Ключи к реальности

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Ключи к реальности » Планета Земля - чудо Вселенной » Космос: далёкий и близкий


Космос: далёкий и близкий

Сообщений 61 страница 64 из 64

61

В сюжете под мерцающими звёздами

Я загляну в чужую жизнь - вглубь осторожно.
Как   в гости, только не спросив: - Друзья! К вам можно?
Со стороны -  хочу понять -  о чём мечтают.
Чего желают для себя, что ставят  к  чаю.

Какие говорят   слова  без затрудненья.
Что думают, о чём поют, быт, отношенья.
Зачем   нужна  чужая жизнь? Судить берёшься?
Тут со своей, как говорят,  не разберёшься.

В героях есть всегда  черты своей эпохи.
Всесилье  слов меня ведёт без суматохи.
Они сплошь  были  колдовством, имели силу.
От  слова  плачет   человек, то близкий, милый...

Я загляну в чужую жизнь - вглубь осторожно.
Как   в  гости,  вежливо  спрошу: - Друзья! К вам можно?
Друг друга, думаю, поймём  и  помечтаем.
Сюжет  вот только лишь найду...  и  ждите   к  чаю...

                                                                                  Я загляну в чужую жизнь - вглубь осторожно...
                                                                                                Автор: Ирина Коробкина

Jack Kaos - Ёжик в тумане

Запах только что поглаженной школьной формы – коричневой, с кинжальными стрелками на брюках.

Цвет и стрелки были тем, что, казалось Глебу, рождало этот запах. Точно так же, как запах болоньевой куртки возникал из водонепроницаемых свойств материала.

При первом же дожде материал оказался проницаемым, но на память о запахе это никак не повлияло. Это была первая болоньевая куртка Глеба, носившего до того только пальто.

Тёплый сентябрьский день не требовал куртки, но мальчику очень хотелось прийти именно в ней, хотя мать была против.

Спустя годы, рассматривая свою первую школьную фотографию, Глеб Яновский нашёл эту куртку на редкость бесформенной.

Он так и не смог понять, чем именно изделие тогда ему нравилось. Может быть, оно опьяняло его своим запахом, как хищное растение пьянит насекомых.

Как бы то ни было, 1 сентября мать, как всегда, пошла ему навстречу. Помогла надеть куртку и ранец. Посоветовала лишь куртку не застёгивать.

Ранец пах кожей, и ещё водой и маслом, и ядовитой пластмассой пенала, в котором громыхали ручки и карандаши. При спокойном движении мальчика громыхание было умеренным, но когда он переходил на бег, звук многократно усиливался.

Отбивавшийся чёткий ритм напоминал оркестровую погремушку мараку.

Будучи уже постарше, мальчик задавался вопросом: где учатся игре на мараке – неужели в музыкальной школе есть класс мараки, подобно классу скрипки или фортепиано? И не находил ответа, потому что не было такого класса.

Так вот, ранец, школа.

По желанию отца Глеба отдали в школу, где обучали на украинском языке. Мать не возражала. Она почти никогда не возражала.

Зная её способность примиряться с обстоятельствами, можно было бы удивиться тому, что ей хватило характера расстаться с мужем.

Удивительным, однако, было скорее то, что они с ним сошлись. Фёдор был родом из Каменца - Подольского, а Ирина – из Вологды, оба в своё время учились в Киевском институте гражданской авиации, и оба попали туда случайно.

Ирина – после неудачной попытки поступить в театральный, Фёдор – в консерваторию. Так они получили возможность остаться в большом городе.

Гражданской авиацией не интересовались ни в малейшей степени. Это была одна из немногих вещей, которая их объединяла.

В остальном же они говорили на разных языках в прямом и переносном смысле. Считается, что несходство рождает влечение, и это справедливо – но только на первых порах.

Да, темноволосого южанина Фёдора притягивала северная красота Ирины.

Эта красота была как туман в кратком утреннем безветрии, как сон царевны, который соблазнительно нарушить, была тихим прудом, по которому хочется, чтобы пошли круги.

