Ключи к реальности

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Ключи к реальности » Волшебная сила искусства » Галантный Век


Галантный Век

Сообщений 1 страница 10 из 71

1

Про Украину, Галантный Век и народы-братья.

Недавно нашла красивый фильм 1956 года про Богдана Хмельницкого. Он вышел на экраны под громоздким и не особо интересным названием «300 лет тому...», но в СССР был действительно затык с названиями и упаковкой, ибо предполагалось, что главное - содержание. Оно, конечно, правильно, но, тем не менее... Но суть не в этом. Речь в фильме идёт об Украине. Некоторые монологи и диалоги звучат феерично. Про народы-братья там тоже имеется.

Итак, пара отрывков - один пафосный, про Украину и Русь.

Второй - с участием очень молодого Василия Ланового, который играет положительного поляка. Причём, костюм на нём - европейский. В духе первой части «Анжелики», просто один в один.

300 лет тому...

«300 лет тому…» — исторический фильм о событиях Национально-освободительной войны на Украине под руководством Богдана Хмельницкого. Фильм был приурочен к широко отмечавшемуся в СССР юбилею Переяславской рады и 10 октября 1956 года продемонстрирован по первой программе советского телевидения.

0

2

А роза упала на лапу Азора...

«Белая акация. Прекрасное цветущее растение. Как хочется наполнить её запахом флакон. К сожалению, до сих пор это не удалось никому».

Марлен Дитрих.

...У девочек моего поколения была мода на белые изысканные цветы каллы, во всяком случае, в анкетах, которые мы заполняли (иной раз прямо на уроках), именно этот цветок стоял на первом месте. Следом шли непременные розы - у особо чувствительных дев какие-нибудь особые сорта и - экзотичные орхидеи. Если роза - любовь и романтика, то каллы и орхидеи были неким символом роскоши и несомненной заграничности. В семидесятых-восьмидесятых годах оказывалась модна любая заграничность... Живые орхидеи уже тогда продавались в специальных прозрачных коробочках - их было принято дарить на 8 Марта вместе с французскими духами или ещё каким-нибудь очаровательным «дефицитом». Так вот, открытки с каллами мы старательно собирали, потом вырезали контур цветка и наклеивали в песенники и анкеты. Яркое воспоминание лета 1983 года - тонкая и, что называется, «дышащая духами», девушка в умопомрачительных белых штанах-бананах, в серебристых босоножках на высокой тонкой шпильке, с какой-то запредельной сумочкой несла эти самые цветы-каллы. Целых пять штук.

Собственно, в каждое время была своя мода на определённые цветы. То праздничная сирень, то пышные розы, то печальные ирисы, то - революционные гвоздики. Цветы в стихах, цветы на картинах, ...цветы - лучший подарок. Или не лучший? Существует легенда (или это быль?) о том, как парфюмер Анри Брокар «отбил» свою будущую жену - Шарлотту Равэ - у её ухажёра – певца. Итак, легенда о корзине фиалок... Рассказывали, что ещё в начале своей карьеры парфюмер присутствовал на вечеринке, куда был также приглашён молодой франтоватый певец. Никто не заметил никакого подвоха, когда кто-то поставил на рояль корзину с фиалками. Цветы распространяли изумительный аромат, гости пришли в восторг, а вот самоуверенный красавец – певец почему–то взял не ту ноту и вызвал у всех вздох разочарования и жалости. Причину знал только Брокар: от запаха фиалок обычно садятся голосовые связки. А зачем юной девице нужен певец-неудачник? Уж лучше красавец - парфюмер.

Галантный Век

Открытки моего детства.

Галантный век - эпоха розового цвета и розовых цветов. Розы оплетают беседки и украшают дамские причёски. Вспоминается случай из эпохи царствования Елизаветы Петровны. Одна из придворных дам (иной раз называют красавицу Наталью Лопухину) вздумала явиться во дворец с прекрасной розой в волосах, тогда как государыня имела точно такую же розу в своей причёске. В самый разгар бала императрица заставила женщину встать на колени и срезала цветок вместе с прядью волос. После чего наградила фрейлину оплеухами. Никто не смел даже подражать Елизавете и, пока ей не надоедал тот или иной фасон, дамы не могли заказывать себе ничего подобного. Тем более, никто не смел быть краше и роскошнее неё. Галантный век - розы Помпадур. Платья маркизы буквально усыпаны розами. Утро - ванна с розовыми лепестками, мыло с розовыми эссенциями из Грасса, розовое масло - это всё Помпадур. Впрочем, моя Болгария - это тоже непременное розовое масло. Любимыми духами королевы Виктории были Fleurs de Bulgarie от CREED. Роза - королевский, царский цветок. Супруга Николая I звалась Белой Розой - в годы её молодости была популярна рыцарская тема и прочие атрибуты красивых ухаживаний за Прекрасной Дамой. И - совершенно неожиданная картина «Розы для И.В.Сталина». Красные и белые розы. Какой-то средневековый символизм, недоступный, впрочем, в эпоху Большого Стиля.

Галантный Век
Б.Владимирский. «Розы для И.В.Сталина».
Ф.Буше. Портрет маркизы де Помпадур. Фрагмент.

