Ключи к реальности

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Выставки

Сообщений 21 страница 30 из 42

21

Царь-красавец и выставка в Питере.

В Питере - не только пить. Мы на выставке из цикла «Сага о Романовых». Место действия — Санкт-Петербург, Михайловский замок. Герой - Николай I.

Николаю Павловичу не повезло с исторической памятью — его как-то быстро и гаденько облили позором, явив царя-Палкина, монарха-дубину. Иван Грозный и Пётр I – те вызывают жгучую полемику — вплоть до драки. Екатерина — восторг, смешанный с альковным интересом. Александр II чествуется, как герой-освободитель и — как несчастная жертва собственной же нерешительности. Последний из коронованных Романовых - это любовь и жалость, равно как насмешливое отторжение: «Сам же и виноват!». Целая гамма чувств. Тогда как Николай I, при котором случился Золотой Век русской культуры и началось активное развитие науки и техники, по-прежнему заклеймён дурацкими прозвищами, а нынешние авторы — либералы-западники повторяют слово в слово трёпаные советские хрестоматии.

Выставки
Николай Павлович в детстве. Похож на бабушку-Екатерину.

Почему-то не приходит в голову, что все вехи долгого николаевского правления 1825 — 1855 — это именно его — Николая — достижения. Он царил надо всем, во всё вникал; чувствуя и понимая военное дело, художественную литературу, мосты, паровозы, финансы. Никого не смущает дата на логотипе Сбербанка — 1844? Или год основания Императорского московского технического училища (ныне — Бауманки) — 1830-й? А возникновение железных дорог в России? А Пулковская обсерватория? А первая по-настоящему русская опера «Жизнь за царя»? Кто-то ещё болтает, что всё делалось «вопреки Палкину», которого забавляли только плац-парады и нижние юбки дур-фрейлин? Он начинал свой рабочий день ещё затемно, а чиновники, идущие по своим присутствиям, видели силуэт в окне Зимнего дворца. Насчёт «раба на галерах» впервые сказал трудяга-Николай Павлович!

Выставки
Николаша-подросток — работы самого Ореста Кипренского, мастера избалованного, но умелого и высокоточного.

Авторы экспозиции поставили перед собой задачу: явить не лишь образ царя, но развернуть всю палитру этой блестящей, жестокой, прорывной и — неоднозначной эпохи. Зрителю предлагается отойти от школярского «знания» о царе-прапорщике, душителе и глупом цензоре — он предстаёт, как семьянин и книгочей, талантливый инженер и, наконец, чарующий красавец, о котором путешественник и литератор маркиз де Кюстин, сказал: «Живи я в Петербурге, я сделался бы царедворцем… из желания отыскать путь к сердцу этого человека. Я не могу не питать сочувственного интереса к человеку, коего страшится весь мир». Выставка — обширна: рассказывает не только о самом государе, но и об эпохе — о женитьбе на Шарлотте Прусской, рождении наследника, семейном быте, войнах и - казни декабристов, которую по сию пору ставят Николаю в вину. Все выучили тех пятерых на виселице, а скольких он вычеркнул из карающего списка?

Далее - на сайте газеты 'ЗАВТРА'.

0

22

Юная «Стрекоза»...

Один известный советский поэт сказал о ней: «Она — тупа умом и сердцем, ежесекундно думает о собственных выгодах и, когда целый день потратишь на беготню по ее делам, не догадается поблагодарить. Продавала здесь картины Репина и покупала себе сережки, зубы вставные, волосы крашеные, сервильна, труслива, нагла, лжива — и никакой души, даже в зародыше». Однако мы-то её знаем совсем иной. Точнее, привыкли с детства к знаменитому портрету.

Итак, это было сказано в 1920-х годах Корнеем Чуковским о пожилой дочери Ильи Репина. А на выставке в Третьяковской Галерее - не только юная «Стрекоза», но и почти все шедевры Ильи Ефимовича Репина.

