Ключи к реальности

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Ключи к реальности » Волшебная сила искусства » Эмоциональные зарисовки


Эмоциональные зарисовки

Сообщений 61 страница 70 из 72

61

По зову Русского Поля

На острове Даманском сражались настоящие герои, верные солдаты нашего социалистического Отечества!

          - цитата из публикации «Литературной газетой» (от 12 марта 1969 года) военно - исторического произведения Наума Мара и Александра Проханова - «Остров Даманский. Март. 1969».

Падали солдаты в тишину,
Споткнувшись о свинец, как о порог!
Но падали не в грязь, а в синеву,
В весенней перепутице дорог.

Досадно, не пришла к нему весна,
А было до неё рукой подать,
Но лопнули тугие стремена,
И с горя поседела чья то мать:..

"Когда был комиссаром твой отец,
Он трижды ранен был в бою под Брянском,
Да только той войне пришёл конец,
Но падали солдаты на Даманском!"

Ему двадцатилетнему, как мне,
Девчонка кареглазая писала,
А он лежал в прозрачной тишине,
Пришла весна и вот его не стало!

Не верится, безусые юнцы,
А как дрались с проклятыми врагами!..
Склоните ж ваши головы, отцы,
Над павшим за Родину сынами.

                                                                         На Даманском
                                                                Автор: Катюша Ветрова

( кадр из фильма «Русское поле» 1972 )

Эмоциональные зарисовки

0

62

Хозяйка чужого племени

На террасе стаканы звенели,
А из сада неслись голоса,
И деревья шумели, шумели —
Надвигалась гроза.

Не смолкая, со смехом звенящим,
Все сидели за чайным столом.
Недалеко, за садом шумящим
Рокотал уже гром.

И широко гроза набежала,
Смех умолк. Больше стали глаза.
Все молчали, пока бушевала
Над террасой гроза…

После туча с грозою умчалась,
Ночь мерцала уже в высоте,
На террасе хозяйка осталась
Без огня, в темноте.

Из гостиной слова долетали.
Женский смех неумолчно звенел.
Кто-то громко играл на рояли,
Кто-то пел.

После бури, вспугнувшей желанья,
Жажда жизни и счастья сильней, —
И звучал юный шум ликованья
Из раскрытых дверей…

Сад в дремоте забылся устало,
Чуть листвой шевеля в высоте…
На террасе хозяйка мечтала
Без огня, в темноте…

                                                            Гроза
                           Поэт: Владимир Яковлевич Абрамович (Ленский)

III

По две стороны огня неподвижно сидят Лу и вождь Вунг. Нет страха, и нет агрессии. Они спокойно смотрят в глаза друг друга.

Всё племя расположилось поодаль.

Люди хорошо помнят, как эта девушка шла через их селение. Никто не решается высказать своё отношение к ней. Все ждут, каково будет решение вождя Вунга.

Она пришла, когда ночь начала спускаться в долину. Подошла к костру и села напротив вождя.

Начинает светать, догорает костёр. А они по-прежнему неподвижны. И смотрят в глаза друг друга.

“Зачем я здесь? Это они пришли и истребили мой народ полностью. Сожгли дотла все наши дома. Но я должна быть здесь. Зачем? Вождь, Отец, зачем я здесь?”

Вот уже несколько часов Лу вглядывается в глаза Вунга. Они притягивают её. Но она не может понять, почему.

Что-то неуловимо знакомое она видит в них. Почему этот человек, этот враг смотрит на неё с такой благодарностью? Он благодарен и верит в неё. Да, он благодарен и верит. Лу так ясно читает это в его глазах.

И внезапно, как удар молнии, приходит озарение и понимание того, что её Вождь и вождь Вунг – это части одного единого Духа.

Вунг увидел, что она познала эту тайну. И на его губах промелькнула чуть заметная улыбка.

К Лу явственно пришло знание того, что перед тем, как прийти на эту землю, они оба приняли соглашение.

Они договорились стать вождями двух враждующих племён. И одно племя должно уничтожить другое полностью, за исключением одного человека.

Этот один человек должен своей жизнью показать воинственным людям, что можно быть сильным и победить, без оружия и насилия.

И этот человек – Лу.

Лу поднимается и, не оглядываясь, молча уходит прочь.

IV

Лу пала на колени перед костром, съедающим тела погибших соплеменников. И стала взывать к Вождю:

“Возьмите меня с собой! Не оставляйте меня. Здесь. Одну. Не оставляйте. Мне страшно. Мне безнадёжно страшно. Почему я? Зачем? Для меня нет никакого смысла быть здесь, без вас.

Возьмите меня с собой! Почему я?”

Прозрачное тело Вождя, пройдя сквозь огонь, приближается к Лу. Его рука касается сначала лба, затем центра груди Лу.

И как бы проводит линию снизу вверх, соединяя эти две точки. Потом сверху через макушку головы по позвоночнику опускается Луч. И снова вверх из центра груди в лоб.

- Это то, что ты должна сделать здесь, в это время. За этим ты и осталась.
- Но, почему я?!
- Ты согласилась и была готова. И главное. Ты – женщина.

Светает.

В селении врагов догорающий костёр разделяет Лу и вождя Вунга. Они сидят неподвижно, не отводя  глаз друг от друга.

Лу видит, как в макушку головы вождя Вунга спускается Луч, а потом поднимается из центра груди в лоб. Одно мгновение. И между их сердцами будто пронёсся энергетический заряд.

