Сплин отмечает скверы листьями и дождями. Мир неприглядный, серый, трубы ржавеют в яме. Ветер залез в карманы, пёс огибает лужу.
Нежить Иван Романыч едет в метро на службу. Принят недавно в касту. Офис — скала — массивный. Сбился дурацкий галстук на бок, мешает сильно. Люди вокруг толкают: орды локтей и сумок. Надо ж, беда какая, лучше бы, правда, в сумрак. От недосыпа белый, Нежить горланит: ну-ка. Бабушка в колыбельке (помнишь?) качает внука.
*** (идёт Бай по стене, несёт короб на спине, в коробе сапожки, Ванечке на ножки).
*** Чашка в разводах чайных скромно ютится рядом. Нежить зовёт начальник, босс, командир парада. Смотрит на Нежить жадно, словно бедняк на ценник, и говорит о жатве и о великой цели. Осень для всех вакантна, что не сказать об этом. Бренькают музыканты, шастают вон поэты. И ни в кого не верят, только себе гогочут. В осень открыты двери, грань между днем и ночью стала почти невнятной. Топчут чернику лоси. Бабка поёт Ванятке, соску в тряпице носит.
*** (идёт Бай по стене, несёт лапти на спине, детёнкам по избёнкам, дарит по лаптёнкам).
*** Версия страха — демо, жмурься, беги и прыгай. Нежить Иван в тандеме с тощей коллегой Стрыгой службу несёт в дозоре, пялясь в вечерний студень, чтобы вернулись зори, чтоб уцелели люди. Бабка (платочек вдовий), младшая внучка Мары, баяла про чудовищ, духов ночных кошмаров. Ты, мол, вольёшься в стаю, вот подрастешь малёхо. Ты, мол, Ванюшка, станешь вроде царя Гороха, городу вроде стража. Циферка в тайном коде. Слышишь, Баютка важно песни свои выводит о шелестящей кроне, о беспокойном солнце. Коли помру — схоронишь, не оставляй снотворца.
*** (ай, люли, люли, люли, все давно уже уснули. Один Ванечка не спит, он в окошечко глядит).
*** Улицы на ладони, книга на пыльной полке. Ржут вороные кони. Лезут в ушко иголки длинные караваны. Вяжутся прибаутки. Нежить Иван Романыч бодрствует третьи сутки. Он перевозит Бая вместе с его вещами. Зябко, вода рябая плохо, но защищает. Дремлет Нева, Литейный, рыбки, котейки, пташки. Бай проверяет стены в новой многоэтажке, лапой шуршит в котомке, падает вниз колодой. Ванька стоит у кромки. Бабка стоит поодаль, а за плечами город, резкий, прямой как майна. Кто-то уснёт нескоро. Близко врата Самайна.
**** Восточная Европа
Бай — в белорусском и польском фольклоре живущее в избе существо, которое ночами незримо бродит по стенам и своим чуть слышным мелодичным пением усыпляет детей, за что получает от благодарных хозяев ежедневную миску молока и ложку каши.
Резная Свирель (с)
Adam Melchor - I Don't Wanna See You Cryin' Anymore (Official Audio)
Растекается солнце по крышам, жара спадает. Вентилятор сегодня родил хоть какой-то ветер. У полковника жизнь — будто две стороны медали, но за жизни других, получается, он в ответе. Разыскать на земле человека, что всем доволен — это стоит, наверно, как следует постараться. А суровый полковник Фернандес — бывалый воин — улыбается редко, на службе уже лет двадцать в полицейском участке забытого небом сити: сеть закусочных, автозаправка, салон и школа. Ну и церковь, конечно — Отец наш Христос-Спаситель. В бардачке у Фернандеса крышка от кока-колы, лотерейный билет, фото мамы, от дартса дротик. Связь, пластмассовый голубь почтовый, хрипит каналом. Здесь провинция, мама, здесь чуда не происходит, но зато всё течет без особого криминала. Может, мелкая кража, скандал — никакого риска, никакого "держись" и "с преступностью мы покончим". Перед сном у Мигеля Фернандеса — лёд и виски. Перед теликом в кресле под старым цветастым пончо.