Сталинская эпоха пахнет не только солнцем, но и сиренью. Пролетарские дворцы с портиками и колоннами, павильоны сельскохозяйственных достижений утопают в сирени. У Маршака читаем: «Голубое, голубое, голубое в этот день/Было небо над Москвою, и в садах цвела сирень». Душный и сладкий запах сиреневого майского дня, когда в громадные окна врывается ветер. Круглый стол с белой скатертью, на столе - ваза с цветами. ОСОАВИАХИМ, «Динамо», портрет красивого усатого человека в белом кителе... Дворы, фонтаны, трамваи, магистральные дома, выстроенные вдоль широких улиц, Сокольники, маскарад. «Вдруг — вся в чёрном и в золотых звездах — вылетела из-за сиреневого куста девчонка. Не заметив меня, она быстро наклонилась, поправляя резинку высокого чулка; полумаска соскользнула ей на губы. И сердце мое сжалось…». Если маркиза Галантного Века появлялась из увитой розами беседки и с розой в пудреных волосах, то индустриальные маркизы позировали на фоне сирени. Сиреневый куст и белое платье, и красные галстуки, и - солнце. Сиреневая ветка - в букете девочки-пионерки, на соцреализмовском натюрморте, на открытке, в запахе духов и мыла.

Галантный Век
Открытка из маминого детства. 1950-е годы.
Реклама парфюмерии 1930-е годы.

Впрочем, Советская Власть гораздо больше любила гвоздики. Это была, так сказать, официальная любовь - революционный цветок. Красный День календаря - годовщина революции украшалась гвоздиками. Дамы с тех пор полюбили другие цветы, ибо эти выглядели очень уж по-парткомовски. И забавный аристократ-looser Толя Новосельцев с гвоздиками для Калугиной. Он не мог притащить ей розы - он не знает, как и что. Он увидел в ларьке гвоздики и этого было вполне достаточно. В моём детстве красные и белые гвоздики дарили учителям. Новосельцев видит в Калугиной именно строгую, но вздорную, не слишком счастливую и типично-обременённую очками учительницу, училку. Вы скажете, что в совке не было роз и пармских фиалок на каждом шагу? О, если бы Новосельцева встретила бы по пути сама богиня Флора со всеми своими дарами, он всё равно выбрал бы именно гвоздики - строгий, советский официальный цветок. Цветок для учительницы, которая ему ставит сплошные двойки. Розы - это уже признание в чувственной любви. Гвоздика ни к чему не обязывает. Можно соврать, что это - так, ерунда, из несостоявшегося погребального венка для несчастного Бубликова.

Галантный Век
Кадр из фильма «Служебный роман».
День 7 ноября - красный день календаря.

Красная гвоздика - это пафос революции. Изысканный ирис - печаль декаданса. Серебряный век, причудливый и претенциозный модерн предпочитал ирисы. Они непременны и обязательны, они вытеснили розы, лилии, оставив место, разве что для фиалок. Диктатор моды Поль Пуаре стал популярен, благодаря...ирисам. Первым его самостоятельным изделием была накидка-манто для кумира парижской публики - актрисы Габриэль Режан. Шикарное манто из чёрной тафты, декорированное крупными ирисами, понравилось заказчице и стало для Пуаре, что называется «путёвкой в жизнь». Мы видим ирисы на картинах Альфонса Мухи, они угадываются в каждой виньетке и каждом завитке Модерна. Ирис признаётся загадочным, роскошным, стильным - у него всегда немного...увядший и печальный вид. Если гвоздика - остра и боевита, роза - чувственна, сирень - праднична, то ирис - это изысканная усталость от бытия. То, что и было нужно в эпоху, когда мир стоял на краю гибели. Ирис похож на загадочную, несколько потасканную, поэтическую даму, которая бодрствует ночами и бравирует своей утончённой порочностью...

Галантный Век
Ирисы Модерна.

Человек всегда любил цветы - отсюда стремление не только вырастить, но и засушить, и - наполнить их ароматами флаконы. Но, как сказал, герой эпохи декаданса - Дез Эссент из книги Жориса Гюисманса «Наоборот»: «...Запахи почти никогда не связаны с теми цветами, чьё имя носят»...
http://zina-korzina.livejournal.com/693092.html

0

3

Куртизанки и котики - вечная тема.

Тема размещаемых мною картин - Советский Мир. Однако я иногда (крайне редко) помещаю что-то из иных времён. Вот этот портрет знаменитой и очень богатой английской куртизанки XVIII века Kitty Fisher почему-то всколыхнул и заинтриговал, хотя, это банальный вариант той эпохи. Не шедевр, но и не ужас. Хорошая работа тогдашнего светского мастера Nathaniel Hone. Хотя, понимаю, б***и и котики - вечная тема творчества масс. Почему котики?

Галантный Век
Игра слов - Китти (котёнок) Фишер (рыболов). Потому и котик с рыбками.
http://zina-korzina.livejournal.com/997106.html

0

4

Восток - Запад.

Сама статья - тут НА САЙТЕ ГАЗЕТЫ 'ЗАВТРА'. А тут - отрывок про Галантный Век.

...Примерно треть французских повествований Галантного Века посвящена ориентальной тематике — действие переносится то в Исфахан, то в Голконду, то в Шираз, а в повести «Приключение прекрасной мусульманки» аббата Прево интрига разворачивается в болгарском селении Градище, о коем французский автор имел, скорее всего, поверхностное представление, но точно знал, что сие — турецкая вотчина. Хотя, не было недостатка и в придуманных «восточных землях». Достаточно обозначить красавицу - Зельмирой, а вельможу — Селимом, расцветить сюжет упоминанием гарема, базара и минаретов, дабы создать экзотическую историю с игриво-светским, версальским содержанием.