Выставки

Илья Ефимович Репин, пожалуй, самый узнаваемый и цитируемый художник в России. Не просто хрестоматийный, а уже перешедший грань обыкновенной, типовой «известности», ибо его персонажи очень давно сделались притчей во языцех, героями KBH-ских пародий, карикатур и так называемых «фотожаб» - шуток, созданных при помощи фотошопа, когда детали одной картины добавляются к другой путём коллажирования. Ещё лет пятнадцать назад по Интернету ходила фотошоп-штучка «Бурлаков не ждали», где бурлаки вваливаются в квартиру изумлённых разночинцев.

Kартины Репина подвергались карикатурному препарированию и пародиям ещё при жизни мастера, становясь чем-то, вроде основного культурного кода. Детский анекдот времён позднего СССР: «Kакие же бурлаки бедные, если они аж на 'Волге'?»

0

23

Очень грустная выставка.

Многозначительная деталь русской культуры: если писатель — то барин, если художник — то крепостной или же иноземец. Бывали разные вариации, но это — правило, тенденция. В Государственном Историческом музее работает выставка «Аристократический портрет в России XVIII – начала XX века» из собрания живописи музея. Все эти люди — хороши они или дурны - являются частью исторического процесса, фрагментами сложнейшей мозаики, а потому здесь равны все — и деятели, и бездельники.

Да, вот тут рисует сама барыня, что интересно.

Выставки

Удивителен портрет Екатерины Долгорукой «Танец с шалью» (ок. 1800), атрибутированный, как автопортрет — в те годы некоторые способные дамы, подражая старушке-Лебрен и не менее значительной Kауфман, упражнялись в искусствах. Антично-ориентально мания: дамы вообразили себя нимфами, а чтобы не умереть от простуды в сложном для наяд и граций, климате, затребовали кашмирскую или турецкую шаль. С этим предметом надо было уметь обращаться. Pas de Châle, импровизационный танец, позволявший выказать чувства и явить стройность тела. Заодно — похвастаться редкостной вещью — привезённые с Востока, шали стоили дороже иных бриллиантов. Автопортрет Долгорукой, чудо как хорош — перед нами изящный поворот, слегка растрёпанная — как требовала мода — причёска, и главнейший акцент повествования — красная шаль на сером фоне скромного платья.

Очень грустная выставка, на самом деле... ПОЧЕМУ?

0

24

Инфернальный глазок.

Была тут на одной выставке современного ювелирного творчества, НО посвящённого русской классике. Много думала. Вот, например, совершенно_чарующий, навевающий ужас, глазок...

Милая с виду брошечка «Хранящий глаз» и одноимённое кольцо. Вот эти вещи создают атмосферу ужасов и тайных обществ, мистики, ночных кошмаров. Собственно, ювелир ничего не выдумал — глазки были распространённым сюжетом декора — и не только масонского. В атмосфере постоянных войн и перемалывания наций, рождались безумные легенды о живых мертвецах, населяющих старинные замки, о глазах возлюбленной, которая следит с того света, о призраках на болоте. Этот ясный, прозрачнейшей синевы глазок в обрамлении топазов навевает инфернальный хоррор, коим и была наполнена тогдашняя бытность.

Фото взяла у mayak_parnasa

Выставки

О чём речь-то? Это произведение знакомо вам с детства...

0

25

Увидеть СССР!

Помните занятный эпизод из романа «Золотой телёнок», где Остап встречает на пыльной дороге двух жуликоватых американцев, ищущих рецепты русского самогона? Этот фрагмент понадобится нам для последующей беседы, а потому — крайне важен. «– Скажите, – эти двое не из Рио-де-Жанейро? – Нет,– ответил соотечественник,– они из Чикаго. А я переводчик из «Интуриста». – Что же они здесь делают, на распутье, в диком древнем поле, вдалеке от Москвы, от балета «Красный мак», от антикварных магазинов и знаменитой картины художника Репина «Иван Грозный убивает своего сына»? Не понимаю! Зачем вы их сюда завезли?» Из этого краткого диалога мы узнаём не только достопримечательности и пункты, интересовавшие зарубежных гостей 1930-х; тут звучит название конторы - «Интурист».

