Замечательные итальянские режиссеры воплотили в жизнь полудокументальный проект одного из отцов неореализма Чезаре Дзаваттини о разных сторонах любви. Взаимность за деньги, самоубийство из-за отсутствия взаимности, мимолетность чувств, жертвенность… В кадре — реальные истории конкретных людей, живущих не только в Риме 1950-х, но и в любом современном городе. Возможно, кто-то узнает себя.
Все роли исполнили непрофессиональные актеры. Зритель, словно, становится свидетелем маленьких фрагментов чужих жизней. Так бывает, например, в кафе, когда вы прислушиваетесь к беседе за соседним столиком в ожидании заказа.
Дорога, наверное, один из самых грустных и в то же время пронзительно трогательных фильмов в истории кинематографа. Захватывающий внимание с первых же кадров, фильм смотрится, как одно дыхание, как один вздох, как одна жизнь. Трагедия человека, ничего в жизни не имеющего, кроме своей силы, который слишком поздно осознал, то, что он потерял.
"È arrivato Zampanò!", La Strada
Дорога — это трагедия маленького человека, по ошибке думающего, что он большой. Дорога, как жизнь, на которой нельзя вернуться назад, лишь только оглянуться и помахать рукой. Любовь была рядом, стоило только остановиться и осознать, почувствовать, и протянуть руку, чтобы коснуться её нежной ладони. Дзампоно, Дзампоно, ээх…, Дзампоно……
Один из лучших фильмов о мошенничестве, тем более на фоне столь частой в кинематографе робингудизации данной лживой профессии. Избежав модного преукрашивания благородства мошенников, авторы избежали и менее модной тенденции некоего чрезмерного очернения их как людей. Да, подлая самовлюбленная готовность доставлять страдания другим у них однозначно преобладает, но имеют они и некоторые общечеловеческие черты: сомнения в себе, желание помочь хоть кому-то самому близкому, попытки дружбы между собой…
Хорошо видно как обман требует участия двух сторон. Жертвы должны сильно желать того, что сулят обманщики. Конечно почти всегда это материальная прибыль, но также, важно заметить, что часто играл большую роль элемент слепого доверия авторитетам (священникам, врачам…). И это прекрасно соответствует жизни — нам до сих пор не так-то легко вполне думать о (якобы) представителе какой-либо структуры как о конкретном человеке, не заслоняя его — в наших собственных глазах! — неким общим образом структуры, к которой (якобы) принадлежит конкретный человек, стоящий перед нами.
Фрагмент из к/ф "Мошенники" ("Мошенничество")
Последствия лживости показаны психологически метко: желание обманывать теряет границы и касается всякого другого, в том числе близких (жену, друзей-коллег…), что, естественно, порождает недоверие и возмездие, а это подразумевает в первую очередь разрушение человеческих связей. И между всеми минусами и плюсами обманчивого добывания денег — желание мошенника стать более честным: более честным и более богатым, или более честным и менее богатым…
Ночь. Маленькая женщина в дешевом, но выгодно подчеркивающем фигуру наряде идет по освещенным улицам города. Ей немножко неуютно в этом элитном квартале, среди дорогих ресторанов, проезжающих мимо роскошных авто, элегантного общества. Оказалась она здесь по своему капризу, а может потому, что ее манит такая жизнь. Эта женщина — Кабирия, она живет в бедном районе и торгует собой. Ей здесь не место, но она с детским упрямством прохаживается по улицам, задорно вскинув голову.
И невольно проникаешься симпатией к этой взбалмошной, грубоватой, но такой по-детски наивной героине. Сопереживаешь ей во всех ее передрягах, грустишь и радуешься вместе с ней. Ведь, несмотря на свой род занятий, Кабирия доверчива, добра, верит в лучшее, любит мечтать. Жаль, что сейчас таким как она говорят, что им будет тяжело в этом мире…
Актрисе и Феллини блестяще удалось показать этот диссонанс внутреннего мира героини и жестокой реальности, в которой ей приходится жить. На ум сразу приходит тема маленького человека в русской литературе. Похожую историю, но с разными действующими лицами можно найти в гоголевской «Шинели», в творчестве Достоевского. Так же очень жаль героев, но что их может ожидать в этом жестоком мире, в котором никому нет до них дела, когда над ними только смеются.
LE NOTTI DI CABIRIA - MAMBO ( FELLINI 1957)
Однако после фильма остается какая-то надежда, вера на лучшее. Он полон милыми трогательными моментами, но показанными сквозь щемящую грусть… У Кабирии были свои радости — такая роскошь, как свой дом (пусть состоящий из одной комнаты, зато со всеми нужными принадлежностями). Она очень гордится, что у нее есть свой уголок и спешит сказать это каждому, пусть только попробуют над ней посмеяться! Я думаю, что даже самое черствое сердце растрогает эта замечательная картина, в которой, несмотря на щекотливую тему, нет ни капли пошлости. Эх, умели же раньше снимать!