Галантный Век
Жан-Этьен Лиотар. Один из многочисленных женских портретов а-ля тюрк.

Всё восточное казалось не просто модным, но и загадочным. Странным и непонятным, зато — увлекательным. Утверждалось: образованный европеец живёт осязанием текущего момента, а восточный мудрец — чувством вечности. Это притягивало и суетливых маркиз, обожавших читать о Роксолане, и философов Просвещения, которым хотелось всё знать и всё осмысливать. От человека, побывавшего там, за гранью, требовали занимательных историй — о фантастических драгоценностях и ...таких же беспримерных чудесах, а салонный мастер Жан-Этьен Лиотар выписывал дочь Людовика XV – принцессу Аделаиду в турецком платье, с томиком. Допустим, с модной в ту пору книгой Шарля Луи Монтескье «Персидские письма».

Галантный Век
Жан-Этьен Лиотар. Портрет принцессы Аделаиды де Бурбон.

Тогда сложилось целое направление в беллетристике — письма или заметки некоего «восточного гостя» о европейской бытности, коя для него — странна, дика и забавна. Авторами эпистолярных романов были, разумеется, европейцы и писали они вовсе без расчёта, что их станут комментировать в Багдаде. Это сугубо европейский жанр понятный и угодный исключительно на Западе. «Персиянки красивее француженок, зато француженки миловиднее. Трудно не любить первых и не находить удовольствия в общении со вторыми: одни нежнее и скромнее, другие веселее и жизнерадостнее», - витийствовал Монтескье от имени перса-путешественника. Помимо всего прочего, эти сочинения имели характер этнографических опусов и содержали в себе мнения по любому вопросу: «…Из всех народов мира… ни один не превзошел татар славою и величием завоеваний. Этот народ — настоящий повелитель вселенной: все другие как будто созданы, чтобы служить ему. Он в равной мере и основатель и разрушитель империй; во все времена являл он миру свое могущество, во все эпохи был он бичом народов...».

Галантный Век
На картине Оноре Фрагонара мы видим модную игрушку - китайский сувенир.

Другая, не менее известная вещь написана в Англии Оливером Голдсмитом и носит название «Гражданин мира, или письма китайского философа, проживающего в Лондоне». Голдсмит иронизирует по поводу британских обыкновений, высмеивает моду и, как водится, ехидствует в адрес тотальной политизированности социума: «Как и в Китае, всеобщее увлечение политикой находит здесь удовлетворение в ежедневных газетах. Только у нас император пользуется газетой, дабы наставлять свой народ, здесь же народ норовит поучать в газетах правительство». Интересно, что Россию Голдсмит упоминает как-то отдельно, изображая её чем-то, вроде границы миров — с одной стороны сочиняет пасторально-галантную миниатюру о восхождении жены Петра — Екатерины I, обозначая русский двор, как европейский и ничем не отличный от иных дворов. С другой — полагает, что нравы народа, подвластного русской короне — дики, непостижимы и почти нереальны. Ровно то же утверждал и француз Астольф де Кюстин в своём труде о России Николая I, то есть спустя 70 лет после Голдсмита.

Галантный Век
Иоганн Петер Мельхиор. Аудиенция у китайского императора.

Вот ещё один знаменательный пример. Запад у востока старался перенимать всё самое примечательное, разве что кроме религии, тогда как восток долгое время был закрытой системой, оберегавшей свои подлинные сокровища. В XVIII веке, появился причудливый стиль ‘chinoiserie’ – дословно «китайщина». Китай – это, прежде всего, фарфор – любимая игрушка пресыщенных королей и курфюрстов, поэтому на волне повального восхищения тонко звенящими чашечками возникло увлечение всем китайским – чайными павильонами, ширмами «с драконом», азиатскими опахалами. Вся Европа мечтала разгадать фарфоровую тайну, но китайцы упорно хранили древнюю формулу. Поэтому нам пришлось изобретать свои варианты – дрезденский, севрский и – русский виноградовский. Чайная церемония на востоке — это миросозерцание посредством чая, которое можно до конца понять только признавая бытие в вечности; тогда как мы это воспринимаем иначе. Русские и англичане смоделировали новую традицию чаепитий - сугубо европейскую, деловую. Чай — повод и фон, однако, не Вселенная, как там, на востоке...

В общем - остальное здесь...

0

5

Выставка Галантного Века!