На Ирину же производила впечатление неизменная задумчивость Фёдора, намекавшая на опыт и мудрость.

Она с удовольствием вслушивалась в произносимые им украинские слова и каждую минуту требовала перевода.

Но то, что разогревало чувства в первые годы, с течением времени в глазах Ирины обратилось в свою противоположность.

Задумчивость Фёдора стала казаться ей угрюмостью, мудрость являлась не с той частотой, на какую она рассчитывала, а непонятные слова красивого, но чужого языка начинали вызывать раздражение.

Она уже не спрашивала их перевода, дожидаясь, когда Фёдор догадается сделать это сам.

Ирина могла бы заставить его перейти на русский (в ответственных случаях он так и поступал), но в произношении Фёдора родной язык казался ей чудовищным.

А в постели, слыша его русские слова, она смеялась, как от щекотки, отталкивала его и просила говорить только по - украински.

А потом она ушла. Уже взрослым Глеб неоднократно слышал об иной причине развода – якобы легкомысленном поведении Ирины.

В легкомыслие матери (что бы под ним ни подразумевалось) он, пожалуй, мог бы поверить, но развод с ним не связывал.

Причина развода, как казалось ему, была глубже и в чём - то трагичнее.

Произошедшее между родителями Глеб объяснял той особой задумчивостью, в которую отец время от времени впадал. Этой задумчивости мать, человек жизнерадостный, стала бояться.

В такие минуты Глеб также чувствовал себя неуютно. Отец словно проваливался в глубокий колодец и созерцал оттуда звёзды, видимые только ему, – даже днём, такова оптика колодцев.

Когда Ирина ушла, всю полноту чувств Фёдора ощутила скрипка. Обычно он играл наедине с собой. Эту игру Глеб однажды слышал, когда с разрешения матери остался ночевать у отца.

                                                                                                                                                      из романа Евгения Водолазкина - «Брисбен»

Космос далёкий и близкий

0

62

Большее дарование - большая отдача

А большое дарование, — сказал смотритель, спускаясь с лестницы. — Хочет выступать в концертах.

                                                                                                                                      --  Толстой Л. Н. - «Воскресение» (Цитата)

Ты - моя надежда, ты - моя отрада - Vasiliy Ladyuk & Alexandrov Ensemble

Русский дом,
Изба да хата,-
Живописна красота
Под высоким деревом.

Ставни расписные
И широкое крылечко,
Русская тёплая печка,
Колыбельки подвесные.

Терем прекрасный,
Хоромы для жития,
Богатого бытия,-
Очаг домашний.

                                           Русский дом
                               Автор:Константин Шагар

Космос далёкий и близкий

0

63

В полёте  без права выхода

Космический корабль "Жизнь"
Несёт меня в просторах звёздных;
И я кричу себе: “Держись!”,
Ведь столько лабиринтов сложных
Встречается мне на пути,
Меня с него порой сбивая,
Но, всё ж, вселенской красоты
В них не найдёшь конца и края.

Судьба, цветные взяв мелки,
Рисует мира откровенья;
Её таланты велики,
Щедры потоки вдохновенья.
Мне соучаствовать дано
В твореньи всех её событий,
Держа в руках веретено,
Прядущее сознаний нити.

Я подбираю строки фраз
На тропах вымыслов случайных;
И чувствую, как в этот час
Из них ко мне струится тайна
О том, что всё вокруг меня -
Узор непознанных явлений,
А в основаньи – тишина
И глубина её мгновений.

                                                       Космический корабль Жизнь
                                                           Автор: Евгения Рупп

«И видел он ещё другой сон, и рассказал его братьям своим, говоря: вот, я видел ещё сон: вот, солнце и луна и одиннадцать звёзд поклоняются мне».

                                                                                                                                                                     -- Бытие, глава 37, стих 9.