Выставки
«Природа в СССР» (1935, авт. Н.Жуков).

В Музее Москвы на Зубовском бульваре открылась увлекательная выставка-путешествие - «История Интуриста в советском туристическом плакате». Устроители сообщают: «Это ретроспектива оригиналов зарубежных рекламных постеров Интуриста, созданных в 30-70-е годы XX века.

Выставки
'See USSR!' (1930, авт. А. Фролов).

На плакате (1930, авт. А. Фролов) с кличем 'See USSR!' мы видим фигуру самого путешественника, жадно фотографирующего пространство, при том, что персонаж выходит из мрака и взгляду его предстаёт солнечный диск. Но главное тут — знак вопроса, венчающий композицию. Увидеть СССР и — что-то понять о нём? Великолепное идеологическое решение, помноженное на умелый дизайнерский трюк.

Выставки
'See USSR' (1930, авт. М. Литвак-Максимов).

На одном из плакатов с уже привычным 'See USSR' (1930, авт. М. Литвак-Максимов) - дан фрагмент глобуса (та самая шестая часть суши) и все её красоты — Спасская башню, питерский шпиль, среднеазиатская экзотика. Смысл: у нас можно увидеть и стремительную, деловую Европу, и вечную Азию, которая несмотря на жёсткое обновление, всё же хранит ориентальный шик.

Выставки
'Krim' (1935, авт. Н. Жуков).

В Kрым! Реклам, приглашающих посетить одно из самых обворожительных мест Советского Союза, на выставке довольно много: пляжно-развлекательная тема, с лодочными прогулками и осмотром цветущей прелести юга. На многоцветно-радостном фоне выделяется скромная и — стильная работа 'Krim' (1935, авт. Н. Жуков). Жемчужно-серая тональность (на этой репродукции - оно почти в зелень), дворец Ласточкино гнездо и — ветка персика.

Выставки
«Военно-грузинская дорога» (1939, авт. А. Житомирский).

А вот и Кавказ. «Военно-грузинская дорога» (1939, авт. А. Житомирский) — машина с открытым верхом и — чудо гор. Знаковый момент — наши художники-рекламисты, работавшие для западной аудитории, охотно и со вкусом использовали формы и линии Ар Деко — направления, считавшегося в СССР чуждым и буржуазным. Поэтому при взгляде на эти плакаты, вспоминается оформление книг Агаты Кристи.

Выставки
«Шепетовка — Баку» (1937, авт. Н.Жуков, А.Черномордик).

Но самая дивная вещь - «Шепетовка — Баку» (1937, авт. Н.Жуков, А.Черномордик). Перед нами — девушка, выглядывающая из окна поезда. При этом, не обыденно-типовая красотка предвоенного времени с крепко завитыми, пергидрольными локонами, а совершенно вневременная фигура с распущенными светлыми волосами. Острый контраст всех нюансов жёлтого — с красным платьем героини.

Выставки
«Спорт в СССР» (1936, авт. О. Эйгес).

Особый интерес представляют плакаты, сделанные для германской публики. Допустим, «Спорт в СССР» (1936, авт. О. Эйгес) — белокурые юноши с крепкими ляжками соревнуются в беге. Или — эстетно-лаконичная «Природа в СССР» (1935, авт. Н.Жуков) — солнце-море-небо. Самолётик и парусники. Но самая парадоксальная картинка - «Зима в СССР» (1935, авт. Н. Жуков) — бело-серая полумгла и будто бы заиндевевший лыжник в прыжке. Заранее транслировали немцам, что зима в СССР — это не променад на Ривьере?!

Выставки
«Зима в СССР» (1935, авт. Н. Жуков).

