберто Джирометти «Мафия – закон, который не прощает», вышедшем в прокат годом позже «Ужина»). Так же хороша Туррель и в смешанных единоборствах со своим спарринг-партнером комиссаром Беком (красавец Ромуалдс Анцанс).

Catfight Lettone

Ироническое остранение создателей фильма от жанрового канона позволяет им игнорировать привычную лефтистскую трескотню Пера Валё и  Май Шёвалль, роман которых «Полиция, полиция, картофельное пюре!» лег в основу сценария Алвиса Лапиньша. О «стойких антибуржуазных взглядах» Пера Монссона зритель узнает из одной фразы закадрового комментария, а пафосный призыв к социальной справедливости сводится к незамысловатой сентенции: если ты неудачник и винишь в своих бедах богатых, берись за оружие. Для удобства зрителей история спившегося мусорщика Бертиля Свенссона (Эдгарс Лиепиньш), по неведомой причине убежденного в том, что его мечту стать художником убил промышленник Пальмгрен, и решившего в одиночку бороться с программой реновации, затронувшей его земельный самозахват (в фильме это тихий уголок Майори на берегу Лиелупе), скомкана в несколько последних минут экраннного времени.

moskovitza (с)

Незаконченный ужин (1979)

0

16

Игра без козырей.

Что может быть лучше хорошего детектива...

В этом зашкаливающе жестоком и динамичном еврокрайме, изобретательно поставленном режиссером Альгимантасом Кундялисом по собственному сценарию в 1981 году на Литовской киностудии, нашлось место всем классическим персонажам жанрового канона: тут есть и старый уважаемый мафиози, не спешащий делиться сферой влияния с молодым амбициозным бандитом, и рэкетиры, специализирующиеся на крышевании подпольных казино, но не брезгующие и традиционным разбоем, и роскошные содержанки - наводчицы мафии, и отстраненный от ведения дела честный полицейский, взявший правосудие в свои руки. И, конечно же, город – на этот раз Вильнюс, бесконечными проходными дворами которого пробирается к пивному бару «Жямайчю алине» на Музейной улице попавший в сети мафии Рокас Блажис (колоритный Арнис Лицитис). Рокасу, решившему «соскочить» после отсидки, но не погасившему долг перед синдикатом, нужна встреча с самим Маэстро – но в напряженном графике «красивой жизни» главаря банды нет свободной минуты: он бороздит воды Каунасского водохранилища на своей роскошной яхте, элегантно ведет в танце партнершу и защищает ее честь отточенными приемами карате в дорогом ресторане, демонстрирует изысканные манеры в светском салоне...

Il grande racket

Томас "Маэстро" Визбарас (последняя роль Юрия Каморного; фильм вышел во всесоюзный телеэфир 30 сентября 1983 года - почти через два года после расстрела популярного актера ленинградскими ментами), бывший спортсмен, преподаватель ДЮСШ еще не знает, что на пути его встанет сорвавшийся с цепи должностных инструкций капитан милиции Людас Григонис (убедительный Борис Борисов), волею обстоятельств превратившийся в вигиланта, вписавшегося за Рокаса -сына покойного брата своей новоиспеченной тещи. Романтический бандит Маэстро продолжает руководствоваться остатками советского общего права («понятиями»), поэтому предлагает капитану Григонису сыграть в «игру без козырей»; но мент-беспредельщик, чье слово ничего не стоит, начинает свою игру - «игру без правил». Наивный Маэстро, которого в детстве предали приемные родители, отчаянно нуждается в доверии и каждый раз жестоко обманывается. Поддавшись чарам коварной соблазнительницы Сабины (блистательная Вайва Вида Майнелите не случайно выбрана на эту роль: для зрителя она прежде всего Чертова невеста из кино-оперы Жебрюнаса и Ганелина, главной темой которой является именно договор с дьяволом) - подручной старого мафиози Альбертаса (Антанас Габренас), уверенно ведущей свою двойную игру, Маэстро загоняет себя в последнюю ловушку. Режиссер Кундялис встраивает типичную для полициотеско мизогинию в более знакомую советскому зрителю универсальную конструкцию: «нет веры мусорам и бабам».

moskovitza (с)

Игра без козырей (1981).

0

17

Инспектор Лосев.

