Ключи к реальности

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Ключи к реальности » Волшебная сила искусства » Галантный Век


Галантный Век

Сообщений 41 страница 50 из 71

41

Жизнь в сослагательном наклонении.

В комментариях довольно часто появляется такое мнение: «Если бы не Революция, наша семья жила бы сейчас в поместье!» Нет-нет! Я не буду снова разоблачать мнимых князей Волконских. Давайте будем считать, что перед нами реальный потомок бояр, вельмож, генералов и декабристов. Тут напрягает другое слово - «поместье». Не так давно по ТВ был показан сюжет о женщине из французской династии де Водрейль (по материнской линии), которая, с юности вкалывала в полиграфическом бизнесе, чтобы наконец-то, купить...крохотную часть бывших имений своего предка, видного вельможи времён Людовика XV. Или вот - во времена Третьего Рейха большинство дворян (причём наследников, а не младших братьев) служили в армии и в SS, давным-давно распростившись с мечтами о своём имении - всё было продано, заложено-перезаложено или просто промотано в карты еще году этак в 1901-м. (Кстати, многие из них намеревались в случае победы заполучить земли на Украине или в южной России). Да что так далеко ходить? Вспомните сюжет известной чеховской пьесы, где предприимчивый простак скупает имение своей же барыни. У людей, которые говорят о поместьях, как будто заклинивает какой-то невидимый миру тумблер - они словно проносятся на странной Машине Времени из середины XIX века в современную реальность. Их Россия-без-большевиков выглядит, как вот эти открытки:

Галантный Век
Иллюстрации - открытки из серии «Москва Будущего» 1913 год.

В их странных мирах нет ни Реформы 1861 года, ни возвышения буржуазии, ни разорения. Они как будто застыли на границе 1840-х годов и кивают нам оттуда своими завитыми головками. Я понимаю, что прошлое, даже недавнее, часто бывает подёрнуто роматической дымкой - «балы, красавицы, лакеи, юнкера» и...пионерки с гербариями, и романтика стругацко-ефремовского космоса, и вальсы Шуберта (в исполнении выпускниц 1953 года), и хруст французской булки (которая была всё-таки булкой, а не набором эмульгаторов). Когда я в детстве рассмативала архитектуру сталинской эпохи, она и вовсе представлялась мне Галантным Веком. Вернее, я честно думала, что кинотеатр «Слава» и дворец в Останкино построены одновременно. «Если бы не Перестройка, наша семья жила бы сейчас в академгородке, а я была бы Главной по Тарелочкам!» То бишь по неопознанным-летающим, а не по банально-кухонным. Люди почему-то резко забывают про Застой, про карьеристов от науки (посмотрите хотя бы фильм или спектакль «Пена» по С.Михалкову). Все почему-то видят себя шестидесятниками с горящим взором, напрочь игнорируя последующее десятилетие.

Галантный Век

-Если бы продолжался СССР, мы бы сейчас жили в обществе с высокой нравственностью, с низкой преступностью и с отличной экологией!
-Нет! Это если бы сейчас была Империя, мы бы жили в обществе с православным духом, с царём-батюшкой и гимназистками румяными!
-Гыгыгы! (тролль) Это царь-батюшка жил бы с гимназистками, а вы бы ходили в лаптях и жрали бы с помойки! Сталин форева!
-Ааааа! Да уже в 1912 году в России были открыты 200 бесплатных школ для кретьянских детей!
-Ахахаха! Зато мы делали ракеты, а также в области балета...!
-Ца-ря! Ца-ря! Ца-ря!
-Ста-лин! Ста-лин! Ста-лин!
-(Тролль) Спа-р-так чем-пи-он! ЦСКА - конюш-ня!

Галантный Век

...И так до бесконечности. Увы и ах - люди застряли в ощущениях (или представлениях об ощущениях) энного года и представляют мир, как логическое продолжение некоей фантазии о неслучившемся. Но если в около-советских фантазиях есть определённая доля смысла и правды, то плач по Империи и вовсе вызывает усмешку. Все почему-то представляют себе благолепного Батюшку с немецком профилем и ярыми усами, кладущего земные поклоны перед многоярусным иконостасом, фрейлин в кринолинах и кокошниках, законсервированную навеки московскую старину с зелёными садами и купеческим бытом, а также манеры, кавалергардов и ресторации со стерлядью.

