Ключи к реальности

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Ключи к реальности » Хронология цивилизации » Гражданская война в Туркестане


Гражданская война в Туркестане

Сообщений 31 страница 33 из 33

31

Тандыр и дегдон. Почему таджикистанцы предпочитают средневековую технологию приготовления пищи.

В Душанбе уже не первый год периодически поднимается вопрос использования тандыров (глиняная печь-жаровня для приготовления пищи у азиатских народов. – Прим. «Ферганы») в столичных дворах. Сторонники и противники эксплуатации традиционных печей спорят, уместно ли их нахождение на улицах города. Кто-то считает это издержками прошлого, не допустимыми для столичной жизни, другие убеждены, что без тандыров сегодня не обойтись.

Гражданская война в Туркестане

Сегодня в каждом микрорайоне Душанбе и чуть ли не перед каждым жилым домом установлен тандыр, который активно используется местными жителями. Популярность тандыров в столице возросла после гражданской войны (1992-1997), когда в республика находилась в состоянии экономического и энергетического коллапса. Покупать хлеб или выпекать его в электродуховке большинству людей, оказавшихся за чертой бедности, стало не по карману, поэтому в каждом жилмассиве стали появляться тандыры. Местные власти периодически боролись с этой тенденцией, запрещая строить новые печи во дворах и ломая уже имеющиеся. Однако впоследствии, когда в стране усугубился энергокризис, и электроэнергию даже в столице подавали с перебоями, тандыры ломать перестали, но наказали строить их в стороне от домов и осовременить, специально огородив зону, в которой находится печь. Где-то это распоряжение выполняется, а где-то нет, но тандыры в столице продолжают существовать и вызывать споры на эту тему.


Лепешка. Тандыр. Азия - Благословенный край.

Противники тандыров считают, что они портят не только эстетический вид города, но и экологию, так как дымят и коптят. Защитники же традиций говорят, что тандыр для таджиков — больше, чем атрибут древней культуры. Но обе стороны сходятся в одном: лепешки из тандыра вкуснее испеченных в духовке. А потому замену традиционной печи по большому счету никто и не ищет.

Тандыр, танур, дегдон, чагдон

Тандыр — печь-жаровня шарообразной или овальной формы для выпечки хлеба и приготовления разной пищи. Некоторые ученые считают, что она появилась в странах Азии еще пять тысяч лет назад. О «тунуре» говорится еще в «Авесте» — письменном памятнике древнеиранских народов, исповедовавших зороастризм. При этом ряд ученых не рассматривают тандыр исконно иранским очагом, а относят к заимствованному у аккадцев (восточная ветвь семитских народов). Но таджикский археолог Юсуфшо Якубов в своей работе «Раннесредневековые бытовые очаги из поселения Гардани Хисор» утверждает, что это изобретение принадлежит таджикам. В Институте истории, археологии и этнографии Академии наук Таджикистана мнение Якубова разделяют, но при этом отмечают, что однозначного ответа на вопрос, где впервые появился тандыр, нет.

Как пояснил «Фергане» один из этнографов, вначале это был просто очаг для приготовления пищи. Люди рыли яму и в ней готовили еду. Потом они поняли, что тепло лучше удерживается в камне, стали создавать приспособления для очагов из камня, со временем в ход пошла глина. Таким образом, совершенствование очага дошло до тандыров разной формы и вида, в которых со временем стали не только готовить еду, но и выпекать хлеб.

Сегодня тандыры используются Таджикистане, Узбекистане, Киргизии, Казахстане, Туркмении, Афганистане, Индии, на Кавказе, в Китае, Монголии, Корее, Японии и в России. В каждом регионе Таджикистана тандыр называют по-разному. На севере страны это «танур», на юге — «чагдон», «дегдон» или «дедон». Тандыры могут располагаться на стене, на земле и в земле.

Дегдон или дедон переводится, как «вместилище для казана», что означает, что в нем можно не только печь лепешки, но и готовить пищу. В таких печах отверстие имеется как сверху, так и спереди. При выпечке лепешек переднее отверстие закрывается, при приготовлении пищи казан ставится сверху, а переднее отверстие используется для разведения огня.