Послевоенные плакаты — куда как менее удивляющие, но и здесь находим прелюбопытные образцы — например, 'Visit the USSR' (1958, авт. А. Антонченко) — тема звёздно-космического пространства; и в нём особое место занимает не столько сама Земля, но алеющий СССР, а путь самолёта Ту-104 пересекается с траекториями спутников. Советский мир в те годы воспринимался, как опасная и притягательная сверх-цивилизация, обладающая неоспоримым первенством.

Выставки
'Visit the USSR' (1958, авт. А. Антонченко).

Помимо самих плакатов, на экспозиции можно увидеть приметы советской жизни — то, с чем невольно сталкивались иностранные путешественники. Это — автомобиль «Москвич», телефонная будка, повседневные и праздничные костюмы, зонты, чемоданы, журналы, книги. На стенах — фотографии разных лет. Нам предоставляется возможность созерцать наш СССР глазами интуриста — а по сути мы уже ими и являемся! Советский проект — не лишь достославное прошлое, но — другая страна. Нет уже тех республик, тех видов и - тех смыслов. Мы — такие же иностранцы на этой роскошной и — печальной выставке.

Полностью текст - тут!

0

26

У них всегда был дурной вкус!

Время от времени в Интернете возникает тема: вываливаются фотографии апартаментов какого-нибудь богача. Всякие золочёные капители, малиновый бархат, атланты и кариатиды, безвкусица и помпа. На самом деле, большинство негоциантов раньшего времени были столь же далеки от bon-ton, как и сегодняшние. Просто мы привыкаем к пушкинской формуле: «Что пройдёт, то будет мило». Но реальность, увы, такова, что интерьеры купцов и прочих воротил высмеивали и в старинные века, а уж какую лепоту господа-негоцианты заказывали в эпоху Ар нуво, именуемую ещё Серебряным веком... Как вам, например, вот это диво, подсмотренное на одной из московских выставок?

Выставки

Деньги, власть и помпа! Эскиз панно со сценой охоты — для особняка банкира Николая Второва — образчик дурновкусия в духе «сделайте мне богато» (1913-14). Игнатий Нивинский выполнил просьбу — перед нами пафосная мешанина с намёками на ренессансно-барочную красотищу. Жирная богиня — судя по всему Артемида (богиня охоты и вдруг — этакое сало!) целится из лука на фоне цветочных гирлянд и завитков. Героиня панно причёсана а-ля Kлео де Мерод — балерина и куртизанка, чьи фотопортреты продавались в виде почтовых открыток по всей Европе. Но! Банкир Второв заслуживает, если не доброй памяти, то хотя бы упоминания — то был обладатель самого большого состояния в России, а потому отсутствие меры и вкуса ему извинительно. Господин заточен под иные функции.

Что это за такая выставка?!

0

27

Выставка, которая бесит и восторгает.

Побывала тут на выставке, где представлены фотографии людей, которые одновременно восторгают и бесят. Потому что я читала мемуары одного из участников. Бесят чем? Лёгкостью бытия. Этакие люди-розы. Этим же они и прекрасны.

Выставки

Экспозиция вызывает противоречивые и - многогранные впечатления. Kазалось бы, ретро-фотовыставка. Всё — дивно! Тут - породистые, гладкие лица на фоне респектабельной архитектуры. Но что-то дразнит, бесит. Нет, царапает. Сколь беспечны! И как жаль их! Это — фотоальбом князей Юсуповых, представленный в Мультимедиа-Арт Музее (ул. Остоженка, д.16). Богатейшее семейство Российской Империи — их благосостояние копилось в сундуках задолго до того, как Романовы вступили на престол, а потому Зинаида Юсупова могла похвастаться куда как большим размахом, чем императрица из Гессенского дома. Загадочная и — слишком яркая история фамилии, переплетение «Тысячи и одной ночи» со сказками Шарля Перро. Викторианец Киплинг декларировал, что «им не сойтись никогда» - востоку и западу, но Юсуповы — наглядное опровержение расхожего тезиса.

