Ключи к реальности

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Ключи к реальности » Свободное общение » Придворные карты из "Книги Тота"


Придворные карты из "Книги Тота"

Сообщений 1 страница 8 из 8

1

Придворные карты, общий обзор - часть 1

Придворные карты из "Книги Тота"
Из "Книги Тота"
ПРИДВОРНЫЕ КАРТЫ

Общие замечания

Эти карты представляют собой изображения сил, соответствующих четырем буквам Имени [Йод-Хе-Вав-Хе] и четырем Стихиям. Они также соответствуют зодиакальным знакам, но не таким образом, чтобы каждой карте приписывались все три деканата какого-либо знака, а иначе: влияние начинается с последнего деканата одного знака и продолжается до второго деканата следующего. Вдобавок, имеется еще одно затруднение. Следовало бы ожидать, что стихийные соответствия будут гармонировать с зодиакальными; однако это не так. Например, можно было бы предположить, что огненная часть Огня [т.е. Рыцарь Жезлов] должна соотноситься с самым активным из огненных знаков, а именно — с Овном. Однако она, напротив, связана с последним деканатом Скорпиона и первыми двумя — Стрельца, а это водная часть Огня в зодиаке, наиболее мягкая по воздействию.

Причина этому — в том, что в царстве стихий все смешано и перепутано; или, как сказал бы апологет, построено на взаимных сдержках и противовесах. Удобство такой системы в том, что она позволяет использовать данные карты как общие и чисто прикладные описания различных типов мужчин и женщин. Вкратце можно сказать, что каждая из этих карт — портрет человека, в гороскопе которого Солнце или восходящий знак попадает на участок зодиака, соответствующий данной карте. Так, человек, родившийся 12-го октября, может обладать многими качествами Королевы Мечей; если же при этом он родился незадолго до полуночи, то к ним добавятся многие характеристики Принца Жезлов [1].

Общие характеристики четырех фигур двора

Рыцари символизируют силы буквы Йод в Имени [Йод-Хе-Вав-Хе]. Это наиболее возвышенная, чистая, самородная и активная часть Энергии каждой данной стихии; поэтому они изображаются верхом на конях и в полном доспехе. Действуют они стремительно и интенсивно, но кратковременно. Рыцарь стихии Огня, например, соответствует Молнии, стихии Воды — Дождю и Родникам, стихии Воздуха — Ветру, а стихии Земли — Горам. В качестве умственного упражнения следует разработать самостоятельно подобные соответствия между Символами и отображенными в них Природными Силами; и эти знания необходимо твердо усвоить для практической магической работы.
Королевы символизируют букву Хе в Имени [Йод-Хе-Вав-Хе]. Каждая из них — противоположность и дополнение соответствующего Рыцаря. Королевы принимают, вынашивают и передают далее исходную Энергию Рыцарей. Быстро воспринимая эту Энергию, они, тем не менее, способны выдерживать весь необходимый срок своего служения; но Королевы — это еще не конечный продукт. Это лишь вторая стадия в процессе творения, четвертым и последним этапом которого становится материальное воплощение. Королевы изображаются восседающими на тронах. Тем самым подчеркивается тот факт, что они предназначены для исполнения конкретных, определенных функций.

Принцы символизируют силы буквы Вав в Имени [Йод-Хе-Вав-Хе]. Принц — это сын Королевы (дочери старого Короля) от покорившего ее Рыцаря; поэтому он изображается на движущейся колеснице, которая несет объединенные Энергии его родителей. Принц — это активный плод их союза и его манифестация. Это интеллектуальный образ их союза. Следовательно, действие Принца — более устойчивое, нежели влияния его предшественников. В некотором смысле оно не прекращается никогда, поскольку Принц есть обнародованное свидетельство того, что прежде совершалось тайно. Кроме того, он — «Умирающий Бог», в час своей гибели и в силу оной дарующий искупление своей Невесте.

Принцессы символизируют конечную Хе в Имени [Йод-Хе-Вав-Хе]. Они представляют конечный продукт исходной Энергии — ее полное завершение, кристаллизацию и материализацию. Кроме того, они олицетворяют восстановление равновесия, обратное поглощение Энергии. Принцессы — это Безмолвие, в которое возвращается все сущее. Таким образом, они принадлежат одновременно и вечности, и небытию. Они подводят окончательный баланс в уравнении 0=2.

Принцессы не имеют зодиакальных соответствий. Но вполне очевидно, что они также представляют четыре типа человеческих личностей. Это те многочисленные «стихийные» индивиды, которых можно опознать по отсутствию всякого чувства ответственности и нравственной твердости. Подразделяются они согласно доминирующим планетам. Такие типы постоянно встречаются в художественной литературе. Как писал Элифас Леви, «…со стороны Мага любовь к подобным созданиям неразумна и может погубить его».

Взаимоотношения между этими четырьмя элементами Имени необыкновенно сложны и почти не поддаются рассмотрению в обычном трактате; под воздействием каждой мысли, направленной на анализ их значения, они преображаются.

Например, стоит лишь появиться Принцессе, как Принц тотчас берет ее в жены и возводит новобрачную на трон ее Матери. Здесь она освежает дряхлость исконного старого Короля, и тот становится молодым Рыцарем, после чего весь цикл начинается заново. Принцесса — это не только совершенная Дева, но и, ввиду смерти Принца, одинокая скорбящая Вдова. Все это происходит в легендах, характерных для Эона Осириса. Распутать этот сложный клубок едва ли возможно, но для ученика вполне достаточно будет работать с каждой легендой по отдельности.

