Ареталогия Абраксаса
7 июня 1955 года.
Дорогая миссис Рафаэль!
Спасибо вам за интересное письмо, на которое я попытаюсь ответить.
О Филемоне и Бавкиде: в символическом ответе Эккерману Гете пытается скрыть свои следы. Филемон (?????? = поцелуй), влюбленный, обычный влюбленный старик, близкий земле и ведающий богов есть полная противоположность сверхчеловеку Фаусту, продукту дьявола. Между прочим, в моей башне в Боллингене есть скрытая надпись: Philemon sacrum Fausti poenitentia (Cвятыня Филемона - Фаусту раскаяние). Когда я впервые открыл архетип мудрого старца, он назвал себя Филемон.
В алхимии Филемон и Бавкида символизируют создателя, или мудрого старца и мистическую сестру, а также пару в Mutus Liber (около 1677 г.) В алхимическом делании философский камень пытаются получить с помощью «homo altus» (старца), ???????? (человека), Гермеса или Христа. Угроза в том, что создатель становится подобным цели своего делания. Он становится неуравновешенным и безумным: «multi perierunt in opere nostro!» («многие погибли в нашей работе!»). Это демон первоматерии, который сводит людей с ума. Это то, что произошло с Фаустом и, кстати говоря, с немецкой нацией. Это привело к разрушению многих городов, в которых погибли простые люди. Если водородные бомбы взорвутся, это будет концом для всех. Упоминание огня во второй части Фауста достаточно зловеще: оно указывает на большое разрушение, которое привело к смерти самого Фауста. Впоследствии он начал жить вновь как мальчик, и должен научить истинной ценности любви и мудрости, которыми он пренебрегал в земном существовании, тогда как настоящий алхимик учится им в процессе своего делания, чтобы избежать угрозы инфляции.
Странник в алхимии указывает на странствие алхимика (Михаэль Майер, Symb. Aureae Mensae) по четырем сторонам света (индивидуализация). Вторая часть «Фауста» - это удивительное пророчество, которое привосхитило будущее в алхимической символике. Архетип есть всегда: и в прошлом, и в настоящем, и в будущем.
Мальчики №10 Кнабе Ленкер, №20 Гомункулус, №30 Эйфорион, все трое исчезли в пламени, то есть будущее Фауста гибнет в огне его вожделения и его безумия.
С наилучшими пожеланиями, всегда ваш, К.Г. Юнг.
Таков он, гpозный Абpаксас.
Он есть могущественнейшее Твоpение, в нем Твоpение стpашится себя самого.
Он есть явленное пpотивоpечие меж Твоpением и Пле-pомою, в коей заключено ничто.
Он есть ужас сына пpед матеpью.
Он есть любовь матеpи к сыну.
Он есть востоpженность земли и жестокость неба.
Hе вопpошает он и не отвечает.
Он есть жизнь Твоpения.
Он есть сущее Отличимости.
Он есть любовь человека.
Он есть pечь человека.
Он есть свет и тень человека.
Он есть обманное сущее.
Septem sermones ad mortuos, Sermo III - Карл Густав Юнг