Ключи к реальности

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Выставки

Сообщений 31 страница 40 из 42

31

Вкусная жизнь.

Тот, кто в детстве читал замечательную повесть Валентина Катаева «Белеет парус одинокий», наверняка отметил то невероятное количество дореволюционных названий, фирм, штучек и привычек, что составляли жизненный фон тогдашнего россиянина. Это был не просто идеологически-выверенный текст о борьбе одесситов с царизмом и буржуйством, но и сочное описание того самого «буржуйства» — не нарочное и без всякой цели обелить прошлое. Так получилось! Катаев, реконструируя детство 1900-х, не мог обойти вниманием очаровательные мелочи.

Выставки

Да-да. Выдуманные дети Петя и Павлик Бачей — это сам автор и его младший брат, сделавшийся впоследствии знаменит, как хлёсткий сатирик Евгений Петров. Разумеется, всем памятна сцена, где Петя обворовывает своего раздражающего, сопливого братца: «Там, кроме плитки шоколада и нескольких соленых галетиков «Капитэн», лежала главная его драгоценность: копилка, сделанная из жестянки «Какао Эйнем». Там хранились деньги, которые Павлик собирал на покупку велосипеда. Денег было уже довольно много: копеек тридцать восемь - тридцать девять».

Выставки

Именно из этих строк мы уясняли, что в той, ушедшей России существовала марка «Эйнем» и некое печеньице «Капитэн», а следом приходило и другое знание — это всё делалось в России, а не в Париже, и загадочный «Эйнем» обратился «Красным Октябрём». Галеты «Капитэн» производились фабрикантом Адольфом Сиу в городе Москве, и после Революции торговый дом «А. Сiу и К» гордо назвался «Большевиком». Удивительно, что «Большевичка» - это уже не зефир и вафли, а мужские костюмы. «Были, кроме того, жестяные коробочки монпансье «Жорж Борман», шоколадки с передвижными картинками и маленький тортик в круглой коробке...», - продолжал искушать, а вернее, поучать Валентин Катаев.

Но вообще-то речь не о Валентине Катаеве и его прекрасных книжках, но о сладкой жизни...

0

32

Фаберже, как смысл.

В одной из серий долгоиграющего советского телепроекта «Следствие ведут знатоки» разворачивалась трагедия молодого умельца, подделывавшего статуэточки и шкатулки Фаберже. Имитации шли семейству коллекционеров Боборыкиных - людей надменных и чванных. В квартире, напоминавщей музей, постоянно вертелись тёмные личности в замшевых пиджаках; всё шло на продажу и откуда-то шёл поток «забытого Фаберже» - для директоров овощебаз, товароведов из колбасного отдела, подпольных деляг, при том, что глава семейства и его утончённая дочка Муза выглядели этакими интеллигентскими гуру (под cut-ом отрывочек). Типовая позднесоветская «образованщина», млевшая от громких имён и старинных клейм! Тот парень, что ваял «утерянные шедевры», мучился от невостребованности — его лично, как творца, никто не хотел принимать — работы, не помеченные украденной печатью Фаберже, лишь сдержанно хвалили. И тогда он решает сдаться милиции, чтобы стать фигурантом громкого дела и наконец-то блеснуть в прессе.

Следствие ведут Знатоки. Дело 14. Подпасок с огурцом. (1979). Отрывок.

Увы — мы живём в эру имён и лейблов, а самая посредственная вещь с фирменным значком в глазах людей тут же приобретает шарм. Понятие «яйцо Фаберже» - непререкаемый, затверженный символ барственной роскоши. Фаберже — это и высшая проба, и расхожий термин. Не имя собственное, а имя нарицательное. Закономерно, что уральский волшебник Павел Бажов сделал Фаберже одним из героев сказа «Железковы покрышки» - это уровень фольклорного персонажа.

Сегодня «под Фаберже», но уже безо всякого мошенничества, клепают свои поделки вполне легальные ремесленники: позолоченные яйца с сеточкой и портретами Николая II продают в сувенирных лавочках, за пару тысяч рублей. Узнаваемость — мощная сила. Ещё более грозная сила — красота; она по словам Оскара Уайльда «...красота выше гения, ибо не требует понимания». Фаберже понимания не требует и это — чудесно. Да...

