Самватас - Киев: древняя крепость на Днепре
Разбирая в очередной раз поисковую выдачу по вопросам киевской старины, внезапно наткнулся я на странную гравюру 300-летней давности, на которой Киев изображён в виде водной крепости. Гравюру можно было бы и пролистнуть как нелепую фантазию, предположив, что автор рисунка творил со слов путешественников, в результате чего допустил ряд неточностей. Но уж больно старательно изобразил художник речную крепость, уделив внимание мельчайшим подробностям и пронумеровав все важные объекты, что свидетельствует о реальности нарисованного.
На гравюре, опубликованной в книге "Нужен ли нам флот и значение его в истории России" (П.И Белавенец, 1910 год), мы видим мощную крепость окруженную водой, причем водная преграда, защищающая крепость от врага, имеет прямое сообщение с водами Днепра. Поскольку Днепр на гравюре подписан, у нас не остаётся никаких сомнений, что речь в данном случае не может идти о крепости, расположенной на Киевских холмах, возвышающихся над уровнем Днепра на многие десятки метров. Следовательно, автор гравюры изобразил крепость, некогда существовавшую в районе днепровского берега. Поскольку на гравюре недвусмысленно указывается на Киев, то можно предположить, что данная речная крепость находилась в непосредственной близости от Киева и входила в список его оборонительных сооружений.
А что, если на гравюре мы видим знаменитый Самватас, породивший множество споров среди историков, которые веками тщетно пытаются согласовать сведения о древнем Киеве, почерпнутые из разных источников.
Самватас - речная крепость на Днепре ниже Печерского холма
Что наводит на такую мысль:
1. Исследователи, рассуждающие о смыслах слова "Самватас" (Самбатас), среди разных значений называют шведское sam («вместе») + båt (лодка): "место сбора лодок".
2. Император Константин Багрянородный в своих записках сообщает следующее:
[Да будет известно], что приходящие из внешней Росии в Константинополь моноксилы являются одни из Немогарда, в котором сидел Сфендослав, сын Ингора, архонта Росии, а другие из крепости Милиниски", из Телиуцы, Чернигоги" и из Вусеграда.
Итак, все они спускаются рекою Днепр и сходятся в крепости Киоава, называемой Самватас. Славяне же, их пактиоты, а именно: кривитеины, лендзанины и прочие Славинии - рубят в своих горах моноксилы во время зимы и, снарядив их, с наступлением весны, когда растает лед, вводят в находящиеся по соседству водоемы. Так как эти [водоемы] впадают в реку Днепр, то и они из тамошних [мест] входят в эту самую реку и отправляются в Киову. Их вытаскивают для [оснастки] и продают росам. росы же, купив одни эти долбленки и разобрав свои старые моноксилы, переносят с тех на эти весла, уключины и прочее убранство... снаряжают их". И в июне месяце, двигаясь по реке Днепр, они спускаются в Витичеву, которая является крепостью-пактиотом росов, и, собравшись там в течение двух-трех дней, пока соединятся все моноксилы, тогда отправляются в путь и спускаются по названной реке Днепр.
Как видим на гравюре, Киевская речная крепость Самбатас для такого сбора как нельзя более удобна: широкий и глубокий оборонительный канал является, по сути, тихой вместительной гаванью, откуда до реки два взмаха веслами.
Где находился Самватас?
Гравюра даёт ответ на этот вопрос: во-первых, на Днепре возле Киева, во-вторых, ниже днепровской отмели, имеющей характерные очертания (если, конечно, это не случайное совпадение).
Открыв Гугл Земля, мы легко определяем место речной крепости Самватас - между площадкой обозрения Наводницкого парка и Выдубецким монастырем, где длительное время существует обширная лодочная станция.
Днепра в районе моста Патона
Кстати, на берегу, похоже, даже сохранились характерные очертания одной из крепостных стен. В наших планах - посещение берега Днепра и поиски древней кладки ниже моста Патона. Впрочем, это утопия - найти что-нибудь на месте, где множество раз сносили и заново отстраивали мосты через Днепр. Что могло остаться от древних руин, когда Днепр здесь буквально кипел от взрывов.