Не так давно в Музее Изобразительных Искусств имени А.С.Пушкина проходила выставка французских гравюр Галантного Века. Я написала статью для газеты «Завтра». Цитата: «…Мода Галантного Века – это полная и безоговорочная победа изысканной красоты над «грубой и скучной» функциональностью. Костюм – лучшее эстетическое выражение эпохи, так сказать, манифест времени. Поэтому неслучайно один из разделов выставки назван «Модные прихоти». Прихоть – любимый и единственный смысл галантного столетия. Не твёрдое желание, не простецкая потребность, но – изощрённая прихоть, манерный каприз. Никогда - ни до, ни тем более - после, мужской костюм не был столь рафинированно-женственным, как в середине XVIII столетия; никогда эти два антипода – женская и мужская мода не были так близки друг к другу. И мужчины, и женщины были одинаково напудрены, расфранчены, обшиты кружевами и усыпаны драгоценностями. Как не существовало мужских и женских ароматов духов, так не было и различий в манере наносить макияж и мушки. Эталон красоты – изнеженный сибарит, главная забота которого – развлекаться всеми доступными средствами, дабы спастись от главного врага всей своей жизни - от неизбывной скуки. А мода, переодевания, выбор ткани для бального наряда – это лучший способ забыться, заглушить тоску и – страх. Страх перед неминуемой гибелью века».

Галантный Век

«...Впрочем, ничто - даже знание судьбы всех этих людей - не мешает нам любоваться воздушной прелестью портретов и образов. Женский силуэт Галантного Века строился на контрасте сложной причёски, стройной талии, сформированной корсетом и широкой юбки на фижмах. Наряд был роскошен и причудлив – волосы завивались, пудрились и украшались цветами, жемчугом, лентами; на шею повязывалась лента (или рюш) под названием «тур-де-горж», на корсаже закреплялся букетик из искусственных цветов. В руке – непременный веер. И это, не говоря уже о многочисленных драгоценностях. Кавалеры – не отставали. Пудра, ткани самых нежных расцветок, обтягивающие штаны-кюлоты, белоснежные чулки. И – табакерки, которыми мужчины XVIII столетия неизменно хвастались. Что ж, у каждого века – свой «модный гаджет». Особую роль в жизни тогдашнего общества играли портные, модистки, белошвейки и – торговцы галантерейными товарами. Это были не просто создатели и продавцы одежды – они знали все новейшие городские и дворцовые сплетни, первыми узнавали о политических перестановках, а иной раз – становились поверенными в делах высокопоставленных лиц. Недаром модистку Розу Бертен именовали «министром моды» - только она имела постоянный доступ к Марии-Антуанетте, а её неоспоримое влияние на королеву-модницу приводило в бешенство вельмож и фрейлин».

Остальное - ТУТ.

0

6

Зато он любил классику...!

Навеяно реальным событием и реальным разговором о музыке...

...О фильме Стенли нашего Кубрика «Заводной апельсин», чего только не понаписано. Как и любой шедевр, эта вещь имеет слишком много граней, чтобы её можно было трактовать только с одной-единственной позиции. Любая трактовка, даже самая дикая (на первый взгляд) оказывается верной. Потому что шедевры воздействуют не столько на сознание, сколько на подсознание, а оно у каждого из нас, ой какое непростое...! Я этот фильм смотрела ещё в эпоху видюшников. Тогда оно мне как-то не очень понравилось, ибо, когда на дворе стоят 1990-е и хочется всего и сразу, особенно «Терминаторов», «Аэропланов» и Дольфа Лундгрена, как-то очень сложно сосредоточиться на непростой и многослойной картине. Оговорюсь сразу - уже тогда фильм оставил отчётливое послевкусие, причём, совершенно не гадкое, хотя в фильме так много насилия на душу населения, что вроде бы должно. Нет, послевкусие было какое-то особое.

Галантный Век
Кадр из фильма «Заводной апельсин».

Потом я увидела этот фильм ещё раз, уже более осознанно. Так чём я то бишь? Одна знакомая леди настаивает, чтобы её сын ходил в музыкалку, играл на скрипке, изучал сольфеджио. Мальчик не желает - он уже один раз потерял скрипку. Купили вторую. Карательное муз.образование - это особый сорт пыток. Ими пытают любимых детей. Смысл? Чтобы мальчик стал культурным, порядочным, умным и светлым. Я посоветовала даме посмотреть «Заводной апельсин». Помните, главный герой повествования - Алекс - кушает молоко, носит старинный котелок с тросточкой и обожает классическую музыку, а точнее - Людвига ван Бетховена. Но при этом он с невыразимым удовольствием совершает акты насилия... У нас есть дурацкая привычка - считывать благородные увлечения и аристократические манеры, как признаки интеллигентного или хотя бы приличного, порядочного человека.

Галантный Век
Кадр из фильма «Заводной апельсин».

Нам кто-то в детстве внушил, что наличие в руках томика Фета или скрипочки должно сигнализировать о высоких моральных качествах носителя. Это как с целомудренным прикидом. Мол, если девушка в платке и в уродливой длинной юбке, стало быть, она чиста, как утренняя роса на лепестке полевой ромашки каменного века (потому что в каменном веке была экология подходящая, не то что нынче). А то, что под этими целомудренными юбками может таиться такой адский ад, что дальше ехать некуда - это почему-то мало кого волнует. А уж робких и целомудренных мужчин я вообще опасаюсь... И вот наш Алекс - он с тросточкой, в котелке, а иной раз и в рединготе а-ля вторая Галантного Века. Он умеет быть денди. Но он законченный, патологический подонок! Музыка Бетховена навевает ему нездоровые фантазии, связанные с уродливым сексом или с ультра-насилием. Когда он читает Библию в тюряге, он представляет себя римским палачом, бичующим Христа. Он та свинья, которая везде находит грязь.

Галантный Век
Типичная фотография и - типичная обстановка Третьего Рейха.