Галантный Век

Никто не хочет представить себе, как выглядел бы (например) русский конструктивизм 1920-х. А он был бы, даже, если революция не случилась бы. Или русское Ар Деко, или...гастроли Битлов 1965 года. И никаких имений, и никакого благолепия. Клерк Волконский - юрисконсульт с двадцатого этажа бизнес-центра на Остоженке (стеклянно-бетонного прямоугольника, по моде 1960-х). Эге-ге! Это Совок сохранил московскую старину...! Не-не! Представить себе Империю в развитии - по сути невозможно. И страшно, и скучно. Сразу рушатся кучерявые колонны и фрейлины переодеваются в пиджаки с плечиками, а князь Гагарин широко улыбается в скафандре, потому что лосины в Космосе - это ужас-ужас. И никаких имений - так, квартирка в Ясенево или в Тёплом Стане. И на месте знаменитого «Яра» - ужасное чудище с рациональными эркерами - модерн-столовая с фабрикой-кухней. Кто проектировал? Сын купеческий А.Веснин и сын поповский И.Голосов. Гимназистки 1920-х танцуют шимми, гимназистки 1960-х уходят в хиппи.

Галантный Век

Если бы не Революция, если бы не Перестройка, я бы эхххх! Почему это произносится? Чтобы переложить вину на Общество, на обстоятельства. А это - самое грустное и безо всяких кринолинов.
https://zina-korzina.livejournal.com/

0

42

Мария Антуанетта: незаслуженная героиня

Незаслуженные герои: незаслуженно-известные и незаслуженно-интересные. О них снимают фильмы и пишут романы, им приписывают адюльтеры и мистические способности, их именами назвают пирожные и сорта роз. В истории есть целый ряд личностей, которые при ближайшем рассмотрении выглядят скучно и буднично - они откровенно серы. Или же - недостаточно ярки. Но о них мы с детства знаем всё или почти всё, тогда как их менее «обласканные» современники по-прежнему лежат на полках истории и безуспешно ждут своего часа. Типичный пример - Мария-Антуанетта. Её называют «плоть от плоти Галантного Века», о ней пишут и романисты, и глянцевые недо-журналисты. До неё снизошёл сам Стефан Цвейг. Фейхтвангер в романе «Лисы в винограднике» посвятил ей много-много страниц текста...

Галантный Век
Норма Ширер в роли Марии-Антуанетты. 1938 год.

Она - самая известная королева Франции и вообще - королева! Ну, может, за исключением Анны Австрийской и Марго, которым повезло попасть на кончик пера господина Дюма. Я бы вообще остереглась называть Антуанетту - истинной дочерью Галантного Века, ибо она, как раз-таки, сильно выпадала из него. Ибо была ...не сильно умна. XVIII век - это время людей-энциклопедистов, которые, меж тем, не гнушались интриг, заговоров и галантных похождений. Бомарше - да. Помпадур - несомненно. Екатерина Великая - сто процентов. И наш Ломоносов - его жизнь с побегом из дома, учёбой, прусской армии, поэзией и физикой, ...с интрижкой в городе Марбурге и дружбой с фаворитами - это типичная история Галантного Века.

Галантный Век
Норма Ширер в роли Марии-Антуанетты. 1938 год.

Но считать эту малограмотную немецкую девочку из многодетной императорской семьи (sic!) - о, нет! Что она изобрела? Высокие причёски? Не вполне она, а всё больше её куафёр - мсье Боляр. Фасоны платьев? Тоже не она, а модистка Роза Бертен. Чем она была славна? Фразой про пирожные? Если и сказала, то не из остроумного цинизма, а по глупости. А, скорее всего, и не говорила. Она была обычной потребительницей, которая проматывала бюджет государства. Всё. В своё время мне довелось читать журналы мод XIX века (тогда культ погибшей королевы достиг небывалых высот), так вот выражение 'а-ля Мария-Антуанетта' в конечном итоге стало просто выводить меня из себя.

Галантный Век
Кирстен Данст в роли Марии-Антуанетты. 2006 год.