Они оба поняли, что произошло. Вунг доволен. Но эту радость видит только Лу. Она впервые улыбнулась ему глазами.

Вождь Вунг своей еле уловимой улыбкой благословляет её.

Все индейцы вражьего племени в эту ночь осознали только одно: теперь Лу под защитой вождя Вунга.

                                                                                                                                                                                   Племя (избранное)
                                                                                                                                                                                Автор: Галина Кацеба

Эмоциональные зарисовки

0

63

Мечется как с икрой .. не за пугаемый наш "герой" ! ))

После ночного отступления 18 июля, паника распространилась глубоко в тыл настолько, что отразилась в Систове, где всё население города и русские раненые бросились бежать к переправе к мосту, спасаясь от воображаемого наступления турок.

                                                                                                                                                          -- Гейнце Н. Э. «Герой конца века» (Цитата)

***

Алиса в Зазеркалье, 1982. Вся королевская конница и вся королевская рать.

Ложные классики
       ложками поутру

жрут подлинную, неподдельную, истинную икру,
но почему-то торопятся,
           словно за ними гонится

подлинная, неподдельная, истинная конница.

В сущности, времени хватит, чтобы не торопясь
съесть, переварить и снова проголодаться
и зажевать по две порции той же икры опять ―
если не верить слухам и панике не поддаться.

Но только ложноклассики верят в ложноклассицизм,
верят, что наказуется каждое преступление,
и всё энергичнее, и всё исступленнее
ковыряют ложками кушанье блюдечек из.

В сущности, времени хватит детям их детей,
а икры достанет и поварам и слугам,
и только ложные классики
            робко и без затей

верят,
   что будет воздано каждому по заслугам.

                                                                                                 Чёрная икра
                                                                                           Поэт: Слуцкий Б. А.

Короткие зарисовки

0

64

Если ты, как всегда молчишь  (©)

Если ты, как всегда, молчишь,
В небеса устремляя мысли,
Значит, в грёзах к звёздам летишь,
Где туманом Путь Млечный выстлан.
Всё равно зима иль весна
Или  листья роняют клёны,
Будешь ты сидеть дотемна
В эту жизнь, в этот мир влюблённый.
Звездопад, рассекая ночь,
Освещает сердце и душу,
Поражая вновь глубиной,
Твои слёзы в очах осушит.
А Вселенная в ночь замрёт...
В небесах лишь грёзы витают,
Разрешая душе полёт,
Не идёшь у Судьбы по краю...

                                                            Если ты, как всегда молчишь
                                                                  Автор: Зорина Лилия

Только в автобусе Света обнаружила, что забыла дома телефон. И её сразу бросило в холодный пот.

Нет, она, конечно, не ждала ни срочных звонков, ни важных сообщений, но само осознание того, что целый день она проведёт без телефона, повергло её в шок и в ужас.

И поэтому, первым желанием у Светы было желание выскочить из автобуса на полном ходу и мчаться домой за телефоном.

Но, во-первых, двери у движущего автобуса были плотно закрыты, а во-вторых, время на наручных часах показывало столько, что, хорошо бы с этими пробками вообще успеть на работу.

Когда она входила в свой офис, сердце её изнывали от тоски. Наверное, поэтому, один из сотрудников, увидев её такую, вместо приветствия, воскликнул:

- Света, что с тобой? На тебе лица нет.
- Не спрашивайте меня ни о чём! - почти простонала Света. - Я мобильник дома оставила!

И все присутствующие в огромном кабинете мгновенно уставились на неё с таким выражением лица, как будто она пришла с похорон своего близкого родственника.

Света, совершенно убитая, сел за свой стол, включила рабочий компьютер, открыла документы, и попыталась начать работать.

Но голова её отказывалась соображать. Все мысли были сконцентрированы только на одном - на думах о своём телефоне. Ей казалось, что именно сегодня на этот телефон придёт какое-то очень важное сообщение, и если она на него срочно не ответит, жизнь её рухнет.

Помучавшись, таким образом, минут пятнадцать, она вдруг придумала одно единственно правильное решение - немедленно пойти к начальнику, отпроситься с работы на часок, и съездить домой за телефоном.

Но не успела она подняться со своего рабочего стула, как в кабинет вошёл ещё один сотрудник, по имени Денис, и тоже с перекошенным от ужаса лицом.

- Нет, вы представляете! - сходу начал возмущаться он, - я хотел сейчас у начальника на час отпроситься, а он меня не отпускает. Ещё и наорал на меня. Слова говорит обидные. Говорит, уволит меня, если ещё раз обращусь к нему с такими глупостями. Да я, если что, и сам могу уволиться! У меня семьи нет! Кормить никого не надо!
- А чего у тебя случилось-то? - тут же стали интересоваться сотрудники. - Ты зачем отпрашивался?
- Да я мобильник дома оставил. Ужас какой-то... Как теперь без него существовать? Почти целый день…
- И ты тоже забыл?! - выдохнул хором весь кабинет.
- Я же без мобильника как без рук. - продолжил жаловаться Денис. - Точнее, как без лёгких. Задыхаюсь я без него даже. А этот Сергей Геннадьевич не понимает. А его ещё некоторые хвалят. Погодите, а что, кто-то ещё телефон дома оставил?
- Вон... - все мотнули головой в сторону Светы. - Тоже страдает.

