Зелёная дверь для чёрно - белой души
Нет чёрно - белых фотографий
Есть чёрно - белая душа.
Гадалки из цыганских мафий
Ничьей судьбы не предрешат.
Плачь скрипки или рёв трамвая -
Всё вольный выбор по судьбе,
Но только лишь душа живая
С небес отпущена тебе.
Легко плыви теченьем грусти.
Река тоски неглубока.
Она потреплет и отпустит,
Как будто ангела рука.
Нет чёрно - белых фотографий
Автор: Юлия Борисова Из Питера
Гулял я как то по старому кладбищу, оглядывая старинные надгробия, кладку и пытаясь иногда прочитать полустёртые эпитафии на каменных изваяниях. Вдоль тропинки стройными рядами мелькали уродливые советские железные памятники и обезличенные могилы. Истлевший от времени венок за пыльным стеклом в ромбообразном коробе над чьей - то ржавой могилой.
Знаете кстати, что означают венки с ленточками в погребальной культуре . Что цветы увянут, а память об усопшем написанная на лентах нет. Позже ритуал чуть поменялся на венки из искусственных цветов, но с тем же смыслом. Мы будем помнить тебя всегда. Как бы то ни было сакральный смысл давно забылся, зато остался обычай таскать венки на похороны и не только. Зайдите на любое кладбище их там полно.
Был короткий период в некоторых городах страны прикреплять к надгробиям коробочку - витринку с искусственными цветами за стеклом. Как раз встретилась такая могила, с выцвевшими тряпками лепестками и ржавой проволокой бывшие цветы за стеклом памятника без даты и имени вот она тщетность бытия.
Я не спеша шёл вглубь погоста тропинка петляла, а тишину нарушал только шум листвы уставших деревьев под лёгким натиском теплого осеннего ветерка да редкое стрекотание птиц.
"Деревья вы не шумите Танечка спит вы её не будите" гласила жутковатая эпитафия с могилы молодой девушки.
Но увы деревья продолжали шуметь,а Танечка никак не просыпалась. Наверняка вы встречали какие - нибудь действительно страшные эпитафии если вообразить что они воплотятся в реальность.
Вообще если верить в эзотерические течения и магию. Особенно в то, что слова материализуются, а ещё если они вбиты в бетон. То на любом кладбище можно обнаружить целую палитру само порч и само проклятий.
"Как рано ушёл ты сыночек родной всю радость и счастье забрал ты с собой" - вот и забирают они всю радость и счастье, подумалось почему то глядя на соседние захоронения родственников умерших вскоре после сыночка забравшего всё. Подобных эпитафий тысячи в различных вариациях. Усопший что то забирает с собой : сердце,любовь, жизнь. Или оставляет навсегда : боль, утрату, горе и вечную скорбь. Гласят слова в каменных строках.
Бывают и пассивно - агрессивные - Прохожий ты идёшь, но ляжешь как и Я, сядь по сиди со мной... Примерный текст и вот скажите ну как туда не зайти в оградку чтоб прибухнуть с почившим, а внезапно появившимся родственникам сказать : так вот же написано. Приглашение войти. Подумать. А по пьяни однозначно думать веселей. Шутка конечно.
А вот предупреждающе - напоминающие на тысячах братских мемориалах: И грозные строки вздыхают с гранита. Никто не забыт и Ничто не забыто.
Вообще что касается эпитафий конца двадцатого века есть и хорошие их тоже много, например : Ты всегда будешь жить в наших сердцах или в памяти . Варианты тоже разные, но смысл один.
Когда память о близком человеке жива это очень хорошо.
Лично мне понравилась одна эксклюзивная эпитафия её придумал покойный сам для себя. Наверно был очень весёлым философом.
...И я бродил здесь меж гробами читая надписи вокруг,которые сейчас и ты читаешь. Намёк ты этот понимаешь. Прощай же. До свиданья друг.
Вот заросли деревьев и кустарника кончились показался просвет с старинными надгробиями. Редкий щебет птиц органично сочетался с тишиной. О, как близко ощущение конечности бытия.
Как в древнем Риме на триумфе позади императора всегда стоял раб держащий над его головой лавровый венок. Но главная его обязанность заключалась нашёптывать этому живому воплощению божества , что он всего лишь человек и так же смертен : Memento mori. Memento mori - вещал раб . А вокруг ликовали: Ave, Caesar. Memento mori - помни о смерти.
Люблю старые надгробия с их греческим стилем колонн и различной символикой. Вот и сейчас решил немножко свернуть с тропинки ознакомится с одним из них.
Трудно сказать какой мотив был распространён больше. Очень часто встречаются могилы в виде Голгофы с уже отвалившимся крестом или могилы кубики видимо более простой вариант. Часто можно встретить могилы в виде дерева с обрубленными ветвями. Изначально они означали что человек умер внезапной смертью от несчастного случая или крайне неожиданно для всех. Позже такая стилистика вошла в моду и памятник уже ставился по желанию.
Я же шёл к сохранившемуся надгробию в виде чаши. Чаша это значит похоронена женщина. Чаша с разливающейся водой, многодетная мать, а закрытая чаша что умерла девочка или девушка в девичестве. Хотелось проверить так ли это. И действительно памятник принадлежал какой - то девице.
Я вернулся на тропинку в голове звучала мелодия Брамса - Колыбельная. Вы могли её слышать в передаче Спокойной ночи малыши и в американских мультфильмах в теме убаюкивания ребёнка или зайца переодетого в такового. Сразу отвечу причём здесь колыбельная и кладбище. Дело в том что Брамс тоже любил прогуливаться по кладбищу и как - то наткнулся на могилу ребёнка с надгробием в виде ангелочка. Вот так и сочинилась мелодия - эпитафия под названием колыбельная. Такие вот дела.
Навстречу из за резкого поворота тропинки выпорхнула молодая девушка. Что ж не я один люблю прогуливаться по погостам окунаясь в эпоху ушедшего в небытие .
Девушка смущённо спросила где выход с кладбища. Я указал ей куда идти махнув рукой откуда пришёл. Последняя улыбаясь сказала что чуть заплутала и переспросила на всякий случай: Там точно можно выйти. Конечно можно успокоил её Я и каждый пошёл своим путём.
Девушка скрылась уходя по дорожке в заросшем участке , а моя тропинка резко закончилась.
Что - то случилось. Кладбище вдруг стало каким - то живым и отчуждённым. Ветер перестал шуметь.
В конце дорожки я увидел могилу с длиной эпитафией на мраморной табличке: Чащина Лариса Зотовна тяжёлый недуг безвременно забрал твою жизнь. Навечно светлый образ будет жить вместе с нами. Навсегда осиротевшие родители.
А с хорошо сохранившейся чёрно - белой фотографии на меня смотрела девушка, которой я совсем недавно показал как выйти с кладбища. Неприятный холодок пробежал по спине. И обратный путь по извилистой тропинке казался уже каким то зловещим. На кладбище стояла полная тишина , как и солнце спряталось за тучи.
Срочно. Срочно домой пока ещё Танечка не проснулась.
... и всяк зевая да живёт и всех вас гроб зевая ждёт...
Прогулка по Кладбищу
Источник: Литературный Портал «ЛитКульт»