Ну, мало того, что этим именем называли буквально всё - от шляпок до обойного шёлка, так ещё никакого попадания в эпоху не было - все эти вещи не были 'а-ля Мария-Антуанетта'. Они не имели ни малейшего сходства с модной линией конца XVIII века. Это примерно, как любое псевдо-ретро называть а-ля 'Ева Браун'. Просто к середине XIX века Марию-Антуанетту так распиарили, что она сделалась персоной номер один Галантного Века. Более того, их часто путают с...мадам Помпадур. Да-да. Действия одной приписывают другой. Например, пособничество в изобретении высоких причёсок. В эру Помпадур носили маленькие куафюры.

Галантный Век
Кирстен Данст в роли Марии-Антуанетты. 2006 год.

Поскольку персона Марии-Антуанетты начисто лишена интересных фактов, их надо срочно придумывать. На протяжении двухсот лет ей присочиняют любовников и даже - любовниц. Ей в постель кладут то Водрейля, то герцога Орлеанского, то кардинала де Роган (это сущая дикость!), то принцессу де Ламбаль, то даже ту дамочку, которая была замешана в скандале с ожерельем. Её возможный, но не доказанный роман с Акселем Ферзеном кормил и кормит целую плеяду писателей и сценаристов. А она была просто скучающая немецкая курочка, которой нравилось менять наряды и кушать пирожные.

Галантный Век
Кадр из фильма Софии Копполы о Марии-Антуанетте (2006).

Скорее всего, она даже не изменяла своему Луи (очень неподходящий для неё супруг! Высоко образованный, умный человек и хороший слесарь). Находясь при дворе, где вертелись величайшие умы Европы, Антуанетта не удосужилась прочесть ни одной умной книги! Сравните с Екатериной - та всё время что-нибудь читала и писала! Но прелестная Тони (как звали её в детстве) красиво умерла. Её несправедливо убили. Она страдала. Людям нравятся истории про бабочек, которые погибают в огне. Им нравится контраст ненапряжного бытия с последующими лишениями и - смертью на гильотине. Много любила, была красавицей, а потом - гордо погибла. Жа-а-алко! Самая кассовая история!

Зина Корзина (с)

Отредактировано Алина (2018-07-03 15:19:47)

0

43

Про Крым.

Вчера вспомнился старый советский фильм...про Галантный Век, точнее про Крым в Галантом Веке - «Адмирал Ушаков». Просто красивое патриотичное кино, никакой политики (точнее - политика есть, но галантная, в духе того времени, чего уж), но уж очень приятное. Более чем. Особенно понравилась речь Потёмкина в начале отрывка. Впрочем, тут всё великолепно. Советское кино - оно такое, в нём всё было. Не только прошлое, но и будущее, так сказать. Итак, отрывок из фильма...

Зина Корзина (с)

Адмирал Ушаков (1953)

0

44

Солнышко в мае весь день сияет
Льется на наши мирные пашни
Щедрым потоком живительные свет
Сердцем счастливым приветствуем нивы
Озимь в цветенье под небом весенним,
О, как нам дорог твой скромный рассвет!

Радостны взору родные горы.
Нежная зелень сосен и елей
Благоухающей жизни полна.
Кружатся пчелы с гуденьем веселым.
Ты вся сиянье, ты вся ликованье,
О, лучезарная гостья – весна!


Галантный Век

Отредактировано Созерцающий (2019-05-23 16:04:34)

0

45

До чего дошёл прогресс!

Вообще, у передовой науки и современной креативной мысли - масса презабавных возможностей. Не знаю, как у них это получилось, но французы воссоздали голос одного из своих самых любимых королей - Людовика XIV (хорошо знакомого советским детям по макулатурному виконту де Бражелону и паре Железных Масок в киношке). Но так вот! Там сопоставили рост-вес-возможные болезни-ширину грудной клетки и прочие параметры и выдали интервью с Людовиком. В принципе, зная с детства, как положено, этого героя, допускаю, что в пожилом возрасте он имел именно такой голос. Французского, увы, не знаю.

J'AI INTERVIEWÉ LOUIS XIV !

0

46

Современное искусство - оно такое...