Собранная из двух кадров гифка наглядно демонстрирует идеальное совпадение очертаний острова. Масштаб крепости, конечно, сильно завышен. Не может же речная крепость быть на месте горы, где сегодня стоит Родина-Мать. Но, учитывая отличный ориентир - дерево на вершине холма, с которого художник смотрел на Днепр, можно сказать, что, скорее всего, крепость находилась на месте теперешней развязки моста Патона (возможно, в широкой ложбине между Днепром и современной площадью Героев Великой Отечественной войны), либо в акватории Днепра чуть ниже.
Смотрите на остров:
Привязка крепости Самватос по острову на Днепре
Вот нашёл отличную ссылку: Ипатьевская летопись 6657 год - "и в то веремѧ стоӕше Изѧславъ противоу ст҃моу Михаилѣ оу Въıдобъıча въ ѡстровѣ".
То есть напротив церкви святого Михаила Выдубецкого монастыря был остров, на котором мог остановиться Изяслав. Не под вербой же он там "стояше". Вероятно, речь идет о замке в нашей крепости, в котором можно было с комфортом провести несколько дней или недель. Не могу поверить, чтобы князья переплывали на пустой остров, который сейчас можно видеть посреди Днепра, чтобы пожить там некоторое время.
Далее по тексту идет описание разборок Изяслава с Ростиславом, прежде которых Изяслав переправил Ростислава к себе на остров и поставил ему отдельный шатёр:
"Ростиславъ же приѣха тоу . Изѧславъ же посла по насадъ свои . и что с ним̑ дроужинъı влѣзе в насадъ . с тѣми же и перевезоша и . и поставиша емоу шатеръ . ѡсобно . и тоу повелѣ Изѧславъ . Ростиславоу въıсѣсти ити в шатеръ . и посла к немоу моужи свои"
В ходе нашего небольшого расследования обнаруживаются новые данные: вот, например, результат работы реконструкторов киевской старины из парка "Киевская Русь": по их мнению, речная крепость была расположена на острове посреди Днепра, напротив Наводницкой ложбины,
Фрагмент карты-реконструкции Киева 10-13 столетий
Крепость на острове посреди Днепра
Нашлось исследование, согласующееся с нашей гипотезой: Бусово поле, Бусова гора и крепость Самбатас, автор которого относит место крепости Самватас к устью реки Лыбедь. В качестве аргументов приводятся названия местной долины и холма - Бусово поле и Бусова гора (бус на древнеславянском - лодка, корабль, а бусово поле - судоверфь).
Кстати, в этом контексте иной смысл приобретает название Выдубичи : одно из значений слова "выдыбай - выплывать из воды. То есть здесь путешественники сходили на берег. Порт, причал, гавань. (Сейчас основная версия появления названия - легенда о свержении идола Перуна, согласно которой киевляне бежали по берегу за плывущей колодой, умоляя её "выдыбать, то есть выныривать)
Куда делась крепость Самбатас?
Имеются поверхностные данные о затонувшем острове в районе моста Патона (ссылок они не приводят, но где-то же читали). Зная, как разливается Днепр, и какой неумолимой мощью обладают стремительные воды паводка, сметающего все на своём пути, можно предположить, что крепость Самбатас банально смыло. Есть старинная карта, на которой в указанной местности имеется огромная отмель, доходящая до середины Днепра. Возможно, это остатки того острова, на котором была возведена крепость.
Старая карта Киева
Косвенно факт "идеального шторма" на Днепре, смывшего все, что он встретил на своём пути, подтверждают фотографии левого берега столетней давности: совершенно опустошённая равнина, практически лишенная всякой растительности. Редкие деревья начинают расти на Трухановом острове немного позднее. А ведь на средневековых картах левобережье напротив Киева обозначено как сплошной лес.