Чагдоны — это тандыры в земле. Их глубина составляет 70-80 см. В некоторых районах аналогичная печь находится внутри дома, в полу. Такая печь также служит в качестве сандали (традиционная печь, которая ставится под низкий столик или сооружается в виде углубления в полу и используется для согревания ног. – Прим. «Ферганы»). В холодное время года, чтобы согреться, жители дома отпускают в него ноги, а сверху накрываются одеялом.

Кицор — это памирский вариант тандыра. Такая печь также устанавливается в доме. Для этого выделена специальная территория в середине дома, на возвышенности. В кицоре также пекут хлеб и готовят пищу, а зимой он обогревает весь дом.

Гражданская война в Туркестане
Лепешки в тандыре. Фото «Ферганы»

Не ремесло?

Хоть тандыр с виду — вещь нехитрая, но его изготовление требует большого мастерства. Если, конечно, речь идет о настоящем традиционном тандыре, сделанном из глины. Сегодня на рынках Таджикистана продают также тандыры, сделанные из цемента. Они более прочны (не ломаются при транспортировке) и просты в изготовлении. Но пекари и повара предпочитают глиняные тандыры — их на рынке гораздо меньше. Эти тандыры как правило либо заказывают индивидуально, либо выбирают дома у мастера из уже изготовленных. Один из таких мастеров — Ибодулло Сафаров, житель села Чортеппа Гиссарского района, что в 25 км от Душанбе. Мы отправились к нему домой, чтобы самим увидеть, как создается тандыр.

Вопреки ожиданиям, усто (мастер) встретил нас не по колено в глине, а в костюме и белой рубашке. Оказалось, что только вернулся из районной налоговой.

- Уже сколько времени пытаюсь добиться, чтобы изготовление тандыров причислили к народным ремеслам и освободили от налогообложения. Но вот сегодня получил их ответ — опять отказ. Хотя в этом же документе о налогообложении народных промыслов (имеется в виду постановление правительства от 13.02.2018, которое освобождает от всех видов налогов производство 104 видов ремесленнической продукции. – Прим. «Ферганы») говорится, что к ним относится продукция ручного производства на дому. Так ведь и тандыр изготавливается на дому, и мы сами своими ногами и руками его делаем, без использования какой-либо техники. Но вопреки этому мне отказали. Хотя в других районах работа мастеров тандыра налогом не облагается, — сетует Сафаров.

По словам мастера, он платит ежемесячно 130 сомони ($15) в виде налогов, причем круглый год, хотя его работа является сезонной.

- Начинаем мы обычно в мае и работаем до сентября. К маю земля уже полностью согревается и глина тоже. В холодной глине работать нельзя, можно сильно подорвать здоровье. Хотя наша работа и так тяжелая и уже сказалась на здоровье. В этом году на дворе уже июнь, а мы только начали работу. Дожди подвели, — говорит усто Ибодулло.

Первое, о чем мы его спросили — чем тандыры из цемента отличаются от глиняных. Мастер ответил, что лепешки, выпеченные в цементных тандырах, будут красивыми, но не такими вкусными, как выпеченные в традиционных печах.

- Цемент сушит тесто, впитывает из него влагу, поэтому какими бы красивыми не получились лепешки или самбуса (самса, пирожки с мясом. – Прим. «Ферганы») из таких тандыров, по вкусу они будут суховаты. Попробуйте испечь лепешки или самбусу из одного и того же теста в обоих видах тандыра. Вы сами увидите разницу. Хлеб из глиняного тандыра будет вкуснее и дольше оставаться мягким, а самбуса будет самой сочной, — говорит усто.

Гражданская война в Туркестане
Усто Ибодулло рассказывает, как делаются тандыры. Фото «Ферганы»

Крутой замес

Ибодулло Сафаров рассказал, что занимается созданием тандыров уже более 30-и лет, с молодости. Ремесло не перешло к нему по наследству, делать тандыры он научился у одного мастера-киргиза, который приезжал в те годы из Оша к своим клиентам в Таджикистане. Устроившись к нему на работу, со временем Сафаров стал самым знаменитым мастером в Гиссаре.