– О, вы мне совсем не рады, милый доктор Гаше! – сказал, сняв шляпу и войдя в комнату маленького белого домика на залитой солнцем улочке, круглолицый, розовощёкий молодой человек с холёной остроконечной бородкой и в хорошем тонком костюме. – Какой чудесный денёк нынче выдался, прямо летний, что за прелесть! – особенно после этих ужасных дождей и штормов, что обрушились на нас в последнее время. А вы сидите тут один и предаётесь меланхолии, да ещё в компании с бутылкой; забыли Беранже: «Прощай вино в начале мая, а в октябре прощай любовь!». Бросьте грустить, выйдете на улицу, насладитесь солнцем и теплом!

Сидевший за столом худой белобрысый мужчина в белой фуражке и толстой синей куртке мрачно ответил:

– Что вам от меня надо, Феликс?
– Вот так приём! – расхохотался молодой человек. – Бросьте хандрить, говорю вам как врач! Хандра и тоска – причина почти всех душевных болезней.
– Вы сколько лет практикуете? – спросил Гаше.
– Второй год, но…
– А я – двадцать лет, – перебил его Гаше, – и вы мне станете рассказывать о душевных болезнях?
– Я вовсе не хотел вас обидеть, дорогой Поль, поверьте! – Феликс прижал шляпу к груди. – Никто не о спаривает ваш опыт: я даже написал статью о ваших успехах в лечении эпилепсии.
– Какие там успехи! – выпрямившись на стуле, махнул рукой Гаше. – У кого и было временное облегчение, потом вновь начинались приступы, – и это не беря во внимание прочие осложнения… Выпьете со мной, Феликс?

– Нет, извините, я ведь к вам по делу… – Феликс многозначительно посмотрел на него.
– Догадываюсь… – Гаше налил себе стакан вина и в три глотка выпил. – Приехали навестить вашего протеже? Вы о нём тоже пишете научную статью? Наверное, назовёте этот случай «синдромом Ван Гога»?
– От вас ничего не скроешь, – улыбнулся Феликс. – «Синдром Ван Гога» звучит неплохо – жаль только, что фамилия эта никому не известна.
– Да, не повезло вам с пациентом, он вас не прославит, – сказал Гаше.
– Я больше надеюсь на себя, чем на своих пациентов, – возразил Феликс.
– Ваша надежда восхитительна, – проворчал Гаше. Он встал и направился к выходу. – Что же, пойдёмте к нему.
– Но вы забыли запереть дверь, – удивился Феликс, когда они вышли из дома.
– А, пустое! Чего у меня брать… – буркнул Гаше.

***
В прошлом душевнобольных делили на две неравные группы.

В первую, небольшую, входили те, чьи отклонения от нормы считались признаком божественного вмешательства. Таким людям прощалось всё: даже буйные припадки расценивались как проявление высшей силы, а несвязное бормотание – как откровение. Подобные душевнобольные почитались как пророки и святые, их жития входили в священные книги.

В другую группу, составляющую абсолютное большинство, входили те, чья болезнь считалась проявлением злых сил. Таких людей боялись и презирали одновременно – главное же, старались избавить их и обезопасить себя от той нечисти, которая вызвала болезнь, при этом любые методы были оправданы, если они давали избавление.

Душевнобольным проламывали черепа, чтобы извлечь камни безумия, стегали плетьми и били палками, чтобы выгнать чертей из тела, зажимали голову в тисках, ошпаривали кипятком, чтобы пробудить сознание, сажали в узкие железные клетки и приковывали цепями к стене, чтобы успокоить дух.

Со временем лечение стало более щадящим: так известные психиатры Зигмунд Фрейд и Карл Юнг рекомендовали заменить опускание душевнобольных в воду простым обливанием, а кастрацию мужчин и вырезание клитора у женщин, что ранее признавалось действенными средствами обуздания буйства – успокаивающими микстурами.

Изменились и больницы для умалишённых: на смену жутким учреждениям, напоминающим пыточные застенки, пришли лечебницы с более - менее комфортным проживанием – впрочем, это было ещё далеко не везде.

Больница, где работал доктор Гаше, относилась к лечебницам нового типа: она располагалась в бывшем монастыре, кельи которого были переделаны под удобные палаты.