Четыре известных итальянских режиссера сделали «модернизированную» версию Декамерона — каждый из них предложил свое описание вопросов между мужчиной и женщиной в стиле Бокаччо.
Режиссер первой новеллы Марио Моничелли рассказал очень социальный рассказ о женщине и мужчине, которые работая на одной работе опасаясь увольнения боятся сказать что они муж и жена.
Вторую новеллу снял Феллини. Она актуальна и сейчас: красавица с афиши (Анита Экберг) материализуется перед скромным пожилым мужчиной. Они проводят вместе безумную ночь.
Новелла снята очень оригинально, но в паре с Анитой Экберг не хватало Питера Селлерса или хотя бы Вуди Аллена.
Третья новелла (на мой взгляд самая сильная и определяющая высокий уровень фильма) была снята Лукино Висконти. Комедийный рассказ о дочери богатого человека узнавшей что ее муж часто посещал бордель рассказан как серьезное драматическое произведение — особо впечатляет игра Роми Шнайдер. Ее присутствие усиляет весь фильм. Кстати, конец фильма — приятно удивляет.
Четвертая новелла снята Витторио де Сикой. В главной роли, разумеется, Софи Лорен. Она играет неаполитанку, которая работает в лотерейной лавке и… влюбляется.
"Когда строку диктует чувство, Оно на сцену шлет раба, И тут кончается искусство, И дышат почва и судьба."
Перефразируя строки известного поэта — писателя Бориса Пастернака можно сказать одно: Автор в момент творения, достижения пика — ощущения блаженства от своего мироощущения будто вторя внутреннему, говорит не только со зрителем, читалем, но и временем. Которое не подвластно моде, чувствам нынешнего, а далеко летит вперед, стирая границы реального-придуманного-фантазийного мира. Где слова — это способ выразить, но не всегда донести основную мысль. Она недвижима, невозможна. Непонятность — вот что что заставляет пытаться снова и снова проецировать и воплощать по средствам искусственного суррогата. Ибо попытки по поиску красоты возносят её в идеал, недостижимостью в обращении с формой.
Мы же это соучастники всему тому, что не так важно в названии и не столь обходимо в охарактеризовывании. Простое внутренне спокойствие — вот что играет роль. А актеры — это все мы на съемочной площадки нашей с вами жизни. Идея, превалирующая над смыслом, важность, теряющая основную мысль. Действие, как отпечаток действительности при совокупности хода вещей, окружающих нас.
Мы — это то, что в нас есть… Или то чего в нас нет…
В своей первой цветной картине, наполненной невероятными и красочными образами оживших фантазий, воспоминаний, желаний, влечений… Феллини отнюдь не собирается развлекать зрителя, удовлетворять его эстетическое и интеллектуальное вожделение. Хотя эти компоненты присутствую по определению, ведь это же Феллини. Однако, на самом деле, в этой, визуально великолепной, сюрреалистичной трагикомедии, мастер касается духовной стороны человека. Того, что в аскетическом лексиконе называется искушением (по-славянски, по-латыни экзаменом, по-русски испытанием). Да, наша героиня добропорядочная женщина, любящая мужа, находящая своё счастье в семейной жизни. Любить и быть любимой, отдавать себя мужу, всегда чувствовать гармонию совместного существования, вот её идеал.
Оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть (Мк.10.7,8.
Но, жизнь прожить — не поле перейти. Брак даёт трещину. Как говорится, седина в бороду — бес в ребро. У мужа, как выясняется, есть любовница. И вот здесь — то, духи (демоны) и приступают к Джульетте. О, это могут быть голоса подруг (чего доброго могут посоветовать разведённые светские львицы), внезапно возникшие фантазии, туманные, далёкие воспоминания, советы матери… Муж отворил врата семейной крепости, а подозрительность, обида и желание поквитаться, помрачают разум Джульетты. Воспользовавшись этим, вся бесовская рать устремляется в атаку. Перед нами весь спектр дьявольской прелести. Маги — шарлатаны, с индусско-тибетским шармом, обещающие открыть вход в духовно — мистический мир, соблазнительно — эротичная соседка, завлекающая открыть для себя мир чувственных удовольствий. Внезапно возникший юноша, напоминающий древне-греческого бога, приехавший из Испании, знакомый мужа, томно рассказывающий о корриде…
Феллини не скупится на образы, прекрасно иллюстрируя арсенал дьявольских соблазнов, так сказать, многогранный, индивидуальный подход к человеку. Весь этот морок окутывает несчастную женщину, теряется трезвость мысли, грань между реальностью и сном или видением стирается. Сможет ли наша героиня выстоять в искушении.
Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его (Иак.1.12;)
В этом странном фильме, затерявшемся во времени и пространстве, живые люди похожи на кукол, а куклы «так похожи на людей»… К нему, снятому поздней осенью 1967-го тремя разными режиссёрами, как ни странно, очень подходит в качестве эпиграфа строчка из битловского «Моржа» (по мистическому стечению обстоятельств записанного тогда же): «Видел бы ты, как они издеваются над Эдгаром Алланом По!»
Три шага в бреду / Histoires extraordinaires трейлер
Действительно, этот фильм — даже не столько вольная интерпретация «Невероятных историй» великого американца, сколько взгляд на них сквозь психоделические очки конца 60-х. Взгляд, замутнённый эйфорически искривлённым сознанием, тронутым чрезмерным употреблением ЛСД и тотальной вседозволенностью. Неслучайно именно здесь вы встретите рядом со своей знаменитой сестрой мало кому известного ещё Питера Фонду, будущего «беспечного ездока» — того самого, кто ещё совсем недавно надоумил Джона Леннона написать потустороннюю «She Said, She Said» с программной строчкой «Я знаю, каково это — быть мёртвым». Здесь вы встретите Алена Делона, гоняющегося за собственным двойником — тема, мистическим образом пролегающая красной нитью сквозь всю его жизнь — реальную и экранную. Здесь вы встретите потрясающего Теренса Стампа в знаковой, пророческой роли типичной «звезды» конца 60-х, утопающей в галлюцинациях и жадно алчущей скорейшего саморазрушения.
Конечно, новелла Федерико Феллини — это бесспорный гвоздь программы. Жуткая, полностью отвечающая заданному жанру литературного первоисточника и уже в духе новой эпохи жёстко-сатирическая одновременно, она поражает воображение своей невероятной изобразительной эстетикой, где каждый кадр, каждый план, каждая мизансцена так и просятся в рамку. История проклятого гамлетовского актёра с говорящим именем Тоби Даммит (to be damned!), неотвратимо приближающегося к роковой встрече с Дьяволом в виде белокурой девочки на краю пропасти (господи, какой у неё жуткий взгляд!), подаётся неспеша, буквально смакуется режиссёром в каждой малейшей детали, и при этом вы чувствуете возбуждающий холодок и неописуемое удовольствие от затянувшейся прелюдии: режиссёр буквально соблазняет своего зрителя! Ещё чуть-чуть, ещё немножко потерпите, и вас ждёт безумный вихрь захватывающей гонки по ночному Риму и стремительный незабываемый конец.
«Сатирикон» Феллини противопоставляется ненамеренно голливудским кинолентам о становление и расцвете Римской империи. Американские режиссеры показывают величие древней цивилизации, выстраивая помпезные декорации и приглашая на главные роли звезд первой величины, привлекающих зрителей своей красотой и харизмой. В оборот берутся общеизвестные сюжеты.
Великий итальянец решает экранизировать роман (возможно, первый в истории) Петрония «Сатирикон», состоящий из несвязных между собой эпизодов. Произведение римского автора можно по праву считать сатирическим, в тексте отображены традиции и нравы народов обитавших на территории Апеннинского полуострова. Феллини опираясь на первоисточник показывает, как бы в пику Голливуду, Рим времен упадка, в котором должна, по замыслу режиссера, угадываться общественно-политическая ситуация конца 20 века. Европейская цивилизация вновь переживает кризис, отбрасывает старую кожу. В центре повествования история двух молодых людей, их распри и честолюбивые устремления. Они проходят путь от пришедших в запустения поселений, похожих на муравейник, до берега, омываемого Средиземным морем. О сюжете фильма сказать можно совсем не много. Как и предыдущие работы мастера «Сатирикон» не имеет четкой структуры. Сюжет развивается нелинейно, а спорадически. Герои, страдающие от смертельной скуки, наблюдают за в роскошным пиром, на котором патриций читает бездарные стихи, собственного сочинения. Принимают участиях в мистериях и церемониях посвящения.
Сатирикон. Лабиринт Минотавра
Мир «Сатирикона» душный и тесный, населенный странными и уродливыми персонажами. Режиссеру будто бы приснился фантасмагорический сон о прошлом, в который он погружает зрителя. Обилие деталей утомляет неподготовленного зрителя, плохо знакомого с творчеством Феллини. Барочная избыточность часто препятствует пониманию киноработ режиссера. Но постигнув замысел фильмов, можно влюбится в творчество Феллини навсегда.