Такая путаница вполне естественна для Эона Осириса — эпохи Воздуха, борьбы и интеллекта: символы и формулы этого Эона неизбежно смешиваются между собой и противоречат друг другу. Привести в гармонию все многочисленные предания и притчи невозможно, поскольку каждая была сложена для выражения той или иной формулы, считавшейся императивом лишь в определенном месте или в определенное время.

Примечание
[1]. Здесь Кроули ссылается на собственное время рождения (12 октября 1875 г., 23:16, по ректификации Фернандо Пессоа). Асцендент в 3°23’10” Льва, т.е. на участке 21° Рака— 20° Льва, которым управляет Принц Жезлов. — Примеч. перев.

© Перевод: Анна Блейз, 2007.

0

2

Придворные карты, общий обзор - часть 2

Придворные карты из "Книги Тота"
Из книги Л.М. Дюкетта "Understanding Aleister Crowley's Thoth Tarot"

Мир придворных карт: безумная мешанина

«Удобство такой системы в том, что она позволяет использовать данные карты как общие и чисто прикладные описания различных типов мужчин и женщин. Вкратце можно сказать, что каждая из этих карт — портрет человека, в гороскопе которого Солнце или восходящий знак попадает на участок зодиака, соответствующий данной карте» [1].

До сих пор мы рассматривали четырех Тузов как чистых представителей своей стихии. Но это не совсем верно. Из всех карт, относящихся к каждой данной стихии, Туз — и впрямь самый чистый ее выразитель, но если бы в каждом Тузе не присутствовали хотя бы в микроскопических количествах (и качествах) остальные три стихии, Тузы не могли бы сочетаться между собой и порождать материю и энергию, которые творят и поддерживают проявленную вселенную. Попросту говоря, если бы каждая стихия оставалась абсолютно чистой и отделенной от остальных, сотворить мир было бы невозможно. Вода не могла бы соединяться с Воздухом, если бы в ней самой не содержалась некоторая доля Воздуха, способная притянуть подобную себе стихию, и так далее. Чтобы создать проявленную вселенную, все сущее необходимо как следует взболтать и перемешать. Именно поэтому в четырех семействах придворных карт царит полная мешанина.

Смесь №1: шестнадцать субстихий

Помните, как мы поместили Туза под волшебный микроскоп и обнаружили, что внутри него обитают четыре придворных карты той же масти? Четыре Туза, как мы знаем, символизируют четыре стихии: Огонь, Воду, Воздух и Землю. Аналогичным образом четыре придворные карты каждой масти символизируют четыре субстихии, на которые подразделяется стихия данной масти. Рыцари — это огненное подразделение масти, Королевы — водное, Принцы — воздушное, а Принцесса — земное. Так в общей сложности получается шестнадцать придворных фигур и шестнадцать субстихий, символизирующих, согласно Кроули, различные типы человеческой личности.

Современные тарологи, прежде всего Линда Гейл Уолтерс [2], проделали замечательную работу по соотнесению шестнадцати придворных карт с типами личности по Юнгу, описанными в знаменитом опроснике Майерс-Бриггс [3]. Те же параллели рассматривает в своей новаторской работе «Психология и Таро» психолог Артур Розенгартен [4]. Я совершенно уверен, что если бы разработки Майерс-Бриггс были доступны Кроули в период работы над «Книгой Тота», он несомненно сослался бы на них, поскольку они подкрепляют его собственные теории, касающиеся личностных характеристик придворных карт.

Подобно тому, как наша личность формируется под воздействием множества факторов, относящихся к таким разнообразным областям, как генетика, окружение, воспитание и индивидуальный опыт, так и каждая придворная карта представляет собой сложную смесь стихийных, планетарных и зодиакальных влияний. Размышляя над изложенным далее, не забывайте о том, что неотъемлемая функция и обязанность стихий — смешиваться между собой.

Смесь №2: Принцессы — сектора пространства (а не времени)

Принцессы — это земные субстихии своих мастей, связанные особыми отношениями с Тузами соответствующей масти. По этой причине они рассматриваются отдельно от остальных членов своих семейств. Вместе с Тузами они управляют четырьмя четвертями пространства (см. главу 11).

Туз и Принцесса Жезлов управляют небесным квадрантом Рак—Лев—Дева и территорией Азии; Туз и Принцесса Чаш — квадрантом Весы—Скорпион—Стрелец и Океанией; Туз и Принцесса Мечей — квадрантом Козерог—Водолей—Рыбы и обеими Америками; Туз и Принцесса Дисков — квадрантом Овен—Телец—Близнецы и территориями Европы и Африки.

Смесь №3: Рыцари, Королевы, Принцы — сектора времени

Каждому Рыцарю, Королеве и Принцу соответствует по 30° зодиакального круга. Шовинистская логика подсказывает, что Рыцари, по идее, должны господствовать в кардинальных знаках, Королевы — в фиксированных, а Принцы — в мутабельных. Ан нет! Шовинистская логика ошибается.

В мире придворных карт все настолько перемешано, что Рыцари преобладают в мутабельных знаков (Рыцарь Жезлов — в Стрельце, Рыцарь Чаш — в Рыбах, Рыцарь Мечей — в Близнецах, Рыцарь Дисков — в Деве), Королевы — в кардинальных (Королева Жезлов — в Овне, Королева Чаш — в Раке, Королева Мечей — в Весах, Королева Дисков — в Козероге), а Принцы — в фиксированных (Принц Жезлов — во Льве, Принц Чаш — в Скорпионе, Принц Мечей — в Водолее, Принц Дисков — в Тельце). Ну и путаница!