У Светы, после таких слов Дениса, на душе стало ещё кошмарнее. Она поняла, что этот Денис всё испортил. Уж она-то у начальника смогла бы отпроситься, но теперь он её точно не отпустит.

До обеда время для Светы и Дениса шло очень медленно. Им даже иногда казалось, что оно совсем остановилось. Они, то и дело, тяжело вздыхали и с завистью посматривали на сотрудников, которые жили в своих телефонах параллельно с работой.

А уж когда наступил обед, и все дружно достали из общего холодильника отдела каждый свои бутерброды, заварили в машине кофе и мгновенно уткнулись в телефоны, Денис не выдержал.

- Я так больше не могу... - сказал он. - Сейчас вызову такси и сгоняю домой.
- И я! – подскочила на месте Света. – Я тоже вызову и сгоняю.
- Не успеете, - сказал кто-то, не отрываясь от телефона. Сегодня в нашем городе велопробег, а значит кругом пробки. Начальник вам этого не простит. Лучше сходите, прогуляйтесь по улице. Погода классная.
- А сам-то чего не идёшь гулять? - зло спросил Денис у советчика.
- Я бы пошёл, да телефон не отпускает... - признался сотрудник.

Света неуверенно встала с рабочего места и подошла к окну.

- И, правда, погода классная, - удивилась она. - Слушайте, люди, а у нас, оказывается, за окном офиса красиво. Я раньше этого не замечала.

Всё сотрудники на её слова ответили дружным молчанием.

Только Денис подошёл к ней и тоже долго и внимательно стал смотреть в окно.

- Правда что ли, прогуляться? – неуверенно сказал он.
- А пошли... - пожала плечами Света. - Кажется, здесь рядом кафешка где-то есть.
- Да? - удивился Денис. – Интересно, там мороженое продают?
- Наверное... – пожала плечами Света. – Пойдём, что ли?
- Ну, пойдём...

Денис посмотрел Свете в глаза, и первый раз заметил, что у неё, оказывается, они оливкового цвета. И тут же улыбнулся.

И Света с удивлением обнаружила, что оказывается, Денис красиво улыбается. И ещё у него есть щербинка на одном зубе.

После прогулки они вернулись в офис какие-то возбуждённые, с горящими глазами, но никто этого не заметил, потому что всё ещё торчали в своих мобильниках.

Когда работа закончилась, Света с Денисом, не сговариваясь, опять отправились гулять по городу. Без мобильных телефонов.

Потому что, оказывается, жизнь без мобильника существует. Неплохая жизнь. И очень красивая.

                                                                                                                                                             Жизнь без мобильника существует
                                                                                                                                                  Источник: Дзен канал - «Рассказы Анисимова»

Эмоциональные зарисовки

0

65

! Внимание, Кошки, среди Вас ...

Для нас всё написано заранее, да? От детского сада до могилы они выбрали всё, даже не спросив нас, от чего мы хотим умереть.

                                                                                                                                    -- Леонардо Падура Фуэнтес «Осень на Кубе» (Цитата)

По жизни путь - тернист и зыбок!
Я слышал с детских лет моих:
"Не повторяй чужих ошибок!
Учись на промахах - других!

Ты сбережёшь здоровье, нервы,
Судьбы капканы обойдя!
Имей в виду, что ты - не первый...
Учись у тех, кто до тебя!

Учись! Смотри, кто как "сгорает",
И будут в счастье дни твои!"
... Да, я чужих - не повторяю!
Я - повторяю лишь свои...

                                                       Учиться на чужих ошибках
                                             Автор: Иванов Александр Евгеньевич

! встречаются нецензурные выражения !

.. пусть бы башня возникла на берегу, рядом с «Белой Розой»!

Я стоял бы сейчас у окна и смотрел на седое, хмурое море, на злобные щупальца кракенов, ползущие к башне.

Холодный ветер трепал бы мне волосы, а я со снисходительной улыбкой разочаровавшегося в жизни человека смотрел бы вдаль.

Может быть, даже раскурил бы подаренную сигару…

Потихоньку допивая пиво, я всё больше и больше впадал в меланхолию.

Всё - таки присутствие Коти позволяло мне верить, будто я не до конца распрощался с прежней жизнью. А сейчас, наблюдая за дурачащейся молодёжью, я вдруг почувствовал себя очень, очень одиноким.

И ещё — старым. Но не умудрённым опытом, а усталым и измотанным…

На берегу пустили по рукам бутылку с шампанским. Потом девицы стали петь какую-то дурацкую песенку. Наверное, из репертуара своих кумиров.

— Будете горланить — идите подальше! — крикнул я из окна.
— Да пошёл ты… — откликнулся было с берега один из фанатов. Рэпер кинулся к нему как ошпаренный, закрыл рот ладонью, начал что-то втолковывать вполголоса. До парня дошло быстро. Ничуть не с меньшим чувством, чем раньше, он завопил: — Извините, извините, пожалуйста, всё, больше не шумим!

Я закрыл окно и поморщился. Тоже мне — победа… приструнил пьяного пацана… для функционала — прямо - таки немыслимый подвиг…

Пора было идти спать.

Но и спать мне дали не сразу.

Рэпер всё - таки оказался пареньком не глупым, устроил приятелю головомойку по полной. И через полчаса притихшая компания постучала в дверь, очень вежливо попрощалась и вернулась в Москву. Рэперу я на прощание посоветовал:

— Таких — больше не води.

Парень энергично закивал. Уж не знаю, давно ли он был вхож в мир функционалов, но явно понимал, что ссориться с нами не стоит.