После варварского лечения жизнь Алекса потеряла не только краски, но и сам смысл. Это как художнику оторвать руки. Алекс, который больше не в состоянии творить зло, не хочет и не может существовать. Он возвращается к жизни только тогда, когда действие привитых препаратов сходит на нет. Он редкая мразь, но любит-то он очень высокую музыку! Кстати, очень в тему - музыкальная жизнь Третьего Рейха. Недаром в фильме Кубрика кадры с Гитлером показывают на фоне «божественного Людвига ван» (как называет его сам Алекс). Если кто не знает - в нацистском государстве люди жили весьма напряжённой духовной жизнью. Эстрада и прочие низкие жанры были низведены до «музыки негров и евреев». Истинный ариец слушал Гайдна, Генделя и Баха. Жизнь людоедского общества протекала не под эротишную лили-марленовщину и даже не под «Хорста Весселя», а под фуги и оратории. Известный факт - в концлагерях коменданты создавали оркестры, также игравшие исключительно классику. А многоизвестная Ильзе Кох изначально была не сочной проституткой и не грубой лавочницей, а...библиотекарем.


Ну и типичный фильм Третьего Рейха.

Нет-нет, я не утверждаю, что у каждого фаната высокой классикой под рубашкой - татухи в рунами SS и прочими «коловратами», просто так называемые «правильные» увлечения и тем более - «правильные» одежды не могут вам гарантировать столь же правильных отношений. Знаете, какой самый страшный фрагмент в «списке Шиндлера»? Во время уничтожения гетто в одной из опустевших квартир сидит офицер SS и лабает музон Галантного Века. В дверях стоят два солдата. Их диалог впечатляющ. -Это Бах? - Нет, Моцарт. Ведь умели различать!

http://zina-korzina.livejournal.com/780684.html

0

7

Монастырь лучше.

Когда мне было лет тринадцать, подруга дала мне почитать роман Дени Дидро «Монахиня», ибо знала, что я интересуюсь Галантным Веком. Сама книга была настолько зачитанная и ветхая, что казалась ровесницей самого повествования. На деле же, издание было не то сталинской, не то уже хрущёвской эпохи. Что могла вынести из этой истории советская пионерка? Разумеется, протест против подобного лишения свободы - если вы помните главная героиня Сюзанна Симонен требует не балов и маскарадов, а именно своего неотъемлемого права на передвижение. Точнее - на выбор своего пути. Эта книга очутилась (точнее - была возможна) в стране победившего социализма неслучайно - ибо случайные, лишённые правильных идей, вещи в СССР никогда не издавались, а если идею нельзя было найти, а вещь, между тем хорошая и невредная, то идею додумывали дяди из идеологического отдела ЦК КПСС. Свобода - любимое слово в советском лексиконе. Так вот, история дочери юриста - Сюзанны Симонен, которую против воли заперли в монастырь... Вместо того чтобы позволить ей тоже стать юристом (это была шутка, поэтому не надо привычных комментариев, что в те времена-а-а-а юристами могли стать только мужчи-и-ины, поэтому иди работай, пока опять не отобрали).

Галантный Век
Кадр из одноимённого фильма 2013 года.

Я, собственно, о другом - о восприятии монастыря, как некоей страшной клетки, которая не переставала быть для Сюзанны именно клеткой даже в те времена, когда у неё всё складывалось благополучно. Она беспрестанно желала оттуда вырваться, а иной раз попросту умереть. Я вот недавно решила послушать эту аудиокнигу... Я уже давно не пионерка и даже смогла себе позволить то самое юридическое образование. Но. Я не поняла, почему эта девушка-буржуазка так не хотела идти в монастырь, а впоследствии приложила все усилия, дабы не оставаться в оном? Какую свободу конкретно она имела бы в мирской жизни? Дидро писал это со своих мужских позиций - он-то мог себе позволить и законы изучать, и философию, и шляться куда заблагорассудится. Что ждало дочь юриста в XVIII cтолетии? Карьера адвоката? Максимум - путь художницы, вроде Ангелики Кауфман или Розальбы Карьера. Ещё один максимум - выскочить замуж за дворянина (как сделала некто Жанна Пуассон) и попробовать затесаться в Версаль. Но Жанна Пуассон (которая Помпадур) - это было исключение из правил, оставшееся в истории человечества, а ещё более - в сплетнях и легендах. Нашу же героиню - Сюзанну Симонен ждала всё та же клетка и не факт, что более просторная и светлая.

Галантный Век
Кадр того же фильма «Монахиня».

Или вы полагаете, что все дамы осьмнадцатого столетия были шикарными либертинками - переписывались Ричардсоном и Руссо, носили мужское платье и полумаску, если хотели... проникнуть в полузакрытую лондонскую кофейню - обиталище мужчин из партии тори. Ну и по пунктам - танцевали бы на маскарадах в костюме Коломбины и сбегали бы в окно от агентов господина де Сартина. В окно - непременно! И чтобы по верёвочным лестницам! А некоторые даже меняли любовников, как подвязки, причём среди любовников должны непременно значиться - Вольтер, Питт-старший, Питт-младший и прусский генерал фон Зейдлиц - белокурый нибелунг с чистыми арийскими глазами. О, нет. Либертинок было мало. Большинство женщин-буржуазок и дам-аристократок жили с оглядкой на общественное мнение и только одна из тысячи устраивала себе маскарадно-мармеладную жизнь с Вольтером. Это надо было очень наплевать на социальные устои и прочую мораль, чтобы носиться на балах в мужских кюлотах. Если какая-нибудь графиня Оржельская позировала художникам в мужском наряде и спала со всеми, кто ей понравился, то это ещё не значит, что все на её месте смогли бы делать то же самое.