Современное искусство - очень разное. Есть беспредметная мазня (хотя, сейчас-то её мало - она была в моде лет 100 или хотя бы 60 назад), а есть - шикарные проявления и их больше. Вот, например, жестокий и прекрасный пост-пост-модернизм во всей красе.

Галантный Век
Ольга Суворова (род. 1966). Изображены персонажи итальянской комедии, которых, например, часто рисовал (и писал) Константин Сомов. У художницы - ряд подобных картин.

Zina Korzina (c)

0

47

Знаете ли второй вариант этой дивной картины?

Всё прогрессивное и немножко грамотное человечество в мае отмечает 150 лет со дня рождения Александра Бенуа. Очень я люблю этого художника, как и его приятеля - Константина Сомова. Там дальше статья, а тут - знаменитая картиночка (она скромна) Бенуа, известная в двух вариантах, правда, популярна только одна. И понятно - почему. Одна - красивая и цельная, вторая - почти карикатурная. О чём речь?

Галантный Век

«Купальня маркизы» - проходная вещь - написана быстро и безо всякой философской мысли. Меж тем, эта изысканная безделушка стала визитной карточкой художника, теоретика искусств, автора трудов по истории живописи — Александра Бенуа. «Купальня маркизы» - утончённо-эротическая игра, где всё лишь угадывается. Мы видим аккуратную головку, убранную цветами и — наряд, брошенный на скамейку. Что ещё? Мальчика-арапчонка, подглядывающего за своею госпожой.

Галантный Век

У Бенуа есть и второй — гораздо менее цитируемый вариант «Купальни» - там иная маркиза явлена в полный рост (практически), и мы видим узкие плечи и неприглядное, болезненное тельце. Это - карикатура и нам понятен беззвучный смех негритёнка: мадам презабавна и вовсе не хороша без своих корсетов и кружев. Один и тот же замысел, но такие разные финалы! Бенуа мог быть возвышенным и желчным, а ещё — добрым и мелочным одновременно. Каков он? Заносчивый, смешливый и - глубоко порядочный. Бенуа констатировал: «Я был слишком своеволен и причудлив». Таковым и оставался до конца дней.

Кстати - Бенуа не имел художественного образования! Отсидев положенный срок (sic!) в двух частных гимназиях, юный Бенуа поступил в Императорскую Академию Художеств, которую не закончил, решив, что ничего интересного там всё равно не покажут.

0

48


Шива, Шакти и ацкий сотона

0

49

Как могла выглядеть реальная Анастасия Ягужинская?

Исторический мини-сериал «Гардемарины, вперёд!» (1987) с его продолжениями мне совершенно не нравится, зато в нём есть отличная музыка и симпатичные актёры, поэтому в виде номеров киноконцерта все эти «Ланфрен-ланфра» звучат мило и романтично. Помню, как в момент выхода всех поразила красота одной из главгероинь – Анастасии Павловны Ягужинской, точнее исполнительницы этой роли – Татьяны Лютаевой. Я с детства интересовалась XVIII веком и тогда уже отметила, что потрясающая внешность актрисы не вписывается в эстетику рококо, хотя декоративно-старинный костюм на Лютаевой смотрится великолепно.

Галантный Век
Кадр из фильмов «Гардемарины, вперёд!» (1987). Скриншот. Источник - YouTube.

Она изумительно вписалась бы в 1910-е (излёт Серебряного века!), а если уж говорить о «галантном столетии», то из неё (с оговорками) получилась бы англичанка 1770-1780-х – так называемый «гейнсборовский тип», но перед нами 1740-е – эпоха манерных завитушек и мягкой линии. Мне захотелось «реконструировать» облик героини «Гардемаринов», если бы она существовала в реальности – в том формате, какой предлагают авторы сюжета. Как могла выглядеть юная особа, наружность которой свела с ума француза, вращавшегося при версальском дворе? Да и не только де Брильи считал её «звездой».

