Fêtes galantes Третьего Рейха.
На одном из сайтов, где есть и мои статьи о советском кино, я обнаружила небезынтересную трактовку немецкого фильма 'Die Frau Meiner Träume' («Женщина моих грёз»), который в СССР демонстрировался под несколько изменённым названием «Девушка моей мечты», а Марика Рёкк стала одной из любимых актрис «трофейного жанра». Такая замена «женщины» на «девушку» тоже любопытна - в СССР искромётные комедии снимались только о девушках, о девчонках, о девчатах. «Девушка с характером», «Девушка без адреса», «Девушка с гитарой», «Девчата». Об этом интересном феномене я напишу в другой раз, а сегодня хотелось бы прокомментировать вышеуказанную статью, благо автор - Рустем Вахитов - даже упоминает одну из моих любимых книг - «Культура-2» Владимира Паперного. Правда, Паперный всё-таки обращался к культуре сталинской эпохи, тогда как искусство Третьего Рейха питалось иными «соками». Вахитов, комментируя «Девушку моей мечты», пишет так: «Время действия этого фильма – гипотетическое тысячелетнее будущее Третьего Рейха. <...> Счастливые немцы занимаются мирным трудом, поют и танцуют в театрах, влюбляются, женятся. Поэтому в фильме нет ни одного упоминания о войне, партии, Гитлере...».
1 и 3 - кадры из фильма «Девушка моей мечты».
По центру - кадр из фильма «Танец с Кайзером».
Всё это, разумеется, укладывается в трактовку Паперного: с точки зрения тоталитарной идеологии и тоталитарного искусства история уже завершилась, и вот сейчас наступает застывшее навсегда и отныне неизменное Будущее, золотой век. Но спешу заметить, что во-первых, игровое кино Третьего Рейха практически никогда не касалось идеологии (исключения редки, вроде «Штурмовика Брандта», «Ханса Вестмара», «Великого Короля» - о Фридрихе Великом). Для пропагандистских целей у нацистов были так называемые культур-фильмы и прочие неигровые, документальные образцы. Фильмы же с Марикой Рёкк (раз уж мы заговорили о её творчестве), как раз-таки, были вне времени и вне идеологии.
Кстати, в «Девушке моей мечты» гораздо менее интересный сюжет, чем, скажем в «...Однажды майской ночью», в «Полюби меня» или, скажем в «Коре Терри». Но «Девушка...» оказалась в СССР гораздо более известной - писатели, режиссёры, публицисты, выросшие на трофейном кино, постоянно упоминали эту картину в качестве «главного наци-шоу», что, разумеется, неправильно. На мой взгляд, и фильмы с Рёкк, и другие креативы студии UFA были обращены не в...застывшее Грядущее, а, как раз, в прошлое, как и вся идеология Рейха. Когда ещё сюжеты были вне времени и вне пространства? А в XVIII столетии.
1 и 3 - Марика Рёкк в образе дамы Галантного Века.
По центру - кадр из фильма «Девушка моей мечты».
...Сюжеты фильмов Третьего Рейха часто переносятся в некую условную Италию (без Муссолини!), в гипотетически-фантазийную Аргентину, в несуществующую Испанию (тоже безо всякого Франко). Или вот - действие фильма с Марикой Рёкк «Хелло, Жанин!» происходит во Франции, при том, что Франции там нет... Как нет Испании у Бомарше, хотя действие происходит в Севилье. В совершенно конкретном городе. Но Испании там нет и быть не может. Она там попросту не нужна, как не нужна Индия в опере-балете Жана-Филиппа Рамо «Галантные Индии» (именно так - во множественном числе 'Les Indes galantes'). Нет никакого Востока и в постановке Фавара «Три султанши», которая была недвусмысленно посвящена маркизе де Помпадур.
Везде мы увидим одно - вневременное и внепространственное место действия. Эта условность была характерна и для игрового кино Третьего Рейха. Даже, если в кадре Германия, там нет Гитлера. Там вообще нет государства! Обращение к стилистике XVIII века мы увидим даже в построении фильмов-ревю Марики Рёкк. Сюжет - в середине, а в начале и в конце - красочное действо с танцами, песнями, шиком и блеском. Замечу, что эти «дивертисменты» - как и было положено в Галантную Эпоху - были слабо связаны с основным сюжетом и их можно рассматривать, как отдельные произведения. Кстати, Вахитов в своей статье отмечает номера Марики Рёкк с использованием китайской и испанской темы, причём, замечу, что китайская тема решена совершенно в духе типичного chinoiserie XVIII столетия.