Смесь №4: Рыцари, Королевы, Принцы — под лозунгом «Усынови соседский деканат!» [5]

Но и это еще не всё. Вы, наверное, обратили внимание, что выше я использовал слова «преобладают» и «господствуют», а не «управляют». Дело в том, что ни одной из этих двенадцати придворных карт не выделен в безраздельное владение ни один из знаков зодиака целиком: каждая карта властвует лишь над большей частью того или иного знака. Точнее говоря, каждая придворная карта управляет промежутком от 20° одного знака до 20° следующего. Так, Рыцарь Жезлов господствует над первыми двадцатью градусами (т.е. двумя третями) Стрельца, мутабельного знака Огня, но, подчиняясь закону смешения и взаимодействия стихий, не может захватить полную власть над этим знаком. Он вынужден отступить немного вспять и принять под свою эгиду последний деканат (участок в 10°) знака, предшествующего Стрельцу. В результате под властью огненного Рыцаря Жезлов оказывается последняя треть фиксированного знака Воды, Скорпиона.

Королева Чаш господствует над первыми двадцатью градусами кардинального знака Рака, но и она вынуждена оказать гостеприимство последним десяти градусам предшествующего знака — мутабельного знака Близнецов, которые, в свою очередь, окрашивают ее своим влиянием. Вот таким образом Рыцари, Королевы и Принцы в буквальном смысле скрепляют стежками лоскуты, из которых сшит пояс зодиака.

Каждой планете тоже поставлен в соответствие один из деканатов (10°-ных участков) зодиака, и они также оказывают определенное влияние на характер двенадцати придворных карт, но о планетах речь пойдет позже, в главе 19.

Ну вот, я и сам запутался!

Я отдаю себе отчет, что поначалу все это может показаться сложным и для большинства из вас малоинтересным. Если вы попадаете в упомянутое большинство, прошу вас: наберитесь терпения и все же дайте себе труд продраться через описание системы придворных карт, как бы это ни было сложно. В утешение могу заверить, что на данном этапе для вас не так важно овладеть в совершенстве всеми этими тонкостями, сколько осознать, что на самом деле вы сможете это сделать, если по-настоящему захотите.

А теперь, в награду за терпение, я поделюсь с вами одним маленьким трюком, с помощью которого вы сможете понять придворные карты и научиться толковать их в раскладах быстро и без труда. Начну с той самой цитаты Кроули, которой я предварил эту главу:

«Удобство такой системы в том, что она позволяет использовать данные карты как общие и чисто прикладные описания различных типов мужчин и женщин. Вкратце можно сказать, что каждая из этих карт — портрет человека, в гороскопе которого Солнце или восходящий знак попадает на участок зодиака, соответствующий данной карте».

Гораздо легче запомнить и понять характеристики людей, чем теоретические описания каббалистических и астрологических абстракций. Вполне достаточно усвоить, что каждый Рыцарь, каждая Королева и каждый Принц — это карта чьего-нибудь дня рождения. Начните с себя. Кто вы в мире придворных карт? Подходит ли вам мое описание этой карты? А описание, которое приводит Кроули? Если нет, можете с чистой совестью забыть о них и приписать этой карте собственные характеристики, основываясь на том, что вы знаете о себе.

Затем возьмите дни рождения известных вам людей — членов семьи, друзей, сотрудников, врагов или даже знаменитостей и исторических деятелей, о которых вам известно достаточно много. По датам рождения определите, какие придворные карты соответствуют этим людям. Вполне вероятно, что присущие вам и этим людям черты характера совпадут с классическими описаниями соответствующих карт. А если все-таки нет? Да ну, велика важность! Может быть, карты врут. В конце концов, эти люди — реальные персонажи, действующие в реальном мире, а что такое карты Таро? Всего лишь пачка раскрашенных картонок.

Чтобы сподвигнуть вас на размышления такого рода, я включил в описания придворных карт краткие списки стандартных знаменитостей и исторических лиц, чьи даты рождения превращают их в Королей, Королев и Принцев той или иной масти. Я прекрасно понимаю, что подобные вольности попахивают попсовым дилетантизмом и являют собой вопиющее нарушение моего обещания как можно более преданно следовать духу первоисточника. Я приношу свои искренние извинения всем борцам за чистоту кроулианства, которым эта некроулианская выходка показалась оскорбительной. А всем остальным — желаю приятно провести время!

Примечания
[1]. The Book of Thoth, p. 149. — Примеч. Л.М. Дюкетта.

[2]. Насколько мне известно, блестящее эссе Уолтерс опубликовано только на ее вебсайте по адресу http://members.cts.com/king/s/saoirse/TarotCards.html. — Примеч. Л.М. Дюкетта. — В настоящее время ссылка не работает. — Примеч. перев.

[3]. Isabel Briggs Myers. Gifts Differing. Consulting Psychologists Press, Palo Alto, 1995. — Примеч. Л.М. Дюкетта. — Опросник Майерс-Бриггс (Myers-Briggs Type Indicator, MBTI) — серия тестов, разработанная Катариной Бриггс и ее дочерью Изабель Майерс-Бриггс в 20—40-е гг. XX в. на основе труда К.Г. Юнга «Психологические типы». Типология Майерс-Бриггс основана на четырех дихотомических признаках (экстраверсия/интроверсия, ощущение/интуиция, мышление/чувство и оценка/восприятие), в различных сочетаниях дающих шестнадцать возможных типов личности. — Примеч. перев.

