А роза упала на лапу Азора...
«Белая акация. Прекрасное цветущее растение. Как хочется наполнить её запахом флакон. К сожалению, до сих пор это не удалось никому».
Марлен Дитрих.
...У девочек моего поколения была мода на белые изысканные цветы каллы, во всяком случае, в анкетах, которые мы заполняли (иной раз прямо на уроках), именно этот цветок стоял на первом месте. Следом шли непременные розы - у особо чувствительных дев какие-нибудь особые сорта и - экзотичные орхидеи. Если роза - любовь и романтика, то каллы и орхидеи были неким символом роскоши и несомненной заграничности. В семидесятых-восьмидесятых годах оказывалась модна любая заграничность... Живые орхидеи уже тогда продавались в специальных прозрачных коробочках - их было принято дарить на 8 Марта вместе с французскими духами или ещё каким-нибудь очаровательным «дефицитом». Так вот, открытки с каллами мы старательно собирали, потом вырезали контур цветка и наклеивали в песенники и анкеты. Яркое воспоминание лета 1983 года - тонкая и, что называется, «дышащая духами», девушка в умопомрачительных белых штанах-бананах, в серебристых босоножках на высокой тонкой шпильке, с какой-то запредельной сумочкой несла эти самые цветы-каллы. Целых пять штук.
Собственно, в каждое время была своя мода на определённые цветы. То праздничная сирень, то пышные розы, то печальные ирисы, то - революционные гвоздики. Цветы в стихах, цветы на картинах, ...цветы - лучший подарок. Или не лучший? Существует легенда (или это быль?) о том, как парфюмер Анри Брокар «отбил» свою будущую жену - Шарлотту Равэ - у её ухажёра – певца. Итак, легенда о корзине фиалок... Рассказывали, что ещё в начале своей карьеры парфюмер присутствовал на вечеринке, куда был также приглашён молодой франтоватый певец. Никто не заметил никакого подвоха, когда кто-то поставил на рояль корзину с фиалками. Цветы распространяли изумительный аромат, гости пришли в восторг, а вот самоуверенный красавец – певец почему–то взял не ту ноту и вызвал у всех вздох разочарования и жалости. Причину знал только Брокар: от запаха фиалок обычно садятся голосовые связки. А зачем юной девице нужен певец-неудачник? Уж лучше красавец - парфюмер.
Открытки моего детства.
Галантный век - эпоха розового цвета и розовых цветов. Розы оплетают беседки и украшают дамские причёски. Вспоминается случай из эпохи царствования Елизаветы Петровны. Одна из придворных дам (иной раз называют красавицу Наталью Лопухину) вздумала явиться во дворец с прекрасной розой в волосах, тогда как государыня имела точно такую же розу в своей причёске. В самый разгар бала императрица заставила женщину встать на колени и срезала цветок вместе с прядью волос. После чего наградила фрейлину оплеухами. Никто не смел даже подражать Елизавете и, пока ей не надоедал тот или иной фасон, дамы не могли заказывать себе ничего подобного. Тем более, никто не смел быть краше и роскошнее неё. Галантный век - розы Помпадур. Платья маркизы буквально усыпаны розами. Утро - ванна с розовыми лепестками, мыло с розовыми эссенциями из Грасса, розовое масло - это всё Помпадур. Впрочем, моя Болгария - это тоже непременное розовое масло. Любимыми духами королевы Виктории были Fleurs de Bulgarie от CREED. Роза - королевский, царский цветок. Супруга Николая I звалась Белой Розой - в годы её молодости была популярна рыцарская тема и прочие атрибуты красивых ухаживаний за Прекрасной Дамой. И - совершенно неожиданная картина «Розы для И.В.Сталина». Красные и белые розы. Какой-то средневековый символизм, недоступный, впрочем, в эпоху Большого Стиля.
Б.Владимирский. «Розы для И.В.Сталина».
Ф.Буше. Портрет маркизы де Помпадур. Фрагмент.