Свои тандыры усто Ибодулло изготавливает из смеси трех глин — желтой, голубой и красной. Желтая глина находится прямо у него за домом — на склоне холма. Красную глину он покупает недалеко от Гиссарской крепости, а голубую — в соседнем Шахринавском районе.

- Раньше мы покупали КАМАЗ глины за 1200 сомони ($133). Сегодня как раз звонил, узнавал цену — уже подорожала. Но, что делать, придется покупать и по новой цене, — говорит он.

По словам мастера, тандыр он может изготовить за один день, но вот готовиться к этому нужно долго — порой на подготовку глины уходит до двух недель. Все это время глина замачивается, мнется, перемешивается. К этому процессу присоединяется вся семья Сафаровых — а это жена и четверо детей. Чтобы глина была полностью готова к использованию, ее многократно перемешивают. Несколько раз в день полтонны глиняной массы мнут ногами.

- Не помнешь хорошо глину — не сможешь построить тандыр, а если и сможешь, то потом он прослужит недолго, быстро развалится. Бывало, когда у меня возникали какие-то дела, смешиванием глины занимались сыновья. Они утверждали, что переворачивали ее и мяли несколько раз, но стоило мне взять ее в руки, как она сама мне «говорила», что не готова. Приходилось месить заново, а замесить уже полу-высушенную глину (именно в таком виде из нее можно начинать создавать форму) еще сложнее. Теперь они знают, что лучше в самом начале хорошо размять, — рассказывает мастер.

По словам усто Ибодулло, после того как глина готова, к ней добавляют коровью шерсть и измельченную солому. Эти ингредиенты нужны для придания глине прочности и удержания ее от растрескивания и ломкости. Их мастер тоже закупает. На очищение коровьей шерсти уходит немало времени. Ее нужно перебрать, промыть от соли и мусора, высушить и только потом использовать.

Гражданская война в Туркестане
Коровью шерсть добавляют для прочности глины. Фото «Ферганы»

После смешения всех компонентов мастер раскатывает пластины, слегка подсушивает их и начинает делать из них круги, которые потом ставятся друг на друга и соединяются между собой. Их нужно не только соединить, но и укрепить и отшлифовать. Для этого мастер использует деревянную и железную колотушки. Таким образом создается «пузо» тандыра. В последнюю очередь прикрепляется горловина. Затем тандыр сушится на солнце.

По словам усто Ибодулло, прежде чем использовать тандыр, нужно пару дней в нем просто разводить огонь, чтобы выжечь глину. Одновременно выжигается шерсть и солома внутри тандыра. Температуру огня надо увеличивать постепенно, иначе глина может треснуть.

- Если банку резко залить кипятком, она может лопнуть, поэтому прежде ее нужно сполоснуть теплой водой, а уже затем добавлять горячую. Так и с тандыром. Если грамотно его выжечь вначале, то он прослужит долго. Мои тандыры могут прослужить до 15 лет и даже дольше — все зависит от того, как его будут эксплуатировать. Многие берут тандыры для столовых, они и служат меньше, потому что эксплуатируются каждый день, и в день их разжигают по несколько раз, часто обрызгивают водой, что делать нежелательно. А при домашнем использовании тандыр прослужит намного дольше, — говорит мастер.

Нужно здоровье

За один сезон Ибодулло Сафаров изготавливает до 600 тандыров. И все печи расходятся — за ними приезжают как из соседних, так и из более дальних районов. Немало клиентов у мастера и в Душанбе. Его печами пользуются в том числе и кухни, которые обслуживают руководство страны, говорит усто Ибодулло:

- Если президенту или его гостям подали тандырные лепешки и еду, то знайте, они были приготовлены в моих тандырах, — хвалится мастер.

Его слова подтверждает мужчина, который в это время пришел к мастеру. Оказывается, он владелец нескольких столовых национальной кухни. По словам гостя, уже который год он покупает тандыры исключительно у усто Ибодулло. Сейчас он хочет открыть столовую таджикской кухни в Самаре и пришел к Сафарову заказать тандыры для вывоза в Россию. При этом владелец столовых не боится, что тандыры усто Ибодулло могут разбиться в пути — по его словам, эти тандыры выдержат и дорожную тряску.