Галантный Век
Кадр того же фильма «Монахиня».

Я забыла главное - карьеру. Помпадур сделала карьеру, благодаря положению фаворитки. Мисс Дженнингс - которая герцогиня Мальборо - не стоила бы ничего без выгодного замужества. Екатерине Великой просто повезло. Меж тем в монастырях была возможность продвинуться по иерархической лестнице, самостоятельно выстроить карьеру. У нашей Сюзанны такая возможность была изначально - за неё был получен приличный вклад, она была из хорошей, хотя, и не из дворянской семьи. Ну, и личные качества - стойкость, воля, ...таланты. Ан нет - карету-мне-карету! Я уже не говорю о том, что в монастыре было куда как больше возможностей к активному долголетию - люди там физически трудились и правильно питались (сейчас примерно так и питаются богатые бабы, озадаченные фитнесом). Более того - они постоянно молились, исполняли духовную музыку и пребывали в местах скопления позитивной энергии. В своё время мне довелось прочесть статистику смерти от первых родов в XVI-XVII веках. Речь шла об Англии. Цифр не помню, запомнился возраст - 16-17 лет. Она ещё и не видела ничего! А да, многие любят повторять, что жизнь в монастыре - это было сплошное ношение вериг, власяниц и самобичевание. Это примерно такая же ахинея, как сказки о том, что в СССР люди носили только серые шмотки и стоя в бесконечных очередях, пели песни о Сталине.


http://zina-korzina.livejournal.com/785223.html

0

8

Оскорбляющее кино: ваши варианты.

У вас бывали такие случаи, что какое-нибудь произведение искусства вас лично оскорбило? Не просто вызвало омерзение или же гнев, а именно вы почувствовали себя оскорблёнными? У меня такое было только один раз, когда я рискнула посмотреть один немецкий фильм... Там две бабы (мамаша с дочкой по фамилии Тальбах) изображают два возраста... Фридриха Великого. Представьте себе, что вашего любимого персонажа мужского пола аффективно и гнусно ломают бабищи? И если Тальбах-младшая ещё не столь мерзка (я её запомнила по роли лётчицы Ханны Райч - после такого наверное остро тянет на Фридриха), то мамаша - это просто баба-жаба. Допускаю, что если бы они играли другого человека, я бы не стала возмущаться. Просто сказала бы: фу, отвращага. И всё. Поэтому всем вопрос: какой фильм лично Вас оскорбил и почему?

Для тех же, кто не боится испортить аппетит на ближайшие 100 лет, предлагаю даже отрывки из вышеозначенной феерии с претенциозным названием 'Friedrich. Ein deutscher König'.


http://zina-korzina.livejournal.com/862691.html

0

9

Кабы я была царица...

Кабы я была царица... Вы, наверное, уже сталкивались с тем, что романтические барышни или, скажем, пишущие юноши иной раз изволят тосковать о прошлом. Святое дело - «похрустеть французской булкой», закусить Эрастом Фандориным и произнести что-нибудь вычурное, вроде: «Да... В те времена и трава была - травянее, и сыр - сырее, и помойка - помойнее...». И что характерно - любят представлять себя непременно бомондом, на коне и в эполетах. Причём, в любую эпоху - исключительно аристократами и чтобы дом - с колоннами, а в имении - крепостной театр с актёрками, выплясывающими какую-нибудь «Защемлённую добродетель» - из французской старинной жизни. Но это - ладно. Это вообще давняя страсть, ещё с советских времён повелось. Никто не хочет представлять себя прачкой, подёнщиком или водоносом. Даже юристом - и то никто не хочет! Даже английским юристом XVIII столетия - а они уже тогда хорошо зарабатывали на своём офисном планктонстве и правовой безграмотности населения, разве что вместо Фейсбука и Живого Журнала развиртуализированно общались по кофейням, но, кажется, с теми же результатами - споры о политике и меряние этими самыми...париками-аллонж. Не хотите быть юристами Галантного Века - и не надо, нам больше достанется. Будьте виконтами.

Галантный Век
Непременно, чтобы как тут! Карету мне, ка-ре-ту!

Но тут я бы хотела углубить - представляя себя исключительными дворянами, товарищи берут очень высоко. Не просто графинями, а такими, чтобы при дворе и аккурат возле Короля-Солнце (а ещё лучше - под). Не простым рыцарем, а чтобы лучшим другом Ричарда (любого, на выбор, главное - другом). Не зачуханным Ноздрёвым в нечёсаных бакенбардах и в засаленном архалуке, а этаким кавалергада-век-недолог. То есть непременно такими, как показано в кино, описано в некоторых романах и в отдельных поэмах, но не в «Мёртвых душах», разумеется. Никто не хочет быть Коробочкой. Ник-то! Даже Наташей Ростовой гнушаются - была прелесть какая дурочка, а стала - ужас какая свиноматка. Никакого драйва! А ведь именно это и была нормальная жизнь обычной дворянки - немного вальса в юности, бесконечные роды в младые лета и тихая достойная старость после сорока лет. «На вате шлафор и чепец», а также полное отсутствие стоматологических изысков - ходите без зубов. Зачем они порядочной женщине-аристократке после сорока лет? Так что Коробочка, именно Коробочка - это ваша реальность в прошлом, если вы хотите туда - дворянкой... Судьбу зрелой Татьяны Лариной - с малиновыми беретами, испанскими послами и мужем-генералом проживали единицы. Остальным - варить варенье и радоваться каждому проезжему Чичикову. И подтираться лопухами.