[4]. Arthur Rosengarten. Psychology and Tarot: Spectrums of Possibilities. New York: Paragon House, 2000. — Примеч. Л.М. Дюкетта.

[5]. Полный зодиакальный круг подразделяется на 360°, а каждый из двенадцати знаков зодиака — на 30°. 30°-ный промежуток каждого зодиакального знака, в свою очередь, делится на три деканата — участка по 10°. — Примеч. Л.М. Дюкетта.

© Lon Milo Duquette. Understanding Aleister Crowley's Thoth Tarot. Weiser Books, 2003.
© Перевод: Анна Блейз, 2007.

0

3

Рыцарь Жезлов, часть 1
Из "Книги Тота"

Рыцарь Жезлов

Придворные карты из "Книги Тота"

Рыцарь Жезлов символизирует огненную часть Огня; он управляет участком с 21-го градуса Скорпиона по 20-й градус Стрельца [1]. Это воин в полном доспехе. Шлем его увенчан гребнем в виде черного коня. Всадник держит в руке пылающий факел; плащ его также пылает огнем, и путь его лежит через пламя. Несущий его скакун — черный конь в прыжке.

Нравственные качества, присущие этой персоне, — активность, щедрость, свирепость, пылкость, гордость, порывистость, стремительность в непредсказуемых действиях. Под влиянием негативной энергии он злобен, жесток, нетерпим и груб. Но и в том, и в другом случае Рыцарю Жезлов трудно доводить свои начинания до конца: он не способен сообразовать свои действия с обстоятельствами. Если ему не удается добиться успеха с первой попытки, ресурсы его на этом исчерпываются.

Придворные карты из "Книги Тота"

В «И Цзин» огненная часть Огня представлена 51-й гексаграммой, Чжэнь. Ее значение полностью согласуется с изложенными здесь сведениями по Таро, но основное внимание уделяется внезапному, опасному и революционному характеру связанных с нею событий. Вопрошающему советуют быть настороже, но сохранять хладнокровие, решительность и бодрость, остерегаться несвоевременных действий, но продвигаться вперед с твердой уверенностью в собственных силах.

Все соответствия из «И Цзин» следует изучить по самóй этой книге (S.B.E., vol. XVI [2]). Когда нужные фрагменты из нее оказываются слишком длинными для цитирования, мы приводим отсылки к исходному тексту.

Примечания

[1]. Т.е. с 21°00’ Скорпиона по 20°59’ Стрельца. — Примеч. перев.
[2]. Первый перевод «И Цзин» на английский язык, выполненный Джеймсом Леггом и впервые опубликованный в 16-м томе серии «Священные книги Востока» (Sacred Books of the East) в 1882 году. — Примеч. перев.

© Перевод: Анна Блейз, 2007.

0

4

Рыцарь Жезлов, часть 2
Из книги Л.М. Дюкетта "Understanding Aleister Crowley's Thoth Tarot"

РЫЦАРЬ ЖЕЗЛОВ
Огонь Огня

С 21° Скорпиона по 20° Стрельца
13 ноября — 12 декабря [1]
Управляет Семеркой Чаш, Восьмеркой Жезлов и Девяткой Жезлов
Первоначальные названия: Владыка пламени и молнии; Король духов Огня; Король саламандр
Украшение на шлеме: крылатая голова черного коня
Символы: черный конь, колеблющиеся языки пламени
Волосы: рыжие с золотым отливом
Глаза: серые или карие.

«Нравственные качества, присущие этой персоне, — активность, щедрость, свирепость, пылкость, гордость, порывистость, стремительность в непредсказуемых действиях. Под влиянием негативной энергии он злобен, жесток, нетерпим и груб. Но и в том, и в другом случае Рыцарю Жезлов трудно доводить свои начинания до конца: он не способен сообразовать свои действия с обстоятельствами. Если ему не удается добиться успеха с первой попытки, ресурсы его на этом исчерпываются» [2].

От великолепного образа, который создала Фрида Харрис по описанию из материалов Золотой Зари, просто дух захватывает. Кажется, будто этот Рыцарь вот-вот вырвется за границу карты… постойте, я сказал «вырвется»? Скорее уж будет вынесен мощным взрывом. Грива и хвост коня, взметнувшиеся вперед, подобно волосам и бороде самого Рыцаря, наводят на мысль, что скакун и всадник не столько мчатся вперед по собственной доброй воле, сколько повинуются какой-то неимоверно мощной взрывной силе, подталкивающей их сзади. Перед нами портрет смельчака, путешествующего верхом на ракете, — а это, надо сказать, крайне рискованное дело. Если ракету не навели на цель как следует, наш путешественник попадет совсем не туда, куда собирался. Если топлива окажется слишком мало, он разобьется. Если топлива окажется слишком много, он взорвется в полете. Но уж если все сложится удачно, то храбреца ожидает самый зрелищный успех — ничего более впечатляющего даже представить себе невозможно.

Роберт Фултон, Индира Ганди, Роберт Кеннеди, Фрэнк Синатра и королева Шотландская Мария Стюарт — все они были Рыцарями Жезлов.

Как и во всех придворных картах масти Жезлов, в этой карте преобладают огненно-красные, желтые и золотые тона.

Примечания

[1]. Здесь и далее в разделах по придворным картам даты приводятся приблизительно; соответствия определяются на основании точного положения Солнца или асцендента в пределах указанных участков зодиака. — Примеч. перев.
[2]. The Book of Thoth, p. 151. — Примеч. Л.М. Дюкетта.