Гражданская война в Туркестане
Готовые тандыры. Фото «Ферганы»

На прощание усто Ибодулло сказал, что в этом году он, скорее всего, в последний раз будет изготавливать тандыры — здоровья и сил уже не хватает. Ситуация с налогами тоже не вызывает желания продолжать работать.

- Чтобы сделать настоящий тандыр, нужно иметь крепкое здоровье. У меня оно уже не то. Спина отказывается выполнять такую трудную работу. Судите сами: я целыми днями нахожусь в согнутом положении и леплю тандыры. И так на протяжении нескольких месяцев. Да и потом глина — все-таки холодный материал, и тело принимает ее холод, что рано или поздно дает о себе знать. Тем более, когда не можешь добиться справедливости, никто не идет тебе навстречу, и желание работать пропадает. Поэтому пора позаботиться о себе. Начну отдыхать, а сыновья пусть едут в Россию и работают. Будем жить, как все, — заключил Ибодулло Сафаров.

Соб.инф.

Международное информационное агентство «Фергана»

Источник:
http://www.fergananews.com/articles/10003
источник

0

32

Мама, не горюй. Кто в Узбекистане может запретить свадьбу.

Очередной новомодный культур-мультур в Узбекистане: планомерное снижение прироста населения под разными предлогами. Нужно ли согласие родителей на свадьбу в нашем обществе или дать молодым полную свободу выбора? Пусть родители копят всю жизнь на свадьбу, влезают в долги, а если молодые не уживутся-это очередной виток проблем и забот не только о детях, теперь уже и о внуках. Где золотая середина между свободой выбора и обязанностью повиноваться воле родителей?

Вот уже почти год, как в Узбекистане активно обсуждают тему проведения свадеб. За молодоженами теперь должны присматривать государственные органы и общественные организации, от махаллей и до загсов.

Проблемы у молодых начинаются задолго до самого бракосочетания. Одна из главных – получение справки для загса от махаллинского комитета. Раньше таких справок не требовали, но это было раньше. Любопытно, что справку эту выдают, только если родители жениха и невесты готовы дать письменное согласие на брак детей. Однако встает резонный вопрос: а если родители на этот брак не согласны? Значит ли это, что двое взрослых людей не смогут стать мужем и женой?

Гражданская война в Туркестане
Image: Sean Paul Kelley, Flickr.com

Остается только уехать

Одна из таких, почти шекспировских историй случилась в ташкентской махалле «Нур хаёт» Сергелийского района. Молодой человек по имени Комилбек (имя изменено) написал в редакцию «Ферганы» возмущенное письмо.

«В новомодных махаллях отказываются выдавать так называемую справку с места жительства для загса. Ссылаясь на какую-то то ли 160, то ли 161 статью, они отказываются выдавать ее без подписи родителей. То есть людям старше 22 лет нельзя пожениться без разрешения родителей! – пишет Комилбек. – А все это направлено на упразднение пышных свадеб... На все вопросы один ответ: «Мы не виноваты, нам приказали, мы должны исполнять».

По мнению парня, уже сам факт требования такой справки не лезет ни в какие ворота. Да, с обеих сторон достаточно согласия одного родителя, но родитель этот должен письменно подтвердить, что ознакомлен с текстом некоего указа, который запрещает роскошные свадьбы.

Понятно, что у всех свое представление о роскоши – некоторые, может, и жениться не захотят, если им не дадут отгрохать шикарную свадьбу. Впрочем, шутки шутками, но если родитель не поставит свою подпись, то не будет и справки от махалли, а, значит не будет бракосочетания. А современным ромео и джульеттам придется как-то пересматривать свои взгляды на окружающую действительность.

Столкнувшись с дурацкой, по его мнению, ситуацией, Комилбек не понимает, кому из чиновников выгодны инструкции, когда «вместе с тюбетейкой нужно принести и голову».

«Президент недавно сам высказался против принудительных справок, связанных со свадьбами, а чиновники все равно делают, что хотят. Да мы, может, вообще никакой свадьбы устраивать не будем, просто поженимся в загсе, поставим печать – и все. Но их это не интересует, подай им подписи родителей и справки из махалли, – досадует парень. – Скорее всего, наши родители не согласятся. Тогда нам с моей девушкой придется уехать без их согласия. Я – мужчина, как-нибудь переживу, но для нее это испытание...»

