Хорошая советская девочка.
Советская детская литература оказалась по преимуществу «мальчиковой», ...как и вся остальная. Не в смысле - для мальчиков, а в смысле - про мальчиков. Я бы вообще не обратила внимание на этот факт, если бы не одна феминистская истерика в комментариях. Дама говорила о том, что СССР был оплотом мужского шовинизма, при том, что в пример была приведена почему-то «Мишкина каша» - настоящий гимн мужскому умению испортить продукты, а потом - утопить ведро. Это, как раз, насмешка Носова над бытовыми неумениями кавалеров. Но феминисткам ничего объяснить нельзя. Но, тем не менее, мы имеем феномен под названием «крапивинские мальчики», помним сугубо мужской мир Незнайки и его друзей, отмечаем гайдаровских пионеров-воителей. Рядом с ними, безусловно, всегда оказывались девочки, но они оказывались вторым планом. СССР при всём этом равенстве полов, был традиционалистским, патерналистским государством. Лично мне это не мешало.
Но вернёмся к детской литературе - безусловно, девочек в советской литературе (и в кино) было мало и они выполняли фоновые функции, тем не менее, сформировался особый тип правильной советской девочки, который регулярно транслировался и пропагандировался. Я имею в виду вовсе не Марусю и её подруг из «Первоклассницы» - эти маленькие леди оказались взяты из дореволюционной гимназической традиции и были ловко перенесены на удобную и подходящую почву Красной Империи. Нет. Я имею в виду некий устойчивый тип девочки-подружки, девочки-пацанки, которая в любой момент может превратиться в Принцессу. На мой взгляд, этот вариант наиболее полно оказался воплощён питерским автором Радием Погодиным в «Дубравке» и юной актрисой Линой Бракните в одноимённой кинокартине. Кроме того, этак же актриса сыграла циркачку Суок в «Трёх толстяках». Именно это лицо, именно такая модель поведения - отвязность с оттенком грусти. Красота, скрываемая за непрезентабельной, часто - просто ужасающей одеждой. Неумение быть кокетливой. Стиль - дружба. С мальчишками, разумеется.
Суок-Дубравка - это будущая Любка Шевцова и Зойка Космодемьянская. Жертвенно-утончённый (sic!) тип. острое понимание красоты: Дубравка исполнена благоговейного обожания к заезжей красавице. Без зависти. Как к произведению искусства. Суок - гармонична в розовом наряде Куклы с кружевами и лентами, как была гармонична в своём тряпье. Красота изнутри, которую можно разглядеть только, будучи очень мудрым человеком. Для Дубравки это - пожилой руководитель театральной студии. Старшеклассники её не воспринимают - она угловата, смешна, задириста. «- Старшие школьники - бездарный возраст, - сказал он. - Им невдомёк, что самая прелестная сказка называется "Золушкой". Он ласково шевелил Дубравкины волосы. - Ты способная девочка. В тебе есть искренность. Кстати, почему тебя назвали Дубравкой?» Для Суок - это доктор Гаспар Арнери. Ты можешь быть прекрасной Куклой, оставаясь девочкой Суок. Смена наряда не заслоняет сути.
Но есть ещё и другая ипостась, неженская (вроде бы) - служение. Гайдаровские девочки - из той же когорты - исполнены предвосхищением Битвы. «- Не знаю! Может быть, куда-нибудь полечу. Или, может быть, будет война…», - говорит задумчивая Нина Половцева, как-то по-девичьи мило выбирая между очистительным огнём войны и блистающими высотами. Хорошая, правильная, верная советская девочка! Без гнусного кривляния и бабской сущности. Женственность иного сорта. Этот типаж потом воплотился в Алисе Селезнёвой - главной героине моего поколения. Она - квинтэссенция и эталон. Дистиллированный вариант. Лучшая из. Большеглазая искренность, спокойный ум, прыжки через заборы. Вы все такими будете, если не устанете продвигаться в сторону Прекрасного Далёко. Куда там до неё манерной Мальвине или даже брутальной Красной Шапочке из экранизации 1979 года? Этот типаж безвозвратно ушёл, ибо оказался привязан к этике и эстетике советского общества...
http://zina-korzina.livejournal.com/916846.html