Галантный Век
Балы, интриги, любовники, Людовики!

Или вот, говоря о Галантном Веке, большинство дам полагают, что они-то уж точно были бы там либертинками - меняли бы любовников, переписывались бы с Филдингом и Руссо, носили бы мужское платье - чтобы показать ноги и смелость, танцевали бы на маскарадах в костюме Коломбины и сбегали бы в окно от агентов тайной полиции. В окно - непременно! И чтобы по верёвочным лестницам! Девочки, либертинок было мало даже в XVIII столетии. Большинство женщин-аристократок жили с оглядкой на общественное мнение и только одна из тысячи устраивала себе маскарадно-мармеладную жизнь. Это надо было очень наплевать на социальные устои и прочую мораль, чтобы носиться на балах в мужских кюлотах. Если герцогиня Мальборо правила Англией, а Екатерина Великая писала Вольтеру, то это не значит, что это делали поголовно все женщины-аристократки. Если какая-нибудь графиня Орзельская позировала художникам в мужском наряде и спала со всеми, кто ей понравился, то это ещё не значит, что вы на её месте смогли бы делать то же самое. Особенно умиляют пухлые и рыхлые девушки, пугающиеся гопоты и стесняющиеся мальчиков, но при этом полагающие, что в XVII-то уж столетии они бы пододвинули эту Монтеспан, да и вообще, участвовали бы в интригах, плели бы заговоры, освобождали бы Железную Маску и... Где моя верёвочная лестница?! - куда же без неё пухлым и романтическим девушкам, так и не сумевшим одолеть кросс на школьной физре. Начните с бега трусцой, тогда, возможно, вас возьмут в либертинки.

Галантный Век
Сыны Вальхаллы мстят страшной мстёй!

Но самые вкусные представители - это поклонники Третьего Рейха! Причём, как и в случае с Галантным Веком, юноши видят себя исключительно членами SS и в звании, не ниже штандартенфюрера. Ну, ладно бы ещё танкистами из Waffen-SS, так нет же! Непременно красавчиками из какого-нибудь сверхсекретного подразделения Ahnenerbe. Чёрный мундир, серебро нашивок, Totenkopf на высокой тулье, до блеска начищенные сапоги. Они - любимые соратники Генриха Гиммлера. Они каждое воскресенье приглашены на охоту в замок к самому Герингу, а потом - несутся на приём Бертесгартен. В них влюблена Ева Браун, но они предпочитают Ханну Райч. Их уважает и ненавидит Вальтер Шелленберг. Да что там?! Им завидует даже сам Штирлиц! Как правило, мечтательные юноши видят Третий Рейх, как царство Тьмы и кровавых сполохов. Тевтонские мечи, зов Вальхаллы, белокурые валькирии со значками BDM и мрачная готика подвалов. Мальчики, в Третьем Рейхе вы были бы школьными учителями в прусской глубинке, учили бы мелкоту из Hitlerjugend-а датам жизни Фридриха Великого. Потом, в начале 1940-х, вам бы дали в руки MP-40, дабы вы гнусно воровали бы млеко und яйки у белорусской колхозницы. В 1944 году, если повезёт, вас бы прогнали с колонной таких же пруссаков, по Москве. Если не повезёт, вас бы забила дрекольем всё та же белорусская колхозница. Третий Рейх, дорогие ребята, это не сполохи и не рунические тайны, а уныло-серое пруссачество, службизм и много-много общественной работы...

Галантный Век
Руны, валькирии, Рагнарёки... Без нас не начинайте!

Кабы я была царица... Кабы Вы были царица, Вы бы рожали отпрысков, терпели бы Николашкины измены с фрейлинами и волокитство за женой Пушкина А.С., скучали бы на приёмах и улыбались бы всем и сразу. Вам оно надо? Лучше - юристами и даже не в Галантном Веке, хотя и там можно неплохо пристроиться, зная корпоративное право. Конечно, оно там другое было, но долго ли - умеючи? А если что не так - у нас завсегда имеется верёвочная лестница.
http://zina-korzina.livejournal.com/650942.html

0

10

Ваш топ-пять самых красивых костюмных фильмов.

Есть фильмы культовые. Есть фильмы «народные». Есть кино «не для всех». Есть кино «для всех», но очень уж убогое. А есть фильмы костюмные, причём, не обязательно при этом - исторические. Напротив, большинство костюмных фильмов - анти-исторические. Платья в них слишком красивы, интерьеры - чересчур великолепны, саундтрек - слишком условен, хотя и отточено-прекрасен. Эти картины смотрят не только ради сюжета, но и ради шифона - бледно-голубого шифона, в платье из которого вальсирует главная героиня. После просмотра таких лент одни девочки хотят прямо теперь стать принцессами, а другие - тут же принимаются тех принцесс рисовать. Итак, давайте составим свой топ-пять фильмов, костюмы из которых вам нравятся. Я назову свой топ, Вы - свой.