Сталинская эпоха пахнет не только солнцем, но и сиренью. Пролетарские дворцы с портиками и колоннами, павильоны сельскохозяйственных достижений утопают в сирени. У Маршака читаем: «Голубое, голубое, голубое в этот день/Было небо над Москвою, и в садах цвела сирень». Душный и сладкий запах сиреневого майского дня, когда в громадные окна врывается ветер. Круглый стол с белой скатертью, на столе - ваза с цветами. ОСОАВИАХИМ, «Динамо», портрет красивого усатого человека в белом кителе... Дворы, фонтаны, трамваи, магистральные дома, выстроенные вдоль широких улиц, Сокольники, маскарад. «Вдруг — вся в чёрном и в золотых звездах — вылетела из-за сиреневого куста девчонка. Не заметив меня, она быстро наклонилась, поправляя резинку высокого чулка; полумаска соскользнула ей на губы. И сердце мое сжалось…». Если маркиза Галантного Века появлялась из увитой розами беседки и с розой в пудреных волосах, то индустриальные маркизы позировали на фоне сирени. Сиреневый куст и белое платье, и красные галстуки, и - солнце. Сиреневая ветка - в букете девочки-пионерки, на соцреализмовском натюрморте, на открытке, в запахе духов и мыла.
Открытка из маминого детства. 1950-е годы.
Реклама парфюмерии 1930-е годы.
Впрочем, Советская Власть гораздо больше любила гвоздики. Это была, так сказать, официальная любовь - революционный цветок. Красный День календаря - годовщина революции украшалась гвоздиками. Дамы с тех пор полюбили другие цветы, ибо эти выглядели очень уж по-парткомовски. И забавный аристократ-looser Толя Новосельцев с гвоздиками для Калугиной. Он не мог притащить ей розы - он не знает, как и что. Он увидел в ларьке гвоздики и этого было вполне достаточно. В моём детстве красные и белые гвоздики дарили учителям. Новосельцев видит в Калугиной именно строгую, но вздорную, не слишком счастливую и типично-обременённую очками учительницу, училку. Вы скажете, что в совке не было роз и пармских фиалок на каждом шагу? О, если бы Новосельцева встретила бы по пути сама богиня Флора со всеми своими дарами, он всё равно выбрал бы именно гвоздики - строгий, советский официальный цветок. Цветок для учительницы, которая ему ставит сплошные двойки. Розы - это уже признание в чувственной любви. Гвоздика ни к чему не обязывает. Можно соврать, что это - так, ерунда, из несостоявшегося погребального венка для несчастного Бубликова.
Кадр из фильма «Служебный роман».
День 7 ноября - красный день календаря.
Красная гвоздика - это пафос революции. Изысканный ирис - печаль декаданса. Серебряный век, причудливый и претенциозный модерн предпочитал ирисы. Они непременны и обязательны, они вытеснили розы, лилии, оставив место, разве что для фиалок. Диктатор моды Поль Пуаре стал популярен, благодаря...ирисам. Первым его самостоятельным изделием была накидка-манто для кумира парижской публики - актрисы Габриэль Режан. Шикарное манто из чёрной тафты, декорированное крупными ирисами, понравилось заказчице и стало для Пуаре, что называется «путёвкой в жизнь». Мы видим ирисы на картинах Альфонса Мухи, они угадываются в каждой виньетке и каждом завитке Модерна. Ирис признаётся загадочным, роскошным, стильным - у него всегда немного...увядший и печальный вид. Если гвоздика - остра и боевита, роза - чувственна, сирень - праднична, то ирис - это изысканная усталость от бытия. То, что и было нужно в эпоху, когда мир стоял на краю гибели. Ирис похож на загадочную, несколько потасканную, поэтическую даму, которая бодрствует ночами и бравирует своей утончённой порочностью...
Ирисы Модерна.
Человек всегда любил цветы - отсюда стремление не только вырастить, но и засушить, и - наполнить их ароматами флаконы. Но, как сказал, герой эпохи декаданса - Дез Эссент из книги Жориса Гюисманса «Наоборот»: «...Запахи почти никогда не связаны с теми цветами, чьё имя носят»...
http://zina-korzina.livejournal.com/693092.html