В Государственном Историческом Музее проходит выставка «Фаберже и придворные ювелиры», где показано не только наследие дома Фаберже, но и других русских авторов, создававших потрясающие образцы шкатулок, ваз, кофейных сервизов.

Ногу свело - Яйца Фаберже. Ночь живых музыкантов (Крокус Сити, 22.09.2013) 3/6

0

33

Ужасы дикого капитализмуса.

Что видят люди, когда идут на выставку полотен Томаса Гейнсборо? Благообразных леди & джентльменов, пейзажи, туманные парки. Что вижу я? Дикий капитализмус! По части производства и техники Англия стояла выше на целую ступень, а уж в области «неотъемлемых прав личности» слыла идеалом для таких персон, как Вольтер. Но как это часто бывает, минусы оказывались столь же крупными, как и порождавшие их плюсы.

Выставки
Портрет Джорджа и Луизы Байем с дочерью.

Тотальная свобода печати и всемерное развитие прессы формировали клику отвязных и беспардонных памфлетистов, ничем не гнушавшихся. Пиши о ком угодно и — отвечай кровью. Иногда кого-нибудь находили под мостом с перерезанным горлом и небрежными следами ограбления. Кто будет доискиваться? А ты решил открыть кофейню и уже начал процветать? К тебе потянулись щёголи в кружевцах и расфранченные модистки в поддельных фермуарах? Конкуренты запросто подожгут уютненькое заведение и назавтра ты — банкрот. В театральной ложе Друри-Лейн появилась итальянская герцогиня, сорящая дукатами?

Выставки
Харриет, висконтесса Трейси.

Будьте уверены, что это — хитроумная жульница и всё-то на ней ворованное, включая шёлковые башмачки с бриллиантовыми пряжками. В Лондон и Бат - один из главных курортов Европы — стекались махинаторы всех специальностей — от карточных шулеров до фальшивомонетчиков и «профессиональных» многоженцев, которые перемещались по миру, прихватив драгоценности очередной супруги. Цвёл пышным цветом и промышленный шпионаж — негоцианты крали друг у друга чертежи и разработки, сманивали инженеров, пускали в ход ножи и пасквили. Держалась мода на колониальный шик и восточные сласти. Make money – be honey.

Выставки
Портрет Луизы, леди Кладж.

В тогдашней Англии можно было купить и продать всё, не исключая перстень Юлия Цезаря или патент на строительство лунных пабов: то и это клепалось в грязнейших пролуподвалах, буквально за углом. Это - знакомый нам «дикий капитализм» в его классической незамутнённости. Поэтому, когда мы смотрим на картины британских мастеров, мы видим фасад, парики, бархат и - обитателей довольно странного социума, где возможности кружили голову, но при том — опасности подстерегали на каждом шагу.

Томас Гейнсборо, красота и британский модус вивенди.

0

34

Писать о нём сложно... Но такого другого нет.

Пока порядочные люди сокрушаются, что российское ТВ зомбирует население плохой развлекательной темой (я про всяких Бузновых и Камеди-Петросянов, или какие там ещё тёмные силы вас злобно гнетут), я хожу по выставкам. В Историческом - прикольная выставка. Про балаганы, которые тоже зомбировали сознательных купцов такой-то гильдии в 1870-м году. Далее? В Пушкинском - британский мастер-бизнесмен Томас Гейнсборо со своими дивными дамами в фижмах. Чего же - бизнесмен? Писал быстро и красиво, уставал, делал деньги. А в Кремле - дивный царь Пётр Алексеевич в качестве человека-и-парохода (в смысле - токарного станка, рейсшины и дубины). Называется так: «Петр. Первый. Коллекционер, исследователь, художник». Устроители кинули нам изюминку - лишнюю точку - мол, Пётр не просто номер один в череде Петров (мало ли в Бразилии Педров?), а вообще первый.

Выставки
Кубок-наутилус с откидной крышкой из коллекции Петра.