Галантный Век
Родители Анастасии - Павел Ягужинский и Анна Головкина. Источники - Википедия и https://knowhistory.ru/

Но для начала – занятные исторические факты. Есть мнение, что Анастасия Ягужинская не выдумка. Не совсем выдумка, точнее. Имелась некая дочь Павла Ягужинского и Анны Головкиной (из фильма довольно трудно понять, почему Анна Гавриловна именуется уже Бестужевой – овдовев, она вышла замуж за Михаила Бестужева, брата вице-канцлера). Даты жизни девицы Ягужинской в некоторых источниках выглядят странно – 1724 - ?, то есть она куда-то делась и неизвестно, когда умерла. Это выглядит более чем странно – «не заметить» исчезновение дочери одного из сподвижников Петра Великого.

Галантный Век
Кадры из фильмов «Гардемарины, вперёд!» (1987) и «Виват, гардемарины!» (1991). Скриншоты. Источник - YouTube.

Имя Анастасии прозвучало всего один раз – на допросе Ивана Лопухина, который заявил, что Ягужинская присутствовала при крамольных беседах своей матери с Натальей Лопухиной. Это и обыгрывается в повести и – фильме. Есть небезосновательное предположение, что в допросные листы закралась ошибка и никакой Насти вообще не существовало, но была Прасковья – дочь Ягужинского от первого брака, которая как раз была замешана в «лопухинское дело», во всяком случае что-то могла знать – но вина Прасковьи осталась без доказательств.

Галантный Век
Красивые фигуры 1740-х годов. Автор картин - Антуан Пэн. Источник - Википедия.

Чарующая героиня Татьяны Лютаевой – это полумифический образ и тем он интересен - правда/вымысел в причудливой смеси. Итак, божественная красавица Анастасия, сводящая с ума – какой она могла быть в 1742 году? Вкус рококо предписывал молоденькой особе иметь округлые, но деликатные формы. Всё должно быть нежным, розовым и пухлым – ни одна косточка не могла выпирать! Худоба, равно как и тучность – уродливы. Ценилась не точеная, холодная внешность, но – дивно-очаровательная. Восхищали щёчки, холёные пальчики, невероятно маленькая нога, покатые плечики.

Галантный Век
Типичные красивые лица второй трети XVIII века. Авторы картин - Антуан Пэн и Розальба Карьера. Сканы. Источник - книга 'Die Frau im Barock'/ Edition Leipzig. 1982.

Никто не рассматривал женщину «в целом», но любовались отдельными чертами – ртом, напоминающим бутон розы, тончайшей талией, сдавленной корсетом, небольшой высокой грудью, а если повезёт – круглыми коленями. Их показывали не всем, как вы понимаете. Татьяне Лютаевой с её спортивно-поджарым телом и пышной грудью, большими руками и крупным размером ноги, а тем более – с худым скуластым лицом не удалось бы воодушевить ловеласа и эстета Брильи – он счёл бы её грубой и простоватой. Конечно, тощие, пышногрудые и большеногие дамы вращались и в тогдашнем бомонде, но их не считали «звёздами».

Галантный Век
Императрица Елизавета Петровна в молодые и зрелые годы. Художники - Иван Никитин и Виргилиус Эриксен. Источник - Википедия.

Точно так же сейчас попадаются типажи, близкие к эталонам XVIII века, но теперь они кажутся чрезмерно пухлыми и даже смешными. Если посмотреть на портреты императрицы Елизаветы Петровны, можно заметить, что она тоже вписывается в эстетику галантного века. Правда, у неё был гренадерский рост, что, с одной стороны выглядело шикарно – особенно для повелительницы сверхдержавы, но с другой – несколько портило общую картину. В 1730-1750-х ценился средний рост, как у маркизы де Помпадур. Хороши - миленькие и пикантные*. В общем, Татьяна Лютаева не очень понравилась бы Серёже де Брильи...

Галантный Век
Картина художника Жана Франсуа де Труа. Источник - Википедия. Кадр из фильма «Гардемарины, вперёд!» (1987). Скриншот. Источник - YouTube.

Отдельная тема - костюмы. Обратите внимание на спину! Точнее, на драпировки, которых нет у Ягужинской, а ведь это - важнейшая конструктивная деталь женского наряда XVIII столетия. В «Гардемаринах» антураж условно-приблизительный. Там почему-то носят усы вместе с пудреными париками или вообще без париков, что тоже считалось нарушением этикета - тот вид, в каком появляется герой Михаила Боярского мог бы навести на нехорошие мысли: то ли пират, не то - солдат удачи. А шевалье, который только что из Версаля - ...на последней картине есть два кавалера. Но зрителю 1980-х это вряд ли показалось бы красивым...