Первый фильм из задуманной амбициозным режиссером-довженковцем Олегом Гойдой социально-криминальной трилогии по романам Аркадия Адамова, показанный по телевидению в ноябре 1983 года, по праву претендует на лавры самого мрачного еврокрайма. Гойда, взявший за образец знаменитую трилогию ди Лео, предложил свою визуализацию популярного тезиса «Мафия бессмертна» на фоне проникнутого атмосферой безысходности, политической апатии, глубинного невроза и дезориентированности общества брежневской эпохи. Книги Адамова о трикотажной мафии «Злым ветром» и «Квадрат сложности» пришли к читателю в 1972-73 годах (рукописи буквально рвали друг у друга из рук журналы «Советская милиция», «Аврора» и «Юность»). Именно в это время ГУБХСС проводило операцию «Мафия», в результате которой в азербайджанском городке Казах был внезапно обнаружен не подпольный цех, а действовавший у всех на глазах гигантский «подпольный» комбинат, «незаконно» снабжавший население СССР полным ассортиментом дефицитной трикотажной продукции отличного качества.

Что может быть лучше хорошего детектива...

В начале 80-х, когда Адамов перерабатывал свой роман в сценарий, в «теневую» экономику так или иначе было вовлечено все население СССР, поэтому  в «черном» еврокрайме Гойды нет ходульных положительных персонажей. И обэхээсовец  Эдик Албанян (Рубен Симонов), с пеной у рта доказывающий, что торговля с наценкой кофточками дефицитной васильковой расцветки, а не привычного оттенка застиранных матросских кальсон– «это не только экономическая диверсия, это политический и нравственный удар по государственной системе торговли, подрыв доверия к ней!» («За это надо карать беспощадно!» - орет безумец с промытыми левацкими идеями мозгами), и зловещий мафиози Зурих (Александр Лазарев- старший), поднявшийся на торговле этими самыми кофточками и уверяющий доверчивых собеседников, что он использует «уязвимые слабые точки и звенья советской системы управления и производства», при всем их внешнем антагонизме работают на одну задачу: сохранить автаркию гибридной квази-экономики на том уровне, который позволит и дальше поддерживать товарный дефицит, вытесняющий продукцию народного потребления в сферу символического обмена.

Подлинными бенефициарами такой системы являются, как дает понять Гойда, не выживший из ума низовой работник спецслужб и не загнанный в угол, дрожащий от страха мафиози, а оставшиеся за кадром высшие государственные чины, одной рукой подписывающие рапорты о росте ВВП (свой вклад в который внесли и трикотажная фабрика, выпустившая из-за дефицита красителей заведомо нереализуемые кофточки, и завод, отправивший этот неликвид во вторичную переработку), а другой осуществляющие административный контроль за распределением ресурсов, конечной целью которого является вывод неучтенки в «тень» с последующей реализацией и валютной конвертацией прибыли. Может быть, только главный герой - циничный, беспринципный и равнодушный к содержанию споров своих коллег и подследственных старший лейтенант Виталий Лосев (отличная работа Юрия Шлыкова) чувствует себя в этой ситуации как рыба в воде.

Il Commissario Losev

Инспектор МУРа Лосев, чем-то напоминающий героя  Ивана Рассимова - полицейского инспектора Клиффа, любит играть по-грязному, охотно работает под прикрытием, изображая полукриминального плейбоя из столичного джет-сета, при каждом удобном случае пускает в ход кулаки и палит из табельной волыны, щеголяет в импортной кожаной курточке, приобретенной за бесценок в закрытой секции универмага, торгующей ментовским конфискатом, не задумываясь, предъявляет милицейскую корочку или использует блат, чтобы раздобыть «дефицит», с видимым удовольствием спускает командировочныев дорогом кабаке в компании элегантной фарцовщицы Элеоноры Михайловны (элегантная Нина Шацкая) и азартно затаскивает в кровать фигурантку дела, хищную «девушку мафии» мадемуазель Галю (непременная участница еврокраймов рубежа 70-80-х годов Лариса Удовиченко старается соответствовать восклицанию книжного Лосева: «Секс прямо-таки прет из нее! Ничего не скажешь, соблазнительная бабенка»), не забывая оценивать своих пассий ревнивым взглядом советского товарного фетишиста, привыкшего строго спрашивать «за шмот».

moskovitza (с)

Инспектор Лосев (1982)

0

18

Грядущему веку.