Заперев за ними, я отправился спать, для себя твёрдо решив — кто бы ночью ни стучал в двери, не открою!

Пусть рвутся в московскую дверь депутаты и музыканты, пусть колотят со стороны Кимгима Феликс с Цаем, а на берегу океана взывает к моей совести Котя. Ничего, потерпят до утра.

А я буду спать и выдумывать дверь в будущее. В мир под названием Аркан, где можно поучиться на чужих ошибках…

Я честно заснул с мыслью об Аркане.

Но под самое утро в полусне перед пробуждением мне пригрезилось, что новая дверь открылась опять в Кимгим — к самому ресторану Феликса.

И у башни собралась толпа функционалов — мужчин и женщин, молодых и старых, на разные лады упрекающих меня в разбазаривании проходов между мирами, непонимании их ценности и прочем асоциальном поведении.

Всё это накручивалось и накручивалось, пока не переросло в какое-то подобие профсоюзного собрания — с упрёками, завуалированными гадостями и общественным осуждением.

Потом появилась Наталья, предложила забрать у меня как не оправдавшего доверия башню и вернуть в ряды обычных людей. Из толпы тут же вышел политик Дима и принялся аплодировать этому предложению.

За ним выступили юморист Женя и молодой рэпер, которого я даже не знал по имени.

И вот уже вся толпа функционалов надвигается на меня, потрясая руками, выкрикивая что-то оскорбительное…

Так что пробуждение вышло тревожным. Я секунду лежал, вслушиваясь, как бухает сердце.

Во сне я испугался. Не на шутку испугался того, что снова стану обычным человеком.

А как метался! Как паниковал! Родители - собака - друзья - подруги… всех у меня отобрали.

Но стоило дать взамен просторную тюрьму, пообещать хороший паёк и развлечения — сразу передумал возмущаться.

И ведь никуда не деться, башня — это тюрьма. Колышек, к которому привязана десятикилометровая цепь. И всё, что я имею, — это круглый двор для прогулок на цепи. Ладно, пять дворов. Возможно, не десять, а пятнадцать километров.

Всё равно негусто.

Никогда мне не побывать на Кубе. А я хотел.

И в Новой Зеландии тоже — если верить Феликсу, то моя функция при этом разрушится.

Да что там заморские страны! Я не съезжу с друзьями весной в Прагу, а ведь собирались…

Я и на дачу не рискну выбраться, как - никак почти сто километров…

— И что дальше? — спросил я, глядя в потолок. — Ну не бывает так, чтобы всё даром и одному! Я теперь почти неуязвим. Крут до невероятности. Под боком собственный пляж, уютный городок и большой кусок Москвы. Некоторые всю жизнь в одном городе живут… Что мне, Капотни не хватает?

Мысль о Капотне меня успокоила. Всё - таки мне повезло куда больше, чем коллеге с юго - востока.

                                                                                                                  из фантастического романа Сергея Лукьяненко - «Черновик»

Эмоциональные зарисовки

0

66

Он просто сын отца

На тонкой грани суши и морей
Вершатся судьбы мира и людей.
И там, где с твердью сходится эфир,
Играют драму про войну и мир.
Суров сценарий драмы бытия,
И роль без слов в массовке у меня.

                                                                        Драма бытия
                                                          Автор: Надежда Лаврентьева

Отец был плохо образован и грамматику знал слабовато, но отлично владел запретительно - отрицательным императивом.

"Не делай!", "Не ходи!", "Не говори!", "Не слушай!", "Не шевелись!" - а будь его воля, то и "Не дыши!" - раздавалось в нашем доме ежеминутно.

                                                                                                                                         -- Феридун Тонкабони  «Клещ» (Цитата)

Вспомнить всё

0

67

А что случилось сегодня ?

Ты меня обвиняешь в уходе любви,
В том, что ранено сердце и рана кровит,
В том, что жизнь как картон, в том, что дождь моросил,
В том, что ты не сказал, в том, что ты не спросил.
В том, что я не спасла, а могла бы спасти,
В том, что вовремя мы не свернули с пути
одинаковых, серых, неправильных дней,
Непогоды твоей, безнадёги моей...
Ты меня обвиняешь, но в чём же вина -
в том, что я не смогла всё исправить одна,
В том, что не удержала и не поняла,
И решение вовремя не приняла,
Разучилась сквозь пальцы смотреть на враньё,
В небо лить синеву, разгонять вороньё,
И придумывать сказки, и верить, и ждать,
И сквозь зиму весну за окном рисовать?

                                                                     Ты меня обвиняешь... (отрывок)
                                                                        Автор: Чернявская Дарья

Книга одиннадцатая. Брат Иван Фёдорович Глава I. У Грушеньки ( Фрагмент )

Пан Муссялович действительно прислал чрезвычайно длинное и витиеватое по своему обыкновению письмо, в котором просил ссудить его тремя рублями.

К письму была приложена расписка в получении с обязательством уплатить в течение трёх месяцев; под распиской подписался и пан Врублевский.

Таких писем и всё с такими же расписками Грушенька уже много получила от своего «прежнего».

Началось это с самого выздоровления Грушеньки, недели две назад.

Она знала однако, что оба пана и во время болезни её приходили наведываться о её здоровье.

Первое письмо, полученное Грушенькой, было длинное, на почтовом листе большого формата, запечатанное большою фамильною печатью и страшно тёмное и витиеватое, так что Грушенька прочла только половину и бросила, ровно ничего не поняв.