Ночью бьются в стекло фонаря бестолково мошки, пока мирные граждане спят, пузыри пуская. По обочине мягко ступает большая кошка, огроменный нагваль, и вокруг аромат мескаля, кукурузных лепёшек, какао-бобов и специй. Дух шамана в накидке тумана с горы хромает. Потому что веками обязаны песни петься, чтоб услышали древние боги далёких майя. Эти боги дарили дожди, когда было сухо. Эти боги карали врагов и лечили раны. Это взгляд через сердце, шептание в оба уха, это скрытое, бабочка — крылья обсидиана, молодые руины, тотемы и каланхоэ. Это то, что порой недодумали, не сказали. Здесь я, мама, для них ни хорошее, ни плохое. Люди справятся сами. Я просто свечу глазами. И поэтому полночь спокойна как колумбарий. Только пыль у дорог, только звёзды, сверчки и птицы. Лет так двадцать назад город взвыл про убийство в баре. Но убийца (опустим подробности) поплатился. Его имя забылось, но память о том живая, что за каждым убийцей, насильником, негодяем непременно крадётся огромная тень нагваля, и она неотступна, хоть двери забей гвоздями.
Дом Мигеля Фернандеса — скромен и неприметен, перед домом лужайка, садовые гномы сонны. И никто из соседей не видит, как на рассвете грациозная кошка безжалостно мнёт газоны.
Просыпается город, полковник Фернандес тоже разминает затёкшие ноги, скрипит как рея. Гладит щётку усов. С личным счастьем привычно сложно. Дело точно в усах. Обещал, что однажды сбреет. Но пока в помидорное море макает начос, проверяет часы, на гитаре берет аккорды. Его тень облизал ягуар, и теперь иначе вот не может Мигель — он хранит надоевший город, симпатичных людей. Им бояться уже не надо. Словно рыба, молчит телефон и пустует клетка. Осознание силы нагвалю приносит радость, и полковник Мигель улыбается. Правда, редко.
_______________ Америка Нагваль — в мексиканском фольклоре животное, в которое превращается колдун или обычный человек
Волк-Пастух собирает с небесных полей капканы, И капканы, как звезды, ложатся у волчьих ног. Спят волчата, что вдоволь наелись небесной манны. Если в мире спокойно, то значит, найдется толк
В том, чтоб Белый Вожак обходил все края по кругу, Проверяя замки и ключи. Мы пойдем за ним. Если нам повезет для него оказаться другом, Мы, наверно, поймем, что такие не мы одни -
Опьяненные ночью, уставшие от бессонниц, Не просящие ни сентября, ни осенних дней? Слышишь? Снова по небу несется одна из конниц - А за ней начинается месяц, иных темней.
И волчата скулят, ощущая нутром тревогу. Ищет логово волчье приблудная свора псов. Как и раньше, на звездную стаю идет охота... Мы мечтаем о месяце кресел и жарких дров,
Чтоб по теплому пледу струились к ногам узоры, Чтобы губы горячим дыханьем согрел глинтвейн. Открывается осень священным посланьем Торы. Закрывается лето под шепот святых огней...
Мы с тобою - волчата, а значит и нам придется Обходить наши земли по кругу, сверять ключи. Начинается осень охотой на нас бессонниц. Что б она ни сказала, ты только в ответ молчи.
Вообще, он джинн. Нечасто, иногда. Всегда быть джинном просто неприлично. Он покупает яблоки и личи, и у него седая борода. Клок бороды свисает на живот. За тысячу веков забыл, как бриться. Старуха у него — почти царица, не Савская, но тоже ничего. А по ночам он где-то далеко летает и хохочет над пустыней, растит такие персики и дыни, что ум отъешь и станешь дураком.
Вообще, он злой. Конечно, не ко всем, но временами зол, причем без меры, когда ползут зубастые химеры и глаз у них то нет, то сразу семь. Клокочет ад, что шоколадный крем, и призраки клубятся за плечами. Дерётся джинн как Сухов с басмачами. Рыдая, разбегается гарем. Змея, хамсин, халат белей, чем снег, песчаный холм на донышке флакона. Сказав: "Ура, в Багдаде всё спокойно", джинн утром возвращается к жене.
Вообще, он маг, ужасно древний маг. Представьте, у него широкий профиль. По пятницам жене он варит кофе в старинной турке, неплохой весьма. Сочится запах через этажи. Толкает скарабей послушный шарик. Однако по субботам маг решает проветриться, гульнуть, поворожить. Тогда он зажигает фонари, включает звёзды, прекращает ливень. И город получается счастливей, не ведая, кого благодарить. За милые игрушки для детей, за разноцветных бабочек в трамвае, за то, что осень сильно плюсовая, и — жить, и суетиться, ждать гостей.