Они находились на двух этажах четырёхугольного здания, с прелестным садиком в центре его.

Единственным напоминанием об обители для умалишенных были решётки на окнах палат.

Палата Ван Гога на втором этаже тоже имела эти решётки, но за ними открывался чудесный вид на город и на холмы за городской окраиной; около окна стоял закрытый покрывалом мольберт.

Психиатры не пришли к единому мнению, полезно ли творчество для психического здоровья?

Одни говорили, что творчество является выплеском скрытых желаний и таким образом полезно как разрядка от внутреннего напряжения; но другие уверяли, что оно, напротив, приводит к перевозбуждению психики и нервной системы и поэтому чрезвычайно вредно.

Эти специалисты сравнивали творчество с безумием и находили, что не существует границ между тем и другим, а уж гениальность, безусловно, есть проявление безумия в самой крайней форме: все гении безумцы, не было ни одного гения, который был нормальным.

Доктор Гаше, склонный по своему характеру к скептицизму, подкреплённому ещё и многолетней практикой, иронически оценивал обе теории и говорил, что если Ван Гогу хочется рисовать, пусть рисует – большого вреда от этого не будет.

Руководство больницы не разделяло эту уверенность и пыталось запретить Ван Гогу заниматься живописью, но доктор Гаше знал способы обойти запрет.

… Когда Гаше и Феликс вошли в палату, Ван Гог лежал на кровати и смотрел в потолок.

– Как хорошо, что вы пришли, доктор! А вам, Феликс, я особенно рад! – сказал он, поднявшись и пожимая им руки. – Я превосходно себя чувствую, но скука, скука!.. Надоело сидеть в четырёх стенах, хочется на воздух, на природу; как прекрасны поля за городом, – как было бы здорово пойти туда с мольбертом и рисовать, рисовать, рисовать!..
– Видите, милый доктор, даже ваши больные рвутся на свежий воздух, а вы добровольно подвергли себя заточению, – засмеялся Феликс.
– Но я не болен и могу сам выбирать, где мне находиться, – ответил Гаше.
– О чём вы спорите? – улыбнулся Ван Гог, глядя на них.
– Да вот, никак не могу убедить доктора Гаше, что нельзя всю жизнь просидеть взаперти, это пагубно для здоровья, – весело сказал Феликс.
– Жизнь вообще вредная для здоровья штука, – отрезал Гаше.

Ван Гог расхохотался.

– Вы извините меня, доктор, – сказал он, – но только вчера я отправил брату письмо, в котором писал, что среди врачей немало нервно и душевно больных людей – наверное, как ни в одной другой профессии. А мой доктор, – ещё раз простите меня, Гаше! – кажется, более одержим тяжёлой хандрой и нервическими припадками, чем я!

Феликс тоже захохотал:

– Не в бровь, а в глаз! Ну, дорогой Поль, что вы скажете теперь?
– Скажу, что вы тоже врач, а значит, недалеко ушли от меня, – неожиданно спокойно ответил Гаше. – Посмотрим, каким вы станете через двадцать лет.
– Поживём - увидим! – беспечно отозвался Феликс и спросил Ван Гога: – Стало быть, лечение ваше продвигается успешно? Приступов больше нет? А что с нервами, вы успокоились?
– Приступы бывают, но лёгкие, а что касается нервов…. – Ван Гог пожал плечами. – Временами мне кажется, что я совершенно спокоен, но вдруг в голову придёт какая - нибудь недобрая мысль о жизни и людях, и меня охватывают бешенство, ярость, безудержная злость! Видимо, тоже издержки профессии: я ведь был проповедником, хотел изменить мир к лучшему, но ни на йоту не продвинулся в этом.