Да и не до писем ей тогда было.

За этим первым письмом последовало на другой день второе, в котором пан Муссялович просил ссудить его двумя тысячами рублей на самый короткий срок. Грушенька и это письмо оставила без ответа.

Затем последовал уже целый ряд писем, по письму в день, всё так же важных и витиеватых, но в которых сумма, просимая взаймы, постепенно спускаясь, дошла до ста рублей, до двадцати пяти, до десяти рублей, и наконец вдруг Грушенька получила письмо, в котором оба пана просили у ней один только рубль и приложили расписку, на которой оба и подписались.

Тогда Грушеньке стало вдруг жалко, и она, в сумерки, сбегала сама к пану. Нашла она обоих поляков в страшной бедности, почти в нищете, без кушанья, без дров, без папирос, задолжавших, хозяйке.

Двести рублей, выигранные в Мокром у Мити, куда-то быстро исчезли.

Удивило однако же Грушеньку, что встретили её оба пана с заносчивою важностью и независимостью, с величайшим этикетом, с раздутыми речами.

Грушенька только рассмеялась и дала своему «прежнему» десять рублей. Тогда же, смеясь, рассказала об этом Мите, и тот вовсе не приревновал.

Но с тех пор паны ухватились за Грушеньку и каждый день её бомбардировали письмами с просьбой о деньгах, а та каждый раз посылала понемножку.

И вот вдруг сегодня Митя вздумал жестоко приревновать.

– Я, дура, к нему тоже забежала, всего только на минутку, когда к Мите шла, потому разболелся тоже и он, пан-то мой прежний, – начала опять Грушенька, суетливо и торопясь, – смеюсь я это и рассказываю Мите-то: представь, говорю, поляк-то мой на гитаре прежние песни мне вздумал петь, думает, что я расчувствуюсь и за него пойду. А Митя-то как вскочит с ругательствами… Так вот нет же, пошлю панам пирогов! Феня, что они там девчонку эту прислали? Вот, отдай ей три рубля, да с десяток пирожков в бумагу им уверни и вели снести, а ты, Алёша, непременно расскажи Мите, что я им пирогов послала.

– Ни за что не расскажу, – проговорил улыбнувшись Алёша.
– Эх, ты думаешь, что он мучается; ведь он это нарочно приревновал, а ему самому всё равно, – горько проговорила Грушенька.
– Как так нарочно? – спросил Алёша.

– Глупый ты, Алёшенька, вот что, ничего ты тут не понимаешь при всём уме, вот что.

Мне не то обидно, что он меня, такую, приревновал, а то стало бы мне обидно, коли бы вовсе не ревновал. Я такова.

Я за ревность не обижусь, у меня у самой сердце жестокое, я сама приревную. Только мне то обидно, что он меня вовсе не любит, и теперь нарочно приревновал, вот что.

Слепая я, что ли, не вижу?

Он мне об той, об Катьке, вдруг сейчас и говорит: такая-де она и сякая, доктора из Москвы на суд для меня выписала, чтобы спасти меня выписала, адвоката самого первого, самого учёного тоже выписала.

Значит, её любит, коли мне в глаза начал хвалить, бесстыжие его глаза!

Предо мной сам виноват, так вот ко мне и привязался, чтобы меня прежде себя виноватой сделать, да на меня на одну и свалить: «ты дескать прежде меня с поляком была, так вот мне с Катькой и позволительно это стало».

Вот оно что! На меня на одну всю вину свалить хочет. Нарочно он привязался, нарочно, говорю тебе, только я…

Грушенька не договорила, чту она сделает, закрыла глаза платком и ужасно разрыдалась.

– Он Катерину Ивановну не любит, – сказал твёрдо Алёша.
– Ну любит не любит, это я сама скоро узнаю, – с грозною ноткой в голосе проговорила Грушенька, отнимая от глаз платок.

Лицо её исказилось. Алёша с горестью увидел, как вдруг, из кроткого и тихо - весёлого лицо её стало угрюмым и злым.

                                                                                               из романа Фёдора Михайловича Достоевского - «Братья Карамазовы»

( кадр их фильма «Братья Карамазовы»  2009 )

Кинообзор

0

68

Ждёт невеста в тереме

... тщетно надеется венчаться в Царствие Христовом

                                                                                       -- свт. Феофан Затворник (Укороченная цитата)

Не семью печатями алмазными
В Божий рай замкнулся вечный вход,
Он не манит блеском и соблазнами,
И его не ведает народ.

Это дверь в стене, давно заброшенной,
Камни, мох и больше ничего,
Возле – нищий, словно гость непрошеный,
И ключи у пояса его.

Мимо едут рыцари и латники,
Трубный вой, бряцанье серебра,
И никто не взглянет на привратника,
Светлого апостола Петра.

Все мечтают: «Там, у гроба Божия,
Двери рая вскроются для нас,
На горе Фаворе, у подножия,
Прозвенит обетованный час».

Так проходит медленное чудище,
Завывая, трубит звонкий рог,
И апостол Пётр в дырявом рубище,
Словно нищий, бледен и убог.

                                                                       Ворота рая
                                                           Автор Николай Гумилёв

Эмоциональные зарисовки

0

69

С ними под одной крышей (©)

Если зависть тебя съедает,
Так что разум затмило в хлам,
Это дьяволы побеждают,
Делят душу напополам.