Вообще, он псих. Смешно вообразить, что караван бредёт по автобану. Старик боится почты и Сбербанка, вращаясь вокруг собственной оси. Он только в сказке может воевать, уютный, словно плюшевая лапа. И, ласково поглаживая лампу, укладываясь на бочок в кровать, лежит под шелест листьев и машин. Да, лампе он давно уже не пленник. Безумный дед, скрипучие колени. Но если надо, он вообще-то джинн.
В бедной деревне, откуда сбежать успели все, для кого деревенская жизнь скучна, тени украли ребенка из колыбели. Взяли в охапку, и, выскочив из окна, доброго пса напугав, перепрыгнув лавку, по ледовитому инею, по траве, к ведьмам в заброшенный дом принесли малявку:
— вот получите. Наследник людских кровей. Пахнет молочным, по возрасту две недели.
Рощи гудели, священные что волхвы.
— вы нам кого принесли, вы куда смотрели? Сразу же видно, малец непростой, а вы.
Ведьмы шушукались в доме октябрьской ночью. Спорили жарко, ругались на интерес: если повесить на шею мальчишке волчьи, острые волчьи клыки да отправить в лес — примет ли лес, наградит ли звериной мощью? Выживет — новый получится волколак. Мальчик лежал на тряпице да лобик морщил, в маленький рот норовил затолкать кулак.
2.
Пышное тесто для блинчиков на опаре. Стелется между деревьев горчащий дым. В землю двенадцать ножей — перекинься, парень. Ровно двенадцать, нельзя допустить беды. Горкой поленья. На круглом столе солонка. Под половицами — шорох да писк мыша. Ведьмы растят колдуна, но растят ребенка, учат его, бестолкового малыша. Птицы поют. И лягушки поют в запруде. Старшая ведьма вздыхает: итог один, выйдет из леса поди да захочет к людям. Он человек, значит, сердцу не господин.
3.
Ходит по миру смельчак, молодой, безусый. Для дурачины ни бездны, ни ада нет. Нравится девкам — на шее клыки как бусы. Песню волчиную тихо поёт луне про племена, что остались лежать в начале, про разжигавших огонь на заре времён. Ветры ему на языческом отвечают, гимны суровым ветрам посвящает он.
Людям забавно и весело, но недолго. Мама и то начинает кривить лицо: ты бы подумал о будущем, разве волком лучше, чем пекарем, латником и купцом. Ярмарки ждут тебя: пиво, еда, монеты, флаги, шуты, акробаты, огней река. Парень смеётся: я нечисть, зачем мне это.
Ведьма кидает двенадцатый нож в рукав.
_________________ Волколак – человек, способный превращаться в волка (медведя). Волколаком можно стать добровольно и против своей воли. Колдуны часто превращают себя в волколака, чтобы обрести силу зверя. Они способны превращаться в волка и обратно в человека по собственной воле. Для этого колдуну достаточно перекувыркнуться через пень, или 12 ножей, воткнутых в землю острием, при этом если за то время, пока маг был в обличии зверя, кто-то вынет хотя бы один нож из земли, то колдун уже не сможет вернуться обратно в человеческое обличие.
Айсен не спит. Он мается в бреду, у пустоты в раззявленных карманах. Ему приснились древние шаманы и ворон, напророчивший беду. Давным-давно, сопливым малышом, в трёх метрах от отеческого крова, нашел он череп. И отец сурово сказал, что брать его нехорошо. Что врать ужасно — унесёт лиса, за глянцевые льды махнув кометой. На тысячи уехав километров, Айсен не спит. Он слышит голоса:
*** Проснулся, брат? Ну, доброго всего. Здесь свет и тьма меняются местами. Олени щиплют ягель под мостами, построенными для небесных вод. Страна у нас суровая, мой брат, зато весной взрывное буйство красок. Малявки, наконец-то встав с салазок и выстроившись, словно на парад, канючат: жутко хочется гулять. И мамы их, конечно, отпускают. Погода за окном, смотри, какая. До сердца прогревается земля.