Труханов остров без деревьев (вид от Владимирского спуска)
Среди иных причин можно рассмотреть геологические процессы (например, карстовый провал, круглые очертания которого хорошо просматриваются на карте Гугл Земля от 9.26.2010 года), а также строительную деятельность человека. Вероятно, позднейшие градостроители соблазнились большим количеством дарового материала и попросту разобрали крепость на кирпичики. Во всяком случае, именно так большевики поступили с храмом, стоявшим на месте Десятинной церкви, и многими иными культовыми сооружениями. Так что же мешало разобрать и крепость Самватас, когда воды Днепра отступили, превратив водную крепость в бесполезный форт на отмели?
Следы провала на дне Днепра
Кстати, источники утверждают, что наш Самватас не посмели разорить даже армады хана Батыя.
И еще одно замечание: исследователи крепостей-звезд давно обратили внимание на отсутствие у таких городов некоторых важных частей, которые, вероятно, становятся жертвами природных стихий. Есть много объектов, у которых моря, реки и озера "отъедают" обширные участки крепостных строений, со стенами и бастионами.
Между прочим, на этом же космическом снимке есть, на мой взгляд, очевидные признаки разрушенной крепости. Судите сами:
Следы крепости на дне Днепра
Что есть Самватас?
Имеет ли право на существование наша версия? А почему нет? Как известно, выше Наводницкого парка находилась мощная Киевская крепость, существовавшая задолго до 1706 года, когда царь Петр I заложил первый камень в строительство крепости вокруг Печерской Лавры.
Действительно, всё очень удобно: неприступная крепость, окружённая водой со всех сторон, являлась крупным речным портом, в котором разгружались суда и обеспечивалось хранение грузов. От крепости в верхний город ведет удобная дорога (ныне - ул. Лаврская), находящаяся под контролем нескольких бастионов. Лучшего места для речной крепости и не придумаешь.
Не исключено, что обнаруженный нами Самватас входил в общий план укрепрайона, разработанный неизвестными стратегами еще до момента, когда наши предки взяли город в своё владение.
Любопытная средневековая карта, на которой нанесены все древние крепости в районе Киева
Старинная карта Украины
Что же такое Самватас: судя по гравюре, это настоящий автономный город внутри крепостных стен. Художник отметил цифрой 2 замок, кроме которого в Самватасе имелось около двух десятков кварталов и христианские церкви, воздвигнутые, очевидно, уже после крещения Руси Владимиром. При таком количестве строений площадь крепости должна была быть огромной. Я думаю, что Самватас простирался до нынешнего острова посреди Днепра, который и был опорой его восточной стены, На берегу художник под цифрой 4 отметил еще несколько объектов - "киевские развалины".
На глаза попалась удивительная аналогия с нашим исчезнувшим Самватасом - Петропавловская крепость. Для сравнения два изображения расположены рядом.
Такой же мост, такой же надлом линии берега за мостом.
Петропавловская крепость и предположительное место Самватаса
Обратите внимание, как совпадают характерные очертания крепостной стены и береговой линии Днепра.
Совпадение очертаний берега Днепра и стены Петропавловской крепости
Гифка, собранная из кадров разной прозрачности, явно показывает следы крепостной стены на днепровском берегу.
Артефакт киевской крепости на Днепре
Еще один странный Киев
Очередная случайная находка на ВикиСкладе: рисунок речной крепости на Днепре с той же точки, датируемый 1687 годом.
Kiovia
Как видим, на этом изображении исчезло дерево с переднего плана, лучше прорисована дорога, ведущая к мостику, появился флаг на шпиле башенки со стороны Днепра, отсутствуют фонтаны (?) на площади и прибавилось руин на берегу. То есть это другой рисунок (автор Якоб Фон Сандрарт) того же странного объекта, именуемого "Киев".
Два похожих изображения рядом, чтобы было легче искать отличия
(Похоже, художники находились на разной высоте)
Два рисунка крепости Самватас, сделанных в разное время
Мы как-то привыкли думать, что древний Киев "обязан" находиться в районе Старокиевской горы и её окрестностей. Но эти два рисунка наталкивают на мысль, что локация Киева была такой не всегда.