Советские мастера еврокрайма давно и успешно осваивали телевизионный формат; их итальянские коллеги были вынуждены перебраться на телевидение в начале 80-х годов из-за системного кризиса кинопроизводства. Первые сезоны сериалов «Спрут» и «Грядущему веку» пришли к зрителю с разницей в один год, и если Дамиано Дамиани использовал телеэфир для прощания с уходившими в прошлое итальянскими «свинцовыми семидесятыми» (Anni di piombo), то Искандер Хамраев рискнул заглянуть в ближайшее будущее, чтобы увидеть там все те же «свинцовые мерзости дикой русской жизни», о которых Максим Горький, первый руководитель Союза писателей СССР, предпочитал вещать из благословенной Италии. Легший в основу сериала Хамраева роман Георгия Мокеевича Маркова, одного из последних председателей советской писательской кормушки, написанный Эдуардом Шимом еще в конце 70-х годов, фактически не был замечен: за время между публикацией в журнале «Знамя» первой (1981-82) и второй (1986) книг старая «днепропетровская» давла, оттрубившая отпущенные ей тенгрианским календарем тридцать лет, уступила место «смотрящего» за криптоколонией новому «оффшорному» пулу асабий. Озадаченный телезритель не успевал следить за сменявшими друг друга картонными дурилками Андроповым, Черненко и Горбачевым: единственной константой в этом представлении опытных наперсточников был «невидимый президент СССР» Василий Васильевич Кузнецов, выскакивавший на экране с частотой 25-ого кадра. Чтобы перехватить зрительское внимание, Хамраев, запустившийся с первыми пятью сериями на «Ленфильме» в 1984 году (премьера – в мае 1985 года), выбил съемочной группе продолжительную командировку в Италию и пригласил суперпопулярного после «Долгой дороги в дюнах» Юозаса Киселюса сыграть главную роль - советского внешторговца Антона Соболева, ставшего неожиданно для себя непримиримым борцом с итальянской организованной преступностью.

Что может быть лучше хорошего детектива...

«Тут какая-то загадка, - рассуждает вслух независимый венецианский журналист Рино Феличе по прозвищу «Навозная муха» (знаменитый Донатас Банионис), ведущий собственное расследование преступлений северной мафии, - Этот Соболев ведь мелкая сошка, простой чиновник по закупкам оборудования. Почему же именно его пригласил на званый ужин граф Чиано – миллионер-аристократ, известный своими столкновениями с мафией?». Несчастному журналисту, с которым скоро жестоко расправится Мала дел Брента, трудно понять, что заставляет русского чиновника, оставившего в глухом сибирском селе молодую жену (Елена Проклова), полтора года мотаться по всему миру («Дважды побывал в США, дважды в Англии, три раза в Италии и Франции, два раза в ФРГ и еще в Греции, Испании, Португалии, Дании, Швеции, Норвегии, - докладывает Соболев своему куратору в ЦК КПСС и, спохватившись, добавляет: - Да, и еще в Швейцарии.») без видимой цели и под сомнительным предлогом. Дело в том, что Соболев – высокопоставленный чин советской партийной разведки, основная задача которого – установить регулярные контакты с влиятельными фигурами Запада,способными поддержать овладевшую верхушкой КПСС сверхидею «конвергенции» СССР со странами Общего рынка. Не случайно большую часть своей зарубежной миссии герой Киселюса проводит в Италии, ставшей главным посредником в продвижении этой концепции на Западе, и не случайно он делит свое время между Римом и промышленным Севером. Незадого до приезда Соболева основной канал связи кремлевской номенклатуры (представленной бонзами из ОВЦС РПЦ) с правящей ХДП – оказался обезглавлен: прямо на приеме по случаю интронизации папы римского Иоанна Павла I скончался функционер ОВСЦ митрополит Никодим, вхожий в гомосексуальное лобби Ватикана (через три недели за ним скоропостижно отправился и сам папа). Соболеву приходится разрабатывать второй канал, действуя через промышленных магнатов Севера, таких как граф Чиано (Отар Коберидзе) или Аурелио Печчеи, член административного совета гигантского концерна ФИАТ, спонсор Итальянской коммунистической партии и главный идеолог Римского клуба, разработавшего идею «конвергенции», в которой СССР была отведена роль страны-трубопровода - сырьевого придатка Европы. Об этих планах Соболев хорошо информирован – на вопрос своего безумного старика-отца: « Нет, ты мне скажи, мы догоним Америку?» он отвечает: «Должны догнать, мы нефти добываем больше».