Гражданская война в Туркестане
Загс в Узбекистане. Фото с сайта Uza.uz

Не обременительно для бюджета

Пресловутый указ, на который ссылались в махалле, оказался постановлением Сената Олий Мажлиса от 30 марта текущего года «Об упорядочении проведения свадебных, семейных, юбилейных торжеств, семейных поминальных обрядов и мероприятий, посвященных памяти усопших». Постановление это разослано по всем махаллям для обязательного исполнения.

Так, сотрудница махалли «Банокатий» Мирабадского района столицы в частном разговоре подтвердила, что они обязаны приглашать на «тематические» беседы брачующиеся пары и их родителей. И тех, и других нужно ознакомить с новыми правилами и взять их согласие на проведение не обременительных для семейного бюджета свадебных торжеств. Самое интересное, что и молодые, и их родители согласие дают в письменной форме. Они обязаны указать, сколько в бракосочетании будет участвовать людей и машин, где именно оно будет проходить, сколько на него будет потрачено денег, и предоставить другие необходимые сведения.

На вопрос, что будет, если кто-то из родителей не даст своего согласия на брак, работница махалли затруднилась с ответом.

«Да, такое хоть и редко, но встречается, – сказала она. – В таких случаях мы просим их обдумать ситуацию и назначаем новую встречу. Бывает, убеждаем родителей пойти навстречу пожеланиям детей. Но бывают и более сложные ситуации…»

То, что сложные ситуации бывают и с каждым днем количество их будет только расти, ясно уже сейчас. Неясно одно – как с этими сложными ситуациями справляться. Похоже, что те, кто разрабатывал злосчастное постановление, не очень-то думали о семейном счастье молодых людей.

Без танцев и дискотек

Справедливости ради заметим, что постановление Сената возникло не на ровном месте.

В августе 2017 года президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев подверг жесткой критике привычные для страны помпезные свадебные торжества.

«В случае, если свадьба не будет проводиться по принятым нами требованиям, то хоким, руководитель загса и молодожены будут привлечены к ответственности. Теперь руководители загсов будут не только регистрировать браки, но и контролировать проведение свадебных торжеств»,– заявил тогда глава государства.

По его словам, «в здании загсов будет возможность проведения свадеб на 200 человек. Кроме того, перед тем, как делать свадьбу, руководителю загса будут показывать, где и как будет проходить свадьба, сколько будет на ней артистов, сколько будет алкоголя, сколько денег будет расходоваться и т.д.»

Мирзиёев особо подчеркнул, что отныне на свадьбах не должно быть европейских танцев и дискотек. «Пусть танцуют хотя бы немного по нашим традициям, а не в полураздетом виде. Раз расписался руководитель загса, то будет он отвечать своей головой. Пусть будет в одном месте неправильная свадьба, будем увольнять с работы. Время, когда они берут взятки и регистрируют браки, уже закончилось. Данные новшества будут проводиться в Алмалыке в виде эксперимента», – сказал он, еще раз напомнив о личной ответственности руководящих лиц за «неправильное» проведение молодежных торжеств.

Тогда же Мирзиёев пообещал, что очень скоро появится специальное постановление со сводом рекомендаций, регулирующих слишком пышные мероприятия.

Гражданская война в Туркестане
Свадебный кортеж в Узбекистане. Фото с сайта Publika.uz

Чиновника на свадьбу не пустят

Сказано – сделано. В марте 2018 года Сенат Узбекистана подготовил постановление об упорядочении проведения свадеб, семейных торжеств и поминальных обрядов. Согласно документу, на место шикарных и высокозатратных бракосочетаний должны прийти скромные и «компактные» семейные торжества. Публичное обсуждение постановления проходило с 5 по 25 марта этого года. В обсуждении, как сообщали СМИ, приняло активное участие свыше 400.000 человек.