Выставки

Выставку лучше всего смотреть, перечитав 'Mémoires' Феликса Феликсовича Юсупова — то настоящий ларчик с драгоценностями, увы, чужими. Перебираешь и не в состоянии выбрать объект любования — всё манит и светится. Или же — отторгает. С небрежностью говорится о древности ордынского рода, о легендарных правителях и властной Сююмбике; о том, что один из предков — ловелас, умница и вертопрах - был накоротке с четой Бурбонов - те подарили ему сервиз, который, ах, так долго пылился где-то в дворцовых загашниках, что когда к нему — Феликсу — уже в 1900-х приехал маститый французский искусствовед, пришлось искать сию безделушку — выяснилось: редкий случай эпохи Louis XVI более нигде не завалялся. Для Феликса это - «мелочи быта», как сказал бы Зощенко.

Далее - на сайте газеты 'ЗАВТРА'.

0

28

На раЁне.

Сначала немного грубоватой, но честной ностальжи. Подъезд моего детства-отрочества расписывали «Здесь-был-Васями», именами рок-групп и короткими непечатными словами. Ближе в потолку шла констатация: «Спартак — чемпион!», «ЦСКА — кони!», а «Динамо», как водится, «мусор». Всё примиряла романтика: «Оля + Коля = Любовь» с непременным сердечком, пронзённым стрелой Купидона. Поскольку капремонт делали редко, то всякое следующее поколение оставляло свои наскальные художества рядом с творчеством старших братьев. Вот уже и Вася в армии отслужил и не торчит с гитарой на лестнице, и Оля с Колей поженились, а корявые размашистые надписи оставались, как мемуары. Да, соседний подъезд был не лучше — всё та же гамма и палитра. Спальный район. Задворки человечества. Почему вдруг возникли эти образы?

Выставки

В Музее Москвы открылась выставка «РайON.0», где одной из креативных особенностей является исписанная фоновая стена — большие и малые буквы, накиданные впопыхах — будто вот-вот откроется дверь и злой дядька поймает за ухо, дабы отволочь вандала в милицию. Да. Те «Спартаки» и AC/DC всегда рисовались наспех, с хулиганским азартом и безо всякой эстетической осмысленности. Молодые авторы проекта — им 20-35 лет — решили освоить опыт 1970-1990-х годов и, как выразились устроители: «Рассказать о повседневности бетонных окраин 1970-1990-х годов». Однако записаны тут странные послания — о пылесосе «Ракета», о смене культурного героя в конце 1980-х — был Смоктуновский, а потом — бац! - Сталлоне, о кедах «Два мяча», о варёнках — модных джинсах времён Перестройки.

Экспозиция — многослойна и нестандартна. С одной стороны — предлагается «вспомнить всё» и пустить ностальгическую слезу при виде пластмассового крокодила Гены в красном свитере (игрались в детском саду) и приёмника Spīdola (вечер на соседской даче); с другой стороны...

Да! Оказывается, что не все видели мульт, которым начинается любимый новогодний фильм о раЁнах. Его часто вырезают, точнее - отрезают.

Мультфильм из к/ф Ирония судьбы или с легким паром

0

29

Заумь и голые короли.

Начну что ли с мемуарных всхлипов...

...Среди культурных кодов позднесоветской интеллигенции значились: «Мастер и Маргарита», театр Ленком и — французские импрессионисты, фовисты, пуантилисты, - исты-исты. Туда же и отдельным пунктом — Пабло Пикассо с его авиньонскими и прочими кубо-девицами. Стильно и — под сигаретку с кофе. Придыхание. Сделать вид, что познал и восторгаешься. Утончённость и абсент. Какое там? Портвейн 777. И — многозначительность. Витиеватая болтовня и попытка скорчить умное выражение лица: «Затем мы перешли на живопись. Я был уверен, что она восхищается импрессионистами. И не ошибся. Тогда я сказал, что импрессионисты предпочитали минутное – вечному. Что лишь у Моне родовые тенденции преобладали над видовыми...».