К слову, один из уникальнейших экспонатов — кубок-наутилус, типичный для эпох барокко и рококо предмет посуды. Наутилусы изготовлялись из панцирей головоногих моллюсков, обитающих в экзотических водах — европейцы научились этому ремеслу у китайцев и жителей Индии. Взбалмошный завиток, данный моллюску самой природой, обладал высокой эстетической ценностью для барочно-рокайльного восприятия, поэтому заполучить сосуд-наутилус хотели многие в свою коллекцию. Имелись такие и у Петра — мы видим серебряно-перламутровый, весь изумительно-резной кубок с откидной крышкой, а невозможность атрибутировать — не то Гоа, не то Европа — говорит нам о талантливом копировании голландцами восточных вариантов.

Статья, картинки, высказывание Сталина о том, что отсталых - бьют и оно - актуально всегда.

0

35

Вхутемас, как тренд

Остап Бендер, собираясь проникнуть на агитационный пароход «Скрябин», вдохновенно трепался, что окончил Вхутемас. Довольно скоро великого комбинатора и его подручного – Кису выкинули за альтернативную трактовку и смелое видение, однако, аббревиатура Вхутемас произвела нужное впечатление, что и позволило охотникам за бриллиантами немного отдохнуть в комфортабельной каюте.

Позже – в «Золотом телёнке» - Бендер встретил уже настоящего мастера, да ещё и секретаря изо-коллектива железнодорожных художников – грека Перикла Фемиди, коего полюбила спортивная дева Зося Синицкая. Волнующая беседа происходила в «Учебно‑показательном пищевом комбинате ФЗУ при Черноморской академии пространственных искусств». Пространственные искусства –очень толстый (sic!) намёк на Вхутемас, и первые читатели дилогии о «рыцаре, лишённым наследства советской властью» ловили эту иронию.

Выставки
Георгий Крутиков. Капсула для перемещения в Летающий Город. 1928.
Экспонат выставки «ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда».

В ноябре 2020 года исполнилось ровно сто лет Вхутемасу – кузнице младых творческих сил, и Музей Москвы отметил событие уникальной экспозицией. Увы, анти-ковидные меры столичного градоначальства оказались столь «глубинно-мудрыми», что культурные учреждения закрылись на долгий срок, а рестораны и торгово-развлекательные вертепы лишь натянули маски с перчатками. В январе 2021 года экспозиция «ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда» вновь заработала и её продлили до 11 апреля.

Выставки
Георгий Крутиков. Капсула для перемещения в Летающий Город. 1928.
Экспонат выставки «ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда».

Наиболее парадоксальным выглядит проект рационалиста Георгия Крутикова «Летающий город». Гениальный фантазёр замыслил серию «летающих городов» и «домов-коммун в стратосфере». Автор предлагал оставить землю для труда и досуга, а жильё перенести в надземные поселения, зафиксированные высоко в пространстве. По сути, летающий город никуда не летел, он стоял на месте, а летать пришлось бы самим обитателям чудо- поселений — в специальной кабине-капсуле. Идея нахальная.

Выставки
Георгий Крутиков. Капсула для перемещения в Летающий Город. 1928.
Экспонат выставки «ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда».

Разразилась полемика, переходящая в газетную шумиху – «летуна» Крутикова яро обсуждали и специалисты, и репортёры, иронично окрестившие его «Советским Жюль Верном». Футуристические мечты и упования на умную машину сталкивались технологическим бессилием эпохи. Интересно, что «повзрослев», Георгий Крутиков обратился к иной тематике — сохранению храмовой старины, которую он полагал одним из важнейших символов русской идентичности. Искавший небо, нашёл его.

Остальное - тут.

0

36

Искусство ради искусства и финал цивилизации

Помню, в одной советской публикации, посвящённой Ар-Нуво и Серебряному веку, авторша выдала ряд жёстких определений прославленному «Миру искусства» - как журналу, так и объединению. И – феномену. Мирискусники, мол, сбегали от насущной реальности, прячась в китайские павильончики Марии-Антуанетты или в терема Гостомысла, лишь бы не слышать нарастающий гул революций.