Вигилант Соболев ввязывается в опасную игру на стороне сиятельного графа и его прелестной дочери Элеоноры (еще одна участница литовского десанта - Гражина Байкштите), чтобы обеспечить цековскому начальству, заранее озаботившемуся выводом своих капиталов из СССР и их вложением в европейские ценные бумаги,  почетное место младших партнеров европейской элиты. Но для инициатического европейского общества Соболев и его партийные бонзы были и остаются всего лишь инструментом управления криптоколонией - местной администрацией, «красной мафией», которая никогда не будет допущена за один стол с хозяевами из метрополии.

moskovitza (с)

Грядущему веку серия 1/5

Грядущему веку серия 2/5

Грядущему веку серия 3/5

Грядущему веку серия 4/5

Грядущему веку серия 5/5

0

19

Простите, вас ожидает смерть

Что может быть лучше хорошего детектива...

Юная красавица Нани находит в переполненном утреннем автобусе записную книжку с именами жителей Тбилиси, осужденных на смерть. Напротив каждой из фамилий указан способ, каким будет совершено убийство. Нани опрометью бежит в отделение милиции, но ей не удается убедить расслабленных грузинских стражей порядка в важности своей находки. Владелец записной книжки не является для милиционеров частью т.н. «преступного мира» - он существует в деперсонифицированной и безличной форме, а, стало быть, не может быть эффективно вовлечен в работу дисциплинарной системы. Нани получает совет читать поменьше детективов и, оставшись один на один с невидимым убийцей, становится Девушкой, которая знает слишком много...

Что может быть лучше хорошего детектива...

Картину, поставленную режиссером Караманом “Гугули” Мгеладзе на студии «Грузия-фильм», объединяет с первым джалло Марио Бавы La Ragazza che sapeva troppo не только сюжетное сходство. Пришедшие к мировой зрительской аудитории практически одновременно (первый тбилисский показ фильма Мгеладзе состоялся в тот же мартовский день 1965 года, что и лондонская премьера «Девушки..»), эти картины манифестировали наступление новой кинематографической реальности - реальности немыслимого и невыразимого, одинаково далекой и от средневековой мистики, и от модернистской рациональной калькуляции. Мгеладзе и Бава решительно размежевались и с набиравшим популярность готическим хоррором (первые шедевры возродившегося жанра - «Маска демона» того же Бавы и «Тучи над Борском» Василия Ордынского – вышли на экраны в 1960 году), и с полицейским детективом, успевшим набить зрителю оскомину унылой процедурной рутиной.

Что может быть лучше хорошего детектива...

В союзниках у первых – черно-белых - джалло оставался разве что нуар; не случайно в том же 1965 году на студии «Грузия-фильм» Нели Ненова и Гено Цулая экранизировали классический «черный роман» Уильяма Айриша "Срок истекает на рассвете" с блистательной Ариадной Шенгелая в роли танцовщицы Брик. А на главный источник своего вдохновения Бава и Мгеладзе указали прямо: названия фильмов и повторяющиеся сцены телефонных звонков предполагаемым жертвам отсылают к картинам Хичкока «В случае убийства набирайте «М»» и «Человек, который знал слишком много».

Простите, вас ожидает смерть (1965)

Дали Ратиани в роли Нани, пытающейся подобрать ключ к записям убийцы в записной книжке, и Летиция Роман в роли Норы, ошеломленной откровениями из газетных вырезкок, похожи как близнецы, разбросанные судьбой по разным углам Средиземноморского мира. Касакад иронично обрывающихся сцен саспенса, придуманных начинающим сценаристом Арли Такайшвили, запомнившимся зрителю по успешному дебюту – вуду-блэксплотейшну «Куклы смеются», созвучен ритму знаковых сцен "Девушки...". Но главное сходство, позволяющее отнести Мгеладзе и Баву к подлинным пионерам жанра, в другом. Из мрака барочной складки джалло не ползут одержимые демоном сектанты, за тяжелыми драпировками не имитируют непримиримую схватку полицейские и воры – с невидимым маньяком в кажущуюся обыденность киноповествования вторгается реальное как предел человеческого. Вторгается - как нож, делая тело жертвы местом пересечения внутреннего и внешнего и тут же разглаживая эту временную складку. Через год после выхода картины Мгеладзе тезис об «исчезновении человека» окажется в центре всеобщего внимания, а джалло станет модным и востребованным жанром.

moskovitza (с)

0

20

Кража

Что может быть лучше хорошего детектива...