– Любопытно, – хмыкнул Феликс. – Выходит, вы связываете вашу болезнь с разочарованием в людях? Это не ново, конечно, но в данном случае добавляет интересные черты в общую картину заболевания… Не держите это в себе, милый Винсент, поделитесь с нами своими мыслями.
– Может, обойдёмся без этого? – пробурчал Гаше. – Надо ли тревожить больного?
– Признайтесь, что вам просто хочется поскорее вернуться к своей бутылке, – шепнул ему Феликс. – Однако не забывайте, всё же, о врачебном долге.
– Да, да… – неопределённо ответил Гаше.
– О чём вы шепчетесь? – насторожился Ван Гог.
– Так, пустяки, маленький консилиум, – улыбнулся ему Феликс. – Рассказывайте, рассказывайте же, старина! Перед вами друзья, которые выслушают и поймут вас.

                                                                                                                                          Одиннадцать звёзд, солнце и луна (Отрывок)
                                                                                                                                                        Автор: Брячеслав Галимов

Космос далёкий и близкий

0

64

Ракеты четырёх поколений

Горел напрасно я душой,
Не озаряя ночи чёрной:
Я лишь вознёсся пред тобой
Стезёю шумной и проворной.

Лечу на смерть вослед мечте.
Знать, мой удел — лелеять грёзы
И там со вздохом в высоте
Рассыпать огненные слёзы.

                                                         Ракета (24 января 1888)
                                                          Поэт: Афанасий Фет

Человек является наполовину тем, что он есть, а наполовину тем, чем он хотел бы стать, сказал Оскар Уайльд.

Если это так, то советские дети шестидесятых и семидесятых были все наполовину космонавтами. Я знаю это точно, так как и сам в возрасте семи - восьми лет был таким же полукосмонавтом.

Удивительно, но уже тогда я догадывался, что всё это детский бред, который пройдёт с годами. В то же время я говорил себе:

«Я знаю, все хотят стать космонавтами. Но у меня это совсем по - другому! Я действительно хочу им стать, по - настоящему! И если у других это пройдёт, то пожалуйста! У меня нет!»

Я думаю, что многие из моих ровесников, мечтавших полететь в космос, проникали в те же глубины саморефлексии. Некоторые даже сдержали клятву – пара космонавтов как - никак действительно существовала.

Как бы то ни было: тогда мы все, от мала до велика, жили одной ногой в космосе. Космос был везде.

В школьных учебниках, на стенах домов и на мозаиках московского метро: курносый космонавт за стеклом своего шлема - аквариума проделывал какую - нибудь символическую работу – сажая маленький зелёный росток в ямочку на Марсе или протягивая звёздам спутник.

В чаду городов он был всегда и всюду, так что стал в какой - то степени постоянным свидетелем всего происходящего, постоянным «третьим», такого же рода ипостасью, как тот Ленин, который тащит на субботнике бревно.

При этом взрослые принимали его, по всей видимости, за неизбежного собутыльника, который хотя и не вносил никакого вклада в покупку бутылки, но и много не выпивал. Может быть, именно ему посвящены те пара капель, которые алкаши ритуально сбрызгивают на землю, прежде чем бутылка сделает свой первый круг.

Под окнами пятиэтажных хрущёвок стояли модели спутников. В отрывных календарях один звездолёт сменял другого.

Поток космических аллюзий открывал советским будням, так сказать, дорогу в будущее и не давал жизненной вони ударить в нос.

Мир вокруг казался палаточным лагерем, в котором люди жили только временно, пока город солнца не будет достроен. И о том, что этот лагерь существовал уже чуть ли не вечно, в апофеозные моменты наших космических иллюзий мы не вспоминали совершенно: по телевизору показывали старты ракет с Байконура.

Это были моменты, когда оживали космонавты с фризов домов. В их скафандрах и капюшонах, с микрофонами у губ, они махали рукой телезрителям в последний раз, перед тем, как повернуться и пойти к белому фаллосу, который стоял наготове, целясь в тёмно - синее небо Казахстана.

Один аксессуар экипировки космонавтов казался мне особенно загадочным. Они несли с собой маленькие, пузатые чемоданчики, которые блестели на солнце сталью и титаном.

Меня очень занимал вопрос, что же могло находиться внутри.