Также компании Бенуа-Лансере-Сомова-Добужинского ставилось в вину манерное дурачество, смакование пустых мелочей, небрежение к подлинному творчеству и даже коверкание человеческих пропорций в угоду сиюминутному пониманию «прекрасного». Занятно, что подобные идеи высказывались не только в соцреализмовском СССР, но и непосредственно в конце 1890-х, когда «Мир искусства» начал свою работу.

В Государственной Третьяковской Галерее сейчас работает экспозиция «Александр Бенуа и Мир искусства».

Выставка масштабная, всё-таки юбилей Александра Бенуа, но там не только и не столько он сам. Бакстовский портрет Зинаиды Гиппиус – этой амазонки русского Модерна. Одетая в мужское платье с узкими штанами-кюлотами, она демонстрирует длинные ноги – такая раскованность и рискованность! Заигрывавшая с гендером, сочинявшая под мужским псевдонимом – или от имени мужчины, как в «Мемуарах Мартынова», Гиппиус была сверхженственной и – шикарной, как истая барыня. В этом портрете – вся сущность фамм-фаталь, трагичной и пафосной и при том – обладавшей здоровым чувством юмора.

Выставки
Лев Бакст. Портрет Зинаиды Гиппиус.

Эскапистская природа требовала выхода и – портала в Золотой Век человечества. Парижско-версальские зарисовки Александра Бенуа – пропуск на галантные празднества Ancien Régime-а. «Последние прогулки короля» - это не совсем о Людовике XIV и его торжественной и унылой старости – это попытка Бенуа решить вполне осязаемые проблемы целого поколения – своего поколения. Декадетнов не будоражил Король-Солнце в своём зените – нравилось роскошное умирание цивилизации. Осень преизбыточного барокко и дряхлые дамы в головных уборах «а-ля Фонтанж». Художники «Мира искусства» повествуют о Версале, как о растоптанной вселенной.

Выставки
Александр Бенуа. «Прогулка короля».

Грустна и «Купальня маркизы» всё того же Бенуа, хотя автор делает вид, что играет в мажоре - изумрудно-яркая зелень боскетов, освещённая беседка в вышине, забавный паж-негритёнок. Это не авантюрный роман, а прелюдия к гильотине – скоро мадам лишится головы и Бенуа это знает. А маркиза – нет. На экспозиции показаны и другие знаменитые вещи Бенуа, данные в сплетении печали, ностальгии, и подсознательного ужаса перед всеми революциями, что пережила и – ещё переживёт Европа.

Выставки
Александр Бенуа. «Купальня маркизы».

Широко представлены маркизы, коломбины и виконты Константина Сомова. Если отвлечься от заученных восторгов по поводу «Книги маркизы» с её эротическими перчинками, то можно заметить, что сомовская феерия – это изящество и безобразие в едином порыве, где невозможно разделить одно иль другое. Лица его героинь более отталкивающи, нежели пригожи, движения и позы – ломаны, глаза - пусты. Кавалеры – ничуть не лучше – их крупные, некрасиво-яркие рты выделяются на бледных физиономиях. Гримасы, ужимки. Но всё вместе – очаровательно и пикантно.

Выставки
Константин Сомов. «Арлекин и дама».

Мирискусники заметно проявлялись во всех художественных сферах – от живописи до иллюстраций к детским книгам, от сценографии – до экслибрисов и рекламных плакатов. Многогранность станет привычной в XX веке, а тогда оно было внове. Всё, что они выдумывали – это задел на будущее, которого они страшились, и в том – ирония судьбы. Они убегали, но получалось, что двигались строго вперёд. К финалу цивилизации.

Здесь - наброски. Полностью текст - тут.

0

37

Что за обнажённая Валька вывела из себя Никиту Хрущёва?

Все знают, что Никита Сергеевич Хрущёв устроил шоу на выставке «30 лет МОСХа в Манеже-1962, когда обзывал художников 3,14дарасами и ещё всяко-разно. Особый его гнев вызывала одна картина - с женщиной. Царя Никиту рассердило, что натурщица – с зеленоватым отливом и «безобразной формы».