Типичное, из историй Сергея Довлатова. Он знал, что девушка просто обязана быть поклонницей импрессионистов и не ошибся. Мало, кто задумывается, что нас приучили обожать размытые колеры Моне и безумие Ван Гога. Любить Передвижников или Рафаэля?! Сущая банальность, а вот изысканно ворковать о Сёра и Марке — силь ву пле. «Kороль не голый — он в невидимом дуракам наряде!» Думаете, что я избежала сей участи? Наше окружение постоянно трепалось о Ренуаре и Моне, о том, что вот — искусство. Его надо не лишь видеть, но — разуметь.

Выставки

Не спорю, господа-алкоголики с Монмартра (абсент — вещь суровая) — гораздо увлекательнее тех салонных прихлебателей, что выписывали пухлые ручки и жемчуга своих заказчиц, но и обожествлять тут, собственно, нечего. «Прорывные» стили второй половины XIX – начала XX - чистейший эскапизм. Времечко выдалось мерзковатое: банкиры и заводчики теснили и — наконец вытеснили аристократию; дымили заводские трубы, техника — пугала, кокаин продавался в аптеке (в качестве лекарства). Поневоле забесишься и начнёшь выдавать что-нибудь невыразимо-странное.

ЧТО я хотела этим сказать, собственно?!

0

30

Об увлечениях довоенных парней и прочих красотах ушедшего времени...

Сейчас проводится много выставок, посвящённых советской жизни и - советскому искусству. Причём, не расставляются идеологические акценты, что - преотлично. В Московском Мультимедиа-Арт Музее (Дом фотографии на Остоженке) сейчас проходит фотовыставка Бориса Игнатовича. Это имя не так громко звучит, как имя Александра Родченко, но, вместе с тем, образы Игнатовича столь же любимы и узнаваемы. Их чаще прочих используют на разных сайтах — даже и без указания авторства, просто как жизнь_в_СССР.

Выставки

...И вообще, 1920-1940-е годы были эпохой тотального увлечения фото-искусством. В повести Аркадия Гайдара «Судьба барабанщика» есть примечательная деталь, по сути являющаяся сюжетообразующим поворотом: дворовый бандит Юрка уговаривает наивного пионера Серёжу совершить красивую сделку: «Ты, друг, купил бы фотоаппарат у Витьки Чеснокова. Шесть на девять, а светосила! Под кровать залезь, и то снимать можно». Затем, правда, выясняется, что это не шесть на девять, да и вообще «...марка старая, пластинок такого размера в продаже нет и не бывает». После дорогостоящих мучений Серёжа получает переделанный фотоаппарат и сдуру фотографирует всё подряд — включая своего мнимого «дядю» - шпиона.

Выставки

Все мечтали добыть фотоаппарат, нащёлкать всего и сразу, и потом - колдовать в ванной комнате над ванночками с проявителем и закрепителем. В Советском Союзе выходили специализированные журналы, рассказывавшие не только о достижениях фото-промышленности и международных конкурсах, но и дававшие практические советы. А ещё — бранили всяких дамочек, тупо фиксирующих цветы, котят и накрашенных приятельниц на фоне курортных пляжей. Мол, фотографическое ремесло — это не игра и презабавная штучка, но серьёзное занятие. Высмеивались и молодые франты, приобретающие иностранное оборудование, а заодно — стильную экипировку, вроде клетчатого кепи и брючек фасона «гольф».

Писалось, что выглядеть, как расхожий тип фоторепортёра из кинокомедии — это не значит быть им. Рекомендовали не кидаться в модную стихию «прямо из школы первой ступени», а если уж прорезался кое-какой талант — учиться у гениев и не роптать...

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»


phpBB [video]