И становишься лицемерным,
И двуличным в любых делах,
В состоянии изувера,
Превращаемый в полный кр
ах.

Злая зависть - она такая,
Поглощает, терзает, рвёт,
Вы же жалкие, кто впускает,
Её в душу и не поймёт,

Что поддавшись инстинкту чёрта,
Себе строишь стереотип...
Ваша совесть отныне стёрта,
И внутри Человек погиб.

                                                       Если зависть тебя съедает...
                                                            Автор: Лика Кугейко

Когда фрау Ирена вышла из квартиры своего возлюбленного и начала спускаться по лестнице, её охватил уже знакомый бессмысленный страх.

Перед глазами замелькали чёрные круги, колени вдруг точно окоченели, перестали сгибаться, и ей пришлось ухватиться за перила, чтобы не упасть.

Не впервые отваживалась она на это рискованное приключение, и такая внезапная дрожь тоже была ей не в новинку, но всякий раз, возвращаясь домой, она не могла совладать с беспричинным приступом глупого и смешного страха.

Идя на свидание, она не испытывала ничего похожего.

Экипаж она отпускала за углом, торопливо, не глядя по сторонам, проходила несколько шагов до подъезда, взбегала по лестнице, и первый прилив страха, к которому примешивалось и нетерпение, растворялся в жарком приветственном объятии.

Но когда она собиралась домой, дрожь иного, необъяснимого ужаса поднималась в ней, лишь смутно сочетаясь с чувством вины и нелепым опасением, будто каждый прохожий на улице с одного взгляда угадает, откуда она идёт, и дерзко ухмыльнётся при виде её растерянности.

Уже последние минуты близости были отравлены нарастающей тревогой; она торопилась уйти, от спешки у неё тряслись руки, она не вникала в слова возлюбленного, нетерпеливо пресекала прощальные вспышки страсти, всё в ней уже рвалось прочь, прочь из его квартиры, из его дома, от этого похождения, обратно в свой спокойный, устоявшийся мирок.

Не понимая от волнения тех ласковых слов, которыми возлюбленный старался её успокоить, она на секунду замирала за спасительной дверью, прислушиваясь, не идёт ли кто - нибудь вверх или вниз по лестнице.

А снаружи уже караулил страх, чтобы сейчас же накинуться на неё, властной рукой останавливал биение её сердца, и она спускалась по этой пологой лестнице, едва переводя дух.

С минуту она простояла, закрыв глаза, жадно вдыхая прохладу полутёмного вестибюля.

Где-то вверху хлопнула дверь.

Фрау Ирена испуганно встрепенулась и сбежала с последних ступенек, а руки её сами собой ещё ниже натянули густую вуаль.

Теперь оставалось ещё самое жестокое испытание - необходимость выйти из чужого подъезда.

Она пригнула голову, как будто готовясь к прыжку с разбега, и решительно устремилась к полуоткрытой двери.

И тут она лицом к лицу столкнулась с какой-то женщиной, которая, очевидно, шла в этот дом.

- Простите, - смущённо пробормотала она и собралась обойти незнакомку.

Но та заслонила собой дверь и уставилась на фрау Ирену злобным и наглым взглядом.

- Вот я вас и накрыла! - сразу же заорала она грубым голосом. - Ну, ясно, из порядочных! У неё и муж есть, и деньги, и всего вдоволь. Так нет, ей ещё понадобилось сманить любовника у бедной девушки...
- Ради бога... что вы?.. Вы ошибаетесь, - лепетала фрау Ирена и сделала неловкую попытку проскользнуть мимо, но женщина всей своей громоздкой фигурой загородила проход и пронзительно заверещала:
- Как же, ошибаюсь... Нет, я вас знаю. Вы от моего дружка, от Эдуарда идёте. Наконец-то я вас застукала; теперь понятно, почему для меня у него времени нет. Из-за вас, подлянка вы этакая.
- Ради бога, не кричите так, - еле слышно выдавила из себя фрау Ирена и невольно отступила назад, в вестибюль.

Женщина насмешливо смотрела на неё.

Этот трепет и ужас, эта явная беспомощность были ей, видимо, приятны, потому что теперь она разглядывала свою жертву с самодовольной, торжествующе презрительной улыбкой.

А в голосе от злобного удовлетворения появились даже фамильярно благодушные нотки.

- Вон они какие, замужние дамочки: гордые да благородные. Под вуалью ходят чужих мужчин отбивать. А как же без вуали? Надо же потом разыгрывать порядочную женщину.
- Ну, что... что вам от меня нужно? Ведь я вас даже не знаю... Пустите...
- Ага, пустите... Домой, к супругу, в тёплую комнату... Чтоб разыгрывать важную барыню и помыкать прислугой... А что мы тут с голоду подыхаем, до этого благородным дамам дела нет... Они у нас последнее норовят украсть...

Ирена усилием воли овладела собой, по какому-то наитию схватилась за кошелёк и вытащила оттуда все бумажные деньги.

- Вот... вот... берите. Только пропустите меня... Я больше никогда сюда не приду... даю вам слово...

Свирепо блеснув глазами, женщина взяла деньги и при этом прошипела: - Стерва. - Фрау Ирена вся вздрогнула от такого оскорбления, но, увидев, что противница посторонилась, выбежала на улицу, не помня себя и задыхаясь, как самоубийца бросается с башни.

В глазах у неё темнело, лица прохожих казались ей какими-то уродливыми масками.