Выставки
Никита Сергеевич на выставке. Источник - https://diletant.media/

Он на всё реагировал со свойственной ему экспрессией: «Я бы, например, сказал тем людям, которые увлекаются всякого рода мазней, не рисуют, не создают картины, а буквально мажут их: вы, господа, говорите, что мы, видимо, не доросли до понимания вашего искусства. Нет, мы, наш народ понимаем, что хорошо, а что плохо, - и добавил, - У нас покамест такое творчество считается неприличным, у нас милиционер задержит».

Третьяковская Галерея (здание на Крымском валу, дом 10) приглашает на монографическую выставку Роберта Фалька. По иронии судьбы одним из центральных экспонатов является «Обнажённая в кресле», написанная ещё в 1922 году, но вызвавшая буйную реакцию Никиты Хрущёва на выставке .

Выставки
Натурщица Станислава Лаврентьевна Осипович. 1922 год.

С тех пор эту вещь иронически называют «Обнажённая Валька» - малосведущий Никита Сергеевич именно так услышал фразу: «Это – «Обнажённая» Фалька». К сожалению или – к счастью, Фальк не мог этого слышать - он уже покоился на Калитниковском кладбище. Кстати, ту Вальку звали Станиславой Осипович и с ней общались не только ребятки из «Бубнового валета», но и Валентин Серов, и Сергей Конёнков. Она слыла музой и чем-то, вроде «жрицы искусств». Говорят, что умерла во время сеанса позирования уже в 1970-х, а точная дата её кончины, увы, неизвестна.

О выставке Роберта Фалька и о странной его судьбе.

0

38

Клеопатра с воротником а-ля Медичи и прочие изыски старинной живописи

В Государственном Музее Изобразительных искусств им. А.С. Пушкина сейчас проходит выставка «Московская жизнь Джамбаттисты Тьеполо (1696 – 1770) и его сына Джандоменико (1727 – 1804)». Нет-нет. Прославленные мастера никогда не жили в Москве и не служили русским царицам, зато картины обоих Тьеполо находились в подмосковном Архангельском и были жемчужинами богатейшей коллекции князей Юсуповых.

Центральные экспонаты – картины из древнеримской истории, посвящённые пикантным событиям I века до Р.Х. «Встреча Антония с Клеопатрой» и «Пир Клеопатры» - торжество декоративной театральности. Антоний выступает в условно-фантазийном облачении, как представляли античность в XVIII столетии. Меня всегда изумляла эта особенность старинной живописи - писать древность в осовремененном антураже...

Выставки
Джамбаттиста Тьеполо. «Встреча Антония с Клеопатрой». 1745-1747 гг.

Что касается египетской царицы, то её идентифицировать не удаётся вовсе – она одета по моде первой трети XVII столетия – в расшитом платье, под которым угадывается жёсткий корсет и с веерообразно-стоячим воротником, для краткости именуемым «а-ля Мария Медичи». Вольное отношение к антуражу было присуще тогдашней живописи – античность виделась не конкретной датой, но «абсолютным эпическим временем» и обозначалась, как «давным-давно».

Плюс-минус тысяча лет. Для Тьеполо и I век до нашей эры, и Мария Медичи – это «преданья старины глубокой» (это примерно, как сейчас написать Клеопатру в платье эпохи Ар Нуво). Более того, Клеопатра напоминает симпатичную венецианку 1740-х годов – рыженькую и румяную. Будто бы дочь банкира или адвоката разоделась для маскарада. Остальные участники действа тоже ничем не сигнализируют, что на дворе – эпоха Птолемеев – мелькают испанские воротники-фрезы, рукава с буфами и массивные медальоны.

Выставки
Джамбаттиста Тьеполо. «Пир Клеопатры». 1747 год.

Тем не менее, тут изображён легендарный эпизод – решив покорить и ошеломить Антония, царица растворила уникальную жемчужину в чаше с вином, после чего бестрепетно выпила чудовищную взвесь. Этот сюжет был столь востребован, что Тьеполо обращался к нему несколько раз. Из той же серии – «Смерть Дидоны», не вынесшей предательства Энея. Платье, разорванное на груди, со всей вероятностью, не является греческим пеплосом. Массовка одета в уже знакомые плащи, шлемы и панталоны.

Дидона и всё остальное - тут.

0

39

А неплохо жили борцы с режимом...