Активная позиции президента Узбекистана в этом вопросе гарантирует, что вся инициатива не будет «замылена». Сам Мирзиёев считает необходимым запретить чиновникам посещать свадьбы. Кроме того, по его мнению, количество гостей на свадьбах должно быть ограничено до 150 человек. Сами же торжества лучше перенести на обеденное время. Глава республики уверен, что новый регламент свадебных церемоний послужит сокращению коррупции и установлению социальной справедливости.

Резоны Шавката Мирзиёева понятны: люди, чтобы провести пышную, «не хуже, чем у других», свадьбу, бьются из последних сил, влезают в долги, забывают о здоровье и нормальной жизни, некоторые идут на должностные преступления. Однако реформы в этой сфере далеко не всем пришлись по сердцу.

При чем тут правительство?

Бурно отреагировали на «свадебные новшества» социальные сети. Тут мнения разошлись: комментаторы высказывались и за, и против, одни были непримиримы, другие не обнаруживали чрезмерной категоричности.

«И такие речи мы слышим наряду с риторикой о реформах. Так где он, подлинный Шавкат Мираманович: когда обещает конвертацию и защиту СМИ от административного произвола, или когда он вмешивается в частную жизнь граждан, указывая, какие им свадьбы проводить, что выращивать в своем огороде, какой домашний скот заводить? – пишет в Facebook Алишер Ильхамов, научный сотрудник Школы Восточных и Африканских исследований Университета Лондона. – Например, как в этой речи, призывающей проводить свадьбы по единому шаблону, да при этом без европейских танцев и дискотек. Ну, разве не очередной диктатор, насаждающий тоталитарную систему, этот ШМ? ИАК, кстати, тоже устраивал такого рода кампании по запретам и указаниям, как люди должны праздновать свои семейные события. Как говорится, яблоко от яблони недалеко падает. Видимо, Узбекистану не суждено избавиться от родимых пятен каримовского прошлого».

Вот еще несколько слегка отредактированных мнений блогеров, взятых из узбекского информресурса Gazeta.uz.

«Простите, а при чем тут государство и правительство? Не государство же заставляет брать кредиты, долги и устраивать свадьбы? Надо менять менталитет народа, а не взваливать на президента и правительство регуляцию свадеб. Как это будет выглядеть? Надо будет в хокимият везти смету проведения свадьбы, брать соглашение, получать лимит? Что-то тут не так)))» (Степан Ремаренко).

«Надо обложить рестораны лимитами проведения торжеств! Сверх лимита – налог в 100%! Средний той будет стоить дешево, дорогой – в 2-3 раза дороже… Посмотрим, у кого денег очень много. Результат будет!» (Миршараф Садыков).

«Бесполезно все это, пока вводятся советы свекровей, и есть муллы, которые сами на таких пышных свадьбах сидят и других, кто ходит в мечети, венчают и на намаз пускают. (…) А перед свадьбой надо у тех, кто делает свадьбу, проверять коммунальные долги и оплату налогов. Если нет долгов – разрешать ЗАГС, если есть – пусть сначала оплатят долги… Тогда мало кто сможет сделать свадьбу. И надо ввести условие, чтобы перед браком у молодых невесты и жениха были дипломы об образовании и работа. Чтобы потом не было такого, что будут на шее друг у друга или родителей сидеть и, если брак распадется, не останутся на улице. И чтобы обязательно было свое жилье. Если ввести такие условия, у нас будут отпадать ранние, никому не нужные браки» (Abdurashid Abdukarimov).

Все – в такси

На околосвадебном поприще пытаются отличиться и разного уровня чиновники.

Так, в июне председатель центрального совета Союза молодежи республики Кахрамон Куранбаев разместил в соцсетях видеосюжет. В нем он с гордостью рассказывает, как 5 июня во время поездки по городам Ферганской долины остановил роскошный свадебный кортеж и пересадил жениха и невесту в такси. Сюжет этот вызвал взрыв негодования в соцсетях.