Из многочисленных источников известно, что Киев в средние века приходил в абсолютный упадок, катастрофически снижалось число городских жителей. И не исключено, что однажды честь назваться Киевом перешла к речной крепости на Днепре, где поселились киевские правители.
Московский литератор Владимир Измайлов так описал столицу древней Руси (1799 г):
"Нет домов каменных, нет порядка в строении, нет регулярности и архитектуры. Улицы не мощены, пески покрывают их. Пешеходец глотает несносную пыль, и туманный столб вьется непрестанно вокруг проезжающих.
Самый Подол, более населенный, нежели другие части города, не имеет совсем вида города. Деревянные кровли, низкие хижины прикрываются церквями и монастырем. Улицы так узки на Подоле, что едва ли двое дрожек могут разъехаться.
Сообщение между тремя частями города чрезвычайно затруднительно, оттого, что горы отделяют их одна от другой. Кажется, что вы видите три разные селения. Я говорю селения, ибо и весь Киев едва ли заслуживает названия города".
Вероятно, некогда настал момент, когда названия Киев и Самватас стали обозначать одно и то же - большую речную крепость на Днепре, внутри которой имелся дворец, храмы, жилые дома и хозяйственные постройки. Ну, не зря же художники проигнорировали старый город, назвав Киевом речную крепость.
Читаем историю Киева тех лет: после многочисленных разорений от русских князей и набегов ханов и эмиров Киев был полностью разрушен и сожжен, падал к ногам литовцев и поляков, но ко времени создания рисунков воспрял духом. В городе разместился гарнизон стрельцов, а с 1625 по 1708 год Киев сделался полковым центром Запорожского Войска.
Историки везде отмечают, что территорией Киева в то время считались Верхний город, Подол и Печерск. Но почему же тогда художники называют Киевом крепость на Днепре, остаётся только догадываться.
Читатель, конечно, понимает, что приведенное здесь небольшое исследование является свежей гипотезой, нуждающейся в дальнейшей проработке. Если у вас имеются какие-нибудь соображения по данному вопросу, прошу писать в комментарии.
Добавлено 19.06.2018
Есть идея.
Никто не понимает, для чего задолго до основания пещерного монастыря была вырыта Варяжская пещера. Летописи утверждают, что там некие разбойники прятали награбленное. Но рыть 500 метров подземного хода ради организации "схованки" - нонсенс. Такой ход мог понадобиться, чтобы связать два стратегических пункта - что-то наверху и что-то внизу.
Предполагаю, что это были две крепости - верхняя и нижняя. Длина Варяжской пещеры равна полкилометра, и тянется она от холма Дальних пещер как раз в сторону, где мы предполагаем существование речной крепости. Собственно, наличие столь протяжённой пещеры практически является доказательством существования в первом тысячелетии н.э. на месте Дальних пещер укреплённой позиции.
Есть сведения о том, что войска Батыя штурмовали Печерскую крепость, используя тараны.
ТОГОЖ ЛЕТА ЗЛОЧЕСТИВЫЙ Батый разоривши преславный град Киев, прииде с погаными своими и к Святой Обители Печерской, идеже множество народа бе в затворе, и мужественно противу того врага Креста Господня места ради святаго стояше: но грех ради не возмогоша Христиане отбитися и уцелити. Ибо нечестивии варвары овнами, или таранами стены каменныя Монастырския столкши и до основания сокрушивши, в Святую Обитель внидоша, людей всякаго чина посекоша, иных плениша, и самую Небеси подобную Церковь Пресвятыя Богородицы Печескую оскверниша, от всего украшения обнажиша и Крест с главы Церковныя златокованый сняша, а верх до полуцеркве по окна повелением проклятаго Батыя испровергоша; такожде и верх олтаря великаго по перси иконы пресвятыя Богородицы избиша, и весь Монастырь со всеми украшениями и каменными стенами до основания искорениша и разметаша, яко о том подробну в древних Летописех Руских обретается; и от того времени преукрашенныя Божиею славою Девы обитель Святая Печерская до своего перваго бытия и красоты древния не возможе приити. Ибо нынешнее строение далече разно есть от перваго.