Недавно, на одной из московских выставок, проходящих в Третьяковской Галерее, я увидела замечательную картину. Хорошенькая девочка написана сидящей прямо на столе, посреди фруктов и чашек. Рядом – любимая кукла. Дата – 1914 год. Возникает риторический вопрос: «Что ждёт её в грядущую годину?!» У этой малышки – потрясающее будущее. Да и настоящее - великолепно. Несмотря на то, что...

Выставки
Николай Фешин. Портрет Вари Адоратской. 1914 год.

Дочь профессиональных революционеров-большевиков, пребывавших то в ссылке, то в Швейцарии, она сделает неплохую карьеру при советской власти – будет работать переводчицей в институте Марксизма-Ленинизма, где её отец был директором в 1930-х годах. Умерла Варвара Владимировна в 1963 году в своих апартаментах знаменитого Дома на Набережной.

Меня тут позабавило другое - столь дивно жили до Революции враги режЫма. Да, их ссылали и не пускали в Питер да Москву. Но... Всё же батюшка-Николай был крайне мягок. Портрет Вари писан в Казани, в доме её тётки - казанской художницы Варвары Сапожниковой, по слухам любовницы автора картины. И автор замечательный - был востребован в России, потом в 1923 году свалил в Америку, писал там всяких Вандербильдих и звёзд Голливуда.

О выставке и художнике...

0

40

Нереализованные проекты сталинской эпохи

В Государственном Музее Архитектуры имени А. Щусева открылась выставка «Архитектура памяти», обращённая к теме увековечения подвига.

Центральная часть выставки – нереализованные проекты мемориальных комплексов и памятных ансамблей. Они поражают своей прихотливой и где-то изощрённой фантазией. Так, Андрей Буров представил музей обороны Сталинграда – грандиозный зиккурат высотой 150 метров. Боковые поверхности уступов покрыты антично-ренессансными фризами с воинской символикой, они чередуются со скульптурными изображениями …человеческих рук, сжимающих автоматы. Последние были восприняты без восторга, хотя, сама конструкция вызвала неподдельный интерес.

Выставки
А.Буров. Проект памятника-музея Сталинградская эпопея. 1940-е гг.

Журнал «Современная архитектура» в 1946 году писал: «Проект А.К. Бурова отличается свежестью и остротой композиции. Но пластическая разработка монумента дана слишком эскизно, - и вовсе неудачная вереница рук, держащих автоматы». В тот момент оно казалось хтонической жутью, что не помешало использовать спорный мотив уже в Новороссийском комплексе «Рубеж обороны», но уже в 1970-х годах, когда искусство тяготело к постмодернистскому символизму и «руки» не пугали зрителя.

Выставки
В.Кринский. Проект. Партизанский пантеон. 1940-е гг.

Партизанский Пантеон, предложенный Владимиром Кринским – это аллегория в духе Джованни Пиранези. Громадный бастион, в нём ощущалась мощь Древнего Рима, смешанная с мистическими откровениями Вавилона и Ассирии. Сама формулировка «пантеон партизан Великой Отечественной» — это невероятная игра сознания, так как пантеон – храм всех богов. Ещё один яркий пример – Храм славы – коллективное творение Андрея Бурова и Степана Сатунца. Белоснежные колонны, купол, золото и – солярная символика.

Выставки
А.Буров и С.Сатунц. Проект храма славы. 1940-е гг.

Не менее пышны «светские» постройки. Музей Отечественной войны, мыслившийся прямо на Красной Площади вместо ГУМа - один из наиболее перспективных и волшебных проектов Льва Руднева. Он вспомнил всё, что знал о Форуме Романум, палаццо дожей и французском барокко. Главная особенность – эклектическая чрезмерность.

Выставки
Л.Руднев. Проект. Музей Отечественной войны. 1940-е гг.

Хотя, не все авторы стремились к выразительной избыточности. Конструктивист Илья Голосов, перековавшийся ещё до войны в неоклассика, выступил с лаконичным эскизом - скульптура Георгия Победоносца, разящего змея, на фоне стилизованной кремлёвской стены. По бокам – старинные пушки с ядрами. Однако подобная простота в те годы мало, кого вдохновляла.

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»


phpBB [video]