Гражданская война в Туркестане
Свадьба в Хиве. Фото Sekitar с сайта Flickr

«Когда я ездил в Андижан, Фергану и Наманган, я увидел на улице свадебный кортеж. Тогда я остановил все едущие машины, высадил жениха с невестой и пересадил их на такси. Остальным автомашинам кортежа я велел ехать в обратном направлении. Такая роскошь создает на улицах неудобства для каждого из нас. Пусть меня за это ненавидят. Но мне это все равно… ведь порядок все же нужен! Если мы не сможем правильно воспитывать молодежь, если Союз молодежи не может воспитывать, тогда мы должны освободить свое место», – заявил Кахрамон Куранбаев, подчеркнув, что только в апреле и мае текущего года СМ организовал 288 стандартных свадеб – и это далеко не предел.

Однако тут Куранбаева ждало сильное разочарование. Его административного рвения не оценил Шавкат Мирзиёев. В ходе своего недавнего визита в Ферганскую область президент подверг действия чиновника резкой критике.

«Мне не нужны эти высокопарные слова и остановка свадебных кортежей. Вместо того, чтобы останавливать свадебный кортеж на дороге, меняйте свое мировоззрение... Почему я не поднимаю вопрос о свадьбах? Потому что за год ничего не изменится. Для этого должна измениться среда. А останавливать свадьбы, говоря, что это запретил президент, это предательство по отношению к президенту», – сказал Мирзиёев.

История для Куранбаева закончилась не очень весело. Как сообщает Eltuz, в конце месяца ожидается проведение очередного курултая Союза молодежи. Одним из главных вопросов будет освобождение от руководящей должности Кахрамона Куранбаева, вызвавшего раздражение главы государства своими популистскими высказываниями и бессмысленной активностью.

Стоит добавить, что ранее Мирзиёев не менее жестко раскритиковал бывшего мэра Ташкента Рахмонбека Усманова, «перевернувшего с ног на голову» его слова о проведении свадебных торжеств. Чиновник в результате поплатился за чрезмерную ретивость должностью. «Если Усманов будет городским хокимом, мне иного врага не надо» – эти слова президента стали мемом, который вспоминают, характеризуя разные негативные явления.

Так или иначе, очевидно одно: какими бы благими намерениями не была вымощена дорога, не стоит идти по ней слишком быстро. И в первую очередь это касается таких деликатных вопросов, как построение новой семьи.

Соб.инф.

Международное информационное агентство «Фергана»

Источник:
http://www.fergananews.com/articles/10023
источник

0

33

В Конгресс США внесли законопроект о выводе Узбекистана из-под действия поправки Джексона-Вэника

Накануне празднования Навруза в Узбекистане, в Конгресс США выдвинули два важнейших закона:

Гражданская война в Туркестане

1. Лишить Китай статуса государства с постоянным режимом наиболее благоприятствуемых нации (НБН) торговых преференций при условии одобрения президентом. Особый торговый статус, который Китай будет запрашивать ежегодно, позволит Пекину получить равный режим с любой другой страной со статусом НБН, с которой торгуют США. Китай имеет более постоянные отношения свободной торговли с 2001 года,

2. Прекращение применения поправки Джексона-Вэника в отношении Узбекистана. По информации посольства Узбекистана в США, во внесенном законопроекте содержится предложение — предоставить «режим нормальных торговых отношений» применительно к произведенным в Узбекистане товарам.

Фактически, Узбекистан может получить все преимущества в торговле с США, которые имеет в настоящее время Китай.

С момента коллапса СССР прошло 30 лет. Массовый отток русскоязычного населения из Узбекистана начался уже в конце 1980-х гг. После обретения Узбекистаном независимости и денежных реформ произошли существенные экономические изменения: развалена советская промышленность, разрушены многие промышленные предприятия. Узбекистан все эти три десятилетия оставался закрытой страной даже для "Орла и Решки", с драконовским пропускным режимом даже для  своих граждан, туризм существовал только в зародыше. Дееспособное население покинуло страну практически в полном составе. Несмотря на наличие некоторой информации в интернете о положении дел в Узбекистане, что там на самом деле творилось, неизвестно. Как случилось так, что в одной из самых закрытых бывших советских республик почти весь бизнес перешёл под контроль иностранного капитала?

