Посылка для Светланы.
Настоящий еврокрайм всегда работает с городской спецификой, выстраивается вокруг нее. В совместной работе режиссеров Валентина Козачкова и Вадима Лысенко, вышедшей в прокат в июле 1974 года, Одесса - это, в первую очередь, морские ворота контрабанды, и вся жизнь неуютного промозглого зимнего города подчинена обслуживанию полулегального оборота товаров народного потребления, проникающих на территорию СССР в обход перманентных контрсанкций, наложенных советской властью на – по меткому выражению Николая Федорова – противные русскому человеку предметы наслаждения, созданные враждебной западной мануфактурой в угоду женской прихоти.
Клеенчатые плащи из мятого кожзама цвета спелой вишни, белые лаковые сапоги-чулки на платформе, батники со стильным принтом, вязаные пончо и кофты-«лапша» на шнуровке, синтетические мелированные парики, гигантские лисьи шапки – все это изобилие достается простой швее, жене моряка торгового флота Нине (эффектная Нина Магер) ценой невероятных усилий. Нина и ее подруга, продавщица универмага Светлана (дебютантка Людмила Дребнёва, одновременно снимавшаяся у Говорухина в «Контрабанде») – «бегунки», рядовые мафиозной низовки, приторговывающие контрабандным ширпотребом на воскресном «толчке» в Слободке и лишь изредка вырывающиеся на пляж санатория «Родина», чтобы выжрать дешевого вина и поколбаситься под песню Джо Долана «А ты неплохо выглядишь, женщина». Немногим выше рангом приставленный к торговкам смотрящим «посредник» Юра (красавец Александр Король), которого матерый «купец»-мафиози Кулагин (Владимир Татосов, ненадолго оторвавшийся от своего основного амплуа – исполнения роли короля большевистского гламура Якова Михайловича Свердлова) именует курьером («от одного взял, другому передал»).
Svetlanas' Memorandum
Кулагин, глубоко законспирированный работник спецслужб, курирующий контрабандный бизнес, которого преследует непременный персонаж еврокрайма - независимый журналист ультра-левых взглядов, издатель скандальной стенгазеты «Боевой листок» Лешка (трагически рано ушедший Дима Сосновский), в какой то момент начинает вести свою игру, отбросив должностные инструкции. Его цель – прекратить унылое существование «инвалида быта ССР» и, используя наработанные за годы службы схемы, бежать за кордон, прихватив золото и бриллианты. Автор сценария «Посылки для Светланы» Олег Шмелев (он же генерал-лейтенант КГБ Олег Грибанов) вложил в эту историю всю свою боль: за десять лет до премьеры фильма на Запад перешел его непосредственный подчинённый Юрий Носенко, в результате чего Шмелев-Грибанов был снят с должности, исключён из КПСС и лишён звания «Почётный сотрудник госбезопасности». А через пять лет после выхода картины, взяв из вещей лишь самое необходимое – мужа Алекса Борисова и сына Тенгиза Макацария, бежала в Калифорнию Нина Магер.
moskovitza (с)
Посылка для Светланы (1974)