Галантный Век
Жан-Марк Натье. Картина как раз 1742 года, изображающая французскую принцессу в образе богини Флоры.

*Примечание. На эту тему есть прелюбопытная книга - Эдвард Фукс «История нравов. Галантный век».

Zina KorZina (c)

0

50

«Стакан воды» - шедевр, где полно грубых ляпов

Двухсерийный телефильм «Стакан воды» (1979) – тот случай, когда советские авторы сделали из легкомысленной пьесы – высокоинтеллектуальную мелодраму, в которую с каждым годом всё интереснее погружаться, несмотря на её ляпы и несоответствия. Политические интриги, игра слов, битвы амбиций, борьба за мир (за выход Англии из войны) и только слабеньким фоном – лав-стори, которая в первоисточнике Эжена Скриба – основной движок закруженной фабулы.

Галантный Век
Кадр из фильма «Стакан воды» (1979). Источник - wwwteleguide.info

Режиссёр Юлий Карасик (также снявший изысканно-прозрачную «Дикую собаку динго»!) создал роскошное полотно в довольно скромном антураже – второй двор Европы тут выглядит, как серенькое обиталище какой-нибудь немецкой герцогини, чьи владения можно проскочить за полтора часа. Но не это главное. Признаться, это вообще не главное.

Эта вещь настолько хороша своими диалогами, что уже без разницы всё остальное. Включая грубые ляпы, которые здесь не смотрятся как промахи (мы знаем ещё один такой фильм, где ляп на ляпе – «Семнадцать мгновений весны» и ничто не мешает просмотру). Однако несовпадения сценарно-драматургического текста – с реальностью тоже хочется разобрать!

Галантный Век
Королева Анна из рода Стюарт. Источник - Википедия. Наталья Белохвостикова в образе королевы Анны. Источник - photochronograph.ru.

Меня ещё в детстве удивило, что королеве Анне в 1713 году сообщают экстренную новость – о битве под Полтавой, свершившейся в 1709 году. Потом, когда я была постарше, уже смутило, что одна из придворных леди вспоминает, что она присутствовала на коронации Людовика XIV, которая состоялась в середине 1650-х, меж тем перед нами нет ни одной старушки. Также полно и других путаниц с датами.

Но более всего изумительно полное несовпадение внешности, а у некоторых героев – и характеров с историческими прототипами. Пожалуй, нет другого такого фильма, где стопроцентный мискаст не портит общую картину (хотя, есть ещё одна популярная экранизация, но там нет реальных действующих лиц, лишь выдуманные).

Галантный Век
Кадр из немецкой экранизации 'Ein Glas Wasser. Das Spiel der Königin' (1923). Источник - Википедия.

Итак, начнём с королевы Анны из рода Стюартов (1665 – 1714) – женщины грузной, тусклой и глубоко несчастной, ибо из 17 детей она потеряла всех до одного. В 1713 году ей было под 50, и она не блистала красотой, мягко говоря. Тут же мы видим тонкую и прекрасную Наталью Белохвостикову – её королева свежа и привлекательна. Конечно, апатична и – слаба, но это меланхолия перегоревшей интеллигентки (типаж 1970-х!), а не депрессия безнадёжно увядшей вдовы.

Анна-Белохвостикова – печальна и не страдает повышенным аппетитом, тогда как Анна-реальная постоянно что-нибудь ела, и эта гастрономическая одержимость была объектом для шуток – как в самой Англии, так и за её пределами. Настоящей Анне Стюарт не пришло бы в голову влюбиться в Артура Мэшема – она давно потеряла интерес к подобного рода чувствам. Но это уже «на совести» автора пьесы, создавшего водевиль там, где была драма.

Галантный Век
Леди Черчилль, герцогиня Мальборо. Источник - Википедия. Алла Демидова в роли герцогини. Скриншот. Источник - YouTube.