Режиссер Александр Гордон начинал снимать этот телефильм в 1969 году на студии «Молдова-фильм» как очередной милицейский детектив из числа тех, которые один из авторов сценария – Гелий Рябов – спустя двадцать лет назовет «ровными, накатанными, лживыми и восторженными». Но первое же экранное появление ошеломительной Ирины Азер в роли загадочной Наташи стало именно тем редким в своей визуальной выразительности высказыванием, которое и образует скрытый дискурс джалло (по неслучайному замечанию Фуко, высказыванием в раскладке французских пишущих машинок является последовательность букв A, Z, E, R, а не сама клавиатура).

Что может быть лучше хорошего детектива...

«Ты ведь меня совсем не знаешь, а вдруг я принесу тебе много-много горя», - сбивчиво говорит Наташа влюбленному в нее безумному коллекционеру-реставратору Бурову (моложавый Эдуард Марцевич), владельцу уникальной панагии патриархов Иоасафа, Никона и Филарета «Знамение Пресвятой Богородицы». За панагией, похищенной из Патриаршего дворца Московского Кремля сразу после ВОСР (об этой темной истории позднее будет снят приквел «Кражи» - минисериал «Черный треугольник») и на долгие годы исчезнувшей из поля зрения антикваров, ведет охоту беспощадная, всесильная и – до поры – невидимая московская мафия. Буров начинает получать угрозы по телефону, против него фабрикуется дело о музейной краже, Наташа (каждый шаг которой фотографирует неизвестный соглядатай) признается, что приставлена к Бурову «очень опасными людьми», от него отрекаются жена и друг... Но только когда из трубы крематория Донского кладбища начинает валить черный дым, детектив наконец-то сворачивается, и в свои права вступает джалло.

Кража (1970) - car chase scene

Кажется, именно Гордон (одновременно с Ардженто, чья «Птица с хрустальным оперением» вышла на экраны в год съемок «Кражи») возвел надуманность и непоследовательность детективной фабулы в жанровый принцип джалло. Ни одна из сюжетных линий, связанных с ходом расследования, не доводится до логического завершения, а ведущий дело следователь Орефьев в стильных темных очках (легендарный Олег Борисов) тушуется и отступает на второй план, перепоручая смертельно опасное расследование Наташе. Героиня Ирэн Азер растерянно бродит по бандитскому салону, то ведя сложную игру с хозяином по кличке «Битник», дерзко прикуривающим от свечки, то всматриваясь в лица завсегдатаев (среди которых мелькают соавтор сценария «Кражи» Алексей Нагорный, Вагрич “Бах” Бахчанян с женой Ириной и растерянные короли ритм-энд-блюза из группы «Сокол», прямо в ходе съемок лишившиеся своего продюсера (в декабре 1969 года Юрий Айзеншпис был арестован и приговорен к 10 годам лишения свободы за «валютные махинации») и прекратившие концертную деятельность), то пускаясь в безудержный танец Шивы в тщетной надежде освободиться от тройственных оков майи, анавы и кармы.

Что может быть лучше хорошего детектива...

Но маховик убийств уже запущен, и убивают в «Краже», кажется, все (включая следователя Орефьева) и - никто... В культовой сцене гибели свидетелей защиты на оживленной улице зритель оказывается на пешеходном переходе прямо за спинами жертв, делающих неверный шаг под колеса мчащегося самосвала, а главные подозреваемые получают железное экранное алиби. Так Гордон (в содружестве с кишиневским оператором, мастером субъективной камеры Дмитрием Моторным) - одновременно с Ардженто – вводит очередной жанровый прием (показ убийства с точкиь зрения убийцы), и идет еще дальше, создавая при помощи фронтальной съёмки и эффектного монтажа зрительскую иллюзию вовлеченности в преступление. Это не просто новая постановка вопроса о месте наблюдателя, это взгляд из темной глубины барочной складки, реконструирующий увиденное как чистое событие видения, лишеннное этической маркировки.

moskovitza (с)

Кража 1970

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»


phpBB [video]


Вы здесь » Ключи к реальности » Волшебная сила искусства » Что может быть лучше хорошего детектива...