© Lon Milo Duquette. Understanding Aleister Crowley's Thoth Tarot. Weiser Books, 2003.
© Перевод: Анна Блейз, 2007.

0

5

Рыцарь Жезлов, часть 3
Гексаграмма 51. Чжэнь

Придворные карты из "Книги Тота"

Чжэнь указывает на свободу и развитие. Когда придет (время для обозначенной ею) перемены, (человек, к которому обращена эта гексаграмма) будет смотреть с опаской, но улыбаться и вести беззаботные речи. Когда перемена (подобная раскату грома) устрашит всех вокруг на сотню ли, он (подобно благочестивому жрецу) не упустит (от испуга) ложки (и чаши) для возлияний духам.

1. Сплошная черта, ДЕВЯТКА, на первом месте [1] показывает, что с приближением перемены человек озирается по сторонам с опаской, но затем улыбается и ведет беззаботные речи. Будет счастье.

2. Прерванная черта, ШЕСТЕРКА, на втором месте показывает, что с приближением перемены человек оказывается в опасном положении. Он предпочтет отказаться от (своих) владений, чтобы подняться на великую высоту. Нет нужды ему гнаться (за утраченным) — через семь дней найдется само.

3. Прерванная черта, ШЕСТЕРКА, на третьем месте показывает, что человек пребывает в растерянности среди грозных перемен. Если эти перемены побудят его к (правильному) действию, беды не будет.

4. Сплошная черта, ДЕВЯТКА, на четвертом месте, показывает, что человек среди грозных перемен простерт навзничь и тонет в грязи.

5. Прерванная черта, ШЕСТЕРКА, на пятом месте, показывает, что человек среди грозных перемен мечется во все стороны, и отовсюду ему грозит опасность; но есть надежда, что он не понесет потерь и изыщет возможность действовать (и преуспеть).

6. Прерванная черта, ШЕСТЕРКА, вверху показывает, что человек среди грозных перемен повергнут в полное смятение и озирается по сторонам со страхом и трепетом. Если он будет действовать, то навлечет на себя несчастье. Но если (он вовремя принял меры предосторожности) и грозные перемены еще не коснулись его самого и его соседей, то беды не будет, хотя его родичи (все же) могут говорить о нем с осуждением.

Комментарии Дж. Легга

Среди триграмм Чжэнь Придворные карты из "Книги Тота" означает гром, а также, по системе Вэнь-вана [2], «старшего сына». Это фонетический комплекс [3], значимым элементом которого является иероглиф Юй — «дождь», присутствующий в большинстве иероглифов, обозначающих метеорологические явления. Одноименная гексаграмма состоит из удвоенной триграммы Чжэнь и может трактоваться как символ громового раската; однако мы помним, что свойство или достоинство соответствующей триграммы — это «подвижная возбуждающая сила», а, следовательно, символически данный иероглиф указывает на некие перемены, совершающиеся в обществе или в государстве. Таково значение этой гексаграммы, а повествует она о том, как следует вести себя во времена перемен (таких, как бунт или революция) той стороне, которая поощряет эти преобразования и заинтересована в них больше всех. Поясняется, что человек должен осознавать грозящие ему опасности и что, соблюдая осторожность и сохраняя самообладание, он может преодолеть невзгоды.

На благоприятный исход ситуации указывает сплошная черта в основании триграммы. Тот, к кому она относится, должен возобладать над предметами, обозначенными верхними двумя, прерванными линиями. Идея гексаграммы — в том, что ему следует двигаться и наступать; и что еще, кроме успеха, может принести движение в данной ситуации?

В следующем предложении указывается, что он осознает опасность ситуации, но верит в свои силы и владеет собой. В завершающем предложении он показан погруженным с головой в важные для него дела, как благочестивый жрец, полностью сосредоточенный на обряде. Высказывалось предположение, что такое значение символа восходит к интерпретации триграммы Чжэнь как «старшего сына» в системе Вэнь-вана. Старший сын — наследник отца, поэтому данная гексаграмма, вслед за предыдущей, Дин [4], изображает его главой обряда, наблюдающего за сохранностью жертвенного вина, приготовленного в котле. Но эта интерпретация слишком прихотлива.

Все сказанное о черте 1 — немногим более, чем повторение основной идеи комментариев Вэнь-вана. Черта сплошная, что предвещает удачу.

«Опасное положение», грозящее адресату черты 2, связано, согласно «Приложению II» [5], с ее местонахождением непосредственно над чертой 1. Однако в остальном символика смутна, и Чжу Си [6] утверждает, что ему она непонятна. Здесь приводится общепринятая интерпретация. Человек делает все возможное, чтобы избегнуть опасности, и в конечном счете — ввиду центрального положения черты [в триграмме] — ситуация разрешается лучше, чем можно было ожидать. По поводу указания точного срока в «семь дней» см. комментарий Вэнь-вана к гексаграмме 24 [7]. Чжан Цзай [8] же объясняет это указание так: «Количество черт в схеме (гексаграммы) составляет 6. Первое число, следующее за этим, — 7. Когда перемены, обозначенные (гексаграммой) Чжэнь, совершатся и закончатся, все вернется на круги своя».

Черта 3 прервана и находится там, где должна быть сплошная черта [9]; но если человек будет действовать и переместится на четвертую позицию, подобающую такой черте [10], то дело кончится не так уж и плохо.

