Архетипы, встроенные в жизнь
Архетип «Свой Парень»: башмачки и волшебные слова
Архетип «Заботливый»: кнопка отмены несчастий
Архетип "Простодушный": одобрение или смерть
Архетип «Герой»: вечный воитель с бензопилой
Архетип «Романтик»: в обнимку с монстром
Архетип «Творец»: самодельные крылья
Архетип «Искатель»: яблоки молодильные и познавательные
Архетип «Аутло»: решение проблем или их создание
Архетип «Шут»: губитель царей
Архетип «Правитель»: заколдованный трон или никакого трона
Архетип "Мудрец": сны и молчание.
Архетип «Маг»: шапка-невидимка и миелофон.
Архетипы и игры.
Последняя, оставшаяся не освещённой подтема: как же могут выглядеть архетипные сюжеты и способы поведения, когда они не проживаются в первый (или в сто первый бёрновский) раз, а вложены во что-то большее.
…Вот Элиза из «Хижины дяди Тома», бегущая с ребёнком в Канаду, на длительном квесте Заботливого, на первый взгляд (и в хроническом статусе Изгоя - на второй). В тот момент, когда она переправляется через реку по движущимся льдинам, видим мы не Заботливого, а Героиню - чьи вполне героические действия оказываются полностью вложены в основную задачу, без изменений в целеполагании и представлениях о результате. Переправится - вернётся в прежний режим, без всяких «я им показала». Что это, смена архетипа была? Нет, использование уже готового архетипного слота в мозаике жизни, в соответствии с обстоятельствами. Искать следующую реку и ледоход Элизе, в отличие от Героев, не надо. Не встретится больше - ну и хорошо.
.. Вот ефремовская Таис Афинская, чьи представления о прекрасном и правильном в жизни принадлежат к системе ценностей Творца. Это не мешает ей быть декоративной, как Романтик, и столь же легко пользоваться внешним ресурсом и заводить новые связи; это не мешает ей также периодически становиться Правительницей для своего девочкового окружения. Здесь тоже не проживание других архетипов, здесь освоенное поведение, вложенное в более крупную жизненную задачу.
.. Вот Корт Миштиго из «Этот Бессмертный», шутовскими методами в течение всей книги изображающий то ли Своего Парня, то ли имитативного Правителя, периодически вдруг палящийся как Герой (впрочем, там все геройствуют)… в самом конце читателю становится известно, что это был реальный Правитель, решавший свою задачу. Не средствами из арсенала Правителя, а всеми доступными.
Таких персонажей исчезающее мало в волшебных сказках любых времён - они плохо сочетаются с самим жанром; мало вы их найдёте и в героическом эпосе. Они редко сейчас возбуждают читательский ажиотаж, ещё реже их берут себе в качестве ников и на аватарки. Они не просто сложноваты по конструкции: в повествовании о них всегда виден момент произвольности поведения, точка выбора, которую всеприсваивающий дискурс не может присвоить - и ещё видна готовность встретиться с обстоятельствами не от той сказки. Даже если такие персонажи попадут в фанфики, их для этого придётся изменить до неузнаваемости. Как в них играть - вообще не очень понятно. Чуть более приемлемы для носителей дискурса персонажи, которые даже с обогащённой палитрой средств возвращаются к одному и тому же сюжету, бегая между обстоятельствами, пока не найдут нужные. Так Хелоту из Лангедока прекрасно доступно поведение Изгоя - но он каждый раз возвращается к понятному и любимому народом Заботливому. А если нет вот этого циклического беганья по кругу, то персонаж опознаётся в лучшем случае как незначимый и блёклый, а в худшем - как недоработка автора или «неотыгрыш» актёра. Сказочная картина мира предполагает правильные обстоятельства, сами бегущие на правильного героя. А каждая такая точка выбора разваливает для читателя/зрителя эмоциональную цельность картинки, оставляя его с неприятным ощущением, что одним лишь внутренним котиком эту историю не повторить. Не присвоить. Даже не сымитировать.
Персонаж, который НЕ подбирает себе следующую подходящую сцену для игры в ту же игру, а подбирает набор игр под жизненный путь, слишком похож на то, что бывает на свете за пределами архетипной спирали. И за пределами темы этого цикла, разумеется.
источник