Может быть, звёздные карты? Кодовые таблицы? Секретное оружие? Запас кислорода для чрезвычайных ситуаций?

Я долго не решался спросить об этом взрослых – по опыту зная, что после их объяснений мир редко становился интереснее. Когда я всё же не выдержал, ответ был ошеломляющим.

«Чемодан?» – переспросил один из сидящих у телевизора. «Так он для говна. Видишь, от него шланг к скафандру идёт. Космонавты ведь тоже люди.»

То, что подобная система удаления отходов была важна, отрицать было невозможно. Но космонавт с чемоданчиком дерьма в руках казался мне таким немыслимым, что мой чистый звёздный мир получил в этот момент явную трещину.

С тех пор, когда новый космонавт шёл к своей новой ракете, мои глаза, не отрываясь, смотрели только на этот чемодан.

Наверное, это зависело от того, что я вырос и давно заметил, что не только космонавты несли с собой этот чемодан, это делали все советские люди. (В дореволюционной России говорили, каждый должен нести свой крест – возможно, этот чемодан был атеистическим обрубком той метафоры.)

Более того, вся советская космонавтика уходила корнями в вонь ГУЛАГа, там сидел главный конструктор Королёв, его чемодан был с тех пор всегда с ним.

Символярий, который советские ракеты несли в космос (гербы со связками колосьев, вымпелы со звёздами и так далее), был подделкой, в то время как это было очень точным символом, открывающим весь ужас:

советский человек, построивший первые космические корабли и полетевший на них к звёздам, навстречу обитателям других миров, не мог ничего предъявить им кроме чемодана, полного лагерного говна, тирании и тёмной нищеты.

Чем больше я узнавал о мире, тем больше становился чемодан, и тем тяжелее было космонавту тащить его к ракете.

Поэтому меня не удивило то, что на борту советского шаттла «Буран» при его единственном запуске не было ни одного космонавта.

Невидимый чемодан весил к тому времени так много, что для человека уже не нашлось места.

Позднее, во времена Ельцина, оказалось, что этот универсальный символ существует ещё в другой, глубоко фрейдистской инкарнации:  как чемодан в банковском сейфе.

Чтобы одни русские могли хранить свою инкарнацию в швейцарском банке, должны существовать другие русские, которые волокут другую инкарнацию вверх по обледенелой лестнице в свои дома где - нибудь в холодном Владивостоке – все это является как бы законом сохранения энергии.

Чем толще один чемодан, тем больше входит в другой.

Наконец я понял, что в России нет ни коммунистов, ни демократов, националистов или либералов, нет ни правых, ни левых, как ни пытается убедить нас в этом телевидение.

Есть только этот чемодан – невидимый главный реквизит всех происходящих в России драм. Это тот загадочный объект, с которым столкнулся «Курск» перед своей гибелью.

В настоящий момент он сбрасывает станцию «Мир» с её орбиты. И – кто знает – может быть, это тот кейс, который один президент наследует от другого, а генералы не перестают уверять нас в том, что это ядерный чемоданчик.

Однажды, чемодан и я сам были ещё маленькими, я обнаружил в советской детской энциклопедии загадочный рисунок:

белые линии зигзагом на чёрном фоне. Согласно подписи под рисунком, речь шла об осциллографически закодированных словах «СССР», «Ленин» и «Мир», которые посылали в качестве высокочастотных радиосигналов в космос.

Мы, будущие космонавты того времени, давно выросли. СССР не существует уже несколько лет. Памятники Ленину убрали с постаментов и расплавили.

Сейчас падает и «Мир» – а с ним и тот мир, в котором мы родились.

И только те три слова - сигнала летят во Вселенную как лучи давно погасшей звезды, которая, уже не существуя, всё ещё видна на небе, и за этой видимостью нет ничего, кроме пустоты и счастливых случайностей.

                                                                                                                                                              эссе Виктора Пелевина - «Код Мира»

Космос далёкий и близкий

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»


phpBB [video]


Вы здесь » Ключи к реальности » Планета Земля - чудо Вселенной » Космос: далёкий и близкий