Кадры из фильма «Девушка моей мечты».
...XVIII столетие вообще было для нацистов Золотым Веком - немцы правят миром (будь то Ганноверская династия в Англии или Фике из Цербста в России); у немцев учатся первые умы Европы (например, Ломоносов у Крафта и Вольфа); немецкий прорыв в области музыки и философии, а во второй половине столетия - и в литературе. Разумеется, и главный кумир Гитлера - Фридрих Великий жил в эпоху «...красных каблуков и величавых париков», дружил / ссорился с Вольтером, играл на флейте и воевал с целым миром. Напомню, что в 1930-е годы везде - и не только в Германии - был популярен историзм, обращение к прошлому. После десятилетия футуристичского угара, людям резко захотелось викторианства, передвижников, ампира, антика и Галантного Века.
Третий Рейх выбрал последнее, и не только, благодаря Фридриху Великому, Гайдну и Гёте. В своё время я отмечала, что, в отличие от советского искусства, в искусстве Рейха нет явственого мужского и женского начал, а люди совершенно бесполы. Не внешне, а энергетически. Искусство Рейха лишено инь-ян, а есть только агрессия условных воинов-спортсменов и тихое безволие условных нордических матерей. Точно такая же бесполая условность присуствует и в искусстве XVIII века, только она решена много иначе, что не меняет сути. И там, и там мы видим желание...укрыться от грядущей гибели. Как мы знаем, и Галантный Век, и пресловутый Тысячелетний Рейх, были позорно казнены в назидание грядущим столетиям.
Открытки с изображением актёров студии UFA.
Можно и чуть-чуть иначе. Не бесполая, а -...дамская. Не женственная, а именно дамская. Да-да. В своё время в книге Васильченко «Прожектор доктора Геббельса» (о кинематографе Третьего Рейха) мне довелось прочесть интересную мысль - у нацистов не было, по сути, харизматичных актёров-мужчин, а были мега-звёзды дамского пола. Исключения были невероятно редки - пожилые Отто Гебюр, Хайнрих Георге, Эмиль Яннингс, то есть люди старшего, весьма старшего поколения. И даже Ханс Альберс начинал в 1920-е годы и был известен задолго до своей работы на геббельсовской UFA. Короче говоря, у нацистского кино не было своих Крючкова, Бернеса, Столярова, Самойлова...
А были томные дивы (Цара Леандер), горячие девчонки (Ильзе Вернер), характерные леди (Сибилла Шмиц), правильные девочки (Кристина Зёдербаум) - в общем, женщины любого возраста и различного темперамента. Да и сама наци-верхушка не выглядит мужественной, там нет ни одного мужчины, есть некая оболочка - иной раз в устрашающей эсэсовской форме - но без мужских энергий. XVIII век тоже принято считать женским веком. Женское начало пронизывало всю бытность Галантной Эпохи - начиная от кружев и мушек, которые были приняты в мире мужчин, заканчивая желанием укрыться в скорлупу мнимого благополучия.
Фильмы с Марикой Рёкк, действие которых происходит «примерно где-то» и «условно когда-то».
Франция Марии-Антуанетты (а не Людовика XVI) пришла к закономерной гибели. Так и лишённый мужского начала Третий Рейх был сломлен Советским Союзом, в котором, как раз-таки, было сильно мужское начало - Сталин по-мужски брутально-жёсток, Гитлер - аффективно-криклив, как дамочка. Поэтому Советсткий Союз в качестве образца выбирал «век девятнадцатый - железный» - любимые Агитпропом художники, поэты, композиторы - все были родом оттуда. В XIX столетии было чёткое деление на мужское и женское, строгость нравов, жесткость формул, и - реализм. А нацисткий Рейх осознанно-неосознанно тянулся к веку осьмнадцатому - галантному. Им там вполне уютно - там немец правит миром, а на сцене - сплошные Fêtes galantes без времени, без сути, без пространства.
http://zina-korzina.livejournal.com/599027.html