Но вот, наконец, она добралась до наёмного автомобиля, стоявшего на углу, без сил упала на сидение, и сразу всё в ней застыло, замерло.

Когда же удивлённый шофёр спросил, наконец, странную пассажирку, куда ехать, она несколько мгновений тупо смотрела на него, пока до её ошеломлённого сознания дошли его слова.

- На Южный вокзал, - выговорила она, но вдруг у неё мелькнула мысль, что та тварь может броситься ей вдогонку. - Скорее, пожалуйста, скорее!

Только по дороге она поняла, каким потрясением была для неё эта встреча.

Она ощутила холод своих безжизненно повисших рук и вдруг начала дрожать, как в ознобе.

К горлу подступила горечь, и вместе с тошнотой в ней поднялась безудержная, слепая ярость, от которой выворачивалось всё внутри.

Ей хотелось кричать, молотить кулаками, избавиться от ужаса этого воспоминания, засевшего у неё в мозгу, точно заноза, забыть мерзкую рожу с наглой ухмылкой, противную вульгарность, которой так и разило от несвежего дыхания не знакомки, развратный рот, с ненавистью выплёвывавший прямо ей в лицо грубые слова, угрожающе занесённый над ней красный кулак.

Всё сильнее становилась тошнота, всё выше подкатывала к горлу, а вдобавок машину от быстрой езды швыряло во все стороны, Ирена хотела уже сказать шофёру, чтобы он ехал медленнее, но вовремя спохватилась, что ей нечем будет заплатить ему - ведь она отдала вымогательнице все крупные деньги.

Она поспешила остановить машину и, к вящему удивлению шофёра, вышла на полдороге. К счастью, денег ей хватило.

Зато она очутилась в совершенно незнакомом районе, среди деловито сновавших людей, каждое слово, каждый взгляд которых причиняли ей физическую боль.

При этом ноги у неё были как ватные и не желали двигаться, но она понимала, что надо попасть домой, и, собрав всю свою волю, с неимоверным напряжением тащилась из улицы в улицу, словно пробиралась по болоту или глубокому снегу.

Наконец, она дошла до дому и устремилась вверх по лестнице с лихорадочной поспешностью, но сейчас же сдержала себя, чтобы волнение её не показалось подозрительным.

                                                                                                                                                          из новеллы Стефана Цвейга - «Страх»

Эмоциональные зарисовки

0

70

В автобусе с плетённым чемоданчиком

Не упорствуй, мой маленький друг.
И не гневайся гневом султанши.
Мы с тобой не поедем на юг.
Мы не будем купаться в Ла-Манше.

Я тебя так же нежно люблю,
Все капризы готов исполнять я.
Но, увы, я тебе не куплю
Кружевного брюссельского платья.

Потому что… — богата ли мышь,
Убежавшая чудом с пожара?!
Что же ты, моя мышка, молчишь?
Или, бедный, тебе я не пара?

Не грусти. Это только — пока.
Перешей своё платье с каймою,
То, в котором, светла и легка,
По Тверской ты гуляла весною.

Заскучаешь, возьму автобус
И до самой Мадлэн (*) прокатаю!
Я ведь твой избалованный вкус,
Слава Богу, немножечко знаю…

Разве кончена жизнь уже?
Разве наша надежда напрасна?!
Почитай господина Мюрже (**),
Ты увидишь, что жизнь прекрасна.

А сознанье, что в нашей судьбе
Есть какая-то мудрость страданья?!
Разве это не лестно тебе?
Разве мало такого сознанья?..

                                                        Не упорствуй, мой маленький друг (отрывок)
                                                                          Автор: Дон - Аминадо
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(*) И до самой Мадлэн прокатаю! - станция метро «Мадлен» (Madeleine) в Париже, которая относится к линиям 8, 12 и 14. Названа в честь близлежащей церкви Мадлен, посвящённой Марии Магдалине.

(**) Почитай господина Мюрже - Мюрже — французский писатель и поэт Анри Мюрже. Мюрже известен, прежде всего, книгой «Сцены из жизни богемы». По мотивам неё в 1896 году Джакомо Пуччини написал оперу «Богема», а в 1930 году Имре Кальман — оперетту «Фиалка Монмартра». Также Мюрже написал романы «Страна латинская», «Сцены из жизни молодых людей», «Аделина Прота», «Красный башмак», элегии, романсы, водевили.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приехавшие уже толпятся у гостиничных автобусов, пёстрой вереницей стоящих в ожидании, словно готовая к стрельбе батарея; перрон почти опустел.

И по-прежнему никого: о ней забыли.

Тётя не пришла: может быть, уехала или заболела, и ей, Кристине, телеграфировали, что поездка отменяется, а телеграмма, увы, запоздала.

Господи, хоть бы хватило денег на обратную дорогу!

Собравшись с духом, она все же решается подойти к служителю, у которого на околыше фуражки золотится надпись "Отель Палас", и слабым голоском спрашивает, не живут ли у них супруги ван Боолен.

"Как же, как же", – гортанно отвечает важный краснолобый швейцарец, ну да, конечно, ему поручено встретить барышню на вокзале.

Пусть она даст ему квитанцию на багаж, а сама пока садится в автобус. Кристина покраснела.

Только сейчас она заметила, и это её больно задело, как выдает её бедность зажатый в руке нищенский плетёный чемоданчик на фоне новеньких, будто с витрины, гигантских кофров, сверкающих металлической оковкой и неприступно возвышающихся среди пёстрых кубиков из ценной юфти, чистой лайки, крокодиловой и змеиной кожи, ожидающих погрузки.