Однако 4-я черта сама по себе неблагоприятна. Это сплошная черта, занимающая четную позицию и, вдобавок, окруженная с обеих сторон прерванными; поэтому человек в ней представлен как «простертый навзничь и тонущий в грязи».

Черта 5 прервана и занимает нечетную позицию, причем ту самую, в которой сосредоточивается все действие гексаграммы [11]. Поэтому человеку грозит опасность со всех сторон; однако центральное положение черты [в триграмме] указывает на благополучное разрешение ситуации.

Черта 6 слаба и вынуждена до конца переживать ужасы совершающейся перемены. Любое действие здесь неизбежно приведет к беде. Но если человек заранее принял меры предосторожности, то может спастись, отделавшись лишь осуждением со стороны своих родственников. Впрочем, этому последнему указанию я не нахожу никаких подтверждений в самой фигуре. Вероятно, автор опирался на какой-то пример из жизни, когда гексаграмма сработала именно так; но что это был за случай, нам не известно.

Примечания переводчика

[1]. Гексаграмма анализируется снизу вверх, по составляющим ее двум триграммам и по чертам, из которых они образованы. Сплошные черты называются «девятками» (старый ян) и «семерками» (молодой ян), прерванные — «шестерками» (старая инь) и «восьмерками» (молодая инь) (эти обозначения происходят от традиционного метода гадания на стеблях тысячелистника).

[2]. Вэнь-ван (1231—1135 до н.э.) — легендарный основатель древнекитайской династии Чжоу, с именем которого традиция связывает создание гексаграмм путем удвоения триграмм, а также один из двух главных вариантов последовательности триграмм (т.наз. «посленебесный порядок») и последовательность гексаграмм, зафиксированную в «И Цзин».

[3]. Разновидность составного иероглифа, одна часть которого («значимый элемент») придает комплексу семантическое значение, а вторая («не значимый элемент») — указывает его на произношение.

[4]. Значение 50-й гексаграммы, Дин, в интерпретации Дж. Легга — котел, используемый в обряде жертвоприношения.

[5]. «Приложение II» к переводу Дж. Легга составляет трактат «Ши и» («Десять крыльев», VI—IV вв. до н.э.) — канонический комментарий к «И Цзин».

[6]. Чжу Си (1130—1200) — китайский философ, филолог и историк, глава неоконфуцианства, самый влиятельный и известный мыслитель эпохи династии Сун. Автор комментария к «И цзин».

[7]. Дж. Легг ссылается на следующий фрагмент: «“Он вернется и снова пройдет положенный ему путь; возврат его — через семь дней”. — Таков ход небесного (круговорота)».

[8]. Чжан Цзай (1020—1077) — китайский философ, один из основоположников неоконфуцианства.

[9]. Считается, что в идеале сплошные (янские) черты должны находиться на нечетных (янских) позициях, а прерванные (иньские) — на четных.

[10]. Т.е. на иньскую позицию, подобающую прерванной черте.

[11]. Символические значения пятой позиции во всякой гексаграмме — «царь» и «голова».

© The Yî King. Sacred Books of the East, Vol. 16. James Legge, Translator. Oxford, the Clarendon Press, 1882.
© Перевод с английского: Анна Блейз, 2007.

0

6

Королева Жезлов, часть 1
Из "Книги Тота"
Королева Жезлов

Придворные карты из "Книги Тота"

Королева Жезлов символизирует водную часть Огня, его переливчатость и окраску. Она управляет участком зодиака с 21-го градуса Рыб по 20-й градус Овна. Корона ее увенчана крылатым шаром и лучится пламенем. Длинные золотисто-рыжие волосы ниспадают поверх кольчуги. Королева восседает на троне огня, преображенного ее материальной властью в геометрически упорядоченный свет. У подножия трона пламя вздымается ровными языками. В левой руке Королевы — жезл с навершием в виде сосновой шишки, напоминающей о мистериях Вакха. Правая рука покоится на голове леопарда, лежащего у ее ног. На лице Королевы написан экстаз — экстаз женщины, глубоко погрузившейся мыслями в тайну, которую она носит под грудью.

Черты характера этой Королевы — приспособляемость, устойчивая сила и спокойная властность, которой она умеет пользоваться для усиления своей привлекательности. Она добра и щедра, но не терпит сопротивления. Она более многих способна дружить и любить, но только по собственной инициативе.

Гордыни в Королеве Жезлов не меньше, чем в Рыцаре, но ей недостает естественного благородства, смягчающего этот недостаток. Это не истинная гордость, а самодовольное тщеславие и даже снобизм.

Оборотная сторона ее характера — возможная склонность к долгим раздумьям, из которых рождаются ошибочные решения, влекущие за собой совершенно варварские реакции. Ее легко обмануть; и тогда она нередко выказывает глупость, упрямство и деспотичность. Она обидчива и способна затаить зло безо всякой веской причины. Она может ни с того ни с сего бросаться на лучших друзей. Но если она промахнется в броске, то сломает себе челюсть!

В «И Цзин» водная часть Огня представлена 17-й гексаграммой, Суй. Она символизирует обдуманное побуждение и следующее из него ровное протекание действия. Предполагается большая способность к ясному пониманию и надежному исполнению работы — но только по приказу и под руководством какого-либо творческого ума. Присутствует склонность к непостоянству и даже неверности; идеи, которым подчиняется Королева Жезлов, в действительности не производят на нее сколько-нибудь глубокого или устойчивого впечатления. Она «держится за мальчика и отпускает мужа зрелого и опытного» или наоборот (черты 2 и 3), сама не ведая, что творит. Она подвержена приступам меланхолии, лекарства от которых ищет или в запоях, или в панических всплесках бездумной ярости.