По данным Госкомстата, на 1 февраля 2020 года количество предприятий с участием иностранного капитала составило 11 тысяч. В сообщении подчеркнуто, что 10,6 тысяч предприятий, или 96,1 %, являются действующими. Этот показатель, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, увеличился на 3 тысячи, или на 37 85_ В январе 2020 года в республике было создано 255 предприятий с участием иностранного капитала. Как следует из обнародованной информации, основная часть таких предприятий принадлежит Российской Федерации (1864), Турецкой Республике (1690), Китайской Народной Республике (1306), Казахстану (827) и Корее (824) и Республике Казахстан (766).

Положение на 1 февраля 2020 года (до пандемии) сильно отличается от сегодняшнего. Все или практически все предприятия, которые принадлежали РФ, Турции, Китаю, Казахстану , Киргизии и т.д., перешли под контроль американских центробанков. Зачем в таком случае продолжать гнобить Узбекистан, если вся собственность с потрохами в этой "независимой" республике отошла Казначейству США? Поэтому логично отменить существующие торговые препоны, предоставить наиболее благоприятный режим и доступ к технологиям на благо народов Узбекистана и США. Остаётся пожелать, чтобы законопроект о прекращение применения поправки Джексона-Вэника в отношении Узбекистана побыстрее прошёл необходимые бюрократические процедуры и был подписан президентом США.

***
На рассмотрение комитетов Палаты представителей США впервые внесли законопроект о прекращении применения поправки Джексона-Вэника в отношении Узбекистана. Это сделали сопредседатель и член «Кокуса по Узбекистану» конгрессмены Трент Келли и Дон Бэкон, сообщает информагентство «Дунё» (кокусы представляют собой членские организации, объединяющие конгрессменов для решения каких-либо законодательных вопросов без лишних бюрократических процедур — прим. ред.).

Конгрессмены считают, что данная поправка не соответствует современным реалиям и не должна применяться к странам региона. В ходе слушаний они особо подчеркнули необходимость принятия дополнительных мер по укреплению узбекско-американского торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества, назвав поправку «Джексона-Вэника» искусственным барьером, который нужно снять.

По информации посольства Узбекистана в США, во внесенном законопроекте содержится предложение — предоставить «режим нормальных торговых отношений» применительно к произведенным в Узбекистане товарам. Сопредседатель «Кокуса по Узбекистану» Трент Келли отметил, что республика добилась значительных успехов в демократических реформах и выполнении требований, отраженных в поправке «Джексона-Вэника». Кроме того, по его оценкам, США и Узбекистан значительно расширили двустороннее стратегическое и экономическое партнерство и стремятся к его дальнейшему углублению.

В свою очередь, конгрессмен Дон Бэкон подчеркнул, что в условиях, когда Узбекистан подал заявку на вступление во Всемирную торговую организацию, сохранение действия поправки недопустимо, учитывая, что ее положения и предоставляемый в рамках ВТО торговый режим противоречат друг другу.

В случае, если комитет одобрит предложенный Келли и Бэконом законопроект (его внесли на рассмотрение комитетов Палаты представителей США по иностранным делам и по путям и средствам), он будет направлен в Сенат для утверждения. Далее его внесут в Белый дом для подписания президентом США Джозефом Байденом.

Поправка Джексона-Вэника — юридические положения, внесенные в 1974 году конгрессменами Г.Джексоном и Ч.Вэником в «Закон о торговле 1974 года». Поправка была принята с целью введения торговых и финансовых ограничений в отношении государств, проводивших политику ограничения свободной эмиграции и нарушающих другие права человека.

После распада СССР действие поправки автоматически распространилось на все страны СНГ, включая Узбекистан. Поправка предусматривает применение дискриминационных тарифов и сборов в отношении товаров, импортируемых в США из стран с нерыночной экономикой, а также запрет на предоставление государственных кредитов и кредитных гарантий.

В отношении Узбекистана сейчас применяется временное освобождение (waiver) из-под действия поправки, которое подлежит ежегодному пересмотру в ходе слушаний в Конгрессе США.

Источники:

fergana.agency
GOP senators introduce bill to push tougher trade stance on China
Число предприятий с иностранным капиталом в Узбекистане достигло 11 тысяч

cat_779 (с)

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»


phpBB [video]


Вы здесь » Ключи к реальности » Хронология цивилизации » Гражданская война в Туркестане