Она вмиг почувствовала, как бросается в глаза дистанция между другими пассажирами и ею.

Её охватило смущение. Надо что - нибудь соврать – быстро решает она.

– Остальной багаж придёт потом.
– Ну что ж, тогда можно ехать, – заявляет (слава богу, без всякого удивления или презрения) величественная ливрея и распахивает дверцу автобуса.

Стоит человеку чего - нибудь устыдиться, как это неощутимо откладывается даже в самом отдалённом уголке сознания, затрагивая каждый нерв; и любое беглое упоминание, всякая случайная мысль заставляют однажды устыдившегося снова претерпевать пережитую муку.

От этого первого толчка Кристина утратила свою непосредственность.

Она неуверенно ступает в сумрачный салон автобуса и тотчас невольно отшатывается, увидев, что она здесь не одна. Но пути назад уже нет.

Ей придётся пройти через этот благоухающий духами и терпкой юфтью (*) полумрак, мимо неохотно убираемых ног, чтобы добраться к задним местам.

Опустив глаза, втянув голову в плечи, как от озноба, совершенно оробев, она движется по проходу и от растерянности бормочет "здрасьте" каждой паре ног, которые минует, словно этой учтивостью просит извинить её присутствие.

Однако никто ей не отвечает.

Либо осмотр, проведённый шестнадцатью парами глаз, окончился неблагоприятно для Кристины, либо пассажиры – румынские аристократы, бойко болтающие на скверном французском, – и вовсе не обратили внимания на жалкое существо, робкой тенью проскользнувшее в дальней угол.

Пристроив чемодан на коленях – поставить его на свободное место она не отважилась, – Кристина пригнулась, чтобы укрыться от возможных насмешливых взглядов; всю дорогу она ни разу не осмеливается поднять глаза, смотрит только в пол, только на то, что ниже сидений.

Но роскошная обувь женщин тотчас напоминает ей о её собственных неуклюжих туфлях.

Оторопело взирает она на стройные женские ноги, надменно скрещенные под распахнутыми горностаевыми манто, на пёстрые мужские носки гольф, и этот "нижний" этаж богатства вызывает у неё озноб: как ей быть среди такого невиданного шика?

На что ни взглянет – новые мучения.

Вот наискосок от неё девушка лет семнадцати держит на коленях пушистую китайскую болонку, та лениво потягивается, повизгивая; попона на собачонке оторочена мехом и украшена вышитой монограммой, а полудетская почёсывающая шерстку рука сверкает бриллиантом и розовым маникюром.

Стоящие в углу клюшки для гольфа и те выглядят нарядно в новеньких чехлах из гладкой кожи кремового цвета, а у каждого из небрежно брошенных зонтиков своя неповторимая экстравагантная ручка – Кристина непроизвольным жестом прикрывает ручку своего зонтика, сделанную из дешёвого тусклого рога…

Только бы никто не взглянул на неё, только бы никто не заметил, что она сейчас переживает, что впервые в жизни увидела!

Всё ниже склоняет голову несчастная, всё незаметнее ей хочется стать, и всякий раз, когда вблизи раздаётся смех, по спине у неё бегут мурашки.

Но она боится поднять глаза и удостовериться, в самом ли деле этот смех относится к ней.

Но вот мучительным минутам приходит конец – под колёсами хрустит мелкий гравий, автобус подруливает к отелю. на звук клаксона, резкого, как вокзальный колокол, к машине сбегается пёстрый отряд сезонных носильщиков и боев.

За ними, более церемонно – положение обязывает, – в чёрном сюртуке и с геометрически ровным пробором появляется главный администратор.

Первой из автобуса выпрыгивает болонка и, приземлившись, отряхивается; не прерывая громкой болтовни, одна за другой выходят дамы; они спускаются, высоко подобрав манто над спортивно - мускулистыми икрами и оставляя за собой почти одуряющие волны благоуханий.

Хотя бы из приличия мужчинам следовало пропустить вперёд робко приподнявшуюся девушку, но либо они правильно определили её происхождение, либо просто не замечают её; во всяком случае, господа выходят, не оглядываясь на неё, и направляются к администратору.

Кристина в растерянности остаётся сидеть с плетёным чемоданчиком, который стал ей теперь ненавистен.

Пусть они все отойдут подальше, думает она, это отвлечет от меня внимание.

Но медлит она слишком долго, и когда наконец ступает на подножку, господин в сюртуке уже удаляется с румынами, бои деловито несут следом ручной багаж, сезонники громыхают на крыше автобуса тяжёлыми кофрами, и никто из них к ней не подбегает.

Никто не обращает на неё внимания.

Очевидно, её приняли за служанку, думает она, испытывая чувство крайнего унижения, ну в лучшем случае за горничную одной из тех дам, ведь носильщики снуют мимо неё с полым равнодушием, будто она такая же, как и они.

Терпение её наконец иссякает, и собравшись с последними силами, она проталкивается в холл к дежурному администратору.

                                                                                        из романа австрийского писателя Стефана Цвейга - «Кристина Хофленер»
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(*)  благоухающий духами и терпкой юфтью  полумрак - Юфть — сорт прочной толстой кожи.

Эмоциональные зарисовки

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»


phpBB [video]


Вы здесь » Ключи к реальности » Волшебная сила искусства » Эмоциональные зарисовки