(Киевский синопсис, 1674. О РАЗОРЕНИИ ПРЕКРАСНЫЯ
Святыя Великия чудотворныя Лавры Печерския Киевския)
То есть в 1240 г. на Печерском холме существовал мощный укрепрайон, населённый многочисленными защитниками, долго сопротивлявшимися опытным воинам Батыя.
История Печерского монастыря начинается в 1050 году, когда Илларион выкопал в этих местах небольшую пещерку, а потом обнаружил Варяжскую пещеру. Очевидно, оборонительные валы вокруг этого места существовали уже тогда. Иначе совершенно непонятно, зачем через 100 лет после устроения монастыря Антонием и Феодосием нужно было возводить вокруг него мощные крепостные стены. В крепостных стенах есть смысл, когда за ними есть защитники, иначе через стену можно просто перелезть.
Как это понять? Есть монастырь, и киевскому князю приходит идея его защитить. Он приказывает затеять грандиозное строительство, наводнив территорию тихого монастыря суетными и шумными работниками на длительный срок. После этого понадобилось бы поселить в Печерской Лавре целый гарнизон, чтобы эти стены защищать, что и было сделано, судя по тому, что Батыю пришлось изрядно потрудиться на штурме укреплений. Не понимаю мотивов князя. Единственно, что приходит на ум, это наличие крепости на этом месте до того, как здесь поселились монахи.
Точно такой же трюк в 1706 году повторил царь Пётр I, которому насиженное место под монастырём показалось самым удобным для устроения мощнейшей крепости, которую стали строить, снося хаты местных жителей и монастырские сады. Правителей что-то прям тянет сюда со своими крепостями. Там под землёй точно был огромный подземный город, вокруг которого стояла звёздная крепость. И как только возникает угроза Киеву со стороны врага, об этой местности сразу вспоминают.
Кстати, о речной крепости Самбатосе Константин Багрянородный написал за 100 лет до основания Печерского монастыря. И раз на Днепре в 950 году была речная крепость, то рядом должны были быть и опорные пункты на высотках.
Гипотеза: Варяжская пещера составляла с речной крепостью единое целое, являясь коммуникационной магистралью на случай, если нижнему крепостному гарнизону потребуется помощь, либо понадобится эвакуироваться оттуда на холм, защищённый оборонительным валом и крепкой стеной.
*Упоминание о Самбатосе датируется 950 годом. Наверняка в это же время на Печерских холмах существовали крепости, построенные раньше речного оборонительного пункта.
**Константин Багрянородный описывает, как со всего верхнего поднепровья к Самбатосу стекаются "моносиклы", чтобы потом сообща плыть вниз по реке. Такая традиция за один день не складывается. Кроме того, это движение имеет столь длинную историю, что на нём местные жители делали бизнес, производя лодки и продавая путешественникам. То есть эта практика продолжалась не менее полувека. Прибавим сюда время, необходимое на постройку самой речной крепости, и получим 850 год (950 - 100 лет), а крепость на месте Печерской Лавры должна быть ещё старше.
***Диггеры, бродившие по дальнему окончанию Варяжской пещеры, когда-то давно ведшей под Днепр к основанию крепости, и выдвинули идею о подводных ходах, идущих на другой берег.
****Если подземный ход к Самбатосу протянули аж от нынешних Дальних пещер, то наверняка тоннели прокопали и к крепостям, расположенным значительно ближе - в районе нынешней Родины-Матери и Ботанического сада.
*****Почему бы не довериться памяти народной, наименовавшей Варяжскую пещеру именно так, а не иначе. К примеру, Лядские ворота получили своё название потому что рядом был польский квартал (ляхи то есть). Можно предположить, что пещера и крепости на Печерском холме и на Днепре - результат деятельности варягов.
источник