Но только за пределы городка нельзя. Заметно без надёжных оптик — ведёт охоту ледяной синоптик, и встреча с ним не так уж и редка. Под мышкой носит шахматы. Привык. Случайно попадешь к нему за краем, он сразу предлагает: поиграем? Прости, но не откажешься, увы. Синоптик вырезает из кости безглазого моржа, глухую нерпу. Он выдыхает северное небо, вдыхая то, что может унести: болезни, гулкий стук, чужую ложь. Слова вбивает тяжело, как сваи. В его руках фигурки оживают, а, может, не фигурки, не поймёшь.
Они умеют лаять и вещать. Они умеют стрекотать по-птичьи. Иччи имеют разные обличья, хозяева идеям и вещам. Дух гор покажет, что есть высота. Фантом дороги правильно научит, что смерти нет, но вечность — это скучно для тел, не научившихся летать. Дух леса, низкорослый поводырь, коснётся веткой осторожно кожи. Дух ветра — он сбивает с ног прохожих, юлит, скулит и путает следы. По клеткам — филин, лошадь и тюлень, а значит, победителей не будет, а будут боги, звёзды, духи, люди приветствовать освобождённый день.
Когда вернётся ночь, и в эту ночь на горб земли крахмальный ляжет полог, то одичавший дух-метеоролог с полярником начнут смотреть кино. Сплетутся украшения из волос. Кумыс, обрывок ткани, эхо хруста. Из всех концов, из "ничего" и "пусто" послышится алгыс. Раз довелось, люби, мой брат, как будто нет зимы. Играй за белых, маленьких, искристых. Живи, считая — понял смысл риска, не глядя в темноту. Там бродим мы. А если голова нашлась в горшке, горит костёр, безумствует покойник — не доверяй земле, она всё помнит. Вставай, мой брат, уходим по реке.
*** Айсен не спит. Мерещатся огни, на искры рассыпается солома. Айсен берет билет к родному дому. Иччи, как тени, следуют за ним.
___________________ Иччи — духи-хозяева предметов, вещей, явлений природы или определённых мест в традиционных верованиях якутов.
Я от друга письмо получил вчера, и как будто всё снова вернулось вспять. Вот стоим, дураки, посреди двора: мир, мы любим тебя, разреши обнять. Мы тогда былы юными, и грачи прилетали весне посмотреть в глаза. Мой отец — понимал кое-что — вручил безделушку, вещицу, но он сказал, что, куда бы с мы другом ни забрались, и о чём бы ни жили мы нараспев, сохранит нашу дружбу волшебный лис, сбережёт серебристый крылатый лев. Целиком серебристый, но грива — медь. Лис хитрей, и поэтому он главней. Отыскать бы тот замок, где дремлет Смерть, чтобы люди забыли навек о ней.
Мы отправились в трудный далёкий путь, под неласковым небом нашли ночлег. Добрались бы до цели когда-нибудь. Вера в так называемый "оберег" у меня бесконечно была сильна. И у друга, конечно, чего скрывать. Время вкусной еды и дневного сна не светило романтикам года два. Повстречался тролльчонок, смешной малой, он боялся, что скоро уже заря. Появилась тролльчиха, и за скалой отсиделись, зачем рисковать зазря. Астроном, мушкетёр и наследный принц приглашали на бал танцевать гавот. Но страшней палачей, стукачей, убийц мы, пожалуй, не видели никого. Люди бились за деньги, корону, власть. Ядовитое сердце носил простак. И один (может, деньги хотел украсть) с моим другом расправился только так. Отвратительно, подло, при свете дня. И сбежал, побоявшись держать ответ. Оберег — молодец — защитил меня, защитил проходимца, а друга — нет.
Я держал оберег — он просил: не тронь. Выбор сделан, и выбор упрямо прост. Но когда безделушку швырнул в огонь, пламя вспыхнуло так, что коснулось звёзд. Только звёзды рассеялись, уцелев, хватит чуда, довольно, чего ещё. И спустился ко мне серебристый лев, и вела его Смерть, шелестя плащом.
Я давно уже стар, у меня комод, диабет и очки, чтобы в даль и в близь. Но от друга вчера получил письмо. Он, естественно, пишет: здорово, лис!
Клянусь, ты раньше никогда не видел, а мне об этом трудно говорить, как плачут ведьмы в воландовой свите, неся венки любви на алтари.