Галантный Век

Первым номером у меня идёт сага о прекрасной Анжелике, маркизе ангелов, созданная в 1960-е годы. Эпоха минимализма и геометрии, коротеньких юбок и ясноглазых манекенщиц с детскими личиками. Это - на улице, в прессе, в мыслях и смыслах. А на экране - феминно-великолепная, шикарная дива, на которой даже лохмотья выглядят, как одеяние королевы. Не говоря уже об анти-исторических, но таких заманчивых нарядах. Сочетания цветов, которых попросту не могло быть. Материи, которых в XVII веке ещё не было даже в проекте. Безумно-синий, карамельно-розовый, красное на чёрном. И даже чёрное с белым выглядит не строго, не возвышенно, а фривольно и пикантно. И - причёски, которых не существовало у дам двора Людовика-Солнце. А нам уже даже странно, что Анжелики в реальности не существовало! Как же так? Король был, а её вдруг не было?

Галантный Век

Вторым номером у меня значится старая, довоенная кинокартина «Мария-Антуанетта» (1938) с блистательной Нормой Ширер, которая в 1930-х годах считалась в Америке настоящей иконой стиля. Поэтому именно такая актриса – девушка с обложек, богиня светских раутов – могла себе позволить играть самую модную из королев и – королеву моды. Костюмы, выполненные в духе и в стиле Галантного Века, отражают не реальность, но мечту о той реальности. Настоящие платья королевы рядом с киношными одеяниями Нормы Ширер выглядят скучновато и мрачновато. Здесь же всё – чересчур. И, вместе с тем, эта избыточность не уродлива и не бессмысленна. Это – взгляд человека эпохи Ар Деко на пышную изысканность Рококо. Это – бал-маскарад в предвкушении катастрофы – и уже неважно, как она зовётся – великой революцией или мировой войной.

Галантный Век

Далее по списку у меня «Моя прекрасная леди» (1964) с Одри Хепбёрн. История лондонской замарашки Элизы Дулиттл и её Пигмалиона. Сюжет я знаю с детства, а музыка в фильме оставляет меня равнодушной – она без драйва. Мюзиклы - не моя слабость. Зато костюмы – это отдельная песня. Из детства… У нас дома всегда был журнал «Англия», так вот в одном из номеров рассказывалось об этой неанглийской, но очень уж славной экранизации классической вещи. Меня тогда потрясли именно костюмы Одри. Особенно это - обтягивающее белое-с-чёрным платье, с воланами по подолу и с какой-то безумной шляпой (см.наряд слева). Платья создавались не в точности, но по мотивам (ну, очень по мотивам!) реальных костюмов эдвардианской эпохи, а некоторые из них даже имеют отсылку к эстетике Поля Пуаре (см.наряд справа).

Галантный Век

Следующий фильм в моём списке - это «Опасные связи» (1988) с ужасно некрасивым Джоном Малковичем в роли опасного соблазнителя виконта де Вальмона и с характерной Глен Клоуз в роли красавицы-распутницы и просто ...суки - маркизы де Мертей. Впрочем, остальные фигуранты действа столь же изумительны - большеногая, большеротая и какая-то нелепо костляво-грудастая Ума Турман в роли милашки Сесиль де Воланж. Молоденький Киану Ривз в роли кавалера Дансени. В принципе, это же просто ужас! Ни одно лицо не монтируется с эстетикой Галантного Века! Вместе с тем, об этом забываешь, когда смотришь. Сам фильм - великолепен. Игра! Не говоря уже про костюмы. Именно они создают ощущение времени. Вот тут мы видим правильно-розовый и тот, какой надо гридеперль. Вместе с тем, нет культа аутентичности ради самой ...аутентичности. Красиво ровно настолько, чтобы не быть фантазией. И фантазии ровно столько, дабы не заслонять суть времени. И суть знаменитого романа в письмах.

Галантный Век

И вот фильм номер 5 в моём топе - это кинокартина о моде и глянце. «Забавная мордашка» (1957). Пожалуй, самая красивая лента 1950-х годов. О чём речь? Глава модного журнала, в которой современники узнавали старушку-резвушку Кармел Сноу, решает, что читателям надоели типовые модельные личики и следует искать умных девушек с хорошими и ясными глазами. И тогда совершенно случайно на пути модного фотографа возникает скромная юница - разумеется Одри Хепбёрн - из книжной лавки. Вы угадали, она не мечтает быть моделью - её желания совсем в иной плоскости. Философия, наука, учёба и - Париж. Потому что именно в Париже работает её научный кумир. Но судьба, как всегда, распорядилась иначе. Так вот в этом фильме, помимо Одри, снимались настоящие фотомодели, причём самые известные на тот момент - ДоВиМа, Санни Хартнетт и Сюзи Паркер. Ну, и наряды - шикарные, роскошные, безупречные. Особенно великолепен момент, где поётся песня 'Think pink!', а уж этот пинк там такой, что безумнее не бывает! Впрочем, лучше один разу увидеть...

А у Вас?
http://zina-korzina.livejournal.com/796678.html

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»


phpBB [video]


Вы здесь » Ключи к реальности » Волшебная сила искусства » Галантный Век