Искусство ради искусства и финал цивилизации
Помню, в одной советской публикации, посвящённой Ар-Нуво и Серебряному веку, авторша выдала ряд жёстких определений прославленному «Миру искусства» - как журналу, так и объединению. И – феномену. Мирискусники, мол, сбегали от насущной реальности, прячась в китайские павильончики Марии-Антуанетты или в терема Гостомысла, лишь бы не слышать нарастающий гул революций.
Также компании Бенуа-Лансере-Сомова-Добужинского ставилось в вину манерное дурачество, смакование пустых мелочей, небрежение к подлинному творчеству и даже коверкание человеческих пропорций в угоду сиюминутному пониманию «прекрасного». Занятно, что подобные идеи высказывались не только в соцреализмовском СССР, но и непосредственно в конце 1890-х, когда «Мир искусства» начал свою работу.
В Государственной Третьяковской Галерее сейчас работает экспозиция «Александр Бенуа и Мир искусства».
Выставка масштабная, всё-таки юбилей Александра Бенуа, но там не только и не столько он сам. Бакстовский портрет Зинаиды Гиппиус – этой амазонки русского Модерна. Одетая в мужское платье с узкими штанами-кюлотами, она демонстрирует длинные ноги – такая раскованность и рискованность! Заигрывавшая с гендером, сочинявшая под мужским псевдонимом – или от имени мужчины, как в «Мемуарах Мартынова», Гиппиус была сверхженственной и – шикарной, как истая барыня. В этом портрете – вся сущность фамм-фаталь, трагичной и пафосной и при том – обладавшей здоровым чувством юмора.
Лев Бакст. Портрет Зинаиды Гиппиус.
Эскапистская природа требовала выхода и – портала в Золотой Век человечества. Парижско-версальские зарисовки Александра Бенуа – пропуск на галантные празднества Ancien Régime-а. «Последние прогулки короля» - это не совсем о Людовике XIV и его торжественной и унылой старости – это попытка Бенуа решить вполне осязаемые проблемы целого поколения – своего поколения. Декадетнов не будоражил Король-Солнце в своём зените – нравилось роскошное умирание цивилизации. Осень преизбыточного барокко и дряхлые дамы в головных уборах «а-ля Фонтанж». Художники «Мира искусства» повествуют о Версале, как о растоптанной вселенной.
Александр Бенуа. «Прогулка короля».
Грустна и «Купальня маркизы» всё того же Бенуа, хотя автор делает вид, что играет в мажоре - изумрудно-яркая зелень боскетов, освещённая беседка в вышине, забавный паж-негритёнок. Это не авантюрный роман, а прелюдия к гильотине – скоро мадам лишится головы и Бенуа это знает. А маркиза – нет. На экспозиции показаны и другие знаменитые вещи Бенуа, данные в сплетении печали, ностальгии, и подсознательного ужаса перед всеми революциями, что пережила и – ещё переживёт Европа.
Александр Бенуа. «Купальня маркизы».
Широко представлены маркизы, коломбины и виконты Константина Сомова. Если отвлечься от заученных восторгов по поводу «Книги маркизы» с её эротическими перчинками, то можно заметить, что сомовская феерия – это изящество и безобразие в едином порыве, где невозможно разделить одно иль другое. Лица его героинь более отталкивающи, нежели пригожи, движения и позы – ломаны, глаза - пусты. Кавалеры – ничуть не лучше – их крупные, некрасиво-яркие рты выделяются на бледных физиономиях. Гримасы, ужимки. Но всё вместе – очаровательно и пикантно.
Константин Сомов. «Арлекин и дама».
Мирискусники заметно проявлялись во всех художественных сферах – от живописи до иллюстраций к детским книгам, от сценографии – до экслибрисов и рекламных плакатов. Многогранность станет привычной в XX веке, а тогда оно было внове. Всё, что они выдумывали – это задел на будущее, которого они страшились, и в том – ирония судьбы. Они убегали, но получалось, что двигались строго вперёд. К финалу цивилизации.
Здесь - наброски. Полностью текст - тут.