Но музыка вливается в меня: нектар, огонь, настоянное зелье. Изобретаю мир, меняю землю, выдёргиваю из земли сорняк. Едва заслышав, как ветра трубят, придумываю кукол и приметы. Вот верх, вот низ, четыре части света, и вот седьмой нелёгкий путь в себя. Помощников не нужно — я одна туда должна идти. Там много леса, там я — лесная дикая принцесса, и мех блестит при звёздах, как сатин. Клянусь, ты даже никогда не жил, пока ты не бежал по мягким тропам, приветствуя орешник, иву, тополь, любуясь, как вокруг снуют ужи. Я там была. Не веришь, старина? Мой лес, правдивый лес не терпит фальши. А хочешь, заберёмся вглубь, подальше, чтоб нервы натянулись, как струна. Ведь там скорее тризна, а не пир. Там я лежу, зализываю раны. Ко мне приходят древние шаманы и шепчут: "будет больно, потерпи". И тот же лес, корявый, жуткий лес. Смотрю вполглаза, слушаю вполуха. Уродливая мерзкая старуха бросает в меня камень "не жилец". Но я встаю, я в сотый раз встаю, огромная, на сломанные лапы. Проклятый жар — уймись, и кровь — не капай. Уже не полутруп. Уже в строю. Держу удар. Умею всё уметь. Луна мне мать, тамбовский волк товарищ. Поскуливая, пропадает в хмари от горя обезумевшая смерть: опять не рады ей в моём лесу. Немой язык цепляется за слово. Я отражаюсь в зеркале по новой, пою селене, принимая суть. Как яблоне, как речке, как траве, как полю, мне не нужно торопиться. Я вспоминаю сон, где я — волчица, и забываю сны — где человек.
Клянусь хвостом, ты точно не отыщешь нору у основания холма. Когда кричал, что нор ты видел тыщи, ты просто ничего не понимал.
Резная Свирель (с)
Roses & Revolutions – ‘It’s Not Christmas Without You’
Испуганной птицей в глухой тиши, болотным огнём во мгле я жил в этом мире, и я решил быть первым в своей земле, кто сможет открыто сказать богам, что час их любви настал, что людям наскучили брань и гам в отрогах великих скал.
Я был великаном и чтил закон сияющих звездных карт. Когда надо мной пролетал дракон, когда проплывал драккар, казалось, что ночи ко мне добры, а небо ещё добрей. Что это не гром — а звериный рык, и я приручу зверей, поглажу им спины, зароюсь в мех, на ухо шепну, что свой. И жизнь будет долгой и лучше всех. Шумел Иггдрасиль листвой, река покрывалась коростой льда, сверкающей пленкой снов. Но боги убили меня тогда — потом возродился вновь.
Гораздо хитрее, умнее. Здесь гроза не давала спать. Далёких легенд золотая взвесь настигла меня опять. И будь я хоть самый последний дуб и самый ничтожный червь, подумал, что в Асгард пешком приду. Приду и спрошу — зачем, в каких это правилах древних схем написано жить вот так, нелюбящим. Заперли в Йотунхейм, сказали — сиди, чудак. Ты просто букашка, пылинка, слизь, хотя великан — не суть. Захочешь подраться — давай, дерись, а нос из горы не суй. Однажды отпустим, а, может, нет. Ещё не решили мы.
И я задремал, и приснились мне лавины, поля, холмы, кладовка с запасом сухой трески, блуждания по лесам, и мама приснилась. И от тоски, наверно, я умер сам.
Гудят провода магистралей, трасс, стоят вдоль дорог столбы. Придуркам даруется третий раз, тут главное — не забыть, как медленно-медленно падал снег, как быстро менялся мир. Смотри — получается человек из тех, кто живёт с людьми. По-моему, я им почти что стал: улыбчив, высок, прощён. Хожу на работу, в спортивный зал. Зимой на каток ещё. Не плачу, не жалуюсь — правда, грех, но помню, судьбу дразня: рассердятся боги — и я в горе. И молот летит в меня: не смей приближаться, не смей посметь. Валькирии глушат эль. Но думаю, стоило встретить смерть, чтоб крикнуть: вали ты к Хель, вали, оставайся, и там живи. А я поспешу сквозь тьму: напомнить бессмертным про час любви. И боги меня поймут.