Далее – леди Черчилль, герцогиня Мальборо (1660 – 1744), блистательно сыгранная Аллой Демидовой. В своё время, увидев портреты настоящей Мальборо, я была расстроена – курносая и щекастая красавица показалась мне простоватой – наша киношная герцогиня была …гораздо больше похожа на каноническую леди, чем «аутентичная» мадам. Однако внешность обманчива – Мальборо действительно крутила всем двором, политикой и – своей коронованной подругой Анной Стюарт.

В реале герцогиня была на пять лет моложе королевы, тогда как в киноверсии 1979 года персонаж Аллы Демидовой – зрелая дама, а государыня – совсем молоденькая. Более того, Мальборо тоже не стала бы пускаться в сомнительные авантюры любовного характера – не лишь потому, что это могло бы повредить её политической репутации, но и потому, что всю жизнь истово обожала своего мужа. Их брак состоялся по взаимной любви, что редкость для той эпохи.

Галантный Век
Лорд Болингброк. Источник - Википедия. Кирилл Лавров в одной из сцен фильма. Скриншот. Источник - YouTube.

Антагонист леди Черчилль - Генри Сент-Джон, первый виконт Болингброк (1678 – 1751) был гораздо моложе героя, сыгранного Кириллом Лавровым. Даже с учётом раннего (по сравнению с XX веком!) старения, ему нельзя дать 35 лет. Болингброк славился распутством, интригами, умением ловко подставить ножку своему сопернику и чудовищной беспринципностью – это сочеталось с блестящим умом, дальновидностью, многочисленными талантами. Типовой «портрет» галантного столетия.

Болингброк-Лавров – это какой-то …борец за мир и социальный прогресс с прямым и честным взглядом (хотя, наделал долгов). Такое чувство, что ему сугубо неприятно ввязываться в интриги двора и парламента, а вот Болингброк-настоящий в своём сочинении «Рассуждение о партиях» писал, что истинная свобода невозможна без распей, склок, борьбы и лавирования. Наверное, он счёл бы свой образ в советской экранизации …скучноватым, хотя и не лишённым острых реплик.

Галантный Век
Кадр из ещё одной советской экранизации пьесы (1957 год). Точнее, это телеспектакль. Диалог Болингброка и герцогини. Источник - https://www.kino-teatr.ru/.

И, наконец, очаровательная (по фильму) и мало обаятельная в реалиях-1713 мисс Эбигейл Хилл (ок. 1670 – 1734), именуемая в пьесе и телефильме – Черчилль, чтобы подчеркнуть родство с родом Черчилль-Мальборо. Она действительно была родственницей влиятельной дамы и вправду «пододвинула» герцогиню. И джентльмен по фамилии Мэшем являлся её супругом, правда звали его не Артур, а Сэмюэль. В фильме Эбигейл (или – Абигаль) – этакая милая и прямолинейная девочка, борющаяся за свою любовь и потому помогающая Болингброку (и делу мира, конечно же!).

Настоящая Хилл-Мэшем слыла опытной карьеристкой и работала на Болингброка вполне осознанно. Кроме того, в 1713 году Эбигейл уже значилась женой мистера Мэшема и ей было 43 года. После смерти Анны миссис Мэшем удалилась в свой загородный дом, тогда как в фильме говорится, что Эбигейл – «по-прежнему первая статс-дама» и держит в своих ручках двор Георга III (этот король родился в 1738 году, когда Эбигейл уже 4 года как не было в живых!)

Галантный Век
Миссис Эбигейл Мэшем. Источник - Википедия. Светлана Смирнова в роли юной-нежной-ранимой-справедливой (ага) девушки Эбигейл. Скриншот. Источник - YouTube.

Да, рассматривать эту пьесу, равно как и наш фильм в качестве путеводителя по английской истории – дело неблагодарное. Однако именно эта вещь пробудила во мне интерес к дому Мальборо и – Уинстону Черчиллю – потомку герцогини; к британскому XVIII веку – а он сильно отличался от французского, немецкого и – русского; к борьбе тори и вигов; к авторам, творившим в эпоху королевы Анны – таким, как Даниэль Дефо (это не только Робинзон!) или гораздо менее известный в России – Уильям Конгрив. В общем, фильм, как произведение искусства – на пять с плюсом.

Zina KorZina (c)

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»


phpBB [video]


Вы здесь » Ключи к реальности » Волшебная сила искусства » Галантный Век