© Перевод: Анна Блейз, 2007.

0

7

Королева Жезлов, часть 2
Из книги Л.М. Дюкетта "Understanding Aleister Crowley's Thoth Tarot"

КОРОЛЕВА ЖЕЗЛОВ
Вода Огня

С 21° Рыб по 20° Овна
11 марта — 10 апреля
Управляет Десяткой Чаш, Двойкой Жезлов и Тройкой Жезлов
Первоначальные названия: Королева пламенных престолов; Королева саламандр
Украшение на короне: крылатый леопард
Символы: леопард; ровные языки пламени; жезл с тяжелым навершием
Волосы: рыжие с золотым отливом
Глаза: голубые или карие.

«Черты характера этой Королевы — приспособляемость, устойчивая сила и спокойная властность, которой она умеет пользоваться для усиления своей привлекательности. Она добра и щедра, но не терпит сопротивления. Она более многих способна дружить и любить, но только по собственной инициативе» [1].

В верхней части этой карты представлен настолько мощный образ наивысшей женской силы и благородства, что нетрудно вообразить его высеченным из камня в виде памятника или изваяния на фасаде какого-нибудь огромного общественного здания. Но, к сожалению, при всей своей красоте Королева Жезлов — сама до некоторой степени всего лишь фасад. Кроули даже утверждает, что она не чужда снобизма.

Сочиняя свой роман «Она», ныне ставший классикой, Райдер Хаггард, должно быть, думал о женщине, подобной Королеве Жезлов. Главная героиня этой книги, Аэша, — прекрасная бессмертная королева, известная среди своих подданных под именем «Та, которой всё повинуется». Она справедлива, но беспощадна, и оскорбить ее, по всей видимости, очень легко. Она любит свой народ (хоть и довольно эгоистичной любовью), но настолько поглощена собой, что, встретившись с возможностью испытать истинную любовь, превращается в жестокое, деспотичное, свирепое чудовище. В результате, она, разумеется, остается ни с чем и в конце концов погибает. Описывая характер, представленный этой картой, Кроули использует замечательный образ: «Но если она промахнется в броске, то сломает себе челюсть!» [2]

Однако такова лишь оборотная сторона этой прекрасной дамы. Королева Жезлов способна быть и сильной женщиной в самом лучшем смысле этого слова.
Актриса Урсула Андресс, сыгравшая королеву Аэшу в фильме «Она» 1965 года, — Королева Жезлов. Королевой Жезлов была и Джоан Кроуфорд — «Та, которой всё повиновалось» в реальной жизни. И еще две Королевы Жезлов, чьим законам мы повинуемся, — Альберт Эйнштейн и Уайатт Эрп [3] (хотя последнего лично я не осмелился бы назвать в лицо королевой чего бы то ни было).

Как и во всех придворных картах масти Жезлов, в этой карте преобладают огненно-красные, желтые и золотые тона.

Примечания

[1]. The Book of Thoth, p. 152. — Примеч. Л.М. Дюкетта.

[2]. The Book of Thoth, p. 153. — Примеч. Л.М. Дюкетта.

[3]. Уайатт Эрп (19.03.1848 — 13.01.1929) — американский шериф, легендарный герой Дикого Запада. — Примеч. перев.

© Lon Milo Duquette. Understanding Aleister Crowley's Thoth Tarot. Weiser Books, 2003.
© Перевод: Анна Блейз, 2007.

0

8

Королева Жезлов, часть 3
Гексаграмма 17. Суй

Придворные карты из "Книги Тота"

Суй указывает, что (при обозначенных ею условиях) будут большие достижения и успехи. Но для преуспеяния следует проявить стойкость и справедливость. (Тогда) не будет беды.

1. Сплошная черта, ДЕВЯТКА, на первом месте указывает, что человек меняет цель своих устремлений; но если он будет стоек и справедлив, то обретет счастье. Выйдя за ворота (своего дома) в поисках союзников, он добьется успеха.

2. Прерванная черта, ШЕСТЕРКА, на втором месте указывает на того, кто держится за мальчика и отпускает мужа зрелого и опытного.

3. Прерванная черта, ШЕСТЕРКА, на третьем месте указывает на того, кто держится за мужа зрелого и опытного и отпускает мальчика. Такой последователь найдет то, что ищет; но для преуспеяния следует соблюдать стойкость и справедливость.

4. Сплошная черта, ДЕВЯТКА, на четвертом месте указывает на того, за кем следуют (другие) и кто обретает (приверженцев). Даже если он сохранит стойкость и справедливость, будет несчастье. (Но) если он будет искренен на своем пути и проявит это открыто, то разве может его постигнуть беда?

5. Сплошная черта, ДЕВЯТКА, на пятом месте указывает на (царя), искреннего в (пестовании всего) превосходного. Будет счастье.

6. Прерванная черта, ШЕСТЕРКА, на верхнем месте указывает на то, что (искренность) соблюдается стойко, и ей твердо привержены, и крепко привязаны к ней. (Мы видим) царя, который приносит с нею жертвы на западной горе.

Комментарии Дж. Легга

Суй символизирует идею следования. Сказано, что она следует за Юй — символом гармонии и удовлетворения. Если эти условия будут соблюдены, люди наверняка последуют за вождем; за тем же, кем они не довольны, они не пойдут. Гексаграмма обращена и к тому, кто следует за другими, и к тому, кто ведет других за собой; именно в силу своей гибкости и разносторонней применимости она предвещает большие достижения и успехи. Однако и последователь, и тот, за кем следуют, должны руководствоваться представлениями о долге и справедливости. См. также примечания к комментариям Вэнь-вана и «Великой традиции образов» [1].

Черта 1 сильна и властвует над нижней триграммой. За ней последуют слабые черты, но она располагается ниже их, на самой нижней позиции всей фигуры. Поэтому возникает образ человека, меняющего цель своих устремлений. Но природная мощь, о которой свидетельствует сила данной черты и ее расположение на правильной позиции [2], предвещают ее адресату успех. «Выйти за ворота, чтобы обрести союзников» означает, что человек, к которому она обращена, обладает гражданским чувством и способен подняться над эгоистическими соображениями.

Черта 2 слаба. Естественная связь объединяет ее с сильной 5-й чертой [3]; но она предпочитает держаться за черту, расположенную под нею, вместо того чтобы дождаться 5-й и последовать за ней. Отсюда проистекает символический смысл текста — нет нужды пояснять, что он заключает в себе дурное предзнаменование.

Черта 3 также слаба, но она следует за сильной чертой, расположенной над нею, и расстается с 1-й чертой, устремляясь в противоположную сторону по отношению к той, в которой движется черта 2, — так что исход ее движения оказывается иным. Однако она слаба и не объединена с 4-й чертой естественной связью, чем и объясняется предостережение, изложенное в заключительных фразах.

Черта 4 сильна и занимает место первого министра по соседству с царем на 5-й позиции [4]. Однако наличие приверженцев у первого министра может подорвать верховную и единоличную власть государя, и только искренняя преданность спасет его от беды и несчастья.

Черта 5 сильна, расположена на подобающем ей месте и имеет соответствие со 2-й чертой, поэтому ее значение благоприятно.

Исход событий, описываемых гексаграммой, обозначает черта 6, символизирующая идеал следования в духе искреннейшей приверженности долгу. Эта идея распространяется не только на людей, но и на духовные сущности. «Западная гора» — это гора, у подножия которой было основано первое поселение дома Чжоу в 1325 году до н.э. Употребление слова «царь» переносит нас из эпохи Вэнь-вана по меньшей мере во времена царя У-вана [5].

Примечания переводчика

[1]. Дж. Легг ссылается на два фрагмента и собственные примечания к ним.

Первый отрывок — из комментариев Вэнь-Вана: «1. В (гексаграмме) Суй мы видим, как сильная (триграмма) занимает место ниже слабой; мы видим (в той и другой соответственно) указания на движение и удовольствие — в этом (идея) Суй. 2. “Будут большие достижения и успехи; и стойкая справедливость поможет избегнуть беды”. — В такое время вся поднебесная будет следовать (за предводителем). 3. Воистину, Суй означает великие и важные времена».

Комментарий Дж. Легга: «Триграммы Чжэнь [молния, нижняя триграмма в составе гексаграммы Суй] и Дуй [верхняя триграмма] противопоставлены друг другу как сильная и слабая. Чжэнь по системе Вэнь-вана — это “старший сын”, а Дуй — “младшая дочь”. Впрочем, “сильная” здесь может относиться и к сильной черте, занимающей нижнюю позицию в гексаграмме. Как отмечает комментатор династии Сун, “сильная черта ян не должна находиться под слабой чертой инь, как происходит здесь. Таким образом, в Суй высокий ставит себя ниже низкого, благородный — ниже презренного”; то есть человек ценит других выше, чем самого себя, и отсюда проистекает идея следования. Далее, Чжэнь символизирует силу, производящую или возбуждающую движение, а Дуй обозначает удовольствие; и в соединении того и другого заключена та же идея [следования]».

Второй фрагмент — из «Великой традиции образов» [«Да сян чжуань»], одного из древнейших комментариев к «И Цзин»:

«Суй образована из (триграммы, обозначающей воды) озера и (триграммы) молнии (скрытой) в нем. В соответствии с этим благородный муж, когда начинает темнеть, входит (в дом) и [ложится] отдыхать».

Комментарий Дж. Легга: «Когда молния [Чжэнь, нижняя триграмма в составе гексаграммы Суй] ударяет в воды озера [Дуй, верхняя триграмма], они волнуются и трепещут; таким образом, верхняя триграмма следует в своем движении за нижней. В этих символах мы видим иллюстрацию действия, “следующего за временем”, то есть сообразного времени; таково обычное значение китайского иероглифа Суй». — Примеч. перев.

[2]. Т.е. на нечетной позиции, благоприятной для сильной (сплошной) черты. — Примеч. перев.

[3]. В каждой гексаграмме наиболее тесная связь устанавливается между аналогичными позициями верхней и нижней триграмм: первая позиция связана с четвертой, вторая — с пятой, третья — с шестой. Если эти соотносительные позиции заняты различными чертами, то между ними есть соответствие, если одинаковыми — то соответствия нет. — Примеч. перев.

[4]. «Первый министр» и «царь» — традиционные символические соответствия четвертой и пятой позиций в любой гексаграмме. — Примеч. перев.

[5]. У-ван (Фа) — китайский император из династии Чжоу, правивший в 1122—1115 гг. до н.э. — Примеч. перев.

© The Yî King. Sacred Books of the East, Vol. 16. James Legge, Translator. Oxford, the Clarendon Press, 1882.
© Перевод с английского: Анна Блейз, 2007.

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»


phpBB [video]


Вы здесь » Ключи к реальности » Свободное общение » Придворные карты из "Книги Тота"